202111 .pdf

3 5 6 О том, О том, как правильно почему игры - О том, сыграть это серьёзное почему парфюмерную дело, круто быть симфонию и особой профессионалом и создать духи атмосфере своего дела самостотельно “Игробума”

№ 12 (300) 20 ноября 2021 года

Салют, читатель! Мои мама и папа периодически любят мне напоминать, что вот в их детстве» «никаких ком- пьютеров и телефонов не было» и выросли они вполне нормальными людьми. Сегодня многие взрослые до сих пор беспокоятся о том, как все эти новые технологии могут повлиять на разви- тие молодого поколения, то есть на нас.

Да, не просто так нас называют поколением Z, ведь наша самая характерная черта именно активное и ежедневное использование совре- менных технологий. Сегодня интернет, циф- ровая реальность поглощают жизнь молодых людей. И нет в этом ничего плохого. Сейчас по- пробую объяснить почему.

Во-первых, это значительно упрощает жизнь. Потому что сегодня она невероятно на- сыщена событиями, а успевать хочется всё: и хорошо учиться, и заниматься любимым делом, часто видеться с друзьями, гулять, развлекать- ся, заниматься саморазвитием и т.д. Благодаря технологиям я сегодня могу записаться на он- лайн-курсы по английскому языку и не тратить время на дорогу. Могу созвониться с другом из другого города по видеосвязи, если у нас нет возможности и времени приехать друг к другу и встретиться.

Сегодня с помощью обычного телефона в наших руках мы можем заказать себе такси, еду, купить букет цветов для мамы и устроить для неё сюрприз. Многие молодые люди, даже среди моих знакомых, сегодня уже открывают свой бизнес. Это не было бы возможно без со- временных технологий.

Благодаря новым технологиям я могу все- рьёз заниматься наукой. Например, пользовать- ся всеми мировыми библиотеками, при этом не то что не выезжая за пределы страны, а даже не выходя из своей комнаты. Могу задать во- прос выдающемуся профессору престижного вуза, найти людей, которые могут помочь мне с исследованиями, продвигать свои идеи не толь- ко в пределах своего города, но страны и даже мира. ТЕХНОЛОГИИ - ДРУГ МОЛОДЁЖИ С чего начинается твоё утро? Со звонка будильника на телефоне и проверки уведомлений. Мно- гие из нас не представляют своей жизни без этого гаджета. И нужен он нам не просто для того, что- бы кому-то позвонить, а с помощью него мы учимся, сохраняем тёплые воспоминания и видим, чем занимаются и куда ездят наши друзья. Можно долго рассуждать, хорошо это или плохо. Но ясно одно - технологии прочно вошли в наше расписание, и нам без них никак не обойтись. Мы узнали у участников 12 смены, как они дружат с техникой. Меня радует, что технологии при этом не останавливаются и продолжают удивлять практически каждый день. Появляются новые усовершенствованные модели автомобилей, смартфонов, компьютеров. Изобретаются аб- солютно новые гаджеты, придумываются новые технологические процессы, которые делают наш мир более современным. Например, мы на пороге внедрения беспилотных автомоби- лей, искусственного разума, перехода на возоб- новляемую энергию и много другого. Прогресс современного общества уже невозможно пред- ставить без развития науки и техники, без вне- дрения технологических новшеств. Ксения Мясоедова, 15 лет, Республика Татарстан: - Технологии очень сильно облегчают нашу жизнь. Тот же Руслан Бегишев, 14 лет, Московская область: - С самого детства мне было интересно разбирать технику робот-пылесос сделает уборку вместо тебя намного каче- ственнее. Он у нас уже как член семьи, мы даже имя ему дали: «Гоша». А мультиварка помогает сэкономить время на готовку: закинула в неё продукты и идёшь делать уроки, пока она ва- рит кашу или плов. Прямо как волшебный горшочек из сказки. Умные часы во время занятий спортом отслеживают моё со- стояние здоровья и активность. Это очень удобно. К тому же, они мотивируют меня выполнять нужную норму шагов в день - 10 тысяч. на части в надежде найти в ней сокровища. Но в итоге мне попадалась только медь. Но зато я теперь знаю, как там всё устроено. Но удивительно другое: мне удалось всё собрать об- ратно и ничего не сломать. Походу я точно дружу с техникой. Впрочем, сегодня с ней близко знаком каждый.

Руслана Рыбакова, 15 лет, Московская область: - Ещё больше подружиться с техникой меня заставила В «Орлёнок» постоянно приезжают ребята, которые каждый день доказывают, что техно- логии и молодёжь - друзья. Доказывают свои- ми достижениями в области науки с помощью цифровой реальности, своим кругозором и удивительной способностью моментально под- страиваться под меняющийся мир современных технологий. жизнь, когда пришлось работать с зеркальным фотоаппара- том и видеокамерой. От технической составляющей в этом деле зависит успех отснятого материала. Поэтому я само- стоятельно разбиралась со всеми кнопочками, внутренним устройством зеркалки, изучала литературу. Пробовала, много ошибалась, но всё-таки научилась управляться с этой штукой. Чему я очень рада. При желании и упорстве можно научиться владеть в совершенстве чем-угодно. Алиса Нордгаймер, 15 лет, Омская область: - Не знаю, что бы я делала без своего телефона, когда нуж- но какую-то информацию посмотреть, что-то скачать, сфото- графировать или записать. Старшее поколение ругает нас за то, что мы постоянно сидим в телефоне. Но мы же используем его не только для развлечения, а ещё - для обучения. Ведь интернет даёт нам доступ к любой библиотеке мира. А с помо- щью некоторых приложений можно учить языки, заниматься спортом и следить за питанием. Так что, мамы, папы, не переживайте за нас. Мы знаем, что за нами будущее страны. Техно- логии нам в этом помогут, а мы вас не подведём! Мария САВЕЛЬЕВА, Москва Карина ИСАЕВА, Томская область

2 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ХРОНИКА ДВЕНАДЦАТОЙ СМЕНЫ

ОБО ВСЁМ Двенадцатая смена в «Орлёнке» прошла с 3 по 23 ноября. Её участниками стали свыше 1100 школьников из самых разных регионов России. Хотя в ноябре в море уже не покупаешься, но в Стране детства, независимо от погоды, всегда есть чем занять- ся. Обо всём, что мы не уместили на остальных страницах на- шей газеты, мы рассказываем в традиционной хронике смены.

ОСЕНЬ - ВРЕМЯ ПИТЬ ЧАЙ Признавайся, любишь пить чай с чем- ещё соусы - тар-тар и творожно-сметанный. Так получается намного вкуснее. А вообще орлята из «Звёздного» те ещё выдумщики. Например, они из гречневой каши умудри- лись приготовить блины. нибудь сладеньким? Наверняка ты покупа- ешь в магазине шоколадки, вафли, пече- нье. Но хоть раз тебе приходилось читать состав на обёртке? Как-нибудь загляни туда, узнаешь много познавательного, а может даже ужаснёшься количеству саха- ра. Наши орлята знают, что это далеко не правильное питание. Они-то в этом плане уже грамотные. Ведь в течение смены у них проходят лекции и практические занятия в рамках просветительской программы «Ос- новы здорового питания». - Мы просто сварили из гречки рассып- чатую кашу и обжарили лук, - говорит Алёна Варлашова из Пермского края. - Затем мы всё это добавили в готовое тесто и переме- шали. Таким образом, заменили пшенич- ную муку гречневой, богатой витаминами, минералами и растительным белком. В ней есть жизненно важные для человеческого организма аминокислоты, природные анти- оксиданты и пищевые волокна. При этом в гречневой муке отсутствуют вредные угле- воды и глютен. Как видите, старались сде- лать всё по правилам здорового питания, но при этом ещё и вкусно.

А применяют ребята полученные зна- ния на кухне - вместе с поварами они гото- вятся к конкурсу кулинарных команд. В этот раз темой вкусного поединка стали осенние посиделки. Воображение сразу рисует нам картину: на столе стоит самовар с аромат- ным чаем (но это в идеале, а в реальности - хотя бы заварной чайничек), конфеты, ба- ранки, пирожные и главное - близкие люди рядом. На кулинарном баттле орлята как раз и показали, как такие посиделки можно организовать и какие полезные десерты к чаю и не только приготовить. Орлята из «Штормового» удивили нас ции и космонавтики. блинным многослойным пирогом. Одного его кусочка с имбирным или барбарисовым чаем хватит, чтобы оставаться сытым поло- вину дня. Проверено на себе! А готовится он очень просто - нужно напечь как можно больше блинов и заготовить начинку: кар- тофельное пюре, жареный лук, отварное куриное филе, измельчённое и смешанное со сметаной, тушёная капуста, порезанные яйца. Первый слой - это картошка с луком и капустой, второй - курица, третий - яйца. И так по кругу. Да, повозиться придётся, но зато хватит на целую ораву домашних и друзей, ещё и останется на завтра. - Никогда не думала, что буду занимать- ся какими-то техническими штуками, - го- ворит она. - Например, программировать робота (видимо, настала пора применить свои математические знания) или летать на настоящем авиасимуляторе. А ещё - мне удалось пройти отбор в лётчики на настоя- щих тренажёрах. Вестибулярный аппарат у меня оказался отличным. А у девчонок из «Стремительного» бли- ны получились просто загляденье, прям целое произведение искусства, похоже на вязаные кружева. Мы не удержались и спросили, в чём же заключается секрет. - Просто нужно хорошо просеивать муку и интенсивно размешивать тесто, чтобы не было комочков, - делятся советом Софья Герасимова и Арина Сабрекова из Москов- ской области. - Но это не главное - в готов- ку нужно вкладывать любовь и душу, тогда всё получится. Но и музыку девочка не оставила в «Ор- Но на одном сладком, кстати, дело не лёнке» без внимания: она радовала орлят из «Стремительного» своей игрой на фор- тепиано на всех концертах. ограничилось. Например, ты ел когда-ни- будь солёные сырники? Так вот, мы тоже никогда не пробовали, но благодаря ребя- там из «Звёздного» расширили свои гастро- номические предпочтения. А заведующая столовой лагеря Александра Григорьева поделилась с нами рецептом. - Мне бы очень хотелось вернуться ещё Думаю, что девушки в этом плане точ- Оценивали поварское искусство ребят раз в этот лагерь, - добавляет Лена. - Так как здесь один день не похож на другой - нет рутины, которую не выношу. А ещё тут - са- мые благодарные слушатели, что для музы- канта очень важно. но правы. Ведь их блины с красной икрой, мясом и бананово-шоколадной начинкой получились просто объеденье. важные люди «Орлёнка» во главе с дирек- тором центра Александром Джеусом. Алек- сандр Васильевич признался, что выбор был не простым, потому что все команды высту- пили блестяще, можно сказать, на уровне государственных приёмов. Но конкурс есть конкурс, поэтому жюри вынесло решение, что в этот раз переходящий кубок забирает детский лагерь «Звёздный». - Нам понадобится 400 граммов творо- Познакомили с традициями башкирско- га, яйцо, 4-5 веточек укропа, три столовые ложки муки, - рассказывает она. - Творог протираем через сито, чтобы сырники по- лучились пышными. Яйца взбиваем с со- лью. Укроп промываем и мелко нарезаем. В творог добавляем яичную смесь, укроп, муку и манку. Тщательно перемешиваем все ингредиенты. Формируем из получив- шейся массы сырники и запекаем в духовке при 180 градусах. го чая и угостили блинчиками с творогом нас ребята из «Солнечного». Мы узнали, что у башкир выражение «попить чаю» может подразумевать полноценный приём пищи. У них принято сопровождать чаепи- тие пирогами, колбасой, ватрушками, варё- ным мясом. В общем, на стол ставится всё, что есть в холодильнике. У них мы действи- тельно объелись блинов с самым широким ассортиментом варенья: из инжира, мали- ны, вишни и абрикосов. ВОЛОНТЁРСТВО БЫВАЕТ РАЗНОЕ А в «Солнечном» на проекте «Фестиваль «Мечтай. Твори. Действуй» собрались на- стоящие лидеры, активные участники дет- ских и молодёжных организаций, активисты органов самоуправления школ, интересую- щиеся добровольческой деятельностью и социальным проектированием; победители и призёры Всероссийских и региональных конкурсов в области добровольчества и со- циального проектирования. Уверена, что теперь и ты знаешь, чем удивить своих друзей. Поэтому смело со- бирай их на чайные осенние посиделки. Тем более мы поделились с тобой идеями и ре- цептами. Кстати, к сырникам можно добавить «ОРЛЁНОК» ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ! В 12 смену в детский лагерь «Стреми- Как ты уже понял, в смене ребята про- должили погружаться в тему волонтёрства. На серии занятий «Путь добровольца» они узнали о том, что мотивирует волонтёров к совершению добрых дел, как можно присо- единиться к добровольческому движению, как собрать команду и избежать конфликт- ных ситуаций. Даже те, кто уже развивается в этом направлении, узнали много новой и полезной информации, а также прокачали свои коммуникативные и организаторские навыки. тельный» приехали талантливые мальчишки и девчонки из Москвы и Московской обла- сти - участники смены «В команде с друзья- ми» (организатор «Центр народной помощи «Благовест»), проявившие себя в художе- ственном и научно-техническом творчестве, спорте и учёбе. Например, Елена Кистенёва закончила гнесинскую музыкальную школу с красным дипломом, является неоднократ- ным победителем олимпиад по математике и призёром спортивных состязаний, а также состоит в «Юнармии».

- Я уже несколько лет являюсь медиа- волонтёром: пишу и снимаю репортажи о разных событиях, - рассказывает Эля Мерц из Башкортостана. - Но в «Орлёнке» мне удалось расширить свои познания в этой об- ласти. Так, я узнала, что существует ещё ме- дицинское, спортивное, событийное и соци- альное волонтёрство. Меня заинтересовали два последних, так как в них я могу продол- жать развиваться как журналист. - Сколько себя помню, мне всегда хоте- лось постоянно находить новые увлечения - не зацикливаться на чём-то одном, - рас- сказывает девочка. - Так, я перепробовала различные виды спорта, какие только мож- но найти, начиная от фигурного катания и заканчивая плаванием. Большой упор, ко- нечно, делаю на музыке (занимаюсь игрой на фортепиано больше 10 лет), но иногда нужно переключаться, чтобы другие навыки осваивать, мало ли что в жизни пригодится.

По итогам участия в программе каждый школьник получил именной сертификат, ор- ганизаторы мастер-классов, победители и самые активные ребята были награждены грамотами и дипломами. Казалось бы, девочку с такими достиже- ниями и тягой к новому сложно чем-то уди- вить. Но «Орлёнок» умеет открывать воз- можности… Так и Лена осталась в восторге от Детского инновационного центра авиа- Мария САВЕЛЬЕВА, Москва

ГЛАВНАЯ ТЕМА 3 ТРИ ПРИЧИНЫ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ WORLDSKILLS RUSSIA ТУСОВКА+

В 12 смену в детском лагере «Звёздный» собрались со- вершенно разные ребята - от прессы и молодых вожатых до инженеров и химиков. Но наше внимание привлекли орлята в синих свитшотах. Это участники проекта «Профильные техноо- тряды: FutureSkills» (организаторы: МГОК, АНО «Агентство раз- вития профессионального мастерства» (Ворлдскиллс Россия) и другие). Некоторые из них - победители, призёры и участни- ки региональных, национальных, международных чемпионатов WorldSkills Russia и WorldSkills Russia Junior. Мы решили вы- яснить у них, какие возможности открывает движение Ворлд- скиллс и почему стоит к нему присоединиться. Все подробности читай в нашем материале.

БЫСТРЕЕ НАЙТИ СВОЁ ПРИЗВАНИЕ В наше время сложно найти профессию особенно заметно на нацфинале. А ещё - мы учимся друг у друга, подсматриваем какие- то идеи и добавляем их в свою технику. Ма- лярка - это совсем не скучно, здесь огромное поле для роста. по душе и очень часто для нас, для детей, требуется помощь в поиске по-настоящему любимого дела. У нас в школе есть профиль- ные занятия по разным направлениям (со- баковод, лаборант, слесарь, оператор ЭВМ, макетчик и т.д.). Ты раз в неделю ходишь в колледж по своему профилю, где тебя пе- дагог учит основам профессии, которую ты выбрал. Например, один из нас обучается слесарному делу. Возможно, это не станет основной профессией, но полезные навыки останутся. Мы считаем, что в наше время лучше начинать с детства учиться интерес- ной тебе работе. ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ Согласись, что бездумное пролистыва- уду занимать- штуками, - го- ние ленты Инстаграма или протирание шта- нов за стрелялками или танчиками пользы принесут тебе не так много. А вот если ты начинаешь интересоваться востребован- ными профессиями, ищешь информацию о них, начинаешь их примерять на себя, то за- кладываешь прочный фундамент своего бу- дущего. Так и участники смены «Профиль- ные техноотряды» на 12 смене занимаются по четырём направлениям: «Интернет-мар- кетинг», «Инженерный дизайн CAD», «Ре- крутинг», «Токарные работы на станках с ЧПУ». граммировать ра применить или летать на А ещё - мне ки на настоя- ный аппарат у тавила в «Ор- Так и в WorldSkills у ребят есть возмож- довала орлят ность найти своё призвание намного проще, чем они бы это делали сами. Например, Да- рья Куделя из Челябинской области в этом движении уже несколько лет. С ним она впер- вые познакомилась в «Орлёнке» именно на смене «Профильные техноотряды». Девоч- ка пробовала себя в разных компетенциях: «Предпринимательство», «Интернет-марке- тинг», а сейчас она осваивает «Инженерный дизайн CAD». Но однажды она попробовала себя в малярном деле… грой на фор- ернуться ещё ет Лена. - Так на другой - нет Мы попали на одно из самых популяр- ных направлений «Инженерный дизайн CAD» (на него записалось более 30 чело- век). Ребята занимались проектировани- ем 3D-моделей в специальной программе. Нам, неспециалистам, было сложно с пер- вого взгляда во всём разобраться, поэтому мы обратились к куратору компетенции Ни- ките Савину. А ещё тут - са- БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Показать свои профессиональные уме- Кроме вознаграждения за призовое ме- что для музы- сто (500 тысяч) Артёму предложили посту- пить в колледж МГОКа и трудоустройство в японско-немецкую станкостроительную ком- панию DMGMori. ния у тебя появится возможность на чемпи- онатах Worldskills. На этих соревнованиях собираются самые топовые компании. Поэ- тому есть шанс не только стать обладателем призового места, но ещё - получить первую работу. О том, что это вполне реально, нам рассказал куратор направления «Токарные работы на станках с ЧПУ» 18-летний Артём Панфёров. Т РАЗНОЕ е «Фестиваль обрались на- - Как-то резко мне захотелось порисо- - У меня получается совмещать работу с вать, - говорит Дарья. - И на одном из Skills- days я попробовала себя в компетенции «Де- коративно-малярные работы» и поняла, что это не просто взять и поводить валиком по стенке, а настоящее творчество, в котором очень много тонкостей. учёбой, потому что я выбрал специальность, которую досконально знаю, - делится Артём. - Поэтому нахожусь на индивидуальном об- учении и больше уделяю времени своей де- ятельности в компании. Это позволяет мне зарабатывать неплохие деньги (от 50 тысяч), плюс я получаю стипендию в размере 20 ты- сяч как призёр нацфинала. Когда завершу своё обучение, то смогу ещё больше выра- сти в финансовом плане. частники дет- ий, активисты - Инженерное проектирование отвечает за подготовку документации к производству изделий, - объясняет он. - А чтобы это сде- лать, нужно понимать, как работают разные детали: двигатели, насосы, моторы. Снача- ла школьникам материал кажется сложным, но когда ты им раскладываешь по полочкам все жизненно важные технологические про- цессы, то потом у них в голове выстраива- ется цепочка. Они понимают, откуда берут- ся привычные нам вещи. Например, та же компьютерная мышка проходит через три завода, прежде чем попасть к нам на стол. Пусть не все из них станут инженерами, но по крайней мере они расширят свой круго- зор и научатся логически думать. Это при- годится им в любой сфере. л, интересую- тельностью и м; победители - Ещё в 14 лет учитель информатики региональных После «Орлёнка» Даша продолжила предложил мне сходить на компетенцию Ворлдскиллс, которую я сейчас преподаю, - вспоминает Артём. - Сначала даже расстро- ился, думал, что увижу наследие советского завода. Но когда перед моим взором пред- стал огромный белый, похожий на космиче- ский корабль, токарный станок, я понял, что пропал и хочу только на нём программиро- вать. И сразу записался на обучение по этой площадке. льчества и со- тренироваться на кусках гипсокартона, хотя родители отдали ей в распоряжение всю квартиру для тренировок. Когда девочка со- бралась участвовать в конкурсных испыта- ниях по своему направлению, то оказалось, что в регионе нет площадки, где бы она мог- ла тренироваться. е ребята про- волонтёрства. Как видишь, получить перспективную овольца» они и интересную профессию с достойной зар- платой даже после школы вполне реально. Просто надо выбрать ту компетенцию, кото- рая тебе по душе, и развиваться в ней не не- сколько месяцев, а лет, как это получилось у Артёма. волонтёров к можно присо- му движению, - Мне пришлось поставить всех на уши и ать конфликт- доказать, что я смогу достойно представить свой регион на нацфинале, - вспоминает де- вочка. - Приходилось самостоятельно гото- виться в мастерских по 16 часов. У меня не было наставников. Я просто открывала гугл и вбивала «малярка». Так, по видеоурокам совершенствовалась в своём мастерстве, хотя хорошую базу мне удалось получить в «Орлёнке». На чемпионате многие думали, что меня классный эксперт тренировал. Но я просто выехала за счёт целеустремлённости и титанического труда. е развивается Артём уже и так увлекался информаци- много новой и онными технологиями, но теперь он нашёл своему хобби практическое применение. После школы он спешил на занятия в реги- ональный координационный ценр движения, где от простого к сложного постигал основы современного токарного дела. Как самому целеустремлённому ученику ему предложи- ли поучаствовать на региональном чемпио- нате, который он успешно выиграл. же прокачали ганизаторские На инженерный дизайн попала и Даша КАК ПРИСОЕДИНИТЬСЯ? Это можно сделать двумя способами: Куделя, хоть она и маляр до мозга костей. Но девочка говорит, что получать новые знания всегда нужно. А эта компетенция по- могла ей научиться составлять трёхмерные модели своих эскизов. выиграть путёвку во Всероссийские детские центры в конкурсном отборе по программе «Профильные техноотряды» или найти в своём городе региональный координацион- ный центр. Как рассказала нам координатор программы «Профильные техноотряды» Ма- рина Мехлик, первый путь намного проще и быстрее. Нужно просто следить за обновле- ниями официального сайта Московского госу- дарственного образовательного комплекса и участвовать в конкурсах. Может быть, на сле- дующей смене «Профильных техноотрядов» мы увидим тебя. И именно в «Орлёнке» нач- нётся твой путь в движение Worldskills. ляюсь медиа- репортажи о ает Эля Мерц Орлёнке» мне А Ростислав Журавлёв из Московской ния в этой об- твует ещё ме- области целенаправленно пошёл на это на- правление. Юноша очень долго занимался в театральной студии, но вот в «Орлёнке» он резко переключился на что-то противопо- ложное. Ростислав считает, что в нынешнее время, когда технологии шагают впереди, изучать компьютеры просто необходимо. - Дальше был национальный отбор в Мо- ийное и соци- интересовали Кстати, после национального финала скве, но там мне, к сожалению, не хватило нескольких баллов, - продолжает он. - Я, конечно, немного расстроился, но зато по- лучил хороший опыт, поэтому в следующем году победил с огромным отрывом. Правда, потом на полуфинале национального чемпи- оната потерпел неудачу, так как у меня было огромное количество тренеров, не было структуры знаний и понимания базовых ве- щей. Но на ошибках действительно учатся, в 2021 году я стал призёром нацфинала, что дало мне, можно сказать, билет в будущее. Даша поняла, что с маляркой у неё теперь всё серьёзно. После школы девочка плани- рует попасть в подмастерье к настоящему профессионалу. могу продол- ст. амме каждый ртификат, ор- - Это творческий процесс, который по - Я сам захотел на «Инженерный дизайн победители и сути ничем не ограничен, - добавляет она. - Например, тебе дают кейс - сделать имита- цию дерева. Ты включаешь креативное мыш- ление и приходишь к тому, что можно взять колпачок и получится дупло. В общем, в этом деле каждый выкручивается по-своему. Это CAD», потому что это мне понадобится в моей профессии, - добавляет он. - Пока что-то понимаю, некоторые задачи даются трудно, но всему своё время. У нас есть за- мечательный преподаватель, который всег- да поможет и подскажет. и награждены Дмитрий ШЕХОВ, Московская область, САВЕЛЬЕВА, Антон БУЛАТОВ, Москва Пермский край

4 ЛИДЕРСКАЯ СТРАНИЧКА ОТДЫХАЮТ ЛИ ИНЖЕНЕРЫ НА КАНИКУЛАХ? Масте

КАК ЕСТЬ

На ноябрьской смене в «Звёздном» прошла программа «Ин- женерные каникулы», на которой собрались ребята со всей страны и даже из-за границы! Под руководством первоклассных специалистов из университета МИСиС они изучали «азы и буки» программирования и выполняли необычные проекты, посвящён- ные роботам, космосу и даже играм! Что такое лифт на орбиту, как создать своими руками необычную электрогирлянду и зачем психологу навыки инженера - читай в нашем материале.

Что нужно знать, чтобы быть инже- моделирование их решений. Суть этих занятий в изучении пробле- нером? Математику? На первый взгляд - да, однако на второй становится понят- но, что физика и химия не менее важны. Поэтому учредители тематической про- граммы «Инженерные каникулы» в ВДЦ «Орлёнок» включили в задачи смены знакомство ребят с передовыми техно- логиями и углубление знаний в области физики и химии различных материалов. мы освоения Луны и её колонизации. Ор- лята разбирались, каким образом мож- но будет построить лунную базу и какие проекты можно привнести туда, чтобы это дело шло быстрее. Образовательный модуль посвящён аналитическим и тео- ретическим вопросам, но также в конце проекта ребятам нужно выполнить некие вычисления, чтобы правильно преподне- сти и доказать свои мысли.

Однако не только этими науками юные инженеры занимаются на сво- их занятиях. Каждый учится по одно- му из направлений: «Лифт на орбиту», «Управление бизнесом», «Архитектурное 3D-моделирование» или «Робототехни- ка». - Мой проект посвящён роботу, кото- рый будет исследовать почву Луны. На основе своих знаний ищу плюсы и мину- сы этого робота, предлагаю различные улучшения, - говорит Алёна Иванченко из Ханты-Мансийского автономного округа. - Хотя я собираюсь стать психологом, ду- маю, эти занятия очень пригодятся мне в будущем, потому что они учат тщательно и планомерно изучать вопросы, в которых ты изначально не особо разбираешься. Космос - это скорее моё увлечение, хоб- би. Существует мнение, что людям стоит сначала изучить Землю и только потом покорять космос. Я не согласна с этим утверждением, ведь одни ученые изуча- ют океан, другие - космос. Что плохого в том, чтобы изучить то, что нас окружает со всех сторон?

практически не отделимо от инженерии. На занятиях я рассказываю обо всём, что проходил в вузе, но в очень упрощённом виде, здесь ребята изучают азы. однажды я просто подошёл к нему и захо- тел попробовать. Папа посадил меня за компьютер и показал, как работать. Мне понравилось и вскоре я уже участвовал в различных конкурсах и получил пригла- шение на программу «Технопрорыв». И теперь уже в «Орлёнке» всё больше от- тачиваю своё мастерство. Мне нравится заниматься моделированием, потому что это интересно и познавательно. БИЗНЕС ЗА КОНФЕТЫ В направлении бизнеса есть две от- расли: финансовый анализ уже суще- ствующей известной компании или созда- ние собственного бизнес-плана (конечно, после получения хорошей теоретической базы от наставников). В конце смены каждый должен защитить свой проект перед взыскательными жюри. Теперь о проектах… Для их выполне- ния ребята разделились на две группы. Первая занималась разработкой умной теплицы, которая считывает различные факторы (свет, влажность и т.д.) и под- страивается под них. А вторая создаёт игру. Точнее платформу для игры - пол, разделённый на квадраты. Каждые пять секунд некоторые из них загораются. А правила игры зависят от фантазии игро- ков - например, наступаешь на не горя- щий участок - выбываешь. И так до по- следнего оставшегося участника. - Я с детства мечтаю быть химиком- технологом. Случайно узнала о прово- димой «Орлёнком» программе и решила попытать счастье, - рассказала Марга- рита Суслова из Саратовской области. - Я строю экономическую модель своего бизнеса, что напрямую связано с инже- нерией. До «Орлёнка» я участвовала в конкурсе «Большие вызовы» и разрабо- тала комплекс гигиенических средств от гипергидроза или, говоря человеческим языком, от излишней потливости. Проект уже готов, теперь осталось только соз- дать бизнес-план, который детализирует всё, что будет происходить в компании, начиная с будущих инвесторов и закан- чивая зарплатой каждого из сотрудников. Очень здорово, что занятия на треках по экономике действительно помогли в пла- нировании проекта. Разумеется, я могла бы сделать всё это и сама, но после объ- яснения специалистов всё стало намно- го более понятно и просто. К тому же, у нас на занятиях очень весело, мы много шутим и разговариваем на разные темы. Есть даже система поощрения: за боль- шое количество ответов и хорошо про- деланную работу - конфеты. Это здорово мотивирует! ВМЕСТО ЭПИЛОГА Для тех, кто не успевает доделать проект (вне зависимости от направле- ния) есть возможность дистанционной помощи с доработкой от преподавателей в дальнейшем. С этими проектами все участники смены при желании смогут вы- ступать на различных конференциях все- российского уровня, победы и призовые места на которых дадут дополнительные бонусы для поступления в технические вузы или к ЕГЭ. Согласимся с Алёной и также отме- тим, что, не зная космос, невозможно предсказать и предотвратить, скажем, падение большого метеорита на нашу планету, что и делают современные учё- ные в настоящее время. МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО Более «зрелищным» и объёмным моделированием (но уже без раз- КАК СВЯЗАНЫ ПОДАРКИ И РОБОТОТЕХНИКА? С помощью чего конструируются со- бирательств, как это должно рабо- тать) занимаются на направлении «3D-моделирование». Эта сфера сейчас очень востребована, поэтому курс учит ребят полезной и важной на сегодняш- ний день специальности. Задача этого направления - научиться пользоваться «Fusion 360». Это простейшая програм- ма для 3D-моделирования, которая по- дойдёт как для новичков, так и для про- фессионалов. Именно с ней легче всего научиться основам, понять, как что рабо- тает и выбрать свой стиль. Ещё одна возможность получить пре- временные механизмы и нужно ли про- граммирование в инженерии или даже повседневной жизни, узнают ребята с мо- дуля «Робототехника». Здесь орлята соз- дают простые механизмы на платформе «Arduino-Uno». Это компьютерная про- грамма, в которой можно смоделировать «начинку» разной техники – всякие там платы, чипы и прочее. В ней же юные ин- женеры программируют взаимодействие созданных элементов. Так, что, если перенести этот код на реальные детали, механизм будет работать. имущество, а также один из итоговых эта- пов смены - олимпиада «МИСиС зажига- ет звёзды». Но участие в ней, в отличие от защиты проектов, необязательное. - «МИСиС зажигает звёзды» - это олимпиада, которую наш институт прово- дит совместно с местной школой, - отме- тил Василий Зотов, один из преподавате- лей МИСиС. - По её результатам ребята получают некоторые интересные бонусы, которые обязательно им пригодятся. По- бедители и призёры могут дополнительно получить до 10 баллов при поступлении в любой технический ВУЗ нашей необъ- ятной страны, а также от 5 до 10 баллов к ЕГЭ. Если участник олимпиады зани- мает призовое место, то ему будет легче попасть в детские лагеря, для которых нужно предоставлять свои достижения и награды. Олимпиада проводится в пяти направлениях: мобильная робототехника, биоинженерия, физико-химическое, тех- нологическое и информационно-техноло- гическое соответственно. Ребёнок может участвовать в нескольких направлениях сразу.

Курс разделён на две части - сначала теория, когда ребята знакомятся с про- граммой и выполняют в ней простейшие действия, а потом уже практика, где они создают свой проект-модель и его пре- зентацию. Иногда участники даже соби- раются вне занятия и обсуждают какие- то теоретические моменты или темы проектов. Их кстати две - «Водное такси будущего» и «Космический воздушный корабль туристический». - Например, можно создать простей- ший алгоритм для включения лампочки. То есть, для включения обычного свето- диода. Мы должны выделить для неё от- дельный канал, задаём специальный сиг- нал, прописываем команды и так далее, - терпеливо объясняет Евгений Фукс, сту- дент первого курса магистратуры НИТУ МИСиС, преподаватель направления КАК КОЛОНИЗИРОВАТЬ ЛУНУ? Экономика - это, конечно, здорово, но она слишком тесно связана с математи- кой, чтобы нам - чистым гуманитариям - было комфортно в этой теме. Так что теперь предлагаем узнать, что «творит- ся» на профильных занятиях ребят, увле- чённых космосом. - Я пришёл на 3D-моделирование года «Робототехника». - Советую всем для этой и тому подобных целей использо- вать именно платформу «Arduino-Uno», с её помощью можно при желании делать многие вещи самостоятельно. Я считаю, это очень здорово и полезно, ведь можно, например, подарить родителям на Новый год гирлянду, сделанную своими руками. В настоящее время программирование три назад и потом бросил, а теперь вот решил снова попробовать и узнать что- то новое, - делится Ярослав Ларычев из Тюмени. - До этого я работал в другой программе, и «Fusion 360», с которой я здесь познакомился, мне нравится боль- ше, так как она проще и менее запутана. Мой отец занимается моделированием, и Космос - особая и неизученная до конца тема. Нужен постоянный приток свежих мыслей и умов. Думаю, именно поэтому основной задачей ребят с на- правления «Лифт на орбиту» был анализ информации и поиск решения важней- ших проблем, связанных с космосом, и Женя ВНУКОВА, Белгородская область, Егор ЛАВРОВ, Воронежская область

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА 5 КАК СОЗДАТЬ СВОИ ДУХИ ЗА 21 ДЕНЬ? Мастер-класс от юных курчатовцев ПРИСОЕДИНЯЙСЯ! Признавайся, любишь ли ты химию? Или для тебя это набор скучных формул и сложных задач? Раньше мы тоже так думали… Пока не познакомились с ребятами - участниками смены«Познание мира будущего через науку настоящего». Это серьёзные мальчиш- ки и девчонки в очках, которые нас даже вначале не приняли, когда мы их пришли фотографировать. Но потом мы с ними подружились и даже смогли попасть к ним на занятие, где они колдовали над ду- хами. На самом деле, это была совсем не магия, а строгий техноло- гический процесс. Тут как раз и понадобятся знания из химии. Зато в отличие от обычных уроков у них очень много практики. Такая химия нам точно по душе. А все подробности мы расскажем тебе в своём материале. Бери листочек и ручку и записывай интересные наблюдения, вдруг ты захочешь создать свой парфюм.

СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ПАРФЮМЕРНОЙ СИМФОНИИ Как только мы зашли в кабинет, где шей республике, нам пришла путёвка в «Орлёнок», и мы сюда приехали. - Вы уже знали, чем будете заниматься проводилось занятие у «парфюмеров», наше внимание сразу же привлекли ре- бята в белоснежных халатах и защитных очках, как настоящие учёные из фильмов. Они внимательно устанавливали у своих рабочих мест оборудование. Юные хими- ки осторожно доставали части приборов, пока в небольших колбах у них была яр- кая зелёная жидкость, похожая на насто- ящее зелье. на смене? - Да, - ответила она. - Нам сказали, что мы будем проводить опыты и наша смена называется «Парфюмерная химия арома- та». Уже из этого названия можно понять, что мы будем делать духи. Узнать больше Но тут девушке пришлось вернуться к практике, и мы продолжили наблюдать за остальными ребятами. Интересно, что большинство были заняты именно опы- тами, а не теорией, ведь обычно в школе нам редко показывают какие-либо реак- ции, а тем более дают возможность про- вести их самим. В другом углу кабинета нам на глаза попался Тимур Кайумов из Республики Крым, который оживлённо об- щался с сокомандниками и делал расчёты в блокноте. - В рамках этой смены ребята учатся основам работы в химической лаборато- рии, разделению и выделению веществ, осваивают дистилляцию, перегонку, экс- тракцию, - рассказала нам специалист смены Валерия Чайка , научный сотруд- ник НИЦ «Курчатовский институт» (ИРЕА) - Сейчас мы заканчиваем перегонку, то есть выделение веществ. А дальше бу- дем учиться получать сложные эфиры. В общем, идём от простого к сложному. нота ощущается в самом конце, как прави- ло, для этого используют эфирные масла гвоздики, корицы, ладана, можжевельни- ка, кедра, сандала. Либо тогда брать готовые эфирные масла, но это выйдет дороже. Чтобы сделать самодельный парфюм, дорогостоящее оборудование приобре- тать необязательно. Нам понадобятся пипетки для эфирных масел, шприцы без иголки, бумажные полоски для тестирова- ния запаха, зерновой кофе, чтобы лучше чувствовать запахи, непрозрачный фла- кон для хранения, блокнот для заметок и правильного расчёта пропорций. - Тебе больше нравится формат препо- Фантазия ребят не знает границ: кто- давания здесь или в обычной школе, когда просто даётся материал? - спросили мы. то сделал духи с ароматом глинтвейна, а некоторые решили вернуть забытый вкус детства пасты «Дракоша». Мы тоже успе- ли попробовать такие духи. Ностальгия в глаз попала! Остальные ребята, заняв места за - Если не будет теории, то как мы же партами, делали какие-то расчёты в блок- нотах, придумывали идеи презентаций и обдумывали композиции командных ду- хов. должны без неё проводить опыты? - заду- мался он. - Я считаю, что во всём нужна система, особенно в химии. Здесь у нас сначала было три лекции: как всё это счи- тать, история эфирных масел и способы их получения. А потом мы уже делали соб- ственную композицию. Тимур, в свою очередь, рассказал нам о том, какие компоненты он выбрал для своей композиции. А для основы духов - эфирные мас- - Но, и чтобы это не было так скучно ла, дистиллированная вода, медицинский спирт или базовое масло (жожоба, кокос, оливковое), глицерин. для детей, мы решили сделать итоговый продукт, которым они пользуются в по- вседневной жизни - духи, - продолжает она. - Они стали у нас «парфюмера- ми». Ребята учатся составлять цветоч- ные и фруктовые композиции, получать эфирные масла разными способами. Но главное, что на практике школьники от- рабатывают основы важных химических процессов. Та же самая перегонка приго- дится им, если они захотят пойти, напри- мер, в нефтяную промышленность. - Я сделал из грейпфрута, лимона, пи- она и гвоздики, - сказал он. - Получился такой немного лёгонький аромат, но по- том из-за того, что я использовал гвоздику именно как базу, он раскрывается силь- нее. Как оказалось, ребята уже успели со- Начинать смешивание масел следует ставить свои личные духи, в основном на цветочных и фруктовых ароматах. А про- цесс этот происходил вот так. Сначала ребята сами собирали растения, цветы. Именно из них они потом извлекали эфир- ные масла в химической лаборатории пу- тём дистилляции или перегонки. Возмож- но, эти слова тебе ни о чём не говорят, но здесь всё довольно понятно. Если захо- чешь больше узнать об этом, то научно- популярные статьи по химии или учебник тебе в помощь. А то нам не хватит полосы рассказать обо всех тонкостях этого про- цесса. поочередно: сначала составляем аромат- ные смеси верхней ноты, ноты сердца и базовую, затем смешиваем их в один бу- кет. Идеальная пропорция каждой смеси 1:2:3 соответственно. После этого вводим спирт. В количестве 70-80% от объёма масла для духов средней резкости, для тяжёлых - 30%, для тонких и лёгких - 90%. А презентуют свои духи ребята в фор- мате рекламного ролика. Мы думаем, вы знаете, что реклама парфюма самая кра- сивая и трогательная. Поэтому мы в пред- вкушении мини-фильмов, после которых ароматы наших курчатовцев захочется не просто понюхать, а ещё и приобрести. Проверяем аромат смеси. Если он В кабинете чувствовалась сосредо- резковат - можно добавить пару капель лавандового масла, оно «смягчит» запах. Не бойтесь нарушить пропорцию - в таком тонком деле нужно полагаться на своё чутьё! Плотно закрываем флакон и от- правляем его в тёмное прохладное место. Через три дня взбалтываем содержимое бутылочки и добавляем дистиллирован- ную или родниковую воду в том же коли- честве, что и спирт. Отправляем духи на- стаиваться. В зависимости от основы ваш парфюм будет готов через 7-30 дней. На протяжении всего периода настаивания флакон следует тщательно взбалтывать каждые три дня. точенность, преподаватели внимательно контролировали действия ребят, помо- гая с некоторыми ситуациями и проверяя каждую пробирку и инструмент на целост- ность и исправность. В стороне даже стоял огнетушитель, ещё больше давая понять, как серьёзна химия. Сначала мы стояли у стены, будто прилипнув к ней, и с интересом наблюдали за происходящим вокруг: кто-то устанавливал холодильник - прибор для конденсации паров жидкостей при перегонке, кто-то подкладывал вату в колбы, а кто-то уже зажёг спиртовку, разо- гревая раствор. Кстати, парфюмерная отрасль в Рос- сии не так сильно развита. Но, возможно, среди наших химиков найдётся вторая Коко Шанель, и мы в этой области будем не хуже французов. ТРИ НОТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ АРОМАТ Эфирное масло - ключевой компонент МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ДУХИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ? Нас настолько заворожило то, чем ре- любого парфюмерного букета. Чтобы по- нимать, какие масла подходят, а какие лучше оставить в стороне, нужно разо- браться, из чего же состоит композиция. бята занимались в лаборатории, что сразу же захотелось сделать что-то подобное. Поэтому мы решили разузнать у Валерии Александровны, а можно ли это дело про- вернуть у себя дома. - «Звучание» парфюма раскрывает- ся в три этапа: сначала (5 - 25 минут) мы слышим начальную/верхнюю ноту, затем - ноту сердца (до 5 часов), а в самом кон- це - базовую или последнюю (до 8 часов), - добавил Тимур. - Соответственно, для лёгкой верхней ноты подойдут свежие и не очень стойкие масла: цитрусовые, ла- вандовые, розовые, мяты и мелиссы. Для сердца парфюмерной композиции следу- ет выбрать стойкие насыщенные арома- ты, ведь от них зависит общее настроение духов: фруктовые или цветочные. Базовая Почти все были охвачены работой, а - Вполне возможно, но нужно быть го- мы, немного освоившись, решили аккурат- но подойти к некоторым ребятам и задать несколько вопросов. Первой наше внима- ние привлекла Катя Улаева из Республики Крым, которая сидела за партой и что-то сосредоточенно повторяла. товым к тому, что на получение необходи- мого количества эфирного масла может понадобиться очень много сырья, - пове- дала Валерия. - Например, нам нужно вы- жать 400 граммов розового масла, а это 5000 лепестков. Из маленькой колбочки в лучшем случае есть возможность полу- чить миллилитр эфира. Поэтому време- ни придётся затратить достаточно много. Попробуй и ты попрактиковаться. Воз- можно, ты втянешься в это дело, и пой- мёшь, зачем же всё-таки нужно учить хи- мию в школе. Настя Гаскова, - Скажи, как ты вообще попала в «Ор- Московская область, лёнок» на эту смену? Соня ОРЛОВА, - Я и моя команда победили в Курча- Великий Новгород товском турнире, который проходил в на-

6 РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА В ОБЩЕМ, ПОЛНЫЙ БУМ!

ЗНАНИЯ+ Часто бывает, когда наша команда куда-то идёт, она проходит мимо других отрядов, которые постоянно бегают, прыгают, бро- сают друг другу мяч, смеются и кричат. Но это не раздражает, наоборот, становится даже радостно, когда видишь таких спло- чённых и увлечённых своим делом людей.

С самого детства игры учат нас взаимо- лее уверенно чувствуют себя в этой сфе- ре. Они учатся разнообразно использовать технологию игровой деятельности в своей работе, чтобы после участия и работы на фестивале вернуться обогащёнными иде- ями для совершенствования. действию с другими людьми. В процессе мы знакомимся, общаемся, спорим и раз- мышляем, спрашиваем и обсуждаем. Че- рез творческое дело ребята раскрываются и сплочаются, учатся слушать и слышать друг друга. Но неужели игра сопровождает нас только в детстве? Редко встречается такое, что, будучи взрослыми, мы прово- дим досуг именно таким образом. Однако подросткам, которые ездят в лагеря, повез- ло больше. Там они развлекаются гораздо чаще. На 12 смену в ВДЦ «Орлёнок» при- ехали особенные ребята. Они не просто любят веселиться, но и развлекают других, создавая игры. Это участники фестиваля детских игровых программ «ИгроБУМ». О них и пойдёт речь в нашей статье.

ОБ ОСОБОЙ АТМОСФЕРЕ ИГРОБУМА На смене подростки проходят путь от простого участника игр до их организато- ра. С помощью полученных возможностей, знаний и умений мальчишки и девчонки раз- работали собственные игровые програм- мы, которые они потом провели для своих сверстников в детском лагере «Звёздный».

- Чтобы сделать свой проект уникаль- ным, во-первых, должна быть фантазия, а во-вторых, игрокам нужен стимул, - го- ворит Маша. - Например, в игре «Поле чу- дес» им являются призы. Это заставляет игроков шевелиться и активно включаться в игру. ЧТОБЫ ИГРАТЬ, НУЖНО СНАЧАЛА УЧИТЬСЯ Ребята приехали в составе делегаций, А ЧТО ЖЕ ЭТО ДАЁТ? Если говорить про результат смены, ровесники, ребята старше меня, а также те, кто младше. Я не знала, как реагиро- вать на них. Стеснялась, боялась, часто заикалась, повторяла слова. Только с по- следней командой я вошла во вкус, и мне понравилось проводить игру. Дети оцени- ли! Из-за неопытности было дискомфор- тно, но всегда нужно идти к своим целям и не сдаваться! которые представляют различные школы, детские объединения, игровые коллекти- вы. Мальчишки и девчонки на протяжении смены посещают нескучные семинары и лекции, чтобы узнать тонкости создания игр, изучают новую и полезную для них информацию, которую в будущем смогут передать другим детям. Например, какие бывают виды игр? Есть квесты, спортив- ные, познавательные, посиделочные. А они в свою очередь делятся на подвиды. В работе есть особая атмосфера, кото- то для ребят он будет разнообразным. Первый основан на новых личностных от- крытиях, на знакомствах и обнаруженных талантах. Но что насчёт наград? Наибо- лее активные и заинтересованные участ- ники программы отмечаются организато- рами фестиваля. Они распределяются по восьми номинациям: «Лучший ведущий», «Лучший организатор игры с залом», «За лучшее техническое воплощение игровой программы» и другие. рая заряжает на проявление своих качеств. В обсуждении дети могут поспорить и по- ссориться, а после прийти к общему ин- тересному решению, которое понравится каждому. Они распределяют обязанности, составляют план действий, делают оформ- ление и всегда стараются помочь друг дру- гу.

Опыт и умения, которые появляются у ребят, они в дальнейшем могут правильно использовать. В том числе программа име- ет некий профориентационный эффект, по- тому что ребята могут понять, нравится им этим заниматься вообще или нет. - Тут интересные ребята, атмосферные - Я считаю, что жизнь - словно бы ма- вечера и яркие моменты создания игр, всё проходит весело, креативно и энергично, - делятся впечатлениями Матвей Медве- дев из Волгоградской области и Валерия Такмакова из Свердловской области. - На смене мы нашли много крутых знакомых, по которым непременно будем скучать. Морской воздух, красивейшие закаты, му- зыкальные паузы. Потрясные кураторы, добрые, отзывчивые. После проведения игровой программы мы обсуждаем с ними плюсы и минусы. Во время обучающих за- нятий наставники подробно и легко препод- носят нам материал. ленькая игра, ты не знаешь, что будет дальше, и как всё сложится, - считает Ма- рия Терёшина из Удмуртской Республики. - Тебе известны правила, но непонятно, доставит ли это веселье или нет. Я поня- ла, что очень люблю общаться с детьми и проводить с ними время таким образом. Именно поэтому сейчас уделяю игровому проектированию всё свободное время. Есть множество различных моментов, которые нужно учесть при проведении игровой программы. Эти номинации гово- рят о необходимом внимании к подобным деталям. - В своей работе я очень часто обра- щаюсь к различным играм, которые позво- ляют создавать интересную атмосферу и необычные ролевые ситуации, - добавляет руководитель проекта Дмитрий Шилков. - Очень часто в школах и других детских объединениях педагоги используют тех- нологии по созданию игровых программ. Ребята сами являются авторами и участни- ками подобных схем. Отсюда и появилась идея проведения фестиваля игровых про- грамм для творческих и театральных кол- лективов, а также для участников органов детского ученического самоуправления. Успешных на смене подростков награж- дают дипломами, наградными стелами, ко- торые получают абсолютные победители в этих номинациях. Также есть некие знаки отличия, наградные шары с символикой фестиваля, внутри которых находятся до- ждевики, ведь программа реализовывает- ся в ноябре. Затем участники фестиваля учатся относиться к выбору развлечений более осознанно. Они проходят что-то вроде практики в виде игры по станциям. Из тех ребят, которые имеют уже большой опыт в разработке и проведении игровых про- грамм, а также те, кто прежде был участ- ником фестиваля «ИгроБУМ» и приехал во второй раз целенаправленно, собирается совет, на котором они решают, какие кон- кретно станции будут на мероприятии. Самым запоминающимся для участ- Но кроме наград, ребята прокачивают ников смены оказался процесс создания игровой программы и её воплощение. Сна- чала для них это казалось очень сложным делом, но, когда они начали работать в команде, всё стало намного легче. С това- рищами мысли появляются быстрее, идеи становятся глубже. Активные, креативные, амбициозные, умные и ответственные - вот какие они. У ребят всегда найдётся способ решения проблемы, они могут как весе- литься, так и работать. В общем, полный БУМ! и востребованные сейчас гибкие навыки. Например, ораторское и актёрское мастер- ство, управление проектами, организатор- ские и коммуникативные скиллы. Многие участники отмечают, что проведение игро- вых программ стало для них отправной точкой для дальнейшего саморазвития, чтобы в будущем стать успешным челове- ком. К чему привела эта история, мы мо- жем видеть сейчас… на фестивале «Игро- БУМ», который проходит в «Орлёнке» уже в шестой раз. Орлята оценивают потехи по трём кри- териям: нравится ли им эта игра, играли бы они в неё и предложили бы её другим участникам. Благодаря им дети опреде- ляют, что стоит включить в программу. С каждым днём мальчишки и девчонки бо- Ксения АРТЕМЬЕВА, Архангельская область, - Было очень страшно проводить свою Валерия ЦАРЬКОВА, игру, - вспоминает Юлия Ибрагимова из Ре- спублики Башкортостан. - Приходили мои Санкт-Петербург

Узнать больше

БОНУСНАЯ СТРАНИЧКА 7 КУРС МОЛОДОГО КАПИТАНА — СМЕНА+

     КАК СТАТЬ МОРЯКОМ ЗА 21 ДЕНЬ

ские песни» формируют особую романтику и передают дух моря. «Такелаж», на кото- ром ребята учатся вязать морские узлы, может пригодиться не только на судне, но и в обычной жизни. познакомить с некоторыми профессиями, имеющими отношение к морю. Например, курс морского пехотинца, связанный с ру- копашным боем и обращением с оружием. Или спасатель, переводчик с морского ан- глийского и даже лётчик морской авиации. На специальных симуляторах в ДАиК ребя- та учатся взлетать с палубы корабля, а на других тренажёрах тренируют вестибуляр- ный аппарат, как космонавты. На занятии «Виртуальная регата» орлята знакомятся с устройством судна, особенностями его управления и выходят в море при помощи VR-технологий. Хотя взрослые говорят, что школьные годы - один из лучших пе- риодов жизни, многие из нас с нетерпением ждут взросления. Жить как хочешь и работать в удивительной профессии - это же мечта. Од- нако иногда, мечтая о будущем, мы действительно можем не ценить настоящее и упустить драгоценное детство. Но не орлята с общераз- вивающей смены «Юные капитаны России». Уже в свои годы они в интересной и весёлой форме могут немного окунуться во взрослую жизнь и прочувствовать, что такое быть настоящим моряком. Под- робнее об этом читай в моём материале. На направлении «Барабанное дело» орлята учат марши, в том числе пионер- ские. Они издревле применяются и в воен- ном деле, и в «Орлёнке». Барабан всегда был важным атрибутом, который не только служил украшением любого парада, но и помогал отдавать нужные команды и спод- вигнуть на подвиг.

Также юные моряки изучают семафор- ную азбуку (то есть способ показывать бук- вы специальными флажками). Долгое вре- мя она была средством связи на флоте, а сейчас остаётся лишь традицией, которая тем не менее может пригодиться в экстрен- ной ситуации. Семафор до сих пор остаёт- ся одной из дисциплин, из которых состоит курс молодого бойца на настоящем флоте. Всего существует 10 профессий, из ко- торых каждый выбирает 5 и проходит 2 за- нятия для знакомства. Всё, чему научились моряки, может пригодиться не только в жизни, но и на смене. При желании они мо- гут поучаствовать в «Итоговых манёврах» - финальном испытании, в ходе которого ребята могут продемонстрировать свои знания и получить звание «Юный моряк», установленное в детском лагере «Штор- мовой». При успешной демонстрации на манёврах каждому вручается сертификат, подтверждающий прохождение курса и получение звания. Приехав повторно в ла- герь, они могут получить это звание сразу и улучшить его к концу смены до звания «Матрос», а затем «Старший матрос».

На последнем направлении - «Огне- вая подготовка» ребята учатся разбирать и собирать автомат Калашникова, и даже стрелять из него (благодаря специальному лазерному тиру). - К счастью, дисциплины проводят ин- тересные вожатые, которые подбирают и рассказывают материал так, что ты хочешь в это всё углубляться, - рассказывает Даша Черпакова из Свердловской области. - Я учусь в кадетском корпусе с морской те- матикой, и здесь ещё больше углубилась в это дело. Я научилась таким дисципли- нам, которые у нас не преподают, напри- мер, морскому семафору. Даже в истории флота нашлось что-то новое. Особенно мне понравились занятия по ораторскому искусству, где нас учили, как правильно по- ставить речь, заинтересовать публику на выступлении и подобному. Это интересно даже просто для развития, потому что это очень важный фактор для человека. Эта смена и «Орлёнок» в целом дарят новые навыки, личностный рост и воспитывает важные качества характера, например, стойкость. Здесь ты получаешь особенный настрой, определяешь свою цель и в неко- торых случаях даже добиваешься её. - Юными моряками становятся те ре- бята, которые по итогам прохождения мор- ских дисциплин закрепят знания и заявят о своём желании, - комментирует старшина- вожатый Алексей, - А также те, кто будет соответствовать качествам, которыми по их же мнению должен обладать «Юный моряк». В начале ребята определяют их все вместе и стараются развить. Потому что «Юный моряк» - это некий пример ка- питана, к которому они стремятся всю сме- ну. Вместе со званием они получают и от- личительные символы - наплечные гюйсы (форменный воротник моряка). А матросы и старшие матросы носят отличительные галстуки, которые очень похожи на гал- стуки вожатых. Всё зависит от смены, пе- дагогов и интереса детей, но, как правило, много ребят стремятся к этому званию. И многие уже носят гюйс на своих плечах. В течение смены, которая проходит в - это важный инструмент для того, чтобы сформировать в ребёнке того самого граж- данина и патриота нашей страны, каким мы хотим его видеть. Как говорится: «че- ловек, незнающий свою историю, подобен дереву без корней», которое вскоре упа- дёт. Сам я ещё со школы интересовался историей, любил её, и имел высший балл. Сейчас дополнительно изучаю различные источники, чтобы улучшать свои знания в этом направлении. И на занятиях доводить до подрастающего поколения именно ту информацию, которая поможет правильно его воспитать. Для этого используются са- мые героические моменты нашей истории. «Штормовом», ребята посещают курсы ораторского мастерства, изучают Чёрное море и его обитателей, осваивают приёмы рукопашного боя, и многое другое! В рам- ках программы «Морские дисциплины» все участники смены обучаются необычным навыкам, необходимым морякам или хра- нящим их традиции.

- Морские дисциплины - это, в первую очередь, те практические знания и умения, которые могут быть интересны детям. И в то же время это способ привить им любовь к морскому делу, - объясняет старшина- воспитатель детского лагеря «Штормовой» Алексей Сергеев. - Я преподаю дисципли- ну «История и традиции флота». История Также юные капитаны проходят «Акаде- мию морских профессий» - образователь- ные пробы, где ребята получают знания и практические умения, которые могут их Кроме истории обучение проводится Денис ПАВЛОВ, ещё по пяти направлениям. Занятия «Мор- Волгоградская область АЗБУКА МУЗЕЕВЕДЕНИЯ А В ЭТО ВРЕМЯ В том же «Штормовом» прошла ещё предметах, оставшихся с Великой Отече- ственной и Второй Мировой войн, которые нашли наши кадеты в 2013 году на рас- копках от поисковых отрядов. одна смена, тесно связанная с исто- рией и патриотическим воспитанием - «Школьные Музеи Победы». 10 ребят из города Ставрополь приехали в «Ор- лёнок», чтобы поделиться своей ча- стичкой истории и набраться опыта в таком серьёзном деле. О том, что дол- жен знать экскурсовод, и зачем дети «копаются» в этой науке - читай в моём материале. - Кроме экскурсий мы проводили «Уро- ки мужества» - знакомились с разными людьми, которые осведомлены о войне. - рассказывает Аэлита Алпатова. - Напри- мер, мы общались по видеосвязи с ка- питаном 2-го ранга Андреем Юрьевичем Кострюковым, членом Российского воен- но-исторического общества, об участии морских стрелковых бригад в битве за Мо- скву. Это транслировалось в ВК для всех желающих. Урок помог расширить круго- зор и может пригодиться для наших буду- щих экскурсий, поскольку мы тщательно готовились к этой беседе.

В начале смены орлят подготавливали к профессии экскурсовода, они занима- лись разными дисциплинами, которые по- могают в проведении экскурсии. Изучали, например, как должен внешне выглядеть экскурсовод, какие у него должны быть внутренние качества, как он должен раз- говаривать и разные приёмы для разви- тия в себе всех этих пунктов.

сы и викторины, за что ведущие расска- зывали фрагменты истории героя. А на последней станции игрокам необходимо было подтвердить свои знания, которые они добывали в течение всего квеста. А в качестве подсказки - возможность исполь- зовать ту самую стенгазету. болоте, - поделился Кирилл Ларионов. - С помощью квеста ребята могут ознакомить- ся подробно с историей. Она часто пере- писывается, и даже президент говорил, что этого нельзя допускать. Нельзя историю и умалчивать - нужно всё время рассказы- вать, что совершили наши предки и каким трудом ковалась эта Великая Победа. А итоговым результатом смены стал исторический проект «Вы таланту и муже- ству знаете цену», посвящённый адмира- лу Павлу Нахимову. Ребята поделились на три команды: одни готовили биографию - собирали самые интересные данные и факты о жизни моряка, вторые делали о нём стенгазету, а третьи - квест-игру для одного из экипажей. На пяти станциях участникам пришлось проходить конкур- В качестве зачёта по этому направле- нию ребята должны были сами провести полноценные экскурсии для разных эки- пажей - пять человек отправились в музей спорта, остальные - в музей истории Ор- лёнка». - Это тема, которая должна поднимать- ся. Нам самим интересно рассказывать другим о том, как наши кадеты ходили на раскопки и искали останки буквально в Денис ПАВЛОВ, Кроме того, юные экскурсоводы рас- Волгоградская область сказали и о собственных экспонатах -

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЧКА 8

НЕМНОГО О ПИСАТЕЛЯХ И СУМАСШЕДШИХ ГЕРОЙ ВЫПУСКА Всем привет! Меня зовут Женя. Приятно познакомиться, доро- гой читатель, как бы тебя ни звали. Если позволишь, я бы хотела рассказать немного о своём хобби. Дело в том, что я люблю пи- сать. Если что, я не имею в виду написание чего-то при помощи ручки! В первую очередь я говорю о прозе, рассказах и сказках, а ещё - о стихотворениях.

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ МОЕГО УВЛЕЧЕНИЯ Я начала писать примерно лет с пяти, остаётся. Ты испытывал такое, дорогой чита- тель? Наверняка, иначе тебя можно занести в Красную книгу! может, с шести. Сохранились даже смешные записки с кучей орфографических ошибок и милыми, но нелепыми рисуночками. Я одно- временно немного стыжусь их, но при этом и горжусь. С чего всё началось? Тогда каждую ночь перед сном папа рассказывал мне кусо- чек истории о девочках-подружках, обладаю- щих магическими способностями. О СОЗДАНИИ И СУДЬБАХ МОИХ РАССКАЗОВ Слышали ли вы, что разным писателям были необходимы разные условия для пись- ма? Так вот, у меня такие условия тоже есть. Первое и самое главное: наличие под боком моего любимого компьютера. Те, кто хоть раз после работы на одном компьютере перехо- дили на другой, где изменён размер клавиш, поймут важность этого пункта. Во-вторых, мне нужны наушники или тишина, чтобы не отвле- каться на внешний мир. Очень хотелось бы добавить и цифру три, ведь её так любят на Руси, но чего нет, того нет. Я не очень взыска- тельна к окружающему миру, когда пишу. То был плод нашего совместного творче- ства, потому что я часто перебивала папу и добавляла какие-то детали самостиоятельно. Эта история так нравилась мне, что я решила, что она слишком хороша, чтобы быть забытой. Поэтому, недолго думая, я достала листочек, карандаш и принялась писать книгу. Больше, чем на пару страничек, меня, конечно, не хва- тило, но зато я вошла во вкус и поняла, что, оказывается, умею писать красиво!

Теперь о том, куда идут написанные мной тексты. Некоторые я отправляю на конкурсы, другие лежат на «столе» в моём компьютере и ждут своего часа. Некоторые рассказы, кста- ти, были написаны специально для конкурсов, хотя их мало. Помните, что я говорила о не- видимых телефонах?:) В далёком детстве я безумно хотела стать путешественницей. Потом мне объяснили, что такой профессии нет, но я не расстроилась и решила быть писателем. С тех пор практиче- ски ничего не поменялось, только добавилось еще и журналистское направление. Это про- изошло благодаря моим родителям, которые были на 100% уверены в том, что писатель- ством невозможно заработать на жизнь, если уже не заработал имя. И да, думаю, я могу также похвастаться тем, что имею страничку на сайте Фикбук, куда выкладываю фанфики (рассказы, на- писанные фанатами по уже опубликованным книгам/фильмам) по вселенной Гарри Поттера и фильму «Майор Гром: Чумной доктор», кото- рый просто обожаю! Это очень важная часть моей жизни, они позволяют высказывать те мысли, которые некорректно вставлять «ре- бёнку» в свои произведения. Именно этим героям или их создателям я чаще всего посвя- щаю свои произведения. Однажды у меня спросили, какую профес- сию я бы выбрала, если бы могла стать кем угодно и даже получить новый талант. Я тогда изумлёнными глазами посмотрела на спро- сившего, затем пожала плечами и честно от- ветила: «Писательство - это то, чем я больше всего горжусь, то, что отражает и выражает мою суть». Думаю, даже в прошлой жизни я не могла быть никем, кроме Ахматовой или Цветаевой. Ну а такого персонажа как Полу- мна Лавгуд из серии книг о Гарри Поттере, по словам моих знакомых, точно писали с меня.

Обычно героями миров, которые я, на- верное, могу назвать своими, становятся вол- шебные существа - драконы, эльфы, тролли и люди, конечно. И еще, какими бы ни были мои герои, среди которых встречаются даже убий- цы, я всё равно их очень-очень люблю и до- рожу. Наверное, можно было бы в наказание за плохие поступки выгнать их с подиума - со страниц рассказа, вот только по моему мне- нию они слишком хороши, пусть это и звучит немного высокомерно) чтобы давать советы в этой области. Во- вторых, я считаю, что каждый должен само- стоятельно набить себе шишки на голове, что- бы найти и понять свои ошибки. И всё-таки я дам вам один совет, который в своё время по- мог мне: пишите так, как хотите и думаете. Не оглядывайтесь на мнение знакомых, родите- лей, умных тёть и дядь. На каждого писателя в конце концов найдутся свои читатели, а слог может улучшить только бесконечная практика. До сих пор я иногда жалею об этой зависи- мости, которая, как мне кажется, часто мешает найти друзей или понять окружающих, поэтому повторять мой путь не советую. Найдите свой! Желаю тебе, дорогой читатель, удачи и успехов в самосовершенствовании. Надеюсь, из этого огромного текста ты почерпнул что-то полезное и интересное для себя. На этом всё. ЕСТЬ ЛИ У МУЗ ТЕЛЕФОНЫ? Откуда появляются идеи? Иногда у меня создаётся впечатление, что по всему миру раз- бросано множество невидимых телефонов, по которым музы постоянно рассказывают исто- рии, происходящие в других измерениях. Вот только слышать эти передачи могут лишь не- многие (сумасшедшие - шёпотом). Если я не буду рассказывать эти истории вам, они разо- рвут меня изнутри, всё просто:) Большинство знакомых хвалят мои произ- Женя ВНУКОВА, ведения, даже просят написать продолжение. В «Орлёнке» я по вечерам перед сном читаю девочкам из моей комнаты сказки. А после того, как я однажды прочитала рассказ о Кро- вавой Мэри, одна из соседок призналась, что ночью боялась выйти из комнаты и смотреться в зеркало. И всё-таки я стараюсь не ориенти- роваться на мнение окружающих. Единствен- ные критики, к которым я безоговорочно при- слушиваюсь, это мои родители. От остальных мне приятно выслушивать комплименты и комментарии, но не более. Белгородская область Есть мнение, что писать стихи невероятно сложно. Для меня это не так, хотя и те, кто счи- тают, что поэзия - как два пальца об асфальт, по моему мнению тоже ошибаются. Строки должны идти от сердца. Просто в один момент ты чувствуешь огромный наплыв эмоций, а поделиться не с кем. Вот и хватаешься за ка- рандаш с тетрадкой. Ну, или за компьютер, это уже зависит от ситуации.

* * * Танцуют звёзды над «Орлёнком», КружАт цветными огоньками. Жмурятся милым котёнком, Улыбаются прекрасными снами. Разумеется, на то, что я пишу, влияют и недавние впечатления. Например, после оз- накомления с великолепным произведением Достоевского «Бесы» я написала рассказ, по- свящённый идее революции, которую не могу не поддерживать, но одновременно с этим и осуждаю. С командой всегда мне уютно: Всегда за спиной есть друзья. Я справлюсь, я верю, пусть трудно, Ведь рядом со мною семья! С прозой всё сложнее. Размышляя об Когда я брала интервью у одной поэтессы, этом, я пришла к выводу, что моё увлечение фантастикой в детстве невольно послужило причиной появления чего-то наподобие зави- симости. Вот только завишу я не от вредных привычек, а от фантазий. Честно признаюсь, что, если неделю не буду хотя бы немного читать, писать или уходить мыслями в те да- лёкие и, возможно, не существующие миры, то скорее всего сойду с ума. Можно было бы, конечно, ограничиться только мечтами, но тог- да они, вероятно, поглотили бы меня, и я бы совсем перестала выходить на связь с реаль- ностью. Не могу точно сказать, каким своим произ- то спросила, согласна ли она с утверждением, что стихи появляются от одиночества. Писа- тельница сказала, что полностью несогласна с этой позицией, мол, у неё есть множество, более десятка, друзей. ведением я больше всего горжусь. С каждым новым рассказом я по чуть-чуть улучшаю свои навыки письма, прогрессирую. Именно поэто- му обычно называю лучшим тот рассказ, кото- рый был написан последним, хотя бывают и исключения. Под звёздами рядом с костром Обнимемся мы раз двести. Пусть рядом грохочет ужаснейший гром, Мы будем душою все вместе. А я всё-таки продолжаю считать, что, если бы я не была одинокой, то не было бы необ- ходимости порой ещё глубже увязать в фан- тазиях, прячась в выдуманном мире от реаль- ности. Не то чтобы у меня плохой класс или невнимательные родители. Скорее наоборот, но чувство одиночества в толпе всё равно Не будет в рядах наших лжи и обид, Ведь в орлятском кругу они тают. Ничто не убьёт нашей дружбы гранит - Мы большая и дружная стая! ФАНТАЗИИ И РЕАЛЬНОСТЬ Ну что, теперь, я, наверное, должна дать несколько советов начинающим. Но, во- первых, я не считаю себя насколько крутой, Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, социальные сети ВДЦ «Орлёнок». Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 19.11.2021 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_15b6d8aa5eca46a7.txt
  • Последнее изменение: 15 ч. назад
  • 127.0.0.1