prostranstvo-vospitaniya-sovetskih-shkolnikov-v-pionerskom-lagere-tsk-vlksm-orlenok-1962-1966-gg .pdf

ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÆÓÐÍÀË ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈÉ ÍÀÓ×ÍÎ-ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË УДК 379.835; 371.485; 37.013.42 Борис Викторович КУПРИЯНОВ, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет kupriyanovbv@mgpu.ru ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ ЦК ВЛКСМ «ОРЛЕНОК» 1962–1966 гг. 1

SPACE OF EDUCATION OF SOVIET SCHOOLCHILDREN AT THE PIONEER CAMP OF THE CENTRAL COMMITTEE OF THE ALL-UNION LENINIST COMMUNIST YOUTH LEAGUE «ORLENOK» 1962–1966 Boris Viktorovich KUPRIYANOV, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogics of Institute of Pedagogics and Psychology of Education, Moscow City University kupriyanovbv@mgpu.ru

АННОТАЦИЯ Исследование опыта Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок» 1962–1966 гг. дает возможность зафиксировать пример не-тоталитарного воспитания с характерными чертами аль- тернативной практики эпохи оттепели: детско-взрослый коллектив, практический гуманизм в общении участников, диалоговый харак- тер общения и отношений, доминанта организации и общественно- полезная направленность совместной деятельности, приоритет со- циального творчества в коллективной жизни детско-взрослой об- щности. Эти отличительные особенности известные как коммунар- ская традиция воспитания реконструированы в данном случае на основе воспоминаний непосредственных участников событий, ме- тодических публикаций того периода, текстов орлятских песен.

Ключевые слова: воспитание в СССР, временный детский кол- лектив, советское детство, коммунарское воспитание, устная ис- тория, мемуары.

ABSTRACT Study of the experience of the All-Russian Pioneer Camp of the Ko- msomol Central Committee «Orlyonok» 1962–1966. makes it possible to record an example of non-totalitarian education with the character- istic features of an alternative practice of the Thaw era: a child-adult team, practical humanism in the communication of participants, the di-

1 Исследование и публикация осуществлялись при финансовой поддержке Российского научного фонда [проект № 23–28–00651].

2023 ¹ 3 21

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL alogical nature of communication and relationships, the dominant na- ture of the organization and the socially beneficial orientation of joint activities, the priority of social creativity in the collective life of children – the adult community. These distinctive features, known as the commu- nard tradition of education, are reconstructed in this case on the basis of the memories of direct participants in the events, methodological publications of that period, and the texts of eaglet songs.

Keywords: education in the USSR, temporary children’s group, Soviet childhood, communard education, oral history, memoirs. Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок» в 1962–1966 гг. Необходимо напомнить, что несколько взаимосвязанных социальных и социально-пе- дагогических явлений, названных впоследствии орлятской методикой, педагогикой общей забо- ты, коммунарством, методикой (технологией) КТД – коллективно-творческой деятельности (коллективной организации деятельности) и т.д., сложились вследствие того, что уникальный опыт Фрунзенской коммуны Ленинграда заинте- ресовал руководство и педагогический коллек- тив «Орленка». Ориентиром для авторов этого новшества выступал опыт А.С. Макаренко (в том числе коммуны имени Ф.Э. Дзержинского); кро- ме того, здесь можно зафиксировать много об- щего с практикой пионерских лагерей-коммун (20-е гг. ХХ века). Причастные к формированию орлятской коммуны отчетливо отражали рож- дение небывалой детской республики 5 . Из множества граней этого сложного явле- ния наиболее существенным представляется рас- смотрение «Орленка» как осуществленного уто- пического проекта детско-взрослой общности. Для объяснения предпосылок возникнове- ния этого явления наиболее убедительным пред- ставляется тезис о том, что в 1950–1960-е гг. про- изошла приватизация государственной утопии будущего человека и общества и государство перестало восприниматься как абсолютный мо- нополист, которому только и может быть до- верена такая работа, отсюда стало возможным В развитии практик воспитания время от времени возникают поворотные моменты, за- дающие культурные образцы на многие деся- тилетия. В отечественной истории детских ла- герей роль такого поворотного момента сыг- рали 60-е гг. ХХ века. Именно тогда в лекси- кон миллионов отечественных педагогов вош- ли понятия «коллективно-творческое дело», «вечерний огонек», «школа комсомольского актива» и т.п. В этот период возникла новая массовая культура пионерского лагеря со специфическими наименованиями, девизами, лагерными песнями и ритуалами, отражающи- ми романтизм «оттепели» в СССР. Источник этой традиции – уникальное пространство воспитания советских школьников во Всерос- сийском пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Ор- ленок» в 1962–1966 гг. В последние десятилетия для социально- педагогической реконструкции этого явления сложилась основательная оптика благодаря ис- следованиям Д.В. Димке, И.В. Кукулина, М.Л. Май- офис, П.А. Сафронова 1 , Л.Г. Фишмана 2 . Несом- ненный вклад в понимании специфики «Орлен- ка» 60-х гг. вносят воспоминания и их собствен- ная интерпретация А.В. Мудриком 3 . Из извест- ных классических публикаций об «оттепели» в СССР наибольшего внимания заслуживает кни- га П.Л. Вайля и А.А. Гениса 4 . На основании на- званных работ, а также идей о коммуне как спе- цифическом диспозитиве детского лагеря по- пытаемся сконструировать основания изучения

1 Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е): коллектив- ная монография. М., 2015. С. 5–34, 65–106, 152–192, 360–397. 2 Фишман Л.Г. Эпоха добродетелей: после советской морали. М., 2022. С. 136–176. 3 Мудрик А.В. Три года, породившие легенду Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник. Арзамас: АГПИ, 2011; Его же. Лики отечественной педагогики советского периода (Заметки дилетанта) Новое в психолого- педагогических исследованиях. 2010. № 4. 4 Вайль П.Л., Генис А.А. 60-е. Мир советского человека. М.: АСТ, 2014. 5 Лекманова К. Сказка из нашей жизни Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. С. 268. ===== Статья 11 ===== 2023 No. 3 22 ===== Статья 12 ===== ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÆÓÐÍÀË ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈÉ ÍÀÓ×ÍÎ-ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË Уклад жизни детско-взрослой общности «Орленка» был идеалистическим воплощени- ем коллективного образа жизни в СССР (А.И. и Д.А. Донцовы): «советский коллектив выступал в качестве идеальной модели социалистичес- кого миропорядка – торжества равенства и справедливости при общественной собственно- сти на средства производства» 6 . При разработке и реализации утопических проектов 60-х гг. ХХ века: – сложилось понимание «коллектива детей и подростков (или коллектива вместе с обучаю- щим его педагогом) как микромодели общества, изменение которой оказывается социальным экспериментом по формированию «острова» будущего общества внутри современности»; – вслед за выдающимися педагогами 1920-х гг. воспитание в коллективе рассматривалось как обеспечение «гармонии интересов общества и личности, подчеркивалась исключительная важность коллектива как средства всесторон- него развития личности <…> всячески подчер- кивалось, что высшей целью воспитания явля- ется человек» 7 . Но тут начинается самое интересное, по- скольку, соответствуя по сути своей, уклад ор- лятской коммуны «вопиюще не соответствовал советской культуре и советской системе воспи- тания» («не вписывался», «бросал вызов») 8 . При- чина этого несоответствия состоит в «непреодо- лимости границы между взрослыми и детьми», в том, что «навязывая детям социальные модели, взрослые помещают их в специально созданные для них условия (в детских садах, школах, пио- нерских лагерях)», дети «имеют дело не с реаль- ностью, а с вымыслом, который им приходится считать правдой» 9 . В этой связи П. Вайль и А. Ге- нис убеждены, что разоблачения ХХ съезда КПСС в массовой практике воспитания «не коснулись детей», «в либеральную эпоху дети жили в запо- веднике консерватизма», но, рискнем утверж- дать, не в утопической общности «Орленка». возникновение разнообразных моделей утопии будущего человека и общества 1 . Детско-взрослая общность «Орленка» 1962–1966 гг. имела сложные диалектические свя- зи с советской системой, являлась ответом на кризисный период в развитии советского проек- та, была реализованной, авторской моделью бу- дущего. Культурные практики «оттепельного» «Орленка» можно маркировать как «нетоталитар- ное воспитание» 2 . А.В. Мудрик убедительно раз- мещает нетоталитарное воспитание между тота- литарным (слепое следование официальной иде- ологической линии КПСС) и антитоталитарным (осуществление диссидентских педагогических взглядов). Идеологически утопическое сообще- ство наиболее полно реализовывало идеалы со- ветского проекта, в частности героическую кон- цепцию детства (ребенок выступает как партнер и соратник взрослого) 3 . Пафос жизни «Орленка» соответствовал поэтичности эпохи, обусловлен- ной сверхчеловечностью решаемых советским обществом задач – масштабностью дел (постро- ение коммунизма, провозглашенного новой про- граммой партии, покорение космоса, освоение целины) 4 . Еще одна остроумная метафора, харак- теризующая орлятский проект, – это «редиска, у которой… шкурка красная, а мякоть белая»: – «номинально-терминологически <…> идет речь о воспитании коллективизма и ин- доктринации коммунистических лозунгов и сто- ящих за ними ценностей, но суть их – в созда- нии условий для развития и самореализации воспитанников»; – [авторы проекта] «очень бы возмутились таким сравнениям, ибо они были не просто аб- солютно последовательными приверженцами коммунистической идеологии, а искренними адептами ее «чистой», «ленинской версии», не испорченной и позднейшими «ошибками», «пе- регибами» и пр.»; – концепция внешне вполне вписывалась в тоталитарную педагогику 5 . ===== Статья 13 ===== 1 Острова утопии … 2 Мудрик А.В. О нетоталитарных концепциях в отечественной педагогике советского периода (к столетию со дня рождения Л.И. Новиковой) Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 152. 3 Димке Д.В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия 1960-х годов. М.: Common place, 2018. C. 98–99. 4 Вайль П., Генис А. Указ. соч. 5 Мудрик А.В. Указ. соч. 6 Донцов А.И., Донцов Д.А. Родословная советского коллектива. М.: АСТ, 2019. С. 21. 7 Острова утопии … С. 22–23. 8 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 154.

9 Вайль П., Генис А. Указ. соч. С. 112. 2023 ¹ 3 23

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL Здесь нравственная характеристика жиз- ни наиболее полно соответствует этике «отте- пели»: «дружба как источник независимого об- щественного мнения» 1 , приоритет неформаль- ного дружеского общения, искренность отно- шений советских людей, провозглашенных Мо- ральным кодексом строителя коммунизма, дис- куссионность как распространенная форма общения, сугубая прямолинейность и откровен- ность в отношениях и общении 2 . Культурная составляющая жизни орлятс- кой коммуны наиболее полно отражала в том числе особенности эпохи: карнавальность, при- оритет самодеятельной культуры над профес- сиональной, дискурс спора между физиками и лириками и т.д. Последнее визуализируется при осмотре зданий и сооружений на территории «Орленка». Так, два одинаковых корпуса лаге- рей – «Звездный» (открыт в 1964 г.) и «Стреми- тельный» (открыт в 1965 г.) 3 – представляют со- бой своего рода диалог физиков и лириков (в «Звездном» традиционно проводились смены юных техников, астрономов, пожарных, а в «Стремительном» – смены юных музыкантов, поэтов, художников). Реконструкция диспозитива Всероссийс- кого пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок» 1962–1966 гг. предусматривает характеристику таких аспектов, как: – детско-взрослая общность, объединен- ная коллективным чувством «Мы», – гуманистическая идеология и практичес- кий гуманизм в общении участников детско- взрослой общности, – ценностная доминанта организации со- вместной деятельности и социального творче- ства в коллективной жизни детско-взрослой общности, общественно-полезная направлен- ность коллективной деятельности; – диалоговый характер общения и отно- шений (практика детско-взрослого диалога и договора, практическая демократия).

Источниковая база В качестве источников исследования ис- пользовались тексты личного происхождения: воспоминания, письма, дневники. Интерес пред- ставляют интервью вожатых (Л.А. Балашкова, А.В. Мудрик, И. Леонова, В.Ф. Хозов) и воспи- танников (Л. Сазонова, Л. Калинина, Н. Безбо- родов) лагеря «Орленок» (1962–1963), собранные Ю.А. Федотовой в 2013 г. 4 Из опубликованных текстов актуальными являются воспоминания Л.А. Балашковой 5 , А.В. Мудрика 6 , А.А. Сереброва – вожатого п/л «Орленок» 1964–1966 гг., Г.И. Со- ловьевой (Старобинской) – вожатой п/л «Орленок» 1964–1965 гг., К.М. Лекмановой – вожатой и зав. методическим кабинетом п/л «Орленок» 1964– 1966 гг., А.У. Лекманова – вожатого п/л «Орленок» 1964 г. 7 Отдельным источником выступает бро- шюра О.С. Газмана и В.Ф. Матвеева «Педагогика в пионерском лагере» 8 , хотя она опубликована в 1982 г., то есть через 16 лет после изучаемого пе- риода (оба автора уже не работали в лагере), но, думается, именно на страницах этого издания вос- произведен «Орленок» начала 1960-х гг. В таком же ракурсе следует рассматривать материалы диссертационного исследования Б.Я. Гиндиса 9 , методические рекомендации 1970 г. 10 Отдельным специфическим источником являются тексты пе- сен, ставших частью локальной культуры детс- ко-взрослого сообщества Всероссийского п/л «Орленок». Среди которых выделяются: произ- ведения, созданные профессиональными поэта-

1 Вайль П., Генис А. Указ. соч. С. 61. 2 Там же. 3 Корпуса д/л «Звездный» и д/л «Стремительный» построены по проекту архитекторов Л.Ю. Гальперина, М.Л. Файн- берга, М.В. Чернова, инженера И.З. Кауфман (1964 и 1965 гг.). 4 Федотова Ю.А. Воспоминания вожатых и старшеклассников, участников Всесоюзного сбора комсомольцев-школь- ников в «Орленке» в 1963 г., записанные в 2013 г. (личный архив Ю.А. Федотовой). 5 Балашкова Л.А. Истины ради… Ориентир. 2011. № 1. С. 34–39. 6 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 147–154. 7 Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы: [Ст., воспоминания]. М.: МИРОС, 2002. С. 261–270, 279–284. ===== Статья 18 ===== 8 Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: [Из опыта работы всерос. пионер. лагеря «Орленок»]. М.: Педагогика, 1982. 9 Гиндис Б.Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе: (На мат-ле Всерос. п/л ЦК ВЛКСМ «Орленок»): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1976. 10 Рекомендации пионерскому вожатому на юбилейную смену. Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Ор- ленок», 1970. ===== Статья 19 ===== 2023 No. 3 24 ===== Статья 20 ===== ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÆÓÐÍÀË ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈÉ ÍÀÓ×ÍÎ-ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË ми, как специально для «Орленка», так и заимство- ванные; слова самодеятельных песен, написан- ных известными бардами, заимствованные и ак- тивно исполняемые орлятами; самодеятельные песни педагогов, причастных к орлятской или ком- мунарской субкультуре 1 . Хронологические рамки образуются дву- мя событиями: в 1962 г. был совершен десант ле- нинградских школьников и молодых педагогов, которые привезли с собой практику Фрунзенской коммуны Ленинграда, а в 1966 г. вышло постанов- ление ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках и извращениях в воспитательной работе во Всерос- сийском пионерском лагере »Орленок»», которое можно считать финалом существования этой практики в прежнем виде. В полной мере трудно согласиться с утверждением о том, что практика воспитания в «Орленке» не претерпела карди- нальных изменений и после 1966 г. 2 . Детско-взрослая общность орлятской коммуны, объединенная коллективным чув- ством «мы». Следует отметить, что в СССР вре- менные детские коллективы рассматривались в качестве «естественного порождения социали- стической системы воспитания» 3 , воспитание «происходило в коллективе и через коллектив». Б.Я. Гиндис писал в своей диссертации: «Воспи- тательный потенциал пионерского лагеря свя- зан с возможностью создания в нем полноцен- ного детского коллектива» 4 . Поэтому одним из определяющих признаков воспитания в ВПЛ «Орленок» было обеспечение в группе коллек- тивного чувства «мы», идентификации каждого пионера (комсомольца) с первичным временным коллективом 5 . Вот впечатление пионерки – уча- стницы орлятской смены: «Когда я приехала домой, то чаще стала употреблять «мы», а не «я», научилась работать в коллективе» 6 . Г.И. Соло- вьева приводит в своих воспоминаниях множе- ство фраз, написанных детьми перед отъездом из «Орленка»: «Мы так здесь сдружились, что, кажется, знали друг друга не тридцать дней, а много лет», «… разве можно сидеть в стороне, когда весь отряд как один организм?» и т.д. 7 ===== Статья 21 ===== Так как «Орленок» был идеализированной разновидностью советского образа жизни, то нормы, провозглашаемые в лагере, в полной мере отвечали общественным идеалам, коллек- тивистические ценности «Орленка» соответ- ствовали ценностям, разделяемым большин- ством населения СССР. Если следовать мета- форе Д.В. Димке, то коммунарский «Орленок» отличало отсутствие диглоссии, характерной для советских людей (использование официаль- ного публичного и приватного языков), в лаге- ре 60-х гг. высокие идеалы пионеры (комсо- мольцы) и их вожатые одинаково обсуждали в публичном и в приватном пространствах. Одним из ключевых факторов, обеспечи- вавших коллективное чувство «мы», выступала вовлеченность каждого участника смены в жизнь лагеря, ощущение ребенком собственной важности для общности, возможности повлиять на жизнь коллектива через свою инициативу 8 , действие названного механизма обеспечивалось незавершенностью планов совместной деятель- ности – «до начала смены …составляется так называемая модель жизнь лагеря и отряда, ко- торая будет уточнена и конкретизирована» 9 . Чувство «мы» в орлятской коммуне было продуктом эпохи, по мнению П.Л. Вайля и А.А. Ге- ниса в 60-е гг. «Дружба стала и сутью, и формой… жизни… Дружба… стала источником независимо- го общественного мнения» 10 . Эта тема ярко отра- зилась в орлятских песнях, в текстах которых «дружба» приравнивается к «жизни», другу гаран- тируется помощь «в трудный час». Расставание с друзьями предстает как трагедия, как травма, а ===== Статья 22 ===== 1 Родионова И.Г. Орлятская песня: тематическое разнообразие и языковые особенности Воспитание в современ- ных условиях: региональный аспект… Пенза, 2018. С. 163–169. 2 Козлова А. Указ. соч. 3 Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. М., 1984. С. 12. 4 Гиндис Б.Я. Указ. соч. С. 3 5 Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. соч. С. 8. 6 Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого: в помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. М., 2008. С. 3. 7 Соловьева Г. Рядом и чуть впереди Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. C. 265. 8 Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. соч. C. 30. 9 Там же. C. 31. ===== Статья 23 ===== 10 Вайль П., Генис А. Указ. соч. C. 88. 2023 ¹ 3 25 ===== Статья 24 ===== JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL надежда на встречу становится чудом («Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!»), дружба порождает переживания, которые остаются с орлятами после окончания смены («Дружбу «Ор- ленка», зори «Орленка» мы увезем с собой»). Крепкая дружба («дружбы гранит») возникает как результат пережитых друзьями негативных эмоций («промелькнет и утихнет в сердцах гро- за»), вызванных правдой, высказанной в глаза. Взаимная откровенность («не тая на душе обид») объявляется основным правилом меж- личностных отношений – гарантией дружбы 1 . Отдельную роль в формировании коллек- тивного «мы» играла «идентификация участников сообщества с образом Орленка – юного бойца Коммуны» 2 . А.И. и Д.А. Донцовы обращают вни- мание, что ценность коллектива в мировоззрении советских граждан формировалась официальной пропагандой (героическими преданиями о коллек- тивных подвигах борцов за советскую власть, гимнами коллективизму и товарищеской взаимо- помощи, солидарности) 3 . Именно в романтике революции и гражданской войны ленинградским коммунарам и орлятским вожатым виделся не- замутненный идеал настоящей жизни сообще- ства 4 . Д.В. Димке определяет в качестве констант культуры 1960-х гг. сакральность в восприятии прошлого (1920-х гг.) и будущего (коммунизма). Рассматривая практику воспитания в «Ор- ленке» 1962–1966 гг. в качестве продолжения традиции детского лагеря как коммуны, следу- ет отметить, что ключевым новообразованием стали гуманистическая идеология и практи- ческий гуманизм в общении и деятельности участников детско-взрослой общности , кото- рые выражались прежде всего в обеспечении: – «развития у детей таких качеств, которые помогут реализовать себя и как существо обще- ственное, и как неповторимую индивидуаль- ность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами самореализации»; – «принципа добровольности, определя- ющего и все остальные принципы… воспитание творческой личности – в условиях принуждения не разрешимо»; – «пробуждения у детей интереса к само- развитию, самоопределению… в соответствии с самостоятельным осознанием»; – «пространства взаимопомощи, поддер- жки, помогающего и облегчающего взаимодей- ствия, отношений «товарищеской заботы о близких и далеких людях… любви к человеку» 5 . Яркий пример добровольности приводят участники тех событий: «В одну из лагерных смен 1963 г. в день ее торжественного откры- тия выяснилось, что дежурный командир, ко- торый должен был командовать парадом и от- давать рапорт, оказался без галстука (ранее на общем сборе он выступал против ношения гал- стуков). Однако никому из взрослых даже в го- лову не пришло надавить на мальчика, о нем говорили с уважением и любопытством. А че- рез несколько дней он по собственному почину стал носить галстук» 6 . Идейной основой и технологическим инст- рументом практического гуманизма являлась так называемая традиция доброго отношения к лю- дям, смысл которой сводится к формуле «нести радость людям». А.В. Мудрик, восстанавливая те события, указывает, что в лагере «культиви- ровали доброжелательность, откровенность, стремление помогать друг другу, раскрыть свои лучшие качества» 7 . Один из приемов практичес- кого проявления доброго отношения к людям описывает К. Лекманова: «Встречать у поднож- ки вагона – одна из традиций «Орленка». Зара- нее узнавали, кто прибывает, и потом ехали к поезду, зная имена. Разумеется, детей, приезжав- ших из разных республик, это поражало» 8 . Вот что отмечалось в справке ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках и извращениях в воспитательной работе во Всероссийском пи- онерском лагере «Орленок»»: «В лагере мето- дично отдается предпочтение воспитанию у ребят таких качеств, как доброта, откровен- ность, уравновешенность, умение быть ласко- ===== Статья 25 ===== 1 Родионова И.Г. Указ соч. С. 166–167. 2 Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. соч. C. 9. 3 Донцов А.И., Донцов Д.А. Указ. соч. С. 50. 4 Острова утопии… C. 380. 5 Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / под общ. ред. Е.В. Бондаревской. М. – Ростов н/Д., 1999. ===== Статья 26 ===== 6 Федотова Ю.А. Указ. соч. 7 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 148. 8 Лекманова К. Указ. соч. 2023 No. 3 26 ===== Статья 27 ===== ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÆÓÐÍÀË ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈÉ ÍÀÓ×ÍÎ-ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË потом коллективно анализировали, отмечали вклад каждого в общее дело. С.В. Кульневич таким образом описывает роль взрослого в коммунарской практике: «Старшие друзья приходят на помощь ребен- ку… они не воспитывают в ребенке это каче- ство, они помогают создать такие условия, в которых он обязательно проявит себя, не мо- жет не проявить, но – только добровольно, без принуждения и без педагогических хитростей и уловок» 6 . Обращает на себя внимание и то, что роль взрослого была объектом дискуссии во- жатых и детей на общих сборах 7 . Отдельным инструментом практического гуманизма были вдохновляющие тексты, напри- мер орлятские девизы, придуманные детьми и поддерживаемые вожатыми и руководством ла- геря: «Наша цель – счастье людей! Мы победим. Иначе быть не может», «Живи для улыбки това- рища!» и т.п. 8 В текстах песен «Орленка», образо- вавших единый культурный пласт с песнями сту- денческих педагогических отрядов, пионерских и комсомольских штабов и лагерей актива, мож- но увидеть целую композицию образов, вдохнов- ляющих на достижение: «осуществление неверо- ятной мечты», «необходимости веры в чудо», «уве- ренности в свершении грандиозного, необходи- мости достижений», «следование дорогой (путем) как осуществление призвания, предназначения», «преодоления как физических препятствий, так и нравственных трудностей» 9 . Организация совместной деятельнос- ти выступала как доминанта коллективной жиз- ни в «Орленке», предметная характеристика совместной деятельности отходила на второй план, главной была ее организация. Важнейшая черта коммунарского уклада «Орленка» социальное творчество – организа- ция деятельности являлась объектом совместно- го созидания детей и взрослых, активно осуще- ствлялось экспериментирование в процессе со- здания новых форм социальных отношений уча- стников детско-взрослого сообщества. Практи- выми, и мало уделяется внимания воспитанию гражданственности, патриотизма. …Из девиза «Орленка» выхолощено всякое политическое содержание, …от него смачно отдает духом общечеловеческого гуманизма, который безус- пешно пытаются внедрять в сознание советс- ких людей наши идеологические враги» 1 . Подчеркнем, что в это время в лагере сформировался особый педагогический кол- лектив, когда «вожатыми были люди не только педагогических профессий, но и музыканты, художники, врачи, спортсмены, инженеры» 2 , все они были молоды и увлечены процессом создания новой социальной реальности. «Все вожатые «варились» в системе педагогических ценностей коммунарства. Витал дух жажды познания и творчества» 3 . В работе вожатых особое значение имело тесное взаимодействие с напарником, умение находить общие подхо- ды по отношению к детям, терпимость, внима- ние и поддержка друг друга. Вожатский отряд выступал своеобразным образцом межлично- стных отношений, являлся носителем всего луч- шего, что появилось и закрепилось в лагере. Поэтому, по мнению вожатой «Орленка» в 1962– 1963 гг. И. Леоновой, «в душе осталось это нео- быкновенное чувство единения, внутренней связки, все было очень зажигательно, ярко» 4 . Особые отношения сотрудничества, осно- ванные на доброжелательности, откровенности, поддержке, складывались в лагере и в отноше- ниях между детьми и взрослыми. В «Орленке» возникла принципиально новая позиция педаго- га, когда в «условиях взаимной поддержки вожа- тый (воспитатель) занимает новое, непривычное для него место, следуя формуле: «не вместо вос- питанников, а вместе с ними и впереди них». Пе- дагоги учат не наставлениями, требованиями и понуканиями, а в общей с детьми творческой ра- боте <…> постоянно учатся сами – друг у друга и у своих воспитанников» 5 . Вожатые вместе с ре- бятами на вечернем огоньке решали: что сделать, как это всем вместе спланировать, провести, а ===== Статья 28 ===== 1 Лекманова К. Указ. соч. С. 149. 2 Мудрик А.В. Указ. соч. 3 Балашкова Л.А. Указ. соч. С. 48. 4 Федотова Ю.А. Указ. соч. 5 Педагогика, 1999. Указ. соч. 6 Там же. 7 Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. соч. C. 24. 8 Федотова Ю.А. Указ. соч. ===== Статья 29 ===== 9 Смирнов П.А. Указ. соч. С. 59. 2023 ¹ 3 27 ===== Статья 30 ===== JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL Исключительное значение организации коллективной деятельности и социального твор- чества в п/л «Орленок» были обусловлены тем, что каждая смена представляла собой новый проект коллективной жизни, то есть участники смены жили и одновременно строили свою кол- лективную жизнь, стахановскими методами со- здавали социальную утопию (длительностью 30– 40 дней). Вот это периодическое созидание (организация – социальное творение) коллектив- ной жизни и образовывало орлятскую коммуну. Были и продукты социального творчества, ко- торые просуществовали многие десятилетия, – это диспозитивы пионерских дружин «Орленка» «Звездной», «Штормовой», «Солнечной» и т.д. В отличие от традиции пионерского ла- геря-коммуны (20-е гг. ХХ века) в «Орленке» 1962–1966 гг. совместная деятельность в зна- чительной мере была направлена на преобра- зование внутренней среды сообщества 8 , что предусматривало: – стимулирование у подростков активной жизненной позиции (готовность вырабатывать свое отношение к окружающему миру, отноше- ние к себе, готовность формулировать задачи, чтобы действовать в соответствии с ними, го- товность действовать самостоятельно и твор- чески); подготовку детей к продуктивному про- живанию индивидуальной жизни; – специфический стиль жизни детско- взрослой общности – импровизация, инициати- ва, творчество, карнавал; – высокую степень общественной самоор- ганизации совместной деятельности. В «Орленке» практика пионерских лаге- рей-коммун 1920-х гг. обогатилась технологи- ческими процедурами и регламентами – алго- ритмом коллективно-творческой деятельности (коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка, кол- лективное проведение и коллективный анализ). Специфический стиль жизни детско-взрос- лой общности выражался в том, что каждая ла- ка орлятского коммунарства 60-х гг. соответство- вала советской идеологической формуле о «кол- лективистическом характере творчества как обобществлении идей, помыслов, надежд» 1 . Как отмечали в своих воспоминаниях учас- тники этих событий – вожатые «Орленка», «мы все старались делать так, чтобы жизнью лагеря ру- ководил актив – сами дети. Видимости никакой не было, это было настоящее детское самоуправ- ление. Конечно, вожатые постоянно были рядом с детьми, думали вместе с ними, обсуждали, на- правляли, но никак не навязывали и не заставля- ли» 2 . «Вожатые вместе с ребятами решали, что сделать, как это всем вместе спланировать, про- вести, а потом коллективно проанализировать, отметив вклад каждого в общий успех» 3 . В орлятской коммуне первичный коллектив был пространством совместной творческой де- ятельности, субъектом организации деятельнос- ти во вторичном коллективе (пионерской дружи- не); используемая технология предусматривала работу микрогруппами (звеньями), что повышало вовлеченность каждого члена первичного коллек- тива 4 . Специфическую роль играли советы дела, функции которого включали привлечение к твор- честву, разработку окончательного плана (сцена- рия), организацию подготовки, распределение заданий между группами и контроль 5 . В «Орленке» вслед за Фрунзенской комму- ной практиковалась сменность актива, институт дежурных командиров был дополнен чередова- нием традиционных поручений (ЧТП), советом дела, что позволяло каждому в течение смены пробовать себя в разных социальных ролях, ис- пытывать свои силы, достигать успеха. По вос- поминаниям И. Леоновой, данная методика дава- ла возможность включать в деятельность всех. Особенно был действенным принцип: «Сегодня я подчиняюсь, а завтра руковожу» 6 . Подобными воспоминаниями делился А.А. Серебров: «Следуя принципу: «сегодня – командир, завтра – обыч- ный труженик», наши орлята незаметно обрета- ли двойной опыт – и руководства, и подчинения» 7 . ===== Статья 31 ===== 1 Вайль П., Генис А. Указ. соч. С. 75. 2 Балашкова Л.А. Указ соч. С. 35. 3 Федотова Ю.А. Указ соч. 4 Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. соч. С. 43. 5 Там же. C. 78. 6 Федотова Ю.А. Указ. соч. ===== Статья 32 ===== 7 Серебров А. Другая планета Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. C. 261–264. 8 Острова утопии… С. 90. 2023 No. 3 28

ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÆÓÐÍÀË ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈÉ ÍÀÓ×ÍÎ-ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË участников группы в совместный труд, то есть полноценным считался только такой коллектив, где отношения членов были опосредованы тру- довой деятельностью. Именно поэтому в планах первичных коллективов «Орленка»: «трудовые «десанты» в ближайшие деревни и дальние ста- ницы и чайные совхозы, субботник в п. Ново- Михайловка, тимуровский рейд в помощь семь- ям ветеранов войны, концерт для строителей в обеденный перерыв, сбор металла, ремонт книж- ного фонда в библиотеке, забота о двух гекта- рах виноградника, помощь археологам» и т.д. 6 герная смена отличалась серией интересных, необычных творческих дел: «День изобретения колеса», политические бои, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, защиты фантастических проектов, «Малые греческие олимпийские игры», «Зарницы» и т. д. Регулярно проходили встречи с интересными людьми, пресс-конференции с самыми неожиданными «гостями» (ими были сами же ребята) – космонавтами, инопланетяна- ми и др. 1 . Вожатая И. Леонова отмечала, что «вся инициатива в проведении дел исходила от само- го отряда… Отрядное дело охватывало не толь- ко тех, кто его проводил, а всех. А если ты в этом деле не участвуешь, значит, участвуешь в следу- ющем деле – это была вожатская задача: пока- зать ребенку, что он может быть не только уча- стником, но и организатором. И конечно же, де- визом любого действия в лагере было: «Каждое дело творчески – иначе зачем?»» 2 . Творчество как элемент повседневной жизни и общения де- тей и вожатых выражалось в следующем: ори- гинальное оформление столовой, креативные решения при проведении субботника, стихот- ворный поединок двух вожатых (общение друг с другом в стихах в течение нескольких дней) 3 . Макаренковская традиция почти военной четкости и пунктуальности в коммунарской практике «Орленка» технологически оформи- лась в «Закон ноль-ноль» – каждое дело начи- нать и заканчивать в намеченный срок. Эта нор- ма в своем расширительном толковании предъявляла требования к точности не только во времени, но и в словах, обещаниях, делах 4 . Направленность совместной деятель- ности на общественную пользу проявлялась в заботе участников «орлятской коммуны» о близких и далеких людях и преобразовании для этого окружающей среды («Людям и свет, и ра- дость приносить. Жить надо так, чтоб небо не коптить» 5 ). Необходимо обратить внимание на то, что традиционная советская модель воспи- тания в коллективе предусматривала включение

Диалоговый характер общения и отно- шений (практика детско-взрослого диалога и договора, практическая демократия). Де- мократия «Орленка» в сравнении с предшеству- ющими вариантами коммуны обогатилась прин- ципом диалогичности (А.В. Мудрик). Технологическому оформлению в ком- мунарском «Орленке» начала 1960-х гг. под- верглась сама дискуссия как процедура вы- работки оптимального решения, это неизме- ненное обсуждение регламента собрания, «Законом поднятой руки» («Правило свобод- ного микрофона») 7 устанавливалось право для любого участника общности обратить на себя внимание и быть выслушанным, выска- зать свою точку зрения в комфортных усло- виях общей тишины. Культивировались так- же уважение к мнению собеседника: «Выслу- шай, не перебивая», ответственность за свои оценки и предложения: «Критикуешь – пред- лагай, предлагаешь – действуй» 8 . А.В. Мудрик вспоминал, что именно в «Ор- ленке» «впервые со старшеклассниками стали говорить». Так появилась традиция «с уваже- нием, неформально, обмениваться мнениями, обсуждать серьезные темы и проблемы», в ходе таких бесед «рождалось много интерес- ного, и это требовало большего умственного и душевного напряжения» 9 . Субъективная вовле- ченность участников в диспут обеспечивалась

1 Мудрик А.В. Указ. соч. 2 Там же. 3 Соловьева Г. Указ. соч. C. 266. 4 Гусев Б.Б. Всероссийский детский центр «Орленок» как педагогический феномен второй половины ХХ века: дис. … канд. пед. наук. Ростов на/Д., 1999. 5 Из орлятской песни «Жизнь – это я, это мы с тобой» (авторы Л. Афанасьев, Л. Куксо). 6 Газман О.С., Матвеев В.Ф. Указ. соч. C. 31. Мудрик А.В. Указ. соч. 7 Соловьева Г. Указ. соч. C. 267. 8 Там же. C. 22–29.

9 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 150. 2023 ¹ 3 29

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL специально поддерживаемым эмоциональным накалом коллективного обсуждения 1 . В постановлении ЦК ВЛКСМ, санкциониро- вавшем разгром практики «Орленка», отмечалось, что дети «только и делают, что спорят, анализи- руют себя и свои поступки, прожитый день» 2 . А в справке ЦК практика открытого общественного диалога «Орленка» осуждалась в следующих сло- вах: «В политических беседах и дискуссиях лаге- ря широко культивируется постановка вопросов, способных вызвать нездоровый ажиотаж. Чтобы пробудить активность ребят, разговор с ними, как правило, строится на теневых сторонах окружа- ющей действительности, наших осложнений в международной обстановке. В пионерском отря- де… был проведен «Разговор о жизни». Вожатый поставил два вопроса: «Восприятие окружающей жизни и, в частности, недостатков», «Последствия культа личности». В других отрядах для бесед выбирались темы: «Некапиталистический путь развития», «Общественные фонды потребления», «Колхозы в Италии», «Политика Коммунистичес- кой партии Китая», «Фашизм и неофашизм»» 3 . Еще одной специфической ипостасью диалога («разговора») можно считать орлятскую песню, филолог И.Г. Родионова связывает диалогичность с использованием в языковом плане ряда приемов: – местоимения «первого лица единствен- ного числа («я», «мне», «меня»), показывающие значимость, важность чувств и настроения каж- дого человека»; – «сочетание местоимений («мы с тобой»), придающее высказыванию характер диалога и показывающее единство интересов и целей ад- ресанта (говорящего) и адресата (собеседника)»; – «формы второго лица местоимений («ты», «вы») и глаголы в повелительном наклонении»; – «обращения («ребята, орлята, орленок, товарищ»)» 4 . Отдельного внимания заслуживают практи- ки коллективной нравственной рефлексии, реа- лизуемые в формах вечернего огонька и откро- венного разговора. Для понимания культурной практики откровенных разговоров существенным представляется подробный разбор О.В. Хархор- диным традиции обличения и публичного покая- ния (от раннехристианских форм до советских партсобраний) 5 , а также обзор культурных ана- логов Д.В. Димке (групповая критика в американ- ской общине Дж. Ноейса, критицизмы в русских коммунитарных общинах второй половины XIX века, специфическая форма коммуникации подростков в кибуцах) 6 . Функциями огоньков и откровенного разговора можно считать «удов- летворение потребности участников сообщества в эмоциональной связи со значимыми другими». Чрезвычайно важной для воспитания в «Ор- ленке» 1962–1966 гг. была охарактеризованная Д.В. Димке практика нравственной рефлексии 7 . Автор датирует первый откровенный разговор во Фрунзенской коммуне 1960 г., то есть к 1962 г. (моменту трансляции в «Орленке») эта практика окончательно оформилась. Содержанием груп- повых бесед становится осмысление подростка- ми своего места в коллективе, самооценка дел, поступков и отряда в целом, («члены сообщества говорят друг другу и друг о друге»). Нравствен- ная рефлексия позиционировались И.П. Ивано- вым в контексте культурной традиции коллектив- ного воспитания коммуны им. Ф.Э. Дзержинско- го (А.С. Макаренко «Флаги на башнях»). Особенностью этих практик является урав- нивание статуса участников: все члены сообще- ства становятся равными (взрослые и дети, «ко- мандиры» и «рядовые»). При этом снимаются ста- тусные ограничения: взрослые оказываются в одинаковом положении с детьми, так же крити- куются; равенство выражалось и в процедуре обсуждения каждого присутствующего по очере- ди (по кругу). Влияния взрослых на мнение под- ростков в ходе дискуссии ограничивалось («пра- вило обсуждения – выступление вожатого пятым по очереди после детей» 8 ). Такой подход, несом- ненно, бросал вызов всей традиционной сакраль- ности авторитета педагогов в СССР. В процессе коллективного обсуждения осу- ществлялся отказ от тактичности и вежливости, от смягчения формулировок при оценке поступ-

1 ТМудрик А.В. Указ. соч. С. 24 2 Балашкова Л.А. Указ. соч. 3 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 150. 4 Родионова И.Г. Указ. соч. С. 168. 5 Хархордин О.В. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб., 2018. С. 284–290. 6 Димке Д.В. Указ. соч. С. 134–135. 7 Там же. С. 134–150.

8 Димке Д.В. Указ. соч. 2023 No. 3 30

ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÆÓÐÍÀË ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈÉ ÍÀÓ×ÍÎ-ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË общественной позиции» 2 . Многие воспитанники тех лет по возвращении в свои школы станови- лись инициаторами создания общественных объединений, клубов старшеклассников-комсо- мольцев, вдохновляли взрослых и сверстников на «коллективное творчество, коллективную организацию деятельности и социально-преоб- разовательную направленность» («чтобы окру- жающая жизнь в школе и вне школы стала луч- ше») 3 . Яркой чертой «Орленка» как школы ком- сомольского и пионерского актива являлась миссионерская направленность: участники смен должны были нести идеи и опыт в свои первич- ные организации. А.В. Козлова, отдавая долж- ное статусу «Орленка» как лагеря актива, фор- мулирует дискуссионное утверждение: слово «актив» понималось весьма размыто, что позво- ляло «вожатым строить деятельность исходя из интересов участников смены» 4 . Трудно согла- ситься с такой оценкой, думается, что воспита- ние пионерского и комсомольского актива но- сило весьма целенаправленный характер, хотя и в духе утопических ценностей. В то же время воспитательная практика педагогов «Орленка» «существовала как бы в тени партийного и бю- рократического аппарата, иногда приобретая полулегальный, «партизанский» характер» 5 . Объясняя непродолжительность существо- вания этой практики, А.В. Мудрик указывает, что «Орленок» 1962–1966 гг. «вопиюще не соответ- ствовал… принципу культуросообразности», а произошедшие изменения обеспечили адекват- ность советским реалиям эпохи застоя 6 . Призна- ки этих изменений просматриваются в брошюре 1970 г., здесь проявляются черты заорганизован- ности и бюрократизации при подготовке 10-лет- него юбилея лагеря (подробное описание боль- шого количества создаваемых органов, из сопод- чиненности, рапорты отрядов, орлят различных областей и т.п.) 9 . В этом отношении нам представ- ляется некоторым упрощением подход А.В. Коз- ловой, где значительный период времени в жиз- ни п/л «Орленок» представлен однородным. Коммунарский проект Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» 1962–1966 гг. ков присутствующих (поощряется высказывание нелицеприятных мнений, срывание масок). Одна- ко такая форма коммуникации базировалась на особых доверительных отношениях участников сообщества первичного коллектива и использо- валась избирательно. В современных условиях трудно однозначно оценить эту практику, места- ми напоминавшую партийные чистки 30-х гг. Н. Безбородов, участник Всесоюзного сбора ком- сомольцев-школьников в «Орленке» в 1963 г., отмечал исключительную важность такого мероп- риятия в жизни каждого участника смены: «За три дня до отъезда по вечерам у костра прошли «От- кровенные разговоры» («Суды чести»). Особен- ность их заключалась в том, что каждый должен был дать характеристику товарищу, оценить его положительные стороны и назвать недостатки, которые предстоит изжить. Но, давая характе- ристику товарищу, ты в этот момент характери- зовал и себя (свою принципиальность, честность, объективность, доброжелательность). Меня «су- дили» в последний вечер. Никогда в жизни я боль- ше так не волновался и не радовался, когда ус- лышал напутствие товарищей-коммунаров: «К большой жизни готов. Не сломайся!»». Необходимость преодолевать себя, ста- новиться лучше отражается в орлятских пес- нях через использование «глаголов в повели- тельном наклонении, которые обозначают по- буждение к действию» («Помни: каждый твой верный друг»; «Ну а если твой друг попадет впросак, Помоги ему просто так!») 1 . Откровенный разговор являлся последней точкой алгоритма коллективной деятельности и кульминацией ежедневных рефлексий (огонь- ков), как бы вырастал из них. Наряду с коммуной очевиден школьный диспозитив «Орленка», лагерь был школой пи- онерского и комсомольского актива , осуще- ствлял подготовку подростков к организации общественной деятельности. Так, по воспоми- наниям С.Д. Полякова, ««орлятская» жизнь по- вернула меня – обычного старшеклассника с весьма индифферентным отношением к комсо- мольской работе – к активной, наступательной

1 Родионова И.Г. Указ. соч. 2 Поляков С.Д. Указ. соч. С. 6. 3 Мудрик А.В. Указ. соч. 4 Козлова А. Указ. соч. С. 94. 5 Острова утопии … С. 11. 6 Мудрик А.В. Указ. соч. С. 153–154.

9 Рекомендации пионерскому вожатому, 1970. C. 8–9. 2023 ¹ 3 31

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL представлял собой вариант нетоталитарного воспитания и может пониматься как соци- альный эксперимент по формированию «ост- рова будущего общества внутри современно- сти», где в русле идей выдающихся советских педагогов воспитание в коллективе рассмат- ривалось как обеспечение гармонии интересов общества и личности.

Литература 1. Балашкова Л.А. Истины ради… Ориентир. 2011. № 1. С. 34–39. 2. Вайль П.Л., Генис А.А. 60-е. Мир советского человека. М.: АСТ, 2014. 3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы: [Ст., воспоминания]. М.: МИРОС, 2002. 4. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: [Из опыта работы всерос. пионер. лагеря «Орленок»]. М.: Педагогика, 1982. 5. Гиндис Б.Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе: (На мат- ле Всерос. п/л ЦК ВЛКСМ «Орленок»): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1976. 6. Димке Д.В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия 1960-х годов. М.: Common place, 2018. C. 98–99. 7. Донцов А.И., Донцов Д.А. Родословная советского коллектива. М.: АСТ, 2019. 8. Кирпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. 9. Козлова А. Как воспитать пионеров самостоятельными и инициативными: педагогические так- тики «Артека» и «Орленка» (1957–1991) Антропологический форум. 2020. № 45. С. 75–115. 10. Лекманова К. Сказка из нашей жизни Неклассическое воспитание: от авторитарной педа- гогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. С. 268. 11. Мудрик А.В. О нетоталитарных концепциях в отечественной педагогике советского периода (к сто- летию со дня рождения Л.И. Новиковой) Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 152. 12. Мудрик А.В. Три года, породившие легенду Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник. Арзамас: АГПИ, 2011; Его же. Лики отечественной педагогики советского периода (Заметки дилетанта) Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 4. 13. Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940– 1980-е): коллективная монография. М., 2015. С. 5–34, 65–106, 152–192, 360–397. 14. Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого: в помощь всем, кто работает или будет рабо- тать с подростками в детском лагере. М., 2008. 15. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / под общ. ред. Е.В. Бон- даревской. М. – Ростов н/Д., 1999. 16. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. М.: Национальный книж- ный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. 17. Рекомендации пионерскому вожатому на юбилейную смену. Всероссийский пионерский ла- герь ЦК ВЛКСМ «Орленок», 1970. 18. Родионова И.Г. Орлятская песня: тематическое разнообразие и языковые особенности Воспитание в современных условиях: региональный аспект… Пенза, 2018. С. 163–169. 19. Соловьева Г. Рядом и чуть впереди Неклассическое воспитание: от авторитарной педаго- гики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. C. 265. 20. Федотова Ю.А. Воспоминания вожатых и старшеклассников, участников Всесоюзного сбора ком- сомольцев-школьников в «Орленке» в 1963 г., записанные в 2013 г. (личный архив Ю.А. Федотовой). 21. Фишман Л.Г. Эпоха добродетелей: после советской морали. М.: Новое литературное обозре- ние, 2022. 22. Хархордин О.В. Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности. СПб., 2018. С. 284–290. 23. Смирнов П.А. Символика песенных текстов как языковой практики педагогических отрядов Kant. 2016. № 1(18). С. 56–60. ===== Статья 45 ===== References 1. Balashkova L.A. Istiny radi… Orientir, 2011, no. 1, pp. 34–39. ===== Статья 46 ===== 2023 No. 3 32 ===== Статья 47 ===== ÏÅÄÀÃÎÃÈÊÀ ÆÓÐÍÀË ÏÑÈÕÎËÎÃÎ-ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÕ ÈÑÑËÅÄÎÂÀÍÈÉ ÍÀÓ×ÍÎ-ÏÐÀÊÒÈ×ÅÑÊÈÉ ÆÓÐÍÀË 2. Vajl’ P. L., Genis A.A. 60-e. Mir sovetskogo cheloveka. M.: AST, 2014. 3. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody: [St., vospominanija]. M.: MIROS, 2002. 4. Gazman O.S., Matveev V.F. Pedagogika v pionerskom lagere: [Iz opyta raboty vseros. pioner. lagerja «Orlenok»]. M.: Pedagogika, 1982. 5. Gindis B.Ja. Formirovanie vzaimootnoshenij v kratkovremennom detskom kollektive: (Na mat-le Vseros. p/l CK VLKSM «Orlenok»): avtoref. dis. … kand. psihol. nauk. M., 1976. 6. Dimke D.V. Nezabyvaemoe budushhee: sovetskaja pedagogicheskaja utopija 1960-h godov. M.: Common place, 2018. Pp. 98–99. 7. Doncov A.I., Doncov D.A. Rodoslovnaja sovetskogo kollektiva. M.: AST, 2019. 8. Kirpichnik A.G., Izhickij V.P. Letnie ob#edinenija starsheklassnikov. M.: Znanie, 1984. 9. Kozlova A. Kak vospitat’ pionerov samostojatel’nymi i iniciativnymi: pedagogicheskie taktiki «Arteka» i «Orlenka» (1957–1991). Antro- pologicheskij forum, 2020, no. 45, рp. 75–115. 10. Lekmanova K. Skazka iz nashej zhizni Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. M.: MIROS, 2002. P. 268. 11. Mudrik A.V. O netotalitarnyh koncepcijah v otechestvennoj pedagogike sovetskogo perioda (k stoletiju so dnja rozhdenija L.I. Novikovoj). Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2018, no. 1, p. 152. 12. Mudrik A.V. Tri goda, porodivshie legendu Social’naja pedagogika: ljudi, idei, problemy: sbornik. Arzamas: AGPI, 2011; Ego zhe. Liki otechestvennoj pedagogiki sovetskogo perioda (Zametki diletanta). Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovanijah, 2010, no. 4. 13. Ostrova utopii: pedagogicheskoe i social’noe proektirovanie poslevoennoj shkoly (1940–1980-e): kollektivnaja monografija. M., 2015. Pp. 5–34, 65–106, 152–192, 360–397. 14. Panchenko S.I. Den’ za dnem v zhizni vozhatogo: v pomoshh’ vsem, kto rabotaet ili budet rabotat’ s podrostkami v detskom lagere. M., 2008. 15. Pedagogika: lichnost’ v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija / pod obshh. red. E.V. Bondarevskoj. M. – Rostov n/D., 1999. 16. Poljakov S.D. Kollektivnoe tvorcheskoe vospitanie: perezagruzka. M.: Nacional’nyj knizhnyj centr, IF «Sentjabr’», 2016. 17. Rekomendacii pionerskomu vozhatomu na jubilejnuju smenu. Vserossijskij pionerskij lager’ CK VLKSM «Orlenok», 1970. 18. Rodionova I.G. Orljatskaja pesnja: tematicheskoe raznoobrazie i jazykovye osobennosti Vospitanie v sovremennyh uslovijah: regional’nyj aspekt… Penza, 2018. Pp. 163–169. 19. Solov’eva G. Rjadom i chut’ vperedi Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. M.: MIROS, 2002. P. 265. 20. Fedotova Ju.A. Vospominanija vozhatyh i starsheklassnikov, uchastnikov Vsesojuznogo sbora komsomol’cev-shkol’nikov v «Orlenke» v 1963 g., zapisannye v 2013 g. (lichnyj arhiv Ju.A. Fedotovoj). 21. Fishman L.G. Jepoha dobrodetelej: posle sovetskoj morali. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2022. 22. Harhordin O.V. Oblichat’ i licemerit’: genealogija rossijskoj lichnosti. SPb., 2018. Pp. 284–290. 23. Smirnov P.A. Simvolika pesennyh tekstov kak jazykovoj praktiki pedagogicheskih otrjadov. Kant, 2016, no. 1(18), рp. 56–60. Статья поступила в редакцию 07.11.2023; принята к публикации 28.11.2023. ===== Статья 48 ===== The article was submitted 07.11.2023; accepted for publication 28.11.2023. ===== Статья 49 ===== Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript. ===== Статья 50 ===== 2023 ¹ 3 33

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • jacomo/pdf_204227e333044e3a.txt
  • Последнее изменение: 6 ч. назад
  • 127.0.0.1