dvizenie .pdf
Оригинальный файл pdf:Скачать jacomo:pdf_472a5b552dc04a26:pdf_472a5b552dc04a26.PDF
Статья 1
Всероссийский детский центр «Орлёнок» Управление морских, туристских и физкультурно-спортивных программ
Статья 2
О.Е. Волкова, В.А. Заболоцкий ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ!
Статья 3
201 7
Статья 4
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………..3 1. Двигательная активность в условиях детского лагеря………5 2. Основные формы организации дел двигательной направленности в отряде………………………………………………7 3. Методика проведения дел двигательной направленности…………………………………………………………..12 Малые формы занятий…………………………………………………12 Подвижные игры…………………………………………………………12 Дела с использованием природного рельефа……………….13
Соревновательные формы...................................................14
4. Cредства оздоровительной работы в отряде………………….15 Физкультминутки и физкультпаузы……………………………..15 Подвижные игры, которые может проводить отрядный воспитатель…………………………………………………………………23 Отрядные физкультурные состязания…………………………..37 Игры народов мира……………………………………………………..40 Игры с использованием природного рельефа……………….55
Статья 5
Литература…………………………………………………………………………76 Корректор: А.Ю. Мистюрина © ВДЦ «Орлёнок», управление морских, туристских и физкультурно-спортивных программ, 201 7 © О.Е. Волкова, составление; О.Е. Волкова, В.А. Заболоцкий, основной текст, 201 7 © Отдел художественного оформления и дизайна, вёрстка, оформление, 201 7 2
Статья 6
ВВЕДЕНИЕ Основной целью оздоровительной работы в детском ла гере является сохранение и укрепление здоровья детей. Глав ные задачи – не допускать перегрузки детей во время участия в различных массовых мероприятиях в ущерб их отдыху и здо ровью, учить ребят основам здорового образа жизни. В «Орлёнке» сложилась система физкультурно- оздоровительной и спортивно – массовой деятельности. В по мощь отрядным воспитателям, которые всегда многое делали сами, сегодня в отдельном управлении для работы с детьми, участниками смен, объединены специалисты по физической культуре, спорту и туризму. Имея специальное образование, спортивный опыт, они на качественном профессиональном уровне обеспечивают реализацию программ физкультурно- спортивной и туристско – краеведческой направленности. Управление морских, туристских и физкультурно – спортив ных программ отвечает за проведение спортивных соревнова ний, туристских походов, обучающих занятий в бассейне, на море, занятий лечебной физической культурой и т.д. В «Ор лёнке» созданы хорошие условия для массового спорта.
Статья 7
В процессе организации оздоровительного отдыха в при родно – климатических условиях Краснодарского Причерно морья при обеспечении режима двигательной активности, с учётом возраста, здоровых интересов и желаний детей отряд ный педагог продолжает играть незаменимую роль. Оздорови тельную работу необходимо грамотно планировать, и центром этой работы должен являться отряд.
Статья 8
В пособии раскрываются вопросы организации активной досуговой деятельности в условиях детского лагеря. Методи ческие рекомендации основаны на предыдущем опыте и со 3
Статья 9
ставлены по итогам анализа деятельности сотрудников управ ления морских, туристских и физкультурно – спортивных про грамм ВДЦ «Орлёнок» за период 2011 – 2015 гг. Цель сборни ка — дать отрядным педагогам чёткое представление об осо бенностях проведения мероприятий двигательного характера с участниками смен в условиях ВДЦ «Орлёнок» и любого друго го летнего лагеря, познакомить с конкретными формами прове дения дел с детьми в возрасте 10 –16 лет, обратить особое вни мание на соблюдение правила безопасности.
Статья 10
4
Статья 11
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Двигательная активность – необходимое условие, непо средственно влияющее на здоровье, физическую и умствен ную работоспособность человека. Движение имеет большое значение для человека с ранних лет: стимулирование двига тельной активности оказывает положительное воздействие на становление и развитие психических и физических качеств че ловека.
Статья 12
Согласно санитарно – эпидемиологическим нормам и тре бованиям план физкультурно – оздоровительной работы на смену должен включать следующие мероприятия: • утренняя гигиеническая гимнастика; • закаливающие процедуры; • спортивные и подвижные игры; • прогулки, экскурсии и походы; • спортивные секции; • спортивные часы, соревнования и праздники; • другие виды физической культуры: общая физическая подготовка и лечебная физическая культура. Важно! Ежедневно отрядный план на день должен пред усматривать проведение дел двигательной направленности объёмом не менее 3 часов. Продолжительность одного мероприятия двигательного характера в режиме дня детей, имеющих основную и подгото вительную группу здоровья, должна быть не более: • 40 – 45 минут для детей младшего и среднего школь ного возраста; • 60 минут для детей старшего школьного возраста. Важно! Детям специальной медицинской группы по раз решению и под контролем врача рекомендуется до 45 минут в день участвовать в играх малой и средней подвижности. 5
Статья 13
При планировании активной физической деятельности в режиме дня отряда необходимо руководствоваться следующими правилами: • проводить эти мероприятия после мероприятий, имеющих низкую двигательную активность: обучающих занятий в отделе детского творчества, уроков в школе и т.п.; • обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы; • не проводить мероприятия, требующие повышенной физической активности, сразу после приёма пищи и непосредственно перед приёмом пищи. Интервал должен быть не менее 60 минут; • чередовать виды деятельности с учётом возраста, пола, состояния здоровья детей. Выбор вида двигательной деятельности должен носить ситуационный характер и решать задачу как повышения уровня активности ребёнка (после гиподинамических мероприятий), так и понижения (перед обедом, ужином или сном);
Статья 14
• при составлении комплекса игр надо руководствоваться основными принципами: от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному, от общего к частному.
Статья 15
6
Статья 16
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОТРЯДЕ Сегодня в арсенале деятельности детских лагерей и управления морских, туристских и физкультурно – спортив ных программ имеется большое количество разнообразных дел двигательной направленности. К ним относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурно – спортивные заня тия «Спортивный час», танцевальные занятия, закаливающие процедуры, спортивные соревнования и праздники, физкуль турные состязания, подвижные игры, туристские тропы и по ходы, прогулки.
Статья 17
Неизменной популярностью пользуются эстафетные игры. С данной формой дел подробнее вы можете ознакомить ся в сборнике «Весёлые старты и конкурсы» (автор – соста витель Яркина Наталья, серия «Школа вожатых «Ориентир», 2013 г.). Ниже приведены примеры наиболее распространённых дел двигательной направленности в смене.
Статья 18
7
Статья 19
№ ФОРМА СОДЕРЖАНИЕ Утренняя гигиеническая гимнастика Комплекс упражнений, 1 направленных на повышение общего тонуса организма после сна Комплекс упражнений, 2 Физкультурные минутки и паузы направленных на поддержание работоспособности Закаливающие процедуры: спортивные и физкультурные занятия на свежем воздухе, окунание и купание в море Комплекс мер по закаливанию 3 организма, включающих воздействие трёх факторов: солнца, воздуха и воды Закаливающие процедуры: прогулки, экскурсии, игры на свежем воздухе 4
Статья 20
8
Статья 21
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КТО ПРОВОДИТ 12-15 минут Инструктор по физической культуре Физкультминутки – 1-2 минуты; Воспитатель Физкультпаузы – 2-3 минуты
Статья 22
Инструктор по физической культуре Ежедневно Воспитатель
Статья 23
9
Статья 24
Вид двигательной деятельности, 5 Спортивные игры основанный на использовании физических упражнений и направленный на развитие физических качеств ребёнка Вид деятельности, основанный на использовании элементов техники 6 Подвижные игры физических упражнений и направленный на развитие физических качеств ребёнка Вид деятельности, направленный на 7 Спортивные соревнования достижение максимального спортивного результата Вид туризма; в «Орлёнке» групповое 8 Походы мероприятие с активными способами передвижения по всему маршруту
Статья 25
9 Туртропы, турчасы Формы занятий, направленные на освоение знаний, умений в области туризма
10
Статья 26
От 40-45 до 60 минут Инструктор по физической культуре
Статья 27
От 40-45 до 60 минут Воспитатель
Статья 28
От 40-45 до 60 минут Инструктор по физической культуре
Статья 29
От 1 до 3 дней Инструктор-методист по туризму
Статья 30
От 45 до 90 минут Инструктор-методист по туризму
Статья 31
11
Статья 32
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛ ДВИГАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Малые формы занятий При планировании деятельности в отряде воспитателю не обходимо чередовать дела статического характера с двигатель ными делами. Активный отдых позволяет избегать переутом ления детей, восстанавливать их работоспособность. Ускоре нию и углублению отдыха в перерывах занятий способствует набор элементарных физических упражнений – физкультми нутки и физкультпаузы. Во время занятий с низкой двигатель ной активности у детей чаще всего устают спина и глаза, на рушается осанка. Чтобы дети передохнули, нужно предусмо треть в занятии динамическую паузу и сделать с ними два–три упражнения (потягивание с глубоким дыханием, вращение ту ловища, приседание и др.).
Статья 33
Подвижные игры При выборе игры необходимо учитывать: • физическую подготовленность детей; • возрастные особенности и интересы; • количественный состав играющих; • место проведения; • погодные условия. Необходимо предусмотреть, чтобы на площадке не было посторонних предметов, мешающих движениям ребят. Нуж но заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить гра ницы игровой площадки. Разметку лучше проводить заранее, её можно обозначить палочкой или мелом, а также с помощью флажков, мячей и т.д.
Статья 34
12
Статья 35
В случае, когда игра проводится в помещении, его следует тщательно проветривать. Во время объяснения и в ходе игры воспитатель должен стоять так, чтобы и он, и дети хорошо видели и слышали друг друга. Не ставьте детей лицом к солнцу. Объяснение игры должно быть кратким, точным, лучше – в исходном для игры положении, когда участники разделены на команды. После объяснения игры нужно предложить детям повторить правила, выбрать двух – трёх человек и продемон стрировать остальным примеры игровых ситуаций. Нужно стараться чётко регулировать нагрузку детей: • увеличением или уменьшением времени игры; • количеством повторений; • изменением размеров площадки; • упрощением или усложнением правил. Для начала, остановки и окончания игры необходимо по давать звуковые (свистком или голосом) или зрительные (взмах флажком, рукой) сигналы. Об окончании игры нужно предупредить заранее: «оста лась одна минута», «последний водящий». После окончания необходимо подвести итоги, объявить результаты, отметить лучших игроков. Нельзя допускать явных, грубых нарушений правил, всег да останавливайте игру, если кто – то из детей ведёт себя не корректно. Дела с использованием природного рельефа Территория Всероссийского детского центра «Орлёнок» имеет прибрежный горно – лесной ландшафт с дубовыми и грабовыми лесами и можжевеловыми редколесьями. Берего вая зона представлена песчаной составляющей, единственным 13
Статья 36
скоплением кварцевого песка на побережье Чёрного моря про тяжённостью 3,5 километра. Дендропарк устроен таким обра зом, что прогулки ребят проходят как по участкам с высажен ными экзотическими растениями, так и там, где находится так называемый вторичный лес. Во многих местах можно прово дить игры на открытом воздухе круглый год. Для игр, ориен тированных на передвижение детей по естественному релье фу, в «Орлёнке» можно отправляться как на тропинку в лес, так и на площадку вдоль кромки моря. В Центре этим местом может быть Звёздная роща, лужайка за школой, перед лагерем «Комсомольский», сосновая роща на набережной, пляж и мно гое другое.
Статья 37
Соревновательные формы Для проведения соревнований необходимо не менее двух соревнующихся команд. Для обеспечения судейства можно привлекать ребят из отряда либо из соседних отрядов, но глав ным судьей должен быть взрослый.
Статья 38
14
Статья 39
СРЕДСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОТРЯДЕ Малые формы подвижных игр Физкультпауза «Стань деревом» Использованы материалы книги Джозефа Корнелла «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» Участники сопровождают прослушивание текста пантомимой. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми. Текст, который произносит Движения, которые воспитатель выполняют участники физкультминутки Вы - маленькие деревца, стоящие в большом поле. Прошлогодние листья давно облетели, а новые листочки спят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода. Кулаки плотно сжаты
Статья 40
Вокруг вас вьюжит, ветки закоченели и качаются от ветра, Лёгкое покачивание туловища. ствол слегка раскачивается из стороны в сторону.
Статья 41
Наконец приходит весна, земля оттаивает, бегут ручьи и наполняют ваши корни водой, вода из корней попадает в ствол, и затем в ветки и молодые побеги. Руки поднять, потянуться вверх.
Статья 42
15
Статья 43
По мере того, как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются и появляются молодые листочки. Руки широко расправлены, кулаки разжимаются.
Статья 44
Ваши листочки радуются солнышку и готовы следовать за ним, встречая его на рассвете и провожая на закате. Руки вытянуты вверх, ладони обращены к небу, пальцы расставлены в стороны. Медленные наклоны влево – вправо.
Статья 45
Один за другим листочки разворачиваются и поворачиваются к небу. Вы чувствуете ласковое прикосновение тёплых солнечных лучей. Пальцы рук в замок, ладонями раскрыты и обращены к небу. Встать на носки, потянуться вверх.
Статья 46
На ваших ветвях появляются плоды: у кого-то яблоки, у кого- то груши или апельсины. Они созревают, и вы стряхиваете их с себя на землю. Руки в стороны. Выпад вперёд, хлопок перед собой.
Статья 47
Если вдруг пойдёт дождь, ваши ветви укроют вас, а когда выглянет солнце – они снова будут ему радоваться. Присед, скрестив руки над головой, далее встать и поднять руки вверх.
Статья 48
16
Статья 49
Вы провели хорошее лето, но осень не за горами, и вам надо вдохнуть побольше тёплого свежего воздуха, чтобы запастись энергией ветра на зиму. Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.
Статья 50
Наступает осень, и вы сбрасываете с себя последние листочки. Энергичные потряхивания конечностями.
Статья 51
Вдруг резко налетает ветер, он несёт с собой мороз, снег и стужу. Вы засыпаете до следующей весны. «Застыть» в любой позе.
Статья 52
17
Статья 53
Физкультпауза на занятии статического характера 1. И.п. – основная стойка; 1 – 2 – поднять руки вверх; 3 – 4 – опустить через стороны.
Статья 54
2. И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях; 1 – 2 – поднимаясь на носки, руки согнутые в локтях поднять вверх; 3 – 4 – опуститься на полную стопу и опустить локти.
Статья 55
3. И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях; 1 – 2 – круговые вращения согнутыми в локтях руками вперед; 3 – 4 – круговые вращения согнутыми в локтях руками назад.
Статья 56
4. И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях; 1 – 2 – ногу назад на носок, руки вверх; 3 – 4 – и.п. 5 – 8 – то же, отставляя назад другую ногу.
Статья 57
5. И.п. – стоя, руки на пояс; 1 – поворот головы влево; 2 – поворот головы вправо.
Статья 58
18
Статья 59
6. И.п. – основная стойка, руки на пояс; 1 – 2 – отвести руки назад, свести лопатки; 3 – 4 – вернуться в исходное положение.
Статья 60
7. И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях; 1 – 2 – наклоны туловища влево; 3 – 4 – наклоны туловища вправо.
Статья 61
8. И.п. – основная стойка, руки вытянуты вперед; 1 – 2 – развести руки в сторону, развести пальцы; 3 – 4 – свести руки, соединить пальцы.
Статья 62
9. И.п. – основная стойка, руки перед грудью, пальцы в кулак; 1 – выпрямить левую руку вперед, правая рука перед грудью; 2 – согнуть левую руку перед грудью, правую выпрямить вперед.
Статья 63
10. И.п. – основная стойка, руки на пояс; 1 – 2 – наклон туловища вправо; 3 – 4 – наклон туловища влево.
Статья 64
19
Статья 65
11. И.п. – сидя; 1 – 2 – прогибаясь в грудной части позвоночника и приподнимая передний край грудной клетки, втянуть живот за счет напряжения его мышц; 3 – 4 – и.п.; расслабить мышцы. 12. И.п. – сидя, наклониться вперед, руки опустить; 1 – 2 – руки поставить на пояс, прогнуться в пояснице; 3 – 4 – и.п.
Статья 66
13. И.п. – сидя, ноги вместе; 1 – 8 – разводить и сводить ноги, ставя их на носки. 14. И.п. – сидя, ноги вместе, стопы на носках; 1 – поставить левую ногу вперед на носок; 2 – и.п.; 3 – поставить правую ногу на носок; 4 – и.п. 15. И.п. – сидя, носки вместе, руки на пояс; 1 – до отказа сгибая на себя стопы, развести пошире носки; 2 – приподнять пятки и максимально развести; 3 – 4 – так же развести носки, затем пятки; 5 – 8 – аналогичными переступаниями в обратном порядке вернуться.
Статья 67
16. И.п. – подняться на носки (носки вместе), руки на пояс; 1 – опускаясь на пятки, сделать полуприсед; 2 – и.п.
Статья 68
20
Статья 69
17. И.п. – сидя, ноги вместе; 1 – 2 – поднять левую ногу, согнутую в колене, вверх и выполнить маховые движения голенью; 3 – 4 – и.п.; 5 – 6 – поднять правую ногу, согнутую в колене, вверх и выполнить маховые движения голенью.
Статья 70
18. И.п. – сидя, ноги врозь; 1 – 2 – поднять левую ногу, согнутую в колене, вверх, правая стопа на носке; 3 – 4 – и.п.; 5 – 6 – поднять правую ногу, согнутую в колене, вверх, левая стопа на носке; 7 – 8 – и.п. 19. И.п. – сидя, ноги вместе; 1 – 2 – поднять руки вверх, потянуться влево; 3 – 4 – и.п.; 5 – 6 – поднять руки вверх, потянуться вправо; 7 – 8 – и.п.
Статья 71
20. И.п. – основная стойка; 1 – прыжок на левую ногу; 2 – прыжок на правую ногу.
Статья 72
21
Статья 73
Физкультминутка «Если устала спина» 1. Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз. 2. Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7 – 10 раз. 3. Сделайте 7 – 8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками. 4. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести. Физкультминутка «Если устали ноги» 1. Сидя вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5 – 7 раз. 2. Стоя сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7 – 10 раз. 3. Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами. Сидя вытяните вперёд ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5 – 7 раз. 4. Стоя сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7 – 10 раз.
Статья 74
22
Статья 75
Подвижные игры, которые может проводить отрядный воспитатель Игра «Снайпер» Описание игры подготовила Яркина Наталья – инструктор по физической культуре Место проведения: открытая ровная площадка. Инвентарь: мяч. Участники: две команды по 6 – 10 игроков. Продолжительность игры: из трёх партий до двух побед (счёт 2:0, 2:1), каждая партия по 3 – 5 минут. Ход игры: построение команд, приветствие, жеребьёвка (выбор площадки и мяча). Игроки команд располагаются на своей стороне площадки, капитаны уходят за «линию капита нов» (рис.1) . Игра начинается с перекидки мяча по воздуху от капитана своей команде и обратно. После чего, по свистку су дьи, начинается «перестрелка»: любой игрок команды должен попасть мячом в соперника. Если игрок выбит прямым попа данием мяча, он по кратчайшему пути уходит за пределы пло щадки к своему капитану. Мяч остается в команде, потерявшей игрока. Выбитый игрок продолжает игру из – за линии капита нов и больше на поле не возвращается. Капитан входит в игру, когда на его площадке остается один невыбитый игрок.
Статья 76
Есть другой вариант игры: когда в любой команде остает ся на поле три игрока, «перестрелка» начинается в круговую, то есть соперники имеют право располагаться за боковыми ли ниями поля соперника (рис.2) . Выбивать в этом случае можно с четырёх сторон, но не переходя за условно продолжающуюся центральную линию площадки.
Статья 77
23
Статья 78
По истечении времени подсчитывается количество невы битых игроков – это количество очков команды. Вариант игры: партия заканчивается, когда в одной из команд будут выбиты все игроки, включая капитана. На второй период команды меняются полями, мяч – у ко манды, проигравшей жеребьёвку перед началом игры. Правила игры: Игровые действия с мячом : • право выбивать соперника имеют все игроки, включая капитанов, не нарушая правил разметки; • команда, не владеющая мячом, имеет право на пере хват мяча при полёте, либо отскочившего от игровой площадки; • если во время выполнения броска игроки заступают за среднюю линию, то мяч передается сопернику; • если капитан или выбитый игрок во время выполне ния броска заступил «линию капитанов», мяч переда ется сопернику; • мяч на атаку остается в команде, где был выбит игрок. Игрок считается выбитым, если: • мяч, брошенный соперником, коснулся игрока пря мым попаданием; • игрок заступил за пределы своей площадки, уворачи ваясь от атаки соперника; • мячом задеты два и больше игроков, и мяч падает на площадку; • игрок падает с мячом в руках, и мяч касается пло щадки. 24
Статья 79
Игрок не считается выбитым, если: • мяч попал в игрока, отскочив от площадки; • игрок поймал мяч; • мяч, отскочив от игрока, был пойман партнёром и не коснулся площадки. Техника безопасности: • сухая площадка, без посторонних предметов; • игроки не старше 11 лет для смешанного состава, для команды одного пола – не старше 12 лет; • закрытая обувь и одежда, не стесняющая движений игроков.
Статья 80
25
Статья 81
рис.1 26 26
Статья 82
рис.2 27
Статья 83
Подвижная дворовая игра «Знамя» Описание игры подготовил Ибрагимов Евгений – инструктор по физической культуре Участники: две команды. Инвентарь: два одинаковых предмета, изображающих знамя. Например, палочки, флажки и т.п. Длина «знамени» - 30-50 см. Игровое поле: открытая прямоугольная площадка, разде лённая линией на две равные части, на краю каждой из них вы делена (например, мелом) зачётная зона, в которую помещено «знамя». Рекомендуется принимать за зачётную зону нарисо ванный мелом круг диаметром 1 – 1,5 м (рис.3) . Цель игры: захватить «знамя» соперника, перетащив его на свою сторону. Правила игры: игроки располагаются произвольно на своём игровом поле, в своей зачётной зоне не может находить ся ни один игрок. После сигнала о начале игры (подаётся в любой удоб ной командам форме) игроки каждой команды начина ют пытаться перебежать на сторону соперника и по пасть в зачётную зону, где находится «знамя» соперника. Во время передвижения на чужом поле игрока могут оса лить соперники. Если это произошло, осаленный игрок оста ётся на месте, где его осалили. Если при этом он уже захва тил «знамя», то он поднимает его вверх, показывая всем, что «знамя» у него, затем кладёт его на землю рядом с собой. Освободить осаленного может игрок его команды, дотро нувшись до него рукой. В момент, когда украденное «знамя» лежит возле осален ного игрока, забрать «знамя» и вернуть его обратно в зачётную зону может только капитан команды. 28
Статья 84
Если игрок, прорвавшийся на поле соперника, успел пере сечь линию зачётной зоны, то он находится в безопасности, его осалить нельзя. Как только команда перенесла «знамя» на свою сторону, ей засчитывается очко. Выигрывает команда, набравшая боль шее количество очков.
Статья 85
29
Статья 86
рис.3 30
Статья 87
Фрисби Описание игры подготовил Милашевский Илья – инструктор по физической культуре Историческая справка: Студенты Йельского университета в свободное от учёбы время бросали друг в друга жестяными подставками для пиро гов фирмы Frisbie Pie Company. Название «фрисби» было на столько популярно среди студентов, что представители компа нии – производителя пластиковых «летающих тарелок» Wham – O переименовали свои летающие тарелки на Frisbee. Одна буква была намеренно изменена, чтобы Frisbie Pie Company не могла предъявлять претензии на название.
Статья 88
Участники: две команды по 5 – 10 человек. Инвентарь: диск «Фрисби» (летающая тарелка). Игровое поле: открытая прямоугольная площадка, разде лённая линией на две равные части, на краю каждой из них вы делена (например, мелом) зачётная зона. Рекомендуется при нимать за зачётную зону полукруг диаметром 3 – 6м. Можно играть на пляже. Цель игры: 1 вариант. Набрать наибольшее количество очков за определён ное время. 2 вариант. Набрать как можно быстрее определённое количе ство очков. Правила игры: игроки располагаются на своей половине поля в «зоне цели противника» (рис.4) . Разыгрывается право первой атаки в любой удобной для игроков форме. После сиг нала о начале игры (подаётся в любой удобной командам фор ме) игру из «зоны цели противника» начинает команда, выи гравшая право первой атаки.
Статья 89
31
Статья 90
Атакующая команда должна, используя передачи летаю щей тарелки по воздуху, добраться до зоны «цели противника» и заработать очко, поймав там диск. Защищающейся команде нужно стремиться перехватывать диск во время передачи и на чать свою атаку. Нельзя передвигаться с диском в руках. Поймав диск, не обходимо сразу остановиться и в течение 10 с сделать переда чу игроку своей команды. Разрешается поворачиваться вокруг своей оси на опорной ноге. Если диск коснулся земли, то он переходит сопернику и игра продолжается с того же места. Любой физический контакт между игроками запрещён. Нельзя выхватывать диск из рук нападающего игрока.
Статья 91
32
Статья 92
рис.4 33
Статья 93
Ринго
Описание игры подготовили:
Руденко Андрей – педагог-организатор, Яркина Наталья – инструктор по физической культуре Место проведения: прямоугольная площадка, размер ко торой варьируется в зависимости от возраста и количества играющих детей. Чем больше игроков, тем больше поле. На пример: от 12м×20м до 20м×50м (или любые другие удобные для играющих размеры). Площадка имеет лицевые и централь ную линии. Центральная линия проводится параллельно лице вым и делит поле на две равные игровые зоны соперников. За каждой лицевой линией по центру на расстоянии 50 см от неё расположена зачётная зона в форме круга диаметром 1 м.
Статья 94
Участники : интереснее играть двумя командами от 4 до 8 человек. Рекомендуемый возраст детей – 12 лет и старше. Инвентарь: кольцо ринго. Продолжительность игры: 2 периода по 10 – 15 минут с 5-минутным перерывом. Цель игры: забросить кольцо в зачётную зону соперника и предотвратить такое же действие с его стороны. Ход игры: построение команд, приветствие. Жеребьёвка: выбор кольца или стороны площадки. Игра начинается по сиг налу судьи подачей из-за лицевой линии площадки. Розыгрыш кольца происходит до попадания в зачётную зону или до ко манды судьи «стоп» (рекомендуется свистком). Перед началом очередного розыгрыша команды выстраиваются по границе своей зоны. Кольцо находится у нападающей команды. Коль цо вводится в игру, только когда обе команды готовы (сигналом является поднятая рука одного из игроков).
Статья 95
34
Статья 96
Правила игры: • Выигрывает команда, набравшая большее количе ство очков. • Разрешается блокировка атакующего игрока одним игроком команды соперников. • Требования к полёту кольца: • кольцо не может вращаться во время полёта на 180° или более относительно поверхности площадки, • вертикальный полёт допускается, только если изна чально кольцо выпущено из рук горизонтально. Требования к броскам и ловле кольца: • запрещаются действия, в результате которых кольцо передаётся игроку, находящемуся ближе к зачётной зоне соперника, • ловля кольца осуществляется стоя, на бегу, в прыж ке, в падении и т.п., • во время перехвата кольца на бегу или в прыжке игроку разрешается совершить два шага по инерции. После этого перед атакой можно сделать ещё один шаг. Отсчёт трех шагов происходит с момента каса ния кистью кольца,
Статья 97
• ошибками являются перехваты, при которых кольцо оказывается надетым на кисть, предплечье, руку и ловля кольца двумя руками, • при неправильной ловле кольца судьёй подается ко манда «Ринго-стоп!» (или свисток) и происходит смена атакующей стороны, • во время выполнения броска обязательным условием является контакт одной из частей ступни с поверхно стью площадки. 35
Статья 98
• Разрешается держать кольцо не более 5 с. • Шаги на площадке во время игры: • игроку разрешается делать с кольцом не более 3–х шагов, • ловля кольца может происходить в падении. После того как игрок поймал кольцо, он может выполнить бросок, находясь в положении лёжа или же сначала подняться, а потом бросить. • Фолы назначаются за: • намеренный контакт между двумя или более игрока ми разных команд, • пробежку, • блокировку атакующего игрока более чем одним игроком команды соперников, • препятствование движению игроков команды сопре ников. Техника безопасности: • сухой песок на поверхности площадки; • игра только специальным кольцом ринго; • игра для детей 12 лет и старше; • отсутствие у игроков украшений, металлических предметов.
Статья 99
36
Статья 100
Отрядные физкультурные состязания (по системе «Выиграл – проиграл») Система разработана В.А. Паротиковым – Президентом детского футбольного клуба «Кожаный мяч» В наборе дел двигательной активности с отрядом воспи татель может иметь не просто подвижную тематическую игру, но и физкультурные состязания в форме личного или команд ного первенства. Для того, чтобы повысить массовость соревнований, пред лагается использовать систему «Выиграл – проиграл» – без выбывания участников. После первого тура все выигравшие в дальнейшем соревнуются только между собой. Проиграв шие не выбывают, а продолжают соревноваться с участника ми, имеющими аналогичные результаты.
Статья 101
Программа состязаний должна быть крайне простой. Обя зательным условием выбора состязания является то, в какой форме выражается его результат: он должен иметь количе ственное выражение. Например, в программу можно включить соревнования по таким доступным для отрядного воспитателя в организации и проведении видам, как: • прыжки с места; • бег; • броски в цель; • прыжки через скакалку; • наклоны; • приседания и т.п. Как проводится личное первенство по этой системе, рас смотрим на примере игры с 16 – тью участниками. Согласно количеству участников необходимо провести состязания в 4 тура. 37
Статья 102
Организатор заготавливает 16 карточек с номерами от 1–го до 16 размером 1/8 листа А4, которые служат протоколами, и пять табличек из плотного картона, на которых крупно напи сано: «4В», «3В», «2В», «В» и «П», что означает 4 выигры ша, 3 выигрыша, 2 выигрыша, 1 выигрыш и проигрыш соответ ственно. Каждому участнику присваивается номер, затем про водится жеребьёвка, в результате которой формируются пары, т.е. каждый участник получает соперника. На все состязания соревнующиеся отправляются по две пары с тем, чтобы одна пара состязалась, а вторая их судила и фиксировала результаты в протоколах. Затем их роли меняются.
Статья 103
Первый тур . Участники по парам соревнуются в прыжках в длину. После первого состязания участники кладут протоко лы с записью у табличек с буквами «В» (выигрыш) и «П» (про игрыш), соответствующие результатам состязания. Пример за писи результата: «В7» – выиграл у седьмого, «П16» – проиграл шестнадцатому.
Статья 104
Второй тур . Снова проводится жеребьёвка в двух груп пах: среди 8 – ми выигравших и 8 – ми проигравших. По ито гам жеребьёвки пары отправляются на второе состязание (чел ночный бег) и аналогично первому туру делают записи в про токолах. Участники снова кладут свои протоколы у табличек с буквами «2В» (два выигрыша), «В» (выигрыш) и «П» (прои грыш). Таким образом, участники делятся на три группы.
Статья 105
Третий тур . Тур начинается с жеребьёвки участников по трём группам. Пары состязаются в конкурсе на меткость «по пади в цель», после чего, аналогично двум первым турам, за полняют протоколы и кладут их у табличек «3В» (три выигры ша), «2В» (два выигрыша), «В» (выигрыш) и «П» (проигрыш).
Статья 106
38
Статья 107
Четвертый тур. Во всех группах, за исключением групп «3В» и «П», в которых осталось всего по два участника, сно ва проводится жеребьёвка. Пары состязаются в прыжках че рез скакалку, обязательно фиксируя результат (количество прыжков в течение 30 – ти секунд) в протокол. Пример записи: «В7» (36) – выиграл у участника №7 с результатом 36 прыж ков; «П15» (32) – проиграл участнику № 15 с результатом 32 прыжка. Завершается тур сбором протоколов у табличек «4В», «3В», «2В», «В» и «П».
Статья 108
По истечении четырёх туров появится следующая карти на: у таблички «4В» – один протокол (участник – победитель, выигравший во всех четырёх турах); у таблички «3В» протоко лы располагаются в порядке убывания результатов, достигну тых участниками в прыжках через скакалку (участник с луч шим результатом занимает 2 – е место, со вторым 3 – е место, затем 4 – е и 5 – е). Участники группы «2В» занимают места с 6-го по 11– ое, затем места с 12 – го по 15 – е занимают участ ники с одним выигрышем (группа «В»), у таблички «П» – один протокол (участник, занявший последнее 16 – ое место).
Статья 109
Условия организации состязаний по системе «Выиграл- проиграл»: - до 4-х участников (или команд) – состязания проводятся в 2 тура, - до 8-ми участников (или команд) – состязания проводятся в 3 тура, - до16-ти участников (или команд) – состязания проводятся в 4 тура, - до 32-х участников (или команд) – состязания проводятся в 5 туров и т. д.
Статья 110
39
Статья 111
Конкурсная площадка «Игры народов мира» Интересным примером проведения в отряде (или меж ду отрядами) соревнований по подвижным играм может слу жить площадка «Игры народов мира». Воспитатель с детьми в отряде может искать (придумывать самим тоже разрешается) игры, в которые играют в других странах. Разучив их с ребя тами, можно устроить в лагере целые соревнования. Интерес но то, что такие игры мало кому известны, а значит, весь отряд начинает осваивать их одновременно и шанс добиться успеха у всех равный.
Статья 112
В отличие от традиционных спортивных игр, многие из которых изучают в школе или в спортивной секции, здесь у ребят не будет разной начальной подготовки, и интересно бу дет всем, ведь изначально все окажутся в равных стартовых условиях. Предлагаем организовать с детьми конкурсную пло щадку «Игры народов мира», где соревноваться можно ещё и в умении найти и провести для других детей новую интерес ную игру.
Статья 113
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсной площадке «Игры народов мира» Цель организации и проведения конкурса: популяриза ция здорового образа жизни среди детей и молодёжи, знаком ство с играми народов мира. Этапы проведения конкурсной площадки: • Первый этап – подготовка национальной командной игры страны. • Второй этап – проведение обучающих занятий по игре. • Третий этап – подготовка команд; согласование правил игр капитанами команд. • Четвёртый этап – проведение соревнований. 40
Статья 114
Условия проведения конкурсной площадки: Работа конкурсной площадки оценивается по следующим критериям по 5 – балльной шкале: 1 – я оценка: «Соответствие содержания игры теме конкурс ной площадки»; 2 – я оценка: «Организация работы площадки (используемые формы, средства, методы и приемы работы на площадке)»; 3 – я оценка: «Степень вовлечения в активную деятельность всех участников игры»; 4 – я оценка: «Оформление площадки».
Статья 115
По каждой из основных оценок присуждается 1-5 баллов: 1 – 3 – организатор не смог заинтересовать участников игры, не ясна суть игры и её цель; 4 – организаторы хорошо подготовлены, имеется раздаточ ный материал, но есть недочёты (в оформлении площадки, во внешнем виде организаторов игры – соответствие формы одежды содержанию игры и т.п.); 5 – игра даёт её участникам и организаторам познавательную информацию о представляемой стране, проходит на высоком эмоциональном уровне.
Статья 116
Бонусные баллы (1 – 3) присуждаются жюри за большое количество активных организаторов игровой площадки. Определение победителей: Победители конкурсной площадки определяются в двух направлениях: команда – организатор площадки и команды- победители в представляемых играх.
Статья 117
41
Статья 118
Японская игра « Ян-кен-пон» («Камень-ножницы-бумага») Авторы-разработчики: Яркина Наталья, Анфилатов Алексей - инструкторы по физической культуре, Микрюкова Ольга, Гильманов Марат – воспитатели детского лагеря «Звёздный» Количество участников : 2 команды по 16 человек. Возраст участнико в: 13 – 14 лет. Время игры: 2 кона по 7 минут. В каждой команде выбираются 2 «сторожа» и 14 атакую щих игроков – «лисицы». «Сторожа» каждой комнанды охра няют поле размером 2×2 м, внутри которого находятся 14 «го лубей» (рис.5) . У каждой «лисицы» есть свой «голубь». Все участники двигаются по полю прыжками на одной ноге. Если во время игры «лисица» наступает на обе ноги, то она получает предупреждение. Если это происходит во второй раз, то игрок выходит из игры насовсем. На площадке имеются острова жизни, там могут отдыхать только «лисицы», но не более 10 секунд. Если игрок простоит на острове больше 10 секунд, то он выбывает из игры. Если «лисица» зашла на территорию соперника, то на свою территорию она вернуться не может, в противном слу чае команда нарушителя отдаёт своего «голубя» в противопо ложную команду, а противоположной команде начисляется 1 балл – «янис». Одновременно на площадку соперника выходят две «ли сицы». Если «лисица» запрыгивает в квадрат с «голубями» со перника и «сторож» не осаливает её, то «лисица» выбирает любого «голубя» и несёт его в свою команду. Если же «сторож» осаливает «лисицу», то они играют в игру «ян – кен – пон» (то есть по – русски – в «камень – ножницы – бумага»). Если выи
Статья 119
42
Статья 120
грывает «сторож», то «лисица» уходит ни с чем, отдаёт своего «голубя» «сторожу», а на площадку выходит следующая «ли сица». Если выигрывает «лисица», то с площадки уходит «сто рож», а на его место выходит другой «сторож», и «лисица» вы бирает из квадрата любого «голубя».
Статья 121
Каждый участник может быть либо «сторожем», либо «ли сицей». Он может выйти на площадку только один раз за кон. Кон заканчивается, когда у обеих команд закончатся и «лиси цы» и «сторожи». После каждого кона и в самом конце подсчи тывается количество пойманных каждой командой «голубей», подводятся итоги, и выявляется победитель.
Статья 122
рис.5 43
Статья 123
Мексиканская фольклорная игра «Сокровища Ацтеков» Игру подготовили и провели ребята лагеря «Стремительный». Описание игры подготовил Кирьян Евгений – инструктор по физической культуре Участники: 2 команды по 12 человек, первая команда – защитники, вторая команда – похитители «сокровищ». Цель игры : для защитников – сохранение «сокровищ», для похитителей – «кража сокровищ». Инвентарь: мячи – 2 шт., ласты – 2 пары, фишки – 20 шт., скамейки длиной 3 м – 4 шт., оградительная лента. Место проведения: пляж ВДЦ «Орлёнок» либо ровная, сухая и просторная площадка размером 30м×20м. Описание игры: Целью команды, нападающей на хранилище «клада», является похищение «сокровищ», состоящих из 20 – ти предметов (фишек). Путь к хранилищу лежит через мост, проходящий над рекой (рис.6) . Целью команды, защищающей свой «клад» («индейцы») является сохранение содержимого хранилища.
Статья 124
Атакующая команда путём перебегания (прохождения) через мост проникает в хранилище и похищает его содержимое, перенося клад на свою сторону. Защищающаяся команда должна препятствовать похищению. Путём прямого попадания мячом в соперника, они выводят из игры игрока атакующей команды. Попадание засчитывается только с «места обитания». У команды «индейцев», защищающей «клад», в реке с каждой стороны может находиться подающий снаряды игрок. Этот игрок должен быть в ластах.
Статья 125
44
Статья 126
Команда нападающих имеет право ловить «снаряды» (мячи) и выбивать, выводя из игры соперников. Если из игры выбит подающий снаряды игрок, его может заменить любой другой участник команды, находящийся на том же «берегу реки». Правила игры: «Мост»: На «мосту» одновременно может находиться не более 4 – х участников атакующей команды. На «мосту» разрешается передавать «клад» из рук в руки, а так же перекидывать его игрокам, находящимся в игре (то есть не выбывшим в данный момент). Игрокам, защищающим «сокровища», запрещается всяческое проникновение на «мост».
Статья 127
Игрок нападения считается выбывшим из игры, если: • в него попали мячом соперники с «места их обитания», • игрок сорвался с «моста» в «реку», • игрок зашёл на «мост» лишним человеком, • он вёл себя грубо, «неспортивно». Участник команды «индейцев» выбывает из игры, если: • игроки нападающей команды выбили его пойманным мячом, • игрок заступил в «обрыв» или «реку», • игрок покинул «зону обитания» (при этом не меняя выбывшего подающего снаряды), • он вёл себя грубо, «неспортивно». Подающий снаряды: • не имеет права выбивать соперника, • доставляет «снаряды» на «берег», • не имеет права сталкивать соперников с «моста» и всячески им мешать, • считается выбитым, если мяч коснулся его прямым попаданием. 45
Статья 128
Игрок нападения, поймавший мяч: • может выбивать «индейцев» прямым попаданием мяча, • не имеет права специально выбрасывать «снаряд» в «обрыв», «хранилище», своей команде, передвигаться с ним, задерживать в руках более 5 – ти секунд, • может скинуть «снаряд» в реку и зону обитания «индейцев». Клад: За один проход через мост «похититель» может брать только один предмет. Клад, упавший в «воду», считается затонувшим, если: • нападающая команда уронила его в «реку», • он находится в руках у участника нападающей команды, который в данный момент был выбит. Замены: • выбитого подающего снаряды, может заменить игрок из «зоны обитания» с того же берега «реки», сам он выходит из игры. 9. «Мёртвый снаряд» – это: • снаряд, находящийся в любом другом месте кроме «реки» и «зоны обитания» «индейцев», • снаряд, находящийся на той стороне поля, где не осталось защитников «клада», нет игроков и подающих снаряды. Окончание игры или смена ролей: • все снаряды в «обрыве» или «мертвы», • в «хранилище» нет «сокровищ», • все игроки нападения выбиты или вышли из игры, 46
Статья 129
• игроки защищающей команды с одной стороны выбиты или вышли из игры, а на противоположной стороне нет «снарядов», • закончилось время, отведённое на игру. Определение победителей: Победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков. По согласованию капитанов команд и судей команды могут меняться ролями, тогда очки первой половины игры плюсуются к очкам второй половины, и определяется победитель. Подсчёт очков:
Статья 130
• за каждый похищенный предмет – 3 очка, • за каждый предмет, сохраненный в «хранилище» – 2 очка, • за «затонувший» предмет – 1 очко.
Статья 131
рис.6 47
Статья 132
Шведская игра Кубб Предлагается использовать в работе шведскую нацио нальную игру Кубб. За некоторую схожесть с русской народ ной игрой Городки Кубб также называют «Шведские городки». Достоинства игры: • она вызывает большой интерес у детей; • игру можно использовать для детей любого возраста; • можно играть любыми неограниченными количе ственными составами команд: от 2– х человек и более; • можно играть неравными составами команд; • не требуется сложного дорогостоящего инвентаря; инвентарь легко изготавливается в технических усло виях Центра; • инвентарь легко переносить, хранить, он не занима ет много места; • не требуется специальной площадки для игры, подхо дит любая более или менее ровная площадка. Покры тием может служить газон, грунт, асфальт, песок, ука танный снег и т.п. • игровое поле размечается самим организатором игры; разметка требует минимум времени и сил; • игру можно использовать как подвижную в отряде, так и для проведения соревнований между отрядами; • можно играть в плохую погоду, так как игровое поле не занимает много места, легко располагается в бесед ке, под навесом и т.п.; • игра не знакома абсолютному большинству детей в нашей стране и помогает научить их новому в «Ор лёнке».
Статья 133
48
Статья 134
Общие положения Игра символизирует сражение двух армий, фигуры имеют соответствующие названия: • Король – глава государства, к свержению которого стремятся команды, • Викинги – воины, • Перебежчики – бывшие Викинги, которые, попадая на сторону соперника в процессе игры, становятся дополнительной преградой для своей бывшей коман ды, играя против неё. Историческая справка Кубб происходит с шведского острова Готланд. В перево де со шведского «кубб» обозначает «деревянный брус». В Ев ропе игра имеет второе название Viking Chess – «Шахматы ви кингов». Распространено мнение о том, что корни игры уходят в эпоху викингов. На этот счёт имеется множество версий и предположений, не всегда лишённых оснований, но они недо статочно серьёзны, чтобы утверждать что – то наверняка. Достоверно история Кубб ведётся с 1990 года от начала коммерческого выпуска варианта игры. Популярной она нача ла становиться после проведения первого чемпионата в Шве ции в 1995 году. Чемпионаты по Кубб проводятся ежегодно. Самые извест ные из них: • на острове Готланд в Швеции, • в городе О – Клэр штата Висконсин в США. Игровое поле Стандартная величина игрового поля во время междуна родных соревнований составляет 5м×8м (рис.7) . В неформальных матчах размер поля варьируется от уров ня подготовленности игроков и количества играющих. 49
Статья 135
Например: 5м×2м, 7м×5м, 10м×6м, 15м×7м и любые другие удобные для команд размеры. Чем больше игроков, чем они опытнее, тем больше поле. Поле имеет боковые, базовые и центральную линии. Боко вые линии должны быть длиннее базовых. Центральная линия проводится параллельно базовым и делит поле на две равные игровые зоны соперников. Инвентарь 1. Бита – 6 шт. длиною 30см и диаметром около 45мм, 2. Куб «Викинг» – 10 шт. размером 15см×7см×7см, 3. Куб «Король» – 1 шт. размером 30см×9см×9см, украша ется короной. Фигуры делятся по номиналу на три уровня: 1. низший – Перебежчики, находятся в поле между базовы ми линиями соперников, но не на них, 2. средний – Викинги, находятся на базовых линиях, 3. высший – Король, находится в центре поля. Количество игроков В официальных играх используются варианты 1×1 и 2×2, в неформальных – часто используются 3х3 и 6х6; при таком соотношении игроков между ними удобно поровну распреде лять биты. В целом, допустимо любое удобное для игры количество игроков. Правила игры Во многих странах правила отличаются, самый распро странённый из них вариант приведён ниже. Играют две команды друг против друга на одном поле. Цель игры – выбить фигуры противника согласно правилам. Когда все Викинги и Перебежчики выбиты, необходимо сбить Короля. Команда, которая сделает это первой, выигрывает.
Статья 136
50
Статья 137
• Стартовая расстановка фигур По базовым линиям на равном расстоянии друг от дру га выставляются Викинги, по пять на каждой стороне. Король устанавливается в середине центральной линии. • Техника броска биты (рис.8) Игрок держит биту за один из концов, рука вытянута вниз, оттянута немного назад для замаха. Бита, не отклоняясь в сто роны, выбрасывается в направлении цели с небольшим обрат ным кручением или без него. Другой вариант недопустим. В момент, когда бита покидает руку, игрок должен стоять обеи ми ногами на земле.
Статья 138
• Техника броска куба В целом схожа с техникой броска биты, но куб можно дер жать как угодно и придавать ему любое вращение. • Право первого хода По одному игроку от каждой команды встают на своей ба зовой линии и одновременно бросают биту. Тот, чья бита упа ла ближе к Королю и не коснулась его, добывает для своей ко манды право атаковать первой. Та команда, чья бита коснулась Короля, теряет право первого хода. Если Короля коснулись обе биты, процедура повторяется.
Статья 139
• Фазы игры 1. Атака – попытка сбить кубы: Игроки занимают свои места позади базовых линий. Кoмaндa, пoлyчившaя пpaво первого хода, по своему усмотре нию paспpeдeляeт биты мeждy eё yчaстникaми. Задача этой ко манды – выбить, находясь на собственной базовой линии, как можно больше Викингов команды соперников, стоящих на противоположной базовой линии.
Статья 140
B oднoй aтaкe кoмaндa имeeт 6 пoпытoк броска биты. 51
Статья 141
Команда сама решает, кто и сколько раз бросает биту. В ней могут быть игроки, которые не атакуют. Зaпpeщeнo бpoсaть биты oднoвpeмeннo двyм игpoкaм. Одному игpoку зaпpeщeнo бpoсaть нeскoлькo бит одновременно. Если после завершения атаки не был сбит ни один куб, право атаки переходит к сопернику. 2. Вбрасывание поверженных «Викингов» в игровую зону соперника: Если был сбит один или несколько кубов, игроки потер певшей команды собирают все поверженные кубы, после чего начинают вбрасывать их в игровую зону соперника. Вбрасывание производится с базовой линии. Если игрок не смог вбросить куб в игровую зону соперни ка, он имеет один шанс его перебросить. Если после всех попыток вбрасываемый Викинг вылетает за пределы поля команды соперников либо не долетает до него (в том числе задевает центральную линию), этот куб соперник выставляет на своей половине непосредственно за Королём на расстоянии, равном высоте Короля, т.е. около 30см. Когда кубы окажутся в зоне соперника, они становятся Пе ребежчиками и играют против бывшей своей команды. 3. Выставление вброшенных кубов: Koгдa всe поверженные кyбы вброшены в зoну соперни ка, игpoки этoй кoмaнды выхoдят нa пoлe и пepeводят кубы в вepтикaльнoe пoлoжeниe. Игроки решают, какая сторона каждого из кубов будет счи таться подножьем, после чего, не отрывая подножье от земли, переводят куб в вертикальное положение. Eсли пoслe вбpaсывaния всeх кyбoв, двa или бoлee из них сoпpикасaются, снaчaлa в вepтикaльнoe пoлoжeниe пepeводится один (любой) куб, зaтeм к нeмy пoдстaвляются oстaльныe кyбы из сoпpикaсaющeйся гpyппы. В вepтикaльнoм пoлoжeнии эти кубы тaкжe должны сoпpикaсaться.
Статья 142
52
Статья 143
Как только на игровом поле появляются Перебежчики, в атаке они должны сбиваться первыми, Викинги сбиваются только после того, как сбиты все Перебежчики. Если Викинг был сбит не в свою очередь, он возвращается на место. Если команда в своей атаке не выбивает всех Перебежчи ков до одного, то команда соперников получает право кидать биты в своей атаке с воображаемой линии, проведенной парал лельно базовой линии через ближайшего к центральной линии Перебежчика. • Атака Короля: Если в одной из атак команда сумела выбить всех Пере бежчиков и Викингов, и при этом у неё остались неиспользо ванные попытки для атаки, команда может атаковать Короля. Короля можно сбить только с базовой линии. Игра продолжа ется до тех пор, пока не будет выбит Король. Сбитый Король приносит команде победу. Если Король был сбит не в свою оче редь, атакующая команда сразу проигрывает.
Статья 144
Рекомендации: • В Кубб можно играть при неравных силах команд. На пример, старшие дети против младших, более тре нированная команда против новичков в игре и т.п. В этом случае можно компенсировать разницу в старто вых позициях команд, установив Короля ближе к ба зовой линии более слабого соперника.
Статья 145
• Стратегически верно для команды стремиться к тому, чтобы при вбрасывании кубы останавливались сразу за центральной линией, ближе к линии броска, и па дали наиболее кучно. Это повысит вероятность сбить одной битой несколько кубов. В то же время, нецеле сообразно вбрасывать кубы слишком близко к Коро лю, это повысит риск его задеть и, следовательно, сра зу получить поражение в игре.
Статья 146
53
Статья 147
• Если игра идёт на поверхности, где затруднено обо значить границы поля мелом, углы площадки мож но обозначить колышками, вбив их в грунт; для обо значения периметра игрового поля можно натягивать контурную ленту.
Статья 148
рис.7
Статья 149
рис.8 54
Статья 150
Игры с использованием природного рельефа Соревнования по ориентированию в природе По материалам книги Карела Поломиса «Дети на отдыхе» Соревнование с картой Задание: в кратчайшее время пройти маршрут, обозначен ный на карте и нанести на неё места расположения контроль ных пунктов. Рекомендуемая длина трассы: 500 – 1500 м. Число контрольных пунктов: 5 – 10. Команды: весь отряд нужно поделить на группы по 2 – 3 человека. Стартовый интервал: 2-5 мин. Контроль : любые, произвольно выполненные знаки, по мещённые на высоте 1,5 м над землёй на этапах трассы. Оценка: чистое время от старта до финиша с добавлени ем 5 мин за каждый неправильно отмеченный или незамечен ный контрольный пункт.
Статья 151
рис.9 55
Статья 152
Соревнование в определении величин Задание : в кратчайшее время преодолеть установленный маршрут, выполнив в местах контрольных пунктов следующие задачи: • определение расстояния, • определение веса, • определение высоты, • определение количества, • определение времени, • определение длины трассы. Оценка: сумма чистого времени с добавлением штрафно го времени (за неточное выполнение задания) 3 – 5 мин в за висимости от возраста детей. Чем старше они, тем больше ми нут прибавляется. Состязание в наблюдательности Задание: пройти по установленному маршруту и найти как можно больше мишеней. Мишени: листы бумаги с обозначениями, расположенные на высоте 1,5 м над землёй и на расстоянии 20 м друг от дру га по обе стороны трассы так, чтобы найти их было непросто. Длина трассы: 500-1500 м. Число мишеней: 20-30. Команды: весь отряд нужно поделить на группы по 2 – 3 человека. Обозначения трассы: бумажные указатели-стрелки. Стартовый интервал: 3 мин. Оценка: сумма чистого времени с добавлением 2 – 3 мин за каждую не обнаруженную мишень. 56
Статья 153
Игра на местности «Орлёнок»
как песня, «Орлёнок» как птица» Авторы-разработчики: Постоногова Ольга – методист отдела
эколого-туристских и экскурсионных программ, Антонюк Дмитрий, Пименова Юлия – инструкторы-методисты отдела эколого-туристских и экскурсионных программ Игра помогает лучше познакомить детей с территорией и природой «Орлёнка». Её можно использовать как средство реа лизации детской инициативы когда одни ребята становятся ор ганизаторами игры для других. Участники : отряд нужно разделить на 4 – 5 команд по 5–7 человек; в команду могут входит дети разного возраста. Игровая задача : необходимо как можно полно и точно выполнить задания на всех этапах игры, победителем счита ется та команда, которая наберёт большее количество баллов. Место проведения : территория Центра (рис.10) . Реквизиты: коллекция пород и минералов, растения «Ор лёнка», топокарта, (взять в отделе эколого – туристских и экс курсионных программ), 4 – 5 ручек. Игра состоит из трёх этапов: 1 этап: з аполнение КАЗНы (КАрты ЗНАний), около 15 мин. 2 этап: о пределение Кода доступа, около 5 мин. 3 этап: прохождение зачётного маршрута, около 60 мин.
Статья 154
57
Статья 155
Этап КАрта ЗНАний Карта состоит из трёх разделов с заданиями. Одно правильно выполненное задание оценивается в один балл. Экология 1. Сколько килограммов мусора производит в среднем каждый человек ежедневно? Ответ: 1 – 2 кг. 2. Подумайте, посоветуйтесь в команде, вспомните и попробуйте нарисовать пять видов моллюсков, обитающих в Чёрном море. Ответ:
Статья 156
3. Подумайте, посоветуйтесь в команде и попробуйте записать названия растений, которым принадлежат листья и плоды, изображённые на карточках. Ответ:
Статья 157
58
Статья 158
4. Подумайте, посоветуйтесь в команде, вспомните и попробуйте записать пять видов пород и минералов, встречающихся на территории береговой зоны Чёрного моря. Ответ: Песчаник, кальцит, кварц, мергель, глина и др. Туристские понятия 1. Что такое азимут? Ответ: Угол между направлением на север и направлением на объект. 2. Что такое траверс? Ответ: Движение по склону в перпен дикулярном направлении с постепенной потерей или на бором высоты. 3. Попробуйте назвать пять наименований туристских узлов. Ответ: « Прямой», «Стремя», «Встречный», «Про водник», «Булинь», «Грепвайн» и др. 4. Что означают знаки топографической карты, изображён ные на рисунках? Ответ:
Статья 159
59
Статья 160
История и краеведение 1. Что такое памятник? Приведите пример памятника, находящегося на территории «Орлёнка»? Ответ: Сооружение, скульптура, воздвигнутое в память об историческом событии, явлении, мифологическом или идеологическом образе, выдающемся человеке. В «Орлёнке»: бронзовая скульптура «Орлёнок», Памятник писателю Н.А.Островскому.
Статья 161
2. Что такое исторический объект? Приведите пример исто- рического объекта, находящегося на территории Центра. Ответ: Здание, сооружение, природный объект, объект материальной культуры, выполняющий свое предназначение, свидетель исторических событий, либо передающий информацию об исторических событиях. В «Орлёнке»: Площадь пионерской и комсомольской славы, деревья, посаженные известными людьми, здания детских лагерей и др.
Статья 162
3. Опишите географическое положение ВДЦ «Орлёнок». Ответ: ВДЦ «Орлёнок» находится на отрогах Главного Кавказского хребта, на Черноморском побережье Кавказа. 4. Опишите климат территории, на которой находится «Орлёнок». Ответ: Переходный от средиземноморского к влажному
субтропическому.
Статья 163
60
Статья 164
Этап Код доступа Команды, набравшие не менее 43 – 55 баллов, получают следующее задание — расшифровать КОД доступа. Ответы на вопросы составляют значение Кода доступа к прохождению зачётного маршрута. 1. Назовите число детских лагерей, которые работают в «Орлёнке» в зимний период ( 4 : «Стремительный», «Звёздный», «Солнечный», «Штомовой»).
Статья 165
2. Назовите число сторон света ( 4 : север, юг, запад, восток). 3. Назовите первую букву в названии единственной звезды Солнечной системы ( с – Солнце). 4. Назовите первую букву названия объекта, который находится между зданиями детского лагеря «Стремительный» и Дома авиации и космонавтики ( ш – школа). 5. Сколько физических состояний имеет вода на планете Земля? ( 3 : жидкое, газообразное и твёрдое)? 6. Назовите количество детских лагерей, которые работают в «Орлёнке» в летний период ( 9 : «Стремительный», «Звёздный», «Солнечный», «Штормовой», «Солнышко», «Олимпийская деревня», «Олимпийский», «Комсомольский», «Дозорный»). 7. Назовите первую букву явления, которое приводит в движение воздух ( в – ветер). 8. Назовите первую букву пропущенного слова в песне: «Слышишь, капают дожди октября, Видишь, старый … стоит средь лесов» ( д – дом). Запишите полученные буквы и цифры в ячейки и ответьте, что они, по – вашему, обозначают (географические координаты «Орлёнка»: 44 градуса северной широты, 39 градусов восточной долготы ). 4 4 С Ш 3 9 В Д 61
Статья 166
Этап: прохождение зачётного маршрута Зачётная маршрутная карточка Команда (название или номер команды) Номер и название этапа Задание 1 Старт на Звёздной площади 1а Исторический объект Найдите памятный камень, на котором есть дата, и запишите её 1б Памятник Двигаясь от камня-памятника в северном направлении не более 50 м, найдите бронзовую скульптуру и запишите её название, имя автора и завод- изготовитель
Статья 167
1в Исторический объект В 10 м от бронзовой скульптуры- найдите исторический объект, на котором изображены картины из истории России: укажите объект, темы изображений
Статья 168
2 Исторический объект Двигайтесь по направлению к ДКиС. Выполните задание судьи 3 Экологический объект. Мир моря В районе ротонды выполните задание судьи 4а Исторический объект. Экологический объект У ступеней школы выполните задание судьи. Запишите год её открытия. Измерьте и запишите размер окружности ствола дерева и его название
Статья 169
62
Статья 170
Макс. баллы, время выполнения Выполнение задания Баллы Штраф Подпись судьи 2 б. Самостоятельно 1 мин 4 б. Самостоятельно 3 мин
Статья 171
4 б. Самостоятельно 3 мин
Статья 172
10 б. Оценивает судья 7 мин 10б. Оценивает судья 7 мин 3 б. Оценивает судья 2 мин
Статья 173
63
Статья 174
4б Памятник Двигайтесь до памятника, установленного в честь писателя, запишите его фамилию и годы жизни. Ответьте на вопросы судьи
Статья 175
4в Экологический объект Напротив памятника писателю выполните задание судьи (растения) 4г Экологический объект Напротив памятника писателю выполните задание судьи (породы и минералы) 5 Туристский Двигайтесь по направлению к ДАиК, поверните за школу в лес (очистка воды) 6а Исторический объект Около спортзала школы выполните задание судьи 6б Ориентирование Около спортзала школы выполните задание судьи (топографическая карта) 7а Исторический объект Двигайтесь до «Звёздного». Найдите панно из керамики Запишите его темы 7б Исторический объект Подойдите к «Звездному» со стороны «Солнечного». Запишите темы мозаики 7в Исторический объект В районе Чаши слез запишите фамилию автора слов «Каждое дело надо делать на «отлично». Это и есть самое главное в жизни», годы его приезда в «Орлёнок» и открытия «Звёздного»
Статья 176
64
Статья 177
Оценивает судья 7б. 5 мин 10б. Оценивает судья 7 мин 10б. Оценивает судья 7 мин 10 б Оценивает судья 7 мин. 10б. Оценивает судья 7 мин 10б. Самостоятельно 7 мин 3б. Самостоятельно 2 мин 3б. Самостоятельно 2 мин 4б. Оценивает судья 3 мин
Статья 178
65
Статья 179
Информация для заполнения зачётной карточки по истории и краеведению «Орлёнка» 1. Памятный камень в честь первой линейки Орленка был открыт в 1970 году к 10 – летию «Орлёнка».
На камне высечена дата.
Запомни, друг, вот здесь орлята
В строю застыли, взвились флаги,
Отсюда начинался лагерь.
Автор строк – вожатый д.л. «Комсомольский» Александр Кусый.
Статья 180
2. Д.л.«Звёздный» открыт 15 июня 1964 год. Высказывание принадлежит первому космонавту Юрию Гагарину. Он приезжал в «Орлёнок» 24 ноября 1964 года. Мозаичный рисунок на космическую тему, панно из керамики на тему «Спорт», «Пионерия», «Космос». Художники – Юрий Ко ролев, Владимир Балуев.
Статья 181
3. Школа «Орлёнка» открыта 1 октября 1964 года. Архитек торы Михаил Чернов, Михаил Файнберг. 4. Памятник Николаю Островскому. Март 1987 год. Скуль птор Николай Щербаков. 5. Площадь пионерской и комсомольской славы открыта 19 октября 1978 года. Группа худ. под рук. Александра Ива новича Алымова. 6. ДКиС, 30 декабря 1974 года. Архитекторы – Вениамин Бо рисович Фабрицкий, Игорь Павлович Шмелев. Архитек турный ансамбль.
Статья 182
66
Статья 183
Задание для зачётной карточки по природе «Орлёнка» 1. Мир моря Перед вами 2 ёмкости: через 7 минут вы должны запол нить каждую из них объектами, которые живут на песчаном и каменистом грунтах. Задание 1: используя дидактический материал «Рыбы Чёрного моря», «Моллюски Чёрного моря», буклет «Мир моря» и природные коллекции моллюсков песчаного и каме нистого грунтов, разложите коллекцию и объясните, почему те или иные обитатели моря живут именно там. Назовите вселен цев Чёрного моря.
Статья 184
Правильное разложение: дно моря каменное – цистози ра и энтероморфа, рапана, устрица, мидия, каменный краб, трития; дно моря песчаное – донакс, вененка, скафарка, камба ла, краб-плавунец. Вселенцы Чёрного моря – рапана, скафарка, мнемиопсис. В Чёрном море на камнях живёт моллюск – мидия. Коли чество мидий постоянно уменьшается, и связано это с тем, что головоногий моллюск – рапана (вселенец) перемещается как по песчаному, так и по каменистому грунту моря и практиче ски везде может найти мидию, которая ведёт прикрепленный образ жизни. У мидии очень много полезных свойств: из неё делают уникальное лекарство, украшения, добавляют в пищу пушному зверю. Употребление мидий в пищу укрепляет имму нитет, помогает вывести из организма вредные вещества.
Статья 185
Задание 2: придумайте способ добычи мидий в акватории «Орлёнка», используя природный и искусственный материал (верёвка, поплавок, судно). 67
Статья 186
2. Мир растений Перед вами коллекция шишек, плодов и листьев растений, которые произрастают в парке «Орлёнка». Используя карту- схему, соотнесите карточки с названиями растений с природ ными объектами:
Статья 187
68
Статья 188
3. Породы и минералы Задание 1: Используя дидактический материал «Мир кам ня» и коллекцию пород и минералов, выберите только те, ко торые находятся на побережье Чёрного моря и в Золотой щели (песчаник, кальцит, кварц, глина, песок, мергель). Задание 2: В породе, представленной вам, есть отверстия. Объясните, что это за отверстия (камнеточцы – моллюски). Задание 3: Перед вами несколько разных по образованию пород. Какая из них образовалась миллионы лет назад, а какой всего несколько десятков лет (песчаник, ракушняк)? 4. Туристкие умения Задание (выполняется недалеко от хвойного дерева или кустарника): Вам необходимо очистить и вскипятить воду из болота. Как её можно очищать и обеззараживать, ис пользуя материал, который перед вами (спички, котелок, сухая веточка лианы – сассапарель, пластиковая бутылка, вата, мох, песок, салфетка, хвоинка)?
Статья 189
Последовательность правильных действий: 1) У бутылки срезать верхнюю треть и использовать её как воронку; 2) В воронку кладём последовательно: салфетку, вату, песок, мох; 3) Фильтруем воду, обязательно кипятим, добавляя хвоинку для обеззараживания.
Статья 190
69
Статья 191
Игра на местности с элементами спортивного ориентирования «Фотоохота» Автор-разработчик: Черных Юрий – инструктор -методист отдела эколого-туристских и экскурсионных программ Одна из основных задач организационного периода сме ны – знакомство детей с территорией «Орлёнка», его интерес ными людьми, местами, законами и традициями. Это время является самым благоприятным для раскрытия возможностей Центра. Поэтому важно не упустить момент и решить обе зада чи – познакомить отряд с территорией Центра и привлечь вни мание подростков к одному из видов деятельности, предлагае мому ребятам в «Орлёнке».
Статья 192
Игра является первым этапом в программе занятий по спортивному ориентированию «Орлятский азимут». Место проведения: центральная усадьба. Участники : отряд нужно разделить на 4 – 5 команд по 5–7 человек. Игровая задача: пройти дистанцию, выполнить задания, допустив как можно меньше ошибок. Выигрывает команда, ко торая затратила наименьшее количество времени. За правиль ное решение головоломки команда получает бонусный балл. Реквизит: 1. секундомер – 1 шт.; 2. карточки участников – по количеству команд; 3. карточки с заданием – по количеству команд; 4. карточки – обозначения контрольных пунктов – по коли честву контрольных пунктов; 5. карточки с информацией – не менее 10 шт., 6. карты местности (рис.10) – по количеству команд; 7. шариковые ручки – по количеству команд; 8. цветные карандаши – не менее 10 шт. 70
Статья 193
Ход игры Знакомство. Объяснение условий игры Ведущий приветствует детей и предлагает за 20 секунд угадать его имя. Тот, кому это удастся, получает бонус (в кон це игры команда с этим участником получает 20 дополнитель ных секунд на решение головоломки). Ведущий объясняет де тям тему игры, её правила и практическую пользу. Условия игры: Для разделения на команды ведущий игры приглашает 5 –6 человек, которые поочередно набирают участников в свою команду. Команды выбирают капитана и название (можно ещё придумать кричалку или девиз). За 3 минуты до старта капитаны получают карточки участ ника и план-карты местности с маршрутом движения. Красны ми кружками обозначены контрольные пункты (далее КП), ко торые необходимо найти командам на местности и отметить в соответствующей ячейке в карточке участника. Найдя на мест ности КП, команде необходимо сравнить фотографию, находя щуюся на обороте карты, со своим местом. При совпадении не обходимо вписать букву, находящуюся на фотографии, в соот ветствующую клетку карточки.
Статья 194
На каждом КП находятся вопросы об «Орленке», которые помогут командам решить головоломку на финише. В случае нарушения отметки КП к времени прохождения прибавляется 15 секунд за каждое нарушение, превышение контрольного времени прибавляет ещё 3 минуты.
Статья 195
71
Статья 196
Старт Старт командам дается одновременный, но маршрут сле дования у всех свой. Финиш. Решение головоломки. Конец игры Время прохождения останавливается, когда последний участник команды пересечёт финишную линию. Капитанам выдается карточка, на которой с одной стороны изображена го ловоломка «шифровка», а с другой вопросы, ответы на которые находились на КП. На выполнение этого задания командам да ётся 3 минуты. Игра заканчивается, когда последняя команда решит дополнительное задание.
Статья 197
Вопросы и задания для карточек воспитатель может придумать сам или вместе с ребятами, которые готовят игру. Примеры вопросов для карточек 1. В каком году ВДЦ «Орлёнок» отметит 100 – летний юби лей (в 2060 году)? 2. В каком сооружении находится бассейн (ДКиС)? 3. «Аптека для души» – это…(библиотека). 4. Назовите закон «Орлёнка», призывающий орлят сохра нять зелёные насаждения (Закон зелени). 5. Место, где нельзя находиться на высоте без инструктора по туризму (скалодром). 6. Символ Всероссийского детского центра «Орлёнок» - это… (мальчик в будёновке). 7. Где в «Орлёнке» можно починить обувь и сделать модную стрижку (в приёмном корпусе)? 8. В этой игре есть «колодец» и «пушка» (городки). 9. Назовите закон «Орлёнка», в котором есть слова: «не вы ходи с ним один на один» (Закон моря). 10. Название вожатского отряда вашего лагеря. 72
Статья 198
Примеры заданий на контрольных пунктах 1. Без инструктора не лазь, можно с высоты упасть!!! 2. Здесь играют в городки, сюда с друзьями приходи! 3. В бассейне можно поплавать с олимпийскими чемпиона ми по синхронному плаванию. 4. Символ Всероссийского детского Центра «Орлёнок» - мальчик в будёновке. 5. Приёмный корпус радушно встречает орлят: здесь есть ка мера хранения, здесь можно сделать стрижку или почи нить обувь. 6. Например, название вожатского отряда д.л. «Звёздный» - «Вега» (воспитатель должен задать вопрос именно по сво ему детскому лагерю). 7. «Аптека для души» – библиотека. 8. День рождения «Орлёнка» – 12 июля 1960 г. 9. Закон зелени: «Прекрасен «Орлёнка» зелёный наряд, о до брых руках нам цветы говорят». 10. Закон моря: «Море бывает и добрым и злым, не выходи с ним один на один!» Правила техники безопасности • Накануне игры воспитатель проводит с детьми инструк таж по технике безопасности при организации и проведе нии спортивных мероприятий с фиксацией в журнале ин структажей (инструкция №20). • Ведущий напоминает правила безопасности непосред ственно перед стартом.
Статья 199
73
Статья 200
74
Статья 201
рис.10 75
Статья 202
Литература 1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для школьников. М., «ВАКО», 2006. 2. Корнелл Д. «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми». Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999. 3. «Игры детей мира», «Академия развития», Ярославль, 1998. 4. Куликов В.М. , Константинов Ю.С. Топография и ориен тирование. М.: ЦЮДЮ Тур. 1999. 5. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск, «Народная асвета» 1989. 6. Поломис К. «Дети на отдыхе». М., Профиздат «Культура и традиции», 1995. 7. Постоногова О.Г. Буклеты «Мир камня», «Мир моря», «Памятники природы», «Археологические памятники». 1-е издание. ОАО Туапсинская типография, 2003. 8. Постоногова О.Г. В поисках живой палитры. 1 – е изда ние. ОАО Туапсинская типография, 2003. 9. СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации ре жима работы загородных стационарных учреждений от дыха и оздоровления детей». 10. Теория и методика физической рекреации. Физическая культура, спорт и туризм в детском оздоровительном ла гере: учебное пособие для вузов / В.С. Макеева, М.А. Со ломченко. – Орел: Орел ГТУ, 2009. 11. Хацкевич Т.Л. Есть на свете такая сторонка. Сборник ма териалов из истории Всероссийского детского центра «Орлёнок». 5-е издание ФГОУ ВДЦ «Орлёнок», 2008.
Статья 203
76