202205 .pdf

4 3 2 Сохраняем память о подвиге советского народа О песнях, которые трогают душу Хроника победной смены

№ 5 (306) 10 мая 2022 года

Салют, читатель! Думаю, ты знаешь из учебников исто- рии, что 9 мая 1945 года было объявлено о победоносном завершении Великой От- ечественной войны, которую вёл совет- ский народ против немецко-фашистских захватчиков. Фашистская Германия была полностью разгромлена. На мой взгляд, это очень символично, что это событие случилось именно весной. Это время года в мировоззрение многих народов как пери- од пробуждения и возрождения природы. Поэтому, мне кажется, по праву - День Победы можно считать одновременно праздником Жизни. Потому что если загля- нуть в ужасающую статистику, то становит- ся очень жутко. Свыше 26 миллионов погиб- ших, чуть больше половины из них - мирное население, в том числе больше семи мил- лионов - преднамеренно убиты фашиста- ми. В этом страшном списке числятся без- защитные старики, женщины и дети. Сколько тоненьких родовых ниточек обо-

рвалось. В моём случае даже за примерами далёко ходить не надо. Моя бабушка - ребё- нок войны. Однажды, враг пришёл и в наш дом. Ещё во дворе он перестрелял всю до- машнюю живность. Моя бабушка, на тот мо- мент ей было около пяти лет, выбежала чуть ли не под пули собирать мёртвых курочек, которых ей было очень жалко. Фашист даже не думал останавливаться. Спасла малень- кую девочку моя прапрабабушка, которая упала перед немцев и умоляла не стрелять в ребёнка. То ли «счастливый» случай, то ли у стрелявшего проснулась совесть… Сложно сказать сейчас. Но если бы моя бабушка по- гибла, не успев вырасти, то вряд ли ты читал этот текст. Я даже бы не родилась. Уверена, что мой случай — не единич- ный. У каждой семьи есть похожая исто- рия, которая передаётся от поколения к поколению, которую, как бы тебе не хоте- лось, никогда не забудешь. Хотя я не была свидетелем тех суровых лет. Но память о войне похоже навсегда встроена в мой генетический код. Может от- сюда и нескончаемый интерес к этой теме. Ещё научившись читать, мы с мамой учили наизусть «День Победы», потом, когда я всё научилась складывать слова в предложения, прочитала многотомник с рассказами и сти- хотворениями. В начальной школе начала ак- тивно заниматься в школьном музее, где по- знакомилась с ходом Великой Отечественной войной ещё до того, как в нашем расписании появилась история. А в старших классах по- ставила театральную постановку о том, как любовь была сильнее смерти на войне. Извини, за мой печальный тон повество- вания. Но есть важные темы, на которые нужно говорить всегда. Во все времена. Особенно сейчас, когда память о тех собы- тиях стирается, и есть риск, что всё повто- рится вновь. Давай вместе почтим минутой молчания тех, кто ушёл безвозвратно. ЖИВУ И ПОМНЮ

Приближается тот самый праздник со слезами на глазах - День Победы. Те, кто оказался на пя- той смене в «Орлёнок», тоже обязательно его отметят. Программа у нас намечается насыщенная. Это и участие в акции «Бессмертный полк», и концерт, и праздничный салют. Но мне кажется, что о павших в боях за нашу Родину нужно вспоминать не только раз в году, как и в День матери по- здравлять самого дорогого человека в жизни только в последнее воскресенье ноября. Есть ценно- сти, о которых следует помнить каждую минуту. У орлят пятой смены мы решили узнать, как наше поколение может сохранить память о ВОВ и что значит для них День Победы.

Мнакацанян Айк, 15 лет, Тульская область: - Чтобы не допустить фальсификации истории, нам нужно продолжать рассказывать про подвиги советского народа в годы ВОВ. Причём рассказывать правдиво, не до- бавляя какой-то отсебятины. Только факты и ничего кроме фактов! Но в этом случае надо владеть проверенной ин- формацией, которую можно получить только постигая эту непростую науку — историю. которые раскрыли масштабы бедствия того, что учинили нам фашисты в тех самых сороковых- роковых годах про- шлого века. После такого, уверена, что никому из нас не придёт в голову погреть руки на Вечном огне. Вроде и в формате игры по станциям, но в тоже время заставляет трезво сейчас смотреть на многие вещи.

Ралина Сафина, 13 лет, Республика Татарстан: - Мне очень нравится акция «Бессмертный полк». Всё равно какая погода. Хоть дождь, снег или ветер. Ты понимаешь, что нашим предкам, защищавшим каждый сантиметр нашей земли, было куда сложнее. И они не думали жаловаться на какие-то неудобства. Поэтому бе- рёшь портрет прадеда и всё равно идёшь. Для меня — это как дань памяти, напоминание, что «никто не забыт, ничто не забыто». Багринцева Мария, 17 лет, Кемеровская область: - Мне кажется, нужно привлекать подростков к из- учению истории ВОВ интерактивными формами. Парады, митинги, концерты, акции — всё это, конечно, значимо и нужно. Но такие мероприятия рискуют превратиться в формальность для следующих поколений. Поэтому для начала нужны просветительские мероприятия, которые помогут понять значение символики и атрибутики. Напри- мер, в «Орлёнке» у нас недавно прошёл исторический маршрут. Мы узнали много ранее неизвестных фактов,

Дарья МОИСЕЕВА, Москва Евгений ТЕЛЕГИН, Самарская область Ваша Редакция

2 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ «ОРЛЁНОК» ЗА ПОБЕДУ!

Хроника пятой /победной/ смены Здравствуй, дорогой читатель! На этой странице нас ждёт серьёзный разговор. Может быть, ты знаешь, что в пятую сме- ну в «Орлёнке» мы отмечаем значимый праздник - День По- беды. Но о том, что сделали для нас наши деды и прадеды, нельзя вспоминать только один раз в году. Поэтому всю смену мы участвовали в событиях и проектах, посвящённых Великой Отечественной войне (и не только). Подробнее о них я расска- жу в хронике смены.

СЕГОДНЯШНИМ СОЛДАТАМ ТОЖЕ НУЖНА ПОДДЕРЖКА В преддверии праздника Великой По- беды каждый вспоминает своего героиче- ского прадеда, задумывается о его вкладе в мирную жизнь людей. Великая Отече- ственная война закончилась больше 70 лет назад (в этом году мы отметим 77 лет со дня освобождения нашей страны от фашистов). Но, как ты понимаешь, наши офицеры, рядовые солдаты продолжают защищать рубежи нашей Родины. Но не стоит забывать, что история пи- шется каждый день, поэтому через пару лет в учебниках появится новая глава, ко- торая увековечит и имена, и подвиги бра- вых солдат XXI века. Не найдётся челове- ка, кто сейчас ни следил бы за сводками новостей с Украины, ни переживал бы за наших отважных военных. Особенно сей- час, в это непростое время им необходи- ма наша поддержка. Поэтому когда мне предложили при- нять участие в акции «Письмо солдату», я незамедлительно согласилась. Как че- ловек, увлечённый литературой и рус- ским языком, я понимаю силу слова. Оно может и ранить, и убить, а может и наобо- рот - спасти и вылечить. Мне очень хотелось выразить свою благодарностям мужчинам, которые бо- рются за наше спокойное настоящее и обо- зримое будущее. А также написать пару ободряющих слов, что их здесь уважают и ждут. Дословно пересказывать своё пись- мо я не буду, так как это личное. Но думаю, что мой посыл будет многим понятен. Кстати, от учительницы русского языка и литературы я узнала, что эта акция про- водится ежегодно. - В прошлом году она была приуроче- на к 23 февраля, - добавила она. - И нам было отрадно узнать от Александра Ва- сильевича Джеуса (директор «Орлёнка»), что из всей посылки, где была также су- венирная продукция, наибольший отклик получили маленькие конверты с письма- ми. Искренние слова поддержки, пожела- ния – ребята пишут от чистого сердца и солдаты чувствуют это.

«ЛЮДИ МИРА, ВСТАНЬТЕ НА МИНУТУ» Эти строки из песни «Бюхенвальдский набат» мы слушали, когда проходили по историческому маршруту «Обыкновен- ный фашизм», который организовали для нас педагоги «Орлёнка». По формату это чем-то напоминало квест: мы двигались от станции к станции, узнали новую инфор- мацию, выполняли задания. Хотя слово «квест» ассоциируется в первую очередь с чем -то весёлым, увлекательным. Но, чест- но говоря, на этом мероприятии нам было уж точно не до смеха. Так на первой площадке методист му- зейно-выставочного комплекса «Орлёнка» Александр Кульнин поведал, что на терри- тории Европы, оккупированной нацистской Германией, существовало 40 000 концла- герей. Страшно представить, сколько лю- дей умерло в муках в зловещих бетонных застенках. А архивные чёрно-белые фото- графии, которые мы увидели на стендах, являются, пожалуй, лучшей прививкой от фашизма. Даже не верится, что на такие зверства способен разумный человек. Потрясённые увиденным и услышан- ным переходим к следующей станции. Здесь нам рассказали о том, как наша страна оборонялась от врага в годы ВОВ. Все граждане объединили усилия, и все вместе ковали Победу. На защиту нашей Отчизны стал весь народ - от мала до ве- лика. Кто-то бил врага на поле боя. А те, кто понятным причинам не мог воевать,

трудились в тылу, как в том самом плакате: «Всё для фронта! Всё для победы!». И когда сейчас другие страны пыта- ются дискредитировать нашу Победу в ВОВ, преуменьшить её значение. То в от- вет хочется показать письма, дневники, отчёты, которые жёстко разобьют любые аргументы против вклада нашей страны в освобождении мира от фашизма. Эти свидетельства страшной эпохи мы уви- дели на историческом маршруте. Осо- бенно меня потрясло одно из писем со- ветского солдата – Галея Испанова. Вот что там написано: «Около меня тринадцатилетний пио- нер Петя Сафронов из Калинина. Парти- заны послали его к связным. Он не мог вырваться. Беспощадно боролся, уничто- жил более 25 фашистов, получил 16 ране- ний, погиб геройски. Немецкий батальон окружил нас. За это время мы уничтожили 300 фашистов…». От этих коротких строчек у меня мо- роз по коже. Пете Сафронову было около 13 лет. Он даже младше меня. В таком юном возрасте вместо того, чтобы ходить на речку, учиться и первый раз влюбиться, ему пришлось взять в руки оружие и бить врага. Так рано узнать, что такое смерть. И погибнуть от рук врага, не успев толком пожить. Это очень страшно! Как бы не хо- телось, чтобы это повторилось вновь. Дети не должны умирать на войне! Также моё внимание привлекла книга Александра Фадеева «Молодая гвардия» с дарственной подписью матери Олега Ко- шевого (одного из руководителей советской подпольной антифашистской комсомоль- ской организации «Молодая гвардия»). Я очень много хорошего слышала об этой книге от родителей, но сама, к сожалению, её не читала. По возвращении домой точно восполню свои читательские пробелы. Дальше мы узнали об опасной про- фессии военного журналиста. Эти сме- лые люди были настоящими профес- сионалами. Рискуя попасть под пули, они наперевес с блокнотом и фотоап- паратом, безоружные, добывали ин- формацию, чтобы новостные сводки с фронта вышли на утро без задержек в газетах «Известия», «Правда», «Крас- ная звезда». Нам даже предоставилась возможность прикоснуться к истории и прочитать вырезки из газет «Правда» и «Красная звезда» той эпохи. На третьей площадке царила насто- ящая атмосфера полевой редакции. Мы смогли попробовать себя в качестве воен- ного корреспондента и создали свой бое- вой листок. Тут я ощутила всю ответствен- ность нашей профессии. В таких ситуациях нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить фактических ошибок. Как хоро- шо, что я постаралась запомнить всё, что нам говорили на предыдущих станциях.

Мир спасёт не только смелость и отвага, но ещё - и любовь. На последнем этапе на- шего маршрута мы посмотрели небольшую пьесе о том, что настоящей любви война не помеха. Наш отряд оказался во фрон- товом блиндаже, в котором находились не- сколько солдат, две медсестры и военный корреспондент. И каждый из них поведал свою историю любви. Одна из них мне точ- но запомнилась. У одной из медсестёр 22 июня 1941 года должно было случиться свидание с возлюбленным. Казалось бы, ничего не предвещает беды. Но тут он при- ходит и упавшим голосом говорит одно сло- во, способное всё разрушить в одночасье, «Война!». Молодой мужчина отправляется бить врага. А девушка не может оставать- ся в тылу: ей хочется быть ближе к своему любимому. Поэтому она принимает отчаян- ное решение и отправляется в военкомат. Но её гуманитарное образование не нужно армии. Поэтому она поступает на курсы медсестёр и через шесть месяцев отправ- ляется на фронт. Удалось ли ей встретить своего суженного? Неизвестно! История об этом умалчивает. Актёры играли очень искренне, что даже я пару раз всплакнула. Роли испол- нили наши вожатые. Неожиданно было видеть их в новом амплуа. Но они бле- стяще справились! После окончания исторического марш- рута мы с ребятами даже некоторое время не могли говорить друг с другом, нам нужно было переосмыслить увиденное и услышан- ное. Но я убедилась в том, что мы обязатель- но должны будем рассказывать об этом сво- им детям и внукам. И только тогда память об этих событиях не прервётся никогда.

Мария КИРИЛЛОВА, Владимирская область.

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ 3 ШКОЛЬНИКАМ, КОТОРЫМ НЕ ВСЁ РАВНО

Как «Школьный музей Победы» сохраняет память о подвиге советского народа Настоящую пряжку офицера SS я увидел у Георгия Илюшина из Москвы. Он рассказал, что они нашли её на рас- копках в Подольске. Потом отвезли на экспертизу, где точно убедились, кому она принадлежала. Георгий продемон- стрировал блестящее знание истории России. Как оказалось, что он увлекает- ся изучением исторического пути нашей страны с первого класса. Поэтому неуди- вительно, что он так хорошо разбирается в этой теме. Благодаря рассказу Артёма, я ещё больше убедился, что победу ковали всем Советским Союзом. Даже школьни- ки не остались в стороне. В такие момен- ты ещё больше начинаешь ценить то, что у нас есть сейчас. Софья Иванова из Чувашской Ре- спублики показала мне чемоданчик с фотографиями со встречи с ветеранами, фронтовые письма и сборник рассказов «Вперёд на Запад». Увидев мой заинтере- сованный взгляд, Соня кое-что поведала мне об этих экспонатах. - Наша делегация привезла выставку, посвящённую истории 324-летней стрел- ковой дивизии, поделилась она. - Сбор- ник рассказов «Вперёд на Запад», рас- сказывающий о сложностях ВОВ, был написан командиром этой дивизии. Его оригинальное издание солдаты читали в окопах на войне. Также у нас есть воен- ные письма этих солдат. Они отправляли их своим семьям, рассказывая о тяготах войны, прося родственников беречь себя и описывая самые страшные события, которые с ними происходили. Мне удалось прочитать некоторые строчки с фронта. С какой теплотой бойцы обращались к своим близким. Несмотря на то, что на полях сражений происходило страшное, что-то похожее на конец света, наши советские воины оставались людь- ми, имеющими любить. Вчитывавшись в эти строки, опалённые огнём войны, пони- маешь, что они жили надеждой — увидеть снова своих родных и именно это давало им силы выдержать нелёгкое испытание под названием «война». Но вернёмся к рассказу Сони. Их при- стальное внимание 324 стрелковой диви- зии не случайно. Ведь школа, в которой она учится, расположена на одноимённой улице. Поэтому и их школьный музей дол- гие собирал свидетельства подвига этой дивизии. Пересказывать в нашем матери- але мы это не будем, иначе нам места не хватит. Но если тебе интересно, то, я ду- маю, ты обязательно найдёшь информа- цию в проверенных источниках. В пятую смену во Всероссийский детский центр «Орлёнок» приехали 40 ребят из 10 регионов России, увлечённые историей и музейным делом. Все они участники проекта «Школьный му- зей Победы». Как ты думаешь, чем занимаются эти мальчишки и девчонки? Наверное, тебе кажется, что они сидят в пыльных музеях и копаются в архивах. На самом деле всё у них не так уж и печально. У школьников очень даже насыщенная программа. Они осваивают профессию экскурсовода, учатся продвигать му- зеи в социальных сетях, изучают историю Великой Отечествен- ной войны. А ещё ребята приехали не с пустыми руками. Все подробности читай в моём материале.

- Вечером я могу просто взять книжку по истории России или других стран и просто читать, узнавая каждый раз что-то новое, - добавил он. - История для меня — это, в первую очередь, познание мира. Также понимание всех исторических процессов позволяет стать политически грамотным человеком. Например, сейчас это помогает не поддаваться на различные провокации и придерживаться строгой позиции по от- ношению к некоторым событиям. ПРОЛОГ Почему меня заинтересовал этот про- В общем, было познавательно и инте- ресно! Но, к сожалению, времени было не так много, наш отряд торопился обратно в лагерь. Но я никак не мог успокоиться. Лю- бопытство брало вверх. А тут мой куратор направления «Печатные СМИ» дала мне редакционное задание: написать статью про этих умных и неравнодушных парней и девушек. Поэтому мною было принято ре- шение: найти их, взять интервью. Мне-то ведь всё равно нужна была информация. Не буду же я статью из воздуха писать, тем более по такой серьёзной теме. Ребята с радостью отозвались на мою просьбу. Им одно удовольствие рассказы- вать о своих экспонатах. Итак, Артём Старкин из Челябинской области показал мне копию телеграммы Сталина. Это одна из самых зна- чимых реликвий школьного музея Артёма. - В 1941 году в нашу область был эва- куирован тульский завод имени Кирова, - рассказал юноша. - В октябре этого года пришло оборудование, в ноябре уже выпу- стили первую партию продукции, которая ушла на фронт. В её производстве участво- вали простые люди. Также они отправляли посылки на фронт. Однажды, даже школь- ники собрали 28 410 на строительство тан- ковой и боевых кораблей. По тем време- нам это была очень большая сумма денег, поэтому инициатива подростков не смогла остаться без внимания, что даже товарищ Сталин почтил наших земляков благодар- ственной телеграммой. ект, и я решил ему посвятить целую ста- тью. Скорее всего, потому что эта тема мне близка. Я начал увлекаться историей и всем, что с ней связано, ещё в третьем классе. А в «Орлёнок» как раз приехали ре- бята, которые знают этот предмет уж точно на пять с плюсом. Но о них я расскажу чуть позже. Для начала небольшое лирическое отступление… Я считаю, что каждый че- ловек должен знать историю своей страны! Конечно, здесь придётся напрягать «се- рые клеточки», чтобы во всём объективно разобраться. Сначала мне было немного сложно запомнить так много информации, но потом я начал понемногу запоминать, и постепенно всё уложилось в моей голове.

Общение с Георгием меня ещё больше вдохновило продолжать своё увлечение историей ВОВ. А ещё — я теперь подумы- ваю обратить внимание и на другие эпохи. К сожалению, полоса в газете не ре- зиновая. Поэтому мой рассказ подходит к концу. Я очень рад, что мне удалось по- общаться с такими классными ребятами, которые точно не позволят фальсифици- ровать историю нашей страны.

Источники, из которых я узнаю историю, ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Если ты тоже загорелся заниматься тем же, чем и наши музейщики, то попро- буй сам проявить инициативу. Ты можешь помочь в развитии своего школьного му- зейного уголка или разработать проект по его созданию. А если у тебя всё полу- чится, то подавай заявку на участие в кон- курсном отборе на программу «Школьный Музей Победы». Подробную информа- цию ищи на официальном сайте проекта schoolvictorymuseum.ru. это различные познавательные каналы на известном видеохостинге. Но к информа- ции блогеров стоит относиться критически, лучше уж документальные фильмы. Напри- мер, я смотрел ленту о событиях на вос- точном фронте (1941-1945). Также у меня была бабушка, которая жила во время во- йны. В начале 1941 года ей было 17 лет. Она не любила затрагивать эту тему, но один раз она рассказала, как она работала на заводе за станком целый день. Это были очень сложные времена. Либо ты воюешь на фронте, либо ты работаешь за станком. Сражались мужчины, а женщины, дети, ста- рики трудились в тылу. Я не понимал, как это люди так жили. Не обращали внимание на сон, еду, отдых. Они хотели победить фа- шизм. Меня очень впечатлили её рассказы. Я понял, как тогда нелегко жилось, но они выстояли ради нас. Поэтому память о тех днях должна быть бессмертной. Передачей правдивых знаний как раз занимаются ре- бята из смены «Школьный Музей Победы».

Евгений ТЕЛЕГИН, Самарская область.

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА, ТЕЛЕГРАММА СТАЛИНА И ПРЯЖКА ОФИЦЕРА SS Когда я ходил в Дворец культуры и спорта на выступление вожатых, то моё внимание привлёк маленький музей. Ока- зывается, это была выставка экспонатов, с которыми приехали участники «Школьного Музея Победы». Называлась она «Сохра- ним подвиг вместе» и была посвящена под- вигу советского народа. Там я нашёл малую сапёрную лопату и орденскую книжку. Также внимательно посмотрел разглядел обоймы от орудий, сигнальный пистолет, ржавый и поломанный топор и другие экспонаты.

4 МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА О ПЕСНЯХ, КОТОРЫЕ ТРОГАЮТ ДУШУ

стала лейтмотивом песни, её главной те- мой: этой «тёмной ночью» и «пули свистят по степи» , и любимая не спит «у детской кроватки». Этот удивительный образ и раз- деляет, и одновременно соединяет Его и Её. Мы слышим в голосе героя его тоску по дому, прежней жизни, эта лирическая исповедь бойца очень интимная и в то же время касается каждого защитника Роди- ны. Слушая задумчивое пение Бернеса, хочется невольно прижаться к любимому человеку, чтобы не потерять его, не упу- стить его взгляд («глубину твоих ласковых глаз») … Потому что, кажется, только эта незримая нить и способна спасти и удер- жать жизнь любимого человека, находяще- гося на войне. Поэтому «смерть не страш- на»! Поэтому с ним «ничего не случится»! Голос Марка Бернеса уже при записи песни вызвал трогательные слёзы женщи- ны, которая записывала на пластинки это бессмертное произведение. И сегодня мы так же не можем сдержать слёз, когда слы- шим «Тёмную ночь» - балладу о любви, верности и вере в лучшее. заголовком «Песенка Южного фронта» в январе 1942 года «Давай закурим!» была напечатана в «Комсомольской правде». Эти строки звучат удивительно со- Какие чувства вызывает у тебя эта песня? Такой вопрос я часто слышу, когда мне показывают музыкальное произведе- ние друзья или учитель по хору. Да, даже здесь, в «Орлёнке», на МИЧе (музыкально игровой час), где мы учили орлятские песни, вожатая интересуется нашими впечатлениями. Обычно ответ на такой вопрос приходит в голову не сразу. Нравится – и всё тут, «пробивает» до слёз, «вызывает» мурашки, и тогда без всяких слов мимика и взгляд говорят за нас… Смотря репортажи с парадов, невольно задумываешься, почему взрослые начинают плакать во время прослушивания военной песни, ведь все эти трагические события давно по- зади, а дети начинают маршировать в такт солдатам, не имея при этом армейских навыков? Что за секрет у военных компо- зиций? Почему произведения именно этого жанра проникают так глубоко в душу? В поисках ответа на эти вопросы я проа- нализировала песни военных лет с литературной и музыкаль- ной точек зрения. Подробности читай в моём материале. временно. «Нас опять Одесса встретит как хозяев, Звёзды Черноморья будут нам сиять» - как будто вернулись те суро- вые времена, и вот опять «тёплый ветер дует»… Я понимаю смысл рифм «пожа- рищах – товарищах», «пехоту – родную роту» так: от войны можно спастись толь- ко вот этот дружбой, единением с тем, кто однажды «дал закурить». А помнить ты будешь этого человека всю жизнь. Проро- ческие слова: «Где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить…» При внешней простоте открывается глубинный смысл слов этой песни. Ка- жется, всё повторяется вновь. Очень хо- чется верить сегодня в обнадёживающий финал песни: А когда не станет горя и в помине, И к своим любимым мы придём опять, Вспомним, как на Запад шли по Украине, Эти дни когда-нибудь Мы будем вспоминать. ===== Статья 25 ===== «СИНЕНЬКИЙ ПЛАТОЧЕК» Эта песня – маленький музыкальный шедевр военной поры. Сначала под ру- ками польского пианиста Ежи Петер- сбурского родилась вальсовая музыка, а затем советский поэт Яков Галицкий при- думал слова. Мотив настолько полюбил- ся, что первая версия песни, исполненная в 1940 году Ниной Руслановой, пережила множество вариаций. Например, одна из них появилась в 1941-ом: «Двадцать вто- рого июня Ровно в четыре часа Киев бомбили. Нам объявили, Что началася война». А Клавдия Шульженко в 1942-ом исполняла её уже на слова лейтенанта М.Максимова. Образ «синенького скромного платоч- ка» ассоциируется с простой милой девуш- кой, с воспоминаниями о первых свидани- ях и первой искренней любви. Символика цвета особенная в нём: синий цвет, люби- мый поэтами, – это грусть расставания, это грядущая война и испытания. «Синий платочек» «встаёт между строчек» письма любимой, образ этого предмета разраста- ется с каждой новой строфой. Как в любой песне о войне, лирический герой начинает с личных переживаний, собственных вос- поминаний, но личное, интимно значимое перерастает в общечеловеческое, мас- штабное: «Сколько заветных платочков Мы сохраняем с собой!» Музыка звучит бодро, воодушевляю- ще. Вальсовый темп не даёт загрустить, расстроиться, наоборот - прибавляет сил, уверенности в победе за этот самый «си- ненький скромный платочек»: За них, родных, Желанных, любимых таких, Строчит пулемётчик за синий платочек, Что был на плечах дорогих. «В ЗЕМЛЯНКЕ» Как рождалась песня на войне? Ко- нечно же, из события, из потрясения. Так произошло и с этой композицией, вернее, сначала со стихами А.Суркова. Он, воен- ный корреспондент, чуть не погиб осенью 1941 года под Истрой. Вернувшись к своим под миномётным огнём в иссеченной пу- лями шинели, он написал в письме жене: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти – четыре шага». Из последней фразы родились 16 строчек стихотворения, посвящённые любимой женщине. На обороте письма так и напи- сал: «Тебе, солнышко моё!» Ты сейчас далеко-далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Композитор К.Листов быстро положил ===== Статья 26 ===== «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА» «Священная война» или «Вставай, то бы усиливая в сто крат преступление врагов, показывают его не просто «му- чителем людей», но и «насильником», «душителем идей», от куплета к купле- ту подбирая ему всё более страшные, наименования: «гнилая фашистская не- чисть», «отрепье человечества». Песне приписывали слишком трагиче- ское звучание, наверное, потому, что побе- да не ожидалась лёгкой. Поэтому и начина- лась песня с побудительных предложений как призыв: «Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой». На защиту От- чизны встали ВСЕ, и защищали её до по- следней капли крови. Великий маршал Г. Жуков был потрясён, услышав песню впер- вые, и назвал её «бессмертной»! страна огромная!» - гимн Великой От- ечественной войны, появившийся через два дня после её начала, 24 июня 1941 года. Это и марш, и призыв, и плач, пере- данные через музыку и слова поэтом В.Лебедевым-Кумачом и композитором А.Александровым. стихи на музыку – песня сразу стала по- пулярной. Чем же покорила она? Своей искренностью и правдой! В песне нет пламенных призывов и клятв, пугающего образа врага и смерти. Но есть любовь, свет надежды и …память об улыбке и глазах любимой, о «заплутавшем сча- стье». И это помогает бойцу держаться на войне, согреться в «холодной зем- лянке». Просто удивительно, как слово и музыка тонко дополняют друг друга: «на поленьях смола, как слеза», и переборы гармоники «вьюге назло». Вот такие не- замысловатые, понятные каждому воен- ные песни проникают в каждое сердце и захватывают слушателя целиком. Хочет- ся добавить, что эта песня была одной из самых любимых у ветеранов Великой Отечественной войны.

Прозвучав впервые 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале в исполнении Краснознамённого ансамбля красноар- мейской песни и пляски СССР, эта пес- ня широкой, мощной музыкальной рекой потекла по всем фронтам, поддерживая боевой дух бойцов. А когда враг прибли- зился к Москве, «Священная война» каж- дое утро гремела из репродукторов, зовя на бой «с фашистской силой тёмною, С проклятою ордой»! ===== Статья 28 ===== «ТЕМНАЯ НОЧЬ» Знакомясь с историей создания песни, можно понять, что эта музыкальная компо- зиция, написанная, кстати, по заказу созда- телей фильма «Два бойца», стала каким- то откровением для её создателей. И просто пронзает свей искренностью всех, кто слышит песню. Можно ли за одну ночь написать шедевр? Да. Особенно в услови- ях войны… Так вот у Никиты Богословского получилось сыграть мелодию, которая без изменений вошла в фильм с первого раза. И простой аккордовый аккомпанемент ги- тары помог почувствовать зрителю обста- новку в землянке. А Владимир Агатов моментально напи- сал стихи почти без правок. «Тёмная ночь» Потрясает исполнение! В припеве «ярость благородная вскипает, как вол- на» хор то притихает, то наращивает голосом эту «волну», добиваясь потря- сающего эффекта: мы испытываем всю палитру чувств: от ужаса и глубочайшего трагизма – до решимости и даже ненави- сти. Не случайно эта песня – сплав мар- ша и лирической песни. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Если тебе понравился мой материал, то тебе наверняка захочется ещё больше познакомиться с историей военной песни. Больше интересных фактов ты сможешь узнать на мультимедийном портале музы- кагероев.рф. Там можно послушать мело- дии тех суровых лет, увидеть редкие доку- менты и фотографии. В общем, там целый интерактивный музей. «ДАВАЙ ЗАКУРИМ» Песня в исполнении Клавдии Шульжен- ко звучит очень правдоподобно: кому, как не ей, блокаднице, не знать цены простых фронтовых радостей. Момент «перекура» на войне значил многое: это остановка боя и смертельной опасности, и воспоминание о той, мирной жизни, где не было разрывов. А написана она была в 1941 году после ос- вобождения от фашистов Ростова-на-Дону композитором М.Табачниковым и поэтом И.Френкелем. В виде стихотворения с под- ===== Статья 29 ===== В этой песне – вся суть, весь смысл нашей Великой Войны, поэтому поэт ис- пользует эпитет «священная» война (то есть с Божьего благословения) в противо- вес «проклятой орде» , и даже «ярость» становится «благородной». Авторы, буд- Мария КИРИЛЛОВА, Владимирская область ===== Статья 30 ===== МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА 5 КТО ЖИВЁТ В ОРКЕСТРЕ? ШУ ===== Статья 31 ===== фронта» в им!» была равде». ельно со- а встретит орья будут сь те суро- лый ветер фм «пожа- – родную тись толь- с тем, кто омнить ты нь. Проро- гда-нибудь Наконец настало то время, когда, прогуливаясь по набереж- ной, можно услышать громкие звуки, доносящиеся из духовых инструментов. А как складно и бодро играют, особенно военные песни. Так и хочется запеть на весь «Орлёнок» «Расцветалииии яблони и грушииии…». В этом виноваты ребята из смены «Силь- ные духом». Почти каждую пятую смену они приезжают к нам, как раз ко Дню Победы. Мы решили познакомиться поближе с этими талантливыми музыкантами. Даём им слово. ===== Статья 32 ===== «ОРКЕСТР – ЭТО ВСЕГДА КОМАНДНАЯ РАБОТА» История Елисея Новосельцева Мой путь в музыке начался ещё во вто- и получается это уже не оркестр работает, а каждый играет свою партию. Поэтому мы должны играть слаженно, и только тогда нам выпадет честь выступить на большой сцене! Вообще, оркестр - это как механизм, в котором каждая деталь за что-то отвечает. Дирижёр – это самый важный в оркестре человек: он задаёт темп, показывает, когда и кому в каком месте вступать, а также — сыграть тихо или громко. Исполнители выступают в качестве ше- стерёнок. Здесь всё как в часовом меха- низме. Нет одной шестерёнки, и двигатель не запустится. Так и в оркестре нет одной группы, например, аккомпанемента, и все произведение уже не звучит так красиво. Отвечает за нас руководитель. Именно он подаёт заявки на разные мероприятия, может кого-то взять в оркестр или выгнать из него, выбирает, какие произведения будем играть, а какие лучше не стоит, определяет место и время репетиций. Так благодаря на- шему руководителю мы оказались в «Орлён- ке». В этом прекрасном месте мы репетиру- ем практически каждый день, дефилируем по набережной (это когда оркестр танцует и играет). Для нас это очень важно, так как нам предстоит показать всё, на что мы спо- собны, к гала-концерту, который состоится в преддверии Дня Победы. Очень хочется по- радовать ребят бравыми маршами и трога- тельным исполнением военных песен. А мой рассказ тем временем подошёл к концу. Надеюсь, ты нашел для себя что- то новое и интересное. Для каждого из нас музыка - это что-то особенное: кто- то слушает радио в машине по пути на работу, а истинные ценители посещают симфонические концерты, да и без на- ушников мы не можем выйти из дома. К чему это я? Мир не может жить без музы- ки: пение птиц, шум мотора и даже шаги — всё это делает нашу жизнь наполнен- ной и интересной. крывается песни. Ка- Очень хо- живающий ром классе. Однажды, я услышал, как сын маминой подруги играет на трубе компо- зицию «Есть только миг между прошлым и будущим». В этот момент моё сознание куда-то улетучилось. Меня накрыло волной покоя: был только я и музыка. Вернул меня в действительность мамин голос: «Хочешь так же играть?» Я незамедлительно отве- тил согласием. Мама отвела меня в Дет- скую школу искусств №1 (там я по сей день занимаюсь) и записала меня на занятия. Там я погрузился в изучении нот и прочих музыкальных премудростей. ===== Статья 33 ===== ЗАЧЕМ ОРКЕСТРУ ФЛЕЙТА? история Александры Скуратовой Привет, дорогой друг! Пишу тебе из «Орлёнка». Я приехала на пятую смену 2022 года, чтобы выступить на сцене Ам- фитеатра в великий праздник России – День Победы. Кроме меня во Всероссий- ский детский центр прибыли ребята из трёх областей: Ростовской, Воронежской и Бел- городской. Для того, чтобы попасть в «Ор- лёнок», мы прошли конкурсный отбор, где записывали нашу отработанную програм- му для Духового общества им. Халилова. После чего выбирали лучших из лучших. К гала-концерту мы стали готовиться без точной уверенности, что пройдём. Наш руко- водитель - Евгений Николаевич Шляхов - на- чал репетиции за два месяца до старта сме- ны. Видимо, не зря! За три недели до выезда в «Орлёнок», наш оркестр попал в «волшеб- ный» список. После начала смены мы не прикасались к инструментам примерно дней пять. В это время наш творческий коллектив вливался в атмосферу Всероссийского дет- ского центра и настраивался на работу. Сейчас осталась всего лишь неделя до концерта. Мы репетируем почти каж- дый день: ездим на генеральный прогон в Амфитеатр, повторяем партии группами, что-то учим сами. Для нас это очень важно - выступить идеально. В 2021 году мы демонстрировали мастерство на Артек-арене. Для меня это незабываемые эмоции. На оркестр смотре- ло порядка тысячи детей, таких же как и ты. В тот момент я почувствовала, как по моей коже побежали мурашки от волнения. В нашей программе четкий акцент сделан на программу военных духовых оркестров. В этот список входят знаменитые песни. Например, «Катюша» или «Прощание сла- вянки», но и также различные марши, кото- рые разбавят репертуар. Каждая репетиция длится от одного до двух часов. Но для меня это время проходит как несколько минут. Бы- вает, что иногда хочется отработать партию на шесть с плюсом, тогда мы можем задер- жаться до трёх часов. Честно говоря, я обо- жаю репетиции. Для меня это возможность изучить новые произведения или отточить то, что ты знаешь до идеала. В этой смене я уже получила незабыва- емый опыт, так как мы занимаемся не просто музыкой, а каждый из руководителей прово- дит мастер-классы для инструментов. Мне удалось узнать что-то новенькое от музыкан- тов из Воронежской и Ростовской областей. Я не могу не сказать, что в «Орлёнке» у меня нет свободной минутки. Различные меро- мине, ём опять, о Украине, приятия, конкурсы, соревнования дают мне огромный заряд эмоций и воспоминаний. P.S. Теперь немного обо мне. Я играю на флейте. Мой творческий путь довольно длинный. Я занималась танцами, пением, сама училась играть на гитаре, но в конце концов решила выбрать флейту. Музыка – как много всего для меня в одном этом слове. Это слово просто и понятно описы- вает меня и мой внутренний мир. С шести лет я погрузилась в эту атмосферу. На- верное, мне передалось это от моей стар- шей сестры, которая играет на скрипке. Когда она пошла в музыкальную школу, меня это очень заинтересовало. Почему именно флейта? Я с удовольствием отве- чу на твой вопрос. Ну со стереотипом то, что флейта - женский нежный инструмент, я не соглашусь. Ты сам выбираешь свой путь. Мне кажется, что такие убеждения нужно опровергать сразу. У меня в орке- стре есть трубачи-девочки, и это наобо- рот их делает особенными. Когда человек связывает свою жизнь с чем-то, то это не значит, что так сложилась судьба. Хотя может это и судьба. Мы выбираем что-то родное нам, близкое. ойне? Ко- сения. Так ей, вернее, Он, воен- иб осенью сь к своим ченной пу- сьме жене: л ни шага. ыре шага». 16 строчек любимой ак и напи- Через год меня определили в оркестр. Мой преподаватель не раз твердил, что у меня есть талант. Но на заре моей музы- кальной карьеры мне никак не хотелось идти в оркестр. Ведь я никого там не знал. Но после нескольких занятий мне удалось подружиться с некоторыми ребятами. И я с удовольствием стал посещать репетиции. ===== Статья 34 ===== Думаю, ты уже знаешь, что моё погруже- ние в мир музыки началось с трубы. Так вот я остался верен этому музыкальному инстру- менту. Поэтому в оркестре мне отведена роль трубача. По сути, это главный солист, кото- рый играет основную тему произведения. Но также нельзя забывать и про аккомпанемент. У него есть своё соло в каждом произведе- нии. Ну и самое важное — барабаны. Без них играть будет гораздо тяжелее, ведь они дер- жат ритм, а иначе - кто-то будет ускорять, а другие наоборот играть медленнее. ===== Статья 35 ===== о положил стала по- на? Своей песне нет пугающего ь любовь, улыбке и вшем сча- держаться дной зем- ак слово и друга: «на переборы такие не- ому воен- е сердце и ом. Хочет- ыла одной в Великой Наверняка ты уже понял, что оркестр - это всегда командная работа. Каждому человеку, который участвует в оркестре, нужно вступить одновременно, чтобы музыка не просто шла через воздух, а лилась к ушам слушателей. Например, оркестр начинает играть какую-то композицию, но кто-то вступил чуть позже, В оркестре я играю на флейте-пикколо. Это самый высокий по звучанию духовой инструмент. Круто правда? Мне легко да- ются высокие трели, и безумно этот про- цесс нравится. В оркестре я играю уже два года, хотя попала туда совершенно слу- чайно. Но ничуть об этом не жалею. А со флейтой вожу дружбу около пяти лет. Но уже в этом году я собираюсь заканчивать музыкальную школу. Но на этом мой твор- ческий путь не заканчивается, а только начинается. Я планирую поступать в БЕЛ- ГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИН- СТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ (БГИИК) в Белгороде. И думаю получить высшее образование в Воронежской консервато- рии. Также я очень сильно хочу научиться играть на кларнете. Моя семья полностью поддерживает мой выбор. Моя сестра тоже связала свою жизнь с музыкой. Она тоже уже учится в БГИИКЕ и является моим лу- чом стремления, но как ни странно - потом- ственных музыкантов у меня в семье не бывало … вроде бы…). Уверена, что всё у меня получится! ===== Статья 36 ===== материал, щё больше ной песни. сможешь тале музы- шать мело- дкие доку- там целый ===== Статья 37 ===== Елисей НОВОСЕЛЬЦЕВ, Александра СКУРАТОВА, Белгородская область Вадим ПЕТРОВ, Ростовская область ИЛЛОВА, ая область ===== Статья 38 ===== 6 ЛИДЕРСКАЯ СТРАНИЧКА «БУДЬ ПЕРВЫМ» ===== Статья 39 ===== 100-летию пионерии посвящается! В этом месяце отмечается столетие детской пионерской орга- низации. Ты знаешь что-то об этом движении? До сих пор можно найти людей, которые с улыбками на лицах и радостью в душе вспоминают то самое лучшее пионерское детство. Догадался про кого я? Конечно, это наши бабушки, дедушки и даже моей маме в детстве на некоторое время посчастливилось вступить в ряды пи- онеров. Она рассказывает мне о мероприятиях, которые проводи- лись для них, про посвящение и надёжную дружбу с товарищами. Я и сама до недавнего времени не особо разбиралась в истории детских движений, хотя активно принимаю в них участие. Давай вместе перенесёмся в прошлое и узнаем, как всё начиналось. ===== Статья 40 ===== ПРОЛ Привет дили на 5 му «Кора интересны побывала ными восп предлагал жарное су бы раздел из команд ленности, ры или а занималис корпусник ры украша чтобы кор ложение. ния, и был В той с стя - диза такая же вать себя а что, кто ями смен дизайнера ности ост налисты? щих занят фейках, о тии мы сн «Экология разделили та. И как в газету. Э Мы брали тьюторов бовали ра тофон инт тебя. Мы журналист не пробов Вот я как раз оказалась во Всероссий- ская организация и было направлено на развитие пионерии. Атрибутика пионеров появилась в про- цессе эксперимента с уже существующими образами элементов скаутских движений. Вот только галстук скауты использовали для всего: то рану перевязать, то рыбу на- ловить, а в пионерии к нему относились более, так сказать, уважительно. Каждый отряд получал своё маленькое знамя, а у дружин были дружинные знамёна. Расска- жу тебе правдивую историю, как на одну из самых первых смен 1961 года в дружину «Солнечную» приехала девочка Зоя Тюле- нева (тогда Алексеева). Она стала правой рукой отрядного педагога, и именно он выбрал её знаменосцем. Тогда это было большой честью для каждого советского ребёнка. Зоя Васильевна рассказала, как её переполняло чувство радости за то, что ей доверили такую ответственную работу. Важным посылом лагеря было обя- зательно выпустить детей с новыми зна- ниями или усовершенствовать уже су- ществующие навыки. Таким образом, «если приезжали из дружины горнисты и барабанщики, то соответственно они все вместе находились в одном отряде, и му- зыкальный руководитель лагеря учил их новым приёмам игры на горне и барабане. - Барабану достаточно просто обучить человека, ведь главное, чтобы было чув- ство ритма, но с горном дело не простое: чтобы выдуть даже несколько звуков из этой трубы, нужно приложить не малое ко- личество усилий, — делится Наталья Яши- на Наталья, педагог-организатор музейно- выставочного комплекса, разговаривая со мной в музее истории ВДЦ «Орлёнок». В наши дни появляется всё больше детских и подростковых движений акти- вистов, такие как Российское Движение Школьников, Юнармия. В них, во многом благодаря пионерии, остаются те же прин- ципы: доброта, трудолюбие, честность и справедливость, уважение окружающей ском Детском Центре «Орлёнок» в такие памятные даты. Кстати, центр был соз- дан специально для пионеров-активистов школьных организаций. Ребята, попадая в лагерь, становились пионерским отрядом. Они проживали вместе около двух меся- цев, а уезжая оставляли здесь частичку себя. Обменивались письмами из разных городов и с надеждой ждали новых встреч. До сих пор чувствуется здесь дух и атмос- фера того времени. ===== Статья 41 ===== Пионерия. Какое далёкое понятие для современных детей, но такое родное для наших бабушек и дедушек. На благо лю- дей и Советского Союза трудились ребя- та от 9 до 14 лет. Все они прошли через эту систему, кто-то раньше, кто-то позже. Законы, традиции, торжественные обе- щания, творческие собрания и девизы — каждый знал: «Будь первым! Будь го- тов!» У них даже своя газета появилась с гордым названием «Пионерская правда», ведь иначе быть не может: пионер честен и с собой, и с окружающими. С самых ис- токов были брошены все возможные силы на продвижение организации. Строились Дворцы пионеров и детские лагеря. природы и людей. Съезды активистов, слёты, сборы - это всё ведь тоже из пио- нерского детства. «Очень много чего при- думано за время пионерии, но мы не всег- да замечаем, что это уже когда-то было, мы сейчас это используем, повторяем и преобразовываем во что-то более инно- вационное», — заметила Яшина Наталья Владимировна, переходя к стенду, посвя- щенному новому времени Всероссийского Детского Центра «Орлёнок». Интересный факт, что сейчас внеш- кольные организации охватывают сразу несколько возрастов — это и ученики, и студенты, и учителя. Все трудятся во благо просвещения подрастающего поколения. Вот и в нашем лагере с нами работают прекрасные вожатые, как и в былые вре- мена, чутко следя за комфортом и обра- зованием ребят в рамках трёхнедельной смены. Чтобы работать здесь с детьми они проходили школу вожатых. Узнава- ли территорию и законы центра глазами детей, участвовали в играх и спортивных событиях. У вожатых есть уникальная возможность прожить маленькую пионер- скую жизнь в течение нескольких месяцев или лет и стать частью одного дружного и большого отряда, который, например, в детском лагере «Звёздный» называется ВЕГА (Вечно Единая Горящая Армия). Дорогой друг, как ты думаешь, нужна ли нам пионерия сейчас? Я считаю, что воз- вращать полностью её не стоит, да и вряд ли те правила уже подходят современным детям в век электроники и технологий. Но одно я могу сказать точно: не стоит забы- вать, что пионерская организация пода- рила детям возможность заявлять о себе, передавать свои творческие инициативы в мир, идти вперёд и добиваться целей. Заметь, ведь всё было не зря? Такие вы- дающиеся люди, как Надежда Крупская, Иннокентий Жуков, Николай Осипов заве- щали нам возможность развиваться, по- могать младшим, грамотно планировать свой труд, быть стойким и смелым — это не должно забыться, пропасть во времени. Да, мы новое поколение, но мы всё те же яркие, весёлые, творческие и целеустрем- лённые дети: мечтатели, мореплавате- ли, создатели. Школьные и студенческие движения направляют нас на правильный путь, а мы уже должны сами решить идти по нему или нет. Со 100-летием пионер- ской организации, вас! ===== Статья 42 ===== Помимо пионерского движения, дети проходили через звания октябрят и комсо- молов. Октябрята — это малыши, с кото- рыми работали пионеры. Они были в на- чальной школе и впервые знакомились с миром образования, системой обучения, пробовали покорять свои первые верши- ны и стремиться к победам. Затем пионе- рия, и здесь работали с подростками, ведь они уже могли самостоятельно организо- вывать свою деятельность, планировать работу и выполнять более серьёзные за- дания от старших товарищей — комсомо- лов. Пионеры занимались ликвидацией безграмотности среди взрослых людей, рабочих, следили за чистотой и порядком. Но стоит заметить, что комсомольское движение появилось раньше, чем пионер- ===== Статья 43 ===== Дарья МОИСЕЕВА, Москва НАША СПРАВКА Символично, что в год столетия Всесо- юзной пионерской организации в «Орлё- нок» на пятую смену приехали ребята-ак- тивисты на программу «Отличная встреча. Детская дипломатия дружбы», организа- тором которой является Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Феде- рация детских организаций» (СПО-ФДО). Практически сразу же мальчишки и дев- чонки поделились на проектные группы и начали разрабатывать настольную игру «100-летие пионерии». Не будем расска- зывать все секреты, иначе — тебе потом будет неинтересно в неё играть. Тем бо- лее её можно будет найти в электронном формате. Где? Как только об этом узнаем, мы обязательно напишем. – раздавать георгиевские ленты, рас- сказывая их историю и ценность. Один из проектов, который называется «Жить дружно!», помогает раскрыть традицию «Доброго отношения к людям» через дис- куссию о дружбе. ===== Статья 44 ===== Думаю, из материала выше ты уже, что пионеры похожи на современных волонтёров. Так же и наши орлята в те- чение нескольких недель трудились над своими проектами. Реализовывать свои идеи мальчишки и девчонки будут в абсо- лютно разных направлениях. Одни ребя- та будут проводить лекции для популяри- зации ПДД у детей и подростков, другие Как видишь, может и той пионерской организации уже официально не суще- ствует, но её принципы и идеалы до сих пор живы. Может у нас и нет пионерских галстуков, но мы всегда готовы к новым свершениям, которые сделает нас и мир вокруг лучше. ===== Статья 45 ===== МОРСКАЯ СТРАНИЧКА 7 КТО ТАКИЕ «КОРАБЕЛЫ БУДУЩЕГО» И ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ В «ОРЛЁНКЕ»? ===== Статья 46 ===== ется! Все могут корабелы будущего: мини-катамараны собирать и по морю их пускать, в электронике разбираться, мастерить гру- зоподъёмное устройство, дизайном судна заниматься и плакаты поддержки рисовать. И даже освещать события смены как насто- ящие журналисты. В общем, на все руки мастера. Поэтому мы ре- шили в этот раз дать им слово: рассказать о своей программе на страницах нашей газеты. Все подробности о проекте «Корабелы будущего» читай в репортаже наших юнкоров. Корпусники отвечают за внутреннюю часть судна и спусковые устройства, что- бы никто не упал в воду, спуская на воду катамаран. В основном этой работой за- няты парни, но удивительно в небольшом количестве строгали, пилили и вырезали детали из дерева. Видимо, это те девчата, которые мечтали попасть к мальчишкам на уроки технологии. Но не будем теряться в догадках, спросим у них самих. - Я давно хотела изучать корабли: с ран- него детства меня интересовало, как они устроены, - рассказала Алина Назмеева из Самарской области. - Естественно, я была счастлива, когда узнала, что поеду в «Штор- мовой» на программу «Корабелы будущего». Каждый день я мало того, что узнаю что-то новенькое, так и отрабатываю полученные знания на практике. Так мне удалось ещё лучше прочувствовать на себе, как не просто оказывается конструировать судна. Ну а про журналистов мы тебе уже всё что можно рассказали. Идём дальше!:) ===== Статья 47 ===== ПРОЛОГ Привет! В прошлом году мы с Настей ез- интервью и в целом не интересовалась ме- диасферой. Сейчас же мы приобрели до- статочно хороший багаж знаний и опыта и даже рассматриваем журналистику как про- фессию. Ну ладно, что-то мы отвлеклись, возвращаемся к нашим корабельщикам. О них как раз речь пойдёт дальше. дили на 5 смену в «Штормовой» на програм- му «Корабелы будущего». Это был очень интересный опыт. Каждая из нас впервые побывала в лагере и уехала с очень прият- ными воспоминаниями. В 2021 году ребятам предлагалось сделать три типа судна: по- жарное судно, буксир, сухогруз. Также, что- бы разделить обязанности, каждый человек из команды относился к какой-то направ- ленности, например, корпусники, дизайне- ры или ардуиншики. Все направленности занимались определёнными делами. Так корпусники делали корпус судна, дизайне- ры украшали его, а ардуиншики писали код, чтобы корабль мог управляться через при- ложение. Потом прошли итоговые испыта- ния, и были выявлены победители. ===== Статья 48 ===== СНАЧАЛА КАТАМАРАНЫ, А ДИСКОТЕКИ НА ПОТОМ Как мы уже сказали выше, ребята вновь делятся на команды и направленности. Толь- ко в этом году все участники делают один общий для всех вид судна - катамаран. А по- чему именно он? Почему нет других типов су- дов? Об это нам рассказала Бабкина Дарина, директор центра по работе с талантливой мо- лодёжью и профориентации филиала САФУ в Северодвинске, а также организатор смены: - В этом году мы решили сделать ак- цент на управлении моделью, поскольку катамараны одни из самых скоростных и хорошо управляемых, мы решили выбрать именно этот тип судна. Цель у всех участников одна – победа в соревнованиях на итоговых манёврах . Они поделены на девять команд, в каждой из которых занят своим делом. Это дизай- неры, корпусники и журналисты. Дизайне- ры – это люди, ответственные за внешнее оформление: плакат для группы поддерж- ки, разные детали. В основном это те, чья душа лежит к творчеству, к выражению себя через что-то материальное. Так Кари- на Трофимова из Архангельской области выбирает дизайн уже во второй раз. - Мне очень нравится глубоко погру- жаться в этот процесс: могу часами что-то выдумывать, наносить краски, - сказала Карина. - Я вообще не технарь, поэтому радует, что в этой смене есть возможность быть полезной в другом направлении. КАК ПОПОЛНИТЬ РЯДЫ «КОРАБЕЛОВ БУДУЩЕГО»? Наверное, у тебя возник вопрос: «Как попасть на эту смену?» Всё очень просто! Приведу пример. Я была тут в прошлом году, и мне настолько понравилось пре- бывание здесь, что мне захотелось снова поучаствовать. Первый вариант. В декабре 2021 года мы с друзьями участвовали в олимпиаде по судостроению, где были разные вопро- сы о морских судах и прочее. Также коман- дой делали презентацию на тему «Новые материалы в строительстве подводных лодок». Нам выдали сертификаты за уча- стие, и уже в марте этого года объявили конкурс на пятую смену. Так как у меня был сертификат, мне надо было лишь написать мотивационное письмо про то, почему я хочу стать корабелом, и оформить заявку на сайте Орлёнка. Но был и второй вариант на случай, если кто-то не участвовал в олимпиаде. Нужно было создать макет корабля из под- ручных материалов и презентовать эссе с его описанием. Самое сложное для всех участников было ожидание результатов, но многие справились, дождались, победили и приехали. Стать участником программы совсем не сложно. Особенно если участво- вать с искренним желанием. В процессе работы над эссе я просто записывала все свои мысли о том, что для меня значит ко- раблестроение, почему мне хочется сюда приехать, с кем увидеться. Мне кажется, что каждый должен побывать в этом сказочном месте хотя бы раз, потому что «Орлёнок» делает из тебя совсем другого человека. В том году я была совсем не общительной, не стремилась к чему-то, была не уверенна во многих вещах. Но тут для меня открылся новый мир, в который хочется вернуться, открыться ему и всем людям здесь. О ТЕХ, КТО ПОМОГАЕТ В МОРЕ … РАБОТЫ Ребятам, попавшим на смену, помо- гают особые люди – тьюторы. В основ- ном это студенты «Севмаша», приехав- шие помочь детям освоить необычные знания, открыть для себя что-то новое и, конечно же, победить на итоговых со- ревнованиях! На каждую команду есть свой тьютор, который должен объяснить ребятам что да как. Они помогут приду- мать дизайн, собрать модель судна, рас- скажут много интересного, пошутят и по- говорят с тобой на любую тему, будто вы старые друзья. Тьюторы передают свои знания и навыки, верят в успех своих учеников и гордятся ими. - Тьюторов мы выбирали уже в Севе- родвинске, в институте, - поведала Да- рина Бабкина. - Часть ребят – это те, кто уже ездил в прошлом году. У них есть опыт, и они с радостью хотели снова при- ехать. Есть и новые тьюторы, которые захотели тоже к нам присоединиться. Естественно, мы смотрим на способно- сти ребят: они должны хорошо разби- раться в технике, заканчивать сессии без «хвостов» и ладить с детьми. А что говорят тьюторы? Почему они решили стать своеобразными наставниками в этой смене. Они рассказали нам об этом: - Ну я во время учебы в школе несколь- ко раз ездил в «Артек», видел, как прово- дит подобные смены Московский авиа- ционный институт. Ну интересно было попробовать себя в роли того, кто будет проводить занятия. Также занимался су- домоделированием. Тема близкая мне, - поделился Алексей Иванов. - Мне очень нравится работать с деть- ми и делиться с ними своими знаниями, учить чему-то новому. Наша команда идёт вперёд. Ребята у меня полностью само- стоятельные. Каждый нашёл себе дело. У нас два замечательных судомоделиста. Несколько дизайнеров. Кто-то работает над спускоподъёмным устройством. Всем нравится. У нас есть общая цель, каждый её видит и понимает. И мы идём общими усилиями к ней, - рассказала Надежда Онегина Надежда. ===== Статья 49 ===== В той смене я была ардуиншиком, а На- стя - дизайнером. В этом же году проходит такая же смена, но ребята могут попробо- вать себя ещё в качестве журналистов. Ну а что, кто-то же должен делиться событи- ями смены в СМИ. Если с корпусниками и дизайнерами всё понятно (их вид деятель- ности остался тот же), то что делают жур- налисты? Сначала у нас прошло три об- щих занятия, на которых нам рассказали о фейках, о информации, а на третьем заня- тии мы снимали видеоролики для конкурса «Экология дело каждого». После этого мы разделились на две группы – SMM и газе- та. И как ты мог понять, мы пошли именно в газету. Это огромная смена деятельности. Мы брали интервью у участников смены, тьюторов и организаторов. После чего про- бовали расшифровать записанные на дик- тофон интервью и сейчас пишем статью для тебя. Мы вообще не пожалели, что стали журналистами, ведь до этого ни одна из нас не пробовала писать статью в газету, брать ===== Статья 50 ===== Чтобы поучаствовать в конкурсе, можно найти группу ВКонтакте с названием «Кора- белы будущего», где есть вся информация о данной тематической смене. Выиграв в конкурсе, ты получишь огромное количе- ство ярких эмоций, новых знаний, друзей и воспоминаний, которые будут греть твою душу на протяжении множества лет. ===== Статья 51 ===== Анастасия КАПИТОНОВА, Ульяна ФИЛИППОВА Архангельская область. ===== Статья 52 ===== КУЛЬТУРНАЯ СТРАНИЧКА 8 ===== Статья 53 ===== «БУДЬТЕ ПРОДЮСЕРОМ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Душевный разговор с Александром Олешко В минувшие выходные в гости к орлятам приехал тот самый Аллигатор из «Папи- ных дочек» - актёр театра и кино, телеведущий Александр Олешко. Встреча проходила в формате вопрос-ответ. Гость в дружеской обстановке погово- рил с ребятами на самые раз- ные темы — от планирования своей мечты до оригинального способа избегать конфликтов. Самыми интересными ответа- ми Александра Владимирови- ча мы поделились на страни- цах нашей газеты. зирую, пытаюсь спланировать дальнейшие действия и только тогда отвечаю. «ВОЛОНТЕРЫ — ЭТО ТЕ, КТО НЕ ЗАБЫВАЕТ РАСПИСАТЬСЯ В СПИ- СКЕ ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА ЗЕМЛЕ» - Александр Владимирович, как вы ду- маете, является ли волонтёрством пио- нерией с современным лицом? - Я очень любил пионерскую организацию и был ответственным её представителем. Свято верил в идеалы пионерии. И не вижу в этом ничего плохого. Это то, что всех нас объединяло: нас учили трудиться, любить Родину, дом, улицу, родителей, уважать друг друга. Сегодня волонтёры делают огромную работу. И я с преклонением отношусь к лю- дям, которые помогают другим, делает жизнь в нашей стране лучше, ярче, прекраснее. При виде добрых дел, которые творятся от души, во мне появляются дополнительные силы и вера в то, что у нас всё будет, и нас ожидает замечательное будущее. Есть такое замеча- тельное изречение: «Некоторые люди забы- вают расписаться в списке присутствующих на Земле». Так вот волонтёры — это те люди, которые об этом не забывают, и оставляют после себя только что-то хорошее. ===== Статья 54 ===== «ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ, ПЕРЕД ВАМИ ВЫСТУПАЛ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА САША КОБЗОН» - Каково это было играть Аллигатора в «Папиных дочках»? - Я так и знал, что всё начнётся или кончится этим вопросом. На самом деле — это одна из самых моих любимых ролей. И меня радует, что вы помните и знаете этого персонажа, хотя сериал уже давно закон- чился. Наверняка вы смотрите его повтор. Куда бы я не приехал, всюду слышу: «Ал- лигатор», «Аллигатор». Хотя та девочка, актриса Катя Старшова, окрестившая мо- его героя этим именем уже выше меня на полголовы. Вообще, Аллигатор по замыслу режиссёров должен был обладать только отрицательными качествами. Но мне не хотелось остаться в памяти юных теле- зрителей плохим человеком. Поэтому я попросил создателей сериала, чтобы оли- гарх, которого я играл, имел хотя бы одну положительную черту. Например, чтобы он любил общаться с детьми, умилялся им, и в нём просыпалось что-то доброе при виде ребёнка. Так и получилось! Спасибо вам большое за то, что любите эту роль. ===== Статья 55 ===== - Я хочу стать актрисой, но не знаю с чего начать. Какой бы вы совет дали на- чинающим артистам? - Чтобы стать профессиональным ак- тёром, нужно очень много читать и очень много знать. Поэтому расширяйте свой кру- гозор. Ведь актёр и актриса играют жизни других людей, перевоплощаются в разные профессии. Чтобы эту жизнь сыграть, вы должны её знать. Без истории, литературы, русского языка, хореографии, акробатики, грамотной речи вы не сможете состояться в этой профессии. Чем больше знаете и уме- ете, тем больше шансов у вас пробиться. ничего перерастёт, и мечта эта у него улету- чится». Но я остался верен своему детскому увлечению, которое потом переросло в про- фессию. Правда, родители признали, что мой путь был правильным, только через не- сколько десятилетий. Но я шёл к этому целе- направленно: записывал в отдельный блок- нотик свои мечты, планы, а также с кем бы мне хотелось встретиться, какие действия мне надо предпринять, чтобы воплотить за- думанное в жизнь. В этом плане я выполнял строго каждый пункт. И практически у меня всё получилось! То, что я распланировал в детстве — всё сбылось. Но я прикладывал к этому много усилий. Мечты просто так не сбываются, над ними надо работать. Вот вам маленький совет на будущее. ===== Статья 56 ===== - Какое напутствие вы бы могли дать сегодняшним волонтёрам? - В первую очередь верьте в теорию ма- лых дел. Например, если кто-то не кинул бумажку мимо урны, это уже прекрасно. Потому что если мы наберём несколько миллионов таких человек, то представьте — сколько чистых улиц у нас будет. Или вы протяните кому-то руку помощи, а тот, пом- ня о вашей доброте, будет помогать дру- гим дальше, тогда в природе осуществится настоящий круговорот добра. ===== Статья 57 ===== ПРОСТО ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ ВОЛНОРЕЗОМ - Мы прошли курс «Юный медиатор». И в связи с этим нам хотелось обра- титься к вам с таким вопросом: как вы решаете спорные вопросы на съёмочной площадке или в театре? Выступали ли в качестве медиатора при разрешении конфликта? - Честно говоря, я только сегодня уз- нал, кто такие медиаторы. Что касается конкретных ситуаций, я стараюсь в первую очередь сдерживать свои эмоции. Если мне хочется сразу как-то резко ответить, то сразу стараюсь сделать паузу и, знае- те, как в сценическом движении, мысленно делаю откат назад. Иногда лучше маятник негодования не раскачивать, чтобы сбе- речь собственные нервы и силы. А если конфликта не избежать, то я использую та- кую технику, которую называю «волнорез». Просто представьте себя волнорезом, до которого доходит волна, но вы никак с ней не взаимодействуете. Просто стоите спо- койно, и она о вас никак не разобъётся. Вот такой вот образ я себе представляю в острые моменты. Но это не значит, что я так легко ухожу из сложных ситуаций. Ни в коем случае. Естественно, я всё анали- - А сложно ли было учиться на актё- ра? Долго ли вы учились? Остались ли в памяти интересные истории? - В 14 лет я поступил в цирковое учи- лище и закончил его с красным дипломом через четыре года. Потом сразу же начал учиться в Высшем театральном училище имени Б. В. Щукина. Учиться было инте- ресно и сложно одновременно. Своё рас- писание на завтра мы узнавали сегодня. Всё наше время было забито только учё- бой. Плохое, конечно, быстро забывает- ся, в памяти остаётся только хорошее. Но уставал я тогда страшно, иногда засыпал стоя в метро. Три с половиной года учёбы из четырёх я подрабатывал официантом в ресторане, потому что мне не могли по- могать родители, а жить на что-то надо было. Иногда даже отсыпался в аудито- рии на деревянной лавке. Если измерить это время, проведённое в полусне в сте- нах училища, в часах, то получится 32 дня. Прямо персональный рекорд! Но я очень хотел быть артистом. Именно это неугасимое желание помогало не сдать- ся в трудные минуты. ВМЕСТО ЭПИЛОГА - Как стать таким же успешным, как и вы? - Берегите время! Не тратьте его попусту. Чем раньше вы определитесь, кем вы хотите стать, что вам нравится, чем вы готовы зани- маться днями и ночами напролёт, тем успеш- нее и стабильнее будет ваша дальнейшая жизнь. Не ждите, когда к вам кто-то придёт и сам все блага предложит. Вы должны сами инициировать идеи. Как модно нынче гово- рить, будьте продюсером своей жизни. Если вы найдёте любимое дело, то в вашей жизни обязательно поселится счастье. Знаете, мне очень хотелось встретиться с каждым из вас, когда вы вырастите, и услышать от вас одну фразу: «Александр, вот вы тогда на встрече говорили,как добиться успеха. Так вот у меня жизнь состоялась: я тоже занимаюсь люби- мым делом, как и вы». Очень рад, что у нас с вами состоялся этот диалог. - Когда и почему вы решили стать актёром? - Этот вопрос я слышу на протяжении всей своей жизни и постоянно на него от- вечаю. Даже эти стены Дворца культуры и спорта наверняка помнят мою историю. Когда мне было пять лет, я уже чётко по- нимал, чем буду заниматься в жизни. Знал, что стану артистом. В детстве я часто любил становиться на табуретку, на которой пел, танцевал, дирижировал. Потом кланялся и декламировал в конце: «Дорогие товарищи, только что для вас выступал Народный ар- тист Советского Союза Саша Кобзон». В то время мне казалось, что Кобзон — это такая профессия, а не отдельный человек. Пом- ню, соседка ещё причитала: «Ой, Людочка, как жалко смотреть - а мальчик-то больной у вас растёт». На что мама моя ответила: «Да ===== Статья 58 ===== Влада КОРОБОВА, Ставропольский край Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор: А. А. Конев. Вёрстка: Ю. Марьина. Фото: Н. Житков, социальные сети ВДЦ «Орлёнок». Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 06.05.2022 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.00. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров. ===== Изображения вне статей =====

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_c52e575ef8894b88.txt
  • Последнее изменение: 34 ч. назад
  • 127.0.0.1