202106 .pdf
Оригинальный файл pdf:Скачать sotext:pdf_236319569d414b13:pdf_236319569d414b13.PDF
Статья 1
6 5 2 О том, как О том, как О том, чем юнармейцы в “Орлёнке” орлята исследуют запомнится подводные нам шестая рекорды глубины (первая ставили Чёрного моря летняя) и не только вместе смена об этом :) с ЦПИ РГО! в “Орлёнке”
Статья 2
№ 6 (294) 17 июня 2021 года
Статья 3
Салют, читатель! Недавно на просторах интернета я про читала про корейского мальчика-вундер кинда Ким Ун Ёна, который в 4 месяца от рождения начал говорить! Представляешь, что с ним было дальше? Ага, в год он ре шал математические задачки, а в 2 года говорил на четырёх(!) языках. Был признан самым умным человеком на планете и в 8 лет уехал в США, где работал в научном центре.
Статья 4
Как ты думаешь, что с ним случилось по том? Уже будучи взрослым, он всё бросил, вернулся на Родину, поступил в обычный университет и стал преподавателем. Его единственным желанием было, чтобы все оставили его в покое. Ким хотел жить самой обычной жизнью.
Статья 5
Эта история заставила меня хорошенько поразмышлять. Ведь у этого мальчика со всем не было детства. Все (и даже родители) ждали от него только научных чудес. И никто не задумывался о том, что ребёнку нужны шалости, капризы, друзья… Сейчас многие мечтают о карьере с малых лет. Сама та кая. Всё-то у нас спланировано, расписано по годам, сидим и корпим над учебниками, мечтая о взрослости и забывая о том, что мы пока ещё дети. Не только мы забываем, мамы и папы наши - тоже.
Статья 6
И это не есть хорошо. Потому что дет О том, как в «Орлёнке» прошёл главный праздник (для) всех детей планеты, а также о других тематических днях первой летней смены 2021 года читай на 2-й стр. ство должно быть у каждого. Конечно же, я иногда срываюсь, делаю обыкновенные (и безобидные) ребячьи глупости, но… как-то уж очень быстро возвращаюсь к серьёзно сти под бдительным присмотром моих роди телей. ЭТО НАШЕ ВРЕМЯ! История про Кима заставила меня не много под другим углом посмотреть на свою жизнь. И я кое-что поняла. Детство (до по ступления в институт) - это наше с тобой время! Мы просто обязаны прожить его так, чтобы оно стало светлой отправной точкой в будущую взрослую жизнь. Светлой и одно временно - устойчивой. Нужно не скатывать ся в крайности, а искать золотую середину. Учиться её искать. Потому что баланс дол жен быть во всём и всегда. Конечно же, надо получать образование и стремиться осваи вать новые знания и пространства. Но… в меру, без напряга для себя. Точнее - без из носа. И ни в коем случае не забывать про то, что в будущем тебе понадобится не только практическая/интеллектуальная база, но и эмоциональная зрелость. А это может дать лишь… настоящее детство - с игрушками, «миллионами» увлечений, первой любовью, первыми друзьями, первыми разочаровани ями и преодолением себя, а ещё - шалостя ми (по стандарту) и даже необдуманными поступками, по которым мы выстраиваем свою шкалу оценки правильности действий/ поведения на будущее. Самой счастливой и беззаботной порой называют детство. Время с безграничным количеством возможностей, удивительными открытиями, когда кажется, что нет ничего невозможного. Это наше с тобой время - счастливое, яркое, солнечное, судьбоносное. Ведь то, что закладывается в нас сей час, потом повлияет на всю дальнейшую, уже взрослую жизнь. Ты задумывался над тем, что значит быть ребёнком? Что нужно успеть взять от этого периода? И заканчивается ли детство вообще? Пока ты размышляешь, посмотри, как ответили на это другие орлята.
Статья 7
Артём Зотов, 13 лет, Новороссийск: - В детстве самое главное - это любовь и забота родителей, по Алиса Лунева, 13 лет, Ленинградская область: - Обычно говорят, что детская пора - это что-то весёлое, свет тому что, когда ты становишься взрослым, ты от них уезжаешь и сам несёшь ответственность за свою жизнь. Пока ты ребёнок, очень важ но успеть попробовать многое. И я сейчас не про такие вещи, как по прыгать по гаражам, пробегать целый летний день на улице и тому подобное. Нужно испытать себя в разных направлениях, понять, что нравится и чем будешь заниматься в будущем. Я, например, уже решил, что хочу помогать людям, а поэтому стану хирургом. лое, беззаботное. Это когда маленькому человечку позволено далеко не всё, но многое прощается по понятным причинам. А я считаю, что детство не зависит от возраста. От возраста зависит то, как на тебя посмотрят люди, если ты, допустим, вдруг начнёшь прыгать по лужам. На взрослого - странно, на ребёнка - с умиле нием. Поэтому мне сложно сказать, что нужно успеть за то время пока ты не стал взрослым, потому что делать что-то никогда не поздно. Возраст - это не граница.
Статья 8
Екатерина Финикова, 16 лет, Москва: - Я считаю, что в детстве, в период, когда личность человека Мария Гранко, 14 лет, Ставропольский край: - Детство должно остаться в памяти светлым, приятным вос только формируется, очень важно, чтобы рядом с ним всегда был взрослый, который бы помогал, направлял, подсказывал. Именно подсказывал, а не оставлял на произвол судьбы, например, от правлял в какую-нибудь секцию, в которой ребёнку неинтересно. А ещё именно в это время важно научиться себя чувствовать, разбираться в своих эмоциях, находить то, что беспокоит. Потому что… чем лучше ты себя понимаешь, тем более эмоционально стабильным ты будешь во взрослой жизни. Через несколько дней мне будет 17 лет, а через год - 18. Конечно, мне грустно осозна вать, что детство заканчивается. Но ведь все мы взрослеем, про сто это нужно принять. поминанием. Поэтому лучше не проводить его за компьютерами. Причём, нам кажется, что времени ещё так много, а потом - раз! - и ты уже взрослый. Конечно, можно оставаться ребёнком и по сле 18-ти, но от ответственности уже не сбежать. И прямо сейчас надо брать от жизни всё. Мы же в «Орлёнке» - стране детства! Здесь есть всё для того, чтобы ощутить себя счастливым ребён ком, просто эти моменты не нужно упускать. В общем, как-то так :) Если будет время, прочитай историю про корейского мальчика- вундеркинда. Она помогла понять мне мно гое. Думаю, и ты что-то из неё почерпнёшь для себя. И не забывай про собственное детство.
Статья 9
Анастасия САВИНЫХ, Александра МАРУЩАК, Краснодарский край Краснодарский край
Статья 10
2 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ХРОНИКА /ШЕСТОЙ/ СМЕНЫ
Статья 11
ТУСОВКА+ В первую летнюю смену свыше 3200 мальчишек и девчонок стали участниками событий, которые объе динили всех орлят. В Международный день защиты детей, 1 июня, ребята запускали в небо воздушных змеев на набережной «Орлёнка» и включи лись в «Большую перемену», отмети ли 222-летие со дня рождения вели кого классика Александра Пушкина, «зажгли» на фестивале красок Холи в День России. А ещё - в центр приехал Семён Захаров, который стал первым ребёнком, ставшим лауреатом Госу дарственной премии Службы внеш ней разведки РФ. И о нём мы тоже обязательно расскажем. В общем, хронику самых ярких моментов сме ны ты найдёшь в моём материале.
Статья 12
ПОЛЕТИМ ОБРАТНО В ДЕТСТВО /как орлята отметили День детства/ В Международный день защиты детей в «Орлёнка». Зрелище получилось поистине ярким и захватывающим. которых мы должны нарисовать иллюстра цию на асфальте, - рассказывает Анна Бон даренко из Волгограда. - Мы рисуем ёлочки, утреннее солнце, летящую пчёлку. Это очень хорошо развивает образное мышление и по могает лучше вникнуть в смысл поэтических строк. Да и рисовать мелом на асфальте - очень увлекательное занятие. Поэтому та кой Пушкин мне точно по душе. ке. Такая своеобразная «Угадай мелодию» помогла нам проверить, насколько хорошо мы знаем нашу родину. - Сколько б ни было тебе лет, важно хоть «Орлёнке» по традиции открывают первую летнюю смену. В 2021 году на Звёздной пло щади на праздничную линейку собрались свыше 3200 ребят, которые стали участника ми 29 программ. Такое большое количество детей приехало на шестую смену впервые за прошедшие четыре года. иногда чувствовать себя ребёнком, - считает Виктория Буланова из Свердловской области. - Дети любят запускать воздушных змеев. Для них это возможность попытаться взлететь - подняться чуть выше над землёй. И хоть по законам физики это невозможно, но когда бежишь с воздушным змеем наперегонки с ветром - чувствуешь, что впереди тебя ждёт только самое лучшее и тебе всё подвластно. Я это ощущение на себе прочувствовала. А параллельно на пляже развернулась настоящая феерия - фестиваль красок Холи. Орлята выстроились в слово «Россия» и подбросили в небо порошковую краску под цвет отечественного триколора. Всё это дей ствие было заснято на квадрокоптер. А по том мальчишки и девчонки смогли поиграть в догонялки и обсыпать друг друга краской. Завершился фестиваль радостным купани ем в море.
Статья 13
- В «Орлёнок» я попал первый раз и на «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ!» /о праздновании Дня России/ Ярким событием в середине смены для хожусь в приятном шоке, потому что тут всё так масштабно, начиная от территории и за канчивая такими большими мероприятиями, на котором мы сейчас как раз находимся, - поделилась своими эмоциями Ангелина Морозова из Курской области. - Надеюсь, что здесь я не только расширю круг своих друзей, но и, возможно, найду то, чем мне захочется заниматься в будущем. Точно могу сказать, что эти летние каникулы будут са мыми лучшими в моей жизни. нас стал День России. Этот праздник начал ся с тематической линейки и интерактивного концерта на Звёздной площади. Мы смотре ли хореографические номера творческих коллективов, слушали зажигательные песни и играли в народные игры, например, в «ру чеёк», с самого утра получив заряд настоя щего праздничного настроения. Также в этот день ребята в «Дозорном» ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ Учебный год у нас недавно закончился, встретились с настоящими Героями России: генерал-майором авиации Сергеем Бори сюком и танкистом Юрием Яковлевым. Они рассказали об особенностях своих служб и ответили на все интересующие ребят вопро сы. Поделились с участниками шестой сме ны своими историями и мыслями о долге и чести перед Отечеством. но классиков не забываем. Шестого июня в «Орлёнке» мы отметили день рождения Александра Пушкина. Но в этот день мы не читали учебник и не заучивали стихотво рения. А очень даже интересно и приятно проводили время. Вспоминали любимые стихотворения, рисовали на асфальте ил люстрации из сказок Александра Пушкина, создавали праздничные открытки и даже успели проверить свои знания в Пушкинском диктанте. В последнем, кстати, пришлось пошевелить мозгами и вспомнить о том, что нам рассказывали в школе. Нужно было определить, из какого стихотворения взяты строки, ответить на вопросы, касающиеся биографии и творчества поэта. Честно гово ря, я для себя открыла много нового об Алек сандре Сергеевиче. Это отличный стимул ещё больше углубиться в его творчество. Эх, изучали бы мы литературу в такой игровой форме в школе, тогда читать точно все по любили бы. В этом со мной ребята, кстати, полностью солидарны.
Статья 14
Но больше всего меня впечатлила огром А перед линейкой орлята шестой смены ная карта России. Во время игры мы переме щались по ней и угадывали города по музы Дарья МАМАЕВА, Краснодар вместе с директором ВДЦ «Орлёнок» Алек сандром Джеусом поприветствовали в пря мом эфире участников фестиваля «Боль шая перемена» (на фото вверху), который прошёл в Москве в Парке Горького. Увидеть и услышать орлят смогли не только те, кто в День защиты детей был там, но и все, кто смотрел прямую трансляцию фестиваля. А это больше трёх миллионов человек. ГЕРОЙ СМЕНЫ Про космос и разведку Удивительные ребята приезжают в «Орлёнок». Они могут поведать о себе много интересного. Своей историей с нами поделился Семён Захаров из Москвы - участ ник тематической программы «Профильные техноотряды: промышленная элита - 2035». Семён - первый в стране ребёнок, ставший лауреатом Государственной пре мии Службы внешней разведки (СВР) России. Давай обо всём более подробно. Ближе к вечеру в День детства набе режная центра заполнилась участниками Всероссийского фестиваля РДШ «В центре событий». Все они пришли сюда, чтобы за пустить в небо 500 воздушных змеев. Маль чишки и девчонки создали их по индиви дуальному дизайну, каждый изобразил на своём летательном аппарате ожидания от этого лета. Сотни разноцветных змеев, похо жих на птиц, взвились над морским берегом Началось всё с любви к видеосъ ёмкам. Четыре года назад Семён подошёл к родителям и сказал, что хочет пойти в кружок по видеопроиз водству. Мама с папой, конечно, сына поддержали. Тем более, что отец сам работал в сфере продакшн. - Нам дали стихотворные строки из поэмы «Евгений Онегин»: «Улыбкой ясная природа сквозь сон встречает утро года», по мотивам Сначала мальчик учился всем ос новам: как придумать идею, написать сценарий, смонтировать. Потом и сам стал снимать ролики. В прошлом году он узнал о 100-летии Службы внеш ней разведки России и решил создать видео, посвящённое этому событию. Сказал - сделал, да ещё и не одно.
Статья 15
- Сначала я стал изучать всю ин формацию, которую находил в интер нете, - рассказывает Семён. - Потом наткнулся на книгу «Юные герои Отечества» Александра Бондаренко. В ней были собраны истории о детях, совершивших подвиги во время Великой Отечественной войны. Всё прочитал. Особенно меня вдохновил рассказ о Лёне Голикове. О нём-то я и снял первый ролик. А после принял участие в создании ещё одного фильма, тоже про разведку, но о рассекреченных разведчиках.
Статья 16
Видеоролики Семёна заметили и пригласили мальчика в пресс-бюро СВР России. Спу стя ещё некоторое время его наградили Государственной премией имени академика Е.М. Примакова за лучшее произведение о внешней разведке за 2020 год. Награду мальчику лично в руки вручил директор СВР Сергей Нарышкин. София НОСОВА, Москва
Статья 17
ЛИДЕРСКАЯ СТРАНИЧКА 3 РДШ - В ЦЕНТРЕ /ВСЕХ/ СОБЫТИЙ
Статья 18
ДВИЖЕНИЕ+ Первые дни смены. Шла я как-то по набережной и увидела удивительную картину: в небе парили сотни воздушных змеев. Выглядело это очень красиво и масштабно. Я, конечно, реши ла всё узнать и в итоге выяснила, что запускали их ребята из Российского движения школьников (РДШ). В «Орлёнок» они при ехали на смену под названием «В центре событий». Но ты не подумай, в течение трёх недель они не только змеев воздушных в небо запускали, программа у них была очень насыщенная и полезная. Подробности читай ниже.
Статья 19
- Каждый наш день забит какими-то со заключается в том, что человек должен последовательно помещать себя в три со стояния. Начинать нужно с мечтателя, за тем нужно на определённое время стать реалистом, а в самую последнюю очередь - критиком. Мечтатель генерирует креатив ные идеи, как если бы у него была волшеб ная палочка. Тогда и кошки вдруг умеют летать, и дома сделаны из мороженого, и телевизоры танцуют и у них есть ноги. На этом этапе нужно создать и записать как можно больше идей. И чем они безумнее, тем лучше. Реалист отвечает на вопрос: «Как воплотить эту идею в жизнь?» А став критиком, ты должен выявить все возмож ные недостатки идеи. бытиями. Всё расписано по минутам. Мож но сказать, у нас всегда какие-то планы, - подтвердил слова, сказанные мной выше, Семён Амосов из Красноярского края, участник смены РДШ.
Статья 20
Да, у ребят действительно в течение всех этих дней было очень много дел. Но главное, зачем они сюда приехали, это на учиться искусству организации мероприя тий. Довольно серьёзно звучит, не правда ли? Сначала были лекции, на которых ребята познакомились с этапами того, как придумывать какое-то событие с нуля. Об этом они мне тоже рассказали. Начать нужно с темы, потом расписать цели и за дачи, собрать команду единомышленников и приступить к непосредственному созда нию будущего мероприятия.
Статья 21
достижения той или иной цели, тогда это окажется просто. с РДШ, но самое интересное для них стало то, что они проводили мастер-классы для сверстников. При этом каждый из них сам выбирал, в какую роль он попробует приме рить на себя: организатор событий, автор проекта, активного участника или лидера- мастера способного научить сверстников. Орлята узнали также, что сегодня важ но не просто придумать мероприятие. Их сегодня создают огромное количество. Но чтобы другие люди пришли именно на твоё, его необходимо продвигать. Поэтому одна из лекций была посвящена способам привлечения внимания и продвижения. - Вы сейчас больше относитесь к мечта телям? - снова не удержалась я от вопро са. Потом орлята начали уже на деле раз - Да, возможно. Недавно у нас была Чуть не забыла сказать, что ещё у ре рабатывать свои проекты, которые защи щали в конце смены. Это были и акции, и мастер-классы, и игры… лекция, которая была посвящена именно этому. И теперь мы стараемся реализовы вать свои мечты. Я на всю жизнь запомню слова, которые нам тогда сказали: «Мечта должна превратиться в цель», - ответил Семён. бят проходил цикл «Классных встреч». Им удалось пообщаться с интересными людь ми, среди которых были, например, гонщик «Дакара» и настоящий водолаз. - А тут лекции дают на молодёжном сленге? - как видишь, меня интересовало всё до мелочей. - А какой проект готовите вы? – поин тересовалась я у одной из девочек. Это оказалась Настя Турыгина из Республики Калмыкия. - Да, и это очень интересно. В виде диало Когда смена для этих ребят начиналась га с нами. Не как в школе, - ответила мне Али на Мухаметханова из Свердловской области. с фестиваля воздушных змеев, каждый из них чувствовал воодушевление, счастье, свободу. Это был красивый старт для сме ны «В центре событий», которая прошла так же красиво, ярко, насыщенно. И она точно не забудется. Кроме этого, ребята узнали, что грамот - Ммм… Можно сказать, что это будет но распределять денежные и человече ские ресурсы при организации мероприя тия очень важно. На первый взгляд может показаться, что это очень сложно. От мыс ли, что нужно где-то распределять бюджет, становится дурно. Но если подойти ко все му с умом и точно знать, что требуется для Ко всему ребята принимали участие в фото-квест, - с загадочной улыбкой ответи ла она. таких мероприятиях как тематические дни, посвящённые Году науки и технологий, Международном дню защиты детей и Меж дународному дню защиты окружающей сре ды. В течение смены они создавали карты желаний, карту стратегий своего развития Кстати, ребята поделились со мной од ной любопытной методикой. Её когда-то придумал Уолт Дисней и называется она «три мыслительных стула». Суть метода София НОСОВА, Москва КТО ЛУЧШИЙ ВОЖАТЫЙ? А В ЭТО ВРЕМЯ Вожатый - это человек, который умеет всё. И немного больше. Это точно знают зания команд, разработка и управление педагогическими проектами, планирова ние и управление развитием детской под ростковой группы, подготовка и презен тация результатов своей работы, а также эффективного саморазвития и освоения лучших Soft и Hard Skills навыков для во жатого. меняться. В лучшую сторону, конечно. Кое- кто, например, боялся публичных высту плений. Но когда приехал на смену, здесь пришлось часто говорить перед большим количество людей. И вот испуг уже ушёл на второй план. Некоторые впервые по пробовали себя в роли организатора ме роприятия. А кто-то стал более открытым и общительным. И это только малая часть того, что ребята приобрели на смене. ребята, приехавшие на Всероссийский конкурс подростковых вожатских команд (КВК) в «Орлёнок» (детский лагерь «Комсомольский»), который прошёл в рамках шестой смены. У них чёткие цели, закалённый характер и желание дарить тепло и доброту. А чем они занимаются на смене, я расскажу тебе прямо сейчас. - А ещё сюда мы приехали, чтобы об Конкурс - это прекрасная возможность меняться опытом вожатской деятельности с парнями и девчонками из других регио нов, - рассказал Лёша Красавин из Костро мы. - Развить компетенции региональных вожатских отрядов, в некоторой степени привлечь потом и других ребят стать педа гогами в детских лагерях, подготовить их к работе с детьми. узнать и проявить себя, изучить свои воз можности, потенциал команды и опре делить вектор саморазвития. В течение трёх недель ребята принимали участие в разнообразных испытаниях, играх, коллек тивных творческих делах, мастер-классах, встречах с интересными людьми, а глав ное - боролись за звание лучшей вожат ской команды. В течение смены юные вожатые активно взаимодействовали со взрослыми наставни ками, мастерами, менторами, воспитателями, экспертами, тьюторами, коучами, медиатора ми. Ребята сами попробовали себя в роли организаторов событий в составе творческих групп, лидеров-мастеров, способных научить чему-то сверстников, активных участников конкурсов и игр, разработчиков творческих проектов. У участников КВК был очень плотный график, и они уже ощутили на себе, как тяжело быть вожатым, но желание пода рить ребятам свою любовь и тепло гораздо сильнее любой усталости, что и даёт тол чок к новым свершениям. В программу вошли конкурсные состя - Ответственность, целеустремлён ность, умение договориться с людьми (и с детьми - в том числе), находить подход к любому ребёнку - вот что должно быть развито в каждом хорошем вожатом. И это далеко не весь список, - поделилась Надя Мусина из Костромы. - Одним из конкурсов стало созда ние рекламы, - продолжил рассказывать Лёша. - Наша цель была с помощью неё привлечь ребят к вожатской деятельности. Кроме этого, мы проводили интерактивную выставку - это представление трудов учё ных и их вклада в педагогику, в развитие детского лагеря. И всё-таки, хоть работа вожатых и тре бует полной отдачи себя, бессонных ночей и даже тысяч нервных клеток, наставники помогли ребятам сделать три недели в стране Детства чуть счастливее. Для юных вожатых этот конкурс, действительно, не самое важное - здесь, в «Орлёнке», они стали мудрее, опытнее, а главное - смогли создать дружную команду, память о кото рой будет жить долго в памяти каждого из них. На вожатские состязания попали лишь самые активные и полностью готовые от крывать свои сердца для детей ребята. С утра до ночи они на ногах. Ежедневно бу дущие вожатые получали мастер-классы от лучших спикеров, проходили стажировку со своими сверстниками, из других лагерей в том числе, получали задания на умение войти в определённую лагерную ситуацию, организовывали творческие дела.
Статья 22
София НОСОВА, Москва А ещё этот конкурс помогает многим
Статья 23
4 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА РОБОТЫ И ВСЁ ТАКОЕ :) ПРОФИ+ В шестую смену Всероссийский детский центр принял победителей и призёров чемпионатов WorldSkills Russia Заниматься любимым делом, которое наверняка станет тво ей профессией, на берегу Чёрного моря в неповторимой орлят ской атмосфере… Кажется, что это неисполнимая мечта. Но она сбылась у 266 юношей и девушек из 33 регионов нашей страны - участников программы «Профильные техноотряды: промышлен ная элита - 2035». И эти ребята точно заслужили свою путёвку в «Орлёнок». Ведь они являются призёрами и победителями регио нальных, национальных, международных чемпионатов WorldSkills Russia и WorldSkills Russia Juniors, а также имеют успехи в инже нерно-конструкторских и исследовательских проектах.
Статья 24
Мне, как человеку далёкому от технического направления, стало интересно, чем занимаются участники этой программы, с какими сложностями им приходится сталкиваться и как они видят своё буду щее. Поэтому я отправилась на занятия и прямо на месте пообща лась с ними. О том, что мне удалось узнать, читай в моём материале.
Статья 25
ПРОЛОГ Начнём с того, что юноши и девушки петенций, я остановилась на «ПСИАТ». Как это расшифровывается, мне удалось узнать уже на самом занятии, на котором ребята учатся собирать и производить из делия авиационной техники. Наравне с юношами с гаечным ключом, отвёрткой, шурупами, горячим клеем успешно управ ляются и девчонки, среди которых оказа лась даже победительница компетенции по автомеханике и автоматизации. Это Екатерина Сорина из Самарской области. 3D-модели. Степень овладения компетен цией будет указана в скилс-паспорте после демонстрационного экзамена. Это приго дится им, когда они пойдут устраиваться на работу. Так будущий работодатель уви дит, что они уже умеют. роботы, а главное - узнать преимущества использования 3D-программ вместо физи ческого управления. занимаются по десяти компетенциям. Это «Рекрутинг», «Промышленная робототех ника», «Интернет-маркетинг», «Электро монтаж», «Инженерный дизайн «CAD», «Фармацевтика», «Лабораторно-химиче - В «Орлёнке» мне бы хотелось узнать побольше о робототехнике, ведь это на самом деле очень сложная область науки, - рассказал Даниил Чернушкин из Москов ской области. - Направление, в котором я сейчас занимаюсь, - это машинная робото техника. Могу сказать, что с этой работой может справиться не каждый. Свой путь, связанный с робототехникой, я начал с детства. Наверное, поэтому на данный мо мент у меня с лёгкостью получается пре одолевать все препятствия. Наблюдая за орлятами, я увидела, что ский анализ», «Производственная сборка изделий авиационной техники», «Аддитив ное производство», «Эксплуатация беспи лотных авиационных систем». работают они с увлечением и усердием. Ведь собирать детали самолёта - это тебе не крестиком вышивать. Нужно и руками работать, и извилинами шевелить. Но всем ребятам это дело точно по душе, раз даже на разговор со мной они неохотно отвлека лись, не желая лишний раз «выпадать» из рабочего процесса. Пока я кратко ознакомилась с вышепе - Благодаря своим знаниям и десяткам речисленными направлениями, у меня воз никло ощущение, что детский лагерь «Звёзд ный» во время шестой смены превратился в целый университет, который готовит буду щих специалистов для развития ведущих сфер промышленности нашей страны. И это действительно похоже на истину. Взять хотя бы промышленную робототехнику, которая помогает автоматизировать производство и экономить ресурсы. Поэтому точно можно сказать, что эти ребята занимаются нужным делом. А насколько им удалось продвинуть ся в выбранной компетенции, они покажут на демонстрационном экзамене по методике WorldSkills Russia, успешная сдача которого позволит им получить Skills-паспорта, и это станет одной из главных ступенек, ведущих к их профессиональному будущему. участий в WorldSkills Russia, я могу помочь бабушке или папе с чем-либо, ведь я умею что-то припаять или запрограммировать, - рассказывает она. - К сожалению, мне приходилось сталкиваться со стереотипом, что девушки - это слабый пол, не умеющий пользоваться техникой, но у меня есть пре красные родители, которые поддерживают меня во всём, за что я им очень благодарна. В будущем я мечтаю конструировать авиаци онную технику. А пока только учусь собирать отдельные детали. Порой бывает сложно, но, как говорится, терпение и труд всё перетрут. - Авиамоделирование мне нравится, по Также в рамках этого направления ре этому я хочу связать свою жизнь со сборкой деталей для самолётов, - поделился своими мыслями Даниил Назаров из Московской области. - Очень хотелось бы встретиться с настоящими профи в авиационном деле, чтобы посоветоваться с ними и узнать, на сколько сложна эта работа. бята изучают азы программирования и конструирования в сфере промышленной автоматизации, учатся основам механики и пневматики, осуществляют пусконаладоч ные работы и техническое обслуживание роботов. Вообще, по словам преподава теля компетенции Аслана Яруллина, про мышленная робототехника в настоящее время вовсю набирает обороты и активно развивается. Поэтому уже сейчас, нахо дясь в «Орлёнке», подростки приобретают полезные навыки, которые помогут им в освоении перспективной и высокооплачи ваемой профессии.
Статья 26
ЗА РОБОТОТЕХНИКОЙ БУДУЩЕЕ! Далее я отправилась к юношам, кото Как рассказал нам куратор этого на правления Константин Табагари, в течение смены мальчишки и девчонки собирают маленькую деталь будущего самолёта. рые занимаются по компетенции «Промыш ленная робототехника». На данный момент участники этого направления занимаются программированием виртуальной копии ро ботизированного комплекса, которым мож но управлять через пульт. Это помогает им понять, как именно работают механические - Ребята учатся клепать, составлять, отличать размеры, сверлить отверстия, - поведал он. - Также они должны уметь находить неисправности и разрабатывать Регина ХАМУРЗИНА, ДЕВЧОНКИ СТРОЯТ…САМОЛЁТЫ Пробежавшись глазами по списку ком Пермский край КАК ОРЛЯТА ПРОЕКТИРОВАЛИ ДВОР МЕЧТЫ им хотелось видеть в своём дворе. Напри мер, команда Златы Борковой из Липецкой области чётко определила зоны, на которые будет делиться их придомовая территория. А В ЭТО ВРЕМЯ тему, каким они хотят видеть двор будуще го, который будет удобным, экологичным, где будет комфортно всем - и бабушкам на лавочке, и активным подросткам. - Мы решили обозначить места в нашем В шестую смену в «Орлёнке» прошёл Всероссийский фестиваль энергосбере дворе по возрастному диапазону, чтобы ни кто друг другу не мешал, - поясняет она. - На пример, вот здесь у нас будут огороженные скейт- и спортплощадки. Благодаря ограде, мячик не будет попадать в цветочные клумбы и поднимать давление бабушкам на лавочке. А для них мы тоже место отдыха предусмо трели - уютные беседки, окутанные зеленью с каскадами цветов. Здесь они смогут собрать ся в уютной обстановке, обсудить последние новости и даже заняться рукоделием. А у ма лышей и их мам будет безопасная детская площадка, подальше от проезжей части. Так же мы предусмотрели место для сортировки твёрдых коммунальных отходов, а ещё - в на шем дворе будут стоять солнечные батареи. жения и экологии «#ВместеЯрче». О том, как его участники знакомились со сферой жилищного коммунального хозяйства, изучали азы энергосбережения и работали над проектом «Двор мечты», читай в моём материале! - Нам бы хотелось, чтобы дети больше узнали о городской среде, - прокомментиро вала советник департамента внешних ком муникаций и связей с общественностью ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Анна Маруженкова. - Сейчас они строят ма кет «Двор мечты», в котором ребята пред ставят не только придомовую территорию, но и зону, где они смогут проводить сво бодное время. Их задача - из подручных средств собрать макет и интересно презен товать его. Также важно, чтобы они понима ли реальность исполнения своего замысла. Это интересно и нам - увидеть, какой ком фортной для себя городскую среду видят подростки, чтобы уже сейчас начинать ра боту в этом направлении. ЖКХ! Наверняка ты знаешь, как рас оплачивать свет, газ и воду. А задумывал ся ли ты, что все эти ресурсы, благодаря которым в наших квартирах и домах есть необходимые для жизни удобства, могут когда-нибудь закончиться? Так вот, этой шифровывается эта аббревиатура, но точ но не вникал в суть этого. А зря! Ведь дет ство и юность не вечны, и через некоторое время мы станем взрослыми и будем сами проблемой были озадаче ны 75 участников Всерос сийского фестиваля энер госбережения и экологии «#ВместеЯрче» (органи
Статья 27
затор благотворительный фонд «Надёжная смена»). Да, с таким комплексным подходом к В течение смены у ре существующей проблеме, как у ребят, в бу дущем нас точно ждёт комфортная город ская среда. Надеюсь, что все проекты ре бят воплотятся в жизнь и все дворы станут экологичными и современными. бят проходило множество интересных занятий: лек ции, квизы, командные Думаю, что с реалиями современных дворов, особенно в городах, многие стал кивались. Наверняка не все из вас живут в новых благоустроенных районах, да и в тех бывает чего-то не хватает для комфортного времяпрепровождения. Поэтому к проекту ребята приступили со знанием того, что бы игры. Мне посчастливи лось увидеть, как маль чишки и девчонки вовсю воплощали на бумаге и обсуждали свои идеи на Дарья МАМАЕВА, Краснодар
Статья 28
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА 5 КАК ЮНАРМЕЙЦЫ СПОРТИВНЫЕ РЕКОРДЫ СТАВИЛИ СПОРТ+
Статья 29
Много-много лет назад в Древней Греции зародились Олимпий ские игры, которые живут и по сей день. Два года назад в «Ор лёнке» появились ещё одни - летние Юнармейские. Каждое лето более сотни ребят из Юнармии приезжают сюда, чтобы пройти спортивные испытания. Показать, что они лучшие из лучших. В общем, ты уже понял, что эта статья будет посвящена именно им.
Статья 30
- На летних Юнармейских играх мы ную дистанцию за определённое время. Отрабатываем старты, повороты. Наши инструкторы Павел и Виктория показывают нам технику, методику плавания. занимаемся строевой, огневой, медицин ской подготовкой и, конечно, каждый день тренируемся, готовимся к финальным со ревнованиям, которые пройдут в конце смены, - рассказал Дима Костюкевич из Московской области. - Каждый взвод (так здесь называют отряды) будет бороться за право называться лучшим. Лично я буду участвовать в соревнованиях по мини-фут болу. Вообще, я дзюдоист, в футбол играл только во дворе, но из всех представлен ных видов спорта решил выбрать именно этот, мне показалось это интересным. У нас очень дружная, слаженная команда, мы друг друга понимаем и с каждой тре нировкой становимся лучше. Уверен, что сможем победить. Что ещё вошло в программу игр, кроме соревнований? Большая военно-спортив ная игра «Юнармеец». Разработка проек тов по развитию спортивного направления в регионах. Занятия по строевой, огневой, тактической, медицинской подготовке. Ма стер-классы по социальному проектирова нию в Школе юнармейских инициатив. В ходе военно-спортивных и военно-тактиче ских игр, соревнований, интеллектуальных турниров ребята могли продемонстриро вать свои знания, умения и способности, получили опыт взаимодействия в группе, узнавали особенности различных видов спорта.
Статья 31
это направление продвигать, - объяснила Евгения Головченко, специалист отдела детского-юношеского отдыха и оздоров ления ВВПОД Юнармия. - Мы с ребята ми занимались разработкой спортивных проектов, которые они будут защищать в конце смены. Будет выбран лучший и ре ализован при поддержке Главного штаба Юнармии. нами. И ещё один проект направлен на популяризацию спорта. Он подразумевает спортивные занятия для школьников, кото рые будут проводить сами юнармейцы. Объясню, вторые летние Юнармейские Как видишь, смена довольно насыщен игры включают в себя соревнования по лёгкой атлетике, плаванию, мини-футболу и настольному теннису. И если Дима ре шил попробовать себя в непривычном для него виде спорта, то вот Настя Архипова из Московской области выбрала тот, в ко тором является профессионалом, - плава ние. Но 112 юношей и девушек из 33 регио ная и разнообразная. Кстати, о соревно ваниях. Так получилось, что газета ушла в печать чуть раньше того момента, когда на чались непосредственно сами состязания. Но мы знаем, что прямо сейчас эти ребя та показывают свои лучшие спортивные результаты, ставят рекорды, побеждают и проигрывают тоже. Но ведь это тоже опыт. Пожелаем им удачи не только в спорте и будем ждать следующих летних Юнармей ских игр в «Орлёнке». нов нашей страны приехали в детский ла герь «Юнармеец», чтобы не просто стать участниками спортивных соревнований и побить рекорды в разных видах спорта. Они смогли проявить себя и в других на правлениях. Например, изготовить и пре зентовать спортивную форму для своей юнармейской сборной, создать видеоро лик для популяризации занятий спортом и здоровым образом жизни, пройти обучение в Школе юного корреспондента. Например, одни захотели организовать спортивную Юнармейскую Лигу. Есть те, кто разрабатывал приложение - оно помо жет заниматься спортом самостоятельно. Открываешь его, смотришь видеоуроки и повторяешь. Там же можно отслеживать свой прогресс. Третьи продумывали курс, который скорее всего будет выложен в Youtube. Он же будет включит в себя он лайн-встречи со спортсменами, чемпио - Я занимаюсь профессиональным пла ванием уже девять лет, - объяснила девуш ка. - Рада, что здесь нам попались очень хорошие, грамотные инструкторы. Трени руемся мы каждый день, по полтора часа. Сначала разминка, потом плывём режим. Это когда ты преодолеваешь определён - В Юнармии есть одно направление, Александра МАРУЩАК, которое называется Школа юнармейских инициатив. В рамках смены мы решили Краснодарский край «ЖУРАВЛИКИ» В «ОРЛЁНКЕ» ПЕСНЯ+ В годы Великой Отечественной войны песня играла особую роль - подба стов Музея Победы ребята исследовали подвиг героя своей семьи, смогли принять участие в культурно-исторической рекон струкции концертной программы фронто вой бригады военных лет. На протяжении всех трёх недель их ждали профессио нальные тренинги по вокалу, танцеваль ному искусству, ораторскому и актёрскому мастерству. песня когда-то поднимала военный дух лю дям, - поделилась Карина Кильмухаметова из Новосибирска. - Изучили историю искус ства во время войны и его вклад в Побе ду. Через музыку и творчество пополнили свои знания о страницах истории Великой Отечественной войны. После этого мы те перь с ещё большим уважением, трепетом относимся к тем песням, что будем петь на сцене для ребят. Сделаем всё для того, чтобы передать их дух. дривала солдат, дарила радость, веру в Победу. Прошло больше 70 лет с тех пор, а мы до сих пор поём композиции военных лет, которые не устают нра виться и взрослым, и детям. В «Орлёнок» на шестую смену приехали ребята, которые тоже с особым трепетом относятся к ним. Это участники Всероссий ского фестиваля патриотической песни «Журавли Победы».
Статья 32
В первую очередь скажу пару слов о ния, уровень подготовки и музыкальное сопровождение. Они-то и выбрали самых лучших юных исполнителей, одной из на град для которых стала путёвка в «Орлё нок». конкурсе-фестивале. Он проводился Му зеем Победы. Проводился впервые. Все го в нём приняли участие более 1000 во калистов, причём не только из России, но и из Португалии, Эстонии, Казахстана. Конкуренция была серьёзной. Например, среди участников были даже призёры и по бедители многих известных музыкальных проектов - «Голос. Дети», «Синяя птица», «Новая детская волна, «Детское Евро видение». Во время отбора судьи, среди которых были Денис Майданов, Алексей Хворостян, сёстры Толмачёвы, особое внимание обращали на технику исполне - Наша программа составлена немно го по-другому, в отличие от других, - рас сказал мне Илья Блохин из Подмосковья. - Потому что большой упор мы делаем на вокал. Ведь в конце нам предстоит дать не сколько концертов. Во время своих концертных программ В детском лагере «Стремительный», орлята исполняли знакомые многим пес ни и прошлых лет, и современные: «Ка тюша», «От героев былых времён», «Три танкиста», «О той весне». На ключевом же событии смены - гала-концерте Всерос сийского фестиваля патриотической песни «Журавли Победы» - юные вокалисты ис полнили новые детские песни о мире, геро ях и родине, написанные специально для фестиваля. где и жили всю смену ребята, все их ла сково называют «журавлики». Всего их 50 человек, и все они очень любят музыку. В рамках программы участники фестиваля узнавали об истории создания, авторах и судьбе песен военных лет, которые рож дались в боях, с которыми шли на подвиг, которые вселяли силы и уверенность в победе над врагом. С помощью специали Кстати, о концертах. Это будут не про сто выступления с песнями и танцами. Ребята создавали фронтовые концертные бригады, как в годы войны. Давай вместе с тобой немного углубимся в историю. С первых дней Великой Отечественной войны внести свой вклад в победу стреми лись не только солдаты и труженики тыла, но и деятели искусства. Можно сказать, у них было своё оружие против врага - сила слова. В условиях военной обстановки, часто попадая под бомбёжки и артобстре лы, артисты дали почти 500000 концертов. Выступали в санитарных поездах, в меди ко-санитарных батальонах, исполняя по просьбам бойцов их любимые произведе ния. Проехали десятки тысяч километров. Их дело во время войны тоже было важ ным и нужным. - Мы сегодня так душевно провели ве чер, - поделилась впечатлениями об одном из выступлений «журавликов» Лилия Кур патова из Москвы. - Ребята большие мо лодцы, смотреть на них приятно, слушать - одно удовольствие. Спасибо им за такой хороший концерт!
Статья 33
Да, спасибо «журавликам» за то, что дарят нам свои песни, а вместе с ними и радость. Когда-то песня выручала солдат на войне. Сегодня же она продолжает нас спасать от уныния, отчаяния, приносить улыбки и счастье. Обо всём этом «журавлики» узнавали во время занятий в клубе «От истории пес ни к истории Родины». Александра МАРУЩАК, Краснодарский край - Мы ещё глубже поняли, насколько
Статья 34
6 УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА ПОДВОДНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ В «ОРЛЁНКЕ» В детском лагере «Штормовой» 30 мая стартовала смена на базе уникальной программы «Океанавтика». Проводит её Центр подводных исследования (ЦПИ) Русского географического об щества (РГО). Она включает в себя пять направлений: Акванав ты, Спасатели, Гидронавты, Хранители, Изобретатели. Для того, чтобы узнать обо всём подробнее, я отправилась пообщаться с ребятами - участниками настоящей научной смены. ПОКОРИТЕЛИ ГЛУБИН
Статья 35
Первыми мне встретились акванавты. погружение на обитаемом устройстве. Не смотря на то, что раньше я не был связан с этим направлением, у меня всё получается, благодаря хорошим педагогам, - описал за нятия гидронавтов Святослав. Занятие проходило в бассейне. Ребята на девали соответствующую экипировку и по гружались с инструкторами на глубину пяти метров. По рассказам Нины Корниловой из Свердловской области, всё снаряжение ве сит около 30 килограммов. Ещё одним не менее интересным на правлением является обучение юных спа сателей. В течение смены они учились управлять плавсредствами, правильно пла вать, оказывать доврачебную помощь. Как и акванавты, знакомились с азами водолаз ной медицины, чтобы суметь помочь подво дному исследователю, который только что был под действием повышенного давления. - Сейчас мы тренируемся в бассейне, но в планах у нас погружение в открытое море, - рассказала мне Нина, - Если мы пройдём успешно все этапы обучения, то в конце по лучим специальный сертификат водолаза. В общем, как выяснилось, ребята-аква навты в течение смены проходили полно ценный курс дайвинга Open Water Driver. Как взрослые. А ещё ежедневно знакоми лись с основами доврачебной помощи и водолазной медицины. Хранители - следующее направление. Они изучают основы сохранения затонув ших объектов, знакомятся с подводной ар хеологией и своими руками восстанавли вают артефакты, которые были подняты в рамках экспедиций РГО. - Погружение с аквалангом - это дей ствительно большая нагрузка, как мораль ная, так и физическая. Нужно быть хладно кровным, а также уметь преодолевать себя, - призналась Нина. Ребята, интересующиеся робототехни кой, могли попробовать себя в роли изо бретателей. На смене они осваивали пило тирование телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов и принципы строения подводной техники. Но, самое главное, им выпала возможность разработать и проте стировать свой прототип настоящего иссле довательского аппарата. По итогам смены юные изобретатели должны будут пред ставить своих функционирующих роботов, которые будут помогать другим орлятам в освоении их направлений. Наша задача - не только увлечь детей лю бопытством к изучению глубин, но и доне сти до них всю серьёзность этой работы, - отметил Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО, один из спикеров про граммы «Океанавтика». Следующими мне встретились гидро навты. Святослав Новиков из Череповца рассказал об этом направлении более под робно. В целом программа «Океанавтика» на правлена на формирование нового поколе ния подводных исследователей. Проводит ся она во Всероссийском детском центре не впервые и с каждым годом становится всё интереснее. Например, на этой смене по явилось множество новой аппаратуры для занятий. Также впервые был использован VR-тренажёр. - На данный момент мы учимся управ Примечательно, что в числе нынешних лять необитаемыми подводными аппарата ми. Надеемся, скоро сможем попробовать орлят есть те, кто уже принимал участие в в этой смене в прошлые годы и по её итогам был приглашён в подводные экспедиции ЦПИ РГО и Министерства обороны России на остров Гогланд, расположенный в Финском заливе, а также на Голубое озеро в Кабар дино-Балкарии. Так что и в этот раз самые активные ребята смогут стать участниками мероприятий центра подводных исследова ний РГО, а самые вовлечённые отправятся в настоящие экспедиции.
Статья 36
- Программа «Океанавтика» направле на на расширение кругозора ребят. Мы рас сказываем о подводных исследованиях: о целях, задачах, технологиях и трудностях, с которыми сталкиваются специалисты на глубине. Как артефакты, поднятые с глуби ны, проходят путь от находки до экспоната. Вместе с ними создаём и применяем под водно-исследовательское оборудование.
Статья 37
София КЛЕМЕНТЬЕВА, Нижний Новгород КАК КРАЕВЕДЫ СОЗДАВАЛИ МУЗЕЙНЫЙ УГОЛОК Д/Л «ОЛИМПИЙСКИЙ» А В ЭТО ВРЕМЯ
Статья 38
В шестую смену детский лагерь «Олимпийский» по традиции собрал участ факты о лагере, которых нигде нет. Вооб ще, информации об «Олимпийском» очень мало, поэтому общение с людьми стало нашей спасительной ниточкой. Мне это даже нравится, чувствую, что мы делаем нужное дело. ников Всероссийского фестиваля краеведов «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эти ребята - победители и призёры всероссийских и региональных слётов, конкурсов, олимпиад, лауреаты краеведческих учебно-исследователь ских конференций, экспедиций, проводимых в 2019-2021 годах. В течение трёх недель орлята не только осваивали азы туристской подготовки и ходили в по ходы, но ещё - занимались проектами. Одним из самых интересных из них, на мой взгляд, стала большая работа по созданию музейной комнаты в «Олимпий ском». Об этом я подробнее расскажу в своём материале. А вот как расположить все экспонаты, как будет внешне выглядеть музей, - этот труд лёг на плечи проектировщиков. На большом листе ватмана они делали раз метку будущего музейного уголка и про думывали, где расположить стол, на какую стену повесить фотографии и дипломы, рассказывающие о достижениях лагеря. Также эти ребята работали над созда нием гида-путеводителя по лагерю в мо бильном приложении izi.TRAVEL. - Там у нас восемь точек, пройдя по которым человек узнает легенды «Олим пийского» и интересные факты, а прове рить свои знания он сможет в небольшой викторине, - добавил Артём. - Так, те, кто скучают по этому лагерю, смогут зайти в это приложение и вернуться в него, хоть и виртуально. Ностальгия точно будет обе спечена. - В нашу проектную группу вошли те юные краеведы предлагали множество ва риантов, но так как времени очень мало, то было решено остановиться на сборе мате риала и экспонатов для трёх разделов. Это история строительства «Олимпийского» и основные хронологические события, от дел, посвящённый педагогическому отря ду «Пульс», а также - приезд президента нашей страны Владимира Путина в 2003 году, который побывал в лагере. Занима лись поиском исторической информации научные сотрудники. - На самом деле, это очень сложно, - по ребята, которые действительно хотят стать соавторами музейного уголка ла геря, - рассказала специалист смены, исполнительный директор Автономной некоммерческой организации дополни тельного образования «Друзья Заполя рья» Ольга Пахомова. - Вся работа у нас проходит в формате деловой игры. Мы поделились на четыре отдела: научные сотрудники, фондовики, проектировщи ки и журналисты. Каждый из ребят занят своим делом. Кто-то собирает материал, кому-то выпала задача описывать экспо наты, а некоторые думают над тем, как они будут располагаться. делились своим мнением Варвара Павлен ко и Ярослав Кустов из Ярославской обла сти. - Места у нас не так много, а надо все экспонаты очень гармонично и удобно рас ставить. Но думаю, что коллективным раз умом мы справимся, и у нас всё получится.
Статья 39
Собирали экспонаты для будущего му зейного уголка подростки, которые отвеча ют за фонд. Я очень восхищена ребятами, которые - Мы систематизируем все дипломы, за три недели в условиях детского лагеря, когда одно мероприятие сменяет другое, а времени очень мало, собрали целый музейный уголок. Их труд - это большой вклад в историю «Орлёнка» и детского ла геря «Олимпийский». кубки, фотографии, - пояснила Анна Ве ликанова из Московской области. - Наша задача - собрать информацию об этих экс понатах, описать их внешний вид, присво ить им инвентарный номер. Работа очень кропотливая и требует концентрации вни мания. Но я уже не раз этим занималась, поэтому справляюсь с ней очень быстро. - Нам удалось взять интервью у второго начальника «Олимпийского» Ольги Шевер диной, - поведали мне Наталья Чернова и Артём Мальгинов из Удмуртии. - Ольга Ва сильевна рассказала интересные истории о том времени, когда она работала здесь. Благодаря ей, нам удалось открыть новые Любой музей, даже если это неболь Дарья МАМАЕВА, шой уголок, должен иметь содержание и делится на тематические отделы. Сначала Краснодар
Статья 40
IT-СТРАНИЧКА 7 ТЕХНОЛОГИИ НАСТУПАЮТ!
Статья 41
Как орлята готовились к соревнованиям по робототехнике и учились создавать с нуля города в 3D-пространстве :)) ДРУГОЙ МИР В детском лагере «Олимпийская деревня» собрались участни ки проектной смены по робототехнике и техническому творчеству «РОБОКУБ» (организатором который выступило ООО «РОБО КУБ»). Эти ребята решили посвятить свои летние каникулы ос воению тех технических навыков, которые помогут им в будущем получить востребованную и перспективную специальность. Маль чишки и девчонки занимаются по трём направлениям: «Модуль ная и творческая робототехника», «Уроки английского языка», «3D-моделирование VR». Нам удалось заглянуть к орлятам и уз нать, как они делают свои первые шаги в мире роботов и инфор мационных технологий. Все подробности читай в моём материале.
Статья 42
ОТ КУБИКОВ К ГОРОДАМ-БУДУЩЕГО! /3D-моделирование и виртуальная реальность/ Что ты знаешь о 3D-моделировании? очень быстро усваивают материал и отра батывают его на практике - прогресс у них шикарный. Если они продолжат занимать ся дома и развиваться дальше в этом на правлении, то в будущем смогут работать дизайнерами, архитекторами, инженера ми, а также создавать мультфильмы и ком пьютерные игры. Думаю, самое первое, что приходит в голо ву - это трёхмерные модели, создаваемые в специальной компьютерной программе. Да, ты недалеко ушёл от истины. С тех са мым кубиков и постигаются азы этого тру доёмкого процесса. Но вообще, это очень широкое понятие. При современных техно логиях можно проектировать целые города и даже космические станции в компьютере. Километры бумажных чертежей постепенно уходят в далёкое прошлое, а на смену им приходят сложные системы программного обеспечения. очень далеко. А так, для себя убедился, что выбрал верное направление, в которое пла нирую ещё глубже погружаться. мотным человеком, - сказал Владимир. - Эти ребята уже будут понимать, что все бытовые приборы и гаджеты, которые окружают нас, не появились каким-то магическим образом, а созданы и запрограммированы людьми. Конечно, среди участников этого направ Пообщавшись с ребятами, мне самой за ления много новичков. Но есть и те, кто при ехал на проектную смену целенаправленно. Например, мне удалось познакомиться с Ильёй Шмонденко из Краснодара. хотелось освоить 3D-моделирование. Хотя я очень далека от таких вещей, но их пример показал, что всё реально и возможно, если проявить интерес и терпение к этому делу. Сейчас орлята готовятся к соревновани ям. Они уже собрали своих роботов, теперь их задача - научить машинку-робота про езжать определённый маршрут и обходить препятствия. А для этого надо написать ко манды при помощи кода. Конечно, это не просто, порой на создание одного алгоритма может уйти целое занятие. Но соревнова тельный дух и азарт не даёт повода опустить руки и прекратить попытки. - До приезда в «Орлёнок» я в ос новном занимался робототехникой и КАК НАУЧИТЬ РОБОТА ОБХОДИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ? Далее я отправилась в соседнюю ау 3D-моделированием по видеоурокам, - по ведал Илья. - Но здесь мне наконец-то по счастливилось работать с куратором, кото рый всегда рядом - он поможет и подскажет. К тому же - это живое общение. Его очень не хватает, особенно сейчас, когда нашу жизнь заполонил онлайн. В данный момент мы с ребятами разрабатываем 3D-модель горо да, в котором будет автостоянка, кофейня, дом, автомобиль и яркие вывески. Пока всё это раскрашиваем. А скоро будем делать анимацию для вывесок. Это упрощённый вариант, ведь мы только учимся. Чтобы про ектировать города будущего, нужно уметь разрабатывать сложные архитектурные и инженерные решения. А до этого нам ещё Так вот, участники проектной смены, ко диторию, где мальчишки и девчонки со бирают и программируют роботов. Честно говоря, меня удивил возраст ребят - всем им, на мой взгляд, от 11 до 13 лет. Такие маленькие, а уже программируют. Но как объяснил мне их куратор Владимир Ткачук, в этом возрасте дети очень любознатель ны и всегда открыты новому. А тем более здесь, когда за ошибки их не ругают и они с удовольствием осваивают /порой слож ные/ новые знания. торые выбрали 3D-моделирование, работа ют в специальной программе Blender. Кста ти, многим из них пришлось практически с нуля осваивать эту область. - Я уже занимался робототехникой у себя в городе, - рассказал Александр Сухомлинов из Краснодарского края. - Поэтому мне лег че находить свои ошибки и понять, почему мой робот буксует. Вначале всегда тяжело, но когда появляются первые успехи, то ты не можешь остановиться и всё бросить. - Из всех ребят, которые пришли к нам, только пять процентов были знакомы с ос новами создания 3D-моделей, - рассказа ла специалист смены Людмила Торшина. - Поэтому мы начинали с самых базовых вещей. Стартовали с элементарных ку биков, потом учились их красить, сейчас работаем с анимацией, а с завтрашнего дня будем осваивать игровой движок. Дети
Статья 43
Лада БРЯНСКАЯ, - Занятия робототехникой помогают раз Москва виваться и в будущем стать технически гра ЧТО ДЕЛАЮТ /ЕНОТЫ/ В «ОРЛЁНКЕ»? ИГРЫ+ Ты можешь думать, что программирование - это очень трудно. Но участники мер, одна из команд разрабатывает ком пьютерную игру «Змейка». игры, за которые мама тебя не поругает и которые научат подростков чему-то полез ному. программы «Инженерное соревнование «Программируем играя» (реализуется в партнёрстве с научно-производственным предприятием «Е-НОТ») c тобой точно не согласятся. В шестую смену в детском лагере «Солнечный» эти ребята открывают мир информационных технологий через создание компьютерных игр. О том, как юные программисты, которых все уже вокруг ласково называют /енотами/, пере местили «Орлёнок» в виртуальное игровое пространство, читай в моём материале. - Смысл игры такой: голова «змейки» - это вожатый, - рассказывает Платон Аганин из Владимирской области. - По полю, на котором гуляет змейка, разбросаны ябло ки - дети лагеря. Получается, чем больше вожатый-змейка собирает яблок-ребят, тем длиннее становится змейка. Всего 10 уров ней, так как в «Орлёнке» 10 лагерей. К при меру, в «Штормовом» будет стоят туман, через который «змейку» не увидят. А в лагере «Юнармеец» игрок может заметить домики, в которых находятся люди-препят ствия. В эту игру смогут поиграть все те, кто зарегистрирован в ВК и подписан на официальный аккаунт «Орлёнка». - Некоторые взрослые почему-то счи тают, что все игры бесполезны, ничему не учат, и вообще, это бесполезная трата времени, - делится своим мнением Платон Аганин. - Но это не совсем так. Игры могут расширять кругозор. У каждой из них, по аналогии с литературным произведением, есть свой мотив, смысл и идея. Особенно всё это хорошо выражается в сюжетных играх. В этом году в «Орлёнок» приехали ре -Ну, во-первых, сами еноты - очень ми бята, у которых информатика один из са мых любимых школьных предметов. Они называют себя «Е-ноты». Но почему же «Е-ноты»? Смысл этого названия нам объ яснил генеральный директор научно-про изводственного предприятия ООО «НПП Е-НОТ», основатель проекта «Программи руем играя», координатор открытого чем пионата по игровому программированию Сергей Михнев. лые животные, - говорит он. - А во-вторых, у этой аббревиатуры есть расшифровка. Первая буква «E» - это electric. Перевод с английского - электрические. Ну а НОТ- это Новые Образовательные Технологии.
Статья 44
Свои навыки и знания ребята покажут Юные разработчики поделились на ко 17 июня на итоговой защите проектов. Каж дый из желающих сможет «потрогать», по играть и оценить. манды, каждый член которой отвечает за своё дело. Кто-то, например, менеджер проекта, курирующий работу всех разра ботчиков и дизайнеров. Он следит за тем, как остальные справляются с поставлен ными задачами, чтобы в будущем прийти к определённому результату. Те, кто спо собен бесконечно генерировать идеи, ста ли гейм-дизайнерами. Эти ребята как раз продумывают сюжет игры. А кто хорошо рисует, взял на себя роль дизайнера. Ну и куда же создание игры без программистов, которые по техническому заданию создают визуальный код. Благодаря ему игра будет работать. Кажется, что создавать компьютерные - «Орлёнок» - это хорошее место, где ты игры и приложения -это дико сложно и только для умных людей. Но у ребят-про граммистов на этот счёт своё мнение. можешь почувствовать себя наставником и быть вообще «молодцом», - добавил в за вершении нашей беседы Михаил Логачёв. - Да, дома ты имеешь возможность спо койно зайти на «Unity» и создавать любые проекты. Но тебе не к кому обратиться за помощью или сложно получить обратную связь. А во Всероссийском детском центре у меня получилось встретить единомыш ленников, с которыми мы делаем полез ный продукт. - Всё, что тебе нужно для этого - уме ние мыслить логически, считать и дружить с фантазией, - считает Михаил Логачёв из Москвы. - Даже я, человек, который не очень хорошо понимает в компьютерах, в целом разобрался в программировании. В этом мне помогли мои небольшие знания и друзья. Поэтому при желании всё реаль но.
Статья 45
Такая грамотная организация команд Лада БРЯНСКАЯ, В первую очередь юные разработчики ной работы помогает /енотам/ качественно работать над своими проектами. Напри Москва заинтересованы в том, чтобы делать такие
Статья 46
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА 8 ПЯТЬ ПРИЧИН БЕРЕЧЬ ЧЁРНОЕ МОРЕ
Статья 47
КАК ЕСТЬ От редакции: мы начинаем серию публикаций, посвящённых экологии, в рамках участия детского пресс-отряда ВДЦ «Орлёнок» в проекте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) «Экология - дело каждого». Всероссийский детский центр «Орлёнок» расположился на бе регу Чёрного моря (ЧМ). Сине го, тёплого, ласкового. Каждый день оно радует нас своей без граничной красотой, а мы даже не задумываемся о том, как важ но нам с тобой его беречь. По чему? Сейчас я тебе расскажу, описав его главные экологиче ские проблемы.
Статья 48
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА Чёрное море загрязняется сточными водами. Одна из самых серьёзных его эко логических проблем заключается в том, что впадающие в него реки несут с со бой пестициды, тяжёлые металлы, азот и фосфор, в больших количествах смываю щиеся с полей. А азот и фосфор - это не только сельскохозяйственные удобрения, но и пища для морских микроорганизмов и водорослей, которые из-за переизбытка питательных веществ начинают бурно раз виваться. Умирая, они опускаются на дно и в процессе гниения потребляют большое количество кислорода. И тогда начинают ся заморы морских животных - моллюсков, рыб, червей, ракообразных, - так как им не чем дышать.
Статья 49
пляжи так и остаются загрязнёнными. меняют экологию моря. Чужеродные виды и другие факторы в свою очередь приводят к уменьшению биологического разнообра зия экосистемы. ловеческий глаз даже не улавливает этого быстрого нападения. Но это не всё. Мусор, который оседает на поверхности воды, вымывается далеко от береговой линии приливами и образу ет большие острова отходов в открытом море. Он имеет тенденцию потом разла гаться на мелкие частицы и часто попада ет в организм морских обитателей. Затем он попадает в наш организм через пищу и приводит к различным неблагоприятным последствиям для здоровья. А вот ещё несколько удивительных фактов о Чёрном море. Например, в нём водится всего три вида дельфинов: бело бочка, афалина и морская свинья. И они очень любят играть. Даже в волейбол - большой медузой-корнеротом в качестве мячика. Один подбрасывает её носом в воздух, другие бросаются на место паде ния и продолжают игру. А ещё они ни капли не боятся людей и с удовольствием пози руют, вовсю улыбаясь перед блестящей подводной аппаратурой. Взять хотя бы маленьких рапанов-рач ков, которые стали размножаться в море со стремительной скоростью и подъедать других обитателей. Именно из-за них (ра пан приплыл к нам в гости при транспор тировке торпедных катеров с Дальнего Востока, прикрепившись к днищу судов, в середине прошлого столетия) в Чёрном море практически не осталось устриц и ми дий - всех съели.
Статья 50
Только представь, 20 стран Европы
сливают свои отходы в Чёрное море. Кста
ти, «Орлёнок» к данному вопросу подошёл
ответственно. На его территории стоят со
временные водоочистные сооружения, ко
торые не позволяют стекать в море сточ
ным водам без очистки.
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА
Ещё одна проблема - браконьерство.
Она не столь глобальная, как предыдущие,
но не менее опасная. В данном случае
нужно повысить меры наказания за неза
конный и бесконтрольный вылов рыбы.
Поэтому, когда ты будешь отдыхать на
море с родителями и вам вдруг предложат
съездить на рыбалку на катере, лучше от
кажитесь.
Ты замечал, что поздно вечером, когда
ПЯТАЯ ПРИЧИНА
Чёрное море - самое доброжелатель
на побережье наступает тихая, тёмная и
тёплая ночь (а на море штиль), вода све
тится? Всё потому, что на мелководье со
бирается фито- и зоопланктон. Это мор
ские организмы, которые зажигаются по
принципу светлячков. Вот откуда берутся
вспышки живого света в море.
ное.
Во-первых, из-за пониженной солёно
ВТОРАЯ ПРИЧИНА
Каждый час каждая река, впадающая в
сти. Дело в том, что солёность воды ми
рового океана 35 промилле (обозначают
сколько грамм соли растворено в литре
воды). А в Чёрном море - всего 17 промил
ле. Это из-за того, что в него втекает очень
много рек (то есть пресной воды), а со
общение с океаном только через узенький
Босфорский пролив. Вот и получается так,
что кожу черноморская вода не щиплет. И
купаться в ней гораздо приятнее, чем, на
пример, в Красном море, где солёность
воды 43 промилле.
Чёрное море, приносит от 6 до 50 единиц
мусора в море. При этом в среднем около
85% мусора, найденного в ЧМ, является
пластиком. После шторма часто можно
увидеть следующую картину: берег, зане
сённый пластиковыми пакетами, бутылка
ми, контейнерами и т.п. И если в зонах от
дыха людей этот мусор убирают, то дикие
ЧЕТВЁРТАЯ ПРИЧИНА
Не меньшей проблемой считается по
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Вот такое оно - самое удивительное
явление в воде Чёрного моря чужерод
ных видов. Наиболее устойчивые из них
приживаются в акватории, размножаются,
уничтожают местные виды планктона и из
Чёрное море. Поэтому так важно его бе
речь.
Да, безусловно, чтобы сохранить эко
систему и улучшить экологию моря, нужна
эффективная деятельность всех стран,
расположенных на черноморском побере
жье. Сегодня на законодательном уровне
подписана Конвенция о защите Чёрного
моря от загрязнений, созданы органы коор
динации природоохранных программ аква
тории. Но этого недостаточно.
НАША СПРАВКА
Во-вторых, в Чёрном море не обитают
опасные для человека животные, которые
водятся в соседних морях. Мы не наступим
на морского ежа и не будем вытаскивать
его иглу из пятки у хирурга. Нас не ужалят
смертельно ядовитые медузы или моллю
ски, от которых парализует дыхательную
систему. И к нам не приплывёт акула-лю
доед! В Чёрном море обитают всего лишь
пять рыбок и две медузы, которые несут
некую опасность для человеческого орга
низма, но не более того.
«Экология - дело каждого» - это премия Росприроднадзора за интересные, не
стандартные, креативные идеи, инициативы, выдающиеся проекты, посвящённые со
хранению окружающей среды, бережному отношению к природе, экологическому про
свещению и популяризации эко-культуры среди молодёжи в возрасте от 7 до 16 лет.
Необходим контроль за вредными про
Главная цель проекта - повысить экологическую сознательность молодёжи, вовлечь
мышленными и бытовыми выбросами в
море. Нужно регулировать процессы выло
ва рыбы и создавать условия для улучше
ния жизни морских животных. Ещё нужно
использовать технику для очищения воды
и прибережных зон.
детей и подростков в природоохранную повестку, поддерживая их эко-активность в по
пулярных форматах. Лучшие проекты выберет жюри - профессиональное и эксперт
ное сообщество природоохранного блока, журналисткой сферы, дизайнеры, художники
и народное жюри.
Работы принимаются по нескольким номинациям: «Сохраним планету вме
сте», «Моя эко-семья - моя команда», «Юный эко-блогер», «Эко-тренды», «Эко-шко
ла», «Эко-проект», «Эко-рисунок», «Эко-фокус», «Эко-мультфильм», «Эко-волон
тёр», «Юный эко-журналист», «Экология в мире». Для участия в проекте необходимо
до 1 октября 2021 года подать заявку на официальном сайте: https:экологияделокаж
дого.рф. Торжественное награждение победителей и лауреатов запланировано в Мо
скве 25 ноября.
И в-третьих, в нашем море - особенно
Мы и сами можем позаботиться об эко
если заниматься дайвингом на камени
стом дне - можно увидеть столько всего
интересного. Вы когда-нибудь наблюдали,
как морская корова или морской дракон
чик совершают стремительную атаку? Вот
плывёт рыбка. А в песке притаился хищ
ник. Раз! И в следующее мгновение уже нет
этой рыбки. А из пасти закрывающегося
обратно дракончика торчит её хвостик. Че
логии Чёрного моря, не бросая мусор в
воду. Если мы будем неравнодушными к
экологическим проблемам, каждый внесёт
небольшой вклад, то мы сможем спасти
Чёрное море от экологической катастро
фы. Давай сделаем это вместе!
В призовом фонде - айфоны, айпады, ноутбуки, интерактивная доска, проектор, де
нежные сертификаты, сертификат на реализацию эко-проекта, семейная поездка на
Чёрное море. Конкурсанты, одержавшие победу, в том числе и в командных номина
циях, отправятся на экологическую смену во Всероссийский детский центр «Орлёнок».
София КЛЕМЕНТЬЕВА,
Нижний Новгород
Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский
край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский,
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».
Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин.
Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова,
Н. Житков, А. Будькина.
Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru.
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года
Номер подписан 16.06.2021 г.
Время подписания в печать: по графику - 10.00,
фактическое - 10.40.
Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар,
ул. Тополиная, 19.
Заказ № 2049.
Распространяется бесплатно.
Тираж: 3000 экземпляров.
===== Изображения вне статей =====