excursion .pdf

Всероссийский детский центр « Орлёнок »

И . В . И ВАНЧЕНКО , МЕТОДИСТ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

О РГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКИ ОТРЯДА

Методические рекомендации

2014

Методические рекомендации

Организация экскурсионной поездки

И . В . Иванченко отряда

60

Коваленко . 22. Экскурсия по дороге Краснодарского края : « Ор - ленок » - Новороссийск . ( Отрядному вожатому ). / Сост . И . В . Куц , Т . С . Голтвина , П . С . Кобзев . – ВПЛ « Орленок », 1990. ря , о золотом песке . Познакомитесь с разнообразными ло Черное море , об обитателях моря , легенды о медузе монтово , Джубга , Горское , Дефановка , Молдовановка , Великой Отечественной войны . Также в приложениях города Туапсе , героическом подвиге туапсинцев в годы возникновения , названии , значимых вехах в развитии ка , познавательный материал о Цемесской бухте , г . Новороссийске , Малой земле , Долине смерти . В сборник михайловский , Ольгинка , Небуг , Агой и т . д ., об истории нодар , о художественном музее и его основателе Ф . А .

59 сти , Долине безветрия . 23. Экскурсия по дороге Краснодарского края : « Ор - ленок » - Туапсе . / Сост . И . В . Куц . – РДЮЦ « Ор - ленок », 1992. « Морское сердце », « Почему море соленое », о шуме мо - ленных пунктах , как : Лермонтово , Джубга , Архипо - вы можете прочитать информацию о том , как возник - Читателям предлагается информация о таких насе - Горячий Ключ , Саратовская ; а также сведения о рожде - Осиповка , Пшада , Геленджик , Марьина роща , Кабардин - В брошюре вы найдете материал об основных объек - нии крепости Екатеринодар , об истории города Крас - тах , встречающихся по дороге в г . Туапсе : пос . Ново - также вошли легенды о Долине ветров , Книге мудро -

формами игр в пути .

© ВДЦ « Орлёнок », учебно - методический центр , 2014 © И . В . Иванченко , 2010 Оформление маршрутного листа ……….. 16 Содержание поездки ……………………… 23 в течение смены …………………………… 30 Порядок организации поездки …………… 35 Подготовка руководителя поездки …….. 51 Пояснения к заполнению маршрутного листа …………………….. 19 для подготовки к поездке …………………. 55 Подготовка педагога ………………… 23 Подготовка детей ……………………… 27 Перед поездкой ……………………….. 35 В поездке ……………………………….. 42 После поездки …………………………. 48 Образец маршрутного листа поездки 21 Подготовка педагога …………………… 4 Подготовка детей ………………………. 8 Организация поездки ……………………….. 4 Список литературы и материалов Порядок подготовки к поездке СОДЕРЖАНИЕ

2

Каждую смену вы вместе со своим отрядом отправляетесь в экскурсионные поездки в один из городов Краснодарского края – Краснодар , Новороссийск , Геленджик , Туапсе или другие населенные пункты . Как вы вместе с детьми готовитесь к этим поездкам ? Как используете результаты поездки в дальнейшей работе с отрядом ? Этот сборник напомнит вам порядок под - готовки и проведения экскурсионных поездок . Надеемся , что именно так будет организовано вами каждое мини - путешествие , в которое вы отправитесь вместе с ребятами .

3

Уважаемые педагоги !

ческая смена в детском лагере ». 19. Папка методических материалов ЭК -10 « Эколо - гические игры , дела , праздники ». 20. Сборник нормативно - правовых документов по охране жизни и здоровья , обеспечению безопас - ной жизнедеятельности детей . – ВДЦ « Орле - нок », 2001 г . 21. Справочный материал при подготовке к поездке Сборник содержит информацию о Краснодарском крае , 12. Папка методических материалов ЭК -2 « Экскур - сия : природа Краснодарского края ». 13. Папка методических материалов ЭК -3 « Расти - тельный мир Краснодарского края ». 14. Папка методических материалов ЭК -4 « Живот - ный мир Краснодарского края ». 15. Папка методических материалов ЭК -5 « Мир рас - тений : легенды , экскурсии ». 16. Папка методических материалов ЭК -6 « Экскур - сия по Черному морю ». 17. Папка методических материалов ЭК -7 « Про - граммы экологического воспитания ». 18. Папка методических материалов ЭК -8 « Экологи - в г . Краснодар . / Сост . Е . Б . Войнова . – ВДЦ « Ор - ленок », 1996. в частности , о таких населенных пунктах , как : Лер -

58

возраста . 7. « Отечество ». Альманах , выпуск третий . / Сост . Ю . А . Попович . – М .: ЦДЮТ РФ , 1996. съемка в походе ». 8. Памятка « Некоторые сведения об основах экс - курсоведения : о том , что такое экскурсия ». – ВДЦ « Орленок », методический отдел . экскурсовода , основных требованиях к экскурсоводу . 9. Папка методических материалов КР -1 « История Кубани ». 10. Папка методических материалов КР -2 « Экскур - сия на Малую Землю ( Новороссийск )». 11. Папка методических материалов ЭК -1 « Экскур - сия : природа « Орленка ». 6. « Отечество ». Альманах , выпуск второй . / Сост . Ю . А . Попович . – М .: ЦДЮТ РФ , 1995. и природа – друзья , а не враги »; Л . Казекиной « Лесная тропинка » – игра - путешествие для детей младшего В памятке вы найдете полезные сведения о составных Здесь вы найдете материалы В . Н . Ковешникова , Т . Л . Евсеевой « Мини - программы для туристских кружков »; Вам будут полезны материалы И . Лоскутника « Турист за объектов по ходу движения , наглядном материале Л . А . Москвиной « Отцовский сундучок »; М . Н . Клейн

57 ловиях массовой школы »; И . В . Лоскутникова « Фото - частях экскурсии , формах рассказа , особенностях пока - « Применение методики И . П . Иванова в современных ус -

вы с напарником получаете перед сменой от представителей административной группы или от разработчиков смены , представляющих вам свой проект . В зависимости от программы пред - • Первичную ИНФОРМАЦИЮ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПОЕЗДКЕ Начинается новая смена , а значит , вашему отряду вскоре предстоит отправиться в экскурсионную поездку . В этом разделе вы найдете ответы на вопросы : - Когда начинается подготовка воспитателя к поездке ? - Какую информацию он должен со - брать прежде , чем приступать к подготовке поездки вместе с детьми ? - Как провести сбор отряда по подготовке к поездке ? - Какие поручения следует распре - делить между ребятами , гото - вясь к поездке ?

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЕЗДКИ

П ОДГОТОВКА ПЕДАГОГА

4

стоящей смены ее разработчики могут предло - жить вам тот или иной вариант маршрута и те - матики предстоящей экскурсии ( или несколько вариантов ). Если ваша отрядная программа предполагает свой вариант , то вы заранее должны обговорить с административной группой возможность его осуществления . • Приступая к планированию деятельности отряда на смену , вы должны заранее собрать всю имеющуюся информацию о предстоящей поезд - ке ( предполагаемый маршрут , возможное со - держание , день отъезда вашего отряда в поезд - ГРАММУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАШЕГО ОТРЯДА , в сис - тему отрядных дел . Определитесь , куда именно и для чего повезете свой отряд , какие задачи будете решать во время поездки , ка - ким должен быть ее результат , как будете го - товить к поездке ребят , кто из вас за какой участок работы будет отвечать . • Более подробную информацию о предстоящей поездке вы получите на планерке , посвященной курсии по городу .

5 • Вместе с напарником продумайте , каким об - разом эта поездка будет включена В ПРО -

ку и т . п .).

курсии . 4. Методические рекомендации по организации и проведению туристко - краеведческой и экскурси - онной работы в летних оздоровительных лаге - рях пионеров и школьников . – М .: ЦДТЭС МП СССР , 1986. 5. Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсий . / Сост . И . С . Юньев . – М .: ЦРИБ « Турист », 1973. боты . 3. Илюхин М . М . Рассказ на экскурсии ( Методиче - ские рекомендации ). – М .: ЦРИБ « Турист », 1981. методике проведения экскурсий ( тексты экскурсий , групп населения , а также большое внимание уделяет стях городов , о городе как объекте экскурсии , а также ности рассказа на экскурсии , культура и техника речи более тщательно подготовиться к любой экскурсии и комство с предлагаемыми рекомендациями позволит жение в экскурсии и т . д .) и формам экскурсионной ра - разработка , приемы показа , рассказа , проведения , дви - В брошюру включена информация о краеведении и ме - Предлагаемые рекомендации посвящены анализу рабо - щие проблемы : рассказ и его основные приемы , особен - достичь познавательных и воспитательных целей экс - тодике работы краеведа , о возникновении и особенно - методика подготовки и проведения краеведческой экс - ты экскурсовода на маршруте и затрагивают следую - экскурсовода , эмоциональные стороны в экскурсии . Зна -

56

Подготовлен методистом О . А . Винокуровой 1. Емельянов Б . В . В помощь преподавателям кур - сов по подготовке экскурсоводов ( методические рекомендации ). – М .: ЦРИБ « Турист », 1978. стать хорошим экскурсоводом : как самостоятельно также практические рекомендации тем , кто хочет можно и нужно готовить экскурсоводов - новичков , а Автор дает методические рекомендации о том , как ет особенности проведения экскурсий для различных

55 ную тему , как подготовить текст экскурсии и т . д . 2. Емельянов Б . В . Организация экскурсионной ра - боты : Методика , опыт . – М .: Профиздат , 1984. подготовиться к проведению экскурсии на определен - Автор книги рассматривает вопросы развития экскур - сионного дела как важной формы воспитательной ра - боты , обобщает опыт организации экскурсий , освеща - Надеемся , что представленные методи - ческие рекомендации будут вам полезны . Но кроме них при подготовке к поездке вы можете воспользоваться другими мате - риалами , которые имеются в методиче - ской библиотеке Центра . Предлагаем вам СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

их перечень .

организации поездки ; при прохождении инструк - тажа по соблюдению правил безопасности ; из Книги вожатого . Все возникшие у вас вопросы необходимо решить заранее с руководителем • Примерно за неделю до поездки ( в некоторых лагерях это делается в начале смены ) началь - ник лагеря или представитель административ - ной группы проводит с педагогами ИНСТРУКТАЖ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ в поездке : особенности организации поездки , требования , предъявляемые к педагогам и ребятам , возмож - ные трудности , проблемы и пути их решения . О прохождении инструктажа вы расписываетесь в специальном журнале . ных воспитателей , чей отряд отправляется в по - ездку вместе со всеми ) напоминает об основных требованиях , предъявляемых к подготовке , ор - ганизации и содержанию поездки , о том , что де - • За несколько дней до поездки , на планерке , по - священной ее организации , представитель ад - министративной группы или руководитель по - ездки ( он назначается из числа наиболее опыт - поездки или с представителями административ - ной группы лагеря .

6

лать и как вести себя в случае возникновения чрезвычайных ситуаций , выясняет , как идет под - готовка в отрядах , раздает вам для заполнения бланки маршрутных листов . • Правила заполнения маршрутного листа поездки см . ниже . • Продумайте , как вы проведете у себя в отряде инструктаж по организации поездки и соблюде - нию ребятами правил безопасности ( см . в т . ч . « Инструкцию по перевозке детей автотранспор - том » из сборника нормативно - правовых доку - ментов ВДЦ « Орленок » по охране жизни и здо - ровья , обеспечению безопасной жизнедеятель - ности детей ), составьте подробный план его проведения . • Накануне поездки в Книге вожатого указываются особенности предстоящего дня , время получе - ния в столовой сухого пайка , фамилии водите - лей и номера автобусов , в которых поедут отря - ды , фамилии воспитателей , с которыми остают - ся ребята , не имеющие возможности поехать вместе со всеми и другая необходимая инфор - мация .

7

сов табличек с номерами отрядов . - Следит за соблюдением маршрута поездки . - Помогает воспитателям в решении всех органи - зационных вопросов . - Осуществляет общее руководство поездкой , взаимодействие с сотрудниками посещаемых отрядами учреждений , с сотрудниками ГИБДД , сопровождающими автобусную колонну , меди - цинскими работниками , разрешает все кон - воспитателей погоде , напоминает всем основ - ные оргмоменты поездки и т . п . - Контролирует рассадку отрядов по автобусам . - Проверяет наличие на лобовых стеклах автобу - фликтные ситуации в поездке и т . п . - Анализирует вместе с воспитателями прошед - шую поездку .

54

дети , и взрослые могли ориентироваться , кто в каком автобусе едет ). - Решает , какой будет форма одежды детей и воспитателей , отправляющихся в поездку . Она должна быть такой , чтобы дети легко могли най - ти в толпе своего ( или любого ) воспитателя , своих товарищей . - Оформляет и относит на автобазу заявки на ав - тобусы ( за 3 дня до поездки ). - Созванивается накануне поездки с диспетчер - ской автобазы , выясняет номера автобусов и фамилии водителей , которые утром отправля - ются в поездку . - Распределяет отряды по автобусам . - Вносит в Книгу вожатого всю необходимую для воспитателей информацию по поездке . - Следит за тем , чтобы утром перед поездкой от - ряды своевременно получили сухой паек и ап - течку . - Перед линейкой готовности проверяет маршрут - ные листы отрядов . - На линейке готовности отрядов к поездке прово - дит количественную сверку отъезжающих , про - веряет соответствие одежды и обуви детей и

53

ЛЕВШИЕ ДЕТИ и те , кто очень плохо переносит до - рогу . С теми , кто остается в лагере , вы должны побеседовать , ответить на все их вопросы , объ - яснить , почему они не могут поехать вместе со всеми , рассказать , с кем они останутся в лагере , чем будут заниматься в течение дня . Можете попросить их ( поручить им ) подготовить к воз - вращению отряда какой - либо сюрприз , или за - няться подготовкой к предстоящему отрядному делу , или навестить ребят , находящихся в ле - чебном корпусе . • Постарайтесь не забыть в поездке о тех , кто ос - тался в лагере . Кроме впечатлений , которыми ребята щедро поделятся с ними , подумайте о небольшом подарочке – сувенире или угощении .

• В оргпериод , на сборе планирования , ваши ре - бята узнают о том , что в смене им предстоит от - правиться в экскурсионную поездку в один из го - родов ( или в какой - либо другой населенный пункт ) Краснодарского края . • В поездку вместе со всем отрядом не едут ЗАБО -

П ОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

8

• При создании НА СБОРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ творческих групп , ответственных за подготовку и проведе - ние в течение смены различных отрядных дел , предложите ребятам создать творческую группу по подготовке экскурсионно - игровой программы поездки ; остальные поручения , касающиеся ор - ганизационной части поездки , можно будет рас - пределить чуть позже . • Если вы с ребятами посчитаете , что , прежде чем ехать в поездку ( например , в Новороссийск на Малую Землю ), вам необходимо провести в от - ряде какое - то НАСТРАИВАЮЩЕЕ ДЕЛО ( тематиче - ский огонек , вечер солдатской песни , урок муже - ства , викторину на знание истории Великой Оте - чественной войны и т . п .), то на сборе необходи - мо выбрать творческую группу по подготовке этого дела . Если тема потребует продолжения , то хорошо подготовленное отрядное дело можно провести и после поездки . страивающего дела перед поездкой и итогового – после . Эти дела , как и сама поездка – лишь средства для достижения вашей главной цели .

9 • Не ограничивайтесь лишь проведением на -

- Готовит и проводит вместе с представителем административной группы планерку по органи - зации поездки ( за 1–3 дня до поездки ). - Обеспечивает всех воспитателей бланками маршрутных листов , отвечает за их грамотное и своевременное заполнение . Следует учесть , что , если отряд отправляется в поездку в одном направлении , но в каком - то пункте ребята де - лятся на две группы и одна из них продолжает свое передвижение на автобусе , то для каждой группы необходимо оформить свой маршрутный лист ( например , одна группа выходит из автобу - са раньше и идет в развлекательно - игровой центр «7 звезд », а другая едет в центр города и посещает краеведческий музей ). - Сверяет вместе с представителем администра - тивной группы лагеря списки отрядов и заказы - вает в столовой сухой паек на всю отъезжающую группу детей и воспитателей ( за три - пять дней до отъезда ). - Готовит таблички с номерами отрядов ( аккурат - но выполненные в одном стиле ) для размеще - ния их на лобовых стеклах автобусов ( чтобы и

52

- Назначается за неделю до поездки приказом начальника детского лагеря . Руководителем по - ездки может стать любой воспитатель , имеющий опыт организации подобной поездки , пусть даже на уровне отряда . - Отвечает за подготовку , четкую организацию

51 поездки и согласованные действия всех ее уча - стников . ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЕЗДКИ В любой поездке всегда есть человек , отвечающий за подготовку к ней всех отрядов , обеспечивающий общую орга - низацию . Следующий раздел познакомит вас с обязанностями руководителя по - ездки и ответит на вопросы : - Кто назначается руководителем поездки ? - Какие функции он выполняет ? - В чем он может и должен помочь воспитателю ?

Р УКОВОДИТЕЛЬ ПОЕЗДКИ :

• За 1-2 дня до поездки проведите вместе с ко - мандиром отряда или дежурным командиром СБОР ОТРЯДА ( заранее обговорив с ребенком все нюансы проведения сбора ) по подготовке к по - ездке , на котором : - Напомните ребятам О ЦЕЛЯХ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПОЕЗДКИ , обсудите основные организацион - ные моменты в день отъезда ( изменения в режиме дня , задачи дежурных по комнате , особенности организации завтрака и т . п .) и организационные моменты поездки ( мар - шрутная лента поездки , форма одежды , ве - щи , которые необходимо взять с собой и т . п .). ЧЕНИЙ в отряде ( начальник поездки , ответст - венные за организацию питания , дежурная группа ). Необходимо четко объяснить ребя - СКОЙ ГРУППЕ , отвечающей за подготовку экскур - сионно - игровой программы , что ей пора при - ступать к работе . Объясните ребятам , что кон - • За неделю до поездки вы напоминаете ТВОРЧЕ - кретно они должны сделать , помогите им пра - вильно организовать работу . - Вторая часть сбора – РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРУ -

10

там , в чем состоит выполнение каждого из этих поручений , к кому они могут обратиться за советом и помощью . Напомните отряду имена тех , кто входит в творческую группу , ИНСТРУКТАЖА по соблюдению ребятами пра - вил безопасности в поездке ( как вести себя в автобусе , в городе , во время экскурсии , на стоянках , что можно и чего нельзя покупать в дороге ). О прохождении инструктажа ребя - та расписываются в специальных бланках . Целесообразно здесь же обговорить с ними принцип рассадки в автобусе , объяснить , что первые места занимают те , кого укачи - вает в автобусе , а также представители творческой группы и один из воспитателей . Договоритесь с ребятами , кто из них где ( примерно ) будет сидеть , чтобы во время посадки в автобус избежать ссор , обид и из - • На сборе ребята выбирают лишь начальника поездки , заведующего питанием и его помощни - занимающуюся подготовкой экскурсионно - игровой программы поездки . - Третьей частью сбора станет ПРОВЕДЕНИЕ

11

лишней толкотни .

обсуждения , то поработайте с этими ребятами индивидуально . мость закрепить полученные в поездке знания , освежить впечатления , порассуждать на какую - то определенную тему , затронувшую ребят во время спектакля , представления , посещения че - го - либо и т . п ., поговорить об отношении друг к другу , более подробно проанализировать поезд - ку и т . п ., то постарайтесь в один из ближайших дней подготовить и провести вместе с ребятами « огонек » или специально подготовленное от - рядное дело ( дискуссию , литературную гости - ную , мастер - класс , вечер творческого портрета и т . п .). Используйте эту возможность для общения , воспитания , обучения ребят .

• « ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПОЕЗДКЕ » . Если есть необходи -

50

мелкие проблемы ( если таковые были ) и поблаго - дарить тех ребят , которые хорошо справились со своими поручениями , либо в чем - то отличились . вался в лагере . Пусть они расскажут , как прошел их день , чем они занимались , что интересного узнали . Вручите им сувениры , привезенные из поездки ( открытку , значок , свежую газету , чупа - чупс и т . п .), подарите песню или нечто подобное . • Перед сном ( если погода позволяет ) можно всем вместе пойти на прогулку к морю , подышать свежим воздухом , полюбоваться природой . • Если возникла необходимость более серьезного ОБСУЖДЕНИЯ ПОЕЗДКИ ( в отряде возник конфликт , кто - то совершил дурной поступок и т . п .), а ве - чернего времени для этого недостаточно ( или вы хотите дать ребятам время над чем - то пораз - мышлять ), то , обсудив поездку по упрощенной схеме , сообщите ребятам о том , что завтра всем предстоит серьезный разговор . Попросите их подготовиться к этому разговору , предложите подумать над какими - то определенными вопро - сами и т . п . Если произошедшее в поездке каса - ется кого - то лично и не требует коллективного

49 • Не забудьте предоставить слово тем , кто оста -

ков , ответственного за организацию работы де - журной группы , членов дежурной группы . Твор - ческую группу по подготовке содержательной части поездки ( автобусная экскурсия , песенно - игровая программа , сюрприз для водителя авто - буса и т . п .) отряд выбрал еще на сборе плани - рования и подготовка этого блока в отряде уже идет . Возможно , кто - то из ребят сам выберет се - бе поручение ; если желающих нет , то отряд на - значает ответственных . • Начальник поездки . Им может быть коман - дир отряда , дежурный командир ( в этом слу - чае он выбирается не накануне предстояще - го дежурства , а за несколько дней до него ) или любой другой ребенок . Он должен быть человеком ответственным , способным орга - низовать отряд , пользующимся уважением у ребят . Начальник поездки отвечает за свое - временную подготовку отряда к поездке , ру - ководит работой ребят , отвечающих за оп - ределенные участки работы . Во время самой поездки он помогает воспитателю решать все организационные вопросы ( проведение линейки готовности , организация посадки и высадки из автобуса , оказание помощи от -

12

ветственным за питание , дежурным и т . п ., после поездки проводит ее анализ как с от - рядом , так и с группами , ответственными за организацию и содержание поездки ). • Заведующий питанием отвечает за свое - временное получение сухого пайка ( вместе с воспитателем ) и четкую организацию обеда во время поездки : - Если отряду выдается сухой паек , то группа , ответственная за организа - цию питания , помогает воспитателю получить паек в столовой утром перед поездкой . Ребята заранее должны вы - яснить , есть ли в столовой упаковка для пайка , и , если нет , то с вечера вместе с воспитателем им необходи - мо подготовить достаточное количе - ство пакетов и коробок . Также они за - пасаются всем необходимым для орга - низации обеда : ложками ( если в меню есть продукт , который можно есть только ложкой ), салфетками , пласти - ковыми бутылками с питьевой водой ( на случай , если у ребят в поездке не будет другой возможности помыть ру - ки ). В поездке ответственные за орга -

13

• Перед тем как ПОКИНУТЬ АВТОБУС , не забудьте вместе с ребятами поблагодарить водителя и попрощаться с ним ( совсем не обязательно де - лать это хором ). • Как только ваш отряд покинет автобус , вы вме - сте с дежурными осматриваете все сидения , за - бираете забытые ребятами вещи , собираете ос - тавшийся после них мусор ( если все это все - таки осталось в салоне ), прощаетесь с водителем и догоняете свой отряд , который во главе с вашим напарником движется к лагерю , где всех вас ждет ужин .

• Так как день был очень насыщенным и многие ребята устали от дороги , от массы новых впе - чатлений , то после ужина постарайтесь не про - • АНАЛИЗ ПОЕЗДКИ можно провести на вечернем сборе отряда . Он должен быть достаточно четким и не за - тянутым . Форма проведения анализа может быть любая . Самое главное здесь – обменяться впечат - лениями , выяснить , достигнут ли предполагаемый результат поездки , обсудить возникшие в поездке

водить никаких шумных дел .

П ОСЛЕ ПОЕЗДКИ

48

вых приборов и т . п ., и только после этого при - глашает ребят к столу . Второй воспитатель , ожидая вместе с ребятами обеда , может встать с ними в кружок и поиграть в игры , стараясь , при • ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛАГЕРЬ происходит в более спо - койной обстановке , так как ребята к моменту возвращения сильно устают от полученных впе - чатлений . Если силы и желания остались , можно немного поиграть или попеть песни , а если нет – предоставьте ребятам возможность просто по - общаться друг с другом , посмотреть в окно или • На обратной дороге , как правило , предусмотре - на санитарная остановка . Напомните ребятам , сколько времени на нее отводится , где находят - ся места общего пользования , куда можно вы - бросить накопившийся мусор . • На подъезде к лагерю разбудите спящих ребят . Предложите отряду каким - либо особым образом поприветствовать « Орленок » – это поможет всем взбодриться . Затем напомните ребятам о том , чтобы , выходя из автобуса , они не забыли в нем свои вещи и не оставили после себя мусор .

47 этом , не мешать посетителям кафе ( столовой ).

даже поспать .

низацию питания вместе с воспита - телем определяют место , где будет обедать отряд , объясняют ребятам , каким образом будет организован обед , где можно помыть руки , помогают воспитателю раздавать продукты , ложки , салфетки , определяют место для сбора мусора и т . п . - Если питание отряда будет организо - вано в столовой или кафе , то ответ - ственные за организацию питания сверяют количество накрытых порций с количеством ребят в отряде , узна - ют , где в столовой ( кафе ) можно по - мыть руки , напоминают ребятам о том , что это необходимо сделать ка - ждому и т . п . • Творческая группа по подготовке экскур - сионно - игровой программы обеспечивает содержательную часть поездки . О том , как организовать работу данной группы см . ниже в п . « Содержание поездки ». • Дежурная группа следит за поддержанием чистоты и порядка в автобусе на протяже - нии всей поездки , обеспечивает ребят паке - тами для мусора ( заранее узнает у воспита -

14

• Накануне поездки выделите ребятам время для подготовки к ней ( подготовить одежду , обувь , получить деньги из кассы , необходимые вещи из • Если вы запланировали провести перед поезд - кой какое - то настраивающее отрядное дело , то подготовку к нему начинайте заранее .

теля , каким образом и у кого их можно полу - чить ), убирает мусор , собранный после обеда ( в случае обеда сухим пайком ); по приезду в лагерь напоминает ребятам о том , что они должны убрать за собой из автобуса весь му - сор ; после выхода ребят из автобуса осмат - ривает его и убирает все то , что все - таки оставили товарищи .

15 камеры хранения , приобрести фотопленку , цел - лофановые пакеты и проч .).

КОМ МЕСТЕ ОТРЯДЫ БУДУТ ОБЕДАТЬ . Время для обеда выбирается в зависимости от расписания или от ситуации ( до или после посещения музея , театра и т . п ., перед прогулкой или после нее ). • После того как все вымыли руки , ответственные за ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ раздают ребятам сухой паек и салфетки , напоминают , куда необходимо складывать мусор . Удостоверившись , что всем хватило еды , вы обедаете сами . После обеда дежурная группа убирает собранный ребятами мусор ( место для сбора мусора определяет ру - ководитель поездки ). те , где можно помыть руки . Один из воспитате - лей вместе с детской группой , ответственной за организацию питания , проверяет наличие на столах необходимого количества порций , столо - • Если обед отрядов организован в кафе или сто - ловой , вы напоминаете ребятам о том , как сле - дует себя вести в подобных местах , показывае - • По возвращении в автобус проверьте присутст - вие всей группы . • Руководитель поездки определяет , КОГДА И В КА - тывайте ребят , это избавит вас от лишних вол - нений и неприятностей .

46

прогуляться по городу . Вспомните , о чем еще вы хотели , но не успели рассказать ребятам в авто - бусе ( история кубанского казачества , быт и тра - диции казаков , истории и легенды , связанные с • По городу отряд ДОЛЖЕН передвигаться в полном составе , вместе с двумя воспитателями . Ни в коем случае нельзя отпускать ребят на прогулку одних . Помните , вы несете ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка ! • При передвижении с группой детей по улице особое внимание уделите ПЕРЕХОДУ ДОРОГИ : - переходить дорогу следует только в предна - значенных для этого местах и только на зе - леный свет светофора ; - в начале и в конце детской колонны жела - тельно нести сигнальные флажки красного цвета ; - один взрослый идет первым , встает на центр дороги , пропускает всю группу и за - • Не упускайте ребят из поля зрения во время приобретения ими сувениров . Почаще пересчи -

45 мыкает переход , второй ведет колонну че - рез дорогу . названием улиц города , городов края и проч .).

Маршрут экскурсионной поездки определяется общелагерной программой смены или программой деятельности отряда . За 3–4 дня до поездки на планерке воспитате - лям раздаются БЛАНКИ МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ . Руково - дитель поездки напоминает ( или объясняет ) воспи - тателям , как их следует заполнить . Какие - то сведения заносятся в маршрутный лист прямо на планерке : название детского лагеря , фамилия руководителя поездки , номер отряда , по - рядковый номер смены , дата поездки , фамилии , ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНОГО ЛИСТА Документом , разрешающим выезд от - ряда за пределы Центра , является мар - шрутный лист поездки . В следующем разделе речь пойдет о том : - Что такое маршрутный лист ? - Как правильно его заполнить ? - Какие нюансы следует учесть воспитателю при заполнении

маршрутного листа ?

16

имена и отчества воспитателей отряда , указывается маршрут поездки , ее цель ( она может быть общей для всех или своя у каждого отряда ), количество че - ловек в отряде , фамилия и имя педагога , которому передаются дети , оставшиеся в лагере ( если к этому моменту она уже известна ), форма одежды детей . Также подробно прописывается маршрутная лента ( пример заполнения маршрутного листа см . ниже ). Остальную информацию воспитатель собирает и вносит в маршрутный лист после планерки . Во время беседы с врачом лагеря вписывает фамилии детей , не допущенных к поездке по медицинским показаниям ; врач должен поставить свою подпись на первой странице маршрутного листа . Затем воспита - тель вписывает фамилии детей , принимающих уча - стие в поездке ( на второй странице маршрутного листа ), а также заполняет пункт « распределение поручений в отряде ». Пункт « количество участников поездки » ( на первой и второй страницах маршрутно - го листа ) заполняется в день отъезда , после всех уточнений . После этого воспитатель должен собрать все остальные подписи : заместителя начальника лагеря по образовательной работе , руководителя поездки и

17

• На подъезде к городу , расскажите немного о нем . Постарайтесь наполнить свой рассказ са - мыми интересными фактами , историями , леген - дами . • Основная ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ подразумевает посещение музея , театра , выставочного зала , развлекательного комплекса или чего - то еще , ради чего , собственно , и была предпринята столь длительная поездка . Подъезжая к месту высадки ребят из автобуса ( или непосредствен - но перед зданием театра , музея и т . п .), напомни - те им о том , куда и для чего сейчас пойдет от - • Помогите ребятам сориентироваться в здании : входы , выходы , туалетные комнаты , место об - щего сбора и т . п . Подскажите , к кому нужно об - ратиться в случае , если они вдруг отстанут от группы или заблудятся . • После завершения программы , поинтересуйтесь у ребят , что им понравилось , запомнилось • Если позволяет время , то после завершения основной программы можно предложить отряду больше всего , каковы их впечатления об уви - денном и услышанном .

ряд , как там следует себя вести .

44

• Когда автобус подъедет к въездной площади , предложите ребятам каким - либо особым обра - зом попрощаться с « Орленком » до вечера . дуйте с развлекательной . Акцентируйте внима - ние ребят на тех моментах , которые важны для достижения цели поездки . • На подъезде к ГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ предложите ребятам громко спеть веселую песню , покричите с ними « кричалки », поиграйте в игры , которые заставят их что - то хором отвечать . В итоге они не просто отвлекутся от сложной дороги , а нач - нут глубоко дышать и переезд через перевал ни - как не отразится на их самочувствии . • В дороге предусмотрены САНИТАРНЫЕ ОСТАНОВКИ . Перед тем как выйти вместе с ребятами из авто - буса , напомните им , сколько времени отводится на остановку , где находятся места общего поль - зования , куда можно выбросить накопившийся мусор . • Следите за тем , чтобы никто из ребят не покупал ничего съестного у уличных торговцев – ЭТО ся в лагере ребят . После этого воспитатель должен лично поговорить с этими ребятами , ведь они вместе со всеми собирались в поездку и будут очень рас - строены тем , что им придется остаться в лагере .

43 • Познавательную информацию в поездке чере - • СЛЕДИТЕ ЗА САМОЧУВСТВИЕМ РЕБЯТ в дороге .

ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЯТ !

начальника лагеря . Подписывая у каждого из них маршрутный лист , воспитатель должен быть готов ответить на вопросы , касающиеся содержательной и организационной подготовки отряда к поездке . ПОЕЗДКИ . В день отъезда ставятся лишь подписи врача и воспитателей на второй странице маршрут - ного листа , а также указывается количество участни - ков поездки на первой и второй страницах . УТРОМ ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ воспитатель обязательно должен зайти к врачу лагеря , который еще раз про - верит список ребят , отправляющихся в поездку . Если за вчерашний день кто - то из них заболел ( отправлен в лечебный корпус , изолятор или проходит курс ле - чения в медпункте лагеря ), то их фамилии вычерки - ваются из списка ребят , принимающих участие в по - ездке . Под списком врач ставит свою подпись , а вос - питатель вписывает в маршрутный лист цифру , ко - торая указывает на количество человек , отправляю - щихся в поездку , и дописывает фамилии остающих - ПИСАН ( подписи на первой странице листа ) ЗА ДЕНЬ ДО МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОФОРМЛЕН И ПОД -

18

Об изменении количества участников поездки необходимо сообщить руководителю поездки и со - трудникам столовой ( при получении сухого пайка порции отстраненных от поездки детей следует ос - ку , а второй прикрепляет к плану на день , который каждый день вывешивается в лагере на специаль - ном стенде .

МАРШРУТНОГО ЛИСТА

• Руководитель поездки назначается приказом на - чальника лагеря . Он осуществляет общее руково - дство поездкой ). • Фамилию водителя автобуса воспитатель узнает накануне поездки из Книги вожатого и сразу же впи - сывает ее в маршрутный лист ( в крайнем случае , если по каким - либо причинам эта информация вече - ром отсутствовала , фамилия вписывается утром перед поездкой ). • Маршрутная лента заполняется воспитателем на основе информации , полученной им на планерке от руководителя поездки . • Воспитатель подписывает маршрутный лист у всех перечисленных на первой странице ответственных МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ В

19 ДВУХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ . Первый он берет с собой в поезд -

П ОЯСНЕНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ

тавить в лагере ).

• Предоставьте водителю слово ( если вы об этом договорились с ним заранее ). • Напомните ребятам о том , как следует вести себя в автобусе ( что можно и чего нельзя де - лать ), о культуре поведения в поездке ( уважи - тельном отношении друг к другу , к незнакомым людям , к природе и т . п .). • Обратите их внимание на порядок в салоне ав - тобуса , напомните , что после поездки автобус должен остаться таким же чистым . • АВТОБУСНУЮ ЭКСКУРСИЮ в поездке проводит вос - питатель ( или воспитатели ) вместе с представи - телями творческой группы . Помогайте ребятам ориентироваться на местности , подсказывайте , где что - то можно рассказать , где провести вик - торину или конкурс , где поиграть или спеть . там вставать , перемещаться по салону – ВСЕ чае , если кто - то из них почувствует себя в доро - ге плохо .

• Во время движения автобуса не разрешайте ребя - • Напомните ребятам о том , как вести себя в слу -

ДОЛЖНЫ сидеть на своих местах .

В ПОЕЗДКЕ

42

грамму , общался с водителем и т . п .), а другой – в задней ( следил за самочувствием ребят , помо - гал организовывать их и т . п .). Если оба воспита - теля задействованы в проведении экскурсионно - игровой программы , то они время от времени просто меняются местами . ВАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ , напоминаете , куда и зачем вы отправляетесь , сколько времени займет до - рога , будут ли остановки в пути , к какому време - ни планируется возвращение в лагерь . • Познакомьте ребят с водителем . Предоставьте им возможность как - то поприветствовать его , вручить « сюрпризку » или преподнести другой , за - ранее подготовленный творческий подарок ( мож - но спеть куплет песни , прочитать четверостишие , провозгласить девиз , речевку и т . п ., посвященные предстоящей поездке , либо провозглашающие стиль взаимоотношений участников поездки ). Не - что подобное можно сделать и в конце поездки , прощаясь с водителем , но об этом следует поду - мать заранее . Если с вами в автобусе едет мед - сестра или кто - то из сотрудников лагеря ( Центра ), то представьте ребятам и их . • Когда ребята усядутся , вы объявляете О НАЧАЛЕ лиц . Врач лагеря дает заключение по поводу того , кто из ребят может поехать в поездку , а кому при - дется остаться в лагере . Перед тем , как отправ - ляться за остальными подписями , воспитатель дол - жен вписать фамилии ребят , принимающих участие в поездке , в таблицу на второй странице маршрут - ного листа . Заместитель начальника лагеря по образовательной работе проверяет подготовку в отряде содержательного блока поездки , руководи - тель поездки – организационного , а начальник ла - геря – общую готовность отряда . Готовность к по - ездке отряда определяется , как правило , в процессе собеседования с воспитателем , но представители административной группы могут пообщаться и с детьми ( как индивидуально , так и на общем сборе организаторов поездки в отрядах ). • Список детей на второй странице маршрутного листа врач заверяет утром перед поездкой , вычерк - нув из него фамилии тех ребят , которые заболели или почувствовали себя плохо за последние два - три дня ( т . е . уже после того , как врачом была подписана первая страница маршрутного листа ). • Воспитатели подписывают маршрутный лист только после того , как он будет полностью заполнен . • Данные пункта о договоре обязательного личного страхования пассажиров заполняются либо на пла - нерке под диктовку руководителя поездки , либо впе - чатываются в бланк маршрутного листа перед ти - ражированием .

41

20

Врач лагеря _ Зам . начальника лагеря по образовательной работе Руководитель поездки Начальник лагеря _

21 Форма одежды детей в поездке _ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРУЧЕНИЙ В ОТРЯДЕ : Начальник поездки _ Ф . И . О . руководителя поездки Ф . И . О . водителя автобуса

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПОЕЗДКИ

Отряд № _ Смена Дата поездки « _ » _ г . Ф . И . О . воспитателей или других сопровождающих _ Маршрут поездки Цель поездки Кол - во человек в отряде _ Кол - во участников поездки Фамилии , имена детей , оставшихся в лагере по медицинским пока - заниям или по др . причинам _ Зав . питанием _ Творческая группа по подготовке экскурсионно - игровой программы О БРАЗЕЦ МАРШРУТНОГО ЛИСТА ПОЕЗДКИ 1 страница Всероссийский детский центр « Орленок » Детский лагерь _ Дежурная группа _ Ф . И . О . педагога , с которым дети остаются в лагере МАРШРУТНАЯ ЛЕНТА ПОЕЗДКИ ===== Статья 80 ===== • Перед тем , как начать ПОСАДКУ В АВТОБУС , на - помните ребятам , что воспитанные люди нико - гда не забывают при встрече приветствовать друг друга , что первые места в автобусе зани - мают те , кто плохо переносит дорогу , а также воспитатель и представители творческой груп - пы , подготовившие для ребят автобусную экс - курсию . И , конечно , попросите их не забывать о том , что при посадке в автобус мальчики пропус - кают девочек вперед . • Воспитатели ДОЛЖНЫ сесть в автобусе таким образом , чтобы один из них находился в перед - ней части автобуса ( следил за самочувствием сидящих там ребят , проводил экскурсию , помо - гал творческой группе реализовывать их про - • Пересчитайте ребят , убедитесь в том , что все , кто должен ехать , присутствуют . • Поинтересуйтесь у водителя , как следует обра - щаться с микрофоном , попробуйте его включить - прикрепить эту табличку , и подготовьте для это - го все необходимое ). • Вместе со своим начальником поездки органи - зуйте посадку отряда в автобус . выключить , сказать в него несколько слов . ===== Статья 81 ===== 40 ===== Статья 82 ===== • Познакомьтесь С ВОДИТЕЛЕМ АВТОБУСА ( чтобы знать , как вам друг к другу обращаться и как представить водителя ребятам ). Постарайтесь кроме фамилии , имени и отчества водителя уз - нать , например , сколько лет он работает в « Ор - ленке », возможно , что - то еще , ведь этот человек проведет с вашим отрядом целый день . Если в автобусе на видном месте не окажется таблички с указанием имени - отчества водителя , то запи - • Впишите фамилию водителя в свой маршрутный лист . • Поинтересуйтесь , не хочет ли он сказать вашим ребятам несколько слов ( например , предъявить какие - то особые требования относительно их поведения в автобусе ). • Попросите водителя помочь вам прикрепить на лобовое стекло автобуса табличку с номером отряда , которую вы получили у руководителя поездки ( заранее узнайте , каким образом можно Договор № 998 от 31.10.2003 г . обязательного личного страхования пассажиров автомобильного транспорта ОАО « Альфа - страхование » г . Краснодар . 39 • Найдите на стоянке свой автобус ( номер автобу - са и фамилию , имя , отчество водителя вы уз - наете накануне поездки из Книги вожатого ). шите их себе в блокнот , чтобы не забыть . ===== Статья 83 ===== Подпись врача детского лагеря _

* Список детей врач заверяет утром перед поездкой

Подписи воспитателей : 1.

2. _ Всего в поездке принимает участие ___

                                                       ( общее   количество   детей )  

2 страница

СПИСОК ДЕТЕЙ , принимающих участие в поездке

1.

18. 2.

19. 3.

20. 4.

21. 5.

22. 6.

23. 7.

24. 8.

25. 9.

26. 10.

27. 11.

28. 12.

29. 13.

30. 14.

31. 15.

32. 16.

33. 17.

34.

22

• Планируя с напарником смену , постарайтесь продумать , какое ОТРЯДНОЕ ДЕЛО вы сможете под - готовить и провести вместе с ребятами перед поездкой . • Это может быть тематический огонек , вечер

23 Каждый воспитатель самостоятельно продумывает содержание предстоящей поездки , учитывая при этом имеющую - ся у него общую информацию . В этом разделе вы найдете ответы на сле - дующие вопросы : - Что следует учесть педагогу , обдумывая содержание поездки ? - Что должен подготовить к по - ездке сам воспитатель , а что можно поручить ребятам ? - Как организовать работу дет - ской творческой группы по под - готовке экскурсионно - игровой СОДЕРЖАНИЕ ПОЕЗДКИ программы поездки ?

П ОДГОТОВКА ПЕДАГОГА

• Проверьте наличие в вашей дорожной папке ГОТОВНОСТИ отряда : - пересчитайте ребят , проверьте , все ли они готовы к отъезду ; - проверьте , как они одеты и обуты ; - напомните , что они должны были взять с со - бой воду для питья , носовые платки , проч - ные целлофановые пакеты , деньги и пр .; - проверьте , чтобы ответственные за органи - зацию и содержание поездки ничего не за - были ( сухой паек , бутылки с водой , аптечку , « сюрпризку » для водителя , « памятки » для ( блокноте , сумке ) второго экземпляра маршрут - ного листа – без него отправляться в поездку ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА ! • Помогите начальнику поездки провести ЛИНЕЙКУ • Напомните ответственным за организацию пита - ния , чтобы они не забыли подготовить пластико - вые бутылки с питьевой водой для мытья рук . проведения экскурсионно - игровой програм - мы , пакеты для мусора ); - напомните всем основные правила поведе - ния в поездке , порядок посадки в автобус .

38

щихся детей и ответственного за них воспитате - ля ). Возможен и другой вариант оформления подобных документов , поэтому будьте предель - • Сообщите дежурному ( подменному ) воспитате - лю о том , какое задание получили ваши ребята на день ( если получили ), попросите выделить в плане дня время для его выполнения . • Прикрепите один экземпляр маршрутного листа к плану на день и поручите дежурному команди - ру вывесить его на специальном стенде отряд - • Вместе с ответственными за организацию пита - ния получите в столовой СУХОЙ ПАЕК ( если во время поездки не предусмотрено питание детей в столовой или кафе ). Весь паек должен быть расфасован порционно . • В случае отстранения утром кого - то из детей от поездки , предупредите зав . столовой о том , что

37 лист ( в котором указываются фамилии остаю - обедать эти дети будут в лагере ( сухой паек , рас - считанный на них , должен остаться в столовой ). но внимательны при прохождении инструктажа .

ных планов .

мифов и легенд , игра - путешествие , викторина ( историческая , географическая и т . п .), устный журнал , просмотр и обсуждение кинофильма по теме предстоящей поездки и т . п . ЗАДАЧА ЭТОГО ДЕЛА – настроить детей на поездку , сделать ее более содержательной и интересной . • Решив на сборе планирования провести в отря - де такое дело , выбрав творческую группу , помо - гите ребятам ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДГОТОВКУ к нему , подскажите интересные идеи . • Разрабатывая вместе с напарником содержание предстоящей поездки , необходимо УЧЕСТЬ СЛЕ - • СПЛАНИРУЙТЕ СВОЮ РАБОТУ так , чтобы у вас была возможность подготовиться к проведению экс - курсии ( работа в библиотеке и методбиблиотеке , консультации со специалистами и проч .): ДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ : - тематику смены ; - программу отряда ; - возможности лагеря ; - время года ; - возраст и особенности детей в отряде ; - возможность предварительной подготовки ; - возможное последействие .

24

- тщательно изучите маршрут предполагаемо - го путешествия ; - подберите материал об истории Краснодар - ского края , о его особенностях , животном и растительном мире и т . п . ( постарайтесь вы - брать самые интересные , яркие факты , най - ти информацию для сравнения с другими регионами России ); - подготовьте разнообразную информацию о населенных пунктах , которые встретятся на пути следования автобуса , подберите исто - рии , легенды , связанные с названиями по - селков , с конкретными событиями или инте - ресными людьми , жившими или живущими в этих местах и т . п .; - подготовьте материал для экскурсии по го - роду – краткие интересные сообщения об особенностях , истории , архитектуре города , о прошедших в нем или предстоящих ярких событиях ; - продумайте , как лучше преподнести ребя -

25 там всю эту информацию , какие приемы ис - пользовать ;

• Побеседуйте с ребятами , только что отстранен - ными медиками от поездки ( если таковые будут ). • ПОДПИШИТЕ У ВРАЧА ЛАГЕРЯ окончательный список детей , отправляющихся в поездку ( вторая сто - тающихся в лагере , от воспитателя отряда де - журному ( подменному ) воспитателю , являются распоряжение начальника лагеря ( в нем указы - вается фамилия воспитателя , ответственного за остающихся в лагере детей ) и маршрутный • Получите в медпункте аптечку . Проконсульти - руйтесь с врачом по поводу правильного приме - нения лекарств , находящихся в аптечке , уточни - те правила приема препаратов , предотвращаю - щих « укачивание ». Постарайтесь говорить с ними мягко , но убеди - тельно . • ЛИЧНО ПРОВОДИТЕ всех ребят , остающихся в ла - гере , к воспитателю ( дежурному или подменно - му ), который будет отвечать за них в ваше от - сутствие . • ДОКУМЕНТАМИ , подтверждающими передачу от - ветственности за жизнь и здоровье ребят , ос - • Расспросите детей об их самочувствии .

рона маршрутного листа ).

36

• Подъем в день поездки , как правило , ранний . Ни в коем случае НЕ ОПАЗДЫВАЙТЕ НА РАБОТУ , иначе • Постарайтесь как можно четче организовать выпол - нение ребятами всех утренних режимных моментов : ВЛГ , уборка палат , завтрак .

35 вы лишите ребят возможности спокойно со - браться , а сами не успеете выполнить все необ - ходимые дела . Вот и наступил день поездки . На какие вопросы обязательно должен знать от - веты каждый воспитатель ? - Что нужно успеть сделать утром перед поездкой ? - На что следует обратить особое внимание в дороге ? - Что включает в себя основная программа поездки ? - Как организовать для отряда обед ? - О чем не следует забывать после ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПОЕЗДКИ возвращения отряда в лагерь ?

П ЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

- вспомните , подберите или придумайте кон - курсы , викторины , игры , в которые можно иг - рать с ребятами в автобусе , песни , которые можно спеть или даже разучить в поездке . • Определитесь , какую часть ( или части ) экскурси - онно - игровой программы будете проводить вы , а что будут готовить и проводить дети ( не забы - вайте учитывать их возрастные особенности ). Имейте в виду , что педагог обязательно должен знать в несколько раз больше , чем ребята , что - бы в случае необходимости поддержать их , по - мочь , подсказать , дополнить , а также продемон - • Продумайте заранее , в какой форме вы будете проводить с ребятами АНАЛИЗ ПОЕЗДКИ , как отме - тите наиболее отличившихся . • Подумайте о том , потребует ли тема , затронутая на экскурсии , продолжения ; если да , то каким оно может быть .

стрировать собственные творческие способно - сти , знания и проч . • Уделите ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ культуре подачи ма - териала .

26

• Ваши ребята узнают о предстоящей поездке на сборе планирования , а некоторую отрывочную информацию о ней , возможно , услышат от вас и раньше . В зависимости от целей поездки , опре - делитесь вместе с ними , каким образом вы бу - дете к ней готовиться : будет ли предшествовать поездке какое - либо дело , какое именно , кто его будет готовить , кто будет отвечать за организа - цию самой поездки и т . п . Создайте творческие группы по подготовке отрядного дела ( если ре - шите , что его необходимо провести перед по - ездкой ) и по организации экскурсионно - игровой программы в поездке . Готовиться ко всему начи - найте заранее . • ОРГАНИЗУЙТЕ РАБОТУ ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП . Ваша помощь , совет , подсказка необходимы • Расскажите ребятам об основных этапах работы творческой группы по организации экскурсионно - игровой программы : - получение задания , определение цели и за - дач дела ; - обсуждение идей ;

27 ребятам на всех этапах работы групп .

П ОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

бят к поездке ( что - то постирать , погладить , купить и т . п .). • На вечернем информационном сборе отряда напоминаете ре - бятам об изменениях в режиме завтрашнего дня , о правилах поведения в поездке , еще раз называете ответственных за оп - ределенные этапы программы и за выполнение конкретных по - ручений . • Перед сном напоминаете ребя - там , что они должны пригото - вить на завтра одежду , обувь и собрать в рюкзак или пакет все необходимое для поездки . • Вовремя укладываете спать свой отряд , т . к . подъем завтра будет ранним .

Вечером перед поездкой

34

33 поездке ( особенности подго - товки , основные оргмоменты поездки , правила поведения в автобусе и вне его , соблюде - • Заполняете специальные блан - ки о прохождении детьми инст - руктажа по поездке ( дети в них ставят свою подпись ). • Проверяете готовность к поезд - ке детской творческой группы по проведению экскурсионно - • Проводите индивидуальные беседы с ответственными за ор - ганизацию поездки , очень четко объясняете им , в чем состоят их обязанности , к кому , в случае необходимости , они могут обра - титься за помощью . • В плане дня отводите время для индивидуальной подготовки ре - • Беседуете с ребятами , остаю - щимися в лагере . ние правил безопасности ). игровой программы .

онно - игровой программы ); - выбор формы , в которой вся собранная ин - формация может быть преподнесена ребя - там наилучшим образом ; - подготовка оформления , оборудования и проч . ( по необходимости ); - подготовка экскурсоводов и игровиков к по - ездке ( работа с готовым материалом , репе - тиции и проч .). • Объясните , что членам творческой группы пред - стоит : - подобрать материалы , легенды , интересные факты , связанные с различными историче - скими событиями края , названиями насе - ленных пунктов , через которые лежит мар - шрут ( работа в библиотеке , в методической библиотеке ); - придумать конкурсы , викторины , подобрать игры , в которые можно играть , сидя в авто - бусе ( обмен опытом друг с другом , консуль - - распределение поручений ; - планирование работы группы ; - выполнение поручений ( сбор , отбор , обра - ботка материалов для проведения экскурси -

28

тации у воспитателей , работа в методиче - ской библиотеке ); - подготовить творческий подарок для води - теля автобуса : сувенир , « сюрпризку », песню или что - то другое ; - провести подготовленную экскурсионную и творческую программу во время поездки ; - проанализировать свою работу по возвра - щении домой . риала , подскажите ребятам интересные идеи , приемы . • Не забудьте после поездки обсудить с ребятами ее результаты , а также проанализировать рабо - ту творческой группы и каждого ее участника .

29 • Проверьте готовность творческой группы к по - ездке . • Обратите внимание на культуру подачи мате -

• Принимаете участие в анализе данного дела , в анализе работы творческой группы . За 1-2 дня до поездки • Заканчиваете заполнение мар - шрутных листов ( кроме тех пунктов , которые заполняются утром перед поездкой ). • Обсуждаете с командиром отря - да ход проведения и содержание сбора , посвященного предстоя - щей поездке , помогаете ему ор - ганизовать и провести сбор . бираете ответственных за орга - низацию поездки ( начальник по - ездки , зав . питанием , дежурная группа ). • Там же проводите с детьми инструктаж по предстоящей ке экскурсионно - игровой про - граммы поездки . • Принимаете участие в проведе - нии отрядного дела ( если тако - • На сборе вместе с отрядом вы - вое планировалось ).

32

31 ( проведение настраивающего отрядного дела ), выбираете творческую группу по подготов - ке данного дела ( если решили , За неделю до поездки • Организовываете работу детских творческих групп по подготовке к поездке и отрядному делу ( если таковое запланировано ). За 5-6 дней до поездки • Проходите инструктаж по обес - печению безопасности детей в поездке , о чем расписываетесь в специальном журнале ( инструк - таж проводит представитель ад - министративной группы лагеря ). За 3-4 дня до поездки • Принимаете участие в планерке по организации предстоящей по - ездки ( планерку проводит пред - ставитель административной группы и руководитель поездки ). • Координируете работу детской • Начинаете заполнять маршрут - ные листы ( в двух экземплярах ). творческой группы по подготов - что оно вам необходимо ).

Перед сменой • Планируете поездку исходя из программы деятельности отря - да ( лагеря ) на смену . Продумы - ваете цель данной поездки и то , каким образом будете вместе с ребятами к ней готовиться . • Вместе с ребятами выбираете • Обсуждаете варианты предва - рительной подготовки к поездке творческую группу по подготов - ке экскурсионно - игровой про - граммы предстоящей поездки . ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПОЕЗДКЕ подготовки к поездке в течение смены и ное , попробуем представить порядок В этом разделе , обобщая вышесказан - - Как осуществляется подготовка к экскурсионной поездке на каж - дом этапе смены ? В ТЕЧЕНИЕ СМЕНЫ ответить на вопрос :

На сборе планирования

30

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • jacomo/pdf_84b72e33adb541f9.txt
  • Последнее изменение: 6 ч. назад
  • 127.0.0.1