202009 .pdf

5 3 2 О том, зачем дети в “Орлёнке” изучают… дипломатию и что им это даст в будущем О том, как в “Орлёнке” снимают БОЛЬШОЕ кино и кто из актёров попал на смене в /киноотряд/ О том, как /Бумеранг/ в 15-й(!!!) раз вернулся вместе с детьми в “Орлёнок” :)

№ 7 (285) 22 сентября 2020 года

Салют, читатель! Эти ребята точно знают, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Подробнее о смене «Лесной подрост» в «Орлёнке» читай на 4-й стр. Я люблю этот мир уже за то, что в нём есть «Орлёнок» :) Вообще-то, я хотела этой мыслью завершить свою колонку, но… не удержалась. Хочется об этом ска- зать сразу. Причём, не только сейчас, а всегда. Да, мы все, кто был когда-то во Все- российском детском центре, такие. Готовы трубить об этом всем и везде. И знаешь, прекрасно, что так есть. Потому что в лю- бое время, как бы трудно нам ни прихо- дилось в этой жизни (а сложности у всех случаются, периодически), это понимание обязательно поможет, поддержит и вновь вселит в душу позитивное восприятие ре- альности (если то пошатнулось). Конечно, нас, орлят, очень много. Но не все, как мы, имели такую возможность - попасть в самый лучший детский центр на Земле. Однако и у них обязательно есть то, что всегда удержит /на плаву/. И нужно знать, что это что-то обязательно связано с прилагательными «прекрасный» и «кра- сивый». Если читал Фёдора Достоевского, то наверняка знаешь его слова про то, что красота спасёт мир. В этой фразе столько смысла, что, когда вдумываюсь в неё, го- лова может пойти кругом. Так вот, на самом же деле, с каждым случаются грустные моменты, когда всё вокруг видится в тёмных тонах, но… сто- ит только случайно взглянуть на голубое небо, поймать языком снежинку, почув- ствовать дуновение ветра, услышать ше- лест листвы деревьев (и это всё относится к «прекрасному» и «красивому»), как тут же тучи внутри рассеиваются, а сердце на- полняет ощущение счастья. Просто мы об этом (особенно - взрослые) часто забыва- ем. О том, что красота лечит. А красивее мира, в котором мы живём, нет ничего на этом свете. Это я о природе сейчас говорю и о том, как в ней всё гармонично устроено. Именно поэтому, когда мы теряем вну- треннее равновесие, стоит обратиться к ней. И с её помощью перенастроить своё душевное состояние. Это ведь не слож- но. Нужно лишь оглянуться вокруг. Кроме шелеста листвы деревьев есть ещё, на- пример, шум моря, пение птиц и многое- многое другое :) В общем, это всё, что я хотела сегодня сказать. Надеюсь, что это тебе поможет. Знание того, что мир вокруг прекрасен. И то, что, зная это (и не забывая), ты всегда можешь получить от созерцания его красо- ты заряд счастья и внутреннего покоя.

Как прекрасен этот мир… Нельзя не согласиться с тем, что природа нашей планеты - особенная. А ещё - изумитель- ная, невероятная, чудесная (и все другие положительные восклицательные эпитеты к ней тоже подходят)! Особенно это чувствуется, когда ты вместе со своими друзьями по отряду бежишь навстречу тёплым волнам Чёрного моря здесь, в «Орлёнке». Но есть ли ещё что-то, что застав- ляет нас снова и снова признаваться в любви этому миру? Мы узнали об этом у ребят, которые приехали во Всероссийский детский центр на десятую смену.

Алексей Петрухин, 11 лет: - Когда я вижу леса, горы или водопады, каждый раз восхищаюсь. Ведь это особенно ценно, когда не ты создал какую-то крутую вещь, а природа сама позаботилась о красоте. Поэтому я всегда рад про- ектам людей, которые делают нашу жизнь лучше, например, таким, как сжигание мусора, переработка отходов или вторая жизнь вещей. Только так мы можем сделать мир вокруг нас чище, а значит, сохра- ним естественную природную красоту. А так как я рисую, то для меня нетронутый человеком ландшафт особенно важен. В моём городе нет гор, поэтому, когда я приезжаю в «Орлёнок», вдохновляюсь го- рами, морем и лесами на новые работы. Как только вернусь домой - сделаю «миллиарды» зарисовок. Ольга Владыченко, 15 лет: - В мире есть люди, которые и делают его прекрасным. Они соз- дают произведения искусства и делятся своими знаниями, умениями и профессионализмом с другими. Например, в «Орлёнок» приезжает много известных талантливых писателей, телеведущих, операторов, которые учат ребят, как развиваться в направлении, которое они вы- брали для своей будущей профессии. Всегда приятно общаться с опытным человеком, который уже чего-то достиг в своей жизни. Да и после таких встреч ты заряжаешься энергией на целый год и готов покорять новые творческие вершины, понимая, как прекрасна наша планета и твоя жизнь на ней. Анна Папушина, 11 лет: - Наша реальность очень интересная. Пока мне всего лишь 11 лет, и я ещё не так много всего видела, но очень этого хочу. А сейчас я люблю жизнь за то, что у меня есть дело, которое приносит удоволь- ствие. Я хожу в студию «Радуга», где мы снимаем кино, мультфиль- мы, озвучиваем их. Это даёт мне не только много новых знаний, но и знакомит с будущей профессией. Да и вообще, любое занятие по- могает саморазвиваться, не сидеть без дела и находить новые зна- комства. А благодаря своей студии я стала больше путешествовать и даже попала сюда, в «Орлёнок». Чему очень рада. Алина Богданова, 14 лет: - Люблю этот мир за то, что каждый раз могу открывать для себя что-то новое. Например, недавно начала писать книгу о четырёх ор- лятах, которые спасают детский центр от разных катаклизмов. «Ор- лёнок» - для меня второй дом, хотя я здесь всего лишь дважды. Мне нравится, что можно веселиться, общаться с друзьями, посещать ин- тересные мероприятия и даже ходить в школу. Там, как оказалось, очень даже весело. Поэтому в один из вечеров, когда мы с моими братьями за чашкой чая делились своими идеями и мечтами, у меня возникли мысли о книге. А когда приехала в «Орлёнок», поняла, что хочу написать о нём, а потом и вовсе подарить своё произведение.

P.S. А по поводу «Орлёнка»… Здесь всё более отчётливо видится. Так уж он устро- ен. Гармонично, как и сама природа :) Дежурный по номеру Анастасия Савиных, Краснодарский край Диана Костюк, Краснодарский край

2 Главное событие Погружение в мир /Легенд Орлёнка/ Тусовка+

Или о том, как во Всероссийском детском центре снимают БОЛЬШОЕ кино :)

Тебе наверняка известно, что «Орлёнок» часто становит- ся площадкой для съёмок различных фильмов. Но юбилей- ный для нашего любимого центра год (ему исполнилось 60 лет) стал по-настоящему особенным. Потому что в этот раз на территории Всероссийского детского центра проходят съёмки полнометражного художественного фильма в жанре фэнтези по мотивам орлятских легенд! Это настолько круто, что я не смогла удержаться и не разузнать о том, как снимается реаль- ное кино, а заодно - познакомиться с актёрами и съёмочной группой. А теперь готова рассказать и тебе.

- За этот фильм мы боролись с корона- вирусом. У нас уже было всё организовано, свёрстаны графики, съёмки должны были на- чаться ещё весной, но пандемия спутала все карты, - прокомментировал директор центра Александр Джеус. - Несмотря на это, мы не отказались от наших планов. И сейчас, осе- нью, смогли перезапустить процесс. Надеем- ся, что «Легенды ОРЛЁНКА» будут сняты так, как и задумывалось изначально. Хотя пере- житое время всё же внесло свои коррективы, но они только к лучшему, я в этом уверен. Наверное, стоит сказать несколько слов о сюжете фильма, название которого, как ты уже понял, «Легенды ОРЛЁНКА». Не зная о старой легенде, девочка Маша случайно пробуждает заточённого в камень одного из семи волшебных старцев. А если волшебство началось, его уже не остановить! Вместе со своими новыми друзьями героине предстоит разгадать тайну, обрести веру в себя, спа- сти дружбу, научиться ценить искренность и справедливость. Добро и зло будут бороться за души детей, ставя их в сложнейшие обсто- ятельства, принуждая проявить самые скры- тые, самые потаённые чувства. Здесь будет и история о первой юношеской любви, будет и любовь двух вожатых, которая закончится свадьбой… Такова главная сюжетная линия филь- ма. Ты уже догадался, что главными героя- ми кинокартины стали именно дети. Причём в съёмках приняло участие так много юных актёров, что из них сложилась целая коман- да - киноотряд. Приехали они в «Орлёнок», конечно, для того, чтобы сниматься в филь- ме, но при этом успевают жить и обычной орлятской жизнью, как и другие орлята. У них всё по расписанию, ходят строем… На море, правда, купаться их не отпускают. Дело в том, что им нельзя… загорать. Причина понятна: сегодня ты в кадре бледный, а на следующий день уже с красной кожей - гримёры такому точно не обрадуются. Но зато можно ходить в бассейн. А ещё они придумывают какие-нибудь мероприятия, например, квесты, ходят на экскурсии, даже орлятскую школу посещают (пусть и три раза в неделю, но ты сам понима- ешь, что с таким графиком по-другому никак) и, конечно, постоянно участвуют в съёмках. - Для меня это первый опыт работы в та- ком большом проекте, - призналась мне юная актриса Соня Хлызова. - Поэтому первые дни мне давались тяжело. Только представь: первый съёмочный день и сразу - 12-часовая смена. Я тогда ещё и не выспалась ко всему прочему. Но такова работа актёров. Со вре- менем ко всему привыкаешь. А вообще, в «Орлёнке» мне очень нравится, даже уезжать отсюда не хочется. Есть среди ребят уже и опытные актёры, для которых съёмки в фильмах - работа и практически образ жизни. Среди них - Даниил Муравьёв-Изотов. Одна из известных кино- картин, в которой он снимался, - «Ёлки 1914». Помните новеллу про Нижний Новгород и ма- ленького мальчика в шапке с большими гла- зами? Это и есть Даниил. - В фильме я исполняю роль шахмати- ста Николая. Моему герою предстоит стать частью команды и найти друзей, - рассказал актёр. - А что касается меня, то я часто бы- ваю в «Орлёнке» как гость на фестивалях, где показывают фильмы с моим участием. Но именно на смене я здесь первый раз. И уже успел понять, как это здорово - быть в отряде с другими ребятами. Мне очень всё это нра- вится. Надеюсь, в будущем у меня получится приехать сюда на полноценную смену не как актёр или гость фестивалей, а как обычный орлёнок. Даниил, как оказалось, совсем не вол- нуется перед съёмками. И считает, что если Как и положено в любом кино, самая первая фраза съёмочного процесса - «Камера! Мотор!» - сопрово- ждается «посудобьющей» традицией. 10 сентября у Чаши слёз (рядом со «Звёздным») был снят первый дубль фильма и разбита тарелка, которая и положила начало «Легендам ОРЛЁНКА». Участниками торжественного момента стали директор ВДЦ «Орлёнок» Александр Джеус, продюсер кинокартины Лариса Преториус, режис- сёр Ольга Беляева, орлята-актёры, вся съёмочная группа, организаторский состав детского центра. снимали одну и ту же сцену. Так что при про- смотре этой кинокартины зрители точно не пропустят ни одну деталь, - сказал Кирилл Белобородов. И тут же продолжил. - Я, кста- ти, Кирилл, который играет Кирилла. Для съёмочной группы это очень удобно, когда не нужно запоминать два имени. Мой герой сначала был плохим, а потом стал хорошим. У меня была сцена, которую мы снимали в море. По сценарию я должен был тонуть. Са- мому мне этого делать не пришлось - в этом мне помогли каскадёры, которые тоже есть в нашей команде. Если бы их не было, было бы сложнее. А вообще, сцена тогда классная вы- далась, в открытом море смогли искупаться… Одним из главных испытаний для ребят и всей съёмочной группы стала жара. Поэтому ты можешь представить, как сложно было делать так много дублей на пляже под этим палящим солнцем, намазанным не одним слоем солнцезащитного крема. Случались на съёмочных площадках и дожди. Не насто- ящие, правда. Роль дождя исполняла вода из водовоза, распылявшаяся в виде крупных дождевых капель через специальную трубу, подсоединённую к этому самому водовозу с помощью шланга. Думаю, одной из самых запоминающихся сцен стала сцена дискотеки в лагере. На один вечер площадь детского лагеря «Дозорный» преобразовалась - её украсили большими красивыми баннерами, цветными фонарями и превратили в настоящий танцпол. Все ре- бята-актёры, а также участники массовки (а это орлята, вожатые, сотрудники центра) тан- цевали, веселились, а между делом и кино снимали. Но это шутка, конечно. Веселье весельем, а к съёмкам фильма всё же все подошли серьёзно и сняли так, как и требо- валось. Но всё же этот день в памяти всей съёмочной группы остался надолго. Съёмки в самом разгаре. Фильм продол- жат снимать в «Орлёнке» до середины октя- бря. Кстати, ты можешь следить за новостями и за тем, что происходит на съёмочной пло- щадке, в режиме онлайн. Нужно лишь под- писаться на страницу фильма в Инстаграме - @legendi.orlenka. И, конечно, жди премьеры. Она состоится уже осенью следующего года. До встречи в кинотеатре! Я тоже там буду - увидимся на соседних креслах! текст, грим и костюм готовы, а с режиссёром и продюсером всё обговорено, то и поводов для беспокойства нет. А вот его коллега, 17-летняя Екатерина Самуйлина, известная по роли Юли Оль- шанской (в детстве) в фильме «Большой» Валерия Тодоровского, напротив, очень переживает. - Я не часто буду появляться в кадре, но даже эта небольшая роль в «Легендах ОРЛЁНКА» - огромное счастье для меня, - поделилась со мной своими чувствами Катя. - Это невероятное место, в которое я возвращаюсь уже четвёртый раз. И от каж- дой поездки получаю много впечатлений. Только неделю назад я приехала с фести- вальной (девятой) смены и снова здесь. Эта киноработа для меня много значит, как и для всех детей и взрослых, которые сюда приезжают. Поэтому я и волнуюсь. Но верю, что у нас всё получится. Как проходит съёмочный день? Подъём в 7.30. Может быть и раньше, если какую-то сцену необходимо снять рано утром, а может и позже, если вчера съёмки закончились уже за полночь. Рабочая смена - 12 часов. Ребята приходят на съёмочную площадку. Первым делом нужно переодеться и наложить грим. Потом, непосредственно перед съёмками, проходят репетиции: вместе с режиссёром Ольгой Беляевой юные актёры проигрывают сцену от начала до конца, уточняют какие-то детали. Потом ожидание, когда всё будет на- строено и вся съёмочная команда будет гото- ва. Все расходятся по своим местам и - «Ка- мера! Мотор! Начали!». Вот, например, сцена на пляже. Кто-то купается в море, кто-то играет в волейбол на берегу. Один из героев разучивает движения для плавания прямо на песке, а двое других стоят в стороне, наблюдают и смеются над ним. В это время ещё двое ребят пробегают мимо в сторону моря. Всё это нужно сыграть одновременно, при этом - несколько раз, по- тому что оператору необходимо сделать не- сколько кадров - общие, крупные, да ещё и с разных ракурсов. Бывает такое, что один съёмочный день (а это, напомню, 12 часов!) может уйти на то, чтобы снять одну минуту фильма! Представ- ляешь, как всё серьёзно? - Я до этого уже снимался в фильмах, в том числе и в больших проектах, но ни разу не видел, чтобы так подробно со всех сторон

Анна ВОРОБЬЁВА, Москва

Главное событие 3 Только у нас! САМ СЕБЕ РЕЖИССЁР

Это ещё вопрос - кто в этом году сильнее всех ждал этой встречи и надеялся, что она состоится - ребята с камерами в руках или про- фессионалы мира кино и телевидения? Хотя это уже не так важно, ведь время фотовспышек, полезных советов, интервью и мастер- классов всё же настало! И уже, представь, в 15-й раз! Да-да, 15 лет подряд «Орлёнок» становится домом для всех, кто неравнодушен к миру искусства. Поэтому я тоже вооружилась фотоаппаратом, блокнотом и ручкой и пошла знакомиться с теми, кто приехал сюда, на Всероссийский открытый фестиваль-форум детского и юноше- ского экранного творчества «Бумеранг». Приготовься узнать про все тайны съёмочного процесса и лайфхаки, которыми с удоволь- ствием делились приглашённые гости с орлятами.

ют сюда уже не первый год, есть коллекция или даже целая тарелка из таких осколков! Но встречаются и такие, как 13-летний Иван Дьячков из Коломны, который снимает кино в «Орлёнке» впервые. - Про «Бумеранг» я услышал от своего старшего брата, он здесь был не только опе- ратором, как и я сейчас, но ещё и звукоре- жиссёром, - поделился своей историей Ваня. - Брат рассказывал мне, как правильно по- строить кадр, как сделать хороший звук. И я так этим вдохновился, что и сам приехал в «Орлёнок». Благодаря «Бумерангу» в нашей семье теперь целая династия операторов! Кстати, Иван отвечает за съёмку сцен фильма «Половинка», который готовил чет- вёртый киноотряд («Бумеранг» по традии расположился в детском лагере «Звёзд- ный»). Мальчик по секрету рассказал мне, что изначально ему было очень тяжело но- сить технику от локации к локации. А это и камера, и штатив, и световые приборы! Но теперь всё это вошло в привычку. Однако брать киноинвентарь, как и прежде, мож- но только оператору и режиссёру. Тут Ваня просто так это ответственное дело доверить другому не может. И правильно! Ведь каждое оборудование, с которым работают ребята, требует к себе бережного отношения. Об этом своей команде всё время напомина- ла куратор четвёртого киноотряда Надежда Кочурова и следила за тем, чтобы ни одна упаковка от фотокамеры не лежала просто так на песочном пляже во время съёмки той же «Половинки». - Мы снимаем короткометражный фильм о том, как дети стараются не повторить оши- бок своих родителей, о том, как старые ссоры в конце концов забываются и люди мирятся, пусть и спустя какое-то время, - рассказала Надежда. - Ребята работают слаженно, поэ- тому в коллективе у нас дружная атмосфера. Но иногда всё же не хватает мегафона и ре- жиссёрского кресла. Ведь мы же настоящая съёмочная площадка. Кстати, съёмочных групп на «Бумеран- ге» было сразу несколько. Смотришь, здесь гримируются, тут настраивают камеру, чуть дальше актёры уже работают в кадре, а кто- то выбирает образ в костюмерной. Любопыт- ТАЙНЫ МИРА КИНО Как оказалось, чтобы влиться в ряды бумеранговцев, совсем не обязательно на- девать синюю футболку (а это их отличи- тельный атрибут!). Достаточно просто во- оружиться камерой и идти за ребятами по пятам. А так как все тут заняты своим делом, то новобранца они просто могут не заметить или, наоборот, принять за своего. Так соб- ственно и получилось. Поэтому мне легко удалось проникнуть на съёмочные площад- ки, где находятся исключительно актёры, режиссёр, оператор и их помощники, а так- же - на встречи с известными людьми (о них чуть позже). Представляешь, у орлят здесь есть свои должностные обязанности! Да-да, именно должностные! Ведь, прежде чем начать ра- ботать, каждый проходит небольшой кастинг, где кураторы выбирают, кому быть операто- ром или корреспондентом, а кто будет ко- ротать своё время «в обнимку с компьюте- ром», превращая видеокусочки в настоящий телесюжет. Есть и те, кто разбирается во всём этом наравне с руководителями, поэто- му им предоставляется возможность самим определиться, кем же быть. - Некоторые ребята у нас уже самостоя- тельно работают - снимают и озвучивают сю- жеты, - рассказала куратор телевизионного направления «Оперативные новости» Мари- на Евсеева. - Таких детей я ставлю в пару с начинающими корреспондентами и операто- рами, чтобы у каждого был свой наставник. Таким образом, на съёмку идут не два чело- века, как обычно, а три, четыре. Это помога- ет им не только быстрее влиться в рабочий процесс, но и подружиться друг с другом. НИ ДНЯ БЕЗ СЪЁМОК И ДРУЖБЫ Учатся чему-то новому орлята и у своих сверстников. А во время такой учёбы успе- вают не только новые знания получить, но и подружиться. Да и иначе никак - это же фо- рум детского творчества, а когда, если не в детстве, нужно находить себе друзей. - Здесь у ребят происходит творческий взаимообмен, - отметил куратор телевизи- онного направления «Бумеранг ON AIR» Алексей Малютин. - Конечно, у всех разный уровень подготовки, так как каждый занима- ется в своей студии. Но здесь все стараются помогать друг другу. Да и мне с ними инте- ресно работать, ведь дети приезжают сюда совершенно с другой мотивацией - у них го- рят глаза, они многому хотят научиться. Кстати, команда под руководством Алек- сея Ивановича выпускает каждый день двад- цатиминутный видеожурнал «Бумеранг ON AIR», где есть место новостям и креативным рубрикам. Два раза в день орлята собирают- ся на планёрку, чтобы дать волю своим иде- ям и творчески поработать. А потом юные журналисты самостоятельно бегут искать локации и героев для съёмок, записывают видео и монтируют. И через несколько часов «Орлёнок» смотрит уже готовый свежий вы- пуск видеожурнала. Командный дух есть и внутри комнат, где проживают бумеранговцы. Например, каза- лось бы, параллельные миры кино и телеви- дения не могут пересекаться, хотя камера и микрофон есть у обоих, но на «Бумеранге» эта разделительная черта давно стёрлась. И уже никого не удивишь увлекательной бесе- дой между «киношником» и «телевизионщи- ком». - У нас в комнате есть замечательная девочка Лиза, - рассказала мне 15-летнаяя Татьяна Федотова из Москвы. - Она так мно- го всего знает, что даже провела для меня мастер-класс «Как снять хорошее кино», хотя сама я из ТВ-смены. Это было так ин- тересно, что теперь мне хочется ещё чему- нибудь у неё поучиться. ство - это, конечно, здорово. Но нужно быть ещё и внимательным, чтобы ненароком не стать лишним человеком в кадре. А тут это вполне возможно. Хотя сами бумеранговцы только и рады лишний раз мелькнуть в ка- дре. И не важно, будет это роль корреспон- дента или просто человека, проходящего по аллеям детского центра. Главное же, по- пасть в хроники этого праздника кино и теле- видения. - Так как я являюсь корреспондентом, то готовлюсь к съёмкам основательно, - от- метила 12-летняя Александра Чернякова из Москвы. - Для меня это больше, чем минута в кадре. Это ответственная работа. Чтобы речь была чёткой, я каждое утро делаю раз- минку для лица и языка. А свой текст всегда стараюсь проговаривать перед зеркалом.

УРОКИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ Немало внимания артикуляционной гим- настике уделила и советская и российская телеведущая, диктор телевидения Татьяна Судец на мастер-классе, который она прове- ла во Дворце культуры и спорта (ДКиС). - Юным тележурналистам я советую лю- бить свою работу, искать и показывать что- то хорошее и обязательно заниматься тех- никой речи, - сказала Татьяна Судец. - Часто бывает так, что, вроде бы, интересный веду- щий, интересный материал, а во рту каша. Поэтому всем необходимо учиться правиль- но говорить. А у тех, кто работает на телеви- дении, речь всегда должна быть чистой! Татьяна Александровна провела для ре- бят даже не столько мастер-класс, сколько разбор полётов. Во время встречи был по- казан выпуск видерожурнала «Бумеранг ON AIR», после просмотра телеведущая похва- лила юных журналистов, но тут же сделала несколько замечаний. А по негласным пра- вилам этого фестиваля слова обязательно должны подкрепляться практикой. Вот и Та- тьяна Судец провела с орлятами из «Звёзд- ного» артикуляционную гимнастику. Весь зал ДКиС начал тянуть сначала а-а-а, потом у-у-у (и я в том числе). И никто не отмал- чивался. Ведь не каждый же день удаётся поработать над своим речевым аппаратом вместе с диктором центрального телевиде- ния и ведущей детской передачи «Спокой- ной ночи, малыши». Кстати, помимо Татьяны Александровны на детские вопросы ответили и другие при- глашённые гости, например, блогер Юлия Джулпа, телеведущий Дмитрий Борисов, писательница Ксения Драгунская, киноо- ператор Евгений Корженков. И если Юлия делилась секретами, как преодолеть свой страх и начать снимать себя на телефон в общественном транспорте, то Ксения Викто- ровна прочитала несколько своих рассказов и проанализировала с ребятами пьесы со- временных авторов. Вообще, «Орлёнок» не скупился на встречи с известными людьми и профессионалами своего дела, поэтому снимать и монтировать действительно было о чём и о ком.

ТИШИНА НА ПЛОЩАДКЕ! Но на этом подготовительная часть не заканчивается. Важно по кинотрадиции разбить тарелку о штатив. Самая главная, например, разлетелась на кусочки ещё на открытии. Тогда от посуды за один миг не осталось ничего. Знаешь почему? Потому что получить пусть и маленький символ фе- стиваля хочет каждый бумеранговец. Я, кста- ти, тоже успела взять себе этот талисман:) Наверное, у тех ребят, которые приезжа-

P.S. Кстати, тема этого форума «Диалог поко- лений». Именно поэтому в киноработах ор- лят так часто встречаются проблемы «отцов и детей», дружба между поколениями, взаи- мопонимание, уважение и любовь. Что касается последнего, то в этом чув- стве «Орлёнку» признаются всё больше и больше людей. Исключением не стала и Марина Евсеева, которая вместе со своими бумеранговцами приехала сюда первый раз и уже при слове «разъезд» еле сдерживает слёзы. - Я всю жизнь мечтала попасть в «Орлё- нок», - отмечает Марина Евсеева. - И толь- ко сейчас моя мечта сбылась. Поэтому я не представляю, как буду отсюда уезжать. Те- перь это наш второй дом.

Анастасия Савиных, Краснодарский край

4 Главная тема Как прекрасен этот мир! Или о том, как тематическая смена «Лесной подрост» вновь собрала в «Орлёнке» тех, кто с природой уже давно на ТЫ

Смена+ С каждым годом тема экологии становится всё популярнее, а ребят, заинтересованных в сохранении природы в её естественном виде, - всё больше. «Орлёнок» же своими ухоженными лужайка- ми, яркими цветочными клумбами и зелёными рощами каждый раз напоминает нам, как прекрасен мир, который нас окружает. И уж кто-кто, а участники смены «Лесной подрост» точно знают, почему всем нужно бережно относиться к экосистеме, в которой мы живём. Чтобы раскрыть этот секрет, я решила отправиться вместе с орля- тами на изучение флоры не только детского центра, но и Красно- дарского края. Что из этого получилось, читай в моём материале.

шают и на море ходят, ты ошибаешься! После каждого прослушанного матери- ала ребят ждёт настоящая проверка. И справиться с ней важно каждому отряду (всего их 13), потому что награждать бу- дут только ту команду, которая набрала больше баллов за правильные ответы, чем остальные. - Вместе с вожатыми ребята переходят в рамках большой игры «Знатоки леса» (ЗЛ) от станции к станции, - рассказала воспитатель детского лагеря «Стреми- тельный» и одновременно куратор «ЗЛ» Полина Семичастнова. - Я направляю ко- манды и рассказываю о том, что их ждёт и как себя нужно вести. А для этого есть три правила: прислушиваться друг к другу, не падать духом и - один за всех, и все за одного. Командный дух действительно в этом деле важен. Разве можно добиться успе- хов, если вы врозь? Конечно же, нет! Но в одном отряде я всё же заметила весьма противоположную тенденцию. Ребята там и вовсе попросили педагога не спраши- вать одного мальчика. «Только Максу не давайте слова!» - кричали его товарищи по команде. Мне даже как-то жалко стало этого Максима, и я сразу же решила у него узнать, в чём же дело. - Первый раз я попал сюда в 13 лет, - по- делился своей историей Максим Беседин из Новороссийска. - И после той поездки моя жизнь изменилась. Я начал профиль- но заниматься биологией, ездить на ре- гиональные и даже всероссийские слёты лесничества. И за то, что в «Орлёнке» я уже пятый раз, ребята называют меня «де- дом», но, конечно же, в шутку. Я нисколько не обижаюсь, ведь сам знаю, что «Лесной подрост» для меня уже больше, чем про- сто смена. Кстати, помощь друга, точнее Мак- са, команде так и не пригодилась. Ребята сами смогли ответить на все вопросы пре- УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЛЕСА Именно так называлась интерактивная лекция, на которую я первым делом и по- шла. Отыскать ребят из «Лесного подро- ста» можно так же легко, как и участников «Бумеранга». Всё дело в их яркой отличи- тельной экипировке. Если атрибуты буме- ранговцев цвета неба, то представители лесного дела предпочтение отдают окра- ске растительного мира. Еле разглядев среди зелёной листвы деревьев такого же цвета футболки, я не- заметно влилась в ряды юных биологов и стала вслушиваться в рассказ приглашён- ного из Апшеронского лесхоз-техникума специалиста. Когда выступающий лектор вдруг произнесла слово «рекреация», я немного засомневалась, туда ли я пришла. Но адрес оказался точным, да и слово ре- креация, как оказалось, тоже есть в лесном хозяйстве. Рекреационными лесами назы- вают зелёные зоны, которые предназначе- ны для отдыха людей. А о последствиях такого отдыха, точ- нее о защите охраны леса, говорили уже на другой площадке (всего их было три). И если ответственность за вред со сторо- ны насекомых, например, клопов, мы мо- жем частично взять на себя (обрабатывать территории), то за возгорание парка после непотушенного костра придётся отвечать не только нам, но и природе. О причинах и разновидностях лесных пожаров ребята и беседовали с педагогом. Оказалось, что вопросов для обсуждения тут очень мно- го. Сам процесс тушения, как рассказали орлятам, - дело весьма сложное и дорого- стоящее. Да и вообще, все мы, слушатели, пришли к выводу, что лучше никогда не сталкиваться с этим опасным явлением и уж точно не становиться его причиной.

кем конкретно хочу быть, но то, что моя профессия будет связана с биологией как наукой - это точно! подавателя, а было их 10! Поэтому, полу- чив свои заслуженные высокие баллы, орлята с гордостью пошли на следующую площадку, произнеся фразу: «И даже /дед/ не помогал!». А Максим действительно не помогал! Я следила!:) Помимо лекций и викторин участники смены пробовали себя в экологических квестах, познавательных занятиях и играх, а также смотрели фильмы, что помогало им ещё больше узнать про мир природы. Одной из таких кинокартин стала «Особо охраняемые природные территории Крас- нодарского края», которую ребята посмо- трели в зале Дворца культуры и спорта. После юные зрители ещё раз убедились, как многообразна и прекрасна природа родных уголков. А потом вместе с лекто- ром они стали перечислять красивые ме- ста, которые есть в их районах и населён- ных пунктах. ДРУЖБА С БИОЛОГИЕЙ И ЭКОЛОГИЕЙ Кстати, с биологией ребята дружат ещё со школы. И для этого даже создаются спе- циальные биологические классы. И пока школьники знакомятся с этим предметом в рамках обычной программы, юные биологи отдают предпочтение углублённому изуче- нию. Например, Иван Ковынев, с которым я пообщалась, учится сейчас в шестом классе, а уже постигает азы биологии за 9-й! Представляешь? И это вовсе не шутки! - Каждую неделю у нас два урока, плюс два часа отводится на занятия в субботу, - отметил Ваня. - В нашем городе есть и кру- жок биологистов. Но туда можно попасть только тем, кто так же, как и мы, занимает- ся углублённо биологией. А для этого нуж- но сдать ещё в начальной школе тест на хорошую оценку. Теперь и ты знаешь, сколько усилий тра- тят участники смены, чтобы сюда попасть. Нужно участвовать в конкурсах, олимпиа- дах, ходить на кружки, много читать. А ещё - интересоваться всем, что связано с приро- дой и лесничестваом Хотя ребята не только интересуются экологией, но и стараются её улучшить. Например, 14-летний Сергей Лю- щук из Апшеронского района Краснодарско- го края, пока все ребята вместе с педагогом рассматривали местные растения, успевал и выбросить в сортировочные урны подо- бранный с земли небольшой мусор. - Потребность в чистоте у меня уже во- шла в привычку, - рассказал Серёжа. - Сна- чала я заметил какой-то фантик, а потом уже просто не смог пройти мимо и другого мусора. После смены «Лесной подрост» ты начинаешь ощущать ещё больше ответ- ственности за свои и чужие поступки. А ког- да я вернусь домой, наверное, задумаюсь и о сортировке мусора. Знаешь, а ведь это самое главное во всей смене - чтобы после возвращения в свои го- рода ребята продолжали и там беречь при- роду и помнить, как для всех нас важна её естественная красота. А может, и ты после прочтения этого материала тоже последуешь примеру Сергея и начнёшь делать этот мир не только чище, но и лучше. Я в это верю :)

УЧЁБА НА БЕРЕГУ МОРЯ - Мне очень нравится идея с обучени- ем, - отметил 12-летний Иван Ковынев из Новороссийска. - Мы одновременно отды- хаем и тут же углублённо изучаем биоло- гию. Куда интереснее заниматься на при- роде под шум моря и пение птиц, чем в школе, сидя в кабинете за партой. Здесь можно не только услышать про какие-то деревья, но и увидеть их. А так куда лучше запоминается информация. Этот формат понравился и специали- стам, многие из которых уже не первый год приезжают сюда, чтобы поделиться с орля- тами своими знаниями и опытом. - Мы едем «Орлёнок» с удовольстви- ем, - отметила преподаватель Апшерон- ского лесхоз-техникума Татьяна Столяро- ва. - Приятно работать с детьми, которые хотят чему-то научиться и быстро всё за- поминают. Всю информацию, которую мы им дали, ребята усвоили и выдали с таким удовольствием, что нам ничего не оста- лось, как поставить высокие баллы. Спа- сибо детям и «Орлёнку» за организацию этой смены! Не скупятся на благодарность и орлята. Многим «Лесной подрост» помог опреде- литься с выбором будущей профессии и даже поступить в тот же техникум, откуда и приезжают лекторы. - Именно после «Орлёнка» я стал этим основательно заниматься, хотя до этого часто участвовал в олимпиадах - расска- зал Максим Беседин. - Пока ещё не знаю,

Знатоки леса Но если ты думаешь, что участники «Лесного подроста» только лекции слу-

Диана Костюк, Краснодарский край

Лидерская страничка 5 Отличная встреча. Детская дипломатия дружбы Присоединяйся!

Смена под таким названием завершается сейчас в детском лагере «Комсомольский» ВДЦ «Орлёнок»

Правда, только из названия не совсем понятно, чем же всё- таки занимались все эти три недели ребята и ради чего они приехали в «Орлёнок». Но не переживай - я во всём разо- бралась, а сейчас помогу разо- браться и тебе. Начнём?

Вступление В первую очередь стоит сказать, что смена эта организована Международным союзом детских общественных объедине- ний «Союз пионерских организаций - Фе- дерация детских организаций» (если корот- ко, то просто СПО-ФДО). А собрала она в «Орлёнке» не обычных ребят, а предста- вителей различных детских общественных организаций и активистов школ из Москвы, Московской области, Краснодарского края и Республики Адыгея. Кстати, я узнала интересный факт: в этом году СПО-ФДО отмечает своё 30-ле- тие (1 октября). Но ещё более интерес- но другое. Ведь началось всё с того, что именно в «Орлёнке» и именно в детском лагере «Комсомольский» сегодняшний за- меститель председателя Международного союза детских общественных объедине- ний Ирина Фришман встретила когда-то людей, в команде с которыми в будущем и создала СПО-ФДО. И первую свою смену для ребят-активистов со всей страны они провели тоже здесь, в детском лагере, зна- менитом своими «бочками» (особенными домиками). С тех пор СПО-ФДО и «Орлёнок» не- разлучны. Каждый год сюда приезжают подростки - лидеры детских обществен- ных объединений, чтобы узнавать что-то новое, реализовывать себя и делиться опытом. Этот год не стал исключением, даже несмотря на пандемию. Пусть смогли при- ехать ребята только из некоторых регио- нов, но они своими силами сделали эту смену по-настоящему продуктивной. Ка- ким образом? Кажется, настало время это узнать.

терпеть, если им что-то не нравится. Они возьмут и пойдут это менять, или хотя бы попробуют что-то исправить. Так что и детская дипломатия имеет определённое влияние. Именно её значи- мость ребята, участники смены, обсудили во время телемоста с представителями Международного детского центра «Артек», Национального детского центра «Зубрёнок» (Белоруссия) и Музея Героя России, Чрезвы- чайного и Полномочного посла РФ в Турции А.Г. Карлова» (Турция). В рамках онлайн-об- щения все участники высказали своё мнение о таких понятиях, как дружба и дипломатия. Таким образом, они хотели привлечь внима- ние к деятельности лагерей в направлении детской дипломатии, развития культуры мира, формирования ценностей дружбы, межкультурного взаимодействия и сотрудни- чества детей и молодёжи стран мира. - Накануне телемоста я работала над текстом, темой которого взяла именно дет- скую дипломатию дружбы, а если конкретно - отношения между разными детьми, напри- мер, в тех же отрядах в лагерях, - рассказа- ла мне Настя Боровикова, представляющая Национальную организацию российских скаутов-разведчиков. - Каждый год «Орлё- нок» и тысячи других центров и лагерей по всему миру принимают абсолютно разных детей. И среди них есть те, кто не похож на других, ведёт себя немного иначе. Напри- мер, слишком агрессивен или, наоборот, чересчур спокоен. И часто такие дети стал- киваются с недопониманием в обществе с другими ребятами. У нас, скаутов, есть та- кой закон: скаут - друг всем и брат любому другому скауту. Где бы он ни находился. Так должен поступать каждый человек. Не нуж- но отворачиваться от тех, кто, казалось бы, на нас непохож - нужно пытаться находить что-то общее и помогать им вливаться в об- щение с другими. Я хочу призвать каждого прислушиваться друг к другу. Именно об этом и смена «Отличная встре- ча. Детская дипломатия дружбы». Давайте и мы будем прислушиваться друг к другу, об- щаться и вместе делать этот мир лучше. фликтов конструктивно - это такой навык, который необходим всем. И взрослым, и детям. ческой арене, если их жители не смогут нормально разговаривать и контактиро- вать друг с другом. Именно этому и учит смена «Отличная встреча. Детская дипломатия дружбы» - нормальному взаимодействию друг с дру- гом. Причём «обучение» это происходит в процессе участия в переговорных, дискус- сионных, творческих и образовательных площадках, во время самостоятельной ор- ганизации мастер-классов и создания твор- ческих и социальных проектов. Никита Ворошнин из Краснодарского края, например, во время смены проводил мастер-классы по Soft Skills. Выяснилось, что это гибкие навыки, которые могут нам пригодиться в обычной жизни. Например, самопрезентация - умение, которое может использоваться практически в любой сфе- ре деятельности. Или ещё - Soft Skills раз- вивает эмоциональный интеллект - учит понимать свои и чужие эмоции, уметь их контролировать. - Есть определённые тренинги, которые эти навыки тренируют, - продолжил расска- зывать мне Никита. Оказалось, что он ещё является и сертифицированным тьютором по Soft Skills. - Я даю ребятам определён- ные задания, которые они выполняют. На- прягают свой мозг и посредством этого раз- вивают свои умения. Как видишь, ребята приехали на сме- ну уже с определённым опытом, и этим опытом они делятся друг с другом во вре- мя подобных мастер-классов. При этом темы разные: работа в кадре, актёрское мастерство, медитация, тут даже выши- вание и моделирование из воздушных шаров есть. - Конечно, сначала кажется непонят- ным, как связаны эти темы и дипломатия. Но мы, в первую очередь, хотим выстро- ить отношения между детьми, между деть- ми и вожатыми и специалистами лагеря и центра, - объяснила мне специалист сме- на Елена Лобынцева. - И именно это про- исходит во время проведения подобных мастер-классов, дискуссий, создания со- вместных проектов. Детская дипломатия дружбы. Ключевое слово «дружба». Мы в лагере учимся дружить, выходить из кон- Будущее в руках детей И всё же дети и дипломатия в плане от- ношений между государствами связаны. Спросишь, как? А я тебе сейчас расскажу. Помнишь историю маленькой американ- ской девочки Саманты Смит? В 1981 году она обратилась в письме к руководителю СССР с вопросами, волновавшими многих в разгар холодной войны. По приглашению Юрия Андропова летом 1983 года она при- ехала в СССР: посетила Москву, Ленинград, побывала в «Артеке». Но важно другое - для всего мира эта юная американка стала послом доброй воли и открыла новую стра- ницу в отношениях двух государств. Эта история является подтверждением того факта, что дети могут оказывать влия- ние и на общественно-политическую жизнь, и даже на дипломатические отношения между государствами. Многие участники смены, кстати, тоже с этим согласны и име- ют свои мнения на этот счёт. - Видишь, я держу печеньку, - рассказал и наглядно показал мне Андрей Коротков из Краснодарского края. - Представь, что эта печенька - будущее, которое сейчас нахо- дится в моих руках, как в руках миллионов других детей. Если мы, дети, не будем на него влиять, то кто это будет делать? Мы со- бираемся в детские организации для того, чтобы что-то поменять, преобразовать, что- бы кого-то чему-то научить. Мы живём для того, чтобы мир становился лучше. А иначе вот эта печенька в моих руках просто разва- лится, и мира как такового не будет. Алиса Марук, представляя студию ко- стюма «Ариадна» из станицы Тбилисской Краснодарского края, тоже согласна с мне- нием о том, что дети могут иметь своё слово в общественной жизни. - В истории много примеров детей, кото- рые действительно повлияли на этот мир, поменяли чьё-то мировоззрение, - аргумен- тировала она. - Некоторые взрослые просто боятся изменений, боятся резко что-то по- менять в жизни. А вот мы, наоборот, готовы к изменениям. Многие подростки не будут

Дети и дипломатия Что ты представляешь, когда слышишь слово «дипломатия»? Признаюсь честно, у меня в голове тут же всплывают обра- зы дяденек в строгих костюмах, стоящих на фоне флагов разных стран и подписы- вающих какие-то документы. А вот орга- низаторы и участники смены считают, что дипломатия - это не только про отношения между государствами, но и про человече- ское общение. - Людей можно воспринимать как часть государства, а можно каждого че- ловека рассматривать как отдельное государство, - высказал своё мнение по этому поводу Денис Закариев из Крас- нодарского края. - Как и у любой стра- ны, у человека есть свои ресурсы, ин- тересы, права и обязанности. Поэтому я считаю, что дипломатия - это прежде всего про общение между людьми. Даже если говорить об отношениях между государствами, невозможно выстроить нормальное взаимодействие на полити-

Мария Толмачева, Москва

6 Увлекательная страничка Терпенье, смекалка и труд к решению задачи приведут

Или секреты подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников юных математиков в «Орлёнке» Смена++ В сентябре в «Орлёнке» можно встретить ребят с серьёзным и задумчивым взглядом, как будто они только что вышли с урока алгебры, геометрии или физики. Можно сказать, что мы недалёко ушли от истины. Это участники смены «Юный математик»! Все они достигли успехов в математических конкурсах и олимпиадах. И сюда подростки приехали в первую очередь, чтобы обменять- ся опытом, открыть для себя новые знания в математике, стать ещё ближе к победе на Всероссийской олимпиаде школьников и, конечно же, найти единомышленников. Поэтому практически каж- дый день они посещают занятия педагогов-математиков, препо- дающих в ведущих вузах страны, таких, как Московский физико- технический институт, Адыгейский государственный университет, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова и другие. Наша редакция заглянула к юным вундеркиндам и узнала из первых уст о том, зачем нам всем так нужны точные науки в жизни. Обо всём этом читай в моём материале!

Включить логику! Заходя в аудиторию, я почувствовала атмосферу настоящего урока математики в школе. Полная тишина, на столе лежат ручки, тетради и листочки с заданиями, ребята со- средоточены и внимательно слушают голос преподавателя. Занятие начинается с раз- бора задач, которые дети решали раннее. С некоторыми подростки справились на «от- лично!», а другие наоборот вызвали затруд- нения. Но, благодаря объяснениям педагога, всё окажется понятным и даже очевидным. Ведь в решении олимпиадных задач нужно не только применять определённые алгорит- мы, но и обязательно включать логику. После работы над ошибками, юные мате- матики переходят к изучению новой темы. Се- годня вместе с преподавателем они разбира- ют то, что часто встречается на олимпиадах. Это «чередование». Кстати, это слово я услышала впервые, в школе мы такого точно не проходили. Чередование в математике заключается в чётности и нечётности чисел. Свойства чередования легко объясняются на приме- ре вращения шестерёнок в часах. Ребятам дана такая задача: «На плоскости распо- ложено девять шестерёнок, соединённых и замкнутых по цепочке. Могут ли все шесте- рёнки вращаться одновременно?». Чтобы прийти к верному решению, нужно, прежде всего, хорошо подумать. Орлята рассуждают так - первая /нечётная/ шестерёнка вращает- ся по часовой стрелке, тогда вторая /чётная/ должна вращаться против. Третья - снова по часовой, четвёртая - наоборот. И так по кругу! Получается, что нечётные идут по ча- совой стрелке, а чётные - против. Но тогда первая и девятая одновременно вращаются по часовой стрелке. В итоге выходит про- тиворечие. Казалось бы, всё просто, нужно только лишь знать свойства чередования и подумать логически. За чёткость, абсолют- ную прозрачность выводов и любят матема- тику её последователи. - Математика прекрасна тем, что она учит нас мыслить критически, докапываться до фактов и проверять их истинность, - объяс- няет специалист смены «Юный математик» Андрей Резников. - В этой науке доказатель- ство может быть либо только правильным, либо нет - другие варианты отсутствуют. Те дети, которые с раннего возраста углублён- но изучают математику, добиваются успехов в других областях знаний - биологии, химии, физике, лингвистике. Слова преподавателя подтверждают и сами ребята. - В математике всё чётко и понятно, - рас- сказывает участник смены «Юный матема- тик» Алексей Рутковский из Московской об- ласти. - Если какой-то факт верный и к нему прилагается доказательство, то это уже не оспоришь. Ещё одним открытием для меня стала /комбинаторная геометрия/. Этот раздел математики изучает геометрические объек- ты с точки зрения комбинаторики. Её суть заключается в том, что рассматривается счётное количество геометрических объ- ектов и определение их свойств и отноше- ний, в которых они могут вступать между собой в пространстве. Эта область математики мне показалась намного сложнее, чем те же чередования. Чтобы решать такого типа задачи, нужно хорошо знать дискретную математику и гео- метрию. Такие глубокие знания ребята полу- чают в математических кружках и на дополни- тельных занятиях. Кстати, комбинаторная геометрия лю- бимая область математики члена жюри Всероссийской олимпиады школьников, преподавателя Ярославского государствен- ного университета Сергея Волченкова. У него даже должна скоро выйти книга по этой теме. Поэтому Сергей Геннадьевич с удовольстви- ем помогает подросткам осваивать сложную тему и ни в коем случае не ругает их за про- махи. - Не переставайте подбирать значения, так в конечном итоге вы обязательно придёте к какому-то решению, - советует ребятам пре- подаватель. Сам Сергей Волченков считает, что ма- тематика - это основа всего, поэтому знать определённый минимум необходимо каждо- му человеку. - Многие в школе думают: «Зачем мне решать эти уравнения, если в жизни они не пригодятся?», но всё это глубокое заблужде- ние, - говорит Сергей Геннадьевич. - Чтобы потом человек не изучал, ему необходимо в первую очередь уметь систематизировать знания. Тут приходит на помощь логика, ко- торую развивает математика. Точные науки учат нас критически мыслить, помогают из ис- ходных тезисов прийти к конечному выводу. Математика помогает в быту, ремонте, спор- те. Просто человек не всегда понимает, что он использует математические знания. Как член жюри Сергей Волченков дал не- сколько советов ребятам, которые хотят вы- йти на всероссийский олимпиадный уровень. Он рекомендует в первую очередь решать как можно больше задач из разных областей, анализировать свои слабые и сильные сторо- ны, обязательно держать связь с куратором кружка или учителем математики, а также набираться опыта и общаться с единомыш- ленниками именно на таких математических сменах, как в «Орлёнке». Многие участники проекта «Юный мате- матик» выходили на региональный уровень, теперь их цель - выйти на всероссийский. По- этому подростки каждый день занимаются по четыре часа, а иногда и больше. Для них это отличная возможность «набить руку» в реше- нии задач разной сложности, получить кон- сультацию от преподавателей ведущих вузов страны и открыть для себя новые знания. В этом, пожалуй, и заключается ценность про- граммы. Для кого-то эта смена уже стала делом жизни. Так, например, Григорий Коноплёв из Московской области точные науки изучает с первого класса и неоднократно приезжал на такие математические /слёты/. - С самого детства у меня получалось хорошо решать логические задачи, - рас- сказывает Григорий. - Да и полюбил я мате- матику за то, что там все чётко и понятно. А первые успехи в этом предмете дали мне толчок развиваться дальше. Кстати, матема- тические знания помогают мне побеждать в соревнованиях по академической гребле. Я могу рассчитать скорость - расстояние умно- жить на время, поэтому часто прихожу одним из первых. В будущем мне бы хотелось свя- зать свою жизнь с точными науками, потому что без них я не представляю свою жизнь. Я решил после школы поступать в Московский физико-технический институт, но пока не определился с выбором факультета. А вот Александр Терёшин из Московской области планирует уйти в науку и заниматься теоретической математикой. - Мне бы хотелось сделать как можно больше открытий в области точных наук, - за- являет Александр. - А пока моя ближайшая цель - хорошо подготовиться к олимпиаде и стать участником Всероссийского этапа. Поэтому много времени приходиться прово- дить за решением задач. Иногда идёт не всё гладко, но терпение и упорство помогают мне справиться со всеми трудностями и в боль- шинстве случаев прийти к верному решению. «Юный математик» Дауд Мамий и директор Физтех-школы прикладной математики и ин- форматики Московского физико-технического института, руководитель Кавказского матема- тического центра АГУ Андрей Райгородский. Они поздравили орлят с началом праздника и пожелали успешно справиться со всеми за- даниями. На фестивале ребятам предстояло прой- ти настоящий математический квест. Они применили свои знания в архитектуре - при собирании каркаса купола из самоопираю- щихся конструкций (детали из дерева, ко- торые нужно соединить между собой) под- ростки вспомнили свойства многогранника. Между прочим, самоопирающиеся конструк- ции как математический объект исследовал и описал ещё сам Леонардо да Винчи. А ещё дети попробовали собрать многогранник при помощи гороха и зубочисток. - Это оказалось совсем не просто, так как горох постоянно разваливался, - признался мне участник фестиваля Григорий Манушин из Республики Адыгея. - Но у меня всё рав- но всё получилось. Я сделал многоугольник, похожий на корону, который не встречал на страницах учебника геометрии. Но чисто те- оретически, я думаю, он существует. Также в ходе фестиваля ребята открыли для себя принцип тенсегрити - построения конструкций из стержней и тросов, в кото- рых стержни работают на сжатие, а тросы - на растяжение. При помощи этого принципа орлята смастерили арбалет, но при этом им пришлось ещё вспомнить геометрическую форму этого предмета. Благодаря смекалке, логике и воображе- нию дети с лёгкостью справились со всеми заданиями. Но самое главное то, что ребята поняли, в чём заключается ценность матема- тики и как она может пригодиться в обычной жизни.

P.S. Целеустремлённость юных математиков поразила меня. Благодаря им я поняла, что математика - это не скучные примеры, фор- мулы и задачи, а целый мир. Да, она может быть сложной. Но радует то, что всегда есть верное решение, к которому через труд и терпение обязательно придёшь. Чем не прекрасный повод полюбить математику в школе? Ведь без умения логически мыслить и критически оценивать действительность очень тяжело приходится в жизни.

Праздник математики Полученные в ходе занятий знания ре- бята смогли применить на практике - на фе- стивале математики, на открытии которого присутствовали ректор Адыгейского государ- ственного университета, руководитель смены Анастасия Труханова, Краснодарский край

Специальная страничка 7 Сердцем к сердцу Как есть Или когда дети делают нас лучше :) Вот уже в третий раз в «Орлёнке» проходит инклюзивная сме- на «Импульс творчества» для одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть и лучшие участники Международного благотворительного фестиваля «Белая трость». Во Всероссийском детском центре ребята наслаждаются тёплыми лучами южного солнца, купаются в Чёрном море, находят новых друзей и таланты в самих себе. А помогают им познавать страну Детства будущие вожатые - участники проекта «Профессиональ- ные старты» (профстарты), педагоги и сотрудники социально-пси- хологической службы. О том, как открывается для детей с ограни- ченными возможностями здоровья (ОВЗ) мир «Орлёнка», читайте в моём специальном материале!

Разговариваем только руками - Пока вы будете находиться с закрыты- ми глазами, постарайтесь прислушаться к себе, - с этих слов начинает занятие «Раз- говор руками» педагог-психолог Алия Сай- фина. - Наша задача - сосредоточиться на ощущениях и научиться общаться тактиль- но. Ребятам из профстартов и участникам инклюзивной смены завязывают глаза, включается спокойная инструментальная музыка. Дети слышат голос преподавателя, который направляет тактильное общение в нужное русло. Общаться можно только ру- ками! - Прикоснитесь к ладоням сидящего ря- дом с вами партнёра, - говорит Алия, про- ходя вдоль пар. - Познакомьтесь с его ру- ками, узнайте, какой он, какого размера его ладонь. Расскажите вашему собеседнику о себе, сожмите крепко его руку и покажите, что вам можно доверять. Дайте ему почув- ствовать, какой вы хороший человек. Осторожно, скользя пальцами по ладо- ни, орлята изучают настроение и эмоции друг друга. Первый тактильный контакт установлен - на лицах детей играет улыбка. После минуты общения участникам заня- тия предлагают исполнить танец, не вста- вая с места и с закрытыми глазами. Только представьте - какая это непростая задача! Но ребята отлично с ней справляются - в такт музыке они делают синхронные движе- ния руками. Со стороны это выглядит очень гармонично и потрясающе! Но, к сожалению, время быстротечно, и всё имеет свойство заканчиваться, в том числе и общение. В конце нужно обязатель- но сказать «спасибо». И тоже - руками. Кто- то благодарил своего собеседника крепким рукопожатием, а кто-то лёгкими движения- ми кончиков пальцев провёл по ладони сво- его партнёра. Ведь все мы разные, и руками каждый выражает свои мысли по-своему. Но, прежде чем снять повязки с глаз, детям предлагают немного поразмышлять - ответить себе на такие вопросы: какие руки они запомнили больше всего, как я сам в общении с людьми, умею ли я от этого по- лучать удовольствие, насколько бережно я отношусь к людям. Находя в себе эти отве- ты, ребята меняют своё отношение к жизни - становятся мягче, добрее. Этот опыт был полезен и участникам проекта «Профессио- нальные старты» и детям с ОВЗ. - На этом занятии мы узнали, что чув- ствует человек, у которого нет возможно- сти видеть и единственное на что он может ориентироваться - это тактильные ощу- щения, - делится своими впечатлениями участница проекта «Профессиональные старты» Александра Петрова из Ставро- польского края. - Это поможет нам, когда мы будем работать вожатыми, и если вдруг случится такая ситуация, что в смене ока- жутся дети с ОВЗ. А тактильная форма об- щения помогает наладить с ними контакт. Благодаря этому занятию, мы поняли, что можно передавать друг другу информацию не только словами, но и на языке прикос- новений. Разговор без слов положительно оце- нили и участники смены «Импульс творче- ства». - Мне очень понравилось тактильно вза- имодействовать с другими ребятами, - с улыбкой рассказывает Алина Хлебородова из Мурманской области. - Через прикосно- вения я ощутила доброжелательность дру- гого человека. Особенно мне запомнился танец руками. Это было так божественно приятно, что дух захватывало. Кстати, сама Алина, несмотря на огра- ниченные возможности здоровья, ведёт до- вольно активную и насыщенную жизнь. Де- вочка увлекается бисероплетением, играет на флейте и декламирует стихи. И очень счастлива, что оказалась в «Орлёнке». - Мне здесь нравится всё - и солнце, и море, и вожатые, и занятия, и разговоры с ребятами - у нас столько общих тем, - при- знаётся Алина. - Но самая большая радость - это впервые пройтись по горячему песку и вдохнуть полной грудью свежий морской воздух. В финале занятия дети снимают повяз- ки, и на их лицах можно увидеть уже дру- гие эмоции, чем те, которые были в начале. Улыбки стали шире, а в глазах появилось больше мудрости. У всех остались только позитивные эмоции от общения на языке прикосновений. Разговор руками помог каж- дому не только узнать лучше других, но и заглянуть внутрь себя.

Пример целеустремлённости и трудо- любия Даниила учит нас тому, что нет ни- чего невозможного. Нужно только найти лю- бимое дело и, несмотря на все трудности, реализовывать себя в нём. Как это получа- ется у юного певца. «Орлёнок» вдохновил меня на создание новой песни…» Постоянным участником смены «Им- пульс творчества» является Даниил Хача- туров из Самарской области - финалист проектов «Ты супер!» и «Детское Еврови- дение-2019». Даниил приехал в «Орлёнок» уже в третий раз и признаётся, что эта сме- на самая лучшая. - У нас самая сплочённая команда - мы все друг друга поддерживаем, - делится впечатлениями мальчик. - А также очень внимательные и добрые вожатые. Радует, что в этот раз нам удалось искупаться в тё- плом море, так как раньше мы приезжали сюда в мае. Прекрасный орлятский берег вдохновил меня на создание новой компо- зиции, так что скоро вы услышите песню об «Орлёнке». Да, Даниил пишет стихи и музыку. Как говорит мальчик, вдохновение он берёт от всего происходящего вокруг. Кроме того, он поёт песни на 20(!) языках. Пока Да- ниил серьёзно занимается только англий- ским и китайским, но и другие приходит- ся понемножку изучать, чтобы правильно произносить слова при исполнении ком- позиций. За свои 12 лет Даня принял уча- стие в свыше сорока различных проектов и музыкальных конкурсов, в которых полу- чил звание лауреата. А мощный толчок к покорению музыкального олимпа Даниилу дала певица Диана Гурцкая. - Я спел с ней, когда ещё только начи- нал свою музыкальную карьеру, - расска- зывает мальчик. - Именно Диана Гудаевна вдохновила меня заниматься тем, чем я хотел. Благодаря ей я понял, что музыка - это моё. И Даниил действительно талантлив в своём деле. В 2019 году в полуфинале телешоу «Ты супер!» мальчик покорил ис- полнением композиции Евгения Мартынова «Лебединая верность» членов жюри. Своё восхищение тогда юному певцу вырази- ли Игорь Крутой, Диана Арбенина и Диана Гурцкая, которая пришла его поддержать. Для Даниила участие в таких крупных про- ектах - это нужный и полезный опыт. - Проект «Ты супер!» стал для меня хо- рошей школой, - признаётся Даня. - Для меня очень важно показать, что таким лю- дям, как я, не нужно бояться выходить на сцену. Ведь мы такие же, как и все, и долж- ны выражать себя в том, в чём у нас есть талант.

Музыка нас связала Однажды мне удалось заглянуть на концерт участников проекта «Импульс творчества». На Фестивальной эстраде царила самая настоящая атмосфера твор- чества! Эти ребята просто живут музыкой и любят её всем сердцем. Ведь для них это целый мир! - Я пою с семи лет и уже перешла в тре- тий класс музыкальной школы - «вокал», - рассказывает Полина Клевченя из Мурман- ской области. - Но ещё я активно осваиваю гитару. В музыке я нахожу успокоение и радость. Когда я слышу какую-нибудь пес- ню, в моей голове сразу рождаются разные истории. Я не могу прожить день и не по- слушать музыку. Мои любимые исполните- ли - Майкл Джексон, Луи Армстронг, Нина Симона. Ещё мне нравится африканская и латиноамериканская музыка - она очень по- зитивная и зажигательная. Кроме занятий вокалом и игры на гита- ре, Полина изучает английский язык и меч- тает путешествовать по разным странам и континентам, подружиться с их жителями и познакомиться с культурой других народов. Понаблюдав за участниками концер- та за кулисами, я заметила, что они лишь слегка волнуются, но с нетерпением ждут своего выходы. Юным дарованиям хочется поскорее порадовать зрителей своим твор- чеством. Композиции в тот вечер на Фестиваль- ной эстраде звучали самые разные - и грустные, и весёлые, и инструментальные. Но каждая из них задевала в нас тонкие струны души - вокальное мастерство ребят, идущее из самого сердца, точно не остави- ло никого равнодушным. Но самое интерес- ное у юных музыкантов впереди - в конце смены их ждёт совместный концерт с Диа- ной Гурцкая. Дети в предвкушении этого со- бытия, ведь им выпадет такая уникальная возможность - вживую пообщаться с Диа- ной Гудаевной и выступить с ней на одной сцене.

Мария шустова, Московская область

Полезная страничка 8 Возьми на заметку :) Я Б В ФРИЛАНСЕРЫ ПОШЁЛ…

Хочу сам зарабатывать деньги! Приходила ли тебе в голову такая мысль? Знаешь, что я отвечу тебе на это? Вперёд! А что- бы не растеряться в большом мире возможностей, благодаря которым ты можешь пополнить свой личный кошелёк, я приго- товила для тебя эту статью-инструкцию. Здесь я расскажу, как начать зарабатывать самостоятельно. И речь пойдёт именно об удалённой работе, что особенно актуально сегодня, в усло- виях ограничений. Не всё же время на шее у родителей сидеть, в конце концов :)) Ну что, начнём?

ФРИЛАНС. ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ И ПОЧЕМУ ОН ТАК ПОПУЛЯРЕН? Ты заметил, что сейчас всё больше и боль- ше людей переходит на цифровой образ жиз- ни? К примеру, из-за угрозы распространения COVID-19 школьники и студенты столкнулись с дистанционной формой обучения. А ещё многие люди практикуют дистанци- онный заработок. Для такой формы получения прибыли даже придуман отдельный термин - фриланс, а человек, работающий в этой сфере - фрилансер. Некоторые ошибочно полагают, что появле- ние фриланса неразрывно связано с интерне- том. Но такой вид деятельности берёт своё на- чало ещё со времён до изобретения глобальной сети. В 1972 году в США учёный Южнокалифор- нийского университета Джек Ниллес предложил новый способ организации труда. Он решил, что сотрудники необязательно должны находиться в офисе весь рабочий день, они спокойно могут поработать и дома, поддерживая связь с на- чальством при помощи телефона. Так появился фриланс, и вот сегодня количе- ство фрилансеров растёт по весьма понятным причинам. Мир захватывают новые технологии, а вместе с ними развивается популярность он- лайн-работы. А в условиях пандемии удалёнка стала неотъемлемой частью жизни большого количества людей на всей планете. Давай мы с тобой разберёмся, что хороше- го и что плохого в такой работе. Плюсы: 1. Никто не заставляет браться за не- интересные проекты. Человек сам выбирает то направление, которое ему нравится и в ко- тором он хорошо разбирается - писать тек- сты, рисовать или вязать. 2. Можно самостоятельно регулировать уровень своего дохода. Хочется больше де- нег - нужно выполнить больше заказов, а если денежных средств достаточно, можно и рас- слабиться, уделив время себе. 3. У фрилансеров нет ограничений по возрасту, главное - желание и целеустрем- лённость. И если он окажется настоящим профессионалом своего дела и сможет пра- вильно преподнести свои услуги, то зарабо- тает большие деньги. 4. Работа на удалёнке - это ещё и возмож- ность прокачать свои навыки и стать более умелым специалистом в своём деле. 6. Фрилансер получает удовольствие от работы, потому что сам выбирает, как и с кем работать, а не выполнять то, что пору- чает начальство. 7. Идеальная работа для интровертов. У людей, работающих дистанционно, большая часть взаимодействий протекает в элек- тронном формате. Однако всегда есть оборотная сторона, и к каждому плюсу можно противопоставить мину- сы: 1. Многие люди, выбирая удалённую рабо- ту, ошибочно полагают, что не столкнутся с проблемой дедлайнов и бессонных ночей. Но, чтобы стать успешным дистанционным ра- ботником, нужно уметь организовывать вре- мя, а это не всегда просто. 2. Сложно работать дома, когда атмос- фера совсем не располагает к этому. К сожа- лению, иногда приходится отказаться от сна до полудня по выходным, просмотра любимо- го сериала и других соблазняющих занятий. К тому же, фрилансер - сам себе мотива- тор, ведь «пинок» от руководства в его рабо- те отсутствует. 3. Если человек совсем начинающий фри- лансер, не имеет опыта и портфолио, не умеет себя «продавать», то первое время будет очень сложно в этом бескрайнем океа- не умелых «акул фриланса». Здесь нет места стеснению! 4. Отсутствие контакта с другими людь- ми. Работа будет занимать немалую часть жизни. Если проводить эту часть, сидя дома в одиночестве, то будет сложно морально. Фрилансеры - самоучки. Чтобы идти вверх по карьерной лестнице и постоянно развивать- ся, им приходиться искать ответы и учиться самостоятельно. Порой работник так загружает себя и уходит в задачи, что времени на личную жизнь практически не остаётся. Нужно уметь правильно расставлять приоритеты.

Главное правило при его составлении - отобрать только те работы, которые нравятся именно тебе и ты сможешь с радостью их по- вторить. Например, ты хочешь представить себя как художника, рисующего портреты на заказ. Какие портреты ты создаёшь: реалистич- ные, стилизованные или карикатуры? Опре- делись со своим творческим стилем, сделай работы, которые станут ярким представителем твоего творчества. Портфолио собрано? Переходим к следую- щему шагу! 2. Найди свою целевую аудиторию! Кому понадобятся мои работы? Самый главный вопрос, который возникает у творче- ских людей. В наше время всё продвигается в интернете, с помощью соцсетей. Создай страницу/сообщество в популярных соцсетях (ВКонтакте, Instagram, Facebook и др.) и веди их регулярно: - регулярно выкладывай там свои работы, - используй специальные хэштеги для удоб- ного поиска, - рисуй популярных личностей и отмечай их (блогеров, ведущих, актёров и т.д.), - создавай материал на популярные темы (следуй моде, новинкам и даже «хайпу»), - создавай коллаборацию (то есть сотруд- ничай) с другими творческими людьми, кото- рые занимаются схожим с тобой делом, - работай за рекламу. По поводу последнего - если у тебя пока не хватает смелости брать за свой материал день- ги, предлагай крупным блогерам сделать для них что-то за рекламу. Например, нарисуй их. Итак, ты набрал свою первую аудиторию, составил портфолио, теперь нужно научиться правильно продавать свои услуги. И вот твой третий шаг. 3. Проанализируй рынок и установи ценник на свои услуги. Мне в этом хорошо помогли другие твор- ческие люди, которые имеют похожий уровень работ. Например, художники из Instagram, про- фили которых я нашла по хэштегам. Люди, которые разместили свои портфолио на таких сайтах, как Patreon, Behance и др. Оцени свой материал, на это влияет мно- жество факторов: навыки в области заказа, сложность работы, сроки выполнения, загру- женность твоего графика и др. Изучи, сколько стоят услуги у других твор- ческих экспертов и постарайся ориентировать- ся на них. Лучше начать с небольшой суммы, но, по мере роста твоих навыков и увеличении ауди- тории, не забывай поднимать ценник и здраво оценивать свою работу. 4. Публикуйся на максимальном количе- стве площадок. Не останавливайся на какой-то опреде- лённой платформе. Чем больше людей видят тебя и твоё портфолио, тем больше вероят- ность, что ты найдёшь своего заказчика. В этом тебе помогут такие платформы, как «Behance», «Patreon», «Dribble», «Illustrators», «Instagram», «Facebook», «ВКонтакте», «ВКонтакте с авто- рами», различные чаты в «Telegram». 5. Не бойся постоянно развиваться и получать новый опыт. Жизнь ускоряется, поэтому нужно уметь подстраиваться под её ритм. Постоянно учись, развивайся, улучшай свои навыки и получай опыт! ФРИЛАНС И ПОДРОСТКИ А что же делать нам, подросткам? Откры- ты ли двери во фриланс несовершеннолетним, ещё не получившим высшее образование? Да, да, и ещё раз - да! Ты удивишься, но в 21 веке статистика по количеству фрилансеров выросла именно за счёт подростков! Как же мне и тебе выбрать ту профессию, с помощью которой можно будет зарабатывать на фрилансе уже сейчас? Какие навыки для этого нужны? Давай разбираться. Скорее всего, ты творческая личность: ри- суешь, делаешь поделки, вышиваешь, созда- ёшь мультфильмы или шьёшь одежду? Считаешь, что твои работы достаточно хо- роши для того, чтобы просто пылиться дома и висеть на стене у родственников? Поздравляю, мы нашли дело, которое мож- но монетизировать и при этом получать удо- вольствие от занятия любимым делом! Несколько месяцев жизни на удалёнке в условиях карантина показали и мне, что за- работок в интернете возможен. Я уже долгое время занимаюсь творчеством: иллюстрирую книги, рисую на заказ и создаю ювелирные украшения из эпоксидной смолы. Но, как и у всех начинающих художников, у меня разбе- гались глаза, и я не понимала, как же начать продвигать своё творчество и себя в качестве художника. Как начать действовать, если ты не имеешь и малейшего представления о том, каким об- разом продавать себя в качестве фрилансера? В общем, вот тебе подробная инструкция к действию для начинающего творческого фри- лансера, проверенная на собственном опыте :)

P.S. Ну что, хочешь стать фрилансером? Проанализируй свои возможности, сделай выводы о плюсах и минусах. Если ты настроен решительно, то обязательно достигнешь своей цели. Главное, если уже собрался в путешествие к своей мечте, не отступай ни на шаг!

НА ПУТИ К ФРИЛАНСУ 1. Создай портфолио! Если тебе хочется представить себя как творческого человека, нужно собрать хорошее портфолио. Это твоё лицо, то, что ты делаешь. И делаешь хорошо. Валерия Степанова, Новороссийск Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, Т. Лагунова. Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 21.09.2020 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № Распространяется бесплатно. Тираж: 3000 экземпляров.

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_ed44eb25575c4e47.txt
  • Последнее изменение: 8 ч. назад
  • 127.0.0.1