202010 .pdf

2,6 8 4 Валдис Пельш поделился с орлятами историей своего путешествия в Антарктиду :) О том, что такое /военный поиск/ и почему им занимаются ребята, которые участвуют в Слёте школьных поисковых отрядов в “Орлёнке” О том, кто такие - /Юные капитаны морской державы/ и как ими стать в “Орлёнке”

№ 8 (286) 20 октября 2020 года

Салют, читатель! В одном из произведений Сергея Лукьяненко китайский гражданин, уда- ряясь в философию, говорит главно- му герою книги (русскому) о том, что при выборе пути (в жизни) у человека всегда есть как минимум две дороги, на что наш отвечает/объясняет, что в России «нет дорог, только направле- ния». Это я к чему? Всё дело в том, что в русском менталитете изначально за- ложено (ну, это обусловлено геогра- фически, наверное), что мы выбира- ем не путь, а именно - направление. Чтобы охватить как можно больше ва- риантов и, что самое интересное, не ошибиться в итоге. Ну нет у нас такой конкретики в го- ловах, как у людей в остальном мире. Не любим мы строго очерченные гра- ницы в своих поступках/делах. По крайней мере, на первых порах само- определения. Ведь так интереснее и правильнее для нас самих. При выборе направления проис- ходит самое главное - мы начинаем действовать. А не плыть по течению, как это со многими, к сожалению, про- исходит. С большинством из них - по- тому, что они сразу ищут конкретную / дорогу/ и просто не могут сформули- ровать чёткую цель. И не надо гово- рить о том, что это просто. Это, на са- мом деле, реально сложно. С направлениями дела обстоят лучше. Тогда получается поступатель- ное движение. Постепенное отсеива- ние в тебе ненужных задач и нахож- дение группы тех вещей, которые тебя по-настоящему интересуют. Да, конечно, есть люди, у которых всё происходит спонтанно, они, не прилагая особых усилий, попадают в «нужную струю», но, если честно, та- ких всё же единицы. Не следует ориентироваться на них. Всегда и во всём нужно идти сво- им путём. А чтобы его выбрать пра- вильно, необходимо что? Да, именно, определиться для начала хотя бы с направлением :))

Эти ребята точно знают, что они хо- тят от этой жизни сейчас и в будущем. Подробнее о смене РГО «Мир откры- тий» в «Орлёнке» читай на 3-й стр. Выбирая свой путь…

Как только мы становимся старше, начинаем задумываться о будущем, но не в глобальном смысле, а в самом простом - личном/персональном. Кем я буду, когда вырасту, где буду жить, работать, учиться? И ино- гда ответить на все эти вопросы подростку очень сложно. Да и как это можно сделать, когда ты ещё ничего, кроме уроков, домашних заданий и контрольных работ, толком не видел. Вот мы и спросили у орлят, кто или что помогает им заглянуть в пока ещё далёкое (но стремительно приближающееся) будущее.

Дарья Донченко, 16 лет: - Есть такие люди, которые, правда, очень редко встречаются в нашей жизни, но могут зажечь в тебе некую искорку-подсказку. И потом ты будешь идти к этой цели, несмотря ни на что. Для меня такими людьми стали вожатые. Поэтому в будущем мне бы хоте- лось стать одной из них. Да и детей я очень люблю, как и «Ор- лёнок», в который приехала уже в восьмой раз. Атмосфера дет- ского центра каким-то магнитом притягивает, и тебе хочется сюда возвращаться снова и снова, даже когда ты находишься в другом городе. Поэтому я жду не дождусь, когда мне исполнится 18 лет, и я приеду в ВДЦ уже не как отдыхающая, а как воспитатель лагеря «Звёздный». Родители мою мечту одобряют. Да и кто знает, может именно вожатство повлияет на всё моё будущее. Артём Белковский, 11 лет: - Благодаря своему учителю математики я полюбил точные на- уки, потому что наш преподаватель очень просто и интересно объ- ясняет материал любой сложности и никогда не ругает за ошибки. Возможно, мне бы хотелось пойти по его стопам и стать педаго- гом. Поэтому уже сейчас я начал изучать психологию, чтобы потом уметь общаться с будущими учениками. Вообще, я очень влюблён в математику, читаю научные статьи по этому предмету, постоянно стараюсь узнавать что-то новое. Если даже не стану учителем, то в любом случае планирую работать в финансовой компании. Павел Лобанов, 15 лет: - Я стараюсь связывать свою жизнь с теми темами, которые мне интересны. Например, ещё с детства я хотел заниматься физикой, в частности квантовой и ядерной. Поэтому в будущем и профессию бы хотел выбрать соответствующую. Я даже хочу сделать самому себе вызов - добиться этой цели, раз мне нра- вится эта дисциплина. Кстати, рядом с домом у нас есть Институт инженерных войск, поэтому я часто заглядывал туда и общался с учёными. Теперь есть мечта, правда, она трудновыполнимая (всё же экстремальные условия) - работать на атомном ледоколе. Кристина Цыганкова, 12 лет: - С самого детства у меня тяга к изучению языков. Когда мы в школе начали изучать английский, я поняла, что через язык можно знакомиться с культурой других народов. Поэтому я решила стать переводчиком. Хочу выучить как можно больше языков. Это даст мне возможность не только обрести дело жиз- ни, но и побывать во многих странах и завести друзей из самых разных уголков планеты. Для меня изучение языков не просто хобби или школьный предмет, а призвание, которому хотелось бы посвятить жизнь.

Надеюсь, у меня получилось нор- мально донести свою мысль, и тебе (после того, как ты всё тщательно обдумаешь) это поможет сдвинуться с места и пойти в нужную (для тебя) сторону. И да, ничуть не сомневайся, у тебя обязательно всё получится!

Дежурный по номеру Анастасия савиных, Краснодарский край Кристина Айзова, Краснодарский край

2 Главное событие Объединённые одной идеей Или как в «Орлёнке» проходит VII Всероссийский слёт школьных поисковых отрядов Чтобы помнили - За три дня в экспедиции в Горячем Ключе я успел ощутить, насколько важно найти и увековечить память павших бойцов, - считает участник движения «Юнармия» Сергей Ильиных из Ейска (Краснодарский край). - Тогда вместе с группой мы обнаружили останки советского солдата. Я советую всем ребятам вступать в поисковые отряды. Заниматься сборкой и разборкой автомата - это одно, а вот когда помогаешь людям найти своих погибших родственников - это уже совсем другие ощущения. С Сергеем согласны и другие участники слёта школьных поис- ковых отрядов, которые приехали из двух регионов - Краснодар- ского края и Архангельской области. Многие их них уже были в поисковых экспедициях. О трудностях и тонкостях военного поис- ка, а также о том, как присоединиться к движению и внести свой вклад в сохранение истории страны, читайте в нашем материале.

В начале смены участники слёта встретились с Героем России Алексеем Романовым. Алексей Ни- колаевич рассказал ребятам о последних проектах, реализованных в Год памяти и славы, и поделился историями из своего военного прошлого. - Все вы неравнодушные и думающие наперёд люди, - обратился ко всем присутствующим в зале «Мы поисковики - особенные люди» /встреча с Еленой Цунаевой/ - Поисковики - это особенные люди, - обра- тилась к орлятам сопредседатель Централь- ного штаба ОНФ, ответственный секретарь Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Елена Цуна- ева. - Мы не модные - не ездим на популяр- ные курорты, не посещаем какие-то тусовки, а вместо этого работаем в архивах, что обыч- ному человеку кажется скучным. Иногда слож- но бывает справляться с давлением тех, кто тебя не понимает. Мы не просто волонтёры, которые пришли и что-то сделали. Нам при- ходится залезать в болота, взбираться в горы, спускаться в пещеры и каменоломни, потому что везде есть бойцы и следы войны. Всё это нужно извлечь, вернуть в историю и восста- новить справедливость. Кроме того, в поиске необходимо помнить о репутации и соблюдать моральный кодекс поисковика, ведь вы прихо- дите не в отряд, а в Движение. Поэтому для начала подумайте, понимаете ли вы, куда по- пали? Готовы ли вы быть особенными? Такое напутствие Елена Моисеевна дала юным поисковикам, приехав в «Орлёнок» спе- циально, чтобы встретиться с ними. В этот день ребята смогли задать ей вопросы, на ко- торые она дала развёрнутые ответы. - Расскажите о вашей самой интересной экспедиции… - просит Анна Серпухова из Краснодара. - Она ещё впереди, - с улыбкой отвечает гостья. - А вообще, каждая экспедиция осо- бенная - мы всегда достигаем какого-то ре- зультата. В этом году сбылась моя мечта - нам удалось организовать поездку на остров Саха- лин. Елена Цунаева поведала о том, что в это место опытные поисковики практически не доезжали, потому что далеко и материально затратно. А местные обследовать район, на- метить пути поиска не могли - нужна была помощь. Но в Год памяти и славы Поиско- вое движение сделало всё, чтобы эта экспе- диция состоялась. На Сахалин поехали 80 поисковиков из 23 регионов. Работы велись на местах боевых действий 79-й стрелковой дивизии по прорыву обороны Харамитогско- го укрепрайона в августе 1945 года. По итогу поиска были обнаружены элементы фортифи- кации, настрел, диски от пулемёта Дегтярёва, корпус автомобиля Studebaker и самое глав- ное - останки двух солдат. Поговорили на встрече и о том, каким дол- жен быть настоящий поисковик. Ребята в один голос говорили, что честным, ответственным, истинным патриотом своей страны. Елена Цунаева полностью согласилась с ними, но добавила, что нужно быть ещё терпеливым и трудолюбивым. - Поиск требует терпения и трудолюбия, - говорит гостья. - Иногда приходишь на место и можешь копать очень долго под палящим солнцем. Без терпения тут не обойтись. И ве- рить нужно, что ты делаешь это не просто так. Поисковик - это тот человек, который должен быть готов к тому, что результат придёт не сра- зу, а только через какое-то время. Также в этот день произошло важное со- бытие - Елена Моисеевна официально от- крыла в Дворце культуры и спорта выставку «Битва за Кавказ», на которой орлята могут познакомиться с ходом Туапсинской оборони- тельной операцией в годы ВОВ. Такой пода- рок в Год памяти и славы «Орлёнку» сделало Поисковое движение России. Экспозицию вы- ставки составляют находки, обнаруженные участниками поисковых экспедиций на местах военных действий: части мотора штурмовика Ил-2, граната, гильзы, перочинный нож, пуго- вица, ложка солдатская с пулевым отверсти- ем, предметы быта и многое другое. Дворца культуры и спорта Герой России. - Благодаря вам история нашей страны не будет переписываться в угоду кому-то. Трудясь в архивах, на полях сражений, Вахтах Памяти, вы занимаетесь нужным и важным делом и совершаете настоящий гражданский подвиг. Огромное вам за это спасибо! там, какие виды этого устройства существует, как ловить радиосигнал. Между прочим, рация - это хороший помощник поисковика. Ведь именно она позволяет держать надёжную связь с другими участниками экспедиции там, где нет мобильной сети. Вот такой обмен опытом происходит на этом слёте поисковиков. Общаясь с взрослы- ми поисковиками из других регионов нашей страны, орлята открывают для себя что-то новое и расширяют свои знания о поисковом деле. Тем более, как отметила Елена Цунае- ва, настоящий поисковик должен учиться по- стоянно и не бояться признаться себе в том, что он чего-то не знает. Александрович. - И мы знаем уже, где они все находятся, поэтому работы ещё очень много предстоит. Каждый год от 10 до 20 условно по- гибших поднимаем. Но мало просто найти останки, нужно ещё и захоронить по всем правилам. Эта задача также ложится на плечи поисковиков. - Всё, что касается захоронения, делаешь сам: роешь могилу, колотишь гробы, догова- риваешься с местными жителями, - говорит Александр Завернин. - Мы уже привыкли, что, когда отправляемся в экспедицию, у нас с собой рулетка, специальные ножовки, пилы. Стараемся хоронить там, куда легко пройти, или где уже есть оформленные мемориалы. Я договариваюсь со священником, чтобы он отпел погибших. Если нам удалось идентифи- цировать бойца, то его хороним отдельно. На могиле ставим табличку, где указываем номер полка, дивизии. Потом пишем акт о захоро- нении, один экземпляр отдаём главе муници- пального района, а второй оставляем себе. Обязательно находим родственников и им сообщаем, потому что некоторые ждут до сих пор не вернувшихся с полей сражений. Вообще, военный поиск - это образ жиз- ни. Поисковикам приходиться тратить и своё личное время, и собственные средства, чтобы вернуть имя погибшему солдату. - Лучшей системы воспитания, чем поис- ковая деятельность, придумать невозможно, - считает Алексей Кучеров. - Во-первых, поход- ная деятельность является одним из важных факторов закаливания характера человека и проявления себя в коллективе - в сложных условиях «гнилые» люди просто не прижива- ются. Во-вторых, работа по увековечиванию памяти учит человека ценить историю своей страны и задумываться о будущем.

Школа юного поисковика в «Орлёнке» /версия 2020/ В этом году во Всероссийский детский центр прибыли юные поисковики, имеющие за плечами опыт поисковых работ. - Ребята, которые уже были в экспедициях, многое умеют и знают в нашей области, - уточ- няет руководитель Архангельского региональ- ного отделения Общероссийского обществен- ного движения по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Александр Завернин. - По- этому здесь нужен совершенно другой подход, чтобы у них было больше возможностей для самореализации. Так, мы продумали новые виды деятельности, чтобы подростки смогли узнать что-то новое. Мне стало любопытно, как же проходят за- нятия в школе юного поисковика в этом году. Я отправилась на разведку. На набережной «Ор- лёнка» мне удалось заметить группу ребят, ко- торые бодро маршировали под команды Алек- сандра Александровича. Парни и девушки из Краснодарского края отрабатывали технику шага при смене Почётного караула. - Кстати, на каждый памятник и монумент есть своя схема перестройки караула, - рас- сказывает Александр Завернин. - Например, где-то команда не говорится. Но если владе- ешь базовыми элементами, перестроиться не так трудно. После каждой проходки руководитель сме- ны обсуждает с подростками их ошибки, после чего они стараются их меньше совершать. - Научиться отдавать воинские почести для меня очень важно, - считает Сергей Буй- ло из Краснодарского края. - Ведь для нас это один из способов выразить уважение праде- дам, воевавшим в годы войны за нашу землю. А чем же в это время занимаются юные по- исковики из Архангельской области? Вместе с руководителем местного отделения Всерос- сийского военно-патриотического обществен- ного движения «Юнармия» Курганинского района Краснодарского края Алексеем Куче- ровым (у которого тоже есть за плечами опыт поисковых работ) они учатся работать с раци- ями. Алексей Николаевич рассказывает ребя- О тонкостях военного поиска Прежде, чем отправиться в поисковую экс- педицию, нужно провести огромную предва- рительную работу - найти в архивах и музеях исторические справки, чтобы знать, куда идти. - Просто так мы никуда не отправляемся - у нас всегда есть журнал боевых действий, - объясняет участник слёта Владимир Диден- ко из Краснодара. - Нужно знать, где какая ди- визия стояла, в каком месте находились наши солдаты. Приходится долгое время работать в архивах, изучать карту местности, чтобы за что-то зацепиться. Тогда и можно отправлять- ся в экспедицию. Но, кроме знания отечественной истории и умения работать с архивными документами, чтобы выжить в экспедиции, нужно обладать хорошей физической подготовкой и уметь ори- ентироваться на местности. Ведь зачастую поисковые работы ведутся в сложных природ- ных условиях - приходится и через болота хо- дить, и по горам подниматься, и сквозь лесные чащи пробираться. А неподготовленный чело- век, по словам Александра Завернина, может подвести всю группу. Поэтому юные поискови- ки перед тем, как отправиться в поход, сдают в обязательном порядке спортивные нормати- вы: бег, подтягивания, отжимания и другие. - У меня с этим всё строго, - делится своим опытом подготовки подростков к экспедиции Александр Александрович. - В начале учебно- го года я своим ребятам говорю, чтобы отпра- виться в экспедицию, надо сдать все зачёты, нормативы и участвовать в различных меро- приятиях. И если хоть по одной дисциплине у человека стоит «незачёт», то он в поход не идёт. Так как поисковая экспедиция - это пре- бывание в настоящих экстремальных услови- ях, поэтому здесь очень важна жёсткая дисци- плина. Сам Александр Завернин в поиске почти 30 лет и работает на одном участке с 1997 года в Республике Карелия. - Триста бойцов мы уже подняли, а три тысячи ещё лежит, - рассказывает Александр

Как стать участником Поискового движения России? Если во время прочтения моей статьи ты проникся романтикой военного поиска и тоже хочешь внести свой вклад в сохранение исто- рии нашей страны, тогда твоим родителям нужно обратиться к руководителю региональ- ного отделения. Его контакты можно найти на официальном сайте Поискового движе- ния России по этой ссылке: http://rf-poisk.ru/ regions/ . Он направит твой запрос в организа- цию, которая проводит занятия по программе «Школа юного поисковика». После успешного освоения программы ты сможешь в составе отряда принять участие в походе. Кстати, последние новости о Движении можно узнавать из официальной группы в ВКонтакте ( https://vk.com/rfpoisk ).

Вероника Попова, Архангельская область

Главное событие 3 География+ Мир открытий - мир возможностей

За время этой смены не раз на пляже «Орлёнка» можно было встретить ребят в синих футболках. С первого взгляда тебе могло показаться, что они просто гуляют и собирают ракушки, чтобы по- том увезти домой как сувенир. На деле же оказалось всё не так. Во-первых, эти ребята - участники смены «Мир открытий», кото- рая проходит в детском лагере «Стремительный». Во-вторых, они не просто гуляли, а работали, да и ракушки собирали для дела. Сейчас я тебе всё более подробно расскажу.

Организатором тематической програм- мы является Русское географическое обще- ство. А проходит эта смена в «Орлёнке» уже в пятый раз. Уже пятый год подряд в центр приезжают юные географы, которые любят и знают географию и стремятся изучить её с новых сторон. Пообщавшись с ребятами, я поняла, что для кого-то эта наука стала новым интере- сом лишь на этой смене, а для кого-то из них является давним увлечением. Например, для Оксаны Гришкевич из Москвы любовь к географии началась с… рисования. - Так сложилось, что мне всегда нрави- лось рисовать, - объяснила Оксана мне. - Именно поэтому меня так привлекала на уроках географии работа с контурными кар- тами, я всё прорисовывала до мельчайших деталей. Так я стала увлекаться этим школь- ным предметом. И благодаря этому оказа- лась в «Орлёнке». Виктория Гриненко из Ставрополя сей- час в девятом классе, а география её заин- тересовала два года назад. - В прошлом году буквально в последний день подруга заставила меня отправить за- явку. Мы обе прошли, обе попали на смену. Так что на программу «Мир открытий» я при- езжаю второй раз, - продолжила Вика. - Не- смотря на то, что я здесь не впервые, это не мешает мне узнавать что-то новое. Я могу с уверенностью сказать, что даже наоборот - в этот раз мне намного интереснее, чем в про- шлом году. Кстати, про интересное. Чем же таким за- нимались ребята на смене? Рассказываем. Например, изучали картографию и геоэко- логию, знакомились с метеорологией, узна- вали секреты удачных экспедиций и состав- ляли собственные маршруты путешествий. А ракушки на пляже они собирали для того, чтобы потом изучить в рамках одного из об- учающих курсов под названием «Тайны Чёр- ного моря». Однажды и я на таком занятии побывала. Марина Лец, преподаватель этого курса и один из специалистов смены, раскладывает ракушки на столе и объясняет, как каждая из них называется. - Это мидии, это донаксы, а это венерки. Ребята, объясните, почему эта венерка тём- ная, хотя должна быть светлой? - спрашива- ет Марина Николаевна, держа в руках одну из ракушек. Орлята отвечают. Они знают - из-за того, что она лежала на самом дне, где находится сероводородный слой. - А вот эта завитушка - рапан. Снаружи он красивый, но мало кто знает, что он - хищник, который по- едает моллюсков. Из-за него многие из них просто исчезли. Неожиданно в одной из ракушек-рапанов начинает шевелиться что-то тёмное. Оказы- вается, там обитал рак-отшельник. Марина Николаевна тут же попросила: - Быстрее сфотографируйте и отнесите ракушку снова на берег! Вот такие встречи иногда случались у участников смены, помимо получения новых знаний. И теперь я, гуляя вдоль моря по пе- ску, буду собирать ракушки, зная, как они на- зываются, и заглядывать в рапаны - а вдруг там спрятался рак-отшельник. На другом образовательном модуле «Жи- вая карта» ребята узнавали об истории по- явления карт и атласов, способах измерения расстояний на них и на местности, опреде- лении координат и азимутов, отрабатывали навыки работы с курвиметром (такой специ- альный прибор с колесом и счётчиком). А вот на модуле «Загадки погоды» юные географы знакомились с наукой метеороло- гией, её историей, различными метеорологи- ческими приборами, в игровой форме узна- вали, как образуется ветер и что такое бриз. Или с помощью солнечных часов определя- ли не только время, но даже широту. На занятиях по геоэкологии участни- ки смены разбирали причины загрязнения окружающей среды, искали возможные пути выхода из сложившейся экологической си- туации. А ещё знакомились с экологией… жилища. Для этого ребята определяли уро- вень освещённости, влажности и радиации, а также измеряли температуру в помещении. После этого они сравнивали полученные по- казатели с нормативами и выяснили, как эти параметры влияют на здоровье человека. Или виртуально заглядывали в Антаркти- ду и узнали, что там есть проблема избыточ- ного роста водорослей. Водоросли розового цвета (его ещё называют «арбузный снег») имеют в своём составе такой же пигмент,

как морковь и тыква. Это позволяет им луч- ше греться на солнце. Но, к сожалению, они разогревают лёд и ускоряют его таяние. В общем, участникам этой смены и прав- да было увлекательно. - Для меня география до этого момента была просто школьным предметом, который пусть и хорошо знаю, но явно не на про- фильном уровне, - рассказала мне Ангелина Головкова из Московской области. - В ито- ге оказалось, что изучать географию очень интересно. Особенно мне понравились за- нятия по метеорологии и экологии, теме, ко- торая и до этого была мне очень близкой. Я уже знала много в этом направлении, в том числе, как правильно разделять мусор, но в «Орлёнке», на этой смене, мне удалось ещё больше пополнить свои знания. «Мир открытий» предоставляет детям также уникальную возможность общения с учёными и специалистами в области геогра- фии и другими интересными людьми. Пусть и в режиме онлайн. Например, с Валдисом Пельшем, который создал документальный фильм «Антарктида. Хождение за три полю- са» (подробнее об этом читай на 8-й страни- це) и с режиссёром фильма «Географы - Ве- ликой Победе» Владимиром Шуванниковым. Оказывается, военные географы тоже делали очень важное дело в Великую Отече- ственную войну. Их значение было крайне велико для Победы. Карандаш картографа, барометр метеоролога и теодолит геодези- ста - таким оружием «сражались» геогра- фы ВОВ, чей подвиг стал известен после рассекречивания материалов из архивов Министерства обороны РФ. Это были про- стые топографы, картографы, метеорологи, гидрологи и океанологи. Во время войны эти мирные профессии встали в один ряд с во- енными, а знания учёных превратились в особое оружие. Например, метеорологи да- вали прогнозы погоды для нашей армии, а сводки по ней были на уровне государствен- ной тайны от противника. Гидрологи опреде- ляли возможные пути перехода по рекам и болотам. Оказывается, знаменитая Дорога жизни в Ленинграде была проложена благо- даря знаниям топографов, а благодаря гео- дезической сети, составленной фронтовыми географами, применение артиллерии против врага в Сталинградской битве стало намного точнее. После этой смены ребята не просто уе- дут домой, оставив в памяти эти дни, прове- дённые в «Орлёнке», только лишь как прият- ные воспоминания. Они продолжат любить географию, открывать для себя снова и сно- ва мир географических наук, а также могут стать частью РГО. Для этого не обязательно ждать восемнадцатилетия - можно вступить в Молодёжный клуб Русского географиче- ского общества у себя дома. А если его нет, то создать. Для кого-то же из участников смены этот опыт станет отправной точкой будущего про- фессионального роста. За пять лет суще- ствования программы уже накопились такие примеры. Например, одна из её участниц работала над исследованием реакции орга- низма человека на различные экстремаль- ные погодные условия во время одной из та- ких смен. Теперь она учится в медицинском вузе. А это подтверждает, что «Мир открытий» открывает ребятам ещё и мир возможно- стей. И дорогу в будущее.

Мария ТОЛМАЧЕВА, Москва

4 Увлекательная страничка ПОКОРЁННЫЕ… МОРЕМ ^_^ Или о том, как в лагере «Штормовой» собрались «Юные капитаны морской державы»

Смена+ Согласись, что каждый, кто хоть раз бывал на море, обязатель- но хочет вернуться туда снова. Кто-то для этого даже опустоша- ет родительские кошельки, чтобы бросить монетку через плечо и загадать самое заветное желание - побывать снова на морском побережье. Так же, наверное, поступают и орлята, которые при- езжают в детский центр. Ну, деньгами на прощанье может и не разбрасываются, но точно мечтают возвратиться. А есть и то, что объединяет в себе сразу и море, и «Орлёнок». Догадался? Конеч- но же, я говорю про лагерь «Штормовой», в который ребята также попадают (кто-то случайно, а кто-то целенаправленно) и влюбля- ются в его схожесть с кораблём и атмосферой, которой напитан каждый его уголок. Чем же очаровал «Штормовой» новый состав экипажей (так называются здесь отряды) смены «Юные капитаны морской державы», читай в моём материале.

то, что в этом корабле живут не только с уважением к морю, но и всем гостям - при- ятное открытие. Пока я искала, где же на- ходится нужный мне кубрик (комната) и экипаж (отряд), кто только не спешил мне помочь, подсказать и даже проводить до нужного места. И пока мы шли, я, пользу- ясь случаем, расспрашивала ребят, чем же они занимаются на территории лагеря. - У нас проходит много интересных занятий, - рассказывает мне по дороге 15-летняя Марта Алкснис из Москвы. - Вот сейчас мы разучивали флажный семафор. А чтобы буквы было легче запомнить, во- жатые объясняют при помощи образов и условных обозначений. Например, буква П - это потолок (тут же Марта демонстри- рует мне, как это выглядит), а С - супер- мен. Это очень весело и красиво, когда цветными флажками мы показываем друг другу буквы. А до этого мы разбирали и собирали автомат АК-47 на время, ходили на море в поисках ракушек и даже увиде- ли дельфина-белобочку. Так что у нас тут каждый день происходит что-то новое и интересное. Кстати, пусть в этой смене нет ребят, которые занимаются морским делом, зато, как оказалось, след моря есть почти в каж- дой семье. Вот и папа Марты когда-то слу- жил на флоте. Может, и его дочка однажды поплывет на корабле, где ей и пригодятся семафор и вязание морских узлов. А вот 11-летнему Александру Литвину из Краснодара перед поездкой в «Орлё- нок» несколько способов вязки таких узлов показал дядя - действующий моряк! На что, вернувшись домой, Саша планирует ответить словом «Привет!» без слов, но с помощью флажного семафора. Только представь, с каким непониманием на этот диалог будут смотреть все остальные чле- ны семьи. ДОРОГА В «ШТОРМОВОЙ» В этом году мы все ощутили, что наша жизнь претерпела изменения. Вот и дет- ский лагерь «Штормовой» этой осенью не смог пригласить к себе в гости ребят, ко- торые не только живут морем, но и знают о нём практически всё. И это, по словам Ольги Силаевой, заместителя начальника лагеря по образовательной работе, даже интереснее. Ведь дети, которые никогда до этого не сталкивались с морским делом, имеют возможность открыть его для себя в первый раз. А это значит, что море (такое вот совпадение) эмоций обеспечено. - То, что я сюда приеду, я узнала за не- делю, - отмечает 11-летняя Кира Плато- нова из Красногорска. - Я так этому была рада, что, наверное, свела всех родных с ума. Все уши им прожужжала в ожидании этой поездки. И если Кира мечтала оказаться здесь, то её /коллега/ - 13-летняя Милания Пачи из Московской области, отправляясь в «Орлёнок» год назад, очень переживала. Сначала девочке сказали, что она будет жить в лагере «Солнечный», чему Милания была очень рада. Но перед самым поездом объявили, что всё же будет «Штормовой». Тут же посыпались градом слёзы из глаз, но по прибытии в детский центр всё кар- динально изменилось. И девочка не только влюбилась в «Штормовой», но и приехала сюда уже второй раз (на 11 смену) в каче- стве юного моряка. Кстати, Милания при- зналась, что до первой поездки вообще не любила корабельное дело и морскую тема- тику, но… никогда не говори никогда. И вот, пожалуйста, ещё чуть-чуть и юный моряк вернётся домой уже в статусе матроса. Сизов из Красногорска. - При создании фоторамки удобнее всего работать с боль- шими ракушками и каури (их ещё денеж- ными называют). Дядя Саша (так ребята ласково называют Александра Семёнова, своего педагога) нам рассказал, что рань- ше это была обменная монета в Новой Зеландии. Их легко клеить и они занима- ют много места, поэтому не нужно думать, чем заполнить свободное пространство. А вот маленькие ракушки приклеить труднее. Для этого приходится брать палочку и на- мазывать целый слой клея, для больших ракушек нужно просто кончик покрасить, да и маленькие ракушки либо рассыпают- ся, либо прилипают к коже. Как видишь, создание, казалось бы, простой рамки для фотографии - весьма трудоёмкий процесс, но всё же приятный. Вот и сосед Андрея по столу, 16-летний Георгий Исаев, тоже подметил, что если приложить долю фантазии, можно создать нечто, что не сделает и любой взрослый. А для этого «нужно придумать композицию и красиво разложить ракушки, узлы, сетку». Кстати, свои работы орлята потом забе- рут домой. Кто-то подарит их своим близ- ким, а кто-то, как Георгий, вставит в рамку фотографию со своим отрядом. Пока мы разговаривали, я заметила в руках Гоши камень с нарисованным кора- блём «Шторм», в честь которого и назван лагерь. Мальчик признался, что подарит эту вещицу той, кто ему понравится. - Такие камни я и сам расписывал, ког- да в 1983 году был в лагере «Звёздный», - поделился своими воспоминаниями Алек- сандр Семёнов, педагог-организатор дет- ского лагеря «Штормовой». - Эти камешки до сих пор у меня лежат дома. Я тогда на них рисовал кораблик, дельфинов и чаек. А на кусочках фанеры и деревяшек мы изо- бражали восходы и закаты. Я иногда от- крываю этот посылочный ящик, где у меня все эти вещи есть, смотрю и вспоминаю своих друзей. Здорово, если и ребята сохранят свои талисманы и поделки из «Орлёнка». А по- том, спустя годы, обнаружив разукрашен- ный камень или рамку в ракушках, если и не услышат, то точно вспомнят море, своих вожатых и друзей по экипажу. А кто-то и во- все выберет такую профессию, которая бу- дет всё время напоминать о смене. Ведь, однажды влюбившись в море, уже сложно выбросить его из своего сердца. ТЕПЕРЬ ТЫ «ЮНЫЙ МОРЯК»! Самой важной и трогательной частью смены является посвящение орлят в «юные моряки». Но это звание так просто получить нельзя, его нужно заслужить. И для этого необходимо работать не только над своими человеческими качествами, но и знаниями морского дела, которые в конце смены проверяются на итоговых манёврах, что-то вроде экзамена. А перед этим особо отличившимся (только с хорошей стороны) ребятам вручаются гюйсы (синий воротник морской формы), который ни в коем случае не должен валяться без дела и даже про- сто соприкасаться с полом. - Я даже не ожидал, что мне выдадут гюйс, - поделился своими эмоциями после посвящения 14-летний Александр Киселёв из Московской области. - Вдруг называют моё имя и просят пройти вперёд, а у меня сразу мурашки пошли по всему телу. И как только гюйс оказался у меня на руках, я по- другому стал себя ощущать. Понял, какая на мне лежит ответственность, поэтому теперь даже ночью буду учить, чтобы по- том закрепить свой статус. И если до этого я мог где-то быть слегка непослушным, то теперь начнётся совсем другой образ жиз- ни. Кстати, Саша признался мне, что во вре- мя вручения гюйса словно услышал слова своего прадедушки: «Молодец! Я горжусь тобой!». Родственник мальчика тоже был моряком, только военным, он трагически погиб, когда корабль во время очередного плавания подорвали. Представляешь, че- рез сколько поколений здесь, в «Орлёнке», передаётся эта связь с морем? Разве это не здорово? Ещё как!

С МОРЕМ НА МОРЕ То, что лагерь изнутри напоминает ко- рабль, наверное, ни для кого не секрет. Но ДАРЫ МОРЯ НА ПАМЯТЬ ОТ «ОРЛЁНКА» Ещё одной традицией «Штормового» является создание из природных матери- алов поделок, сувениров и подарков. Вот и я попала на занятие «Творческая ма- стерская моряка», где ребята из ракушек мастерили рамки для фотографий. Орлята так были увлечены своим делом, что даже на разговоры уделялось мало внимания. Но я, в качестве исключения, нарушила их творческую тишину и узнала, чем юные творцы вдохновляются при создании про- изведений искусства (а это, правда, очень красиво!). - В детстве у меня пропало желание ри- совать, а здесь я снова начал это делать спустя восемь лет, раскрашивая морские камни, - рассказал мне 15-летний Андрей

Мария Круглова, Краснодарский край

Профессиональная страничка 5 Быть журналистом - это…

Присоединяйся! Салют, орлёнок! Как известно, одна из смен, которая сейчас проходит в детском лагере «Стремительный», носит название «Фестиваль медиатворчества FM.Орлёнок». Многие ребята полу- чили уникальный шанс поближе познакомиться с медиасферой, попробовать себя в этом нелёгком, но, бесспорно, увлекательном деле. Однако среди нас есть люди, которые уже знакомы со СМИ и твёрдо решили, что хотят связать свою жизнь с журналистикой. Я бы хотела поделиться своей историей, некоторыми советами и просто рассуждениями о любимой деятельности, а заодно рас- сказать о том, чем мы занимались на этой смене.

чевые события 2020 года - Год народных промыслов в России, 75-летие Победы в Ве- ликой Отечественной войне, 60-летие ВДЦ «Орлёнок», 55-летие «Стремительного». Пролог Знаешь, для подростка многие вещи начинаются с лагеря. Мой творческий путь журналиста тоже начался с него. Имен- но деятельность в медиа-отряде когда-то вдохновила меня на работу в печатных СМИ и развеяла многие мои страхи и со- мнения на этот счёт. С 13 лет мои статьи печатаются в районной газете, одно из эссе было включено в «Книгу АРТЕКА», также я посещала клуб по журналистике. И это далеко не предел для меня. Я хочу и дальше развивать свои журналистские навыки, а после - сделать это хобби про- фессией и добиться достижимых (и недо- стижимых) высот.

Почему журналистика? Мы поняли, что, как у любой деятель- ности, у журналистики есть свои плюсы и минусы, которые я успела отметить. Начи- нать всегда стоит с хорошего, поэтому я бы хотела рассказать о достоинствах работы журналистом именно с подросткового воз- раста. Во-первых, это бесценный опыт. Жур- налистика - это не просто «писанина в красивой форме». Каждая статья, теле- или радиовыпуск - это серьёзная работа с людьми и информацией. В процессе сбора материала часто узнаешь многие интересные факты. Не так важно, приго- дится ли тебе это в жизни, главное, что раз за разом ты развиваешь такие ка- чества, как коммуникабельность, ответ- ственность, раскрепощённость, и вместе с этим расширяется твой общий кругозор. Общение и познавательная деятельность в профессиональной форме - уже веская причина, по моему мнению, заниматься журналистикой, независимо от возраста и других аспектов. Во-вторых, это возможность отработки недочётов на практике. Конечно, начинать с нуля и совершенствовать свои продук- ты - задача не из лёгких. Но именно эти, поначалу «ужасные работы», позже пере- растают в удивительные, совершенные по мере возможности творения, хотя это сто- ит далеко не однодневного тяжкого труда. Но, согласись, лучше сразу отработать с наставником-профи все, даже малейшие, промашки, чтобы впоследствии ты мог по- хвастаться стоящими, высокоуровневыми работами. В-третьих, нельзя не упомянуть про возможность выбора. Медиасфера разви- вается очень стремительно. Каждый день появляются новые её виды, она становит- ся более доступной и интересной. Кстати, о возможности выбора - много- образие современных СМИ действитель- но поражает. Это и радио, и телевидение,

много практиковаться, и получать при этом профессиональную оценку своей работы, и развивать креативность, и, если ты дей- ствительно талантлив, оригинален и раз- вит в этой сфере, поступить в университет мечты. 3. Будь любопытным! Широкий кругозор важен для любого со- временного человека, а особенно для того, кто задействован в медиасфере. Это не только сделает твои продукты в результате более интересными, но и поможет в про- цессе работы (например, при интервью) да и в жизни в целом. 4. Развивай коммуникабельность! Больше всего это качество поможет тебе, когда бы будешь брать интервью у кого-либо. Во-первых, вполне очевидно, что человеку будет намного приятнее от- вечать на твои вопросы, если ты будешь вести себя в меру раскрепощённо и от- крыто с ним (не выходя за рамки этики), а не просто невовлечённо в процессе чи- тать заученный текст. Во-вторых, невоз- можно предвидеть ответы интервьюиру- емого. Человек в порыве эмоций может уйти от темы или сказать что-то, прямо противоположное ожидаемому. Журна- листу нужно уметь незаметно брать си- туацию в свои руки, чтобы и умело вер- нуться к теме, и неосознанно не задеть человека. и печать… В зависимости от собственных талантов и желаний ты можешь выбрать то, что тебе действительно подойдёт, всю жизнь будет открываться для тебя по- новому и зажигать огонёк в глазах. Сейчас почти во всех медиа-предприятиях есть молодёжные сообщества, открывающие для каждого желающего дверь в удиви- тельный яркий мир СМИ. Если же получилось так, что ты не смог реализоваться в сфере радио, те- левидения, печати, ни в коем случае не опускай руки. На счастье сегодняшней активной молодёжи интернет и соци- альные сети развиваются стремительно. Сейчас каждый желающий может заве- сти блог: делать фотографии, писать по- сты, развивать паблики и многое-многое другое. Это не только прекрасный вари- ант для хобби. Бесчисленное множество людей уже монетизировало эту деятель- ность, сделав её своей профессией. Чаще всего блоги направлены на раз- влекательный или познавательный кон- тент. Именно такие привлекают большую аудиторию и приносят славу и деньги создателю. Конечно, со стороны кажет- ся, что всё это очень просто. Но и здесь придётся приложить усилия, чтобы в итоге получилось что-то достойное. Од- нако если есть желание, то и этот слож- ный путь ты пройдёшь с удовольствием и, безусловно, с пользой. Смена+ Для многих ребят, ставших участника- ми смены в «Стремительном», именно в лагере опыт в журналистике стал первым в их жизни. А в результате для кого-то - толчком к выбору своей будущей профес- сии. - Я сразу вызвалась быть журналистом! - поделилась со мной своими впечатлени- ями Маргарита Силаева из Москвы. - Мне очень нравится наблюдать за жизнью, за- мечать интересные моменты и создавать о них посты. В Москве я посещаю театраль- ную студию, в которой часто проводятся различные мастер-классы, в том числе - по журналистике, а сейчас отвечаю за прессу в своём отряде. Эта смена полна бурных эмоций! Я первый раз в «Орлёнке», но точ- но знаю, что не последний! И такие впечатления у ребят были только в начале смены. А дальше стало ещё интереснее. Мы всё больше и боль- ше погружались в мир журналистики. Нам всем предстояло пройти обучение на Кур- се юного журналиста «В центре событий» и познакомиться с различными продуктами и видами журналистской деятельности, а это радио, фото, видео, газета, с особен- ностями интернет-журналистики. Кроме этого, мы посещали занятия обучающего курса по развитию креативного мышления «Смелые мысли». И, конечно, много работали. Разделив- шись на медиаредакции, освещали клю-

P.S. Я искренне надеюсь, что моя неболь- шая статья смогла тебя заинтересовать и, возможно, замотивировать на занятие журналистикой. Если же ты в очередной раз убедился, что эта деятельность не для тебя, то я желаю поскорее найти дело, ко- торое каждую секунду будет заставлять тебя жить, гореть и любить. Ликбез+ А вот несколько советов от меня, если ты всё же захочешь попробовать себя в журналистике… 1. Не бойся! Не бойся пробовать, не бойся спраши- вать, не бойся показаться глупым или на- вязчивым. Страхи и загоны - твои самые опасные враги, с которыми стоит постоян- но бороться. Ты удивишься, сколько дорог будут открыты для тебя без них. 2. Постоянно практикуйся! Безусловно, теория - это очень важ- но и во многом без неё не обойтись. Но, даже зная все самые неочевидные аспек- ты журналистики и писательства в целом, успеха не добиться. Пиши, пиши, пиши! Но не путай постоянную практику с графоман- ством. Это очень тонкая грань, пересекать которую я не советую. Если же у тебя нет возможности уже сейчас пробиться в мо- лодёжную редакцию печатных или других видов СМИ, попробуй свои способности в различных конкурсах или, что очень важно, олимпиадах. Последние позволят тебе и

Ксения ШУЛЬМИНА, Московская область

6 Специальная страничка Вернуть имя каждому неизвестному солдату…

Из первых уст В этой смене я познакомилась с ребятами, приехавшими в «Орлёнок» на VII Всероссийский слёт школьных поисковых отря- дов. Дома, в свободное от учёбы время, они работают в архивах, изучают военную историю нашей страны, отрабатывают навыки работы с металлоискателем, а на каникулах отправляются в по- исковые экспедиции. Я узнала от них о тонкостях и сложностях военного поиска, поисковом быте и почему эти школьники выбра- ли именно этот путь. Историями двух юных поисковиков (из пер- вых уст), уже не раз бывавших в экспедициях, я и хочу с тобой сегодня поделиться.

Возвращение обратно было интерес- ным приключением! Выходили через лес, где нам пришлось переправляться через бурлящую реку с каменистыми порогами, идеальную для рафтинга. А через неё было перекинуто одно брёвнышко. Только речку перешли - стемнело. Но благо, выбрались из леса. Вообще, когда мы находим остан- ки погибших воинов и устанавливаем их личность, то я чувствую успокоение, пото- му что теперь имя этих людей не канет в Лету. Но ещё в нашем деле интересен поис- ковый быт. Ведь несколько недель в экс- педиции - это выживание в экстремальных условиях. Если ты остаёшься дежурным по лагерю, то тебе нужно разбудить поис- ковую группу, а к вечеру успеть разжечь костёр, приготовить на всех ужин, а потом помыть посуду и котёл. Если ты побыва- ешь хоть раз в поисковой экспедиции в качестве дежурного, то научишься варить суп буквально из ничего. Это действитель- но полезный опыт! Поиск - это не только кропотливая рабо- та, но ещё и дружба. Мы всегда приходим на помощь друг другу и стараемся делать все сообща. В нашем отряде нет обид и недопонимания, потому что в экспедициях нет времени на ссоры. Всех нас объединя- ет одна общая цель - вернуть имя каждому неизвестному солдату, погибшему на по- лях сражений. История первая - Я с детства мечтал стать археологом, - рассказывает 15-летний Максим Рассама- ха из Архангельской области. - Поэтому в школе начал заниматься в патриотическом клубе, чтобы полностью погрузиться в из- учение истории. Но потом мне там стало скучно, и я присоединился к поисковикам. И вот я уже в поиске около четырёх лет. В будущем планирую поступать на историче- ский факультет и продолжать заниматься поисковым делом дальше. Тем более, у меня у самого прадед пропал без вести на войне, хотелось бы найти его последнее пристанище. Мы ходим в экспедиции вместе с на- шим руководителем Александром Алек- сандровичем Заверниным в Карелию, где до Великой Отечественной войны шла со- ветско-финляндская война, закончивша- яся в 1940 году. Здесь ещё лежат тысячи погибших бойцов. В этом году мы очень плодотворно по- работали. Нашли санитарное или массо- вое захоронение. Пришли к месту назна- чения, там уже начали потихоньку копать. Однако сроки поджимали - нужно было вывезти всё за один день. А получилось так, что мы немного промахнулись и копа- ли не там. Около часа крутились. Идём дальше, смотрим на GPS-навигатор - он указы- вает нам, где надо завернуть, пошли в другую сторону и наконец-то наткнулись на захоронение. Времени потратили мно- го, а бойцов надо было поднимать в тот же день. Сразу всё окопали, обозначили границы раскопок. Поднимали очень бы- стро и в то же время старались делать это очень качественно. Останки с земли мы не вырываем. Определяем, где голова у погибшего, а где тело, в каком положении он лежал. Всё это фотографируем и тогда уже поднимаем останки. Например, берём кисть руки и раскладываем её на баннере, на котором изображена каждая косточка. Обязательно заполняем протокол, в кото- ром указано, где служил солдат - в каком полку и дивизии. В итоге мы подняли де- сять бойцов за три часа.

кументами помогает за что-то зацепиться и выйти на след захоронения. Каждый год мы в составе до 70 человек выезжаем в Горячий Ключ, где собираются поисковые отряды со всего края. В тече- ние трёх-четырёх дней мы ходим в горы и ищем останки погибших солдат. По приез- де мы ставим лагерь, делаем костровище, вычищаем дорожки, чтобы ночью никто не упал, распределяем обязанности между собой. На следующий день поисковая группа выходит в пять часов утра, а тот, кто оста- ётся работать в лагере, может поспать на час больше. Дальше нам нужно добраться до места назначения и уже там начинать копать. Обычно находим гильзы, патроны на местах, где раньше шли бои. И, конеч- но же, откапываем останки солдат. Бывает физически и морально сложно. Есть ещё опасность наткнуться на мины. Например, когда идёшь с металлоискателем, слы- шишь - что-то пропищало, смотришь - по- хоже, что это мина, быстро уводишь всех за 200 метров от этого места, и там уже сапёры делают свою работу. В завершении трудного дня долгождан- ным становится возвращение в лагерь, где нас ждёт ужин. В экспедиции кажется, что нет ничего вкуснее гречки с тушёнкой. По- том мы сидим у костра, пьём чай и поём военные песни под гитару. Это даёт силы преодолевать сложности в пути на следу- ющий день. Военным поиском я планирую зани- маться и после окончания школы. Но уже в качестве хобби. Я считаю, что мы делаем очень важное для страны дело - не даём переписать историю Великой Отечествен- ной войны. и работать с историческими документами, но и приёмам самообороны и рукопашного боя, умению обращаться с оружием. За четыре года я успел побывать в пят- надцати(!) экспедициях. В основном мы ведём работы в Апшеронском районе и в станице Неберджаевская. В первом месте приходится постоянно по горам ходить, что бывает иногда физически тяжёло. А в Неберджаевской земля как камень - очень сложно копать. Вообще, как я понял, чтобы выжить в поисковых экспедициях, нужно быть вы- носливым и в хорошей физической форме. Поэтому наши кураторы уделяют большое внимание спортивной подготовке - у нас регулярно проходят спортивные соревно- вания, что не даёт расслабиться. Перед тем, как отправиться в поход, мы рабо- таетм в архивах: изучаем журнал боевых действий, готовим исторические справки. Нам нужно знать, где какая дивизия стоя- ла, в каком месте располагались наши во- йска. Тщательная работа с архивными до-

История вторая - В первую экспедицию я попал совер- шенно случайно, - рассказывает 15-летний Владимир Диденко из Краснодарского края. - Меня туда взял с собой тренер по карате. Я тогда был 10-летним мальчишкой. Я на- блюдал, как поисковый отряд находит при помощи металлоискателя патроны, оскол- ки, оружие времён Великой Отечественной войны. Этот процесс настолько увлёк меня, что мне захотелось заниматься тем же. По- этому через год я попросил тренера дать контакты того человека, который с нами в походе был. Так я стал участником объ- единения «Патриоты Кубани», где нас учат не только пользоваться металлоискателем

Вероника Попова, Архангельская область

Полезная страничка 7 То, что изменит твой внутренний мир :) На заметку!

/Или что посмотреть и почитать в хмурые осенние дни?/

Источник мотивации и вдохновения можно находить не только в окружающих людях, но и в книгах/фильмах. Если тебя не радует погода за окном, нет настроения и ничего не хочется делать, то предлагаем тебе устроить киномарафон и книжный челлендж - в выходные или каникулы возьми небольшой тайм-аут от текущих дел, запасись вкусняшками и выбери вдохновляющий фильм из нашей подборки, которую мы составили специально для тебя, а потом открой не менее интересную книгу из нашего списка.

Фильмы, которые точно изменят тебя Хочешь скорректировать мир к лучше- му? Но не знаешь как! Тогда обязательно посмотри фильм «Заплати другому» . Главный герой, школьник Трэвор, выпол- няя задание школьного учителя, приду- мывает идею, которая должна изменить жизнь каждого человека к лучшему. Её суть заключается в том, что когда тебе кто-то делает доброе дело, то ты отве- чаешь добром не ему, а трём другим лю- дям. Каждый из тех троих также помогает ещё трём другим. В итоге получается вза- имосвязанная цепочка добра. Казалось бы, что это утопия. Но искренняя вера в доброту человека помогает мальчику идти к своей цели. Он действует и не си- дит на месте, пытается показать окружа- ющим, что не всё так плохо вокруг, дать надежду и шанс каждому. Бескорыстная помощь ближнему - вот основа его систе- мы. Фильм учит нас, что сделать этот мир лучше не так уж и трудно. Стоит начать с малого - помощи друг другу. И тогда до- бро бумерангом вернётся. Поэтому всё в наших руках! Хотите увидеть, как личность учите- ля может повлиять на ваше взросление и круто поменять жизнь в лучшую сторо- ну? Рекомендуем посмотреть спортивную драму «Тренер Картер» . По сюжету, но- вый наставник баскетбольной команды Кен Картер в штате Калифорния в сере- дине сезона запрещает ученикам, име- ющим академическую неуспеваемость, тренироваться и выступать на соревнова- ниях. Этот поступок вызвал противоречи- вую реакцию - некоторые его одобряли, а другие наоборот порицали. Но, несмотря на осуждение и критику, Картер продол- жал придерживаться своей линии, потому что ему было не всё равно, как сложится жизнь этих ребят. Он не просто научил их играть в баскетбол, а показал им, что та- кое дисциплина и почему она так важна. Тренер хотел помочь им стать лучше и добиться своих целей в жизни, он хотел показать, что они лучше, чем думают дру- гие. Этот фильм не про то, как круто вы- игрывать трофеи, а как важно быть хоро- шим человеком. Тебя когда-нибудь накрывала волна от- чаяния и чувство, что у тебя не получится стать тем, кем ты хочешь? Тогда обязатель- но посмотри фильм «Перед классом» . Брэд, с шести лет страдающий синдромом Туррета, мечтает стать учителем. Из-за болезни у него частые моторные и вокаль- ные тики, которые он не может подавить. Казалось бы, в таких обстоятельствах сто- ит забыть про свою мечту и выбрать что-то другое. Но Брэд бросает вызов всем пре- градам и идёт к своей цели, получив при этом 24 отказа. Сила духа, терпение, бес- конечная работа над собой дали результат - главный герой нашёл своё место в жизни и признание. Упорство и оптимизм Брэда учит нас тому, что иногда даже физический недуг не может стать препятствием на пути к мечте. О том, как достичь успеха в большом спорте, рассказывается в российском фильме «Легенда №17» . В основе филь- ма реальная история знаменитого со- ветского хоккеиста Валерия Харламова. Второго сентября 1972 года в Монреале хоккейная сборная СССР с разгромным счётом 7:3 победила канадских професси- оналов в стартовом матче первой в исто- рии серии СССР-Канада. Это была не про- сто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представ- ление о хоккее. Валерий Харламов, за- бивший в том матче две шайбы, мгновен- но взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта - упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анато- лия Тарасова сделали из номера «17» ле- генду мирового хоккея. Фильм показывает нам, как, благодаря кропотливому труду и целеустремлённости, можно добиться невозможного не только в спорте, но и в любом деле. Увидеть, как событие мирового мас- штаба может кардинально поменять твою жизнь, можно в фильме «Октябрьское небо» . Семнадцатилетний Хомер Хикэм, вдохновлённый полётом первого совет- ского спутника, а также успехами Вернера фон Брауна в ракетостроении, загорелся идеей запустить свою собственную раке- ту. Новое увлечение мальчишки совсем не нравится отцу, который не понимает стремления сына уехать из Коулвуда. Но главного героя поддерживает учительница естественных наук мисс Райли и его дру- зья, которые тоже заразились идеей из- менить свою судьбу. Это история основана на реальных событиях. Мечта настоящего Хомера сбылась - он долгое время прора- ботал инженером НАСА.

пробовать осилить трёхтомник Мариам Петросян «Дом, в котором…». Главные ге- рои книги живут в интернате для детей-ин- валидов. Но об этом ни слова в открытую не говорится. Здесь нет имён, только клич- ки. Зато автор подробно разбирает харак- теры и типажи персонажей. В интернате есть лидеры, аутсайдеры, изгои и те, кто всегда придерживается нейтралитета. Но если ты начнёшь её читать, то обязательно найдёшь любимого героя, который чем-то будет похож на тебя. Хочешь окунуться в прошлое и узнать, о чём мечтали, как дружили и жили твои ровесники в прошлом веке? Тогда культо- вая книга Вениамина Каверина «Два ка- питана» тебе в руки! Эта необыкновен- ная история о любви, чести и мужестве не оставляет равнодушными уже несколько поколений читателей. Главный герой Саня Григорьев всю жизнь посвятил тому, чтобы отыскать следы пропавшей экспедиции ка- питана Ивана Татаринова и восстановить доброе имя этого отважного путешествен- ника и исследователя. В поисках истины ему пришлось принимать непростые, а порой и крайне сложные решения. Юно- шеская мечта привела Саню в ряды лёт- чиков-полярников. Пройдя через множе- ство суровых испытаний и потерь, капитан Григорьев сохраняет в себе душевную чуткость и человеческое достоинство, а его целеустремлённый характер помогает сдержать данную ещё в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». научит книга Барбары Шер «Мечтать не вредно» . В этой книге много практических заданий, поэтому читать её, просто пере- листывая страницы, не получится. Чтобы был результат от прочтения, надо запа- стись блокнотом и ручкой и записывать интересные мысли автора и свои выво- ды. Барбара Шер рассказывает, как опре- делить свои сильные и слабые стороны, управлять чувствами, наметить пути к цели и обозначить сроки и способы её дости- жения, а также - использовать мозговой штурм для реализации желаний. С помо- щью этой книги я поняла, в какую сторону мне двигаться, чего бы мне хотелось от этого мира, кем я желаю стать. Поэтому - однозначно рекомендую к прочтению! Ну а если ты предпочитаешь художе- ственную литературу, тогда предлагаю прочитать трогательную и по-семейному уютную книгу Луизы Олкотт «Маленькие женщины» . Эта повесть рассказывает нам о судьбе четырёх сестёр семейства Марч, непохожих друг на друга. Мег - са- мая «правильная» и романтичная, Джо - настоящий сорванец в юбке, Бет - тихоня с добрейшим сердцем, а младшая, Эми, - легкомысленная, кокетливая, но по-своему мудрая. Действие книги разворачивается в годы Гражданской войны в Америке. По- этому семье Марч приходится нелегко: отец воюет, а вся забота о доме ложится на плечи матери. Но девочки не унывают. Они стараются сообща справляться с труд- ностями, вместе проходят через радости и горести, мечтают о будущем и постигают нелёгкую науку взросления. Кстати, если тебе интересно, как сложилась дальней- шая судьба сестёр Марч, то ты можешь об этом узнать в книге «Юные жёны» , кото- рая стала продолжением «Маленьких жен- щин». А для тех, кто не боится читать очень большие и серьёзные тексты, может по-

Устраивайся в кресле поудобнее, бери какао, закутывайся в плед и читай :) Иногда прочитанная книга способна полностью перевернуть наш привычный мир и дать нужный ориентир. Если тебя вдохновляют люди, то советую тебе про- читать автобиографию Ника Вуйчича «Жизнь без границ» . Он родился без рук и ног, но это не стало помехой для полно- ценной и насыщенной жизни. Ник получил два высших образования, самостоятельно печатает на компьютере со скоростью 43 слова в минуту, занимается сёрфингом, ув- лекается рыбалкой, плавает и даже ныряет с трамплина в воду. Его жизнелюбие учит нас преодолевать трудности и верить, что все преграды преодолимы. Научиться преобразовывать расплыв- чатые желания в конкретные цели тебя

P.S. Надеюсь, что ты воспользуешься наши- ми рекомендациями и скрасишь свой хо- лодный осенний вечер хорошим фильмом или по-настоящему интересной книгой.

Анастасия Савиных, Краснодарский край

Бонусная страничка 8 Как Валдис Пельш покорял… Антарктиду :)

Возьми на заметку :) Путешествовать по миру, просматривая документальное кино, конечно же, можно. Вот только вряд ли за эти час/полтора ты уз- наешь все секреты экспедиции. Да и не всегда всё, что происхо- дит во время съёмок, можно вставить в ограниченный по времени видеофильм. А пообщаться с самим участником поездки и узнать о жизни за кадром и вовсе - большая удача, которая и улыбнулась в этот раз орлятам из профильной смены Русского географиче- ского общества «Мир открытий». После просмотра первой части документального фильма «Ан- тарктида. Хождение за три полюса» орлята (и я в том числе) встретились и пообщались в формате онлайн-конференции с ав- тором и ведущим кинокартины - Валдисом Пельшем. Отвечая на вопросы ребят, он рассказал, как команда готовилась к поездке, что (лично у него) было под запретом, чего так не хватало в Новый год на станции «Восток», а также сообщил (по секрету!), съёмки какого фильма уже намечены на следующий год.

тот момент заканчивались. Так что про- дуктовый перегруз в 200 килограммов(!) на старте оказался очень кстати и даже стал неким разнообразием рациона полярни- ков. Команда угостила сотрудников салом, воблой и кофе. И, как признался в шутку Валдис Пельш, он бы очень хотел получить медаль за кормление полярников в период голодовки. гресс», что полярники заключали пари - дойдём мы или нет. И ставки были 20 к 1 против нас, - отметил с улыбкой теле- ведущий. - Нас, честно, ещё на станции «Новолазаревская», где мы три дня соби- рали автопоезда и всё грузили, отводили в уголок и говорили: «Ребят, только не рас- страивайтесь, но вы пройдёте километров 100, ну 300. Чем раньше вы сломаетесь, тем быстрее мы вас оттуда вытащим. Не переживайте, но шансов у вас практически нет, потому что вы не знаете, что такое Ан- тарктида». Но мы узнали, что такое Антар- ктида, и прошли. Валдис Эйженович рассказал также о том, как ему пришлось слегка разочаро- ваться в том, что он затеял. А причиной этого стал однообразный ландшафт. Ведь «Антарктида. Хождение за три полюса» - это всё-таки кино, а в нём важную роль играет картинка, да и зрителю не будешь же весь фильм только один пейзаж пока- зывать. И первая точка, после которой это напряжение спало, стал полюс недоступ- ности - самое редко посещаемое место на планете. А потом команду ждал «Восток» и Новый год…

ОТ МЕЧТЫ ДО АНТАРКТИДЫ Наверное, каждый ребёнок (я точно!) в своём детстве мечтает совершить кругос- ветное путешествие, покорить какие-ни- будь далёкие страны или даже… целый материк. Но если у многих эти идеи так и остаются мечтами, то телеведущему Вал- дису Пельшу удалось не только достичь своей цели (отправиться в Антарктиду), но и снять про это документальное кино в трёх частях. Кстати, советую тебе посмо- треть! Равнодушным, поверь, остаться точ- но не получится! - Нам показалось, что приехать на стан- цию Беллинсгаузен или Новолазаревская, чтобы пообщаться с полярниками, сфото- графироваться с пингвинами и улететь - это будет не совсем правильно для съёмок фильма об Антарктиде, - отметил Валдис Эйженович. - Это всё равно, что снимать фильм о России, приехать в Москву, похо- дить по Красной площади, повстречаться с интересными людьми и улететь. А потом сказать, что теперь мы знаем, что такое Россия и готовы снять большое кино. По- этому мы посмотрели, что никто не про- ходил через три полюса без автозаправки от берега до берега и решили, что должны сделать это сами. рократический квест(!), собрать команду из проверенных людей (кто бы выдержал эмоционально это испытание), но и найти как финансирование, так и специализиро- ванную технику, которая прошла бы сквозь снег, километры и сильный мороз. И, как показало путешествие длиной более 5000 километров, от транспорта зависело всё. Поэтому съёмочная группа и обратилась за помощью к геологу, путешественнику и создателю вездехода «Емеля» Василию Елагину. Кстати, на двух «Емелях» коман- да и отправилась в путешествие. - Мы обсуждали, что нам нужно взять с собой как минимум четыре тонны топлива, чтобы не дозаправляться по пути, - расска- зал автор фильма. - Мы не знали, как ма- шины потребляют горючее, поэтому брали с собой столько, сколько смогли сдвинуть. Продуктами запасались на 55 дней (хотя и прошли за 34). Плюс - полтонны автозап- частей, которые нам очень пригодились, а также тяжёлые спутниковые тарелки и дру- гое оборудование. Так и получился пере- груз. Кстати, с перегрузом ещё пришлось идти потому, что никто точно не знал, полу- чится дойти или нет. И, как признался сам Валдис, для кино путешественники всё же немного драматизировали. Ну, чтобы зритель… поволновался. И это у авторов фильма получилось! Моментов, когда ты залипаешь у экрана монитора, в картине есть немало! - Мы узнали, когда пришли на «Про-

В ГОСТЯХ У АНТАРКТИДЫ Помнишь про бюрократический квест (сбор подписей и бумаг), который созда- телям фильма пришлось в течение года проходить в самом начале подготовки к экспедиции? В основном он был связан с особенностями пребывания в Антарктиде. Оказывается, там нет урн. Но это не зна- чит, что везде можно мусорить. Наоборот, там очень строгое отношение и к природе, и к экологии, поэтому завести на станции маленького пёсика или милого котёнка не получится. Они могут заразить какой- нибудь инфекцией или вирусом местных обитателей, например, пингвинов или тю- леней. Да и вообще на всё, что ты везёшь в Антарктиду должно быть разрешение. - Дорогие юные путешественники, если вы решитесь на какую-нибудь интересную экспедицию, помните, что бюрократию в нашей стране никто не отменял, - посо- ветовал орлятам автор фильма. - По при- лёте в Антарктиду вы должны проверить подошву своих ботинок, чтобы не завезти туда ни растения, ни землю. На станции Новолазаревская под машинами у нас, на- пример, стояли поддоны для сбора масла, чтобы не было протечек и выброса ядови- тых веществ на антарктический снег. Кстати, находясь вдали от дома, группа, конечно же, тосковала по родным и близ- ким. Поэтому Валдис запретил себе про- сматривать в телефоне их фотографии. И пусть таких сложных эмоциональных моментов в пути было немало (желание всё бросить и вернуться возникало каж- дый день), телеведущий уже планирует снять новый фильм, охватив уже весь мир и даже покорить самую коварную гору на свете - К2 (вторая по высоте на планете). И хоть Валдис признался, что не любит спать в горах, съёмка этого кино - новая цель, ко- торая, как и Антарктида, не терпит отлага- тельства.

В ОЖИДАНИИ ОЛИВЬЕ Безусловно, путешествовать - это ин- тересно и познавательно. Но за каждой дальней дорогой стоит немало трудностей: от отсутствия горячего душа и личного пространства до поломки средств пере- движения. И если ремонтировать техни- ку приходилось ежедневно, то помыться участникам экспедиции впервые удалось на 26-е сутки. - Конечно, минимальная гигиена при- сутствовала, но некий запах от нас всё же исходил, - смеясь, рассказал Валдис Пельш. - Мы даже подумали, что из-за этого у полярников на станции «Восток» о нас будет превратное мнение. Поэтому решили, что как только выйдем из машин, будем общаться с ними на улице, пока не сходим в баню (она есть на станции) для того, чтобы они не испытывали диском- форта, беседуя с нами. Мы помылись, и после общение стало уже более тесным и праздничным. Кстати, на «Восток» команда прибыла в канун Нового года, поэтому путешествен- ники надеялись на оливье от полярников. Только вместо этого пришлось наоборот угощать сотрудников станции своими про- дуктами, так как запасы на «Востоке» на

ОТ ПОДГОТОВКИ ДО ОТПРАВЛЕНИЯ Но одного решения, как оказалось, для такого плана недостаточно. Чтобы орга- низовать эту масштабную экспедицию, необходимо было не только пройти бю-

Ксения Павлова, Москва Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, Т. Лагунова, А. Будькина. Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 19.10.2020 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_ffb82cfda7a54c7e.txt
  • Последнее изменение: 8 ч. назад
  • 127.0.0.1