202110 .pdf
Оригинальный файл pdf:Скачать sotext:pdf_09dd40f1f37f46d0:pdf_09dd40f1f37f46d0.PDF
Статья 1
2 5 8 О том, О том, О том, как белые кому орлята как сбываются медведи могут писали письма заветные превратиться и отправляли мечты, в… зелёных :) открытки если ты чего-то А география - во Всемирный очень сильно быть нескучной день почты! хочешь :)
Статья 2
№ 11 (299) 21 октября 2021 года
Статья 3
Салют, читатель! О том, как в «Орлёнке» впервые прошёл Всероссийский юношеский педагогический форум, читай на 3-й стр. Думаю, что если бы наши родители в своём детстве вдруг оказались в современной школе, они бы долго ходили по ней с открытым ртом и округлёнными от удивления глазами. Для них очень многое лет двадцать назад казалось бы фантастикой в нашей с тобой реальности. При чём, той фантастикой, которая совсем не обя зательно должна когда-то стать настоящей в действительности.
Статья 4
Ага, это и компьютеры почти в каждом клас се, и интерактивные доски, и интернет, и даже мобильные телефоны. Тогда, в начале 21 века, всё это только появлялось. Даже самые смелые мечты были далеки от того, что мы сейчас име ем. Да взять хотя бы видеосвязь и привычное уже для всех нас дистанционное обучение :)
Статья 5
Тут мы с ребятами из детского пресс-отряда принялись размышлять о том, а что, собствен но, ещё может произойти в нашей школьной жизни в плане изменений, что теперь нам по кажется фантастикой… Оказалось, что рамки для воображения достаточно тесные. Слишком уж мы далеко шагнули за последние годы в про грессе. Это я про человечество.
Статья 6
И первое же предложение вызвало бурную реакцию и дискуссию. Прозвучало предположе ние, что в будущем у школьников, как и у студен тов, будет… стипендия! А почему бы, кстати, и нет? Мы вот всеми руками /за/ эту инициативу. Представь, какая будет мотивация к учёбе у большинства из нас. Учишься на двойки - нет стипендии. Без двоек - есть. Без троек - она по вышенная. Ну, а для хорошистов и отличников - с премиальной надбавкой :))
Статья 7
ШКОЛА БУДУЩЕГО… А ещё можно сделать дистанционку посто янной. То есть, по желанию. Можно будет вы бирать - очно учиться или заочно. Думаю, это было бы очень интересное новшество. Пока в нашей школе - уравниловка. А многим ребятам хотелось бы больше иметь в своём распоряже нии свободного времени для саморазвития. В том числе - в профориентационном поле. Ну, то есть, например, я уже давно обгоняю школь ную программу, но вынуждена ходить на уроки, которые мне, по сути, ничего не дают. Мне ка жется, заочная форма обучения в школах (как в университетах, с установочными сессиями) - это наше будущее. Понятно, что это больше подхо дит старшим классам. Это я для уточнения :) Школа - это наш второй дом, где мы переживаем первые взлёты и падения, находим своих лю дей и растём во всех смыслах этого слова. Можно сколько угодно ворчать и жаловаться на то, что нас в этом месте не устраивает. Но, как ты понимаешь, пустая болтовня ничего не изменит - для начала нужны хотя бы идеи и предложения. Поэтому мы узнали у орлят одиннадцатой смены, чего им не хватает в современной школе и что должно быть в школе будущего.
Статья 8
Дарья Бывальцева, 16 лет, Пермский край: - Технологии ушли далеко вперёд, а мы до сих пор продолжа Алина Сычёва, 16 лет, Липецкая область: - Мне кажется, что современной школе стоит немного уйти ем носить каждый день тяжёлые сумки и портфели. На мой взгляд, было бы круто, если по каждому предмету сделают электронные учебники. Пускай мы даже будем пользоваться ими только на уро ках. Но так гораздо удобнее для нас. А ещё - в школе не хватает уро ков психологии. Математика, физика, биология, химия и другие на уки, конечно же, важны, но современным подросткам нужно учиться общаться между собой, понимать своих сверстников и взрослых, решать конфликты. Эти знания обязательно и в дальнейшем при годятся. от излишней формальности. Чтобы в нас видели не учебные единицы, которые нужно довести до ЕГЭ, а личностей со своим мнением, мировоззрением и набором качеств. По-настоящему человеческое отношение к подросткам я увидела в «Орлёнке». Хотелось бы, чтобы так же было и в моей школе. Почему бы и нашему классу не проводить душевные огоньки, как здесь. Ду маю, что именно так мы станем добрее и дружнее. К тому же, это хорошая возможность высказаться. А это очень важно, когда твой голос важен и нужен. Были ещё предположения - о полностью виртуальных уроках, когда у всех будут вир туальные очки дома в комплекте, о том, что школу объединят с университетами, и ты сразу будешь получать вместе со средним и высшее профильное образование, и о том, что учить нас будет искусственный интеллект, а учительская профессия исчезнет…
Статья 9
В общем, в итоге наша фантазия очень хо Полина Тамбовцева, 17 лет, Самарская область: - Я считаю, что нужно больше практических занятий, привязанных Дмитрий Чураков, 14 лет, Ростовская область: - Если бы мне доверили провести какие-то реформы в школе, то рошо разыгралась. Но на самом деле, если по думать, это уже не шутки. Сейчас, когда школь ники могут решать достаточно много вопросов самостоятельно, благодаря разным обществен ным организациям и развитому во всех регио нах школьному самоуправлению, всё, о чём мы говорим и мечтаем, вполне себе может стать ре альностью в самом ближайшем будущем. Надо просто это озвучивать и говорить об этом. к жизни. После школы всем нам придётся столкнуться с разными си туациями. И хотелось бы заранее знать, как, например, платить на логи или сделать ремонт в квартире. Если высшая математика тебе пригодится буквально никогда, то кран протечёт на кухне как мини мум пятнадцать раз за всю жизнь. Пусть школа даёт нам не только абстрактные знания, но и учит жизненно необходимым навыкам. Так же желательно, чтобы учителя поменяли способы подачи информа ции. Например, учительница истории в орлятской школе разбавляла свои уроки мемами, шутками и картинками. Можно сказать, что она говорила с нами на одном языке. Самый скучный материал таким об разом очень легко запоминается и усваивается. я бы в первую очередь организовал сбор обратной связи от учеников в форме анонимного опросника. Там были бы самые разные вопросы - начиная от питания и заканчивая домашним заданием. А раз анкета анонимная, то ответы в большей части будут честными. Это поможет увидеть, над чем нужно в будущем работать. Главное, чтобы пробле мы не оставались висеть в воздухе, а выносились на обсуждение и решались. В этом процессе могут участвовать и ученики, и родители, и учителя. Так мы реально сделаем нашу систему образования лучше.
Статья 10
Ну, на этом всё, наверное. Есть повод заду маться, не правда ли? :) Елена ГУРЬЕВА, Кировская область Карина ИСАЕВА, Томская область
Статья 11
2 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ПИСАТЬ ПИСЬМА - ЭТО ПРИКОЛЬНО :) В самом начале 11 смены в «Орлёнке» отметили Всемирный день почты
Статья 12
СМЕНА+ Праздник состоялся, несмотря на то, что мы все (то есть, ор лята), если признаться честно, были не очень к этому готовы. Только четвёртый день смены, почти каждый второй никогда не был на почте в реале и, соответственно, ни разу не отправлял в своей жизни кому-то бумажные письма или открытки. А может быть, именно поэтому праздник и получился. Ведь мы узнали столько нового для себя! В общем, читай наш материал и про свещайся вместе с нами. А ещё - настраивайся и сам попробо вать себя в эпистолярном жанре (стиль речи, используемый при написании писем в частной переписке). Мы тебе сейчас кратко расскажем и о Дне почты в «Орлёнке», и кое-что интересное из истории её появления и развития, и про то, зачем нужно уметь правильно чертить на конвертах индекс :))
Статья 13
ПРОЛОГ Мы наблюдали, как некоторые ребята не почты, а также изучили мобильное приложе ние компании, которое упрощает получение услуг и ускоряет процесс отправки посылок. знали, с какой стороны подойти к почтовому ящику. И засовывали конверты в прорезь с такой осторожностью, будто они стеклян ные. Мы и сами-то первый раз это делали. Но все вместе - разобрались. Хорошо, что специалисты от Почты России приехали в этот день в «Орлёнок». Они помогали и объясняли. - Мы рассказываем о том, что из себя представляет наша почта, знакомим с ней. После этого орлята могут написать письма, заполнить открытки и отправить их по всей стране, - объяснила нам Ирина Макарен ко, главный специалист по корпоративным коммуникациям Почты России Краснодар ского края. - В 21 веке мы все общаемся через интернет, но мы хотим показать, что в бумажных письмах есть душа, в них мож но вложить своё сердце, свои эмоции, и тот, кто получит эти весточки, обязательно это почувствует. Кстати, сегодня многие сдела ли это впервые. Узнали, как заполняется индекс, например, а ведь это очень важно, потому что в будущем, во взрослой жизни, все с этим сталкиваются. шой отдел. Так что, если ты что-то напутал в цифрах при заполнении индекса, то твоё послание, конечно, дойдёт, но… с опозда нием (может, даже очень значительным). рисунком - настоящую, как в магазине или на почте. Она будет авторская и подписана. - Мы делаем такие открытки в Аллее мастеров с орлятами уже давно, - сказала нам Виктория Викторовна. - Вот вы можете видеть на стенде образцы. Тут и открытки, посвящённые космосу, и открытки, посвя щённые Дню семьи, любви и верности, и другие. Лучшие работы в будущем могут пойти в серию. То есть, их можно будет ку пить на почте. ПИШИТЕ ПИСЬМА… Всемирный день почты начался в дет - Я сегодня маме и папе письмо напи сала, в нём рассказала обо всём, что про исходит со мной в «Орлёнке». Это первое моё письмо в жизни! - рассказала нам Вика Лымарь из Краснодарского края. Мы у неё поинтересовались, потому что она одна из последних осталась во Дворце культуры и спорта (ДКиС) за столом. Все остальные письма уже написали и отправили. Здесь, в ДКиС, была главная площадка Почты России. - Мне вот с прошлого лагеря, где я была, ребята пишут письма. А я не отвеча ла. Почему-то боялась, думала, что трудно. Теперь точно всем отвечу. Научилась, по пробовала, как это делается. Письма - это прикольно. Можно через них почувствовать и передать любовь. По-настоящему. ских лагерях с тематических линеек и эфи ра праздничной радиопрограммы, которую вместе с педагогами «Орлёнка» подготови ли ребята из детского пресс-отряда (наши коллеги). Радиоведущие рассказали об истории праздника, его посыле и предна значении.
Статья 14
Вот! Это всё не просто так было. В дру гих мастерских ребята рисовали ещё и кон верты с марками! Также орлята дали старт проекту «Меж Ты не поверишь, но сейчас количество дународный и национальный посткроссинг» - они отправили открытку в детские лагеря разных стран мира. Каждый из них оставит на ней свой фирменный штамп. Впослед ствии международная открытка вернётся во Всероссийский детский центр и станет экспонатом орлятского музея. В ходе акции орлята запустили ещё одну открытку - в ла геря и детские центры России. корреспонденции (писем, то есть) даже выросло в сравнении с доинтернетовской эпохой. Этот рост «сделала» деловая пере писка. Ну, то есть, когда люди документы всякие друг другу пересылают. И получают уведомления от разных государственных служб. ВМЕСТО ЭПИЛОГА На самом деле, мы думали, что всё будет скучно. Но оказалось совсем по-другому. И мы о многом не рассказали. Как в школе нам проводили занятия по эпистолярному жан ру, а потом мы могли на переменах писать письма и тут же их отправлять, потому что в этот день почтовые ящики были повсюду :) Как мы со своей командой (отрядом) сами решили сделать почтовый ящик в лагере, чтобы любой мог опустить в него конверт с посланием, а мы передавали адресатам (на территории лагеря, конечно). А индекс важно уметь правильно запол Какая она молодец! Не правда ли? :) нять, потому что в наше время адреса на конвертах и открытках распознаются авто матически. Почти полностью. А с нераспоз нанными индексами (или с письмами без них) работают вручную сотрудники Почты России. Но этим занимается не очень боль Главным /движем/ дня стали мастер- ОТКРЫТКИ. РИСУЕМ САМИ :) - А что это вы тут делаете? - спросили классы от специалистов Почты России. На этих занятиях нас познакомили с важными услугами и сервисами организации, мы уз нали о новых возможностях современной мы, заглянув в один из домиков Аллеи ма стеров «Орлёнка». Ребята сидели за стола ми и что-то увлечённо рисовали. Вот нам стало интересно, как это вообще с Днём письма связано… ВОПРОСЫ ИСТОРИИ В общем, мы остались под впечатлени ем. И праздник нам этот всем запомнится на всю жизнь. 9 октября - Всемирный день почты :) 9 октября в 1874 году в столице Швейцарии Бёрне образовался Всемирный почтовый союз. На Кон - Нас пригласили поучаствовать в Дне грессе этого союза в Японии в 1969 году приняли решение отмечать эту дату как Всемирный день почты. почты, выбрав тематику для рисунков из истории Почты России, - объяснила Аня Ро дина из Московской области. - Сначала сде лали презентацию по этой истории. Много интересного узнали - как древние люди с помощью крика передавали по трубам по слания, потом про барабаны, потом про сиг нальные огни, про гонцов - это всё история почты. А я вот решила выбрать для своей открытки персонажа из аниме «Атака Тита на». Это другой мир человечества, там по слания друг другу передают с помощью гон цов и дымовых шашек. Я вообще-то письма люблю, писала раньше брату в Крым. Но больше нравится самой их получать. Обя зательно потом буду переписываться/об щаться с ребятами из «Орлёнка». Вообще-то, ещё доисторические люди для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев и позднее - барабаны (ок. 6 тыс. лет до н. э.). С помо щью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек взял на вооружение для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор в ходу у африканских племён для передачи информации на большие расстояния, а дым от костров ещё в XX веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады. P.S. Надо добавить, что эпистолярный жанр возвращается в нашу жизнь. Совместно с Почтой России его возрождает «Учитель ская газета», которая проводит ежегодный Всероссийский конкурс детских писем «Луч ший урок письма». Его результаты были подведены буквально на днях. В нём уча ствуют очень многие школьники. Там есть разные номинации. Это нам Ирина Мака ренко рассказала. Следующим видом связи в истории человечества стали гонцы - вначале пешие, позднее конные. В древних государствах Месопотамии, Египта, Греции, Персии, Китая, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменные сообщения пересылались с пешими и конными гонцами по принципу эстафеты. История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из ста рейших в Европе. Начало и развитие почтового дела в нашей стране восходит ко времени натураль ной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу коня и корма. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» - обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. Последующая история русской почты связана с ямами - почтовыми стан циями, учреждёнными в XIII веке, в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в опреде лённые пункты лошадей с проводниками. Можешь тоже попробовать. Мы вот точ но это сделаем. Потому что писать письма - это прикольно. А ещё - необычно, удиви тельно и полезно. Сам процесс (и это дока зано) развивает нас умственно и учит раз мышлять. Бери на заметку :) 18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересо вавшими царя лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключён договор об организации почты. С тех пор она стала работать регулярно. По поводу открыток… Ребята действи тельно рисовали картинку для открыток. Виктория Магулян, педагог дополнительно го образования мастерской прикладного и художественного творчества (Аллеи масте ров) ВДЦ «Орлёнок», рассказала нам, что каждый получит свою открытку, со своим В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге было открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте. Екатерина ГУНИНА, Москва До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корре Светлана ПАЙМАКОВА, спонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления в 1857 году почтовых марок, и просто через почтовые ящики. Республика Марий Эл
Статья 15
ГЛАВНАЯ ТЕМА 3 ЮНЫЕ ПЕДАГОГИ В «ОРЛЁНКЕ» ТУСОВКА+ Когда этих ребят спрашива ют, кем они хотят стать в бу дущем, они смело отвечают: учителями! Ведь они - участ ники Всероссийского юноше ского педагогического фору ма, который сейчас проходит в «Орлёнке». Его старт как раз пришёлся на Неделю учителя в России, которая проходила впервые в нашей стране. Ну а какими событиями наполнены дни юных педагогов во Все российском детском центре, я расскажу в моём материале.
Статья 16
РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА На форуме у участников тоже есть воз УЧЕНЬЕ - СВЕТ! Мало того - ребята с форума не только рые помогают им развивать способности и таланты в разных областях - творчество, здоровый образ жизни, экология, спорт… В общем, во всём том, что позволит превра тить этих ребят в многогранных личностей. На одной из таких встреч с олимпийской чемпионкой, российской прыгуньей в высо ту Анной Чичеровой поговорили о важности спорта в жизни и о секретах побед. НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ /вместо вступления/ - Участники форума как раз сейчас нахо можность подготовить и провести два об разовательных занятия. Конечно, под руко водством опытных наставников, которыми выступают педагоги «Орлёнка». Это может быть школьный урок или занятие в сфере дополнительного образования, мастер- учат, но и сами учиться успевают. И не толь ко на обычных уроках в орлятской школе. дятся в том возрасте, когда идёт их опреде ление с будущей профессией, - рассказала заместитель директора «Орлёнка» Людми ла Спирина. - Мы будем очень счастливы, если благодаря «Орлёнку», благодаря обще нию с нами и лучшими педагогами страны они решат, что для них педагогическая де ятельность будет основной в жизни. Я сама более 30 лет в профессии и ни одного дня не разочаровалась в ней. Наоборот, с каж дым годом получаю всё больше и больше удовольствия. Я очень благодарна своим педагогам, которые заставляли меня учить ся, делали мне замечание, если я была не права к окружающим, потому что благодаря этому сегодня я именно такой человек и спе циалист, каковым являюсь. Всего на форуме работает пять про странств. Например, на занятиях «Узнаю, пробую, создаю» ребята ещё больше узнают о педагогических профессиях, о качествах настоящего педагога. Здесь же они встреча ются и посещают мастер-классы от победи телей и призёров всероссийских конкурсов. класс, воркшоп или час двигательной актив ности. - Кто-то из ребят будет проводить ШКОЛА БУДУЩЕГО Есть среди участников форума ребята, ко мастер-класс по лепке из глины, кто-то орга низует тренировку по теннису или водному поло. Я вот сейчас как раз готовлюсь прове сти урок геометрии в 7 классе, - рассказал Александр Емельянов из Екатеринбурга. - На самом деле, до этого форума я так тесно не соприкасался с педагогикой. Проводил один раз урок у себя в школе, но это было как-то несерьёзно. Сейчас же я узнал, что подготовка занятия - дело довольно кропот ливое, что урок делится на несколько эта пов, каждый из которых нужно тщательно продумать. А ещё важно доносить инфор мацию интересно. - Мне особенно запомнилась встреча с учителем года Сергеем Левченко, - по делилась своими впечатлениями Полина Трапезникова из Хабаровского края. - В то время, как мои учителя в школе проводят уроки без особого энтузиазма, скучно, моно тонно, Сергей Викторович, наоборот, делает это интересно. Как будто мы не на занятии находимся, а просто сидим и неформально общаемся. При этом информацию он доно сит очень понятно. Главное, по его словам, чтобы учителю самому было интересно. торые увлечены проектами и идеями совер шенствовать систему образования и помога ют в создании проектов школы будущего. Они разделились на группы, каждая из которых отвечает за какое-то определённое направ ление - дизайн, организация учебного процес са, расписание… Например, Зоя Шумейко из Санкт-Петербурга с помощью своего проекта хочет донести до учителей и каждого челове ка, связанного с образованием, то, что школа - это не просто место, куда ребята приходят учиться и готовиться к ЕГЭ. Они должны при ходить сюда с удовольствием, школа для них должна стать вторым домом.
Статья 17
Сейчас многие считают, что быть педа гогом - не почётно, он не является автори тетным лицом. Но если в то же время спро сить у этих людей, есть ли у них в окружении такой учитель, который им очень нравится, который является интересной личностью, научил многим важным вещам, то каждый сможет назвать имя такого человека. Пото му что настоящих учителей в нашей стране очень много, и они для нас являются при мером. В том числе и для юных участников форума. А начальник управления исследования и разработки академии Министерства просве щения России Ольга Суханова рассказала свою историю о том, как попала в педагогику: В тот момент, когда я подошла пообщать ся с Евой, она тоже готовилась к занятию - к уроку литературы на тему произведения Гри боедова «Горе от ума» в 9 классе. - А вот я работаю над усовершенство - Я закончила школу с золотой медалью. ванием организации учебного процесса, - рассказала Эвелина Афанасьева из Че лябинской области. - То есть сколько дней в неделю учиться, какая форма обучения наиболее оптимальна - очная или заочная и т.д. Я пока не могу сказать, какие конкретные решения мы приняли, но проблема точно обозначена. Допустим, у меня в школе есть день, когда у моего класса 11 уроков. Это ненормально. И такую систему точно нужно менять. Хотела быть инженером, но не поступила в вуз. Конечно, это было самое большое разо чарование. Мне казалось, что жизнь закон чилась - никто меня не готовил справляться с такими ситуациями. Деваться было некуда, и я пошла в педагогический колледж в своём городе Смоленске. И уже в октябре на пер вом курсе я, 17-летняя девчонка, пришла на первую ознакомительную практику в школу и там поняла, что не нужен мне никакой другой вуз, не хочу я быть никаким инженером - я хочу быть учителем. Я правда очень долго проработала преподавателем английского языка. И сейчас рада, что у вас есть возмож ность попробовать себя в педагогике и при нять решение о своём будущем. - Урок начнётся с проверки знаний, в ней примет участие весь класс, - подробнее рассказала мне девушка. - На доске будут две бумажки: «Ложь» и «Правда». Так как ученики уже начали знакомиться с произве дением, то я буду читать факты о нём, а они - определять их правдивость. После этого я перейду к изучению новой темы, расскажу историю создания «Горя от ума». В конце будет закрепление знаний в виде игры, я пока полностью её ещё не продумала, но она точно будет интерактивной. В подго товке нам очень сильно помогают учителя орлятской школы. У нас почти каждый день проходят собрания с педагогами, они смо трят то, что мы придумали, дают коммента рии, помогают, а ещё мы ходили к ним на открытые уроки. - Для меня таким примером стала моя мама. Она преподаватель русского языка и литературы, - рассказала Ева Колеснико ва из Воронежской области. - И она заме чательный педагог. Говорю это не потому, что я её дочь. Я ведь ещё и её ученица. В каждый урок она вкладывает душу, всегда старается преподнести тему интересно - у нас на уроках, например, даже театральные постановки проходят. Если же одну и ту же тему приходится рассказывать ученикам из параллелей, то она для каждого класса разрабатывает свой урок, чтобы и самой не надоедало одно и то же, и ребятам было ин тересно.
Статья 18
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Скажем честно, не все из этих ребят ста нут в дальнейшем педагогами. Надежда Ко миссарова из Курганской области, например, специально приехала на форум, чтобы точ но определиться, хочет она стать учителем или кем-то другим. Здесь она поняла, что пе дагогика - это не её. И тем не менее, для неё форум прошёл не напрасно. НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА С МИНИСТРОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ В рамках рабочего визита в «Орлёнок» с будущими учителями встретился глава Мин просвещения Сергей Кравцов. Ребята по делились с ним своими впечатлениями от профильной смены и рассказали министру о мероприятиях программы, в которых успели принять участие. - Смена проходит довольно интересно. Каждый день мы узнаём что-то новое, зна комимся с удивительными людьми, встречи с которыми очень познавательные, - при зналась Надя. - И пусть я не стану учителем, но этот форум и меня многому научил. В первую очередь, работать в команде. А ещё - делать всё вовремя. Ведь у нас так много разных событий, и чтобы везде участвовать, нужно во всём успевать.
Статья 19
- Когда я ехала на смену, я знала, что для нас будут выступать знаковые лекторы и спикеры, но даже не представляла, что удастся встретиться с министром просвеще ния! - поделилась впечатлениями участница смены Валерия Стуконога из Красноярского края. - Это очень здорово и вдохновляю ще. Сергей Кравцов говорил с нами о важ ности программы, в который мы участвуем, и о профессии педагога. Форум подходит к своему завершению. Не важно, какое будущее выбрали для себя его участники - станут ли они частью боль шого педагогического сообщества или решат пойти по другому пути, для каждого из них эти дни в «Орлёнке» стали особенными.
Статья 20
Быть такими же интересными людьми, Екатерина СЕРГЕЕВА, как гости форума, участникам помогают встречи на пространстве «Личность», кото Тверь
Статья 21
4 ЛИДЕРСКАЯ СТРАНИЧКА НАЙТИ СЕБЯ В ПОИСКЕ ДРУГИХ В Орлёнке» проходит Всероссийский слёт школьных поисковых отрядов КАК ЕСТЬ
Статья 22
Со всей страны во Всероссийском детском центре в 11 смену собрались дети, привычная жизнь которых уже несколько лет от личается от быта обычных школьников. Они - члены поисковых отрядов с большим объёмом общественной деятельности и экс педиций за плечами. Я решил поговорить с ребятами и настав никами смены, чтобы рассказать тебе о том, что такое поиско вые отряды и какую роль играют в них наши сверстники.
Статья 23
ПАПКИ ПАМЯТИ /работа в архивах/ Поисковое движение России - это об ПОИСКОВЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ /работа «в поле»/ Несколько раз в год отряды проводят экспедиции - это непосредственная работа по поиску в поле или в лесу, которая длит ся от двух недель до месяца. Занимаются этим не только отряды из «боевых» реги онов, но и из «тыловых» - просто им при ходится дальше и реже выезжать. Перед поездкой проводится подготовительная щественная организация, цель которой - увековечить память погибших при защите Отечества. Оно существует уже 8 лет и работает в 82 субъектах Российской Феде рации, объединяя 42 тысячи добровольцев из 1428 поисковых отрядов страны. Участ ники движения организуют экспедиции в места боёв и массовых захоронений мир ных жителей во всех 37 регионах, затро нутых военными действиями. Также они помогают людям в поиске их погибших или пропавших без вести близких, ведут рабо ту в архивах для установления личностей найденных на полях сражений или в безы мянных могилах солдат.
Статья 24
работа - изучаются архивы, карты, инфор мация о полках и дивизиях, которые могут быть найдены в выбранной местности. Также проверяется, какие там могут быть захоронения. В основном, это делается зи мой, пока у поисковиков нет возможности отправиться в экспедицию. ны, переданы семье, а солдат захоронен. стью. Почти у всех поисковиков есть соб ственные музеи, экспонаты для которых они добыли своими руками. Сами школь ники ходят на разные мероприятия, чтобы рассказать своим сверстникам о движении и об истории. Они же готовят и экскурсии по своим коллекциям. Только на этих вы ставках посетителей ждут не только исто рические справки, но и живые истории о том, где и как добывался каждый предмет. Некоторые даже пишут научно-исследо вательские работы, исходя из найденных «артефактов». К слову, предметов поисковики тоже на ходят очень много, самых разнообразных. И личные опознавательные знаки, которые все стремятся найти, и одежду, и предметы быта, и солдатские фляжки, и осколки сна рядов. Осенью прошлого года бойцы отря да «Патриот» наткнулись в уголке блиндажа на довольно редкую вещь - полевой теле фонный аппарат с деревянным корпусом.
Статья 25
- На месте работаем с инструментами. У нас уже определена примерная терри тория, с которой мы работаем, - рассказы вает Ольга Панасюк, руководитель отряда «Верность» из города-героя Волгограда. - Сначала проводится проверка металлои скателями, затем - с помощью щупов. Это специальная металлическая палка, кото рую втыкают в землю. Опытный поисковик может уже на слух определить, на что нат кнулся - кости, камень или какой-то предмет. Если находим останки, начинаем аккуратно расчищать и выкладывать на специальный баннер. Каждая находка фотографируется со специальным номером, и всё фиксиру ется в протоколе эксгумации. Это довольно большой объём работы. Затем пытаемся по каким-то личным вещам установить имя погибшего и найти его родственников. Опоз нать удаётся довольно много людей за вах ту, иначе наша работа не имела бы смысла. Можете зайти на сайт организации, там есть лента новостей, вы увидите, как много уста новлено имён. И это число постоянно растёт. Основное направление движения - это акция «Судьба солдата». Она представля ет собой обработку запросов граждан на шей страны и ближнего зарубежья по по иску информации о тех людях, кто воевал и пропал без вести, либо погиб. Иногда встречаются такие запросы, когда ветеран ушёл из жизни, а семья многого не знает о его фронтовой жизни. ШКОЛЬНИКИ В ПОИСКЕ /походы и просветительская деятельность/ Участие во всех видах поиска принима - Дети, в принципе, много получают от этого. Есть достаточно программ дополни тельного образования, они учатся не толь ко искать и поднимать солдат, - поясняет Ольга Панасюк. - У нас около 17 дисци плин, которые учат ребят быть готовыми к защите Родины. Это и строевая подготов ка, и стрельба, и сборка/разборка автома тов, и туризм, и автономное выживание, и первая медицинская помощь, и история. Мы играем значительную роль в патриоти ческом воспитании. Только в поиске дети проникаются любовью к Родине, стремят ся узнать правду о войне. А главное - они задумываются о собственных предках на войне. Если ребёнок знает историю своей семьи, то знает и историю всей страны. ют и школьники. Больше половины орлят из проходящей в «Орлёнке» смены уже не раз прошли через экспедиции. Обяза тельная учебная программа проводится и «в полях». Ребята до 14 лет наблюдают за процессом и учатся, а те, кто постарше, принимают непосредственное участие в раскопках. Это определяет руководитель - смотрит, готовы ли они физически и психо логически к таким нагрузкам. - За время моего участия в поисковом движении я уже не раз побывал в Цен тральном архиве Министерства обороны. Ну, не побывал, а поработал. Там про сто побывать не получится, - улыбается 16-летний Слава Башков, боец поискового отряда «Красноармеец». - В архивах мы работаем с документами времён Великой Отечественной войны. Там есть очень мно го информации, по которой можно создать достаточно точный путь бойца. Заявки на создание «папки памяти» отправляют родственники. Сначала проходит первич ная обработка в интернет-ресурсах Мини стерства обороны, на которых размещены оцифрованные документы. Далее, если находим как минимум место службы до полка, набираем папку с такими заявками, с которыми можно работать, и с ними едем в сам архив. Там всю найденную инфор мацию по мере возможностей мы выстра иваем в чёткую историю судьбы, а полу чившийся результат в итоге торжественно вручаем родственникам.
Статья 26
- Походов у нас много, иногда даже спонтанные. Они не такие длительные и масштабные, как экспедиции, но всё равно очень важные, - рассказывает 14-летняя Арина Кривонос, участник отряда «Патриоты Кубани» из Краснодара. - Ездим, например, на Неберджаевку или на Маратуки. Это рай оны, где проходили очень жестокие сраже ния. Каждый год мы ездим туда ухаживать за памятниками и стараемся привлечь к этим местам как можно больше людей. Поэтому местные всегда очень хорошо к нам относят ся. Поначалу мне не нравилась даже мысль - пойти в поход. Уйти в лес на несколько дней - это перебор. Но после первого же раза по меняла своё мнение. Ты - вдали от циви лизации, постоянно какие-то мероприятия, песни, раскопки. Посиделки у костра, когда твой наставник рассказывает о разных сра жениях, которые проходили там же, где ты сейчас сидишь. Именно в походе ты пере осмысляешь свою жизнь, понимаешь, что сделал правильный выбор, когда пришёл в поисковое движение. Иногда уставший ло жишься в палатку, где у тебя все удобства, и представляешь, как жили здесь бойцы. В та кие моменты становится реально страшно. Но это и вдохновляет по-своему.
Статья 27
Совсем недавно, к примеру, отряд из P.S. Многие из этих дисциплин, кстати, про Санкт-Петербурга нашёл останки бойца из Новосибирска. Он ушёл на фронт в июле 1941, а уже в ноябре того же года пропал без вести. Целых 80 лет семья ничего не знала о его судьбе, и вот, наконец, благо даря поисковому движению, по медальону было расшифровано имя и найдены род ственники. Их, между прочим, 12 человек - и внуки, и правнуки. Все вещи восстановле ходят и в «Орлёнке» в программе «Школа юного поисковика». Почти каждый день ре бята ходят по разным станциям в лагере, на которых учатся разным навыкам. Где-то упражняются в стрельбе из пневматиче ских пистолетов, где-то - оказывать первую медицинскую помощь и накладывать жгу ты, а где-то складывать письма в треуголь ники, как это делали во время войны.
Статья 28
Практикуются орлята и в главных на правлениях работы поисковиков - учатся работать с сайтами Министерства оборо ны и извлекать останки по всем правилам (для этого наставники закапывали на пля же искусственный скелет!). Ребятам поша гово объяснили и показали весь процесс, и, конечно, дали попробовать сделать это самостоятельно - отличное занятие для тех, кто ещё не участвовал в раскопках.
Статья 29
А ближе к концу смены среди отрядов Основная цель движения - увекове провели соревнования, которые включали в себя все изучаемые дисциплины. чение памяти погибших защитников От ечества. И делается это в разных формах - не только с лопатой наперевес. Отряды занимаются просветительской деятельно Никита ПЕРЕСКОКОВ, Республика Коми
Статья 30
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА 5 НЕСКУЧНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ДВИЖЕНИЕ В БУДУЩЕЕ…
Статья 31
ПРИСОЕДИНЯЙСЯ! Знаешь ли ты, как поймать ветер? А бывают ли белые медведи зелёными (бывают!) и может ли кто-то питаться с по мощью хвоста? Может, ты даже знаешь как сделать наш мир чуточку лучше? Нет? А они зна ют! Они - это орлята, участвую щие в профильной смене «Мир открытий», которую проводит в «Орлёнке» (в детском лагере «Стремительный») Русское ге ографическое общество (РГО). Обо всём этом (и о белых_зе лёных медведях тоже) - в моём материале.
Статья 32
Я решил сразу посмотреть, как про ходят уроки у юных исследователей. Все лекции имеют подозрительное название - «Нескучная география». Чтобы прове рить, так ли это, я пришёл на первое за нятие об Арктике и полярных медведях, которое проводила детский писатель и руководитель проекта по экологическо му просвещению «Белый мишка» Ольга Шадрина. Я немного опоздал, и, когда вошёл в зал Дворца культуры и спорта (ДКиС), с удивлением услышал смех. Оказалось, дело в преподавательнице, которая устраивала много интерактивов и шутила. - На смене очень хорошие преподава Но мишки добрые, они одни из не отдельные лекции, посвящённые тому, какие профессии существуют в этой сфе ре. И не все из них очевидные. Например, сейчас многие крупные компании хотят оцифровать местность с которой они вза имодействуют. И для этого очень нужны географы. Они сидят за компьютером и воспроизводят местность с помощью фо тографий и разных исследований, в том числе - собственных. Получается объём ная модель по типу той, что есть в гугл- картах. тели. Все уроки проходят в интересном формате, особенно по спелеологии (наука о пещерах) и по океанавтике, - рассказала мне Вика Костюренко из Пятигорска. - На звание «Нескучная география» полностью себя оправдывает, потому что мы действи тельно узнаём много новых интересных и важных вещей, и это весело. Лекции про ходят не только в лагере и в ДКиС, но и на побережье моря. Там у нас много практи ческих занятий. За активность на уроках или в отряде награждают кусочками ма леньких глобусов. Из 8 таких фрагментов можно собрать целый глобус с надписью «Я - географ». В конце смены, в зависимо сти от того, сколько глобусов или кусочков ты собрал, дают разные звания, например, мастер-географ, и дарят памятные призы. многих хищников, кто может поделиться едой с другими. Часто рядом с ними за водится стайка песцов, которая путеше ствует вместе со зверем и ест всё, что он им оставит. Таких медведей песцы даже передают друг другу в наследство.
Статья 33
Ближе к завершению лекции, когда Ольга Шадрина сказала: «Сейчас пробе гусь по вам, и ещё кого-нибудь помуча ем», отовсюду раздались крики: «Меня! Меня!». Например, мальчика, который непра вильно ответил про повадки самца бело го медведя, она вызвала на сцену перед всеми и… Нет, не отругала. Наоборот, рассказала и о повадках медведя, и о многих других привычках этих животных. Мальчик же должен был в переносном смысле «примерить шкуру» белого мед ведя на себя - то есть, показывать всё, о чем говорит преподавательница. А вот его когти пришлось примерить в самом прямом смысле - для этого писатель при везла специальный макет, который наде вался на пальцы. С другими ребятами на сцене разыгрывали целую сценку о том, как медведь охотится на тюленей с помо щью льда. В конце ребята хлопали стоя и хором - География - это не только бегать по кричали «спасибо», и я вместе с ними - так классно это было. Преподаватель, в свою очередь, поблагодарила орлят за такую активность и эрудированность и рассказала, зачем в течение урока раз давала открытки тем, кто себя проявил. На одной их стороне были перечислены все книги, которые она написала. Любую из них юный географ может получить, предъявив открытку в штабе РГО. А на обратной стороне - контакты писательни цы, по которым каждый может задать во прос в любое время. лесам и полям, это - помогать в движении вперёд и в будущее, - пояснила мне Вика Костюренко. - Это наука, которая объеди няет в себе сразу много вещей, которые просто нужны в жизни. От смежных наук до человеческих качеств, которые она помогает развить, например, ответствен ность, отношение к месту, где ты живёшь, осведомлённость и умение выразить свою позицию. Это интересно и важно, поэтому сейчас мне всё это нравится, я безумно люблю экологию, но, кто знает, может, через год полюблю информатику. Сейчас такое время, когда мы ищем себя и то, чем захотим заниматься всю жизнь. Я не уверена точно, куда мне идти даль ше. Но нам с этим помогают определить ся, педагоги очень стараются, чтобы мы чётко знали, что мы хотим от жизни, от себя, от людей вокруг и что мы в принци пе можем.
Статья 34
Ещё на занятии ребятам рассказали много других удивительных фактов. На пример, водоросли, зацепившиеся за шкуру мишки, начинают цвести, и мед ведь становится зелёным. А бьёт лапой этот зверь в четыре раза быстрее, чем моргает человек! И это при том, что веки - наш самый быстрый орган.
Статья 35
- Кроме лекций у нас много практи ческих занятий. Мы измеряли берег ру леткой от моря до мощёной дорожки, чтобы понять, насколько уменьшилась или увеличилась береговая линия с 2017 года, - рассказывает Лия Лукошкина из Московской области. - Брали пробы мор ской и речной (из той, что течёт по тер ритории «Орлёнка») воды на кислотность и минерализацию. И тоже сравнивали с результатами прошлого года. Практиче ские задания были и на «экологической тропе» - мы ходили по станциям и про веряли свои знания. Где-то нам задавали необычные вопросы, например, можно ли есть хвостом. Мы очень долго дума ли, но ответ я вам не скажу - будет лиш ний повод самим изучать географию. На других станциях мы работали с полевой метеостанцией, измеряли скорость ветра с помощью анемометра, измеряли харак теристики почвы и изучали морские рако вины. А ещё было задание снять ролик на тему экологии.
Статья 36
Помогают в движении вперёд орлята с помощью двух проектов. Один делает ся к концу смены всем отрядом, а второй некоторые ребята уже привезли с собой в «Орлёнок». Это решения проблем, свя занных с географией или смежными на уками. То, что юные географы придумали сами и что хотят донести до остальных.
Статья 37
Если проект озвучен - это уже очень важно. Когда люди видят, что существует и проблема, и пути её решения, они по нимают, что человек не бессилен. Помогают с проектами ребятам новые друзья, вдохновляющие вожатые и пре подаватели, которые предлагают альтер нативные варианты и способы развития задуманного, чтобы однажды он смог во плотиться в реальность. Также опытные наставники смены помогают орлятам с профориентацией, делятся накопленными знаниями, чтобы каждый мог понять, что ему делать, и ре ализовать это в будущем. Проводятся и Максим РЕШЕТНИКОВ, Воронежская область
Статья 38
6 СОВСЕМ НЕ ЗАУМНАЯ СТРАНИЧКА ШКОЛА «РОСАТОМА» В «ОРЛЁНКЕ»
Статья 39
ЗНАНИЯ+ На 11 смене море, тёплое октябрьское солнце и приветливые вожатые встретили талантливых школьников из образователь ных организаций территорий расположения предприятий атом ной отрасли Госкорпорации «Росатом». Для активных участников проекта «Школа Росатома» свои двери распахнул лагерь «Штор мовой» ВДЦ «Орлёнок». Я решила заглянуть к этим ребятам в гости и узнать, чем они живут во Всероссийском детском центре. КАК ЕСТЬ
Статья 40
- Убедительная просьба: кто заснёт, своим занимались судомоделированием. В первую очередь я узнала, что судно и корабль - это не одно и то же. Я тебе сейчас объясню, почему. Судно - это любое плавучее сооружение, а ко раблём называют крупное морское судно или военно-морское. Запомнил? храпом не будите соседей! - вот так шутливо начинает занятие по использованию альтер нативной энергии ветра Игорь Викторович Липатов, между прочим, доктор технических наук и профессор кафедры водных путей и гидросооружений Волжского государственно го университета из Нижнего Новгорода.
Статья 41
- Мы изучаем основы судостроения, узна ём, как строятся суда, с помощью каких ин струментов, - рассказал мне Макар Миронов из Челябинской области. Но на этом шутки закончились, и ребята тут же приступили к серьёзным вещам. Так как во время занятия я мало что поняла, то уже после него мне всё объяснил сам Игорь Викторович. В это время мимо нас пронесли странную конструкцию, которая напомнила мне пере вёрнутый стол. Макар объяснил, что это под ставка, при помощи которой можно построить днище судна. Ведь на пол же его не поста вишь. - Мы проводим исследование по целесо образности использования ветровой энергии с помощью ветрогенератора - для электри фикации детского лагеря «Штормовой», - на чал рассказывать мой собеседник. - То есть ставится крылатка, дует ветер, а она перера батывает его энергию в электричество. Наша главная задача - определить наиболее под ходящее место для установки конструкции. Куда лучше ставить? Туда, где будет больше ветра. Казалось бы, поставь на берег моря, и всё будет хорошо. Но с моря ветер дует толь ко одну половину дня, а вторую половину с гор. И конструкция будет закрываться Домом вожатых и другими корпусами… И вот возни кает вопрос, где же найти ту территорию, что бы ветер был в течение суток постоянным вне зависимости от его направления… И если эти ребята изучали, как строятся обычные суда, то на другом направлении - экологичные. Их отличие состоит в том, что они обеспечиваются источником энергии без использования в качестве топлива нефти, угля или продуктов их переработки.
Статья 42
- То есть, мы разрабатываем дизайн су дов, которые работают на экологичных двига телях, - продолжил объяснять Михаил Озеров из Тверской области, который до этой смены вообще не был знаком с темой судострои тельства. Теперь же неплохо разбирается в конструкции судов. - Например, используя силу ветра. Они не загрязняют окружающую среду, так как работают на возобновляемых источниках энергии. с одной из девушек мне удалось поговорить. Дарья Зверева из Свердловской области рас сказала, что их задача по итогам этих дней в лагере создать целый фильм про все направ ления на смене. в доктора наук. Они рассказывают всё инте ресно, преподнося информацию так, чтобы нам было легче усвоить. Ребята, которые оказались на этой смене, тоже очень разно сторонние, развитые. Когда я ехала в «Орлё нок», очень переживала, что не смогу найти здесь близких по духу людей, но оказалось совсем наоборот. Ведь все мы приехали сюда учиться, получать новые знания, новый опыт и, конечно, общаться и дружить. На тот момент, когда я пришла к ребятам, - Каждый день, наблюдая со стороны, я они как раз собрали все необходимые рас чёты. Теперь они готовились к созданию ком пьютерной модели, на основе которой будут в дальнейшем искать оптимальное место для ветрогенератора. Была ещё одна группа ребят - экологов. могу с уверенностью сказать, что все курсы очень интересные и перспективные, - поде лилась своим мнением Даша. - Например, много рассказывают про альтернативные виды энергии, за которыми будущее нашей страны и всего мира. Преподаватели курсов - уважаемые люди, многие из них кандидаты С ними я пообщаться не смогла, так как их сложно застать на месте: они то в море выхо дят, чтобы поймать морских обитателей для изучения и опытов, то замеряют чистоту воз духа, то образцы почвы собирают, чтобы по том сравнить их. В общем, всё время в деле. Не став мешать им продолжать серьёз Кристина САВИЦКАЯ, ное исследование, я отправилась дальше. На занятиях по другому направлению ребята Кемеровская область Как и ребята из медиа-группы. Впрочем, ТЕХНОЛОГИИ НА СТЫКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА А В ЭТО ВРЕМЯ риала, а рассказ гида не будет казаться монотонным. Пока наш проект находится на стадии разработки, но мы очень наде емся на его реальное воплощение. сматривает архитектуру. Поэтому не зря он так рьяно взялся за проектирование трёхмерных моделей. Между прочим, в «Орлёнок» Роман попал благодаря свое му проекту «Умный дом». Он собрал мо дель устройства на платформе Arduino, которое при помощи обработки входя щих сообщений с мобильного телефона контролировало включение и выключе ние розеток в доме. Кажется, что творческие люди и истинные технари обитают на разных планетах. Я тоже так долгое время думал… Пока не познакомился с ребятами из «Звёздного» - участниками смены «Наука будущего» (организатор - Московский политехниче ский институт). Вот они как раз и изучают вместе с преподавателями Московского политеха технологии на стыке науки и искусства. О том, как орлята открыли новые возможности и расширили свои горизонты, читай в моём материале. Да, задумка, конечно же, хорошая, но над ней нужно ещё очень много работать. Чтобы создать хотя бы простую анима цию, нужно уметь строить виртуальные 3D-модели. Кстати, в 3D-моделирование ребята тоже погружаются. Например, Ро ман Пугачёв из Нижнего Новгорода на занятиях работает в сложной программе, предназначенной для инженеров, а ещё - по собственной инициативе успевает из учать Fusion 360. Искусственный интеллект, виртуаль занятий парни и девушки сами создают дополненную реальность в мобильных приложениях, мастерят светильники, ная и дополненная реальность, нейро сеть - эти понятия то и дело мелькают в наших разговорах. Ходят даже слухи, что компьютерный разум в будущем оста вит нас без работы. Но участники проек та уверены, что это совсем не так. Ведь генерировать креативные идеи под силу только человеку, а воплотить их в жизнь помогут знания из физики, математики, химии, информатики и других дисциплин. Поэтому, как видишь, наука и искусство могут вполне идти рука об руку на благо прогресса. Вот такие креативные и умные собра лись орлята на программе «Наука буду щего». Здесь они получили возможность выйти за рамки школьной программы, по пробовать разные направления и найти то, что им по душе. оформляя абажуры из полимерных пла стин, проектируют запрограммированную модель маятника Ньютона, придумывают дизайн логотипа и учатся наносить его техногенным способом. - Что-то я уже знал и умел, но здесь мне удалось проникнуться ещё глубже этой темой, - продолжает Роман. - По лученные навыки я планирую использо вать при проектировании собственных компьютерных игр, а 3D-моделирование поможет мне сделать их более содержа тельными и интересными. Если раньше у меня хватало умений написать в ос новном только код, то теперь появилась возможность добавить новые объекты и персонажей. Также это позволит мне рас ширить круг проектов и сделать что-то продаваемое. - Интересных и перспективных про По каждому модулю ребята защища фессий сейчас очень много, - добавляет в завершении Софья Беркович. - Запу таться в них не так трудно. Но в «Орлён ке» у нас появилась возможность «пощу пать» всё руками. Пока я остановилась на специальности инженера-строителя. Хочется, чтобы в будущем серые панель ки в спальных районах исчезли из на шего поля зрения. А на их место пришли стильные, экологичные и высокотехноло гичные многоэтажки. Надеюсь, что у меня всё получится. Тем более на «Науке бу дущего» я получила отличные стартовые знания и навыки. ют мини-проекты. Но некоторые орлята не ограничиваются только заданиями от кураторов, а сами предлагают сделать «Орлёнок» современнее и технологич нее. Так, команда Софьи обсудила с директором Детского инновационного
Статья 43
- Сейчас время бежит с бешеной ско ростью - мы не успеваем следить за из менениями, - считает Софья Беркович из Новосибирской области. - Многие про цессы уже автоматизируются, поэтому прежде всего будут цениться те, кто уме ет мыслить нестандартно и обладает ши рокими познаниями в разных областях. центра авиации и космонавтики идею до полненной реальности в музее. - Мы предложили добавить QR-коды, перейдя по которым орлята смогут уви деть анимированное изображение Юрия Гагарина, рассказывающего о своём пер вом полёте в космос, - рассказывает она. - Или, допустим, экскурсию будет вести мультипликационный персонаж. Увере на, что это оживит подачу сложного мате Как признался мне Роман, создание компьютерных игр для него пока хобби и, возможно, станет источником допол нительного дохода. А в качестве дела жизни юноша на данный момент рас За три недели в «Орлёнке» ребята Никита ПЕРЕСКОКОВ, успевают столько всего узнать, изучить и опробовать на практике. В процессе Республика Коми
Статья 44
БОНУСНАЯ СТРАНИЧКА 7 МОЛОДОЙ - НЕ ЗНАЧИТ ПРИМЕР+ /БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ/ Если тебе кажется, что ПДД (правила дорожного движения) - это нудно и не очень-то необ ходимо, то скорей читай мой ма териал о том, чем занимаются юные, но ответственные орлята. Твоё мнение точно изменится :) На 11 смене во Всероссийском детском центре «Орлёнок» проходит Слёт юных инспекторов движения (ЮИД)
Статья 45
На протяжении всей смены команды фонарём и предупреждать пешеходов об опасности?! ЮИДовцев (а это 152 школьника из 38 ре гионов России) проходили образователь ный курс «Безопасность и Я». На нём они узнали много тонкостей правил дорожного движения - например, с какого возраста и при каких ситуациях возникает уголовная и административная ответственность или какими видами транспорта могут управ лять дети. Для закрепления знаний ребя та разбирали спорные ситуации из реаль ных и смоделированных случаев. - Это интересно и важно узнавать, по тому что всё это мы будем применять в реальной жизни, - говорит Юля Нестерен ко из Республики Марий Эл. - Также нас учат правилам медицинской помощи, ко торая тоже может пригодиться. Моя под руга Даша скоро пойдёт в кадетский класс, потому что она уже решила стать сотруд ником ГИБДД. С помощью ЮИД мы хотим доказать, что благодаря правилам можно избежать ссор, аварий и опасных ситуаций. И понять это может даже ребёнок! Ещё мы здесь сняли образовательный челендж, в котором объясняли, чем полезны фликеры (светоотражающие элементы), разместили его на ютуб-канале «Орлёнка» и намерены дальше помогать людям понять важность ПДД для общей безопасности.
Статья 46
Кроме самих ПДД, ребята изучали историю возникновения этих правил в целом, ГИБДД и ЮИД в частности, что бы понимать, зачем это создавалось. Не обошлось, конечно, и без интересных фактов. А ты знал, к примеру, что, когда только появились первые автомобили, был введён закон, согласно которому они не могли ехать быстрее 3 км/ч, а перед машиной должен был идти специ альный человек с красным флагом или
Статья 47
Более практический опыт управления транспортным средством юные инспекто ра движения получили на занятиях по фи гурному катанию на велосипедах. Суть заключается в том, чтобы ребята пра вильно и безопасно преодолели опре
Статья 48
делённые препят ствия. Например, торые помогут в будущем контролировать ситуацию на дороге. защита агитбригады, которую мы готовили дома и развивали здесь вместе с настав никами. В ноябре будут проходить всерос сийские соревнования примерно по тем же дисциплинам, и эта смена в «Орлён ке» - лучшая подготовка, о которой можно было мечтать. орлята улучши ли навыки езды в ограниченном про странстве и научи лись прицельному торможению. Всего необходимо выпол нить восемь фигур ных элементов, ко - В конце смены нас ждут командные соревнования по всему изученному, - рас сказывает Даша Силина из Курганской об ласти. - Это тестовая часть по ПДД, исто рии и медицине, а также - практическая медицина, на которой нужно будет пока зывать, как накладываются те или иные повязки, зачёт по фигурному вождению и
Статья 49
Екатерина ГРОМОВА, Московская область АЗБУКА МУЗЕЕВЕДЕНИЯ А В ЭТО ВРЕМЯ Школьные поисковые отряды (читай классника Стёпу попробовать себя в этом деле, потому что нам это было интересно, - рассказывает Ваня Кривуля из Пскова. - Также мы нашли четырёх ребят из школы №20, в которой тоже есть свой Музей По беды. Там нам проводят различные лекции и уроки по тонкостям работы экскурсовода. Например, как правильно себя вести, как работать с дикцией, речью и так далее. Здесь, на смене, у нас проходит похожая программа «Азбука музееведения». Неко торые вещи по тематике повторяются, но дома это всё проходит достаточно поверх ностно, а тут мы разбираем вопросы более углублённо. Это хорошая теория, которая нам обязательно пригодится. войны - тщательно изучают уже известные и ищут новые. в более крупные музеи. В мечтах расши риться настолько, чтобы нас заметили - и как музей, и как личностей, потому что кто- то из нас действительно может связать с экскурсоведением свою жизнь. И поездка в «Орлёнок» для нас большая честь и боль шой шаг на пути к этим мечтам. о них на 4-й стр.) - не единственная про грамма 11 смены, которая направлена на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и воспи тание гражданских качеств школьников. На территории «Солнечного» реализу ется смена «Школьный музей Победы». И пусть здесь собрался совсем неболь шой коллектив из одной области, но он занимается очень важным делом. Под робнее - в моём материале. - Как и поисковики, мы занимаемся увековечением памяти погибших. Мы их продолжение, выводим на публику то, что они открывают. Имея доступ к разным све дениям, мы можем заинтересовать людей и правильно показать это миру, - объясня ет Ваня. - Наша команда планирует раз виваться дальше и продвигать экспонаты
Статья 50
Никита ПЕРЕСКОКОВ, Республика Коми Всего на смене 10 ребят - 6 из Пскова и 4 из поселения Пушкинские горы. Все они занимаются экскурсоводческой деятель ностью. Орлята из области обустраивают собственный музей на территории своей школы, а городские помогают Музею По беды при Псковском государственном университете (ПсковГУ). Там они несколь ко раз в неделю проводят различные экс курсии и оказывают помощь аспирантам в подготовке и расстановке экспонатов. Ино гда юные экскурсоводы готовят временные экспозиции - с помощью интернета, книг и архивов ищут информацию о поступивших предметах. А затем сами (под руковод ством научного руководителя) придумыва ют описание к каждому из них, составляют текст экскурсии и проводят её. Но, как водится в «Орлёнке», одной те орией сыт не будешь. Для практики ребята привезли свою выставку, отобрав лучшие экспонаты, и провели несколько экскурсий для орлят из других смен. Среди привезён ных предметов были, например, немецкий шлем 1930-х годов и два портсигара - па мятные вещи, которые командиры распи сывали и дарили солдатам. Не обошли стороной экскурсоводы и орлятские музеи - изучив содержание Музея спорта и Музея истории «Орлёнка», они сочинили свои экскурсии для этих выставок и вновь при гласили своих сверстников. А сейчас они активно готовятся к завершающему про екту, в рамках которого собирают удиви тельные истории Великой Отечественной
Статья 51
- Наш учитель истории сейчас сам учит ся в магистратуре исторического факульте та ПсковГУ. Он позвал меня и моего одно
Статья 52
ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЧКА 8 ПОПАСТЬ НА ПРОЕКТ «ГОЛОС.ДЕТИ» И СПЕТЬ С ВАЛЕРИЕМ МЕЛАДЗЕ :)
Статья 53
Или необычная история обычного мальчика из Белгорода ТОЛЬКО У НАС! Я приезжаю в «Орлёнок» не первый раз. За это время я позна комилась со многими удивительными ребятами - талантливыми, умными, смелыми. Сегодня же хочу рассказать тебе об одном из них. Зовут его Кирилл Александров (ударение на второе «а»). Ты наверняка его знаешь. Кирилл - финалист седьмого сезона проекта «Голос. Дети» на Первом канале. И эта статья не просто его рассказ о том, как это было, а история обычного мальчика из Белгорода, который смог добиться успеха. Давай вместе узнаем, как ему это удалось.
Статья 54
- Когда я был ребёнком, мои родители дюсер Виталий Осошник, он продюссиру ет группу «Волшебники двора» и в своей области устраивает форум для детей - во калистов, танцоров и для ребят, которые занимаются журналистикой. Весной 2019 года Кирилл съездил на один из них. После этого он понял, что ему предстоит пройти ещё огромный творческий путь. И поставил себе цель - научиться петь в каком-то сво ём фирменном стиле. И в тот момент для себя решил уже серьёзно, что должен по пасть на проект «Голос. Дети». часто замечали во мне любовь к музыке, - я даже не успела толком сформулировать во прос, а Кирилл уже начал отвечать на него. - Я очень любил смотреть разные музыкаль ные передачи, пародировал популярных артистов, например, Филиппа Киркорова или Николая Баскова. В общем, я реально был влюблён в музыку с самого детства.
Статья 55
И вот Кирилл идёт в детский сад, а ро дители параллельно отдают его в кружок по вокалу. С этого момента началась его творческая деятельность. В 2019 году Кирилл едет на кастинг- шоу, но не проходит его. Юноша, конечно, сильно расстроился. Со своим педагогом Кирилл сначала благо, запись можно найти на официаль ном сайте проекта, как и все другие высту пления юного артиста. Кирилл сам выбрал песню, которую он споёт с Валерием Ме ладзе - «Цыганка Сэра». Из них получился неплохой дуэт. Настолько неплохой, что юноша тут же определился с наставником. довольно неплохо получается. Сочиняет собственные песни и даже продюсирует музыкальные клипы в своём городе. А глав ное - он не собирается останавливаться на достигнутом, будет развиваться и дальше. просто разучивал разные песни, а потом стал готовиться к выступлению на конкур сах. Первый из них был, когда мальчику ис полнилось шесть лет. Обычный городской конкурс. Но Кирилл тогда одержал победу. Для него это было, во-первых, необычно, а во-вторых, невероятно радостно. - Я опять стал думать, что там всё ку плено, что я обычный парень из Белгорода - как я вообще могу засветиться на телеви дении, тем более - на федеральном кана ле. Мне в тот момент это казалось невоз можным. Однако в то же время сдаваться я тоже не собирался, - признался Кирилл. - Мне нравится выступать на сцене, но ещё большое удовольствие я получаю от этой насыщенной жизни - с переездами, съёмками в разных городах, знакомствами и общением с другими артистами, встреча ми с фанатами. Ведь так круто, когда тебя узнают! Всё это вместе создаёт такую ин тересную, очень приятную атмосферу, что хочется работать всё больше и больше. Это одна из моих мотиваций развиваться, - добавляет Кирилл. - Нам вдвоём безумно понравилось - Когда мне было семь, однажды я про наше выступление. Так что у меня не оста валось выбора, кроме как идти к нему в команду. В любом случае, я не пожалел об этом, - продолжил он рассказывать. - Ва лерий - замечательный наставник. Также у него есть очень талантливый продюсер и брат Константин Меладзе. Мы все вместе очень много работали. По сей день я ча сто обращаюсь к Константину за разными советами, он мне во многом помогает, и я ему сильно за это благодарен. На проекте нужно было сделать хорошую работу, по этому мы всегда работали безумно много, и у нас получились довольно интересные номера. Он стал готовиться к новому кастингу. сто смотрел телевизор, а там в это время показывали первый сезон проекта «Голос. Дети». До сих пор помню, что в тот мо мент выступала Алиса Кожикина - именно она стала потом победительницей, - про должил рассказывать Кирилл. - Мне без умно понравился этот проект, и уже тогда я поставил себе цель - оказаться там же. Пусть она была скорее где-то в моём под сознании, и серьёзно я её в любом случае не воспринимал. Считал, что попасть на телевидение невозможно, ведь я обычный мальчик из Белгорода. Поэтому просто продолжил делать то, что мне нравится… Продолжил посещать мастер-классы, об щаться с опытными людьми из музыкаль ной сферы. А главное - работал над своим образом и стилем. В итоге он его создал: теперь перед зрителями и слушателями представал не обычный юноша, а этакий американский мальчишка, который поёт на английском языке и модно одевается.
Статья 56
Я узнала, что помимо творчества юно ше также очень интересна тема междуна родных отношений. За весь свой творче ский путь он обрёл много разных знакомых, которые работают в этой сфере. Так что ещё не известно, как в дальнейшем сло жится судьба Кирилла. - С этим образом мне очень повезло. Редакторам понравилось моё выступле ние на кастинге, и меня взяли в седьмой сезон. Так, этап за этапом, я попал в коман ду Валерия Меладзе и дошёл до финала, - продолжил Кирилл. А именно - ходил на занятия по вокалу, Конечно, во время проекта были слож - В любом случае музыкой мне нра Напомню, что после кастинга проходят поступил в детскую школу искусств и зани мался уже академическим вокалом (в Бел городе эстрады не было). Но в какой-то мо мент Кирилл задумался над тем, что надо как-то расти, ведь он и так завоёвывал почти все первые места на городских конкурсах. Ему стало скучно. Юноша начал размыш лять, как выйти на более высокий уровень. ные моменты, в том числе - недопонима ния между юными артистами и наставника ми. Сегодня Кирилл продолжает общаться и с Валерием, и с Константином Меладзе, они переписываются, встречаются, когда юноша приезжает в Москву. вится заниматься, - тут же признаётся он. - Когда я выступаю на сцене или пишу песни, я чувствую себя полноценным. Это важно, потому что, по моему мнению, са мое главное, чтобы твоя профессия не съела твою личность. А ещё - нужно быть интересным и никогда не останавливаться на достигнутом. Если кто-то из ребят ду мает, что они самые обычные и ничего не смогут добиться, то я им посоветую много работать, знакомиться с разными людьми, не быть скромным и только развиваться. слепые прослушивания. Участник выхо дит на сцену, перед ним сидят наставники, правда, спиной к нему, и его задача - ис полнить свою композицию так хорошо, что бы к нему повернулись
Статья 57
Когда на сцене оказался Кирилл, бук Проект «Голос. Дети» был положитель вально на первых секундах кнопку нажал Валерий Меладзе. ным опытом, оставившим яркий след в жизни юноши, а ещё - это был его первый выход на большую сцену. Раньше о таком он даже меч тать боялся. Именно тогда Кирилл понял, что абсолютно каждый ребёнок, подросток, если он действительно хочет чего-то добиться, если будет много работать, а не просто си деть и мечтать, то у него всё получится. - Тогда я стал готовиться к разным теле - Я в тот момент был безумно этому проектам, хотя про «Голос» так и не думал всерьёз. Начал ездить на мастер-классы, развиваться таким образом, - рассказал Кирилл. - Принял участие в «Славянском базаре» (это международный фестиваль искусств), каким-то образом попал в десят ку финалистов из России. Но тогда на меня не обратили особого внимания, потому что у меня не было собственного стиля. А та ких, как я, и в Москве было достаточно. рад, - вспоминает Кирилл. - Пусть я на са мом деле и рассчитывал пойти в команду Басты. Он, кстати, тоже повернулся, в са мом конце выступления. Не нажимала на кнопку только Полина Гагарина, потому что у неё, вроде, уже была набрана команда. В общем, я тут решила, что надо по пробовать реализовать один из своих на полеоновских планов. Просто не нужно бо яться. А Кириллу спасибо, что вдохновил меня. И тебя, надеюсь, тоже. Кирилл продолжает жить творческой Однако именно она после общения с жизнью. Например, исполняет каверы на популярные песни и выкладывает их в своём аккаунте в Инстаграме. Совсем не давно начал осваивать игру на гитаре, уже Кириллом предложила юноше спеть и с Меладзе, и с Бастой, чтобы точно опреде литься с наставником. Мария ЧАЙКИНА, Там же, на «Славянском базаре», его Иваново Я решила пересмотреть этот момент, всё же кое-кто заметил - воронежский про Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, социальные сети ВДЦ «Орлёнок». Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 20.10.2021 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № 3676. Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.