202011 .pdf

2 5 4 О том, как и для чего орлята на смене строят свой /Город будущего/ О том, как орлята строят корабли совместно с АО “ПО “Севмаш” и Северным /арктическим/ федеральным университетом :) О том, как орлята учатся… играть :) /Фестивалю “ИгроБУМ” исполнилось ПЯТЬ лет!/

№ 9 (287) 24 ноября 2020 года

Салют, читатель! Когда тебе всего 13/14/15 лет, ты, в прин- ципе, ещё не обязан глобально задумывать- ся о том, кем хочешь быть в будущем. Мы же ведь ещё подростки, и наши желания стать кем-то в будущей взрослой жизни в этот пе- риод могут совершать амплитуду от /двор- ника до космонавта/. Ничего в этом плохого нет. Как-то наш редактор рассказал нам исто- рию, как он в школьные годы успел посетить все(!) кружки и секции, которые были в его посёлке. Он побывал и фотографом, и вра- тарём в хоккейной команде, играл в настоль- ный теннис и участвовал в региональных соревнованиях по лыжным гонкам, выжигал рисунки на фанере и играл в школьном те- атре, вёл дискотеки и даже целый год за- нимался классическим балетом… А в итоге стал журналистом. Кстати, он уже тогда, в школе, осознанно для себя решил, что необходимо усвоить как можно больше информации по различным направлениям - обязательно что-то приго- дится (может быть, даже и всё). Так и вышло - всё, что он попробовал/освоил в детстве и юности, до сих пор помогает ему в его про- фессиональном настоящем. Ведь писать ре- ально интересные авторские журналистские материалы можно лишь в том случае, если ты обладаешь огромным опытом и знаниями в разных областях. Я с такой позицией полностью согласна. Для нас с тобой нет ничего невозможного (конечно, с приставкой /почти/, что-то всё равно найдётся из всего, что нам /не по зу- бам/). И нужно в этой жизни, если есть воз- можность, постараться получить как можно больше навыков и умений. Главное, чтобы это не мешало тебе оставаться нормальным подростком. В смысле, с нормальными для нас с тобой моментами - погулять, потусить с друзьями, влюбиться там в первый раз, и всё такое. Я, конечно, очень увлечённый человек, могу много времени отдавать своей учёбе и будущей профессии, с которой уже опреде- лилась для себя (это журналистика, как ты, наверное, уже понял), но никогда не забываю о простых радостях обычного российского школьника. А ещё - всегда пользуюсь шан- сом, каких судьба нам немало подкидывает, и постоянно осваиваю что-то новое. Даже то, что на первый взгляд может показаться со- всем далёким от темы СМИ. И когда готовлю какой-нибудь специальный материал об ин- тересных людях или профессиях, обязатель- но стараюсь как можно глубже погрузиться в тему и попробовать/испытать это на себе. Как и в случае с нашим редактором, почему- то уверена, что в будущем мне всё это обяза- тельно в какой-то момент пригодится. В общем, думаю, главную мысль ты по- нял :)) Не ленись, когда в твоей жизни появ- ляется случай получить какой-то новый на- вык. Чем больше ты знаешь и умеешь, тем легче тебе будет в твоём взрослом будущем. И запомни - ты можешь всё!

О том, как орлята учатся делать то, что, казалось бы, в их возрасте осво- ить невозможно, читай на 3-й стр. Ты можешь всё!

Многим может показаться, что в подростковом возрасте ты ничего особо не умеешь, не знаешь и вообще ещё мал для каких-то серьёзных побед и достижений. Но это совсем не так! Потому что именно в эти юные годы современные ребята добиваются порой таких успехов, о которых взрослые в своём детстве и мечтать не могли. Мы узнали у орлят, что же такого классного они успели сделать в своей жизни и за что заслуженно уже сейчас могут себя похвалить, а кого-то - вдохновить.

Филипп Гузь, 14 лет: - Я уже могу назвать себя программистом, потому что недавно са- мостоятельно написал сайт (он был посвящён моей любимой группе) и первые программы, за которые мне заплатили пусть пока маленькие, но всё же деньги. Всем этим я заинтересовался ещё в 10 лет, но первые результаты были уже в 12-13. Также я поступил в компьютерную академию, где сейчас нахожусь на первом месте по успеваемости. Планирую на этом не останавливать- ся, ведь сайты - это весьма объёмная тема, а программирование - тем более. Ульяна Лавренова, 16 лет: - В три года родители привели меня в фигурное катание, где я проза- нималась до 14 лет, пока не получила травму. Сначала в меня никто не верил. А так как была хорошая природная растяжка, хотели забрать в гим- настику, но я отказалась. И уже в восемь лет я стала лучшей в своей воз- растной категории, а в 14 - получила КМС. В прошлом же году я решила поучаствовать в олимпиаде по ОБЖ, хорошо написала сначала школьный этап, потом муниципальный, а затем началась подготовка к регионально- му. Я думала, что быстренько напишу и уйду, но когда начала делать прак- тическое задание, поняла, что мне это нравится. Поэтому теоретическую часть я писала уже вдумчиво. Тут же у меня появилась цель - одержать победу. И это случилось, я стала победителем и этого этапа, а набранных баллов мне хватило, чтобы поехать на финал, где я тоже заняла первое место. А ещё каждый год я езжу в какой-нибудь детский центр. Например, я уже была в «Артеке», «Смене», «Сириусе», а теперь приехала и в «Ор- лёнок». В будущем хочу работать с детьми, поэтому опыт пребывания в детских лагерях пойдёт мне только на пользу. Екатерина Микенькина, 12 лет: - С детства я любила рисовать. Сначала просто увлекалась этим для себя, а потом пошла на занятия. И когда стало понятно, что это не сию- минутное увлечение, вместе с родителями решили, что мне нужно идти учиться в художественную школу, которую, кстати, я скоро окончу. За это время у меня было шесть выставок: четыре прошли в школах, а две - в вы- ставочном зале моего города. Люди приходили и смотрели на мои работы. А многие даже хотели их купить. Екатерина Евсеева, 16 лет: - Я разносторонний человек, поэтому попробовала несколько видов спорта: кайтинг, виндсёрфинг, сноубординг, горные лыжи, художественная гимнастика, танцы, дайвинг. Но самым главным своим достижением я счи- таю окончание музыкальной школы по классу домры, потому что это очень престижно и помогает во многих сферах. А в 15 лет я даже прыгнула с парашютом. Это был восторг! Но на этом останавливаться не планирую, жду, когда мне исполнится 18 лет, чтобы для прыжка уже не нужно было получать мамино согласие. Данил Малей, 14 лет: - Самым большим своим достижением я считаю то, что в 10 лет стал чемпионом Москвы по тхэквондо. Эта победа далась мне легко, потому что возраст и вес тогда были маленькими, да и удары не особо сильные прилетали. А уже на чемпионате Европы пришлось поработать. До финала было 25 боёв, и только последний я проиграл, поэтому занял второе место. Теперь хочу попасть на чемпионат мира.

Дежурный по номеру Анастасия Савиных, Екатерина Редченкова, Московская область Краснодарский край

2 Главное событие КОРАБЕЛЫ БУДУЩЕГО В «ОРЛЁНКЕ»

Море, море…

Выпустить настоящую подводную лодку или надводный ко- рабль - дело сложное, требующее труда многих специалистов и огромного количества времени. А что если попробовать скон- струировать мини-судно всего за несколько недель? Именно та- кой вызов в 12 смене стоял перед ребятами из детского лагеря «Штормовой» - участниками профориентационной смены по су- достроительной тематике «Служу Отечеству. Корабелы будуще- го», которую /впервые!/ проводит в «Орлёнке» АО «ПО «Севмаш» совместно с филиалом Северного (Арктического) федерального университета в Северодвинске. О том, как орлята собирают мо- дели радиоуправляемых кораблей и готовятся к их испытанию на воде, читай в нашем материале.

Ножницами, горячим клеем, пилой ору- дуют в корабельной мастерской не только парни, но и девушки. Например, перед По- линой Ким из Московской области стоит важная задача: она крепит руль - работа тонкая и требует высокой концентрации, - Заниматься столярным делом мне не впервой, так как в школе я хожу на уроки технологии вместе с мальчиками, - при- знаётся мне Полина. - Шить, вышивать, готовить для меня - это банально и скучно, а вот создавать полезные вещи из дерева - совсем нет. Сейчас мы строим модель судна, что я раньше никогда не делала. Мы уже преодолели практически половину работы. У каждого из нас есть своя зона ответственности. Думаю, что, благодаря такой слаженной работе, мы всё закончим вовремя. Не менее важным этапом является и процесс окраски частей судна. Ведь не выпустишь же корабль в плавание совер- шенно «голым». Подготовленные детали ребята расставляют на зубочистки, ко- торые играют роль подставок. Их нужно установить так, чтобы они не касались по- верхностей, и прикосновений руками тоже нужно избегать. Теперь можно приступать к грунтовке, которая нужна для надёжно- го крепления краски к поверхности. После нанесения грунта орлята ждут его полного высыхания, при обнаружении неровностей всё тщательно шлифуют. А уже в процессе финишной грунтовки получается идеально ровная поверхность. И только тогда мож- но уже окрашивать части судна в основной тон. Можно сказать, что этот этап требует усердия и аккуратности, а ещё художе- ственного вкуса. С последним проблем нет точно у Анастасии Брылёвой из Москов- ской области. У себя в городе она учится в художественной школе, поэтому трудиться над покраской ей только в радость. - Нам нужно покрасить все детали вну- три и снаружи, чтобы наш корабль эсте- тично выглядел, - объясняет Анастасия. Раз дощечка, два дощечка … - будет лодочка! С чего начинается строительство суд- на? Конечно же, с проекта. Придя на заня- тие к ребятам, в первую очередь я замети- ла висящие на стенах чертежи, на которые они ориентируются при изготовлении ча- стей корабля. Но прежде чем перейти непосредствен- но к конструированию, юные корабелы прошли курс теоретических занятий, где им рассказали о двигателях, формах су- дового корпуса, плавучести, остойчивости (специальный термин в судостроитель- стве, обозначающий способность плаву- чего средства противостоять внешним си- лам), непотопляемости и ходкости судна. Для большинства ребят это была новая и очень интересная информация. Ведь на- стоящий корабль видел каждый из них хоть раз в жизни, а вот какой путь проходит суд- но - от чертежа до выпуска, никто не знает. Так, например, Кирилл Тремба из Мурман- ской области, хоть сам из семьи моряков, но до приезда в «Орлёнок» на специали- зированную смену имел небольшое пред- ставление о судостроительстве. - До «Орлёнка» я воспринимал корабли как что-то обычное и будничное, - расска- зывает Кирилл. - Но после первого занятия мне открылся новый мир. Я понял, что стро- ить корабли - это сложная и важная рабо- та. Так как мне нравится постоянно что-то мастерить, я захотел заниматься изготовле- нием частей нашего судна из дерева. Наде- юсь, что у нас получится собрать надёжный и быстрый корабль. Уж я со своей стороны постараюсь сделать всё, что могу. Юноша сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние разговоры (только мне со- гласился дать комментарий), всё занятие выпиливал части будущего судна. Причём делал это старательно и аккуратно. Если в команде каждый будет точно так же от- ветственно подходить к делу, то успех уж точно обеспечен. техники, но с разработкой радиоуправляе- мых моделей морских судов столкнулся впервые. - Мне вообще интересно писать код, но в то же время я люблю открывать что- то новое, - рассказывает Даниил. - Сей- час я учусь разрабатывать команды для электронного руля и двигателя. Чтобы всё правильно функционировало, надо знать устройство корабля, его способности. Раньше я об этом совсем не имел пред- ставления, но зато теперь немного разби- раюсь в этой области. Готовые платы и электронные двигате- ли будут установлены внутрь модели кора- бля. Ребята, которые занимаются сборкой судна, уже оставили место для частей, необходимых для радиоуправления. Когда сделают полноценную модель, орлята обя- зательно её протестируют перед соревно- ваниями, чтобы убедиться, что всё отлич- но работает, да и просто потренироваться тоже будет не лишним. - Я считаю, что цветом и размером можно передать могущество российского морско- го флота. Чтобы этого добиться, мне ка- жется, надо выбирать более тёмные цвета. Процесс сборки и покраски будущего корабля в полном разгаре, а в это время другие ребята разрабатывают радиоуправ- ляемые части судна на электронном кон- структоре Arduino.

Приехать в «Орлёнок» и попробовать себя в программировании! Когда я пришла к ребятам, которые ра- ботают по направлению «Arduino», то из обрывков разговора поняла, что они пишут код. Так как судно должно быть радиоуправ- ляемым, необходима плата управления, че- рез которую будут подаваться команды. Их разработкой как раз и занимаются орлята на Arduino. Кстати, это очень удобная плат- форма для быстрой сборки электронных устройств. Она позволяет компьютеру выйти за рамки виртуального мира в физический и взаимодействовать с ним. Устройства на базе Arduino могут получать информацию об окружающей среде посредством различных датчиков, а также - управлять различными исполнительными устройствами. - Мы познакомили подростков с Arduino - это очень интересная программа, - объяс- няет мне специалист смены, студент фили- ала САФУ в Северодвинске Михаил Колчев. - Пользоваться ей очень просто, но в то же время при помощи неё можно много что ре- ализовать. На youtube и специализирован- ных форумах есть множество изобретений людей, которые автоматизируют сельское хозяйство, садоводство. Всё это пробуж- дает интерес у детей. На наших занятиях они могут попробовать себя в качестве про- граммистов и понять, подходит им это или нет. К тому же, они решают не какие-то аб- страктные задачи, а идут к конкретной цели, что мотивирует их работать на результат. Конечно, бывают сложности, но они неотъ- емлемая часть рабочего процесса. Тем бо- лее так ребята быстрее учатся работать в команде и находить решения. Удобство этой платформы оценили и сами дети. Елизавета Федько из Москов- ской области открыла для себя Arduino в этой профильной смене, хотя и до приезда в «Орлёнок» пыталась писать код. - Я понимаю, какая сложная и ответ- ственная стоит перед нами задача, - при- знаётся Елизавета. - Мы собираем про- грамму для управления кораблём, иначе он просто не поплывёт. Бывает порой сложно, но куратор нам помогает. А вот Даниил Блинов из Московской об- ласти уже давно посещает кружок робото-

Презентовать и рассказать! Собрать корабль, разработать коман- ды управления им - это ещё не всё. Кро- ме того, нужно красиво презентовать свой проект и хорошо рассказать о нём. Но ко- рабелы и программисты могут об этом не беспокоиться. Ведь этим занимаются ребя- та из творческой группы, обучающиеся по направлению «Дизайн». - Мы должны подготовить презента- цию проекта, - рассказывает Екатерина Мартынова из Московской области. - Пока мы собираем материал, фотографируем. Раньше я никогда не делала презентации, а здесь у меня появилась возможность это- му научиться. Это здорово, что на смене есть разные направления, даже - творческое! Подготов- ка презентаций, а также опыт публичных выступлений обязательно пригодятся ре- бятам в будущем.

P.S. В смене «Служу Отечеству. Корабе- лы будущего» я увидела настоящую ко- мандную работу. В одной команде орлята делятся на три группы. Одни занимаются корпусно-сборочными работами, другие - программируют, а третьи - готовят пре- зентацию проекта. Думаю, что такое де- легирование задач поможет всем пятерым командам хорошо подготовиться и достой- но выступить на финальных соревновани- ях, которые пройдут в конце смены в боль- шом орлятском бассейне.

Лина Мамонова, Архангельская область

Главная тема 3 Тусовка+ Ты можешь всё!

Или о том, как в «Орлёнке» проходит смена «Профильных техноотрядов» /версия 2020/ Сможешь ли ты провести урок английского языка, да ещё и дистанционно? А умеешь ли управлять роботом или строить 3D-модели? А вот участники тематической программы «Профиль- ные техноотряды» с уверенностью скажут: «Да!». Именно для этого они и приехали в «Орлёнок», в детский лагерь «Звёздный», в 12 смену – научиться всем этим полезным умениям. Подробнее о том, какие навыки ещё смогли прокачать орлята и для чего всё это им нужно, читай в моём материале.

Пролог Давай начнём с небольшого предисло- вия. На смену приехали порядка 120 ребят. Причём эти мальчишки и девчонки являют- ся призёрами и победителями чемпиона- тов WorldSkills Russia разных уровней, а также победителями Всероссийского кон- курса на обучение по тематической про- грамме «Профильные техноотряды». - Наша задача - развитие профориен- тации по всей стране, чтобы у ребят была возможность знакомиться с профессией, с потенциальными работодателями, - рас- сказала о цели программы руководитель управления по организации юниорских со- ревнований союза «Молодые профессио- налы (Ворлдскиллс Россия)» Анна Узалу- кова. - Мы стремимся к тому, чтобы дети могли понять, куда лучше поступать учить- ся, с какой сферой связать свою жизнь. Программа «Профильные техноотря- ды» - одна из самых насыщенных смен, которые реализуются в «Орлёнке». Сюда приезжают ребята, которые уже со школь- ной скамьи знают, кем они хотят стать, готовы погружаться в профессию прямо сейчас, чтобы в будущем стать лучшими в своём деле. В рамках смены участники программы проходят обучение по несколь- ким компетенциям, погружаясь с голо- вой в то или иное направление. Всего их семь: «Инженерный дизайн CAD», «Про- мышленная робототехника», «Интернет- маркетинг», «Рекрутер», «Преподавание английского языка в дистанционном фор- мате», «Электромонтаж», «Предпринима- тельство», «Физическая культура, спорт и фитнес». Для подростков это возможность найти для себя новое увлечение или даже определиться со своей будущей профес- сией. Кстати, по итогам обучения орлята сдадут демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия. Так они смогут подвести итог своей работы в вы- бранной компетенции. Экзамен проводит- ся для того, чтобы определить уровень приобретённых за время смены навыков, которые в будущем позволят ребятам быть профессионалами в определённой сфере. В зависимости от их выбора. Навыки разные нужны А теперь самое время рассказать бо- лее подробно о том, что делают эти маль- чишки и девчонки на смене, то есть - о направлениях. Для этого я отправилась в специальный разведывательный поход на… занятия, которые посещают участни- ки программы. И попыталась всё разуз- нать, а кое-где - даже чему-то научиться. Рассказываю. Первой по списку оказалась компетен- ция «Физическая культура, спорт и фит- нес». Здесь орлята учатся разрабатывать и проводить тренировочные занятия по физической подготовке, то есть - быть тренерами, организовывать спортивно- массовые мероприятия, проводить экс- пресс-консультации по привлечению окру- жающих к здоровому образу жизни. Они также призывают других к ЗОЖ и сами по- казывают пример - занимаются спортом: и в бассейн ходят, и в тренажёрный зал, и большое количество физических упражне- ний знают. В компетенции «Предприниматель- ство», как ты уже понял, познают азы пред- принимательства. Сегодня многие под- ростки создают собственный бизнес, так что полученные на этих занятиях навыки точно можно будет применить в жизни. - Моя напарница по созданию проекта занимается мыловарением. Она предло- жила мне создать бизнес-план именно в этом направлении, - поделилась со мной своей историей Аня Конькова из Москов- ской области. - Мы продумывали нашу целевую аудиторию, высчитывали нало- ги, определялись, кто мы - ИП или ООО, решали, где арендовать помещение. На самом деле, я ехала на смену с целью прокачать свои навыки в инженерном на- правлении, но так получилось, что попала на предпринимательство. В будущем я хо- тела бы продолжить всё же развиваться в инженерии, но и этот опыт был мне интере- сен и полезен. А вот Даша Старшинова, тоже из Мо- сковской области, смогла попасть на ту компетенцию, на которую и хотела - «Ин- женерный дизайн CAD». Здесь ребята

Сложно, но в то же время интересно на занятиях, где орлята знакомятся с про- мышленной робототехникой. Если гово- рить об обычной робототехнике, то там всё просто - простой пульт управления, маленькие роботы, простые манёвры. В промышленности всё сложнее. И роботы побольше. Но и тут, если разобраться, за короткий срок может начать получаться вы- полнять несложные действия. А за время смены - ещё больше. Стоит сказать, что в наше время про- мышленные роботы применяются почти на всех крупносерийных машиностроитель- ных производствах. Львиная доля продук- ции сложного машиностроения выпуска- ется не человеком, а роботизированными комплексами. Они изготавливают отдель- ные детали, собирают из них готовые изде- лия, проверяют качество продукции, грузят изделия на транспортные средства или от- правляют на складское хранение. Так что иметь навыки в промышленной роботехни- ке - как никогда сегодня актуально. Ещё одно направление программы - «Рекрутинг». - Мы учимся подбирать грамотный ква- лифицированный персонал на работу, - по- яснил мне Даниил Шымрин из Краснодар- ского края. - На занятиях мы составляем информационно-аналитические записки по существующим вакансиям и кандидатам на них, создаём опросные листы, учимся проводить собеседования… Рекрутер - это специально обученный человек, который занимается подбором персонала и быстрее найдёт правильного кандидата. Именно правильного, потому что ему необходимо не просто найти чело- века, которому нужна работа, но и оценить профессиональные качества будущего со- трудника, сделать заключение, подходит ли он для вакантной должности. Именно это отличает рекрутинг от простого поиска людей на работу. А ты думал, это так про- сто? Оказывается, тут тоже навыки и зна- ния нужны. создают 3D-модели на компьютере с помо- щью специальной программы. Например, модели лунохода. - Для того, чтобы попасть на смену, я специально обучалась 3D-моделированию. Самостоятельно, - призналась Даша. - Ког- да объявили конкурс на обучение по про- грамме «Профильные техноотряды», я сразу решила, что хочу попасть именно на это направление, потому что люблю что-то придумывать, проектировать и создавать. Мне понадобилось две недели для того, чтобы всему научиться, и три часа - чтобы сделать конкурсную работу. И вот я в «Ор- лёнке». Так что ребята на смене собрались не только очень умные, но ещё и целеу- стремлённые. Мне кажется, история Даши должна стать нам примером того, как легко достичь своей цели, если действительно чего-то хотеть и не лениться. Отправляемся дальше - на дистанци- онный урок английского языка. Да, есть и такая компетенция. Здесь ребята узнают, как строится урок английского языка дис- танционно на специальной лингвистиче- ской платформе progressme.ru. Запиши и запомни - может, и тебе пригодится. Пробуют себя и в роли учителей, и в роли учеников. В общем, навык полезный, осо- бенно в реалиях сегодняшнего времени, когда /дистанционка/ становится не толь- ко популярной, но и в некоторых случаях необходимой. А чем же занимаются на компетенции «Электромонтаж»? «Что-то делают с про- водами», - сказал бы дилетант. На самом же деле, как я выяснила, учатся устанавли- вать и программировать элетрооборудова- ние, выполнять техническое обслуживание и ремонт электроустановок. У каждого в доме есть элетрощит, ко- торый отвечает за электричество и свет в жилище. Но каждый ли разбирается в тонкостях его устройства и принципах ра- боты? А вот ребята, казалось бы, обычные школьники, не только разбираются, но и смогут отремонтировать его в случае необ- ходимости и даже собрать. Ведь электрик должен уметь планировать, проектировать системы электроснабжения, выбирать и устанавливать электрооборудование, сда- вать в эксплуатацию электроустановки, проверять их, выполнять техническое об- служивание, уметь находить неисправно- сти и ремонтировать. Всё это дети изучают на занятиях по данной компетенции и уже многое из этого с лёгкостью могут выпол- нять. Вот чем занимаются здесь ребята! А не просто «что-то делают с проводами».

P.S. Это только часть компетенций, кото- рые я смогла посетить, увидеть и расска- зать здесь. Но даже эта часть способна убедить всех нас в том, что ребята, участ- ники программы «Профильные техноо- тряды», - настоящие профессионалы уже сейчас. А значит, в будущем мы услышим об их профессиональных успехах ещё больше.

Анна ВОРОБЬЁВА, Московская область

4 Увлекательная страничка Когда вся смена - игра :) Фестивалю «ИгроБУМ» в «Орлёнке» исполнилось пять лет! Присоединяйся! - Уважаемые леди и джентльмены, поздравляю, вы попали на шоу «Голос»! - раздаётся громкий и зажигательный голос ведуще- го в микрофоне. Такую картину мы наблюдаем не в телевизоре, а вживую. Тем более «телик» в «Орлёнке» ты наверняка не найдёшь. Это участ- ники «ИгроБУМа» проводят свою развлекательную /игровую/ про- грамму в детском лагере «Стремительный». Эти ребята точно знают, как организовать досуг своих свер- стников. Им даже не страшно, если вдруг отменят дискотеку - они обязательно найдут, чем заняться. Ну, а о том, какой путь настоящие мастера игры проходят - от простого участника до организатора игровых программ - ты узна- ешь в моём специальном материале.

нить уже существующие, - рассказывает Разалина Абубакирова из Краснодарского края. - Было очень интересно и познава- тельно, я открыла для себя много нового. Также мы поделились своим опытом и пре- зентовали игры, которые привезли с собой. Сейчас Разалина уже находится в про- ектной группе и вместе со своей командой думает над разработкой квеста. Ребята уже придумали, что будет лежать в осно- ве их игровой программы. Они захотели создать квест по мотивам популярного мультсериала «Гравити Фолз». Пока под- ростки думают над целью, ходом сюжета и сценарием. По общей задумке, орлята - будущие участники квеста - должны будут, как и главный герой этого мультсериала, найти дневник. Они будут проходить через различные испытания на пути к конечной цели, встречаться с различными мистиче- скими героями, преодолевать себя и на- учатся ещё больше ценить дружбу. - У нас сейчас происходит мозговой штурм, - добавляет Разалина. - Нужно тщательно продумать все этапы прохожде- ния квеста. Сложность состоит в том, что в «Гравити Фолз» очень много персонажей, поэтому лёгко запутаться. А ещё надо подготовить декорации и реквизит. Хочется сделать игру интересной, но в то же время и понятной для всех, чтобы у нас не было каких-то недоразумений. Поэтому надо всё предусмотреть. Думаю, что с моей коман- дой у меня всё получится! Уверена, что фанаты «Гравити Фолз» оценят по достоинству старания ребят и получат огромное удовольствия от участия в квесте. А те, кто не смотрел этот мультсе- риал, обязательно по приезде домой ска- чают все сезоны. От идеи к игровой программе На первый взгляд, кажется, что всё очень просто. Придумываешь какую-ни- будь игру, приезжаешь с ней в «Орлёнок» и здесь же проводишь. И всю смену играешь в то, что привозят с собой другие ребята. Но так не особо интересно! Куда круче по- пробовать себя в качестве организатора, понять, а сможешь ли ты увлечь своих сверстников. А может, у тебя получится стать лидером и вести команду за собой, или открыть в себе новые таланты. Пока не попробуешь - не узнаешь! А на Фестива- ле игровых программ у его участников как раз открывается возможность поиска себя через игру. - Игра - это лучшее пространство для имитации различных социальных ситуа- ций, - считает руководитель тематической программы, заместитель директора АНО Центр «Со-действие» Дмитрий Шилков. - Проводя игры, участвуя в них, мы видим, как ребята взрослеют, потому что перехо- дят на другой уровень ответственности. К тому же, в основном у нас работа ведётся в группах - дети взаимодействуют друг с дру- гом в команде. Мы наблюдаем, как ребёнок учится преодолевать внутренние противо- речия, решать конфликты, генерировать идеи и проходить сообща через все труд- ности. Да и плюс ко всему игра - это самый понятный вид деятельности, которым мож- но легко увлечь. Хорошими организаторами игр не рождаются, а становятся! Этому нужно учиться, практиковаться и не бояться оши- баться. Поэтому в начале смены у ребят проходит пять учебных занятий, на кото- рых они изучают азы игровых технологий - от видов игр до ораторского мастерства. Перед тем, как показать свой проект, нужно всё предусмотреть - мелочей в этом деле не бывает. - Сначала у нас была теория, где нам объяснили о том, какие бывают игры, как нужно их разрабатывать, как можно изме-

По сюжету, всё началось со спора веду- ших популярных телепрограмм из серии: «Чьё же шоу лучше?» Поэтому решить разногласия предложили самим ребятам, которые уж точно смогут дать объектив- ную оценку. Так, орлята стали участника- ми телепередач «Голос», «Танцы на ТНТ», «Импровизация», «Вечерний Ургант», «Где логика?», «Орёл и решка». В каждом телешоу им нужно было выполнить опре- делённые задания. Сначала ребята хо- ром спели популярные композиции Басты, Макса Коржа и Полины Гагариной, потом зажигательно станцевали, прочитали стро- ки пушкинских стихотворений в стиле рэп, вспомнили географию русских городов. Всем всё настолько понравилось, что в итоге победила… дружба :) А позитивное настроение всё это время создавал главный ведущий, он же - один из организаторов игровой программы, Олег Щербаченко из Краснодарского края. Вы- ступать на публику и держать аудиторию для него не составляет труда, так как сам юноша занимается в театральной студии «Серпантин» в своём родном городе и в будущем мечтает стать актёром. - Сегодня мне даже пришлось где-то импровизировать, потому что не хватило времени прям досконально вызубрить сценарий, - рассказывает он. - Но у меня же есть опыт выступлений на сцене, по- этому я не растерялся. Мне кажется, что этот проект - неплохая альтернати- ва ДМП (диско-музыкальной программе, или проще - орлятской дискотеке). Такое разнообразие развлечений - и потанце- вали, и попели, и в себе новые таланты открыли, и знания в географии освежили. К тому же, только названия телешоу вы- зывают положительные эмоции. Судя по реакции ребят, нам удалось их развлечь. Значит, наша цель достигнута. Думаю, что мы сделали отличную игровую про- грамму, хотя времени на подготовку было очень мало. Мы выбрали популярные те- лепрограммы, потому что это интересно и близко каждому. удалось попасть, - это подвижные игры на свежем воздухе: догонялки, прыгалки и прочие «двигательные» радости. Но орлята решили не просто органи- зовать спортивные игры, а объединить их общей идеей - на машине времени они предложили участникам перенестись в ат- мосферу спортивных состязаний 1990-х годов. Ещё до начала игровой программы моё внимание привлекла станция «Кенгуру». Судя по названию, речь шла о прыжках. И это оказалось действительно так! - Наша игра посвящена олимпийскому чемпиону по прыжкам в длину Карлу Лью- ису, - рассказывают мне почти в один голос Полина Чалая и Екатерина Медянникова из Краснодарского края. - Мы расскажем ребятам его биографию и предложим вы- полнить задание: попробовать сделать не- сколько прыжков с завязанными глазами и со стаканом воды в руках. Да, задача, казалось бы, непростая. Но Виолетта Кузнецова из Краснодарского края, одна из участниц игры, смогла с ней справиться. - Ощущения непередаваемые от того, что у меня получилось это сделать, - де- лится со мной своими впечатлениями де- вочка. - Конечно, было немного сложно, потому что вода разливалась, а на улице холодно. Но то энергичное настроение, которое нам создали организаторы игры перекрывало все минусы. Думаю, что нам есть чему у них поучиться. Ведь скоро и мы будем проводить игровую программу. Немного любопытства, щепотка фан- тазии, знание определённых технологий и … «вуаля» - спортивная игровая програм- ма, которая вовлечёт всех и не отпустит в течение часа, готова. Чтобы описать весь ход событий, происходящий в этот день на спортивной площадке «Стремительно- го», пожалуй, не хватит и целого выпуска нашей газеты. Одно я могу добавить, что у организаторов, которые подготовили игро- вую программу всего за шесть часов (!), получилось задействовать всех - никто не стоял в сторонке. Дети прыгали, бегали, разливали стаканы с водой, приседали, знакомились с биографией олимпийских чемпионов 1990-х годов и даже играли в «крокодила». И уж точно не скучали!

Днём вспоминаем Олимпиады 1990-х… Ну что ж, день X настал! Ребята, защи- тившие свои игровые программы, пригла- шают нас… поиграть. И первое, на что мне

P. S. Атмосфера свободы творчества, ца- рящая на Фестивале игровых программ «ИгроБУМ», выливается в такие креатив- ные игровые программы, когда даже гад- жеты не нужны. И всем его участникам это очень нравится. В общем, играть - это прекрасно. Во всех смыслах этого слова :) Пожалуй, сегодня я тоже что-нибудь орга- низую для своих друзей. Будет весело!

…а вечером попадаем на /битву телешоу/ После интенсивных подвижных игр хо- чется, конечно же, полноценного отдыха. Но не в этот день! Вечером мне удалось попасть на развлекательную игровую про- грамму - на настоящую битву телешоу от наших игромастеров.

Мария Лазуткина, Краснодарский край

Учёная страничка 5 О том, как в «Орлёнке» строили /Город будущего/ Как есть :)

Когда ты представляешь го- род будущего (ГБ), какие кар- тинки тебе приходят на ум? Я вот рисую в воображении боль- шие, высокие дома из стекла и бетона, идеально чистые ули- цы, летающие машины и ро- ботов, сливающихся с толпой обычных людей… А вот ребята со смены «Окно в НТИ» (рас- шифровывается как нацио- нальная технологическая ини- циатива), которая проходила в детском лагере «Звёздный», совсем по-другому видят ГБ. О том, что он из себя будет пред- ставлять, по их мнению, я тебе сейчас и расскажу.

более подробно о том, чем их проектная группа занимается. - Можно представить Город будущего как город, в котором много компьютеров, всё из стекла и бетона, всё красивое. Но на самом деле суть не в этом. Скорее в том, чтобы придумать какую-то революционную идею, которая сильно повлияет на уклад и на стиль жизни человека, - пояснили девочки. - Важно понять, почему вообще нам нужен новый город, какой будет жизнь человека будущего в соответствии с трендами, кото- рые мы сейчас видим в развитии общества. Стараемся их предсказать и от этого исхо- дить при создании города. В итоговый макет мы должны интегрировать проекты других команд. В общем, такая работа очень инте- ресна и расширяет границы разума. Неудивительно, что расширяет, когда требуется так много знаний - в информа- тике, математике, географии, физике, в гуманитарных науках. И это я ещё не все направления перечислила. А ещё - нужно уметь анализировать и систематизиро- вать, да и чувство эстетики тоже пригодит- ся. После такого точно начинаешь думать по-другому. - Я очень надеюсь, что на этой смене ребята смогли не только скооперировать- ся внутри своих команд, но и получили на- выки взаимодействия с другими группами, научились создавать большие, сложные проекты, - отметила программный дирек- тор Всероссийской школы «Окно в НТИ» Анна Оглоблина. - Мне хочется, чтобы каждый участник программы почувствовал и понял, что может приложить свой талант к созданию общей концепции. Я думаю, что у ребят это получилось. Они смогли не просто придумать Город бу- дущего, а придумать все вместе, споря, до- говариваясь, совместно находя решения. Но есть ещё одна важная вещь, которую они поняли, благодаря этой смене. - Да, у нас сегодня нет тех средств, ко- торые бы позволили построить этот Город в реальности, - сказала Катя Силинг из Москвы. - Но благодаря проделанной ра- боте мы прокачали свои навыки. А самое главное - у нас появилось понимание того, что может быть в нашем будущем, потому что до этого оно виделось нам смутным, казалось, что кто-то всё будет решать за нас. А здесь мы осознали, что сами можем повлиять на него. Лучше и не скажешь. Так что и ты заду- майся о своём будущем, ведь оно зависит только от тебя самого. ческих данных, которые тоже необходимы при создании поселения. Мониторинг погодных и метеоусловий шёл постоянно. Эти данные передавались в ситуационный центр (ещё одна проектная группа ребят), который должен был на осно- ве этих данных выдавать рекомендации, на- пример, по работе «морского змея». Ты тоже, как и я, сначала представил какое-то живот- ное? Это не так. Так как поселение будущего проектировалось на береговой линии, то не- большая группа НТИшников решила проду- мать и создать такую технологию, которая за счёт динамики волн позволяет вырабатывать электроэнергию. Но одно дело разработать прототип «змея», а другое - спроектировать то, какая инфраструктура потребуется, что- бы электрогенерация с него была внедрена в структуру города. Этим ребята занимались в энергетиче- ском треке. Здесь же они продумывали, ка- кой может быть ветроархитектура, если она должна быть вписана в городскую среду, а не вынесена за рамки города, ведь обыч- но эти огромные ветряки стоят за городом. Прорабатывали левитирующее освещение. А для этого тоже нужно знать скорость ве- тра - нельзя выпускать на улицы летающие аэростаты, если его скорость превышает определённые значения. Таким образом орлята из разных направлений и проектных групп взаимодействовали между собой, вы- ставляли друг другу взаимные требования и рекомендации. В результате всё это упако- вывалось в единую концепцию города, кото- рая основана на технологиях энергетики и космического мониторинга. - Я уже второй день не могу дождаться информации по орбите спутника, а нам уже пора определиться, где наш Город будет на- ходиться, - рассказал мне, параллельно над чем-то работая, Григорий Числов из Москов- ской области. Он из направления «Урбани- стика». - У энергетиков вот… «морские змеи есть». Они тоже зависят от выхода к морю, то есть на лимане я не могу город поставить, потому что мне нужно, чтобы «змей» нахо- дился именно там, где на море будут волны. А ещё нужна определённая скорость ветра, не меньше пяти метров в секунду, потому что ветряки, которые создали те же энергетики, при скорости меньше трёх не вырабатывают электричество, а от трёх до пяти только лам- почку рядом с ветряком могут питать. В общем, работы у Гриши было много. Поэтому я не стала его больше отвлекать и отправилась дальше. В этом же направ- лении - в урбанистике - я познакомилась с двумя девочками из Москвы - Майей Иса- ченко и Катей Силинг. Они мне рассказали На время смены 93 подростка, прошед- шие специальный отбор, стали участниками проектной школы и на протяжении трёх не- дель разрабатывали концепцию поселения будущего, в котором каждый из участников мечтал бы жить, а также продумывали про- екты интеграции энергетических и косми- ческих технологий для жизнеобеспечения такого типа населённых пунктов. Ребята сами решали, какой уклад и культура, ка- кая архитектура будут в этом городе, какая энергетика поможет сделать это поселение возможным, какие информационные и кос- мические технологии сделают его управля- емым и гармонично развивающимся. Это если коротко. А теперь - более под- робно. Чтобы эти подробности выяснить, я отправилась пообщаться с участниками смены /НТИ/, а заодно - увидеть, каким об- разом они создают тот самый Город буду- щего. Чтобы построить такое поселение, нуж- но учесть много нюансов. Поэтому работа проходила по трём направлениям. Первое - это энергетика. Второе - космос и кос- мические технологии мониторинга. Тре- тье - урбанистика. Последняя объединяла первые два направления, пыталась в бу- дущем поселении согласовать и уместить все предлагаемые технологии, которые были разработаны в рамках космического и энергетического треков. Однажды мне повезло попасть к ребя- там, выполняющим работу в космическом направлении. С ними самими поговорить не удалось - слишком уж они были заня- ты, но понаблюдать со стороны тоже было интересно. Одни что-то оживлённо обсуж- дали, показывали друг другу на ноутбуках, другие конструировали новый дрон прямо на рабочем столе, а третьи вышли на ули- цу, чтобы принять спутниковые данные. Да-да, орлята принимали настоящие спутниковые данные с настоящих спутни- ков. Ты наверняка видел по телевизору та- кие большие антенны в виде вращающих- ся по кругу огромных «тарелок». Так вот - у ребят в пользовании были совсем не та- кие. Та технология уже неактуальна, сегод- ня изобрели более компактные и удобные антенны. Попробую тебе их описать. Раньше приходилось фокусировать по- ложение антенны в зависимости от поло- жения спутника (поэтому она и вращалась), а это сложный механизм фокусировки. Се- годня антенну вращать не нужно. «Тарел- ка» расположена неподвижно на земле, параллельно поверхности, а над ней дви- гается дрон. Он меняет своё положение в зависимости от движения спутника. Это позволяет сильно сэкономить механизм, а также - на одной чаше-антенне улавливать сигналы от нескольких спутников. Кстати, чтобы не тратить на работу этих антенн электроэнергию «Орлёнка», ребята сами установили солнечные батареи и таким об- разом организовали абсолютно автоном- ное питание этих комплексов. Для чего нужны сигналы из космоса? Ну, хотя бы для того, чтобы определить ор- биту спутника. А это немаловажная инфор- мация, потому что от неё будет зависеть местоположение города. Оттуда же идёт информация, касающаяся метеорологи-

Мария Толмачева, Москва

6 профессиональная страничка Откуда берутся вожатые?

Или о том, как в «Орлёнке» проходит /конкурс вожатских команд/ СПЕциальный репортаж Вот смотришь иногда на своего вожатого, который всегда под- держит тебя в трудную минуту, скажет доброе слово, всегда на позитиве, бодр и весел, хотя находится рядом с нами практически сутками, никогда не унывает и не даёт нам заскучать… и задумы- ваешься - откуда они такие берутся? Может быть, их готовят к во- жатской работе ещё в школе? Или они такими рождаются? В общем, мне повезло с моими вопросами, потому что в этой смене в детском лагере «Стремительный» ВДЦ «Орлёнок» прохо- дит Конкурс вожатских команд (КВК) и проект «Профессиональные старты». Когда я решилась заглянуть в гости к участникам этих про- ектов, чтобы получить ответы, у них как раз шло конкурсное ис- пытание /проведение отрядного дела/. Мне удалось пообщаться с ними и узнать всю внутреннюю «кухню» подготовки мероприятия для целой команды, а также - с какими «подводными» камнями им пришлось столкнуться и чему они научились на этой смене, где их готовят к будущему вожатству. Обо всём этом (и многом другом - вопросов-то у меня было много) - в моём репортаже :)

жатских команд помог ей определиться с будущей профессией - она хочет связать свою жизнь с педагогикой. - В «Орлёнке» я очень близко познако- милась с темой вожатства и ещё больше убедилась, что хочу работать с детьми, - до- бавила Полина. - Мне хочется раскрывать таланты ребёнка, развивать его лучшие качества. И начну я, пожалуй, с вожатства. Хотелось бы стать очень хорошим педаго- гом, который умеет разрешать конфликты и искать компромиссы, быть честным, спра- ведливым и целеустремлённым. КВК изменил жизнь к лучшему и у другой участницы конкурса - Марии Федотовой из Краснодарского края. - До «Орлёнка» я была очень стесни- тельной, а здесь сложилась такая душевная обстановка, что мне захотелось проявить себя, - рассказывает она. - Я поняла, что хочу раскрыть свои таланты, показать, что я могу делать многое, в том числе и работать в команде. А ещё усвоила здесь главный принцип работы с детьми - нужно их заин- тересовать делом и помогать им, тогда они будут тебя понимать. В пятом классе я уже была помощником вожатого. Но сейчас я за- думалась о вожатстве как о своей будущей профессии. Это, конечно, сложная работа - нужно быть в хорошем настроении постоян- но, потому что рядом с тобой дети, которые всё чувствуют. Но меня вдохновляет наш во- жатый Леонид, который так нас заряжает, что даже на зарядку идёшь с удовольствием. Кстати, для самого вожатого Леонида Но- вожилова работа на вожатских отрядах тоже стала полезным опытом. - Так получилось, что я уже семь лет обучаю взрослых вожатых в своём горо- де, - объясняет Леонид. - А здесь ребята помладше - им приходится какие-то вещи более подробно объяснять. И даже показы- вать личным примером, каким должен быть вожатый. Это, конечно, возлагает на меня ещё больше ответственности - слова нужно подкреплять действиями. зой провела время. Скоро и мы будем про- водить отрядное дело. Для нас это стало хорошим показательным примером, как суметь увлечь аудиторию. Что-то мы обяза- тельно возьмём на вооружение. Участники дела узнали что-то новое, чему-то научились, ещё больше сплотились - результат есть, ребята старались не зря. Но кто бы знал, сколько усилий и труда нужно в подготовку вложить, чтобы всё получилось. - Первое время мы пребывали в рас- терянности, но потом собрались, - говорит Дарья Елисеева. - Не обошлось у нас и без экстренных случаев, например, вчера вече- ром выяснилось, что реквизита не хватает, и пришлось всё утром доделывать. Конеч- но, рано встали, но зато теперь мы видим очень классную отдачу. За всё это время я поняла, что секрет успешного отрядного дела заключается, прежде всего, в спло- чённой команде, когда каждый знает свою зону ответственности. Ну и, естественно, хорошая подготовка - без неё никуда. Для нас, как для будущих вожатых, это был по- лезный опыт. К подготовке отрядного дела нужно подходить очень серьёзно. И прежде чем предложить сделать ку- клу ребятам, наши юные вожатые учились мастерить её сами. А ещё им надо было хорошенько отрепетировать песни и танцы, выучить сценарий и просто собраться с ду- хом. Поэтому вожатым действительно быть не просто. Пролог Но для начала давайте разберёмся, что из себя представляют программы «Профес- сиональные старты» и «Открытый Всерос- сийский конкурс подростковых вожатских команд» (полное название КВК). Проект «Профессиональные старты» реализуется в «Орлёнке» с 2007 года. Его выпускниками стали почти 10 тысяч ребят. Многие из них потом вернулись в «Орлё- нок» уже в качестве профессиональных вожатых. В течение трёх недель подрост- ки осваивают азы вожатского мастерства - знакомятся с субкультурой Всероссийского детского центра и логикой проведения ла- герной смены, учатся проводить отрядные и коллективно-творческие дела, изучают возрастную психологию. А применяют полу- ченные знания уже в ходе настоящей ста- жировки на младших отрядах. Программа «Открытый Всероссийский конкурс подростковых вожатских команд» направлена на получение подростками ре- ального опыта реализации социально-педа- гогических и вожатских проектов, командной работы, освоение новых технологий совре- менного образования. В программу входят конкурсные состязания команд, разработка педагогических проектов и управление ими, получение навыков, необходимых для того, чтобы стать профессиональным вожатым. Так получилось, что в этой смене оба проекта проходят в одном лагере. Поэтому в конкурсных испытаниях, которые включают в себя несколько этапов: туристская тропа, пре- зентация творческих визиток команд, интел- лектуальная игра в формате «Что? Где? Ког- да?», проведение отрядного дела, большая командная игра «Вожатый - профессия-пти- ца», соревнуются участники обеих программ. некоторым юным вожатым в ходе жеребьёв- ки досталось задание провести отрядное дело в этом контексте. - В процессе подготовки мы открыли для себя много нового, - рассказала мне Дарья Елисеева из Краснодарского края. - Ближе познакомились с русской народной культу- рой, узнали, как делать куклы-хороводницы, выучили песни. Мы поняли, что это совсем не скучно, а очень даже интересно. Сразу за- хотелось поделиться своими новыми знани- ями и впечатлениями с другими. Это здоро- во, когда ты «горишь» чем-то сам и хочешь этим «заразить» других. Таким, наверное, и должен быть настоящий вожатый, проявля- ющий ко всему интерес, стремящийся по- стоянно расширять свой кругозор и делиться знаниями и опытом со своими подопечными. Зажигательным приветствием всем на- строение подняли, теперь можно приступать и к основной части. Орлята подготовили не- большой познавательный материал об исто- рии народных промыслов и ремёсел. Они в большей степени рассказывали сами и стара- лись как можно реже смотреть в листочек. Ви- димо, действительно заинтересовались этой темой. Ребята (участники отрядного дела), конечно же, внимательно их слушали. Для многих стало большим открытием, насколько разнообразны российские промыслы. Но каким бы интересным ни был рассказ о народном творчестве, этим можно уто- мить. Пора что-то сделать и своими руками. Этот момент наши будущие вожатые тоже предусмотрели. Они предложили ребятам смастерить хороводницу - народную тряпич- ную куклу. Сделать её, вроде бы, несложно, но без объяснений и помощи организаторов не обошлось. «Аккуратно крепим юбку», «Обвязываем голову нитками, чтобы она не распалась», «А вот здесь нужно потянуть» - такие сове- ты раздают наши вожатые орлятам, потому что им хочется, чтобы всё у всех получи- лось. Они подходили и помогали каждому, терпеливо объясняли, когда у кого-то что-то не получалось. Да, мне бы таких учителей в школе. Не прошло и сорока минут, как я увиде- ла в руках у детей уже готовые куклы-хоро- водницы, сделанные своими руками. Они сразу же попытались «оживить» её - по- вернули на пальце, и она сразу расправила свою юбчонку. Позитивное настроение всем было обеспечено. - Мне очень понравилось делать что-то своими руками, - поделилась со мной впе- чатлениями Елена Шебалина из Красно- дарского края. - Ребята - молодцы, что так всё хорошо продумали и организовали. Я получила огромное удовольствие и с поль-

Как /КВК/ меняет жизнь к лучшему У меня осталось ещё немного времени, и я успела заглянуть к другим ребятам, ко- торые так же проводили отрядное дело, по- свящённое народным промыслам. Но здесь был немножко другой подход. - Мы с вами попробуем сделать куклы из подручных материалов, - обращается к участникам отрядного дела Полина Кох- таева из Краснодарского края. - Здесь вы должны включить свою фантазию. В вашем распоряжении шишки, ракушки, камушки, нитки, палочки, листочки. Если вам понадо- бится помощь, вы всегда можете к нам об- ратиться. Но есть ещё одно условие - так как мы с вами занимаемся промыслом, должно получиться что-то эксклюзивное. Мы находимся с вами в «Стремительном». А его цвет, как вы знаете, - оранжевый. Вам нужно к своей поделке прикрепить оранже- вую ленточку. Это будет отличительной чер- той и как память о том, что вы сделали это в детском лагере «Стремительный». Самой Полине очень нравится что-то объяснять, рассказывать, чему-то учить. Как призналась мне девочка, Конкурс во-

Секреты от будущих вожатых - Мы рады видеть вас на нашем праздни- ке, хлеб да соль вам, гости дорогие! - имен- но с такого гостеприимного приветствия начинают выполнять задание в рамках КВК будущие вожатые. Как ты помнишь, у ребят как раз проходило конкурсное испытание / проведение отрядного дела/, когда я к ним заглянула. Они встречают нас (меня и других участ- ников проектов «Профессиональные стар- ты» и Конкурса вожатских команд) народны- ми песнями и танцами, вовлекают в хоровод, предлагают откушать хлеба с солью. В об- щем, всё в лучших русских народных тра- дициях. Да, начало оригинальное и весёлое - значит, нам уж точно скучно не будет. А почему они выбрали такую тематику? Ока- зывается, что этот год был объявлен Годом народных промыслов и ремёсел. Поэтому

P.S. Когда я пообщалась с будущими вожаты- ми, то ответы на мои вопросы пришли ко мне как-то сами по себе. Есть, конечно, специ- ализированные смены, где их учат азам во- жатского мастерства. Но тому любопытству, настроению, желанию творить и отдавать ча- стичку своего сердца другим нельзя научить, это только можно пробудить в особой атмос- фере, например, в той, какая существует вот уже 60 лет в «Орлёнке».

Екатерина Симонова, Москва

Добрая страничка 7 ЗАЧЁТКИ, ЧУДИЩА И КУРИНОЕ ЯЙЦО… Смена+

Кажется, ещё недавно (в ав- густе) ВДЦ «Смена» распахнул свои двери для ребят из Крас- нодарского края - участников Всероссийского молодёжного форума «Карта добра». А уже в ноябре 60 школьников прие- хали на этот же форум, но уже в «Орлёнок». На протяжении всей 12 смены детский лагерь «Солнечный» стал домом для юных волонтёров, которые с удовольствием поглощают но- вую порцию знаний в сфере добровольчества, коммуника- ции и психологии. Об увлекательном путеше- ствии-игре «Пираты Чёрно- го моря», открытках ручной работы для пожилых людей, собственных проектах и волон- тёрских центрах орлят читай в моём материале. Или о том, как «Орлёнок» принял эстафету «Карты добра» ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ, НУЖНО УЧИТЬСЯ Если сама путёвка сюда вызывает такие эмоции, то боюсь представить, с какими сле- зами на глазах ребята будут возвращаться домой. Но знаю точно, что после этой смены их общение не прекратится. Да и как это воз- можно, когда все они являются частью одного большого дела - добровольчества. Кстати, ты, наверное, мог подумать, что, находясь на «Карте добра», орлята просто совершают добрые дела и поступки и ищут, кому бы помочь ещё. Но это не так. Точнее, не совсем так. Прежде чем начать путь волонтёра, ино- гда недостаточно просто этого хотеть. Потому что зачастую для того, чтобы организовать какую-нибудь благотворительную акцию или проект, необходимо знать, как это делать. И именно поэтому участники этой смены учат- ся создавать грантовые заявки, работать в команде и обладать лидерскими качествами, чтобы потом, у себя в городе, самостоятель- но разработать, например, какой-нибудь во- лонтёрский проект, как это уже удалось Ане Калугиной. - Мы позиционируем волонтёрство как бесплатную платформу, где можно развивать себя как личность, чтобы потом, в будущем, стать крутым бизнесменом, директором или управленцем, - прокомментировала Анаста- сия Ситникова, - Ребятам не нужно идти на курсы ораторского мастерства, потому что они будут над этим работать, когда пойдут в школу рассказывать о добровольчестве. Не стоит покупать и курсы SMM, чтобы учиться вести социальные группы, потому что даже этот навык они могут прокачивать на форуме. Наша задача - проявить их здесь как лидеров, чтобы по возвращении в свои центры, они смогли и других ребят этим заразить и удер- жать внутри команды.

НА ВТОРОЙ КРУГ - У нас проходит образовательная смена «Карта добра» - это очный этап всероссий- ского конкурса, - отметила организатор фору- ма «Карта добра» Анастасия Ситникова. - До этого в интернете проходила заочная часть, где ребята выкладывали свои добрые дела и получали за это баллы. И, в зависимости от количества набранных очков доброволь- ческими центрами определялось количество человек, которые и приезжали впоследствии на форум. Но пандемия, как ты уже знаешь, не про- шла бесследно и для «Орлёнка». Поэтому в этот раз вместо сотни ребят из 30-40 регио- нов России, смогли приехать только школь- ники Краснодарского края. Так что кто-то стал частью этого форума уже во второй раз. - На первую смену «Карты добра» я прие- хала от городского ученического совета в кон- це августа 2020 года, - рассказала 16-летняя Анна Калугина из Армавира. - В первые дни форума я стала активно себя проявлять и уже в середине смены получила большой значок, а потом стала призёром «Карты добра». И, благодаря тому, что я заняла третье место, у меня появилась возможность открыть добро- вольческий центр в своём городе. Кстати, Аня призналась, что до этого во- лонтёрской деятельностью никогда не за- нималась. Но потом всё вдруг изменилось. И сразу после возвращения с августовской смены девушка стала куратором своего про- екта и собрала команду, с которой частенько выходит на субботники, проводит лекции в школе и помогает бездомным животным. А когда Анна получила приглашение в «Орлё- нок» (за тот самый большой значок!), взяла с собой ребят из своего же добровольческого центра и без раздумий приехала на «Карту добра» снова. Аня отметила, что нисколько не пожалела о своём выборе, а наоборот - увидела, как ребята здесь стали ещё сильнее загораться волонтёрской деятельностью. На- пример, 16-летняя Юлия Сосновская из Ар- мавира. - Когда я узнала, что «Карта добра» будет проходить в ноябре, очень этому обрадова- лась, - поделилась своими эмоциями Юля. - Но так как я хотела поехать сюда со своим другом из прошлой смены, то расстроилась, когда поняла, что он едет, а я всё ещё оста- юсь под вопросом. Но мне повезло! Когда Аня меня выбрала, у меня от счастья полились слёзы из глаз, потому что я снова стала ча- стью «Карты добра».

На заметку который находится в Краснодаре, и договари- валась о возможных вариантах сотрудниче- ства, - поделилась своей историей 15-летняя Алиса Заика из Краснодара. - Нашу идею поддержали и сообщили почтовый индекс для отправки писем. Всю ночь мы с командой рисовали от руки 21 открытку (без телефонов и ноутбуков), а утром дописывали пожелания и отправляли бабушкам и дедушкам. И хоть времени на всё это было крайне мало, в ре- зультате мы заняли второе место. «Карта добра» - это не только форум, но и пластиковая карта, с которой обычно и начинается волонтёрская деятельность. Чтобы её получить, достаточно зайти на сайт kartadobra.ru и зарегистрировать свою организацию. А уже дальше можно совершать добрые дела, рассказывать о них на этой же платформе, а потом и пере- давать свою Карту другим. Кстати, на этом же сайте есть список самых добрых школ, вузов и даже регионов.

ДОБРЫЕ ДЕЛА И это, надо сказать, уже удаётся. Пока я беседовала с орлятами, поняла, что уже сей- час всего лишь в 14-16 лет у них уже так мно- го самых разных добрых идей в голове, что, порой сложно определиться, с какой же на- чать. Вот и 15-летний Николай Кравцов рас- сказал мне о своём спортивном проекте, над которым юноша работает уже два года. Это идея оказалась для Коли не только важным, но и близким делом, ведь он сам занимается футболом. - Мой проект «Меняй себя» - это благотво- рительный беговой марафон для молодёжи от 12 до 18 лет, - сообщил Николай. - Правда, пока у него не особо большая география, только наша станица Ладожская. Каждый участник вносит небольшую денежку (при- мерно 20 рублей и выше), а потом все выру- ченные деньги отдаются в спортшколу наше- го района. Здесь, в «Орлёнке», в рамках «Карты добра» ребятам тоже необходимо организо- ванно проводить благотворительные акции, с которыми все команды, как оказалось, отлич- но справляются. И, наверное, секрет такого успеха кроется в их искреннем желании быть полезными. Например, после прослушанной лекции «Проектное мышление», участникам нужно было за три/четыре дня обдумать и провести, оставаясь на территории детского центра, добрую акцию, а после успешно выступить с защитой своего проекта, чтобы принести ко- манде высокие баллы. - Я созванивалась с домом престарелых, ЗАЧЁТКИ, ЧУДИЩА И КУРИНОЕ ЯЙЦО «Карта добра» - это почти настольная игра. А знаешь, почему? Потому что ребята здесь не только учатся и совершают добрые поступки, но и борются с чудищами, меняют плот на корабль и спешат по карте от водо- ворота (начальная точка путешествия) к острову «Калипсо» (финал). Всё это не сю- жет какого-нибудь фантастического филь- ма или захватывающего приключенческого мультфильма, а формат проведения фору- ма. И называется эта игра - «Пираты Чёрного моря». А игроки, орлята, каждые пять дней примеряют на себя новые роли. Например, советник отвечает за то, чтобы дети хорошо учились в школе. И если они приносят много пятёрок, то получают за это сокровища. Или кок (повар на морской лад), который следит за чистотой в столовой. Есть и кипер - чело- век, который ухаживает за тотемным живот- ным. В команде Алисы - это курочка Веня, которая может дать ребятам 15 золотых, с помощью которых можно купить ресурсы, а на них поменять корабль на более мощную модель. Помимо игры, участники получают и книж- ки «Карты добра» с результатами своей учеб- ной деятельности. Как в университете, здесь рядом с названием дисциплины (проектное мышление, командообразование или эмо- циональный интеллект) организаторы пишут любимое среди студентов слово «зачёт», ста- вят подпись и печать. Как видишь, всё очень серьёзно. Но мало просто прослушать лек- ции, нужно ещё и пройти проверку получен- ных знаний. А за это как раз и отвечает игра «Пираты Чёрного моря». Кстати, сами занятия тоже проходят весь- ма креативно. Я даже сначала удивилась, когда увидела, что ребята пытаются бросить куриной яйцо на пол, но оказалось, что это тоже необходимо для того, чтобы команда сплотилась. - После онлайн-лекции нам дали прак- тическое задание, - рассказала 16-летняя Виктория Куприева из Новороссийска. - Три группы разрабатывали проект пиццерии за 10 минут, а две - делали установку, в которой, если кинуть туда яйцо, оно не должно раз- биться. На это давалось три минуты и огра- ниченное количество материалов - совсем немного бумаги и маленький кусочек скотча. Мы должны были соорудить некую ёмкость, работая в команде. У нас это получилось, и яйцо осталось целым, хотя мы кидали его, стоя на столе.

Знаешь, пообщавшись с участниками этого форума, я поняла, что помогать можно и одному, но когда вас 100, а то и более чело- век, можно это делать быстрее, масштабнее и веселее. Как это уже получается у ребят. Кстати, мне тоже дали Карту добра. Мо- жет скоро и я примкну к рядам добровольцев.

Кристина Айзова, Краснодарский край

Бонусная страничка 8 Для тех, кто грезит… мотоциклами

Только у нас :) Или что нужно знать для того, чтобы попасть в ряды мотокроссменов Если, находясь в «Орлёнке», ты хоть раз слышал рёв двигателей и шум езды по трассе, точнее треку, то тебя можно поздравить. Потому что ты, пусть пока и так, но уже соприкоснулся с мотокроссом. Да-да, именно мотоциклы издают те самые звуки, которые частенько можно ус- лышать, прогуливаясь по территории центра. А исполнение таких «се- ренад» двухколёсными машинами связано с тем, что с 1 по 21 ноября в «Орлёнке» проходил учебно-тренировочный сбор Молодёжной сбор- ной России по мотокроссу. Чтобы познакомиться с этим видом спорта ближе, предлагаю заглянуть на одну из тренировок юных гонщиков и узнать, почему ребята и девчата(!) в таком возрасте влюбляются в мо- тоциклы, а потом всё никак не могут их разлюбить. Ну что, надеваем шлем, очки, перчатки и… поехали!

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЖЕЛАНИЯ Если двигаться, просто ориентируясь на шум мотоциклов, можно даже не включать на- вигатор. Потому что тренировочный процесс слышно издалека, а значит, и найти место тре- нировок будет легко. А если ты уже стоишь и наблюдаешь за гонками, то даже собеседника своего можешь не расслышать. Вот как громко ревут мотоциклы! Но не от горя, конечно же, а от радости. Причём радость эта обоюдная, как у самого гонщика, так и у его двухколёсного друга. Ведь они снова вышли на трек. Кстати, если за время прочтения этого мате- риала ты поймёшь, что тоже хочешь погонять, то спроси себя: «Зачем мне это?». Потому что в мотокроссе самое главное - желание. Все ве- тераны мотоциклетного спорта (те, кто катался давным-давно) жили тем, что они делали. Все их мысли были только о мотоциклах и гонках. Да и сейчас, находясь в преклонном возрасте, некоторые гонщики до сих пор не могут обой- тись без ревущего двухколёсного друга, поэто- му покупают мотоцикл не столько на радость внукам, сколько себе, потому что это… любовь «форэвер». - Как и любая другая секция, мотокросс тре- бует в первую очередь желания, - отметил стар- ший тренер и руководитель сбора Вячеслав Дементьев. - А когда ребята приходят, то они как раз окунаются в этот мир. Задача же трене- ров - правильно преподнести и увлечённо по- дать то, чем они занимаются. Потому что мно- гие приходят и не находят для себя интереса. Поэтому наставнику нужно уметь объяснить, что, если есть хорошо подобранная форма по размеру, правильно подготовленный мото- цикл, грамотный тренер, который работает по методике, значит эти занятия будут на высоком уровне по безопасности, а все риски - сведены к минимуму. Трушин. - Я считаю, что своего ребёнка, если он целеустремлённый, физически развитый человек, нужно всячески поддерживать, нахо- дить возможности и средства. От чего-то от- казываться. Например, ради того, чтобы мой ребёнок занимался, я продал дорогую машину и купил дешёвую. Есть такие ценности, которые нужно немного пересмотреть, потому что если мы будем жить просто для себя, то кроме теле- фонов у детей ничего не останется.

первые шаги, точнее - виражи на мотоцикле, можно уже с пяти лет, правда, изначально под строгим контролем родителей. - На Новый год, когда мне было четыре года, родители подарили мотоцикл. Я так обра- довался! - отметил Артём Трушин. - Моя первая тренировка была возле дома. А так как мы с па- пой часто ездили смотреть на гонки, то ещё тог- да мне захотелось самому сесть на мотоцикл. И моя мечта сбылась, теперь я с удовольстви- ем этим занимаюсь. нашивками. Борис Петрович рассказал и про особенно- сти современной экипировки, а именно - шле- ма. Если раньше гонщики брали тот, который только могли найти, то сейчас к этому головно- му защитному убору есть много требований. И прежде, чем отправиться с ним на старт, необ- ходимо, чтобы его утвердила Федерация мото- циклетного спорта. А вот наколенники самому уже делать не нужно, но можно подогнать под своё колено, правда, это требует дополнитель- ных финансовых вложений.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Но у тех, кто уже связал себя с мотокрос- сом, времени на гаджеты особо и не остаётся. Поэтому, если захочешь кататься на мотоци- клах, придётся забыть про телефон! Ведь, даже помимо тренировок и сборов, юному гонщику необходимо всегда держать себя в форме и в спортивном тонусе. Вот и Артём Трушин при- знался, что каждое утро делает зарядку, в ко- торую входит разминка, приседания, планка и упражнения на пресс. А тренеры рекомендуют ребятам и вовсе заниматься дополнительны- ми видами спорта: плавание, акробатика или лыжи. А ну-ка признавайся, когда ты последний раз плавал или стоял на лыжах?

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЁЖКЕ Тут и я замечталась и представила, как еду на суровом мотоцикле, навстречу дует ветер, а волосы красиво разлетаются… Но Артём предупредил меня, что ни на одну гонку спор- тсмена не допустят, если у него нет экипиров- ки, наколенников и шлема. Поэтому о причё- ске девчонкам в мотокроссе придётся забыть. А они здесь, кстати, есть (я про девушек)! И тренируются наравне с юношами без всяких поблажек! - Я увидела у нас в городе плакат с надпи- сью «мотоспорт», и с этого началась моя друж- ба с мотоциклом, - рассказала Алина Дедюхина из Новоуральска. - И если кто-то тоже захочет, как и я когда-то, влиться в ряды мотогонщиков, то прежде всего этот спорт должен нравиться. А уже потом стоит учитывать и выносливость, которой тоже нужно обладать. Кстати, экипировка в этом деле не столько отличительный и стильный атрибут мотокросс- менов, сколько средство защиты от ударов, ушибов и переломов. Вот и Алина призналась, что ей уже приходилось травмироваться. По- этому в мотоспорте нужно быть готовым и к этому. А раньше, надо сказать, у спортсменов и вовсе не было профессионального обмунди- рования… - Мы, например, ездили в кирзовых сапогах. Это была самая подходящая обувь для езды на мотоцикле, - поделился воспоминаниями Бо- рис Суслонов. - В сапоге была железная встав- ка, которая уберегала самое слабое место в стопе от повреждений. А если она ломалась, то можно было и перелом заработать. К обуви мы присоединяли футбольный или хоккейный щи- ток, а потом и наколенники, которые я вскоре самостоятельно начал делать из пластика. Всё это дополнял брезентовый костюм с кожаными ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ В 21 веке изменились и сами соревнова- ния. Например, появились новые направления: суперкросс и классический мотокросс. Когда-то длительность заезда могла быть и по 10 минут, и даже по несколько часов, когда ехать нужно было по 30-километровым кругам. Сейчас же на всё это отводится от 20 до 40 минут. - Суперкросс проводится в режиме 20-ми- нутного заезда, большой мотокросс - где-то 40 минут. Это, если мы про взрослых говорим, - прокомментировал Вячеслав Дементьев. - У детей, конечно же, нагрузка меньше. Если средний класс - 85 см 3 , то у них заезд длится 15 минут, у 65 см 3 - 12 минут. А для того, чтобы где-то тренироваться, необходимо получить одобрение. И если рань- ше гонщики под руководством тренера могли занять какое-нибудь свободное поле для от- работки виражей, и это было возможным, то сейчас тренироваться можно только на офи- циально разрешённых площадках. А это по- рой усложняет возможность сделать этот вид спорта более доступным. Но, когда мотокросс притягивает тебя как магнитом, все эти труд- ности кажутся не такими уж и значительными. Потому что эмоции и результат оказываются куда важнее своих сил и времени, потрачен- ных на покорение этой мотоспортивной вер- шины.

ГЛАВНОЕ - МОТОЦИКЛ Помимо /физики/, не меньшую роль в этом виде спорта играет (конечно же!) и само транс- портное средство, которое сегодня значитель- но ушло вперёд по техническим свойствам от своих советских предшественников. - Методика всё та же. Понятно, что она не стоит на месте, мы что-то совершенствуем, но основы прежние, - прокомментировал Вячес- лав Дементьев. - Единственное, что улучши- лось, - качество мотоциклов: тормоза стали со- вершеннее (раньше были колодочные, сейчас дисковые), а мощность двигателей - больше. Появились и очень хорошие детские мотоци- клы под разный возраст. Раньше этого не было. Я сам начинал сразу с большого мотоцикла, вынужден был под себя его переделывать и опускать. Поэтому сейчас всё это стало более гармоничным. Кстати, именно из-за того, что теперь су- ществует огромное количество мотоциклов на любой «вкус и цвет», мотокросс стал более молодым спортом. Это отметил и заместитель начальника управления морских, туристских и физкультурно-спортивных программ ВДЦ «Ор- лёнок» Борис Суслонов (он и сам когда-то был не только мотокроссменом, но и тренером!). Так вот, в его годы участвовать в соревновани- ях можно было только с 16 лет, после получе- ния прав! А сейчас (только представь!) делать

НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО Пока я стояла и наблюдала со стороны, как ребята резво гоняют по треку, поднимаясь то на одну горку, то на другую, поймала себя на мысли, что я и сама, наверное, могла бы легко «оседлать» мотоцикл. Но, как оказалось, не всё так просто. За каждым спортсменом, а уж тем более чемпионом, стоит огромная работа его самого, тренеров и родителей. И порой, чтобы на несколько минут подняться на ступень пье- дестала, приходится если и не отказываться, то точно себя в чём-то ограничивать, например, так, как это сделал папа юного мотокроссмена Артёма Трушина из Тулы. - Большая часть затрат, конечно, ложит- ся на плечи родителей, - рассказал Дмитрий

Ну что, появился в твоих планах на Новый год мотокросс? Может быть, сесть на мотоцикл сразу и не получится, зато стать зрителем гонок точно удастся! Главное в этом деле - желание! Анастасия Труханова, Краснодарский край Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, Т. Лагунова, А. Будькина. Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 23.11.2020 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_f1a5c2a5281e4e35.txt
  • Последнее изменение: 7 ч. назад
  • 127.0.0.1