202110 .pdf

2 5 8 О том, О том, О том, как белые кому орлята как сбываются медведи могут писали письма заветные превратиться и отправляли мечты, в… зелёных :) открытки если ты чего-то А география - во Всемирный очень сильно быть нескучной день почты! хочешь :)

№ 11 (299) 21 октября 2021 года

Салют, читатель! О том, как в «Орлёнке» впервые прошёл Всероссийский юношеский педагогический форум, читай на 3-й стр. Думаю, что если бы наши родители в своём детстве вдруг оказались в современной школе, они бы долго ходили по ней с открытым ртом и округлёнными от удивления глазами. Для них очень многое лет двадцать назад казалось бы фантастикой в нашей с тобой реальности. При­ чём, той фантастикой, которая совсем не обя­ зательно должна когда-то стать настоящей в действительности.

Ага, это и компьютеры почти в каждом клас­ се, и интерактивные доски, и интернет, и даже мобильные телефоны. Тогда, в начале 21 века, всё это только появлялось. Даже самые смелые мечты были далеки от того, что мы сейчас име­ ем. Да взять хотя бы видеосвязь и привычное уже для всех нас дистанционное обучение :)

Тут мы с ребятами из детского пресс-отряда принялись размышлять о том, а что, собствен­ но, ещё может произойти в нашей школьной жизни в плане изменений, что теперь нам по­ кажется фантастикой… Оказалось, что рамки для воображения достаточно тесные. Слишком уж мы далеко шагнули за последние годы в про­ грессе. Это я про человечество.

И первое же предложение вызвало бурную реакцию и дискуссию. Прозвучало предположе­ ние, что в будущем у школьников, как и у студен­ тов, будет… стипендия! А почему бы, кстати, и нет? Мы вот всеми руками /за/ эту инициативу. Представь, какая будет мотивация к учёбе у большинства из нас. Учишься на двойки - нет стипендии. Без двоек - есть. Без троек - она по­ вышенная. Ну, а для хорошистов и отличников - с премиальной надбавкой :))

ШКОЛА БУДУЩЕГО… А ещё можно сделать дистанционку посто­ янной. То есть, по желанию. Можно будет вы­ бирать - очно учиться или заочно. Думаю, это было бы очень интересное новшество. Пока в нашей школе - уравниловка. А многим ребятам хотелось бы больше иметь в своём распоряже­ нии свободного времени для саморазвития. В том числе - в профориентационном поле. Ну, то есть, например, я уже давно обгоняю школь­ ную программу, но вынуждена ходить на уроки, которые мне, по сути, ничего не дают. Мне ка­ жется, заочная форма обучения в школах (как в университетах, с установочными сессиями) - это наше будущее. Понятно, что это больше подхо­ дит старшим классам. Это я для уточнения :) Школа - это наш второй дом, где мы переживаем первые взлёты и падения, находим своих лю­ дей и растём во всех смыслах этого слова. Можно сколько угодно ворчать и жаловаться на то, что нас в этом месте не устраивает. Но, как ты понимаешь, пустая болтовня ничего не изменит - для начала нужны хотя бы идеи и предложения. Поэтому мы узнали у орлят одиннадцатой смены, чего им не хватает в современной школе и что должно быть в школе будущего.

Дарья Бывальцева, 16 лет, Пермский край: - Технологии ушли далеко вперёд, а мы до сих пор продолжа­ Алина Сычёва, 16 лет, Липецкая область: - Мне кажется, что современной школе стоит немного уйти ем носить каждый день тяжёлые сумки и портфели. На мой взгляд, было бы круто, если по каждому предмету сделают электронные учебники. Пускай мы даже будем пользоваться ими только на уро­ ках. Но так гораздо удобнее для нас. А ещё - в школе не хватает уро­ ков психологии. Математика, физика, биология, химия и другие на­ уки, конечно же, важны, но современным подросткам нужно учиться общаться между собой, понимать своих сверстников и взрослых, решать конфликты. Эти знания обязательно и в дальнейшем при­ годятся. от излишней формальности. Чтобы в нас видели не учебные единицы, которые нужно довести до ЕГЭ, а личностей со своим мнением, мировоззрением и набором качеств. По-настоящему человеческое отношение к подросткам я увидела в «Орлёнке». Хотелось бы, чтобы так же было и в моей школе. Почему бы и нашему классу не проводить душевные огоньки, как здесь. Ду­ маю, что именно так мы станем добрее и дружнее. К тому же, это хорошая возможность высказаться. А это очень важно, когда твой голос важен и нужен. Были ещё предположения - о полностью виртуальных уроках, когда у всех будут вир­ туальные очки дома в комплекте, о том, что школу объединят с университетами, и ты сразу будешь получать вместе со средним и высшее профильное образование, и о том, что учить нас будет искусственный интеллект, а учительская профессия исчезнет…

В общем, в итоге наша фантазия очень хо­ Полина Тамбовцева, 17 лет, Самарская область: - Я считаю, что нужно больше практических занятий, привязанных Дмитрий Чураков, 14 лет, Ростовская область: - Если бы мне доверили провести какие-то реформы в школе, то рошо разыгралась. Но на самом деле, если по­ думать, это уже не шутки. Сейчас, когда школь­ ники могут решать достаточно много вопросов самостоятельно, благодаря разным обществен­ ным организациям и развитому во всех регио­ нах школьному самоуправлению, всё, о чём мы говорим и мечтаем, вполне себе может стать ре­ альностью в самом ближайшем будущем. Надо просто это озвучивать и говорить об этом. к жизни. После школы всем нам придётся столкнуться с разными си­ туациями. И хотелось бы заранее знать, как, например, платить на­ логи или сделать ремонт в квартире. Если высшая математика тебе пригодится буквально никогда, то кран протечёт на кухне как мини­ мум пятнадцать раз за всю жизнь. Пусть школа даёт нам не только абстрактные знания, но и учит жизненно необходимым навыкам. Так­ же желательно, чтобы учителя поменяли способы подачи информа­ ции. Например, учительница истории в орлятской школе разбавляла свои уроки мемами, шутками и картинками. Можно сказать, что она говорила с нами на одном языке. Самый скучный материал таким об­ разом очень легко запоминается и усваивается. я бы в первую очередь организовал сбор обратной связи от учеников в форме анонимного опросника. Там были бы самые разные вопросы - начиная от питания и заканчивая домашним заданием. А раз анкета анонимная, то ответы в большей части будут честными. Это поможет увидеть, над чем нужно в будущем работать. Главное, чтобы пробле­ мы не оставались висеть в воздухе, а выносились на обсуждение и решались. В этом процессе могут участвовать и ученики, и родители, и учителя. Так мы реально сделаем нашу систему образования лучше.

Ну, на этом всё, наверное. Есть повод заду­ маться, не правда ли? :) Елена ГУРЬЕВА, Кировская область Карина ИСАЕВА, Томская область

2 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ПИСАТЬ ПИСЬМА - ЭТО ПРИКОЛЬНО :) В самом начале 11 смены в «Орлёнке» отметили Всемирный день почты

СМЕНА+ Праздник состоялся, несмотря на то, что мы все (то есть, ор­ лята), если признаться честно, были не очень к этому готовы. Только четвёртый день смены, почти каждый второй никогда не был на почте в реале и, соответственно, ни разу не отправлял в своей жизни кому-то бумажные письма или открытки. А может быть, именно поэтому праздник и получился. Ведь мы узнали столько нового для себя! В общем, читай наш материал и про­ свещайся вместе с нами. А ещё - настраивайся и сам попробо­ вать себя в эпистолярном жанре (стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке). Мы тебе сейчас кратко расскажем и о Дне почты в «Орлёнке», и кое-что интересное из истории её появления и развития, и про то, зачем нужно уметь правильно чертить на конвертах индекс :))

ПРОЛОГ Мы наблюдали, как некоторые ребята не почты, а также изучили мобильное приложе­ ние компании, которое упрощает получение услуг и ускоряет процесс отправки посылок. знали, с какой стороны подойти к почтовому ящику. И засовывали конверты в прорезь с такой осторожностью, будто они стеклян­ ные. Мы и сами-то первый раз это делали. Но все вместе - разобрались. Хорошо, что специалисты от Почты России приехали в этот день в «Орлёнок». Они помогали и объясняли. - Мы рассказываем о том, что из себя представляет наша почта, знакомим с ней. После этого орлята могут написать письма, заполнить открытки и отправить их по всей стране, - объяснила нам Ирина Макарен­ ко, главный специалист по корпоративным коммуникациям Почты России Краснодар­ ского края. - В 21 веке мы все общаемся через интернет, но мы хотим показать, что в бумажных письмах есть душа, в них мож­ но вложить своё сердце, свои эмоции, и тот, кто получит эти весточки, обязательно это почувствует. Кстати, сегодня многие сдела­ ли это впервые. Узнали, как заполняется индекс, например, а ведь это очень важно, потому что в будущем, во взрослой жизни, все с этим сталкиваются. шой отдел. Так что, если ты что-то напутал в цифрах при заполнении индекса, то твоё послание, конечно, дойдёт, но… с опозда­ нием (может, даже очень значительным). рисунком - настоящую, как в магазине или на почте. Она будет авторская и подписана. - Мы делаем такие открытки в Аллее мастеров с орлятами уже давно, - сказала нам Виктория Викторовна. - Вот вы можете видеть на стенде образцы. Тут и открытки, посвящённые космосу, и открытки, посвя­ щённые Дню семьи, любви и верности, и другие. Лучшие работы в будущем могут пойти в серию. То есть, их можно будет ку­ пить на почте. ПИШИТЕ ПИСЬМА… Всемирный день почты начался в дет­ - Я сегодня маме и папе письмо напи­ сала, в нём рассказала обо всём, что про­ исходит со мной в «Орлёнке». Это первое моё письмо в жизни! - рассказала нам Вика Лымарь из Краснодарского края. Мы у неё поинтересовались, потому что она одна из последних осталась во Дворце культуры и спорта (ДКиС) за столом. Все остальные письма уже написали и отправили. Здесь, в ДКиС, была главная площадка Почты России. - Мне вот с прошлого лагеря, где я была, ребята пишут письма. А я не отвеча­ ла. Почему-то боялась, думала, что трудно. Теперь точно всем отвечу. Научилась, по­ пробовала, как это делается. Письма - это прикольно. Можно через них почувствовать и передать любовь. По-настоящему. ских лагерях с тематических линеек и эфи­ ра праздничной радиопрограммы, которую вместе с педагогами «Орлёнка» подготови­ ли ребята из детского пресс-отряда (наши коллеги). Радиоведущие рассказали об истории праздника, его посыле и предна­ значении.

Вот! Это всё не просто так было. В дру­ гих мастерских ребята рисовали ещё и кон­ верты с марками! Также орлята дали старт проекту «Меж­ Ты не поверишь, но сейчас количество дународный и национальный посткроссинг» - они отправили открытку в детские лагеря разных стран мира. Каждый из них оставит на ней свой фирменный штамп. Впослед­ ствии международная открытка вернётся во Всероссийский детский центр и станет экспонатом орлятского музея. В ходе акции орлята запустили ещё одну открытку - в ла­ геря и детские центры России. корреспонденции (писем, то есть) даже выросло в сравнении с доинтернетовской эпохой. Этот рост «сделала» деловая пере­ писка. Ну, то есть, когда люди документы всякие друг другу пересылают. И получают уведомления от разных государственных служб. ВМЕСТО ЭПИЛОГА На самом деле, мы думали, что всё будет скучно. Но оказалось совсем по-другому. И мы о многом не рассказали. Как в школе нам проводили занятия по эпистолярному жан­ ру, а потом мы могли на переменах писать письма и тут же их отправлять, потому что в этот день почтовые ящики были повсюду :) Как мы со своей командой (отрядом) сами решили сделать почтовый ящик в лагере, чтобы любой мог опустить в него конверт с посланием, а мы передавали адресатам (на территории лагеря, конечно). А индекс важно уметь правильно запол­ Какая она молодец! Не правда ли? :) нять, потому что в наше время адреса на конвертах и открытках распознаются авто­ матически. Почти полностью. А с нераспоз­ нанными индексами (или с письмами без них) работают вручную сотрудники Почты России. Но этим занимается не очень боль­ Главным /движем/ дня стали мастер- ОТКРЫТКИ. РИСУЕМ САМИ :) - А что это вы тут делаете? - спросили классы от специалистов Почты России. На этих занятиях нас познакомили с важными услугами и сервисами организации, мы уз­ нали о новых возможностях современной мы, заглянув в один из домиков Аллеи ма­ стеров «Орлёнка». Ребята сидели за стола­ ми и что-то увлечённо рисовали. Вот нам стало интересно, как это вообще с Днём письма связано… ВОПРОСЫ ИСТОРИИ В общем, мы остались под впечатлени­ ем. И праздник нам этот всем запомнится на всю жизнь. 9 октября - Всемирный день почты :) 9 октября в 1874 году в столице Швейцарии Бёрне образовался Всемирный почтовый союз. На Кон­ - Нас пригласили поучаствовать в Дне грессе этого союза в Японии в 1969 году приняли решение отмечать эту дату как Всемирный день почты. почты, выбрав тематику для рисунков из истории Почты России, - объяснила Аня Ро­ дина из Московской области. - Сначала сде­ лали презентацию по этой истории. Много интересного узнали - как древние люди с помощью крика передавали по трубам по­ слания, потом про барабаны, потом про сиг­ нальные огни, про гонцов - это всё история почты. А я вот решила выбрать для своей открытки персонажа из аниме «Атака Тита­ на». Это другой мир человечества, там по­ слания друг другу передают с помощью гон­ цов и дымовых шашек. Я вообще-то письма люблю, писала раньше брату в Крым. Но больше нравится самой их получать. Обя­ зательно потом буду переписываться/об­ щаться с ребятами из «Орлёнка». Вообще-то, ещё доисторические люди для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее - барабаны (ок. 6 тыс. лет до н. э.). С помо­ щью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек взял на вооружение для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор в ходу у африканских племён для передачи информации на большие расстояния, а дым от костров ещё в XX веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады. P.S. Надо добавить, что эпистолярный жанр возвращается в нашу жизнь. Совместно с Почтой России его возрождает «Учитель­ ская газета», которая проводит ежегодный Всероссийский конкурс детских писем «Луч­ ший урок письма». Его результаты были подведены буквально на днях. В нём уча­ ствуют очень многие школьники. Там есть разные номинации. Это нам Ирина Мака­ ренко рассказала. Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы - вначале пешие, позднее конные. В древних государствах Месопотамии, Египта, Греции, Персии, Китая, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты. История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из ста­ рейших в Европе. Начало и развитие почтового дела в нашей стране восходит ко времени натураль­ ной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу коня и корма. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» - обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. Последующая история русской почты связана с ямами - почтовыми стан­ циями, учреждёнными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в опреде­ лённые пункты лошадей с проводниками. Можешь тоже попробовать. Мы вот точ­ но это сделаем. Потому что писать письма - это прикольно. А ещё - необычно, удиви­ тельно и полезно. Сам процесс (и это дока­ зано) развивает нас умственно и учит раз­ мышлять. Бери на заметку :) 18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересо­ вавшими царя лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключён договор об организации почты. С тех пор она стала работать регулярно. По поводу открыток… Ребята действи­ тельно рисовали картинку для открыток. Виктория Магулян, педагог дополнительно­ го образования мастерской прикладного и художественного творчества (Аллеи масте­ ров) ВДЦ «Орлёнок», рассказала нам, что каждый получит свою открытку, со своим В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге было открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте. Екатерина ГУНИНА, Москва До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корре­ Светлана ПАЙМАКОВА, спонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. Республика Марий Эл

ГЛАВНАЯ ТЕМА 3 ЮНЫЕ ПЕДАГОГИ В «ОРЛЁНКЕ» ТУСОВКА+ Когда этих ребят спрашива­ ют, кем они хотят стать в бу­ дущем, они смело отвечают: учителями! Ведь они - участ­ ники Всероссийского юноше­ ского педагогического фору­ ма, который сейчас проходит в «Орлёнке». Его старт как раз пришёлся на Неделю учителя в России, которая проходила впервые в нашей стране. Ну а какими событиями наполнены дни юных педагогов во Все­ российском детском центре, я расскажу в моём материале.

РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА На форуме у участников тоже есть воз­ УЧЕНЬЕ - СВЕТ! Мало того - ребята с форума не только рые помогают им развивать способности и таланты в разных областях - творчество, здоровый образ жизни, экология, спорт… В общем, во всём том, что позволит превра­ тить этих ребят в многогранных личностей. На одной из таких встреч с олимпийской чемпионкой, российской прыгуньей в высо­ ту Анной Чичеровой поговорили о важности спорта в жизни и о секретах побед. НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ /вместо вступления/ - Участники форума как раз сейчас нахо­ можность подготовить и провести два об­ разовательных занятия. Конечно, под руко­ водством опытных наставников, которыми выступают педагоги «Орлёнка». Это может быть школьный урок или занятие в сфере дополнительного образования, мастер- учат, но и сами учиться успевают. И не толь­ ко на обычных уроках в орлятской школе. дятся в том возрасте, когда идёт их опреде­ ление с будущей профессией, - рассказала заместитель директора «Орлёнка» Людми­ ла Спирина. - Мы будем очень счастливы, если благодаря «Орлёнку», благодаря обще­ нию с нами и лучшими педагогами страны они решат, что для них педагогическая де­ ятельность будет основной в жизни. Я сама более 30 лет в профессии и ни одного дня не разочаровалась в ней. Наоборот, с каж­ дым годом получаю всё больше и больше удовольствия. Я очень благодарна своим педагогам, которые заставляли меня учить­ ся, делали мне замечание, если я была не права к окружающим, потому что благодаря этому сегодня я именно такой человек и спе­ циалист, каковым являюсь. Всего на форуме работает пять про­ странств. Например, на занятиях «Узнаю, пробую, создаю» ребята ещё больше узнают о педагогических профессиях, о качествах настоящего педагога. Здесь же они встреча­ ются и посещают мастер-классы от победи­ телей и призёров всероссийских конкурсов. класс, воркшоп или час двигательной актив­ ности. - Кто-то из ребят будет проводить ШКОЛА БУДУЩЕГО Есть среди участников форума ребята, ко­ мастер-класс по лепке из глины, кто-то орга­ низует тренировку по теннису или водному поло. Я вот сейчас как раз готовлюсь прове­ сти урок геометрии в 7 классе, - рассказал Александр Емельянов из Екатеринбурга. - На самом деле, до этого форума я так тесно не соприкасался с педагогикой. Проводил один раз урок у себя в школе, но это было как-то несерьёзно. Сейчас же я узнал, что подготовка занятия - дело довольно кропот­ ливое, что урок делится на несколько эта­ пов, каждый из которых нужно тщательно продумать. А ещё важно доносить инфор­ мацию интересно. - Мне особенно запомнилась встреча с учителем года Сергеем Левченко, - по­ делилась своими впечатлениями Полина Трапезникова из Хабаровского края. - В то время, как мои учителя в школе проводят уроки без особого энтузиазма, скучно, моно­ тонно, Сергей Викторович, наоборот, делает это интересно. Как будто мы не на занятии находимся, а просто сидим и неформально общаемся. При этом информацию он доно­ сит очень понятно. Главное, по его словам, чтобы учителю самому было интересно. торые увлечены проектами и идеями совер­ шенствовать систему образования и помога­ ют в создании проектов школы будущего. Они разделились на группы, каждая из которых отвечает за какое-то определённое направ­ ление - дизайн, организация учебного процес­ са, расписание… Например, Зоя Шумейко из Санкт-Петербурга с помощью своего проекта хочет донести до учителей и каждого челове­ ка, связанного с образованием, то, что школа - это не просто место, куда ребята приходят учиться и готовиться к ЕГЭ. Они должны при­ ходить сюда с удовольствием, школа для них должна стать вторым домом.

Сейчас многие считают, что быть педа­ гогом - не почётно, он не является автори­ тетным лицом. Но если в то же время спро­ сить у этих людей, есть ли у них в окружении такой учитель, который им очень нравится, который является интересной личностью, научил многим важным вещам, то каждый сможет назвать имя такого человека. Пото­ му что настоящих учителей в нашей стране очень много, и они для нас являются при­ мером. В том числе и для юных участников форума. А начальник управления исследования и разработки академии Министерства просве­ щения России Ольга Суханова рассказала свою историю о том, как попала в педагогику: В тот момент, когда я подошла пообщать­ ся с Евой, она тоже готовилась к занятию - к уроку литературы на тему произведения Гри­ боедова «Горе от ума» в 9 классе. - А вот я работаю над усовершенство­ - Я закончила школу с золотой медалью. ванием организации учебного процесса, - рассказала Эвелина Афанасьева из Че­ лябинской области. - То есть сколько дней в неделю учиться, какая форма обучения наиболее оптимальна - очная или заочная и т.д. Я пока не могу сказать, какие конкретные решения мы приняли, но проблема точно обозначена. Допустим, у меня в школе есть день, когда у моего класса 11 уроков. Это ненормально. И такую систему точно нужно менять. Хотела быть инженером, но не поступила в вуз. Конечно, это было самое большое разо­ чарование. Мне казалось, что жизнь закон­ чилась - никто меня не готовил справляться с такими ситуациями. Деваться было некуда, и я пошла в педагогический колледж в своём городе Смоленске. И уже в октябре на пер­ вом курсе я, 17-летняя девчонка, пришла на первую ознакомительную практику в школу и там поняла, что не нужен мне никакой другой вуз, не хочу я быть никаким инженером - я хочу быть учителем. Я правда очень долго проработала преподавателем английского языка. И сейчас рада, что у вас есть возмож­ ность попробовать себя в педагогике и при­ нять решение о своём будущем. - Урок начнётся с проверки знаний, в ней примет участие весь класс, - подробнее рассказала мне девушка. - На доске будут две бумажки: «Ложь» и «Правда». Так как ученики уже начали знакомиться с произве­ дением, то я буду читать факты о нём, а они - определять их правдивость. После этого я перейду к изучению новой темы, расскажу историю создания «Горя от ума». В конце будет закрепление знаний в виде игры, я пока полностью её ещё не продумала, но она точно будет интерактивной. В подго­ товке нам очень сильно помогают учителя орлятской школы. У нас почти каждый день проходят собрания с педагогами, они смо­ трят то, что мы придумали, дают коммента­ рии, помогают, а ещё мы ходили к ним на открытые уроки. - Для меня таким примером стала моя мама. Она преподаватель русского языка и литературы, - рассказала Ева Колеснико­ ва из Воронежской области. - И она заме­ чательный педагог. Говорю это не потому, что я её дочь. Я ведь ещё и её ученица. В каждый урок она вкладывает душу, всегда старается преподнести тему интересно - у нас на уроках, например, даже театральные постановки проходят. Если же одну и ту же тему приходится рассказывать ученикам из параллелей, то она для каждого класса разрабатывает свой урок, чтобы и самой не надоедало одно и то же, и ребятам было ин­ тересно.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Скажем честно, не все из этих ребят ста­ нут в дальнейшем педагогами. Надежда Ко­ миссарова из Курганской области, например, специально приехала на форум, чтобы точ­ но определиться, хочет она стать учителем или кем-то другим. Здесь она поняла, что пе­ дагогика - это не её. И тем не менее, для неё форум прошёл не напрасно. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА С МИНИСТРОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ В рамках рабочего визита в «Орлёнок» с будущими учителями встретился глава Мин­ просвещения   Сергей Кравцов. Ребята по­ делились с ним своими впечатлениями от профильной смены и рассказали министру о мероприятиях программы, в которых успели принять участие.  - Смена проходит довольно интересно. Каждый день мы узнаём что-то новое, зна­ комимся с удивительными людьми, встречи с которыми очень познавательные, - при­ зналась Надя. - И пусть я не стану учителем, но этот форум и меня многому научил. В первую очередь, работать в команде. А ещё - делать всё вовремя. Ведь у нас так много разных событий, и чтобы везде участвовать, нужно во всём успевать.

- Когда я  ехала на  смену, я  знала, что для нас будут выступать знаковые лекторы и  спикеры, но  даже не  представляла, что удастся встретиться с министром просвеще­ ния! - поделилась впечатлениями участница смены Валерия Стуконога из Красноярского края. - Это очень здорово и  вдохновляю­ ще. Сергей Кравцов говорил с нами о важ­ ности программы, в который мы участвуем, и о профессии педагога. Форум подходит к своему завершению. Не важно, какое будущее выбрали для себя его участники - станут ли они частью боль­ шого педагогического сообщества или решат пойти по другому пути, для каждого из них эти дни в «Орлёнке» стали особенными.

Быть такими же интересными людьми, Екатерина СЕРГЕЕВА, как гости форума, участникам помогают встречи на пространстве «Личность», кото­ Тверь

4 ЛИДЕРСКАЯ СТРАНИЧКА НАЙТИ СЕБЯ В ПОИСКЕ ДРУГИХ В Орлёнке» проходит Всероссийский слёт школьных поисковых отрядов КАК ЕСТЬ

Со всей страны во Всероссийском детском центре в 11 смену собрались дети, привычная жизнь которых уже несколько лет от­ личается от быта обычных школьников. Они - члены поисковых отрядов с большим объёмом общественной деятельности и экс­ педиций за плечами. Я решил поговорить с ребятами и настав­ никами смены, чтобы рассказать тебе о том, что такое поиско­ вые отряды и какую роль играют в них наши сверстники.

ПАПКИ ПАМЯТИ /работа в архивах/ Поисковое движение России - это об­ ПОИСКОВЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ /работа «в поле»/ Несколько раз в год отряды проводят экспедиции - это непосредственная работа по поиску в поле или в лесу, которая длит­ ся от двух недель до месяца. Занимаются этим не только отряды из «боевых» реги­ онов, но и из «тыловых» - просто им при­ ходится дальше и реже выезжать. Перед поездкой проводится подготовительная щественная организация, цель которой - увековечить память погибших при защите Отечества. Оно существует уже 8 лет и работает в 82 субъектах Российской Феде­ рации, объединяя 42 тысячи добровольцев из 1428 поисковых отрядов страны. Участ­ ники движения организуют экспедиции в места боёв и массовых захоронений мир­ ных жителей во всех 37 регионах, затро­ нутых военными действиями. Также они помогают людям в поиске их погибших или пропавших без вести близких, ведут рабо­ ту в архивах для установления личностей найденных на полях сражений или в безы­ мянных могилах солдат.

работа - изучаются архивы, карты, инфор­ мация о полках и дивизиях, которые могут быть найдены в выбранной местности. Также проверяется, какие там могут быть захоронения. В основном, это делается зи­ мой, пока у поисковиков нет возможности отправиться в экспедицию. ны, переданы семье, а солдат захоронен. стью. Почти у всех поисковиков есть соб­ ственные музеи, экспонаты для которых они добыли своими руками. Сами школь­ ники ходят на разные мероприятия, чтобы рассказать своим сверстникам о движении и об истории. Они же готовят и экскурсии по своим коллекциям. Только на этих вы­ ставках посетителей ждут не только исто­ рические справки, но и живые истории о том, где и как добывался каждый предмет. Некоторые даже пишут научно-исследо­ вательские работы, исходя из найденных «артефактов». К слову, предметов поисковики тоже на­ ходят очень много, самых разнообразных. И личные опознавательные знаки, которые все стремятся найти, и одежду, и предметы быта, и солдатские фляжки, и осколки сна­ рядов. Осенью прошлого года бойцы отря­ да «Патриот» наткнулись в уголке блиндажа на довольно редкую вещь - полевой теле­ фонный аппарат с деревянным корпусом.

- На месте работаем с инструментами. У нас уже определена примерная терри­ тория, с которой мы работаем, - рассказы­ вает Ольга Панасюк, руководитель отряда «Верность» из города-героя Волгограда. - Сначала проводится проверка металлои­ скателями, затем - с помощью щупов. Это специальная металлическая палка, кото­ рую втыкают в землю. Опытный поисковик может уже на слух определить, на что нат­ кнулся - кости, камень или какой-то предмет. Если находим останки, начинаем аккуратно расчищать и выкладывать на специальный баннер. Каждая находка фотографируется со специальным номером, и всё фиксиру­ ется в протоколе эксгумации. Это довольно большой объём работы. Затем пытаемся по каким-то личным вещам установить имя погибшего и найти его родственников. Опоз­ нать удаётся довольно много людей за вах­ ту, иначе наша работа не имела бы смысла. Можете зайти на сайт организации, там есть лента новостей, вы увидите, как много уста­ новлено имён. И это число постоянно растёт. Основное направление движения - это акция «Судьба солдата». Она представля­ ет собой обработку запросов граждан на­ шей страны и ближнего зарубежья по по­ иску информации о тех людях, кто воевал и пропал без вести, либо погиб. Иногда встречаются такие запросы, когда ветеран ушёл из жизни, а семья многого не знает о его фронтовой жизни. ШКОЛЬНИКИ В ПОИСКЕ /походы и просветительская деятельность/ Участие во всех видах поиска принима­ - Дети, в принципе, много получают от этого. Есть достаточно программ дополни­ тельного образования, они учатся не толь­ ко искать и поднимать солдат, - поясняет Ольга Панасюк. - У нас около 17 дисци­ плин, которые учат ребят быть готовыми к защите Родины. Это и строевая подготов­ ка, и стрельба, и сборка/разборка автома­ тов, и туризм, и автономное выживание, и первая медицинская помощь, и история. Мы играем значительную роль в патриоти­ ческом воспитании. Только в поиске дети проникаются любовью к Родине, стремят­ ся узнать правду о войне. А главное - они задумываются о собственных предках на войне. Если ребёнок знает историю своей семьи, то знает и историю всей страны. ют и школьники. Больше половины орлят из проходящей в «Орлёнке» смены уже не раз прошли через экспедиции. Обяза­ тельная учебная программа проводится и «в полях». Ребята до 14 лет наблюдают за процессом и учатся, а те, кто постарше, принимают непосредственное участие в раскопках. Это определяет руководитель - смотрит, готовы ли они физически и психо­ логически к таким нагрузкам. - За время моего участия в поисковом движении я уже не раз побывал в Цен­ тральном архиве Министерства обороны. Ну, не побывал, а поработал. Там про­ сто побывать не получится, - улыбается 16-летний Слава Башков, боец поискового отряда «Красноармеец». - В архивах мы работаем с документами времён Великой Отечественной войны. Там есть очень мно­ го информации, по которой можно создать достаточно точный путь бойца. Заявки на создание «папки памяти» отправляют родственники. Сначала проходит первич­ ная обработка в интернет-ресурсах Мини­ стерства обороны, на которых размещены оцифрованные документы. Далее, если находим как минимум место службы до полка, набираем папку с такими заявками, с которыми можно работать, и с ними едем в сам архив. Там всю найденную инфор­ мацию по мере возможностей мы выстра­ иваем в чёткую историю судьбы, а полу­ чившийся результат в итоге торжественно вручаем родственникам.

- Походов у нас много, иногда даже спонтанные. Они не такие длительные и масштабные, как экспедиции, но всё равно очень важные, - рассказывает 14-летняя Арина Кривонос, участник отряда «Патриоты Кубани» из Краснодара. - Ездим, например, на Неберджаевку или на Маратуки. Это рай­ оны, где проходили очень жестокие сраже­ ния. Каждый год мы ездим туда ухаживать за памятниками и стараемся привлечь к этим местам как можно больше людей. Поэтому местные всегда очень хорошо к нам относят­ ся. Поначалу мне не нравилась даже мысль - пойти в поход. Уйти в лес на несколько дней - это перебор. Но после первого же раза по­ меняла своё мнение. Ты - вдали от циви­ лизации, постоянно какие-то мероприятия, песни, раскопки. Посиделки у костра, когда твой наставник рассказывает о разных сра­ жениях, которые проходили там же, где ты сейчас сидишь. Именно в походе ты пере­ осмысляешь свою жизнь, понимаешь, что сделал правильный выбор, когда пришёл в поисковое движение. Иногда уставший ло­ жишься в палатку, где у тебя все удобства, и представляешь, как жили здесь бойцы. В та­ кие моменты становится реально страшно. Но это и вдохновляет по-своему.

Совсем недавно, к примеру, отряд из P.S. Многие из этих дисциплин, кстати, про­ Санкт-Петербурга нашёл останки бойца из Новосибирска. Он ушёл на фронт в июле 1941, а уже в ноябре того же года пропал без вести. Целых 80 лет семья ничего не знала о его судьбе, и вот, наконец, благо­ даря поисковому движению, по медальону было расшифровано имя и найдены род­ ственники. Их, между прочим, 12 человек - и внуки, и правнуки. Все вещи восстановле­ ходят и в «Орлёнке» в программе «Школа юного поисковика». Почти каждый день ре­ бята ходят по разным станциям в лагере, на которых учатся разным навыкам. Где-то упражняются в стрельбе из пневматиче­ ских пистолетов, где-то - оказывать первую медицинскую помощь и накладывать жгу­ ты, а где-то складывать письма в треуголь­ ники, как это делали во время войны.

Практикуются орлята и в главных на­ правлениях работы поисковиков - учатся работать с сайтами Министерства оборо­ ны и извлекать останки по всем правилам (для этого наставники закапывали на пля­ же искусственный скелет!). Ребятам поша­ гово объяснили и показали весь процесс, и, конечно, дали попробовать сделать это самостоятельно - отличное занятие для тех, кто ещё не участвовал в раскопках.

А ближе к концу смены среди отрядов Основная цель движения - увекове­ провели соревнования, которые включали в себя все изучаемые дисциплины. чение памяти погибших защитников От­ ечества. И делается это в разных формах - не только с лопатой наперевес. Отряды занимаются просветительской деятельно­ Никита ПЕРЕСКОКОВ, Республика Коми

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА 5 НЕСКУЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ДВИЖЕНИЕ В БУДУЩЕЕ…

ПРИСОЕДИНЯЙСЯ! Знаешь ли ты, как поймать ветер? А бывают ли белые медведи зелёными (бывают!) и может ли кто-то питаться с по­ мощью хвоста? Может, ты даже знаешь как сделать наш мир чуточку лучше? Нет? А они зна­ ют! Они - это орлята, участвую­ щие в профильной смене «Мир открытий», которую проводит в «Орлёнке» (в детском лагере «Стремительный») Русское ге­ ографическое общество (РГО). Обо всём этом (и о белых_зе­ лёных медведях тоже) - в моём материале.

Я решил сразу посмотреть, как про­ ходят уроки у юных исследователей. Все лекции имеют подозрительное название - «Нескучная география». Чтобы прове­ рить, так ли это, я пришёл на первое за­ нятие об Арктике и полярных медведях, которое проводила детский писатель и руководитель проекта по экологическо­ му просвещению «Белый мишка» Ольга Шадрина. Я немного опоздал, и, когда вошёл в зал Дворца культуры и спорта (ДКиС), с удивлением услышал смех. Оказалось, дело в преподавательнице, которая устраивала много интерактивов и шутила. - На смене очень хорошие преподава­ Но мишки добрые, они одни из не­ отдельные лекции, посвящённые тому, какие профессии существуют в этой сфе­ ре. И не все из них очевидные. Например, сейчас многие крупные компании хотят оцифровать местность с которой они вза­ имодействуют. И для этого очень нужны географы. Они сидят за компьютером и воспроизводят местность с помощью фо­ тографий и разных исследований, в том числе - собственных. Получается объём­ ная модель по типу той, что есть в гугл- картах. тели. Все уроки проходят в интересном формате, особенно по спелеологии (наука о пещерах) и по океанавтике, - рассказала мне Вика Костюренко из Пятигорска. - На­ звание «Нескучная география» полностью себя оправдывает, потому что мы действи­ тельно узнаём много новых интересных и важных вещей, и это весело. Лекции про­ ходят не только в лагере и в ДКиС, но и на побережье моря. Там у нас много практи­ ческих занятий. За активность на уроках или в отряде награждают кусочками ма­ леньких глобусов. Из 8 таких фрагментов можно собрать целый глобус с надписью «Я - географ». В конце смены, в зависимо­ сти от того, сколько глобусов или кусочков ты собрал, дают разные звания, например, мастер-географ, и дарят памятные призы. многих хищников, кто может поделиться едой с другими. Часто рядом с ними за­ водится стайка песцов, которая путеше­ ствует вместе со зверем и ест всё, что он им оставит. Таких медведей песцы даже передают друг другу в наследство.

Ближе к завершению лекции, когда Ольга Шадрина сказала: «Сейчас пробе­ гусь по вам, и ещё кого-нибудь помуча­ ем», отовсюду раздались крики: «Меня! Меня!». Например, мальчика, который непра­ вильно ответил про повадки самца бело­ го медведя, она вызвала на сцену перед всеми и… Нет, не отругала. Наоборот, рассказала и о повадках медведя, и о многих других привычках этих животных. Мальчик же должен был в переносном смысле «примерить шкуру» белого мед­ ведя на себя - то есть, показывать всё, о чем говорит преподавательница. А вот его когти пришлось примерить в самом прямом смысле - для этого писатель при­ везла специальный макет, который наде­ вался на пальцы. С другими ребятами на сцене разыгрывали целую сценку о том, как медведь охотится на тюленей с помо­ щью льда. В конце ребята хлопали стоя и хором - География - это не только бегать по кричали «спасибо», и я вместе с ними - так классно это было. Преподаватель, в свою очередь, поблагодарила орлят за такую активность и эрудированность и рассказала, зачем в течение урока раз­ давала открытки тем, кто себя проявил. На одной их стороне были перечислены все книги, которые она написала. Любую из них юный географ может получить, предъявив открытку в штабе РГО. А на обратной стороне - контакты писательни­ цы, по которым каждый может задать во­ прос в любое время. лесам и полям, это - помогать в движении вперёд и в будущее, - пояснила мне Вика Костюренко. - Это наука, которая объеди­ няет в себе сразу много вещей, которые просто нужны в жизни. От смежных наук до человеческих качеств, которые она помогает развить, например, ответствен­ ность, отношение к месту, где ты живёшь, осведомлённость и умение выразить свою позицию. Это интересно и важно, поэтому сейчас мне всё это нравится, я безумно люблю экологию, но, кто знает, может, через год полюблю информатику. Сейчас такое время, когда мы ищем себя и то, чем захотим заниматься всю жизнь. Я не уверена точно, куда мне идти даль­ ше. Но нам с этим помогают определить­ ся, педагоги очень стараются, чтобы мы чётко знали, что мы хотим от жизни, от себя, от людей вокруг и что мы в принци­ пе можем.

Ещё на занятии ребятам рассказали много других удивительных фактов. На­ пример, водоросли, зацепившиеся за шкуру мишки, начинают цвести, и мед­ ведь становится зелёным. А бьёт лапой этот зверь в четыре раза быстрее, чем моргает человек! И это при том, что веки - наш самый быстрый орган.

- Кроме лекций у нас много практи­ ческих занятий. Мы измеряли берег ру­ леткой от моря до мощёной дорожки, чтобы понять, насколько уменьшилась или увеличилась береговая линия с 2017 года, - рассказывает Лия Лукошкина из Московской области. - Брали пробы мор­ ской и речной (из той, что течёт по тер­ ритории «Орлёнка») воды на кислотность и минерализацию. И тоже сравнивали с результатами прошлого года. Практиче­ ские задания были и на «экологической тропе» - мы ходили по станциям и про­ веряли свои знания. Где-то нам задавали необычные вопросы, например, можно ли есть хвостом. Мы очень долго дума­ ли, но ответ я вам не скажу - будет лиш­ ний повод самим изучать географию. На других станциях мы работали с полевой метеостанцией, измеряли скорость ветра с помощью анемометра, измеряли харак­ теристики почвы и изучали морские рако­ вины. А ещё было задание снять ролик на тему экологии.

Помогают в движении вперёд орлята с помощью двух проектов. Один делает­ ся к концу смены всем отрядом, а второй некоторые ребята уже привезли с собой в «Орлёнок». Это решения проблем, свя­ занных с географией или смежными на­ уками. То, что юные географы придумали сами и что хотят донести до остальных.

Если проект озвучен - это уже очень важно. Когда люди видят, что существует и проблема, и пути её решения, они по­ нимают, что человек не бессилен. Помогают с проектами ребятам новые друзья, вдохновляющие вожатые и пре­ подаватели, которые предлагают альтер­ нативные варианты и способы развития задуманного, чтобы однажды он смог во­ плотиться в реальность. Также опытные наставники смены помогают орлятам с профориентацией, делятся накопленными знаниями, чтобы каждый мог понять, что ему делать, и ре­ ализовать это в будущем. Проводятся и Максим РЕШЕТНИКОВ, Воронежская область

6 СОВСЕМ НЕ ЗАУМНАЯ СТРАНИЧКА ШКОЛА «РОСАТОМА» В «ОРЛЁНКЕ»

ЗНАНИЯ+ На 11 смене море, тёплое октябрьское солнце и приветливые вожатые встретили талантливых школьников из образователь­ ных организаций территорий расположения предприятий атом­ ной отрасли Госкорпорации «Росатом». Для активных участников проекта «Школа Росатома» свои двери распахнул лагерь «Штор­ мовой» ВДЦ «Орлёнок». Я решила заглянуть к этим ребятам в гости и узнать, чем они живут во Всероссийском детском центре. КАК ЕСТЬ

- Убедительная просьба: кто заснёт, своим занимались судомоделированием. В первую очередь я узнала, что судно и корабль - это не одно и то же. Я тебе сейчас объясню, почему. Судно - это любое плавучее сооружение, а ко­ раблём называют крупное морское судно или военно-морское. Запомнил? храпом не будите соседей! - вот так шутливо начинает занятие по использованию альтер­ нативной энергии ветра Игорь Викторович Липатов, между прочим, доктор технических наук и профессор кафедры водных путей и гидросооружений Волжского государственно­ го университета из Нижнего Новгорода.

- Мы изучаем основы судостроения, узна­ ём, как строятся суда, с помощью каких ин­ струментов, - рассказал мне Макар Миронов из Челябинской области. Но на этом шутки закончились, и ребята тут же приступили к серьёзным вещам. Так как во время занятия я мало что поняла, то уже после него мне всё объяснил сам Игорь Викторович. В это время мимо нас пронесли странную конструкцию, которая напомнила мне пере­ вёрнутый стол. Макар объяснил, что это под­ ставка, при помощи которой можно построить днище судна. Ведь на пол же его не поста­ вишь. - Мы проводим исследование по целесо­ образности использования ветровой энергии с помощью ветрогенератора - для электри­ фикации детского лагеря «Штормовой», - на­ чал рассказывать мой собеседник. - То есть ставится крылатка, дует ветер, а она перера­ батывает его энергию в электричество. Наша главная задача - определить наиболее под­ ходящее место для установки конструкции. Куда лучше ставить? Туда, где будет больше ветра. Казалось бы, поставь на берег моря, и всё будет хорошо. Но с моря ветер дует толь­ ко одну половину дня, а вторую половину с гор. И конструкция будет закрываться Домом вожатых и другими корпусами… И вот возни­ кает вопрос, где же найти ту территорию, что­ бы ветер был в течение суток постоянным вне зависимости от его направления… И если эти ребята изучали, как строятся обычные суда, то на другом направлении - экологичные. Их отличие состоит в том, что они обеспечиваются источником энергии без использования в качестве топлива нефти, угля или продуктов их переработки.

- То есть, мы разрабатываем дизайн су­ дов, которые работают на экологичных двига­ телях, - продолжил объяснять Михаил Озеров из Тверской области, который до этой смены вообще не был знаком с темой судострои­ тельства. Теперь же неплохо разбирается в конструкции судов. - Например, используя силу ветра. Они не загрязняют окружающую среду, так как работают на возобновляемых источниках энергии. с одной из девушек мне удалось поговорить. Дарья Зверева из Свердловской области рас­ сказала, что их задача по итогам этих дней в лагере создать целый фильм про все направ­ ления на смене. в доктора наук. Они рассказывают всё инте­ ресно, преподнося информацию так, чтобы нам было легче усвоить. Ребята, которые оказались на этой смене, тоже очень разно­ сторонние, развитые. Когда я ехала в «Орлё­ нок», очень переживала, что не смогу найти здесь близких по духу людей, но оказалось совсем наоборот. Ведь все мы приехали сюда учиться, получать новые знания, новый опыт и, конечно, общаться и дружить. На тот момент, когда я пришла к ребятам, - Каждый день, наблюдая со стороны, я они как раз собрали все необходимые рас­ чёты. Теперь они готовились к созданию ком­ пьютерной модели, на основе которой будут в дальнейшем искать оптимальное место для ветрогенератора. Была ещё одна группа ребят - экологов. могу с уверенностью сказать, что все курсы очень интересные и перспективные, - поде­ лилась своим мнением Даша. - Например, много рассказывают про альтернативные виды энергии, за которыми будущее нашей страны и всего мира. Преподаватели курсов - уважаемые люди, многие из них кандидаты С ними я пообщаться не смогла, так как их сложно застать на месте: они то в море выхо­ дят, чтобы поймать морских обитателей для изучения и опытов, то замеряют чистоту воз­ духа, то образцы почвы собирают, чтобы по­ том сравнить их. В общем, всё время в деле. Не став мешать им продолжать серьёз­ Кристина САВИЦКАЯ, ное исследование, я отправилась дальше. На занятиях по другому направлению ребята Кемеровская область Как и ребята из медиа-группы. Впрочем, ТЕХНОЛОГИИ НА СТЫКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА А В ЭТО ВРЕМЯ риала, а рассказ гида не будет казаться монотонным. Пока наш проект находится на стадии разработки, но мы очень наде­ емся на его реальное воплощение. сматривает архитектуру. Поэтому не зря он так рьяно взялся за проектирование трёхмерных моделей. Между прочим, в «Орлёнок» Роман попал благодаря свое­ му проекту «Умный дом». Он собрал мо­ дель устройства на платформе Arduino, которое при помощи обработки входя­ щих сообщений с мобильного телефона контролировало включение и выключе­ ние розеток в доме. Кажется, что творческие люди и истинные технари обитают на разных планетах. Я тоже так долгое время думал… Пока не познакомился с ребятами из «Звёздного» - участниками смены «Наука будущего» (организатор - Московский политехниче­ ский институт). Вот они как раз и изучают вместе с преподавателями Московского политеха технологии на стыке науки и искусства. О том, как орлята открыли новые возможности и расширили свои горизонты, читай в моём материале. Да, задумка, конечно же, хорошая, но над ней нужно ещё очень много работать. Чтобы создать хотя бы простую анима­ цию, нужно уметь строить виртуальные 3D-модели. Кстати, в 3D-моделирование ребята тоже погружаются. Например, Ро­ ман Пугачёв из Нижнего Новгорода на занятиях работает в сложной программе, предназначенной для инженеров, а ещё - по собственной инициативе успевает из­ учать Fusion 360. Искусственный интеллект, виртуаль­ занятий парни и девушки сами создают дополненную реальность в мобильных приложениях, мастерят светильники, ная и дополненная реальность, нейро­ сеть - эти понятия то и дело мелькают в наших разговорах. Ходят даже слухи, что компьютерный разум в будущем оста­ вит нас без работы. Но участники проек­ та уверены, что это совсем не так. Ведь генерировать креативные идеи под силу только человеку, а воплотить их в жизнь помогут знания из физики, математики, химии, информатики и других дисциплин. Поэтому, как видишь, наука и искусство могут вполне идти рука об руку на благо прогресса. Вот такие креативные и умные собра­ лись орлята на программе «Наука буду­ щего». Здесь они получили возможность выйти за рамки школьной программы, по­ пробовать разные направления и найти то, что им по душе. оформляя абажуры из полимерных пла­ стин, проектируют запрограммированную модель маятника Ньютона, придумывают дизайн логотипа и учатся наносить его техногенным способом. - Что-то я уже знал и умел, но здесь мне удалось проникнуться ещё глубже этой темой, - продолжает Роман. - По­ лученные навыки я планирую использо­ вать при проектировании собственных компьютерных игр, а 3D-моделирование поможет мне сделать их более содержа­ тельными и интересными. Если раньше у меня хватало умений написать в ос­ новном только код, то теперь появилась возможность добавить новые объекты и персонажей. Также это позволит мне рас­ ширить круг проектов и сделать что-то продаваемое. - Интересных и перспективных про­ По каждому модулю ребята защища­ фессий сейчас очень много, - добавляет в завершении Софья Беркович. - Запу­ таться в них не так трудно. Но в «Орлён­ ке» у нас появилась возможность «пощу­ пать» всё руками. Пока я остановилась на специальности инженера-строителя. Хочется, чтобы в будущем серые панель­ ки в спальных районах исчезли из на­ шего поля зрения. А на их место пришли стильные, экологичные и высокотехноло­ гичные многоэтажки. Надеюсь, что у меня всё получится. Тем более на «Науке бу­ дущего» я получила отличные стартовые знания и навыки. ют мини-проекты. Но некоторые орлята не ограничиваются только заданиями от кураторов, а сами предлагают сделать «Орлёнок» современнее и технологич­ нее. Так, команда Софьи обсудила с директором Детского инновационного

- Сейчас время бежит с бешеной ско­ ростью - мы не успеваем следить за из­ менениями, - считает Софья Беркович из Новосибирской области. - Многие про­ цессы уже автоматизируются, поэтому прежде всего будут цениться те, кто уме­ ет мыслить нестандартно и обладает ши­ рокими познаниями в разных областях. центра авиации и космонавтики идею до­ полненной реальности в музее. - Мы предложили добавить QR-коды, перейдя по которым орлята смогут уви­ деть анимированное изображение Юрия Гагарина, рассказывающего о своём пер­ вом полёте в космос, - рассказывает она. - Или, допустим, экскурсию будет вести мультипликационный персонаж. Увере­ на, что это оживит подачу сложного мате­ Как признался мне Роман, создание компьютерных игр для него пока хобби и, возможно, станет источником допол­ нительного дохода. А в качестве дела жизни юноша на данный момент рас­ За три недели в «Орлёнке» ребята Никита ПЕРЕСКОКОВ, успевают столько всего узнать, изучить и опробовать на практике. В процессе Республика Коми

БОНУСНАЯ СТРАНИЧКА 7 МОЛОДОЙ - НЕ ЗНАЧИТ ПРИМЕР+ /БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ/ Если тебе кажется, что ПДД (правила дорожного движения) - это нудно и не очень-то необ­ ходимо, то скорей читай мой ма­ териал о том, чем занимаются юные, но ответственные орлята. Твоё мнение точно изменится :) На 11 смене во Всероссийском детском центре «Орлёнок» проходит Слёт юных инспекторов движения (ЮИД)

На протяжении всей смены команды фонарём и предупреждать пешеходов об опасности?! ЮИДовцев (а это 152 школьника из 38 ре­ гионов России) проходили образователь­ ный курс «Безопасность и Я». На нём они узнали много тонкостей правил дорожного движения - например, с какого возраста и при каких ситуациях возникает уголовная и административная ответственность или какими видами транспорта могут управ­ лять дети. Для закрепления знаний ребя­ та разбирали спорные ситуации из реаль­ ных и смоделированных случаев. - Это интересно и важно узнавать, по­ тому что всё это мы будем применять в реальной жизни, - говорит Юля Нестерен­ ко из Республики Марий Эл. - Также нас учат правилам медицинской помощи, ко­ торая тоже может пригодиться. Моя под­ руга Даша скоро пойдёт в кадетский класс, потому что она уже решила стать сотруд­ ником ГИБДД. С помощью ЮИД мы хотим доказать, что благодаря правилам можно избежать ссор, аварий и опасных ситуаций. И понять это может даже ребёнок! Ещё мы здесь сняли образовательный челендж, в котором объясняли, чем полезны фликеры (светоотражающие элементы), разместили его на ютуб-канале «Орлёнка» и намерены дальше помогать людям понять важность ПДД для общей безопасности.

Кроме самих ПДД, ребята изучали историю возникновения этих правил в целом, ГИБДД и ЮИД в частности, что­ бы понимать, зачем это создавалось. Не обошлось, конечно, и без интересных фактов. А ты знал, к примеру, что, когда только появились первые автомобили, был введён закон, согласно которому они не могли ехать быстрее 3 км/ч, а перед машиной должен был идти специ­ альный человек с красным флагом или

Более практический опыт управления транспортным средством юные инспекто­ ра движения получили на занятиях по фи­ гурному катанию на велосипедах. Суть заключается в том, чтобы ребята пра­ вильно и безопасно преодолели опре­

делённые препят­ ствия. Например, торые помогут в будущем контролировать ситуацию на дороге. защита агитбригады, которую мы готовили дома и развивали здесь вместе с настав­ никами. В ноябре будут проходить всерос­ сийские соревнования примерно по тем же дисциплинам, и эта смена в «Орлён­ ке» - лучшая подготовка, о которой можно было мечтать. орлята улучши­ ли навыки езды в ограниченном про­ странстве и научи­ лись прицельному торможению. Всего необходимо выпол­ нить восемь фигур­ ных элементов, ко­ - В конце смены нас ждут командные соревнования по всему изученному, - рас­ сказывает Даша Силина из Курганской об­ ласти. - Это тестовая часть по ПДД, исто­ рии и медицине, а также - практическая медицина, на которой нужно будет пока­ зывать, как накладываются те или иные повязки, зачёт по фигурному вождению и

Екатерина ГРОМОВА, Московская область АЗБУКА МУЗЕЕВЕДЕНИЯ А В ЭТО ВРЕМЯ Школьные поисковые отряды (читай классника Стёпу попробовать себя в этом деле, потому что нам это было интересно, - рассказывает Ваня Кривуля из Пскова. - Также мы нашли четырёх ребят из школы №20, в которой тоже есть свой Музей По­ беды. Там нам проводят различные лекции и уроки по тонкостям работы экскурсовода. Например, как правильно себя вести, как работать с дикцией, речью и так далее. Здесь, на смене, у нас проходит похожая программа «Азбука музееведения». Неко­ торые вещи по тематике повторяются, но дома это всё проходит достаточно поверх­ ностно, а тут мы разбираем вопросы более углублённо. Это хорошая теория, которая нам обязательно пригодится. войны - тщательно изучают уже известные и ищут новые. в более крупные музеи. В мечтах расши­ риться настолько, чтобы нас заметили - и как музей, и как личностей, потому что кто- то из нас действительно может связать с экскурсоведением свою жизнь. И поездка в «Орлёнок» для нас большая честь и боль­ шой шаг на пути к этим мечтам. о них на 4-й стр.) - не единственная про­ грамма 11 смены, которая направлена на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и воспи­ тание гражданских качеств школьников. На территории «Солнечного» реализу­ ется смена «Школьный музей Победы». И пусть здесь собрался совсем неболь­ шой коллектив из одной области, но он занимается очень важным делом. Под­ робнее - в моём материале. - Как и поисковики, мы занимаемся увековечением памяти погибших. Мы их продолжение, выводим на публику то, что они открывают. Имея доступ к разным све­ дениям, мы можем заинтересовать людей и правильно показать это миру, - объясня­ ет Ваня. - Наша команда планирует раз­ виваться дальше и продвигать экспонаты

Никита ПЕРЕСКОКОВ, Республика Коми Всего на смене 10 ребят - 6 из Пскова и 4 из поселения Пушкинские горы. Все они занимаются экскурсоводческой деятель­ ностью. Орлята из области обустраивают собственный музей на территории своей школы, а городские помогают Музею По­ беды при Псковском государственном университете (ПсковГУ). Там они несколь­ ко раз в неделю проводят различные экс­ курсии и оказывают помощь аспирантам в подготовке и расстановке экспонатов. Ино­ гда юные экскурсоводы готовят временные экспозиции - с помощью интернета, книг и архивов ищут информацию о поступивших предметах. А затем сами (под руковод­ ством научного руководителя) придумыва­ ют описание к каждому из них, составляют текст экскурсии и проводят её. Но, как водится в «Орлёнке», одной те­ орией сыт не будешь. Для практики ребята привезли свою выставку, отобрав лучшие экспонаты, и провели несколько экскурсий для орлят из других смен. Среди привезён­ ных предметов были, например, немецкий шлем 1930-х годов и два портсигара - па­ мятные вещи, которые командиры распи­ сывали и дарили солдатам. Не обошли стороной экскурсоводы и орлятские музеи - изучив содержание Музея спорта и Музея истории «Орлёнка», они сочинили свои экскурсии для этих выставок и вновь при­ гласили своих сверстников. А сейчас они активно готовятся к завершающему про­ екту, в рамках которого собирают удиви­ тельные истории Великой Отечественной

- Наш учитель истории сейчас сам учит­ ся в магистратуре исторического факульте­ та ПсковГУ. Он позвал меня и моего одно­

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЧКА 8 ПОПАСТЬ НА ПРОЕКТ «ГОЛОС.ДЕТИ» И СПЕТЬ С ВАЛЕРИЕМ МЕЛАДЗЕ :)

Или необычная история обычного мальчика из Белгорода ТОЛЬКО У НАС! Я приезжаю в «Орлёнок» не первый раз. За это время я позна­ комилась со многими удивительными ребятами - талантливыми, умными, смелыми. Сегодня же хочу рассказать тебе об одном из них. Зовут его Кирилл Александров (ударение на второе «а»). Ты наверняка его знаешь. Кирилл - финалист седьмого сезона проекта «Голос. Дети» на Первом канале. И эта статья не просто его рассказ о том, как это было, а история обычного мальчика из Белгорода, который смог добиться успеха. Давай вместе узнаем, как ему это удалось.

- Когда я был ребёнком, мои родители дюсер Виталий Осошник, он продюссиру­ ет группу «Волшебники двора» и в своей области устраивает форум для детей - во­ калистов, танцоров и для ребят, которые занимаются журналистикой. Весной 2019 года Кирилл съездил на один из них. После этого он понял, что ему предстоит пройти ещё огромный творческий путь. И поставил себе цель - научиться петь в каком-то сво­ ём фирменном стиле. И в тот момент для себя решил уже серьёзно, что должен по­ пасть на проект «Голос. Дети». часто замечали во мне любовь к музыке, - я даже не успела толком сформулировать во­ прос, а Кирилл уже начал отвечать на него. - Я очень любил смотреть разные музыкаль­ ные передачи, пародировал популярных артистов, например, Филиппа Киркорова или Николая Баскова. В общем, я реально был влюблён в музыку с самого детства.

И вот Кирилл идёт в детский сад, а ро­ дители параллельно отдают его в кружок по вокалу. С этого момента началась его творческая деятельность. В 2019 году Кирилл едет на кастинг- шоу, но не проходит его. Юноша, конечно, сильно расстроился. Со своим педагогом Кирилл сначала благо, запись можно найти на официаль­ ном сайте проекта, как и все другие высту­ пления юного артиста. Кирилл сам выбрал песню, которую он споёт с Валерием Ме­ ладзе - «Цыганка Сэра». Из них получился неплохой дуэт. Настолько неплохой, что юноша тут же определился с наставником. довольно неплохо получается. Сочиняет собственные песни и даже продюсирует музыкальные клипы в своём городе. А глав­ ное - он не собирается останавливаться на достигнутом, будет развиваться и дальше. просто разучивал разные песни, а потом стал готовиться к выступлению на конкур­ сах. Первый из них был, когда мальчику ис­ полнилось шесть лет. Обычный городской конкурс. Но Кирилл тогда одержал победу. Для него это было, во-первых, необычно, а во-вторых, невероятно радостно. - Я опять стал думать, что там всё ку­ плено, что я обычный парень из Белгорода - как я вообще могу засветиться на телеви­ дении, тем более - на федеральном кана­ ле. Мне в тот момент это казалось невоз­ можным. Однако в то же время сдаваться я тоже не собирался, - признался Кирилл. - Мне нравится выступать на сцене, но ещё большое удовольствие я получаю от этой насыщенной жизни - с переездами, съёмками в разных городах, знакомствами и общением с другими артистами, встреча­ ми с фанатами. Ведь так круто, когда тебя узнают! Всё это вместе создаёт такую ин­ тересную, очень приятную атмосферу, что хочется работать всё больше и больше. Это одна из моих мотиваций развиваться, - добавляет Кирилл. - Нам вдвоём безумно понравилось - Когда мне было семь, однажды я про­ наше выступление. Так что у меня не оста­ валось выбора, кроме как идти к нему в команду. В любом случае, я не пожалел об этом, - продолжил он рассказывать. - Ва­ лерий - замечательный наставник. Также у него есть очень талантливый продюсер и брат Константин Меладзе. Мы все вместе очень много работали. По сей день я ча­ сто обращаюсь к Константину за разными советами, он мне во многом помогает, и я ему сильно за это благодарен. На проекте нужно было сделать хорошую работу, по­ этому мы всегда работали безумно много, и у нас получились довольно интересные номера. Он стал готовиться к новому кастингу. сто смотрел телевизор, а там в это время показывали первый сезон проекта «Голос. Дети». До сих пор помню, что в тот мо­ мент выступала Алиса Кожикина - именно она стала потом победительницей, - про­ должил рассказывать Кирилл. - Мне без­ умно понравился этот проект, и уже тогда я поставил себе цель - оказаться там же. Пусть она была скорее где-то в моём под­ сознании, и серьёзно я её в любом случае не воспринимал. Считал, что попасть на телевидение невозможно, ведь я обычный мальчик из Белгорода. Поэтому просто продолжил делать то, что мне нравится… Продолжил посещать мастер-классы, об­ щаться с опытными людьми из музыкаль­ ной сферы. А главное - работал над своим образом и стилем. В итоге он его создал: теперь перед зрителями и слушателями представал не обычный юноша, а этакий американский мальчишка, который поёт на английском языке и модно одевается.

Я узнала, что помимо творчества юно­ ше также очень интересна тема междуна­ родных отношений. За весь свой творче­ ский путь он обрёл много разных знакомых, которые работают в этой сфере. Так что ещё не известно, как в дальнейшем сло­ жится судьба Кирилла. - С этим образом мне очень повезло. Редакторам понравилось моё выступле­ ние на кастинге, и меня взяли в седьмой сезон. Так, этап за этапом, я попал в коман­ ду Валерия Меладзе и дошёл до финала, - продолжил Кирилл. А именно - ходил на занятия по вокалу, Конечно, во время проекта были слож­ - В любом случае музыкой мне нра­ Напомню, что после кастинга проходят поступил в детскую школу искусств и зани­ мался уже академическим вокалом (в Бел­ городе эстрады не было). Но в какой-то мо­ мент Кирилл задумался над тем, что надо как-то расти, ведь он и так завоёвывал почти все первые места на городских конкурсах. Ему стало скучно. Юноша начал размыш­ лять, как выйти на более высокий уровень. ные моменты, в том числе - недопонима­ ния между юными артистами и наставника­ ми. Сегодня Кирилл продолжает общаться и с Валерием, и с Константином Меладзе, они переписываются, встречаются, когда юноша приезжает в Москву. вится заниматься, - тут же признаётся он. - Когда я выступаю на сцене или пишу песни, я чувствую себя полноценным. Это важно, потому что, по моему мнению, са­ мое главное, чтобы твоя профессия не съела твою личность. А ещё - нужно быть интересным и никогда не останавливаться на достигнутом. Если кто-то из ребят ду­ мает, что они самые обычные и ничего не смогут добиться, то я им посоветую много работать, знакомиться с разными людьми, не быть скромным и только развиваться. слепые прослушивания. Участник выхо­ дит на сцену, перед ним сидят наставники, правда, спиной к нему, и его задача - ис­ полнить свою композицию так хорошо, что­ бы к нему повернулись

Когда на сцене оказался Кирилл, бук­ Проект «Голос. Дети» был положитель­ вально на первых секундах кнопку нажал Валерий Меладзе. ным опытом, оставившим яркий след в жизни юноши, а ещё - это был его первый выход на большую сцену. Раньше о таком он даже меч­ тать боялся. Именно тогда Кирилл понял, что абсолютно каждый ребёнок, подросток, если он действительно хочет чего-то добиться, если будет много работать, а не просто си­ деть и мечтать, то у него всё получится. - Тогда я стал готовиться к разным теле­ - Я в тот момент был безумно этому проектам, хотя про «Голос» так и не думал всерьёз. Начал ездить на мастер-классы, развиваться таким образом, - рассказал Кирилл. - Принял участие в «Славянском базаре» (это международный фестиваль искусств), каким-то образом попал в десят­ ку финалистов из России. Но тогда на меня не обратили особого внимания, потому что у меня не было собственного стиля. А та­ ких, как я, и в Москве было достаточно. рад, - вспоминает Кирилл. - Пусть я на са­ мом деле и рассчитывал пойти в команду Басты. Он, кстати, тоже повернулся, в са­ мом конце выступления. Не нажимала на кнопку только Полина Гагарина, потому что у неё, вроде, уже была набрана команда. В общем, я тут решила, что надо по­ пробовать реализовать один из своих на­ полеоновских планов. Просто не нужно бо­ яться. А Кириллу спасибо, что вдохновил меня. И тебя, надеюсь, тоже. Кирилл продолжает жить творческой Однако именно она после общения с жизнью. Например, исполняет каверы на популярные песни и выкладывает их в своём аккаунте в Инстаграме. Совсем не­ давно начал осваивать игру на гитаре, уже Кириллом предложила юноше спеть и с Меладзе, и с Бастой, чтобы точно опреде­ литься с наставником. Мария ЧАЙКИНА, Там же, на «Славянском базаре», его Иваново Я решила пересмотреть этот момент, всё же кое-кто заметил - воронежский про­ Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, социальные сети ВДЦ «Орлёнок». Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 20.10.2021 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № 3676. Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_09dd40f1f37f46d0.txt
  • Последнее изменение: 8 ч. назад
  • 127.0.0.1