4-23 .pdf

5 2-3 6 Смена “Дорога в цирк” впервые в “Орлёнке”! Чему учатся юнкоры в “Орлёнке” Космос куда ближе, чем кажется

№ 4 (318) 17апреля 2023 года

Салют, читатель! Задумывались ли вы о том, как часто в жизни нам приходится делать выбор? Ока- зывается, каждый наш день наполнен вы- борами. Что сегодня надеть, когда сделать домашнее задание или как добраться до учё- бы. Порою мы их даже не замечаем, потому что принятие решения стало неотъемлемой частью нашей жизни. Но кроме простых вы- боров одежды или транспорта, существуют и моральные, более сложные и серьёзные выборы. Как мне правильно поступить в этой ситуации? Что мне делать? Приоритеты, которыми руководствует- ся человек при решении спорных ситуаций, формируются в нём с самого детства. С воз- растом они, конечно, меняются, но их суть остается такой же. Каждый из нас, делая тот или иной выбор, основывается на опыте, мо- ральных убеждениях или принципах. Всё это - часть большой системы ценностей челове- ка. Абсолютно для каждого существуют свои особенные ценности. Человек прежде всего личность, которая индивидуальна, неповто- рима и уникальна. Именно поэтому невоз- можно сказать в точности, что значат «ценно- сти» для каждого в жизни. Встречается и такое, что некоторые люди совсем не считают нужным и важным раз- мышлять о своих жизненных ценностях и не обращают на них должного внимания, рас- сматривая серьёзный вопрос. Это ощутимо осложняет принятие решения, которое может быть важным или даже судьбоносным. Вер- ный выбор ценностей помогает принимать решения и не сожалеть о них в будущем. Говоря о системе ценностей человека, не стоит забывать про моральную ответ- ственность. Только мы сами ответственны за наши поступки и решения. Важно быть искренним в первую очередь перед самим собой, перед своей совестью. Принимая решение, обязательно нужно подумать: буду ли я честен перед совестью? Иначе поступок не имеет смысла, если регулярно обманывать себя. Принимая важные реше- ния, нужно основываться не на чужих цен- ностях, а исключительно на своих. Люди сами в праве решать, как им по- ступить. Это может быть личное решение или навязанное окружением, но любой мо- ральный выбор – это огромная ответствен- ность.

НАМ НЕ ВСЁ РАВНО!

Мы юные корреспонденты провели опрос среди участников четвёртой смены. Узнали у ребят об их жизненных ценностях, о том, какие выборы они ставили перед собой и чем гордятся. Анна Грибанева, Воронежская область, 16 лет - Кем быть? Один из вопросов, с которыми сталкивается все люди. Быть честным или вруном, ленивым или трудолю- бивым, коммуникабельным или закрытым… надеть маску или остаться естественным. Мы сами решаем, кем нам быть. Свой выбор я уже сделала: я готова идти к своей цели с гордо под- нятой головой, но не закрывая глаза на всё вокруг. Я могу жить моментом, но и грамотно спланировать своё время. Легко от- крываюсь людям, но с радостью могу остаться наедине сама с собой… Именно этот выбор подтолкнул меня к созданию полноценного внутреннего мира. с чем несравнимые эмоции – человеческое «спасибо». Благо- даря волонтёрскому отряду я познакомилась с безгранично интересными людьми, которые на данный момент занимают важное место в моей жизни. Будучи волонтёром я улучшаю многие свои личностные качества: коммуникабельность, чест- ность и способность к взаимопомощи. Поэтому такой выбор в своей жизни я считаю очень важным.

Елена Дорошенко, Кемеровская область, 16 лет: – Порой жизненные решения даются нам с большим трудом, ведь перемены – это всегда сложно. Бросить всё и полностью поменять жизнь стало очень сложным, но очень важным ре- шением в моей жизни. Будучи юной девочкой, занимающейся нелюбимым делом, я смогла поменять свою жизнь, бросить нелюбимое занятие и стать счастливой. Иногда важно отпустить прошлое, чтобы сделать лучше своё будущее. Поэтому я гор- жусь той маленькой девочкой и её правильным решением. Валентина Боханова, Брянская область, 14 лет: – Своим важным жизненным выбором и поводом для гор- дости я считаю вступление в ряды Всероссийского детско- юношеского военно-патриотического движения «Юнармия». Уже пятый год я активно участвую в патриотической деятель- ности, в акциях. Два раза я была задействована в региональ- ном параде, приуроченном самому важному празднику нашей страны – Дню Победы. В сентябре 2022 стала членом волон- тёрского отряда «Комета». Уже больше полугода я получаю ни

Екатерина САВИНА, Москва, Александр ЖУРАВЛЕВ, Новосибирск, Ксения ПОСОХОВА, Георгиевск. Анна СЕЛЕЗНЕВА , г. Москва

2 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ

«ОРЛЁНОК В КОСМОСЕ!»

чаи. При Гагарине там находились тёплые вещи, вода, специальные спички, которые всегда можно за- жечь, также в СССР клали пистолет Макарова. Сейчас же вместо огне- стрельного оружия кладут мачете. «Я посетил занятия про профес- сию лётчика, где нам не только рас- сказали про все трудности, но и про- будили интерес этой замечательной профессии. Нам дали померить эки- пировку, подержать в руках насто- ящее космическое оборудование и рассказали истории лётчиков». Занятия по профессии лётчик- ис- пытатель проводили настоящие кур- санты лётного училища, которые рассказали подробнее о своей про- фессии. Ребята узнали об устройстве спецэкипировки и даже примерили её на себя, узнали о тренировках. Напри- мер, есть испытание в барокамере, в которой могут регулировать давление, тренировки в бассейне, в котором они опускаются на дно. Также все традици- онно ходят в поход в горы на две неде- ли, что адаптировать своё давление. Рассказали о предметах первой необ- ходимости при экстренных ситуациях: пистолет Макарова, автомат Калашни- кова, мачете, гранаты и карамельки, спички и сигнальный пистолет. Также на Академии космических профессии ребята смогли почувствовать себя в роли лётчика-испытателя, попробовав управлять самолётом на симуляторе. Космические выходные подарили орлятам незабываемые впечатле- ния, много полезной и интересной информации, заряд мотивации на оставшуюся смену. Космос – это бесконечное и неизведанное пространство. Ребятам, приехавшим в ВДЦ «Орлёнок» на 4 смену 2023 года, удалось стать чуть ближе к загадочному космическому миру. В эти выходные, посвящённые «Дню космонавтики», орлята познакомились с профессиями в космосе, а также побывали на космической зарядке и смогли познакомиться с испытателем космической техники Максимом Зайцевым и узнать занимательные истории о космосе и подготовке кос- монавтов к полёту.

12 апреля в России отмечают День космонавтики, ведь именно в этот день в 1961 году Юрий Алек- сеевич Гагарин совершил первый полëт в космос. Для ВДЦ «Орлëнок» это особенный праздник, ведь 24 но- ября в 1964 году лагерь посетил сам Гагарин. День начался с тематической за- рядки под чёткую музыку. Утренняя разминка была необычной для по- вседневной жизни и дала заряд бо- дрости на весь день. Далее мы пошли на лекцию от Максима Зайцева – испытателя кос- мической техники. Максим очень долго шёл к тому, чтобы стать кос- монавтом, но не прошёл отбор. Для того, чтобы применить свои знания в нужном русле, на пользу людям и развитию этой сферы, стал испыта- телем космической техники. Максим Алексеевич рассказал о своём пути в профессии, как тренируются космо- навты для полёта в космос, показал техники, которыми можно трениро- вать свой вестибулярный аппарат. А также поведал о выживании в ус- ловиях невесомости и о том, какие вещи появились в повседневной жизни каждого человека благодаря развитию космонавтики. Например, влажные салфетки, предназначались сначала для того, чтобы космонав- ты могли проводить гигиенические процедуры в условиях невесомости, и только потом эти средства ухода за собой пришли на Землю. Также лапша быстрого приготовления и су- блиматы были придуманы для сфе- ры космонавтики. Оказалось, что не космонавты выбирают скафандр, а скафандр космонавта, так как есть определённые ограничения по ро- сту. Космонавту нельзя быть выше 185 см и ниже 150 см для того, чтобы влезть в специальный костюм. Каж- дый скафандр стоит от 15 миллионов долларов. «Лекция Максима Зайцева была очень познавательной, все его рас- сказы о космосе захватывали дух. Меня вдохновила его история о том, что он несколько раз пытался стать космонавтом. И несмотря на то, что его не взяли, он всё равно не бро- сил это дело и стал работать в той же сфере на благо её развития», - поделилась впечатлениями Софья Каюрова из Самары. Затем орлят ждало знакомство с разными профессиями космической тематики. Школа выживания космо- навта, лётчик-испытатель, космохи- мик и космоисторик, космолингвист и космический повар. На занятиях школы выживания ребятам рассказали о том, что кос- монавты берут с собой в спасатель- ную капсулу на чрезвычайные слу-

Полина ЛЕБЕДЕВА, г. Тюмень Алина КОСМАЧЕВА, г. Тюмень Семён ГРИДИН, г. Донской

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ 3 ПУТЬ В КОСМОС

В преддверии Дня космонавтики лётчик-космонавт, Герой России, который совершил два космических полёта общей про- должительностью 516 суток (суммарная продолжительность его выходов в открытый космос составила 12 часов 17 минут), че- ловек, снявший во время своего годового полета документаль- ный сериал о жизни в космосе, – Михаил Корниенко рассказал орлятам о том, как достичь цели, перешагнуть через свои стра- хи, опасения и, несмотря на все преграды и трудности, достать до звёзд рукой.

– Более трети россиян хотели бы полететь в космос. При этом сказать: «Поехали!», сидя в косми- ческом корабле, мужчины мечта- ют чаще женщин - 45% против 26%. Правда ли это? Сказали ли вы «По- ехал и» при своём первом полёте? – Фраза «Поехали!» принадлежит од- ному человеку, и всё остальное уже бу- дет плагиатом, чего мне бы не хотелось. Хотя я думаю, он был бы не против. Что касается зарождения моей мечты о по- лёте в космос, в немалой степени мне помог «Орлёнок». Я был в 5 или 4 клас- се, ходил в Дом авиации и космонавти- ки, я занимался здесь в парашютной сек- ции и совершил свой первый прыжок с парашютом. Кроме того, это была эпоха освоения космоса, тогда все дети грези- ли этой идеей. – Много лет прошло с тех пор, как вы начали свой путь в мире космо- навтики. Расскажите, как стать кос- монавтом в наше время? Можно ли сказать, что в век новых технологий дорога в космос открыта каждому? – Я думаю, каждому она не скоро ещё откроется, потому что каждый по- лёт – это дорого и опасно. Чтобы сей- час попасть в космос, нужно иметь хо- рошее здоровье, образование, если лететь профессионалом, а не туристом. На сайте Роскосмоса есть вся подобная информация. Сейчас перечень сильно расширился для того, чтобы попасть в отряд. Если раньше брали лётчиков-ис- пытателей, сейчас берут и докторов, и биологов. Так что есть шанс, вперёд! – У каждого человека есть свои страхи. Я, например, боюсь пауков, а просмотрев одно из ваших ин- тервью, мы узнали, что у вас есть страх высоты. Но при этом вы кос- монавт, альпинист, и не один раз прыгали с парашютом. Расскажите, как вам удается каждый раз брать вверх над своим страхом? – Страх должен быть и у парашюти- ста, и у людей, которые работают в экс- тремальных профессиях. Страх – это нормально чувство, которое помогает человеку не наделать глупостей, скон- центрироваться и выполнить работу правильно. Это реакция на внешние неблагоприятные условия, которые по- могают человеку выжить. Парашютисты сами говорят, если потерял страх значит ты уже не жилец. Так как отсутствует ин- стинкт самосохранения. Я сколько пры- гал, всегда страшно. И это нормально. – Долгое время вы шли к тому, чтобы стать настоящим космонав- том, полетели в космос в 49 лет, так как вас не допускали. Расскажи- те, было ли у вас желание сдаться и как вы с ним боролись? – Желание сдаться никогда не было. Трудностей было очень много на пути, именно этим обусловлен мой поздний старт. Если поставил перед собой цель

, нужно идти до конца до упора, пока в стену не уперся. Я, кстати, упирался. На самой первой комиссии мне сказали, что я чуть ли не инвалид. Но я доказал, что у меня нет никакого диагноза. Человек, который идёт к большой цели должен понимать, что на пути могут быть очень много препятствия, и он должен быть к ним готов. А если ты в любой момент мо- жешь сказать мне надоело, значит ты не сильно хотел. Значит не твоя цель. Не твоё дело. – Какие эмоции и чувства вы ис- пытывали, когда впервые вышли в открытый космос? – Страшновато, сродни прыжку с парашютом, только там уже не 4 кило- метра, а 400. Неприятно шагать в эту бездну. Но это только первые секунды, дальше наваливается ответственность за выполнение задачи, потому что выход расписан по минутам, и ты должен не от- стать от графика, выполнить поставлен- ные задачи. На связи постоянно Центр управления полёты из Москвы. Осталь- ные центры просто слушают: Хьюстон, Цукуба. И чувство долга подавляет всё остальные, желание выполнить работу превалирует. – Вы поставили рекорд по само- му долгому нахождению на МКС, вы были там ровно год. Расскажите для чего это было нужно? – Рекорд этот уже побит. Пётр Ду- бров слетал на более долгое время, и сейчас Сергей Прокопьев с Дмитрием Петеленым тоже Петю уже обставят. Им пришлось задержаться на полгода, из- за проблем с системой охлаждения в корабле. Мой полёт был направлен на решение и изучение медицинских био- технологических проблем. Учёные ре- шали вопрос как наиболее эффективно долететь до Марса с минимальными по- терями для здоровья. Мы весь год вы- полняли научные эксперименты, посвя- щенные решению этих проблем. – Как прошли ваши первые дни на Земле после возвращения? Первые дни самые тяжелые, потому что организм входит в земную гравитацию, это достаточно болезненно. На научном языке это называется период острой адаптации. И в эти самые дни, когда тебе по-хорошему надо бы полежать или поплавать в бассей- не. В самые первые дни после посадки ты наиболее интересен для учёных. И они к тебе пристают со всякими глупостями типа анализ крови, кто-то хочет тебя в центрифу- гу посадить, посмотреть, как ты перенесёшь всё это дело, в скафандр запихать на третий день после посадки и посмотреть, как ты вы- садишься якобы на «Марс». Есть такой экс- перимент: «Созвездие» называется. Он да- ётся непросто, через силу. Когда ты ходить ещё толком не можешь, а тебе нужно в тя- жёлом скафандре на «Марс» высаживаться. Это наиболее тяжёлое время – первая неде- ля, дней 10 на Земле. – Михаил Борисович, что бы вы хотели пожелать ребятам, кото- рые хотят добиться определенных высот, но боятся сделать первый шаг? – Не бояться делать первый шаг. Уметь ставить перед собой задачи, уметь вовре- мя определиться в жизни. Я всё время это говорю, что ты будешь делать после школы об этом нужно не в 11 классе, а уже в 5. Чем раньше это человек поймёт, тем успешнее у него эта жизнь будет. Потому что неудач- ный выбор профессии – это трагедия на всю жизнь, которую исправить потом очень сложно. И не бояться трудностей, потому что путь к большой цели идёт через слож- ности. Нужно быть к ним готовыми, а в этом помогает спорт и хорошая учёба! – Какие эмоции вы испытываете от приезда в «Орлёнок»? Ностальгия! Как в родной городок приезжаю, в Южноуральск. Я с удоволь- ствием сходил в Дом авиации и космо- навтики, посмотрел, какие там измене- ния, зашёл в дружину «Звёздная», она тут недалеко. Конечно, очень интересно было посмотреть, прикоснуться к своему детству.

А В ЭТО ВРЕМЯ… Утром 8 апреля для орлят прошла тематическая игра по станциям, организован- ная вожатыми детского лагеря. Ребята увлекательно провели время, узнав необыч- ные факты о Солнечной системе, решив поучительные ребусы и ознакомившись с карьерой русских космонавтов. Победители отправились в мини-путешествие в му- зей космонавтики, познакомившись с моделями современных ракет и скафандров, авиаконструктором и повседневным рационом питания космонавтов.

Старшие экипажи детского лагеря «Штормовой» стали участниками экскурсии в Акаде- мии космических профессий, посетив курсы «Выживание в космосе», «Астронавт» и «По- вар в космосе». В эти дни также проходил большой спортивный праздник, приуроченный к предстоящему празднику, где наши ребята активно принимали участие во всех соревнова- ниях, а именно: в водной эстафете, туристических стартах, интеллектуальной игре и комби- нированной эстафете «Хочу быть космонавтом». Орлята отстояли честь лагеря, взяв кубок и призовые места! Однако, самое яркое событие этих дней - встреча с настоящим космонавтом. «Небо, адреналин, эмоции, риск!» - девиз Михаила Борисовича Корниенко, давшего интервью участникам «Медиалаборатории». Исследователь Вселенной рассказал о своём «кос- мическом» пути и успехе, развеял популярные мифы, рассказал необычные факты. «Учитесь ставить перед собой цели», - совет для ребят, которым завершил свой рассказ Михаил Борисович. За эти несколько дней ребята-орлята приобрели большой опыт и знания в области кос- монавтики и астрономии.

Елена АНТОНЕНКО, ХМАО-Югра, Дарья КАПУСТА, Вологодская область, Макс ЯНИЦКИЙ, Камчатский край, Виктория ПАСИЧНИК, ДНР. Вера ЧЕРНЫХ, г. Челябинск Анна БУСОВА, г. Белгород

4 ЛИДЕРСКАЯ СТРАНИЧКА

«МНЕ НЕ ВСЁ РАВНО»

С 28 марта по 17 апреля на базе ВДЦ «Орлёнок» проходит программа «Мне не всё равно». В рамках смены ребята посе- щают мастер-классы по социальному проектированию и разви- тию лидерских качеств, встречаются с популярными режиссё- рами и писателями, знакомятся с Российским движением детей и молодёжи «Движением Первых» и реализуют свои инициати- вы с единомышленниками. долгое время увидел качественный русский фильм. Так здорово, что под- нимаются проблемы, которые будут актуальны всегда! Орлятам очень понравилось ме- роприятие и приглашенный гость! Они узнали много интересных фак- тов о кино. Например, что режиссёр лично подстриг Дмитрия Нагиева во время съёмок свого первого филь- ма! Многим ребятам удалось лично пообщаться с гостем, сделать об- щие фотографии, а некоторые даже взяли автограф у режиссёра! Очень надеемся увидеть Олега Никитича ещё раз у нас в гостях. Помимо классных встреч с про- фессионалами своего дела, в «Ор- лёнке» от РДДМ «Движение Первых» действует Детский Совет Инициатив, в который вошли некоторые ребята из лагеря. Детский Совет Инициатив – это прекрасная возможность реализо- вать свои идеи в кругу единомышлен- ников на платформе Всероссийского детского центра «Орлёнок». – Я очень рада, что вошла в Со- вет, ведь он непосредственно связан с деятельностью молодёжных движе- ний, а для этого я сюда приехала! – говорит Александр Максимова. Также в течение этой смены ре- ализуются множество образователь- ных программ, например, «Свет Лу- чезарного Ангела», в рамках которой орлята смотрят фильмы, раскрыва- ющие социально-значимые пробле- мы, обсуждают его и делятся своим мнением. Тематическая программа «Мне не всё равно» помогает орлятам раз- вить свои лидерские качества, про- качать навыки в социально активной деятельности и сформировать свою гражданскую позицию.

Александра МАКСИМОВА, Саратов, Мария ШИРОКОВА, ДНР, Дарья КИБАЛЬЧЕНКО, Краснодарский край Юные орлята живут у самого моря, в детском лагере «Штормовой», по- этому помимо возможности развития лидерских качеств, они могут погру- зиться в морскую атмосферу и из- учить профильные дисциплины. В начале смены ребята получили много памятных подарков от партнё- ров «Наставники России» и РДДМ «Движение Первых». Футболки, ве- тровки, шоперы, блокноты с логоти- пами – вот что радует глаз каждый день! если родители расстраиваются, где- то проявляют строгость, то, на самом деле они делают добро, хотят, чтобы вы не повторяли их ошибок, были лучше. Главная идея – это мостик между поколениями. – Какой этап создания филь- мов на ваш взгляд самый инте- ресный? – Самый интересный – это съё- мочный процесс. Когда на площадке и на актёров смотрят проходящие мимо люди. Они понимают, что на их глазах сейчас делают кино. – Какие советы вы можете дать юным режиссёрам? – Занимаясь таким делом, ты всеё время раздеваешься прилюд- но. Надо быть готовым к тому, что в тебя полетит что-то, не всегда чело- век будет рад тебе, кто-то из зависти, у кого-то еще какая-нибудь причина. Человек не всегда благодушен, осо- бенно если ты - публичная фигура. Занимаясь своим делом искренне, ты всегда найдешь своёго зрителя.

Одним из главных событий этой смены стала встреча с Олегом Штро- мом, режиссёром фильма «Нахимов- цы», продюсером картины «Легенды Орлёнка» и многих других. После просмотра фильма состо- ялся дмалог с режиссёром, где нам удалось взять у него интервью. Юнкор: «Какую главную тему вы заложили в создание этого фильма?» – Это семейные ценности. Ког- да нам 13-16 лет, мы начинаем чув- ствовать самостоятельность, неза- висимость, очень часто нам кажется, что родители – это некая преграда к тому, чтобы стать свободным, жить своей жизнью. Дети не понимают, что

Также своими эмоциями с нами поделился Макс Яницкий Макс, участник первого экипажа «Напори- стый»: – Я очень рад, ведь впервые за Гость смены, режиссёр Олег Штром

ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ СТРАНИЧКА 5 ДОРОГУ ЮНЫМ ЖУРНАЛИСТАМ

Они всегда с блокнотами и ручками, внимательным выражением лица и горящи- ми глазами. Всюду ищут то, о чём можно рассказать, и что – показать. Для кого-то из них Медиалаборатория патриотической журналисти- ки в ВДЦ «Орлёнок» – проба пера, для других – путёвка в жизнь.

ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ? Первое занятие. Нас радушно встре- чают профессионалы, готовые поделить- ся опытом. Это наши старшие коллеги из медиагруппы «Россия сегодня». На экра- не в библиотеке виднеется презентация с громким названием «Большое интер- вью». Представляемся, узнаём, что нас ждёт на курсе (спойлер: работы будет много!), а затем знакомимся с теорией и со стратегией создания интервью. Говоря математическим языком, подготовка к за- писи – это уже 50% дела, остальное – это запись и последующая обработка мате- риала. Поэтому важно заранее изучить как можно больше информации о герое. Тут же подкрепляем полученные знания практикой, у нас есть 5 минут на то, что- бы придумать, о чём расспросить рядом сидящего соотрядника. Составляем во- просы, записываем ответы на диктофон, расшифровываем, придумываем заголо- вок и лид – вуаля! С посвящением!

максимально ёмко опишут его историю и раскроют тему проекта. Процесс контроли- руют эксперты из «России сегодня», а также кураторы «Орлёнка», которые направляют творчество в нужное русло, ведь это только начало, и свернуть не туда очень легко. стал Лев Рыжков – журналист, писатель, сценарист. Его мнению жюри доверяют особенно. Приехал он в «Орлёнок» на несколько дней, и не только дабы дать ребятам обратную связь по их проектам. Творческая встреча также входит в его график, так что сразу после мероприятия, к которому мы усердно готовились, все отправляются в концертный зал Дворца культуры и спорта именно на неё. Про- фессионал непринуждённо делится за- бавными историями из жизни и отвечает на многочисленные вопросы молодых коллег. Это своеобразный отдых для нас, ещё полчаса назад находившихся в эмо- циональном напряжении. Посмеялись, успокоились. и остаёмся на рефлексию. Выявляем плюсы и минусы записанного подкаста, после чего возвращаемся в лагерь, до- вольные своей работой.

СЕЙЧАС ВЫЛЕТИТ ПТИЧКА! Помимо печатных интервью и подкастов, был блок технической направленности для тех, кому камеры по душе. В её рамках ре- бята учились правильно выстраивать кадр, подбирать планы: крупный, средний, об- щий, деталь, а ещё – работать со светом. «Нет картинки = нет сюжета», таков девиз всех фотографов. И правда, снимки ведь погружают нас в историю и иллюстрируют слова. Эффект присутствия делает любой журналистский материал интереснее и ярче, а кроме того – передаёт нужную атмосферу. Однако, чтобы делать это правильно и кра- сиво, нужно долго учиться и практиковаться- практиковаться-практиковаться. «Главное – интересоваться и гореть своим делом, тогда получится всё, что ты задумал. Фотография – это искусство, и чтобы сделать правда качественный снимок нужно смотреть на мир иначе, не как все», – рассказывает о своём хобби Анастасия Ситникова, пятнадцатилетняя участница Медиотряда детского лагеря «Звёздный» из Ленинградской области. ВОТ ТАКАЯ ВОТ ЗАПАРА! Несколько дней, посвящённых пло- дотворной подготовке, остаются позади. Серьёзность того, что мы делаем, уже чувствуется, ведь на носу презентация и защита. У всех на рабочих столах есть шаблонные слайды, которые разрешает- ся модифицировать, а также лист бума- ги, на котором распечатаны стартовые фразы, предназначенные для того, чтобы упростить юным медийщикам написание текста к выступлению. И вот опять, рабо- та со словом и слогом. Важно правильно донести мысль, выявить цель и замысел интервью, его целевую аудиторию, а так- же немного рассказать об уже пройден- ных этапах. Итак, День Х настал! Его одновремен- но боялись и ждали с нетерпением, ка- жется, все. С одной стороны, всё это се- годня закончится, и можно будет немного расслабиться! С другой – переживания об оценках жюри и о степени своей под- готовленности никто не отменял. Судят, к слову, аж пять человек, и все они знают своё дело в совершенстве. Первыми вы- ходим мы – Ксения и Иван. Пару раз за- пинаемся, немного путаемся в слайдах, но в целом держимся неплохо. Уверен- но отвечаем на вопросы экспертов и со спокойной душой возвращаемся на свои места. Интересно узнать, что сделали за это время соотрядники, поэтому слуша- ем внимательно выступления остальных. Голоса подрагивают, планшетки ходят по рукам, но дружескими прикосновениями мальчишки и девчонки поддерживают то- варищей. Все мы – мальки в одном боль- шом море, или даже океане.

КОТ В МЕШКЕ Одно мгновение, и теперь мы в коман- дах по два человека находимся в другой комнате в библиотеке. Здесь стоят ком- пьютеры и Наталья Владимировна Тюрина – руководитель проекта «Социальный на- вигатор» медиагруппы «Россия сегодня». У неё в руках оранжевые листы бумаги, где написаны имена, которые пока нам не раскрывают. Раздаётся вопрос: «Кто любит кино?» Поднимаем руки и становимся ин- тервьюерами Олега Штрома – режиссёра, сценариста, продюсера. «Кто любит живот- ных?» – та же схема, заинтересованные берутся за материал о защитнице питом- цев, и лишь позднее узнают, с кем именно будут работать. Своеобразный кот в меш- ке, но с тезисной подсказкой. В итоге кому- то достаётся лётчик-космонавт, кому-то – детский писатель. Ещё есть журналист, опытная вожатая, общественный деятель и вышеупомянутая Наталья Тюрина. Даль- ше – только интереснее! ПРАКТИКАНТЫ Столько работы позади! Осталось са- мое главное – встреча с героем и запись. Здесь тоже есть свои правила: журналист должен расположить к себе интервью- ируемого, предварительно поговорив с ним на отвлечённые темы и показав, что ему не о чем переживать. Нужно всегда быть начеку, не терять нить разговора, контролировать весь процесс, стараться создать комфортную обстановку, в кото- рой герой мог бы быть максимально ис- кренним и открытым. Авторы сего текста – Ксения и Иван – уже на радиостанции «Орлёнка». Де- лаем пометки в плане беседы, встреча- ем Олега Никитича Штрома, происходит small-talk, а затем – волшебство. Вопрос- ответ разбавляется смешками, и диалог проходит отлично. Режиссёр расказыва- ет о становлении своей карьеры, делит- ся воспоминаниями со съёмок фильма «Нахимовцы» и учёбы в университете, советует фильмы для детей и подрост- ков и рассуждает на тему молодёжного кино в России. Затронули все темы, ко- торые хотели, и время как раз подходит к концу. Спрашиваем Штрома, смог бы он взять нас сниматься в его следующей кинокартине. Облом! Кастинг проходить всё равно придётся! Благодарим гостя, ещё немного общаемся, провожаем его

ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ! Образовательная программа подхо- дит к концу. Скоро определят лучшие ма- териалы и наградят их авторов фирмен- ными призами. Но главное – не победа, а участие! Опыт, который мы получили здесь – бесценный. Работа с редактора- ми крупного издания, интервью с извест- ными личностями, публикация в СМИ всероссийского уровня – о таком можно только мечтать! Портфолио пополняет- ся, как и багаж наших знаний и умений, а также список новых друзей и будущих коллег. До встречи в эфире!

ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ У каждого появилось своё дело, и на- конец послышались звуки работы за ком- пьютерами. Десятки сайтов и публикаций СМИ, досье в Word, мозговой штурм – мы в настоящей редакции! Необходимо про- думать концепцию проекта, изучить био- графию героя, составить вопросы, которые

Ксения АРТЕМЬЕВА, Архангельская область Иван СОКОЛОВ, Волгоградская область ПОГОВОРИМ О СВОЁМ? Председателем оценочной комиссии

6 ТВОРЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА «ЦИРК НАИЗНАНКУ»

кова, Сочи. Как под куполом, так и на сценах. Попали в «Орлёнок», как и все, по видеоотбору. – Как проходит ваш день в лагере? – У нас есть основная репетиция с 9:30 до 11:00, мы постоянно чем-то заняты. Как нам кажется – это очень мало. Дома мы занимаемся по 4-5 ча- сов в день. – Сложно ли? Самый сложный трюк, который вы хотели бы вы- полнить? – Самое сложное – нехватка време- ни. Из-за частых тренировок не успева- ем заниматься учёбой и гулять с дру- зьями. – Как относятся окружающие к вашему увлечению? – Некоторые учителя очень злят- ся, потому что из-за концертов часто приходится уходить с уроков. Друзья, с которыми давно общаемся, уже привыкли к частым тренировкам, но новые знакомые очень удивляются и просят показать разные трюки. Роди- тели относятся положительно, всегда поддерживают и предлагают поехать на разные концерты. – Какие самые весомые награды вы получали? – В прошлом году был очень слож- ный конкурс «Тверская феерия». По- лучили 4 место, это, конечно, не очень значимо, но мы все равно очень рады, потому что конкуренция была огром- ная. Фестиваль «Все начинается с мечты», Полина выступила в соло и заняла 4 место. – Какими качествами должен об- ладать цирковой артист? – Нам нельзя показывать свои лич- ные проблемы на публику, это пор- тит всю картину номера. Надо уметь выбрасывать все из головы. Также смелость, чтобы преодолевать страх попробовать что-то новое. Цирковой артист должен быть многогранной личностью, нужно развиваться во всех направлениях. – Что вы делаете, чтобы не волноваться? – Волнение есть всегда. У нас есть примета: перед выходом на сцену мы желаем друг другу неудачи, ибо все сработает наоборот. – Что вас мотивирует? Тоня: «Я хочу быть цирковой ар- тисткой или тренером, а потому стрем- люсь к этому и выполняю всё на мак- симум». В рамках итоговых событий сме- ны юные артисты выступят перед компетентным жюри и орлятами всех лагерей Центра, представив лучшие номера, в таких направлени- ях, как: эквилибр, антипод, хулаху- пы, жонглирование, вольностоящие лестницы, воздушная гимнастика, акробатика, иллюзион, каучук. Все это ради успешного будущего, от- данного цирку. Ведь некоторые из них продолжат своё обучение в цир- ковых училищах и станут професси- ональными артистами.

Маргарита АНДРУСЕНКО, Ростовская область. Елизавета МИШИНА, Ростовская область.

В четвёртую смену 2023 года в ВДЦ «Орлёнок» впервые стартова- ла тематическая программа «Дорога в цирк». В рамках программы ребята оттачивали навыки в своих направлениях, а итоговым собы- тием стало выступление на гала-концерте, юные артисты выступили перед компетентным жюри и орлятами всех лагерей Центра, пред- ставив лучшие номера. перед сложным трюком или высту- плением? – Вы знаете, это ещё нам предсто- ит, но я постараюсь то, что мне папа передал, донести до них. Внутренний туалет заключается в том, что, когда выходишь на сцену, ты уже не Паша, и не Маша, Глаша, а прежде всего ар- тист. Я уже за многие десятилетия на- учился этому: во время выхода ты пе- реобуваешься и всё – дальше только позитив. Обязательно выходишь не пу- стой, потому что зритель очень чётко это видит. Можно сделать так: сделал- ушёл. А можно выйти и показать это приятное волнение, послать это в зал, и оно обязательно вернётся. Необхо- димо установить контакт со зрителем. Не надо никаких успокоений, это всё мелочи. Когда выходишь, нужно представить, что в зале только род- ные: мама, папа, бабушка, дедушка. И они самые лучшие ваши зрители. Ты выходишь: «Ой, а вы тут все? А сейчас я могу вам и это показать, и это». Этот внутренний монолог пере- даётся зрителю, и вот хотелось бы донести это до каждого исполнителя, потому что обаяние – это основа. И конечно, мы не могли не пооб- щаться с юными артистами. Им слово! Героинями нашего материала ста- ли Полина Ершова и Антонина Цвет- кова из Санкт-Петербурга. Девочки вы- ступают дуэтом. – Как вы решили заниматься цирковым искусством? Тоня: «В детстве я часто смотрела видео про фокусы. О своём желании заниматься этой деятельностью я со- общила маме. Она записала меня в цирк. Так и началась моя карьера. Сейчас я увлекаюсь эквилибром». Полина: «Сначала я ходила на тан- цы, а потом мама решила записать меня в цирковой кружок. Сейчас увле- каюсь каучуком». – В каких городах вы выступа- ли? – Выступали в Москве, Казани, Ульяновске, Твери, Воронеже, Бала-

Большинство из нас хоть раз в жизни бывали в цирке, но никто не догадывается, что происходит за ку- лисами и какой титанический труд стоит за красивой картинкой. «Ор- лёнок» предоставляет творческим ребятам широкие возможности в этой сфере. Дети из разных уголков нашей страны собрались для приоб- ретения новых навыков в цирковом искусстве, бури эмоций и воспомина- ний. В этом им помогают професси- ональные преподаватели из ГУЦЭИ. Один из них, Алексей Шапошников- Хольт (на фото) , провёл в ДКиС ув- лекательную тематическую выстав- ку, посвящённую жизни и творчеству Юрия Никулина. Ребята познакоми- лись с историей цирка, а в конце их ждало выступление от самого Алек- сея Алексеевича, в конце которого они смогли почувствовать себя на- стоящими артистами цирка. обстоятельствах не все их руководите- ли знают правильную технику, которую ставят в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУ- ЦЭИ). Мне посчастливилось учиться у Виолетты и Александра Кисс – это луч- шие жонглёры мира. Поэтому я стара- юсь передать опыт, который перенял от них, этим талантливым детям. – А как вы считаете похожи ли дети на вас в детстве? – Они интереснее, потому у вас сейчас неограниченные возможно- сти, различные конкурсы и прочее. Когда я был маленьким, не было ни- чего. Было только моё желание до- биваться результата. Также у меня отсутствовали такие замечательные педагоги: мой папа был воздушным гимнастом, и никто не мог научить меня жонглированию. К примеру, пра- вильной постановке колец. Но мне папа сказал: «бери просто так», и в итоге у меня между пальцами было всё растерто до мяса, потому что я очень хотел научиться. Поэтому пе- ред этими детьми не просто снимаю шляпу, а по-хорошему завидую им. – Какие у вас методики препода- вания? – Методики школьные, то, чему нас учинили в ГУЦЭИ. Они направлены на то, что если ты жонглируешь не на «раскаряку», а как надо, то у тебя есть перспектива повышения не только своей квалификации, но и количества предметов. Артистизм само собой, но если ты будешь просто стоять, то создатся впечатление: «Это просто, я сейчас тоже пойду и сделаю». Это как раз верх мастерства, когда смотрится очень хорошо. – А как вы успокаиваете детей

Нашим юнкорам удалось взять ин- тервью у Алексея. – Можете рассказать чуть- чуть о себе, о своёй должности? Нашей цирковой династии 130 лет. Папа отдал цирку 75 лет, я тоже слиш- ком много (больше 50 лет). Я здесь являюсь педагогом по жонглирова- нию, эквилибру и балансированию на катушках и лестницах. Мы на самом деле универсальные преподаватели. – Как вы оцениваете способно- сти ребят? Талантливы ли они? – На самом деле нет неталант- ливых детей в принципе. Но те, кто приехал, по-своему уникальны, непо- вторимы . Перед нами стоит задача помочь юным артистам «подчистить» номера, потому что в определённых

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА 7 «ЗВЁЗДНЫЕ» ЭКОЛОГИ – ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ!

В 4 смену в «Орлёнке» прошла тематическая программа «Ак- туальная экология – «Вторая жизнь пластика». Ребята проводили опыты, создавали проекты, посещали мастер-классы, направлен- ные на сохранение окружающей среды. Нам стало интересно, как же прошла их смена, какой был итоговый продукт и, что интересного о пластике ребята могут нам рассказать и мы решили узнать ответы на наши вопросы из первых уст

Софья Игнатьева, Великие Луки, 16 лет. – Почему ты выбрала это на- правление? – Я считаю, что экология – это моё призвание. Все началось с 1 класса, когда мне стало интересно собирать бумагу, затем добавились батарейки, а сейчас я собираю ещё и крышки. Поэтому, когда я узна- ла про конкурс, я уже была готова. Он был достаточно простой: нуж- но было рассказать про сортировку мусора, о видах отходов, поэтому я сделала проект и прошла! – Как ты считаешь, зачем де- тям знать об экологии? – Экология – это наука об окружа- ющей среде, люди очень тесно связа- ны с ней, ведь мы напрямую влияем на экологическую обстановку каждый день, и у всех наших действий есть по- следствия. Например, вы выпили бу- тылку воды. Вода – это самый ценный ресурс. Остался пластик. Когда его ко- личество прилично накопилось, у че- ловечества возник вопрос: что делать? И на этот вопрос нам отвечает наука экология, которая говорит о том, что пластик нужно сортировать, что быва- ют его виды. И если с этой проблемой ничего не делать, мы можем просто за- хлебнуться в отходах и дойти до гло- бальной экологической катастрофы. Поэтому об экологии важно узнавать с детства, чтобы как можно раньше при- вить привычку беречь природу о раз- дельном сборе отходов. Если иметь определённые навыки с раннего воз- раста, к зрелости можно успеть сде- лать этот мир лучше и чище. – Почему пластик так опасен? – Пластик опасен тем, что он не разлагается. Миф о том, что этот материал не подлежит разложению 400 лет – просто детская сказка на ночь. На самом деле пластик может распадаться только на микропла- стик, который способен попадать в организмы всех живых существ: и людей, и животных, и растений. По- этому очень важно уметь обращать- ся с ним правильно. Именно этому нас учат на занятиях преподаватели Курчатовского института. Вот-вот мы приступим к уроку по химическому разложению пластика, которое на- правлено на то, чтобы после рас- пада микрогранул просто не оста- валось и они не успевали попадать в живых существ. Завтра пройдёт лекция, которую я с удовольствием хотела бы посетить. – Изучая тему экологии, я уз- нала, что пластик убивает бо- лее 1.1 миллиона морских птиц и животных каждый год. Расскажи несколько фактов об экологии, которые ты знаешь или узнала на этой смене. – Вторсырье не вечно, с каждым разом его качество только ухудшается, поэтому важно учиться поводить хими- ческие опыты для его улучшения. В нашей стране каждый год на свалку выбрасывается более 70 тысяч КАМАЗов мусора. Мусор, по- падающий на свалку, не подлежит переработке и не сможет самостоя- тельно разложиться, потому что ему не хватит воздуха чтобы пошёл про- цесс разложения. Также свалки опасны для людей, потому что в процессе гниения вы- деляется метан, который очень опа- сен для человеческого организма. Он забивается в дыхательные пути, и мы не можем дышать. Это самое опасное: накопить мусор, а потом ещё и дышать им. Это такое соче- тание фактов, которое может убить нас, если мы не будем заниматься темой отходов.

ских занятиях мы проводим опыты, направленные на изучение структу- ры пластика, его разложения, хими- ческих реакций и взаимодействий с различными химикатами. – Чем тема экологии интерес- на тебе? – Мне нравится сортировать му- сор, разделять пластик на разные виды, разбираюсь в них и сдаю их на переработку. Я считаю, что каждому важно хоть немного заниматься про- блемами экологии, ведь от этого на- прямую зависит будущее всего че- ловечества и следующих поколений. Для того, чтобы люди могли комфор- тно существовать на нашей планете ещё не один десяток лет, а не бороть- ся за выживание, нам необходимо не только задуматься об этом уже сейчас, но и предпринимать меры по устранению экологических проблем в мире. По приезде домой после сме- ны в ВДЦ «Орлёнок» я обязательно расскажу о полученных знаниях сво- им друзьям и знакомым, ведь только вместе и сообща мы сможем сделать эту планету лучше! ний, включая разработку и создание ядерного оружия, атомного подво- дного и надводного флотов, атомной энергетики страны. Занятия длятся по два часа, на курсах мы изучали химические про- цессы, собирали почву, проводили с водой титрование и узнавали ещё много нового. Так, я узнала, что в Германии пла- стик перерабатывают старательнее, чем где-либо еще в мире. В мировом рейтинге эта страна расположена на четвёртом месте по индексу челове- ческого развития, по уровню жизни, здоровья. Поэтому неудивительно, что Германия так тщательно подхо- дит к проблеме переработке пласти- ка и в целом сбережению экологии – Около 46% всего пластика плавает по водам Мирового оке- ана, это так? – Да, и это на самом деле очень грустно от того, что люди так посту- пают. От человеческой беспечности страдают все подводные жители, и само море.

Алёна Бубякина, 11 лет, г. Ижевск. – Расскажи, как ты сюда попа- ла? – Мы увидели ВКонтанке на стра- нице конкурс и решили в нём по- участвовать. Выбрали категорию «презентация». Я собирала мусор, сортировала его, фотографировала и поехала его сдавать. Также я про- граммирую: смонтировала мультик, создалаигру. Все эти проекты от- правила на конкурс. То, что я попала сюда, было для меня неожиданно- стью. – Что ты знаешь об экологии? – Ну вот, например про мусор: если бросить одну батарейку, то она загрязняет 20 квадратных метров, пластиковая бутылка разлагается больше, чем 450 лет. Сейчас очень много разных свалок существует. Поэтому надо сортировать, что-то перерабатывать и давать вещам вторую жизнь. Можно сдавать маку- латуру, чтобы не срубали деревья. – Какие мероприятия уже были в смене? – Сейчас проходят занятия по химии. Мы слушаем лекции, на ко- торых узнаём, что в пластике есть для человека вредные вещества, которые плохо влияют на его мозг, на дыхательную систему, там есть ядовитые вещества, которые выде- ляются из пластика. На практиче-

P. S. Пообщавшись с ребятами лагеря «Звёздный», участников програм- мы «Актуальная экология - «Вторая жизнь пластика»», мы узнали много неожиданной и тревожной инфор- мации об экологической обстановке в России и мире на данный момент. Считаем, действительно каждому человеку на планете необходимо за- думаться о том, какие последствия повлечёт за собой небрежное и не- серьёзное отношение к окружающей среде. Поэтому нам хотелось бы об- ратиться к читателям газеты «Салют, Орлёнок!»: давайте вместе сделаем этот мир чуточку лучше уже сейчас. Это не так сложно. Каждый нас спо- собен сделать шаг навстречу чисто- му миру без мусора и пластика. Александра Антонова, 15 лет, г. Москва. – Как ты выиграла путёвку на эту смену? Мне рассказали о конкурсе учи- теля биологии и географии. Надо было сделать проект, связанный с экологией. Критерии были следую- щие: выбрать определеный участок и убрать его, задокументировав все действия, а затем расписать, где это было, когда и зачем. Я сделала про- ект и через две недели получила от- вет: «Поздравляем вас с победой! Вы выиграли путёвку в «Орлёнок»!» – Какие задачи/цели/мероприя- тия поставлены на смену? – У нас проходят занятия с пе- дагогами Курчатовского института, учебного заведения, сыгравшего ключевую роль в обеспечении без- опасности страны и развитии важ- нейших стратегических направле-

Софья КАЮРОВА, Дарья ПАСТУХОВА, Айшат ГАДЖИМАГОМЕДОВА

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЧКА 8 СМОТРИМ ДОБРОЕ КИНО

жении. Нетактичность, неуважение, безразличие – ужасные качества, которые могут сыграть с человеком злую шутку. Летом в небольшую деревушку приезжает нетактичный путник. В домике, где согласились приютить его на ночлег, живёт старик, кото- рый раздражает странника своим присутствием. Но кто же знает, кем является этот неприметный, тихий старик? Это мы с вами узнаем по- сле просмотра. Режиссёр видит эту ситуацию реальной и искренне про- сит человека любить и уважать даже тех, кого, возможно, видишь в пер- вый и последний раз. Елена чётко показывает сторону «добра и зла». Фильм рассказал о пустой и обманчивой обложке че- ловека, которая не соответствует реальности. Героями фильма ста- ли не медийные звёзды, а обычные люди тех краёв, которым намного ближе атмосфера. Благодаря этому, любой человек, который посмотрел эту работу, может ознакомиться с культурой Карелии, где была снята короткометражка. Елена Чач языком кино пытается открыть нам то, о чём литературоведы говорят уже давно: «Паустовский – это не скучный пи- сатель-ботаник, чьими текстами нас замучили на диктантах, это певец красоты человеческой души». Рекомендуем просмотреть этот фильм, в нём нет сложного подтек- ста, поэтому просмотреть работу бу- дет интересно не только взрослым, но и детям. Фильм заставляет нас задуматься: А почему мы так посту- паем? Человек сам отвечает за свои действия и поступки. Если человек плохой, другой истины быть не мо- жет. Над фильмом стоит задуматься: а ведь правда, мы очень часто ве- дём себя так же, как и путешествен- ник, и это неправильно! Над фильмом работали: опера- тор Александра Кизюн; звукорежисер Артём Скачков, художник Алексан- дра Мартиросова, сценарист Ирина Томская.

Здравствуй, дорогой друг! Доброе кино. Что это такое? Как отличить это кино от любо- го другого? Зачем оно нужно? На все эти вопросы в течении апрельской смены ребята искали ответы, а в этом нам помог проект «Свет лучезарного ангела в «Орлёнке»». Камиля Ахмадулина, Республика Татарстан, Варвара Реднева, Мытищи.

Проект реализуется совместно с Фондом социально-культурных ини- циатив при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Фестиваль направлен на ознакомле- ние подрастающего поколения рос- сиян с духовным наследием страны, на популяризацию детского, юноше- ского и семейного кинематографа. Проект помогает развиваться но- вым перспективным фильмам и ре- жиссёрам, которые ещё не показали свой талант миру. Картины, которые увидели орлята, затрагивают темы нравственного, этического выбора, человеческого достоинства, семей- ных ценностей, готовности беско- рыстно помогать другим. В рамках проекта ребята также создали соб- ственные работы: под руководством специалистов они узнали о деятель- ности студии анимации, социальной рекламы и о сфере медиа. Во всех детских лагерях прошли конкурсы рецензий, творческих работ и ри- сунков. Фестиваль позволил нам попробовать совершенно новое, не- объятное и то, чем мы никогда не за- нимались. Представляем вам рецен- зию на один из фильмов, который мы посмотрели. В рамках проекта «Свет Лучезар- ного Ангела в «Орлёнке» ребята из детского лагеря «Солнечный» про- смотрели фильм «Старая песня» . Короткометражка Елены Чач снята по рассказу Константина Паустовско- го «Колотый сахар». Фильм посвя- щён чувствам человека и его души или сердца. Обманчивым чувствам первого видения, которые вводят че- ловека в заблуждение и тупик. Глав- ной задачей режиссёра было донести до зрителя мысль не только о неува-

ЧИТАЕМ ГАЗЕТУ! Давай проверим, насколько ты внимательный? Отгадай загадку и выиграй приз! Сто ночей не усну, Буду думать всё о нём, Буду думать, буду плавать и грустить. Мне бы только взглянуть На него одним глазком, Просто так посмотреть и отпустить!

О чём или о ком здесь идёт речь? Ответ ты найдёшь, если внимательно перечитаешь все статьи газеты… Удачи! (больше по QR-коду).

Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор: А. А. Конев. Вёрстка: М. Шестопалова, Фото: Н. Житков, социальные сети ВДЦ «Орлёнок». Телефон: 8(86167) 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 14.04-.2023 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.00. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», 350072, г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № 1022 Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • jacomo/pdf_4b3fe1e9de2a4340.txt
  • Последнее изменение: 6 ч. назад
  • 127.0.0.1