diagnostika .pdf

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

О. В. М ОЖЕЙКО , МЕТОДИСТ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОТРЯДНОЙ РАБОТЕ

Методическое пособие

2017

С ОДЕРЖАНИЕ 3 Ч ТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА , И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НЕОБХОДИМА ? Д ИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ : ЧТО В «О РЛЁНКЕ » ПРОВЕРЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ? 9 К АКИЕ СРЕДСТВА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ? 11 12 Опросные методы 23 Игровые методы Наблюдение за детьми в ходе коллективной и индивидуальной творческой и организаторской деятельности 35 39 Аналитическая работа с подростками как источник диагностической информации 51 К АК ФИКСИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ? 55 С ОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

© ВДЦ «Орлёнок», учебно-методический центр, 2010–2017 © О.В. Можейко, 2010–2017

2

Ч ТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА , И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НЕОБХОДИМА ?

П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – это процесс распознавания различных педагогических явлений и опре- деления их состояния в конкретный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров, направленный на решение задач оптимизации воспита- тельно-образовательного процесса, совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Какие ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ чаще всего при- ходится распознавать педагогу в детском лагере? Это: - эмоциональное состояние ребенка и детского коллектива в целом; - сложившиеся между ребятами взаимоотношения; - интересы, способности подростков, уровень их ак- тивности в совместной деятельности; - ожидания ребят от смены; - отношение подростков к различным ценностным категориям; - уровень опыта ребят в разных сферах деятельно- сти (в том числе организаторского опыта) и изме- нения, которые произошли с этим опытом за сме- ну, то есть результаты воспитательно-образова- тельной деятельности.

3

Что значит РАСПОЗНАТЬ ? В одном случае – выявить, обнаружить какие-то свойства, особенности (например, интересы ребят). В другом – отследить изменения (напри- мер, изменения позиции ребят в совместной деятельности). В третьем случае – понять, что происходит, разобраться в ситуации (например, заметить назревающий в отношениях конфликт). В четвертом – оценить (например, какие новые знания и умения приобрели ребята). И во всех случаях – определить условия (или причины) того или иного положе- ния дел. Какие ЗАДАЧИ помогает решить диагностика? Можно выделить три задачи, которые с помощью диагностики ре- шаются в каждой смене обязательно: 1. Оценить оптимальность выбранного содержания и средств деятельности и своевременно скорректи- ровать работу с детьми в течение смены. 2. Определить результаты воспитательно-образова- тельной деятельности. 3. Скорректировать педагогическую программу. Кроме того, педагогическая диагностика помогает и в решении других задач: в регулировании отношений в дет- ском коллективе, в разработке нового содержания обуче- ния, в оценке эффективности какой-либо формы воспита- тельной работы, в определении уровня мастерства педаго- гов и так далее. Разные задачи требуют разного времени для их ре- шения. Так корректировка организованной педагогом дея-

4

тельности в смене происходит каждый день, поэтому диа- гностика эффективности выбранных средств и содержания тоже должна происходить постоянно, она называется те- кущей диагностикой . Чтобы диагностировать какие-либо изменения (например, достигнутые за смену результаты), обязательно необходимо сравнение начального и итогового уровня соответствующих проявлений подростков (напри- мер, знаний и умений, активности). Поэтому диагностика результатов обязательно проводится в два этапа – на входе и на выходе, то есть в первые дни смены и в послед- нюю неделю. Для решения такой задачи, как корректировка программы, нам пригодятся данные и текущей диагностики, и диагностики результатов. Но сделать окончательные вы- воды можно только после завершения смены. Чтобы диагностика носила целенаправленный харак- тер, в зависимости от задачи для каждого из распознавае- мых явлений определяются ПАРАМЕТРЫ , по которым оно будет рассматриваться. Параметры – это направления анализа и оценивания, то есть те компоненты, которые должны быть подвержены анализу, чтобы сделать вывод о результативности и качестве деятельности или охарактери- зовать другое педагогическое явление. Весь ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ можно описать в та- кой последовательности: 1) определение конкретных задач диагностики на смену; 2) планирование этапов проведения диагностики;

5

3) выбор средств диагностики, позволяющих сопо- ставить данные из разных источников; 4) проверка – сбор информации; 5) оценивание – интерпретация полученной инфор- мации; 6) накопление данных, необходимых для осуществ- ления полноценного анализа ситуации; 7) обработка, анализ данных, 8) выявление динамики, тенденций, прогнозирова- ние дальнейшего развития событий. Последние два этапа – это уже начало другого про- цесса – педагогического анализа , в котором используются данные, полученные в ходе диагностики.

Заметим, что диагностика – процесс, важный, в первую очередь, для педагога: с ее помощью мы оценива- ем, осмысливаем и совершенствуем свою работу. Но все явления, которые мы рассматриваем, так или иначе связа- ны с детьми: в детях – их знаниях, умениях, практическом опыте – проявляются результаты нашей работы, дети участвуют в организованных нами делах, дети становятся субъектами отношений и совместной деятельности и так далее. Поэтому при проведении диагностики нужно пом- нить о ПРАВИЛАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ . Во-первых, происходить диагностика должна так, чтобы о ней знал только педагог, а не дети . Этого можно достичь, если выбирать средства диагностики так, чтобы они не выбивались для ребенка из событийного ряда

6

смены, а напротив, были для него интересными и полезны- ми. Значит, все средства диагностики должны становиться еще и педагогическими средствами. Например, анкета «Я – гражданин?..», как средство диагностики, помогает педагогу получить информацию о знаниях ребят в области прав и обязанностей гражданина, об их отношении к некоторым нравственным категориям. Чтобы сделать ее педагогиче- ским средством, нужно не просто провести письменный опрос подростков, а, к примеру, сделать его подготовкой к дискуссии на соответствующую тему, где будут обсуждать- ся обобщенные итоги анкетирования (но именно обобщен- ные итоги, а не личные точки зрения – их ребята могут вы- сказать сами, открыто, если захотят). И подростки должны знать, для чего им нужен какой-либо опрос или игра, а у педагога в уме (за скобками) остается еще одна задача – диагностическая. Это одно из правил, к которому добавим еще четыре. В их основе лежит важный принцип – «не навреди»: - Любое знание о ребенке, полученное педаго- гом, не должно обсуждаться публично , уни- жать ребенка, служить предметом поучений. - Результаты диагностической оценки срав- ниваются только с собственными преды- дущими достижениями ребенка, с начальным уровнем его лидерского опыта. Недопустимо сравнивать их с результатами оценки других де- тей или с представлениями самого воспитателя о процессе развития подростка в смене.

7

- По итогам диагностики не ставятся «диагнозы», а даются рекомендации , при этом, в первую оче- редь, самому себе – как строить свою работу дальше. А ребенку по итогам диагностики нужно оказывать индивидуальную помощь и поддержку в образовательном процессе. - Диагностическая информация, полученная только из одного источника (мнение педагога, мнение самого ребенка, его фактические дости- жения, результаты проведенного специалистом опроса) не может анализироваться. Она долж- на подкрепляться информацией как минимум из еще одного источника.

Педагогическую диагностику иногда смешивают с пси- хологической. Но, хотя некоторые методы совпадают, пу- тать их нельзя. Психологическая диагностика исследует различные психические функции и состояния человека, сферы его личности, уровень развития. Психологические тесты стандартизированы, осуществлять психологическую диагностику имеет право только специалист-психолог. Педагогическая диагностика исследует, в первую оче- редь, деятельностные проявления ребенка, изменения в его опыте, умениях, представлениях – то есть в том, на что и направлена работа с ним педагога. Поэтому проводит педагогическую диагностику обычно тот педагог, который постоянно работает с детьми – именно он сумеет лучше всех заметить те изменения, которые произошли в ребятах.

8

Д ИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ : ЧТО В «О РЛЁНКЕ » ПРОВЕРЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ?

Одна из трех главных задач диагностики, которые мы назвали, – определение (фиксация) результатов воспита- тельно-образовательной деятельности. В «Программе лидерского образования детей и под- ростков в «Орлёнке», в «Комплексной программе физкуль- турно-спортивной и оздоровительно-профилактической деятельности в «Орлёнке», в долгосрочных программах детских лагерей, в других документах обозначено множе- ство результатов, на достижение которых направлена дея- тельность педагогов Центра. Возможно ли проверять всё, что мы помогаем ребенку осваивать? Конечно, нет. Поэто- му нужно определить самые важные, приоритетные резуль- таты – те, которые мы не только стараемся достичь, но и хотим проверить, чтобы убедиться в результативности сво- ей работы. Такие результаты особо выделяются в про- грамме каждого детского лагеря на конкретную смену. А в «Орлёнке» определены ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТСКИХ ЛА- ГЕРЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬ- ТАТЫ ЛИДЕРСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , ко- торые становятся предметом диагностики в каждой смене: - изменение позиции подростка (уровня его актив- ности) в специально организованной совместной деятельности детей и взрослых;

9

- приобретение подростком знаний о качествах, знаниях и умениях, необходимых лидеру; - овладение подростка умением ставить цель на определенный отрезок времени, определять и по- следовательно выполнять этапы ее достижения; - овладение подростка умением разрабатывать и проводить дело (КТД, мастер-класс, игру, конкурс- ную площадку, отрядное дело, дело органа само- управления и т.д.); - освоение умения оценивать свои действия, по- ступки, способности, анализировать коллективную деятельность. Другие проверяемые результаты у каждого лагеря мо- гут варьироваться, чаще всего ими становятся профильные знания и умения, которые может получить ребенок, став участником программы лагеря. Чтобы проверить результаты, необходимо определить показатели результативности – наблюдаемые и поддаю- щиеся фиксированию характеристики, по которым можно проследить изменения в деятельности. Показатели могут быть количественными (например, сколько раз ребенок проявлял себя в роли лидера-организатора) и качествен- ными (в каких ситуациях это происходило – например, при организации простой игры или сложного в подготовке дела). Важно, чтобы каждый показатель можно было увидеть или услышать, оценить и зафиксировать, тогда анализ полу- ченных в ходе диагностики данных будет более конкретным и полезным.

10

К АКИЕ СРЕДСТВА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ?

Для педагогической диагностики образовательных ре- зультатов могут использоваться различные средства. Во-первых, специальные диагностические методи- ки : анкеты, устные опросы, особые игры . Они выбира- ются педагогом из уже существующих или разрабатываются самостоятельно. Перед первым использованием самостоя- тельно разработанной диагностической игры или опроса начинающему педагогу стоит посоветоваться с более опыт- ными коллегами, а также со специалистом-психологом. Во-вторых, источником диагностической информации могут стать средства воспитательно-образовательной деятельности . В числе таких средств можно выделить две группы. Первая – формы коллективной творческой и коллективной организаторской, а также индивиду- альной деятельности (коллективные творческие дела, игры, огоньки, работа в микрогруппах над заданием, вы- полнение индивидуальных поручений и т.п.), дающие са- мую подробную информацию о происходящих с ребенком изменениях. Вторая – формы аналитической работы с детьми , помогающие обобщить и зафиксировать их мне- ния и достижения. Большинство средств диагностики – и специальных, и неспециальных – сочетаются с методом наблюдения : он является основным методом педагогической диагностики.

11

Каждая группа средств имеет свои особенности в про- ведении и в обработке данных, а также преимущества и недостатки в использовании.

К опросным относятся такие методы О ПРОСНЫЕ МЕТОДЫ как анкетирование, беседа, интервьюиро- вание. Большинство из них проводится индивидуально, но могут быть и коллективные варианты (тематическая беседа, диспут, коллективное заполнение анкеты). Диагностическая информация, которую можно получить с помощью опросных методов - Какими знаниями «лидерского минимума» владе- ет подросток.

В анкете можно предложить подросткам выбрать верное определение ключевых лидерских понятий из нескольких вариантов; в общей беседе – обсу- дить представления ребят об особенностях работы в команде. - Какой организаторский или информационно- аналитический опыт есть у подростка (появился в ходе смены). В анкете может быть вопрос том, какое поручение ребенок выполняет в школе; неоконченное пред- ложение поможет выяснить, какую позицию он ча- ще занимает в игре или в каком-то деле; в рису- ночной анкете можно зафиксировать источники информации, которыми он пользовался в смене. - Каковы ценностные ориентиры подростка, соот- ветствуют ли они ценностям, принятым в совре- менном обществе, в молодежном сообществе.

12

Для этого чаще всего используется метод ранжи- рования. При этом не обязательно просить под- ростка расставить строгие приоритеты. Например, можно предложить отметить ценности, которые ему понятны или которым он старается следовать. - В каких прикладных сферах подросток имеет до- стижения, может быть успешен. Можно предложить проранжировать разные виды профильной деятельности, отвечая на вопрос: «Что у тебя получается делать лучше?».

Особенности использования опросных методов - Полученную этими методами информацию легче обрабатывать, в этом их преимущество. Но ре- бенком они чаще всего воспринимаются как не

связанные с его жизнедеятельностью дополни- тельные процедуры, к тому же их объективность понижается из-за возможности неверного понима- ния ребенком вопроса в анкете. - Большинство опросов проводится индивидуально, но могут быть и коллективные варианты (общая тематическая беседа, дискуссия), для корректи- ровки своей работы вам будет достаточно общих данных; а если диагностика нужна для дальней- шей оценки результата – найдите способ сами зафиксировать мнения отдельных ребят. - Варианты вопросов в анкете или беседе могут быть разные: открытый – требующий развернутого ответа, закрытый – «да / нет / не знаю», вопрос с вариантами ответов. Первые сложнее обрабаты-

13

вать, вторые малоинформативны, третьи требуют больше предварительной подготовки. Можно ис- пользовать в вопросе метод ранжирования – рас- ставить варианты ответа по степени важности или согласия либо по какому-то другому принципу (сложно для младших подростков), метод неокон- ченных предложений (но не стоит делать из них всю анкету). Подбирать подходящий вариант во- проса нужно по ситуации, но обычно дети охотнее отвечают на вопрос с вариантами ответов, где оставлена строка и для своего особого мнения. - Формулировка вопросов должна соответствовать возрастному образовательному уровню подрост- ков: если малышам может быть сложно ответить на неточные, непонятные для них вопросы, то старших могут оттолкнуть нарочито «детские» формулировки. - Начать анкету лучше с простых вопросов. Для ре- бят среднего возраста достаточно 5–7 вопросов, из них открытых – не больше двух. - Даже стандартный набор вопросов перед прове- дением анкеты или беседы в новой смене нужно пересмотреть: возможно, в них придется внести коррективы, связанные со спецификой смены или возрастными особенностями детей. - Чтобы повысить интерес детей и предотвратить утомление, можно использовать разнообразные

14

игровые и наглядные способы оформления как устных, так и письменных опросов. - Не стоит перегружать детей письменным анкети- рованием. Нужно стараться включать в анкеты только те вопросы, ответы на которые можно по- лучить (или подтвердить) только этим способом. По возможности – объединять все письменные опросы каждого периода смены в одну-две не- больших анкеты.

Как обрабатывать полученную информацию Если опрос проводился для текущей диагностики и вам необходимы обобщенные данные, стоит составить сводную таблицу, внести в нее варианты ответов на каж- дый вопрос и отметить количество ребят, ответивших соот- ветствующим образом. Для диагностики результатов выведение обобщенных показателей не требуется: важно сравнить начальный и итоговый уровень лидерского опыта каждого подростка не с другими детьми, а с ним самим. В таком случае данные опроса вносятся в индивидуальную характеристику подростка, подтверждая или ставя под со- мнение информацию, полученную другими способами. Но предварительная обработка данных все равно по- требуется. Как это делать – зависит от типа вопроса. - В письменной анкете в ответе на открытый вопрос можно подчеркнуть ключевые слова или «оце- нить» ответ с помощью условных знаков.

15

Например, развернутые ответы на вопросы, свя- занные с владением лидерскими понятиями, мож- но разделить на три типа: 1) отражает суть поня- тия, что говорит о наличии у подростка общего представления о нем; 2) раскрывает понятие точно и подробно (высокий уровень владения знанием); 3) ответ отсутствует либо неверен, неточен, что говорит о слабом владении или о невладении под- ростка знаниями по данной теме.

- В ответах на закрытые вопросы можно выделить маркером только положительные или только от- рицательные ответы – это поможет в дальнейшем при анализе быстро ориентироваться в анкете. - Вопросы с вариантами ответа могут не нуждаться в дополнительной обработке либо обрабатывать- ся так же, как открытые. - Особо отметьте вопросы, оставшиеся без отве- та – если они очень важны для вас, придется по- лучать ответ другим способом. - Ответы на устные вопросы можно фиксировать условными знаками, отражающими те же характе- ристики, что выделяются в письменных анкетах.

Опыт, которым можно воспользоваться  Из анкеты «Для новых друзей «Дозорного» Источник: Материалы детского лагеря «Дозорный», 2005 год Если твоему отряду будет необходимо организовать мини- концерт, в качестве кого ты бы хотел в нем участвовать? а) ведущего

б) зрителя в) участника номеров или оформителя сцены

16

Как, по-твоему, должен действовать хороший руководитель при принятии важного решения? a) посоветоваться со своими подчиненными и принять точку зрения большинства б) поступить так, как считает нужным, без учета мне- ния коллектива в) выслушать мнение коллектива, но поступить по своему усмотрению Как ты понимаешь слово «патриот»? Патриот – это: а) человек, который живет в определенной стране и соблюдает ее законы б) человек, который делает все возможное для про- цветания своей страны в) человек, который несмотря ни на что считает свою страну лучшей в мире

 Анкета, направленная на выявление начально- го уровня знаний и умений детей по организа- торскому и прикладному компонентам образо- вательной программы Источник: Материалы детского лагеря «Комсомольский», 2005 год Опрос проводится на ознакомительном занятии «Школы интересных каникул» (ШИК). Содержание анкеты делится на две части: первая – вопросы по организаторскому ком- поненту, общие для всех детей; вторая часть – вопросы по прикладному компоненту, которые разрабатываются педа- гогом-руководителем в зависимости от профиля класса.

17

Бланк опроса: Дорогой друг! Как тебя зовут? Откуда ты приехал в «Орлёнок»? «Школа интересных каникул» предлагает тебе научиться интересно и с пользой организовывать свое сво- бодное время. Но для начала нам хочется понять, что ты уже знаешь и умеешь. Заранее спасибо за ответы! 1. Был ли у тебя опыт организации какого-либо дела, игры? Если «да» – то что это было за дело? 2. Как ты думаешь, чтобы дело (мероприятие, игра, празд- ник) было интересным для всех, что надо учесть органи- заторам? 3. Согласись, что с любым делом всегда легче справиться, если рядом есть помощники! Продолжи предложение: «Чтобы стать командой и успешно действовать, надо …». 4. Выполняя общее задание совместно с другими ребята- ми, ты чаще всего (отметь верный вариант ответа): а) действуешь так, как считаешь нужным; б) прислушиваешься к мнению других и делаешь, как все; в) стремишься к поиску общего решения, но всегда высказываешь свое мнение; г) свой вариант … 5. Вопрос по профилю. 6. Вопрос по профилю. 7. Какими знаниями и умениями ты готов поделиться с ре- бятами в «Школе интересных каникул»? Обобщенные результаты педагоги оформляют в виде сводной таблицы, из которой будет виден как «портрет» всего класса – процент ребят, имеющих опыт организации

18

дел, знающих алгоритм подготовки и проведения дела, способы командного взаимодействия, так и уровень готов- ности каждого ребенка к участию в программе.

Ф.И., отряд Показатели

по классу … 1. 2. 3. Показатели Уровень знаний и умений по организации деятельности

Уровень осведомленности ребенка о способах работы в команде

Занимаемая позиция при выполнении коллективной работы

Уровень знаний и умений по профилю

Готовность к передаче опыта

Примечания

Выводы:  Круглый стол «Легко ли быть лидером?» Источник: Материалы детского лагеря «Звёздный», 2003 год 1. Дискуссия о лидере, его качествах. Главные умения лидера – вести за собой, организовывать команду, группу единомышленников. 2. Обсуждение критериев «настоящей команды, объеди- нения» (увлеченность, наличие общей цели, поддержка, созидательный характер деятельности и т. д.). 3. «Словесный мостик» к тематике смене, в которой у каждого будет возможность попробовать организовать объединение. В современном обществе их великое множество: важно видеть и понимать их различия. 19 ===== Статья 25 ===== 4. Беседа о том, какие детские объединения знают ребята. 5. Составляется словарик, в котором с помощью вожатых ребята расшифровывают формы детских объединений.  Мини-анкета «Предложения в план отряда» Источник: Материалы детского лагеря «Комсомольский», 2005 год Детям в ходе дела, направленного на подготовку планиро- вания, предлагаются карточки, которые надо заполнить. Карточка № 1 – «Визитка»: Фамилия, имя _ Делегация _ Какие дела Ты хотел бы, чтобы в отряде прошли какие-то дела? можешь предложить Назови их. и провести ты сам?

Карточка № 2 – «Дело, которое я хочу провести»: Возраст и Время и Название Автор Содержание количество участников место и цель дела дела дела проведения

Это один из способов фиксации детьми своих предложений и имеющегося опыта организации дел.

 Анкета «Почему я участвовал в этом деле?» Разработчик: И. Радушевская, заместитель начальника детского лагеря «Солнечный» по научно-методической работе, 2004 год Подростку предлагается заполнить анкету при подведении итогов коллективного дела.

20

Бланк: Оцени свое участие в (указывается кон- кретное дело). В графе «оценка» поставь по выбору: «5» – Да, я так считаю. «4» – В основном из-за этого. «3» – Это не главное для меня, хотя оно и имело место. «2» – Если я так и думал, то вскользь. «1» – Нет, об этом я не думал, совершенно не из-за этого.

№ Я участвовал в _, потому что: Оценка

1 Это помогает получить важные для меня знания, умения

2 Мое участие помогает отряду стать в чем-то луч- ше, помогает другим людям

3 Это интересное дело, и я получаю от него удо- вольствие

4 Мне нравится работать в коллективе, чувствовать себя рядом с товарищами 5 Хотел показать, на что я способен

6 Я люблю чем-либо заниматься в отряде

7 Хотел попробовать свои силы, поверить в себя

8 Это помогло увидеть и искоренить некоторые наши общие недостатки

9 Участвовал, потому что не хотел быть «белой вороной»

10 Участвовал, т.к. это помогло мне выделиться сре- ди товарищей

При обработке анкеты следует учесть, что наибольшее количество баллов, поставленных в пунктах 2, 4, 8, свиде- тельствует о коллективистской направленности личности подростка, в пунктах 1, 5, 7, 9, 10 – об индивидуалистской, в

пунктах 3, 6 – о деловой. Но, конечно, одна анкета не дает оснований для окончательных выводов.

21

 Из итоговой анкеты специализированной смены «Клубное кольцо России» Разработчики: М.Р. Мирошкина, руководитель смены, Н. Иванова заместитель начальника детского лагеря «Олимпийский» по научно-методической работе, 2004 год 1. Что нового ты узнал? Насколько смена оказалась по- лезной для тебя? 2. Изменится ли что-нибудь в твоем клубе после твоего участия в этой смене? Если «да», то что именно? Если «нет», почему? 3. Хотелось бы тебе стать участником следующей смены «Клубное кольцо России»? В каком качестве? 4. Попробуешь ли ты дома организовать свой клуб? Если «да», то какой? Если «нет», почему? 5. В этой смене тебе удалось (выбери 3–4 варианта): А – найти новых друзей Б – научиться проводить различные игры, дела В – лучше узнать себя Г – укрепить свое здоровье Д – реализовать свои творческие возможности Е – отдохнуть и искупаться в море Ж – открыть свой клуб З – создать свой проект И (напиши свой вариант ответа) ===== Статья 29 ===== 6. В этой смене ты был: А – активным участником Б – организатором дел В – наблюдателем Г – кем угодно, только бы меня не трогали Д (напиши свой вариант ответа)

22

Одним из диагностических методов И ГРОВЫЕ является изучение поведения детей в МЕТОДЫ определенной педагогической ситуации. Такая ситуация легче всего задается в игре – как в «серь- езной» (например, в игре-дискуссии), так и в ситуативной (короткие игры-задания, игровые упражнения). Чаще игро- вые средства используются для диагностики начального уровня знаний и умений ребят, но такие формы, как дело- вая игра, могут помочь и в итоговой диагностике.

Диагностическая информация, которую можно получить с помощью игровых методов - О склонности подростка к тому или иному типу лидерства (организатор, умелец, генератор идей, эмоциональный лидер).

В этом помогут, например, ситуационно-ролевые игры – специально организованные соревнования в решении задач игрового взаимодействия участ- ников, исполняющих строго заданные роли в усло- виях вымышленной ситуации, которая регламенти- рована правилами игры. Также существует ряд игр, специально разрабо- танных для выявления лидеров в группе, но зада- ния в них чаще опираются только на организатор- ские качества лидера.

- Об уровне коммуникативных знаний и умений подростка. Для этого можно в качестве разминки перед делом или на специальном игровом занятии предложить ребятам серию игр «на взаимодействие», игр- миксеров.

23

Более сложный вариант – для ребят среднего и старшего возраста – тематическая игра-дискуссия с определенными заранее ролями участников (представители разных поколений, разных перио- дических изданий, разных молодежных движений и т. п.). В дискуссии выявляются одновременно и знания ребят, и их ценностные ориентации, жиз- ненная позиция, коммуникативные качества, рефе- рентный статус каждого, микроклимат в кол- лективе.

- Об умении ребят работать в команде. В этом помогут игры на принятие коллективного решения, на создание коллективного продукта – как игрового (собрать из частей заданную геомет- рическую фигуру), так и практически значимого (из- готовить визитки). - Об организаторских знаниях ребят. На основе известных форм интеллектуальных игр («Крестики-нолики», «Пять на пять», «Морской бой» и т. п.) можно составить игры на выявление организаторских знаний, изменив содержание во- просов. Пример уже разработанной игры – «Орга- низаторское домино».

Особенности использования игровых методов - Чтобы игра прошла для детей весело и интерес- но, а для педагога – продуктивно, должно быть обеспечено несколько основных условий: есте-

ственность обстановки, искренность и отсутствие саморекламы у ребят, желание участвовать в де- ятельности, которая предлагается. - Педагог тоже должен выполнять какую-либо игро- вую роль: особую (ведущий, инструктор, следя-

24

щий за временем и т. п.) или такую же, как дети – то есть играть вместе с ними. - Если это возможно, желательно связать сюжет или тематику игры с содержанием смены, сделав ее не только средством диагностики, но и, к при- меру, средством знакомства подростков с пред- стоящей деятельностью. - Игра, конечно, более универсальное средство, чем опрос, с точки зрения соответствия возрасту детей. В одни и те же игры часто с удовольствием играют и младшие, и старшие подростки. Но все же стоит заранее задать себе вопрос: понятны ли будут малышам игровые инструкции и не окажутся ли игровые задания слишком простыми для стар- ших, иначе получить нужную вам информацию не удастся, либо она будет неточной.

Как обрабатывать полученную информацию Выбирая конкретную игру, нужно определить заранее, какую диагностическую информацию можно извлечь при ее проведении, и подготовить форму для записи (табличку с фамилиями детей или просто лист для индивидуальных заметок), продумать условные знаки (например, свой знак для отметки проявления склонности к каждому типу лидер- ства). Хорошо, если форма записи будет у вас единой на весь период начальной диагностики, и вы будете ее запол-

25

нять постепенно, добавляя от игры к игре, от дела к делу новые заметки. Фиксировать полученные данные лучше в ходе игры, поэтому хорошо, когда у педагога есть особая игровая роль, позволяющая это делать, не обращая на себя внима- ние детей. Если педагог участвует в игре на равных с деть- ми, фиксировать информацию может напарник, либо нужно выделить для этого время сразу после игры, чтобы полу- ченная информация не забылась.

Опыт, которым можно воспользоваться Источники: 1) Семья Г.В. Формирование лидерской позиции подростка в условиях детского оздоровительного лагеря. М., 1998. 2) Материалы социально-психологической службы ВДЦ «Орленок». 3) Хочу быть лидером! Выпуски 1–3. Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000–2003. 4) Решетова Е.Е. Методика работы с группой. Журнал «Проблемы школьного воспитания». № 2. Нижний Новгород, 2004. 5) Материалы фестиваля игровых коллективов «Забава». ВДЦ «Орленок»: детский лагерь «Комсомольский», 1994. 6) Тебе, вожатый! Выпуск 2. Нижний Новгород, 2004. 7) О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. М., 2000.  Упражнения с веревками 10–20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завя- зывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда закрыть глаза и не открывать их – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе только после того, как группа решит, что квадрат 26 ===== Статья 39 ===== получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следую- щее задание) образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить овал, звезду, пятиугольник. Это упражнение показывает важность самоорганиза- ции группы, выдвижения лидеров. При обсуждении задают- ся вопросы: «Как произошло выдвижение лидера? Что бы- ло наиболее трудным в решении задачи? Какой прием ком- пенсировал отсутствие зрительного контакта?»  Игровое задание «Скульптура» Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную композицию «Наш отряд в лагере» в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль «скульптора», судят о лиде- рах. Получившийся образ можно обсудить с точки зрения того, что он рассказывает о ребятах: их сплоченности, увлечениях, настроении, устремлениях.  Игра «Адаптация» Игра «Адаптация» проводится для выявления лиде- ров-организаторов, генераторов идей и исполнителей, для создания творческой атмосферы. В начале игры отряд де- лится на микрогруппы. За выполнение заданий вручаются жетоны трех цветов: красные – тому, кто подает идеи; зе- леные – тому, кто их реализует; желтые – тому, кто не участвует (желтых может и не быть). 27 ===== Статья 40 ===== Первое задание – разминка. Каждый представляет со- седа справа, предварительно пообщавшись две минуты. Определяются пять самых ярких представителей, которые становятся лидерами. Они получают пять красных жетонов. Второе задание – вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп, которые формируются по желанию. Каж- дой группе дается задание: нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Чья идея – красный жетон, кто нарисовал – зеленый. Ребята с красными жетонами пере- ходят в другую группу (по часовой стрелке). Третье задание – придумать творческую подпись к шаржу (ведущий предварительно собирает шаржи и разда- ет в группы так, чтобы они не попали авторам). Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Четвертое задание – «Друг для друга»: придумать для соседней группы задание. Чья идея – красный жетон, кто выполнял – зеленый. Ребята с красными жетонами перехо- дят в другую группу. Пятое задание – ведущий дает одинаковое задание для всех микрогрупп. Игра заканчивается коллективным обсуждением.  Упражнение «Достижение цели» Ведущий: «Вы – путник (выбирается доброволец). Предлагаю представить какую-то свою цель и шаги, кото- рые необходимо сделать, чтобы ее достичь. Например, путник хочет пойти в гости к другу в другой отряд. Что нуж- но сделать? Отпроситься у вожатого, привести себя в по- рядок, приготовить какой-нибудь подарок и так далее». 28 ===== Статья 41 ===== Ведущий на каждый «шаг» выбирает участника, кото- рый будет его символизировать. Когда путник делает пер- вый шаг, то есть преодолевает первое препятствие, этот «шаг» уже становится его помощником, и так далее. И если дальше путник встретит препятствие, то помощники могут посоветовать, что делать. После выполнения упражнения путник рассказывает о своих впечатлениях и переживаниях, о том, что ему помо- гало, что для него было сложным и как он себя чувствует в момент, когда достиг своей цели. Кроме выявления способностей организатора упраж- нение способствует развитию доверия к вожатому, к отря- ду, формирует эмоциональную открытость ребенка.  Игра «Суета сует» Всем участникам игры раздаются карточки, разделен- ные на 9 или 16 клеток, в каждой из которых записаны определенные умения, способности человека. Например: знает, что такое план, умеет танцевать, умеет провести спортивную игру, играет на гитаре, покорял вершины более 1000 метров, любит звезды и т. д. Чем неожиданнее будут определения, тем интереснее становится игра. Задача участников – записать в каждую клетку одного из ребят отряда, обладающего данным качеством в боль- шей степени, чем другие. Непременное условие – имена не должны повторяться. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет имена. Игру можно продолжить, собрав группы «певцов», «танцоров», «игровиков» и предложив им испол- нить творческий номер или провести со всеми игру. 29 ===== Статья 42 =====  Упражнение «Футболка с надписью» Вожатый говорит о том, что всякий человек «подает» себя другим, и для этого существует много разных спосо- бов. Например, футболки с разными «говорящими» надпи- сями. Ребятам предлагается придумать надпись на своей футболке, помня о том, что она должна «говорить» об их любимых занятиях, об отношении к другим людям, об ожи- даниях и т. д. После выполнения задания каждый, в том числе сам вожатый, представляет свою футболку.  «Организаторское домино» Задание: разложить в правильной последовательно- сти этапы коллективного творческого дела (названия напи- саны на карточках). Карточки раздаются каждой группе в «беспорядке». В конце игры ведущий зачитывает правиль- ную последовательность подготовки КТД, а участники под- считывают количество ошибок. Названия карточек в правильной последовательности: 1. Идея дела. 2. Обсуждение идеи дела с группой товарищей. 3. Коллективное планирование дела (конкурс предложе- ний, «мозговая атака»). 4. Создание совета дела. 5. Работа совета дела с предложениями в план дела. 6. Утверждение плана дела. 7. Распределение сил на подготовку заданий. 8. Создание и работа творческих групп по подготовке дела. 9. Организация помощи и взаимодействия. 30 ===== Статья 43 ===== 10. Реклама дела. 11. Смотр готовности. 12. Проведение дела. 13. Подведение итогов дела советом дела. 14. Сбор по подведению итогов дела в отряде (оценка дела и награждение, «уроки на будущее»). 15. Последействие (уточнение, пополнение «копилки инте- ресных дел»).  Развлекательно-деловая игра «Лидер и его команда» Задачи: - развитие творческих и организаторских способно- стей подростков; - познание подростками основных идей и принци- пов деятельности лидера-организатора; - выявление уровня готовности к лидерству, спо- собствование его повышению; - развитие навыков работы в группе, в команде. Участники: - команды (по 7 представителей актива, органов самоуправления, общественных объединений); - группы поддержки команд. Организаторы: - ведущий; - хранитель времени; - летописец; - помощник (выносит реквизит, консультирует ко- манды); 31 ===== Статья 44 ===== - жюри; - независимые наблюдатели. Результат игры: Заполнение кроссворда, в котором зашифрованы ос- новные принципы лидерской деятельности. Ключом к каж- дому выражению служит смысловая нагрузка конкурсов. В финале игры участники и зрители еще раз хором произно- сят выражения, зашифрованные в кроссворде. Условия: Команды участвуют в семи конкурсах, в каждом из них один человек – лидер, а остальные – его команда. В оче- редном конкурсе лидер меняется, таким образом, каждый член команды может попробовать себя и в роли лидера- организатора, и в роли исполнителя. Независимые наблюдатели работают с командой и делают заметки для анализа эффективности работы ко- манды. Жюри оценивает каждый конкурс по семибалльной системе. Ведущий, помощник, летописец, хранитель времени – нейтральные лица, они выполняют в игре свои функции. Кроссворд заполняется после каждого конкурса, но- мер выражения в сетке кроссворда соответствует порядко- вому номеру конкурса. Выражение, зашифрованное в крос- сворде, является ассоциацией, возникающей к содержанию конкурса. Выражение отгадывается группами поддержки, за каждый верный ответ команда, чья группа поддержки его дала, получает дополнительно три балла. 32 ===== Статья 45 ===== Ход игры: № Название конкурса Содержание Выражение кроссворда Реквизит 1 Имидж Показ лидерской мо- ды с комментариями и музыкой (1 модель, до трех минут). Не так, как все! Реквизит команд лидера XXI века (домашнее задание) 2 Пойми 7 игроков встают цепочкой спиной друг к другу. Первый полу- чает информацию на карточке. Задание: передать информа- цию по цепочке без слов, при помощи жестов и мимики. Искусство общения Карточки с информаци- ей (по коли- честву ко- манд) меня ===== Статья 46 ===== 3 Как вести Провести с залом массовую игру, в которой могут при- нять участие все зрители. Зажги серд- ца людей! Реквизит команд за собой 4 Четкие Коллективно обсудить ситуацию за 2 мину- ты. Дать вариант ее решения. Знаю, что хочу! Карточки с описанием ситуаций (по количеству команд) цели 5 Мозговой Знаю! Умею! Научу! Команды работают с залом. На листе ват- мана при помощи групп поддержки ме- тодом «мозгового штурма» собирается как можно больше понятий (слов, выра- жений) по темам: «Детское объедине- ние», «Лидерство», «Самоуправление». Листы ват- мана и мар- керы по количеству команд, скотч (для крепления) штурм ===== Статья 47 ===== 33 ===== Статья 48 ===== 6 Мы ищем Команда представля- ет номер художе- ственной самодея- тельности (песня, танец, сценка и т.д.). Возможный вариант темы – «Лидерство». Творческий подход Реквизит команд таланты! (домашнее задание) 7 Наше об- Все вместе Фонограммы песен (по 1 куплету), элементы костюмов Экспромтом предста- вить музыкальный клип на предложен- ную песню. щее дело Вариант кроссворда: 1. Н 2. З А Ж Г И С Е Р Д Ц А Л Ю Д Е Й ! Т 4. З Н А Ю , Ч Т О Х О Ч У ! К , К 5. З Н А Ю ! У М Е Ю ! Н А У Ч У ! 6. Т В О Р Ч Е С К И Й П О Д Х О Д 3. И С К У С С Т В О О Б Щ Е Н И Я С 7. В С Е В М Е С Т Е ! ! 34 ===== Статья 49 ===== Наблюдение в условиях Н АБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ работы с временным детским В ХОДЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ объединением можно рассмат- ривать в качестве ведущего метода педагогической диагно- И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАТОРСКОЙ стики, в дополнение к которому подбираются другие диагности- ческие средства – игровые за- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дания, анкеты, беседы, дискуссии и так далее. Диагностическая информация, которую можно получить с помощью наблюдения - Какие отношения складываются у ребят в отряде. ===== Статья 50 ===== - Какое у них самочувствие и эмоциональное состо- яние. - Какими знаниями «лидерского минимума» владе- ют подростки. Уровни владения знаниями: - различение (может выбирать из предложенных вариантов), - запоминание (может воспроизвести), - понимание (может объяснить), - оперирование (осмысленно пользуется сведе- ниями, опирается на них в своих суждениях). Из всех этих уровней методом наблюдения можно выявить только самый высокий – то есть отметить тех детей, которые осмысленно оперируют поняти- ями. В ситуации 20-дневной лагерной смены этого вполне достаточно, чтобы откорректировать со- держание обучения. Более точное различение уровня знаний требует использования других спо- собов их проверки. ===== Статья 51 ===== 35 ===== Статья 52 ===== - Какими умениями «лидерского минимума» владе- ют подростки. Умения – усвоенные способы выполнения дей- ствия; знания «в действии». Возможные уровни их проявления: - действует под руководством педагога, - действует самостоятельно по алгоритму, - действует творчески (меняет алгоритм в зави- симости от ситуации). Метод наблюдения помогает выявить все эти уровни. - Каков уровень активности подростка. Активность – деятельное состояние, проявляюще- еся, например, в позиции, занимаемой в деятель- ности; в склонности к тому или иному типу лидер- ства; в уверенности в себе. Возможные уровни проявления: а) позиции – наблюдатель, пассивный участник, активный участник, организатор других, «отрицательный» лидер; б) типа лидерства – организатор, генератор идей, эмоциональный лидер, лидер-умелец; в) уверенности – уверен в себе или не уверен в себе. Метод наблюдения помогает выявить все эти уровни. Особенности использования метода наблюдения Чтобы наблюдение за изменениями в лидерском опы- те ребенка оказалось эффективным, необходимо проду- мать план подготовки, включив в него следующие пункты: - Определение конкретной задачи наблюдения ис- ходя из задач диагностики в целом и с учетом возможностей наблюдения как метода. - Определение показателей, которые позволят су- дить о начальном уровне лидерского опыта под- ростка и о результатах, достигнутых за смену. 36 ===== Статья 53 ===== Напомним: показатели результативности – это предполагаемые действия ребенка, свидетель- ствующие о достижении им результата. - Выбор ситуаций, в которых наблюдение будет наиболее продуктивным. Наиболее продуктивные ситуации наблюдения – это отрядные дела и подготовка к ним, организа- ция внутренней жизни отряда, дела, нацеленные на анализ и обобщение детьми приобретенного опыта. - Выбор способа регистрации итогов наблюдения. Это может быть: - ежедневно заполняемый раздел в педагогиче- ском дневнике; - специально разработанный дневник наблюде- ний с необходимыми разделами, графами; - отдельный лист наблюдений: на каждого ре- бенка (например, «Индивидуальная карта ли- дера»), на творческую группу – на период под- готовки дела, на всех детей отряда или внеот- рядного объединения; - специальные опросные листы, разработанные администрацией лагеря на смену. Особая форма фиксации наблюдений дает осно- вания для анализа не только достигнутых резуль- татов, но и эффективности используемых педаго- гом средств. Она дает информацию о качестве де- ятельности в отряде и помогает административной группе оказывать педагогу индивидуальную по- мощь. ===== Статья 54 ===== Диагностическая информация, собранная методом наблюдения, накапливается у нескольких взрослых, рабо- тающих с ребенком в разных внеотрядных объединениях, но ее обобщением занимается отрядный педагог, поэтому нужно продумать способы передачи ему итогов наблюде- ния от коллег. 37 ===== Статья 55 ===== Как обрабатывать полученную информацию Прежде чем анализировать информацию, собранную в ходе наблюдений, нужно обобщить ее, стараясь не при- чинить ущерба точности. Для этого можно использовать систему условных знаков, чтобы обозначить с их помощью сходные проявления, которые педагог отметил, наблюдая за деятельностью ребенка. Например, можно особыми значками отмечать, в каких ситуациях проявил ребенок те или иные зна- ния, умения: А – в проведении отрядного дела, Б – в групповой работе по его подготовке, В – при под- ведении итогов дня, дела. Можно даже пронумеро- вать отрядные дела в план-сетке и отмечать про- явления в каждом деле соответствующей цифрой. Это важно, так как в разных делах может быть раз- ный уровень сложности деятельности подростка. ===== Статья 56 ===== Когда результаты наблюдений зафиксированы, про- водится их количественный анализ: число поставленных отметок подсчитывается (отдельно по каждому показателю) и сравнивается с числом возможностей, предоставленных для проявления знаний и умений, активности подростка. Число возможностей определяется, например, ко- личеством дел, где подросток мог выступить в ка- честве организатора или продемонстрировать свои умения. За количественным анализом следует качественный: в итоге по каждому показателю педагог выводит свое суж- дение о том, достигнут ли результат или каков стартовый (при начальной диагностике) либо итоговый (при итоговой диагностике) уровень знаний, умений, активности каждого подростка. 38 ===== Статья 57 ===== А НАЛИТИЧЕСКАЯ Аналитическая работа с подростками может стать источ- РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ником очень важной для педаго- га информации. Но нужно пом- нить, что ее первая задача – КАК ИСТОЧНИК ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ помочь самим ребятам в реше- нии проблем, возникающих в совместной деятельности и отношениях, в осмыслении приобретаемого опыта и во многом другом. Поэтому решение о выборе конкретного содержания и приема анализа дня или дела принимается, исходя, в первую очередь, из этих задач. И лишь потом педагог определяет, может ли полученная в ходе анализа информация быть ему полезна для текущей диагностики или для проверки результатов своей работы с детьми. Диагностическая информация, которую можно получить в ходе аналитической работы с детьми - Какую позицию занимает подросток в деятельно- ===== Статья 58 ===== сти, как проявляет свою активность. Эту информацию педагог получает и в процессе наблюдения, но большинство ребят проявляет се- бя активнее в работе малых групп, поэтому именно их участники могут точнее разобраться в ходе ана- лиза, кто какой вклад внес в общее дело. - Какие отношения складываются у ребят в отряде. - Каково эмоциональное состояние подростков. - Каковы достижения подростков по итогам смены. Достижения – один из самых важных показателей результативности. Они фиксируются в ходе обоб- щения и анализа приобретенного в лагере опыта. 39 ===== Статья 59 ===== В этом может помочь система званий, наград, ко- торыми эти достижения отмечаются, а анализ ва- жен для их осознания и закрепления. - Какие лидерские знания и умения получили дети. Для проверки организаторских, информационно- аналитических знаний и умений тематический ана- лиз – самый подходящий способ, так как именно в ходе анализа, когда знания подростка обобщают- ся, можно определить уровень владения ими на основе того, активно ли участвует подросток в анализе, пользуется ли освоенными понятиями. ===== Статья 60 ===== - Оказался ли полученный опыт полезным. Как ежедневный, так и итоговый анализ должны включать обсуждение не только эмоциональной стороны жизнедеятельности подростков в лагере. Для закрепления образовательных результатов необходимо их осмысление подростком, в том чис- ле с точки зрения того, как он использует новые знания и умения в своей деятельности. Для педа- гога это может стать источником информации об уровне усвоения нового опыта, что позволит свое- временно корректировать деятельность. ===== Статья 61 ===== - Какие перспективы в получении нового лидерского опыта определяют для себя ребята. Эту информацию можно получить в ходе анализа возможностей «Орлёнка» в сочетании с анализом ожиданий подростка от пребывания в лагере, пла- нированием его жизнедеятельности в смене. Особенности использования информации, полученной в ходе аналитической работы с детьми Постоянный сбор информации о достижениях полезен ===== Статья 62 ===== и для ребенка – он может сравнить свои успехи в конце смены с ее началом, и для педагога – он может оценить результаты своей работы. Чтобы вся полученная в ходе 40 ===== Статья 63 ===== аналитической работы информация сохранялась, чтобы ее было удобно обобщать и обрабатывать, рекомендуется использовать наглядные индивидуальные или коллектив- ные способы фиксации достижений (стенд, схема игровой отрядной модели, индивидуальная карта или дневничок, конверт, портфолио, «путевой дневник» и т. п.), которые могут одновременно служить стержнем аналитической ра- боты с детьми, направленной на обобщение и закрепление полученных образовательных результатов. Выбирая то или иное средство, важно учитывать воз- раст детей, отдавать предпочтение средствам, более про- стым в исполнении, не отнимающим много времени, зани- мательным, не пугающим ребенка объемностью. С этой точки зрения конверт или портфолио, в кото- рый собираются награды, анкеты, рисунки детей, предпо- чтительнее индивидуального дневника-книжки, потому что, во-первых, такая форма легче воспринимается детьми, особенно младшими, во-вторых, она более мобильна – в нее легче вносить изменения в течение смены. Как обрабатывать полученную информацию Данные о достижениях и результатах, полученные в ходе аналитической работы с детьми, лучше внести в свод- ную таблицу либо в карту наблюдений, если она использу- ется. Это удобно, потому что одни данные подтверждают другие, и уже на основе их сравнения можно анализировать уровень образовательных результатов, достигнутых в 41 ===== Статья 64 ===== смене. Информацию, важную с точки зрения текущей диа- гностики, желательно фиксировать в педагогическом днев- нике. Опыт, которым можно воспользоваться Множество приемов для проведения с ребятами ана- лиза дня, дела, смены в целом вы найдете в методическом пособии О.В. Можейко «Организация аналитической рабо- ты с детьми в отряде». Приведем ниже лишь те, которые не вошли в пособие.  Конверт достижений «Я расту!» Разработчики: начальник детского лагеря «Звездный» Л.Р. Сайфутдинова, заместители начальника по ОР и НМР А.П. Гузенко и О.В. Караваева, 2005 год Конверт «Я расту» – форма организации аналитиче- ской работы с детьми по их индивидуальному «росту», в основе которого лежит развивающая задача, определяемая особо для каждого ребенка. Содержание конверта «Я расту!» формируется в соот- ветствии с принципом свободного участия подростка в лю- бом пространстве деятельности лагеря. Таким образом, он может получить лист в Конверт «Я расту!» в своей команде (отряде), в Совете, в Корпорации «Инициатива», в Содру- жестве Непохожих, от любого взрослого, с которым он вза- имодействует в смене. В первые дни смены листочки заполняются в форме анкет, проводится диагностика ожиданий и настроения де- 42 ===== Статья 65 ===== тей, также в конверт вкладываются первые «сюрпризки», которые дарит ребенку педагог. В день, когда с ребенком проводится работа по инди- видуальному целеполаганию, оформляется сам конверт «Я расту» и происходит работа с листочком, содержание кото- рого: возможности, открывающиеся для ребенка в смене, его индивидуальная задача в этой смене (Я хочу…, потому что…). Следующий блок – «Выборы органов самоуправле- ния»: происходит информирование ребенка о содержании деятельности Советов и определение им своего функцио- нала, если он входит в состав Совета. Далее следуют: блок «Планирование деятельности» – распределение ребят по творческим и инициативным груп- пам, планирование и анализ деятельности микрогруппы; блок «Корпорация «Инициатива» – место и роль ребенка в этом пространстве; блок «Содружество Непохожих» – инте- рес ребенка и результат, который он получит по итогам работы в Содружестве; блок «Итоги» – определение сов- местно с подростком общего результата, которого он до- бился в ходе смены. Условия организации работы с «Конвертом»: 1. Листочки, вкладывающиеся в «Конверт», оформляются с первых дней смены. 2. По итогам смены листочки могут стать единым дневни- ком, книгой и вместе с конвертом отдаются ребенку, как свидетельство его роста за смену. 43 ===== Статья 66 ===== 3. Самое главное условие – совместная творческая рабо- та детей и вожатых: в отряде может быть сформирова- на оформительская или дежурная группа, которая зай- мется подготовкой страниц для всех ребят. 4. При работе с конвертом педагогу предоставляется вы- бор в использовании средств диагностики. 5. Необходима систематическая работа педагогов, направленная на обобщение и закрепление полученных образовательных результатов. Работа с конвертом достижений «Я расту» помогает: - выстраивать систематическую работу с индивиду- альной целью ребенка; - последовательно фиксировать изменения в ли- дерском опыте детей; - наглядно фиксировать индивидуальные достиже- ния ребенка; - отслеживать его эмоциональное состояние. Конверт легко можно адаптировать для детей разного возраста, сделать занимательным и интересным.  «Роза ветров» Источник: Материалы работы «Школы интересных каникул» детского лагеря «Комсомольский», 2005 год Когда курс учебных занятий север подходит к концу, приходит время подвести итоги: чему научились, какие знания и умения приобрели ребята, как в целом работала ко- запад восток манда класса и ее преподаватель, юг 44 ===== Статья 67 ===== как каждый участник смог реализовать свой потенциал и наметить дальнейшие перспективы своего развития. Для объективного анализа с участниками проводится диагности- ка – каждый из них заполняет собственную «розу ветров»: - в самом центре «розы» участники пишут свое имя; - юг – самые интересные, веселые, яркие моменты, что больше всего понравилось в занятиях; - запад – что из изученного и услышанного я хотел бы использовать в будущем, что меня заинтере- совало, буду продолжать изучать дальше; - север – критика, что не понравилось; - восток – что для меня в занятиях осталось непо- нятным, что бы я хотел добавить и исправить.  Работа детского Экспертного совета Источник: Материалы детского лагеря «Комсомольский», 2005 год Разработчик: воспитатель д/л «Комсомольский» Н. Агаркова По итогам обучения в «Школе интересных каникул» в каждом отряде, согласно программе, должны состояться 3 дела: познавательное, спортивное, творческое. После про- ведения в отрядах «Аукциона идей» (сбора планирования) появляется сводная план-сетка отрядных дел. Их качество оценивают сами ребята – члены творческих групп и пред- ставители органа самоуправления – Экспертного Совета. Положение об экспертном совете: Экспертный Совет – исполнительный, координирую- щий и контролирующий орган общелагерного самоуправле- ния. Он проектирует, конструирует, анализирует и коррек- тирует программу деятельности отрядов и центров. 45 ===== Статья 68 ===== Цель работы: обеспечение контроля, анализа и кор- ректировки отрядных и центровых программ на основе вза- имодоверия, требовательности, уважения, ответственно- сти, самостоятельности, проявления инициативы и творче- ского сотрудничества. Внутренние задачи: развивать навыки сотрудничества «ребенок – педагог», «ребенок – ребенок»; предоставить подросткам реальную возможность участвовать в планиро- вании, организации, исполнении и анализе творческих дел лагеря; нацелить их на поиск самостоятельного дела. Экспертный Совет собирается в три созыва. Первый созыв функционирует на уровне отрядных дел, в его состав входят по два представителя от каждого отряда. Второй созыв функционирует на уровне центровых дел, в его со- став входят 5 человек от центра, проявившие себя в пер- вом созыве как ответственные и инициативные члены Экс- пертного Совета. На третьем этапе желающие ребята из победивших творческих групп присоединяются к экспертам. Образуется новая детская творческая группа. Ребята раз- рабатывают и проводят одно общелагерное дело. Куратором экспертного совета, выполняющим коорди- нирующую функцию, на всем протяжении его работы явля- ется один из заместителей начальника лагеря. Экспертам каждого центра в практической деятельности оказывают помощь специально закрепленные за ними вожатые. До начала смотра отрядных дел Экспертный Совет собирается один раз в два дня. 46 ===== Статья 69 ===== Права и обязанности: - Экспертный Совет планирует совместную дея- тельность отрядов, обеспечивает условия для ре- ализации плана. - Экспертный Совет ведет системную оценку рабо- ты отрядов и центров, определяет кандидатуры лучших организаторов и инициаторов дел. - Экспертный Совет имеет право награждать от- дельных подростков и отряды по итогам этапа. - Экспертный Совет имеет право вносить предло- жения в план работы детского лагеря «Комсо- мольский». - Экспертный Совет обязан информировать отряды о своей работе, отчитываться перед куратором Экспертного Совета и кураторами центров о про- деланной работе. По итогам работы Экспертного совета составляется сборник лучших дел, разработанных и проведенных как на уровне отряда, так и на уровне центра. Критерии оценки отрядных дел: 1. Анализ качества подготовки дела: оригинальность идеи, ее новизна, оправданность места, времени и формы проведения. 2. Анализ хода дела: содержание и образовательная направленность дела, проявление личных качеств ве- дущих, их мастерства. 3. Отношение ребят к делу, увлеченность, творчество, инициатива. 47 ===== Статья 70 ===== 4. Оформление дела: оформление места проведения и подготовка раздаточного материала. После того как эксперты посетят дело, проходит об- щий сбор, на котором дело анализируется, подводятся его итоги. Сборы Экспертного Совета открытые, то есть их может посетить подросток или вожатый любого отряда. С ребятами, входящими в состав Экспертного Совета, предварительно проводятся три учебных занятия по темам: «Как работать в творческой группе», «Как подготовить де- ло», «Как анализировать дело». Результативность работы детей в Экспертном Совете руководитель может оценить, наблюдая за работой каждого ребенка, анализируя с ним его достижения, а также подво- дя итоги каждого сбора Совета по следующим показателям: что нового узнал ребенок, чему научился, с какими трудно- стями столкнулся, удовлетворен ли своей работой.  Анализ работы группы Источник: Решетова Е. Е. Методика работы с группой. Журнал «Проблемы школьного воспитания». №2. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. Предлагаемые рекомендации по работе с группой, ос- нованные на принципе взаимодействия, помогут педагогу подвести с ребятами промежуточные и окончательные ито- ги общей деятельности. Любая группа в ходе совместной деятельности накап- ливает опыт – уникальный для всех членов группы как кол- лектива и для каждого из участников индивидуально. При анализе работы группы на любом временном отрезке –

48

идет ли речь об одном деле или о целом прожитом дне, смене – можно использовать единый принцип, представ- ленный в следующей схеме: 1. Событие

2. Описание ОПЫТ 5. Применение

3. Объяснение

4. Обобщение - «Событие»: Проведены – сбор, деловая игра, дело, тематиче- ский день и т.д. - «Описание»: На данном этапе обсуждаются эмоции участников. «Что вы чувствовали (все вместе и каждый в отдельности)? Ра- дость участия? Горечь поражения? Усталость? Страх? Одино- чество?» Наводящие вопросы можно не задавать, если уровень развития группы достаточно высок, – участники сами скажут, ка- кие именно чувства они испытывали. Важно дать высказаться всем желающим. Постепенно их количество будет увеличивать- ся, но в первые дни работы ведущему группы нужно самому участвовать в обсуждении на правах члена группы.

- «Объяснение»: Обсуждение конкретных ситуаций, повлиявших на ход события в целом (достоинства и недостатки участников и организаторов события; переломные моменты; индивидуаль- ные действия, сказавшиеся на работе коллектива). «Что проис- ходило в группе в тот момент, когда…?» (ведущий группы ука- зывает конкретный момент, заинтересовавший его). - «Обобщение»: Поиск участниками группы похожих моментов в обыденной жизни. Вопросы ведущего: «Сталкивались ли вы раньше с подобными ситуациями? Что это были за ситуации? Какие события повседневной жизни вызывали у вас подобные эмоции, похожие ощущения? Ваш жизненный опыт говорит о чем-то подобном?» - «Применение»: На основе имеющегося жизненного опыта участники рассуждают, что положительного и отрицательного принесло им событие. Вопросы: «А как бы вы теперь поступили в подобной ситуации? Что-нибудь изменилось бы?»

49

В ходе обсуждения ведущий группы не диктует жест- кие правила поведения, не ограничивает временные рамки высказываний, что позволяет группе достичь доверия, от- крытости и понимания.  10 шагов к успешному делу Из опыта работы педагогов детского лагеря «Звездный», 2008 год Анализируя с ребятами проведенное дело, педагог предлагает им вспомнить 10 шагов к успешному делу, кото- рые они определили в начале смены и старались им следо- вать. Сначала предлагается разложить «шаги», записанные на отдельных карточках, по порядку. Затем – обсудить, что было сделано на каждом этапе подготовки дела, и как это повлияло на его успешность, сделать выводы на будущее. 10 шагов к успешному делу: 1. Обоснуй актуальность (полезность и своевременность). 2. Четко сформулируй идею (Почему или зачем ты хочешь провести это дело?). 3. Определи цель дела (Что будет являться результатом, итогом дела?). 4. Выбери название дела (новизна, красота и лаконич- ность звучания). 5. Выбери форму проведения дела (общий ход дела, он зависит от количества участников и их роли). 6. Составь план подготовки дела (продумай необходимые материалы и оборудование, определи этапы дела). 7. Собери творческую группу (Сколько человек необходи- мо для подготовки и проведения дела?). 8. Определи функционал каждого в творческой группе (Кто и чем будет заниматься?). 9. Напиши сценарный ход и проведи дело. 10. Проведи анализ дела (Определи «+» и «–» подготовки и проведения дела; подумай, что бы ты изменил?)

50

К АК ФИКСИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ?

Определив задачи диагностики, этапы ее проведения, выбрав средства, нужно также продумать способы фикса- ции и обобщения полученной информации, сроки и формы педагогического анализа, возможности коррекции деятель- ности: ведь планируя диагностику, мы сразу предполагаем, на что и как могут повлиять ее результаты. Ведущие способы фиксации полученных данных для текущей диагностики – педагогический дневник , для диагностики результатов – «Карта диагностической информации» , или, как ее чаще называют, «Карта наблю- дений», которую ведет отрядный воспитатель. В «Орлёнке» принят единый для всех детских лагерей вид такой карты для фиксации общих результатов лидер- ского направления деятельности Центра. В каждом лагере карта может дополняться другими показателями, соответ- ствующими результатам, заявленным в программе смены. В «Карте диагностической информации» фиксируются данные диагностики ребят по пяти общим для всех детских лагерей результатам. Индивидуальный результат каждого подростка определяется на основании сравнения началь- ного и итогового уровней проявления его знаний, умений, позиции, достижений.

51

Образец карты диагностической информации: Фамилия, имя 2. Петров И. 1. Иванов С.

Показатели Итого 3. … Знания о качествах, знаниях, умениях лидера

«0» – «1» – «2» – «3» – начальный уровень

«0» – «1» – «2» – «3» – итоговый уровень

«0» – «1» – «2» – «3» – Умение ставить цель, определять и последовательно выполнять этапы достижения цели начальный уровень

«0» – «1» – «2» – «3» – итоговый уровень Умение разрабатывать и проводить дело (КТД, мастер-класс, игру, конкурсную площадку, отрядное дело, дело органа само- управления и т.д.)

«0» – «1» – «2» – «3» – начальный уровень

«0» – «1» – «2» – «3» – итоговый уровень

52

Умение оценивать свои действия, поступки, способности, анализировать коллективную деятельность

«0» – «1» – «2» – «3» – начальный уровень

«0» – «1» – «2» – «3» – итоговый уровень

«1» – «2» – «3» – «4» – «5» – Изменение позиции в деятельности: 5. Организатор 4. Активный участник 3. Пассивный участник 2. Наблюдатель 1. Дезорганизатор начальный уровень

«1» – «2» – «3» – «4» – «5» – итоговый уровень Достижения подростка в организаторской деятельности

Условные обозначения уровней проявления знаний, умений: - «0» – отсутствие проявлений (не знает, не умеет). - «1» – подросток имеет опыт участия в специально организован- ной педагогом деятельности, общие представления о соответ- ствующих понятиях, деятельности. - «2» – у подростка есть соответствующие знания, он успешно дей- ствует под руководством педагога (в графе «умение ставить цель» указывается формулировка цели). - «3» – высокий уровень знаний, умений, подросток может действо- вать самостоятельно (в графе «умение ставить цель» указывается формулировка цели, в графе «умение разрабатывать и проводить дело» – название, форма подготовленного дела, в графе «умение анализировать» обозначается, что и с кем проанализировал).

53

Изменение уровня проявления знаний и умений и ди- намика изменения позиции отражаются стрелками: направ- ленная вверх – повышение, прямо – без изменений, вниз – понижение. При обработке данных для определения общих ре- зультатов в отряде необходимо подсчитывать: «Изменение позиции» – - количество организаторов, активных участников и т. д. по результатам начальной и итоговой диагностики; - количество подростков, изменивших свою позицию за смену (активность повысилась, активность понизилась), оставшихся в той же позиции, что и в начале смены. «Знания о качествах, знаниях и умениях лидера» – - количество детей, знания которых соответствуют каждому из уровней по результатам начальной и итоговой диагностики; - количество детей, повысивших начальный уровень знаний. «Умение ставить цель» – - количество детей, умение которых соответствует каждому из уровней по результатам начальной и итоговой диагностики; - количество детей, повысивших начальный уровень умения; - количество детей, реализовавших свои цели (уровни 2 и 3). «Умение разрабатывать и проводить дело…» – - количество детей, умение которых соответствует каждому из уровней по результатам начальной и итоговой диагностики; - количество детей, повысивших начальный уровень умения. «Умение оценивать свои действия…» – - количество детей, умение которых соответствует каждому из уровней по результатам начальной и итоговой диагностики; - количество детей, повысивших начальный уровень умения. В графе «Достижения подростка» необходимо указать организаторские достижения каждого ребенка, признанные окружающими людьми, то есть подтвержденные наградами, грамотами, званиями, которые подросток получил в отряде, детском лагере, Центре.

54

С ОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ 1. Бедерханова В.П. Летний дом. Краснодар, 1993. 2. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. Ярославль, 2002. 3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. 4. Леванова Е. Готовясь работать с подростками. М.: МПГУ, 1993. 5. Лидер. /Под ред. М.И.Рожкова. М.: НПЦ Совета СПО– ФДО, 1992. 6. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 7. Прутченков А.С. Школа жизни. М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. 8. Решетова Е.Е. Методика работы с группой. Журнал «Проблемы школьного воспитания». № 2. Нижний Нов- город: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. 9. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагно- стика и мониторинг процесса воспитания в школе. М.: АПКиПРО, 2003. 10. Философия и педагогика каникул. Новые ценности об- разования. Сборник № 8. /Под ред. Н.Б. Крыловой. М: Инноватор, 1998. 11. Хочу быть лидером! Выпуски 1–3. Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000–2003. 12. Щеглова С.Н. Как изучать детство. М.: ЮНПРЕСС, 2000. 13. Я и Мы. Программа СПО–ФДО. М.: НПЦ Совета СПО– ФДО, 1996. 55 ===== Статья 81 ===== ===== Статья 82 ===== О. В. Можейко Педагогическая диагностика в отрядной работе Методическое пособие ===== Статья 83 ===== 56

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • jacomo/pdf_1f6c5eb2949a4484.txt
  • Последнее изменение: 6 ч. назад
  • 127.0.0.1