igor-petrovich-ivanov-pedagog-i-chelovek-v-kontekste-rossiyskoy-istorii-hh-veka .pdf
Оригинальный файл pdf:Скачать sotext:pdf_90ec73a0101a480b:pdf_90ec73a0101a480b.PDF
Статья 1
Актуальные проблемы воспитания
Статья 2
УДК 37.013 С.А. Коваль Игорь Петрович Иванов – Педагог и Человек в контексте российской истории ХХ века КОВАЛЬ Светлана Александровна – доцент кафедры педагогики Северного (Арктического) феде- рального университета им. М.В. Ломоносова; кандидат педагогических наук. Россия, 163002, Архангельск, Ленинградский пр., 40 e-mail: svkov@atknet.ru
Статья 3
Аннот аци я В статье рассматриваются исторические события, которые оказали влияние на жизнь Игоря Петровича Иванова и его семьи. Особо выделены роль комсомола и причины, определившие его отношение к разработке идей коммунарства. Показано современное осмысление идей коммунар- ской педагогики как педагогического течения ХХ века, в основе которого ключевая концептуаль- ная идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содружества поколений и отношений общей заботы.
Статья 4
Кл юч евые сло ва КОМСОМОЛ; КОММУНАРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ; ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ; СОДРУЖЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ; КОММУНАРСТВО; КОММУНАРСКАЯ ПЕДАГОГИКА.
Статья 5
29 октября 2013 года отмечалось 95-летие организации, которая почти 73 года носила имя РКСМ – РЛКСМ – ВЛКСМ и которой нет уже 22 года. А 5 ноября – 90-летие со дня рождения Игоря Петровича Иванова, который был при- частен к деятельности комсомола. К сожале- нию, уже более 20 лет нет и Игоря Петровича… Парадоксальный вопрос: нет ВЛКСМ, но ежегодно ветераны комсомола отмечают день рождения своей организации. Ушел из жиз- ни Игорь Петрович Иванов, но также ежегод- но коллеги и единомышленники отмечают его день рождения, вспоминают о нем в день памяти. Каждые пять лет в Государственном Кремлевском дворце для ветеранов комсомола проводятся юбилейные вечера-концерты, а в Санкт-Петербурге проходят встречи и конфе- ренции последователей идей И.П. Иванова. Почему? Значит, что-то было такое и в деятельности комсомола, и в деятельности конкретного Че- ловека, что невозможно забыть, что может быть востребовано в новых условиях современной жизни, что стало достоянием истории ХХ века. Организация и Человек… Как переплелись их пути и судьбы? И почему сегодня востребованы страницы истории. Давайте обратимся к неко- торым источникам. Известно, что школу комсомола – Комму- нистического союза молодежи – прошли более двухсот миллионов граждан Страны Советов. Вступая в комсомол в 14 лет, юноши и девуш- ки изучали Устав ВЛКСМ, знакомились с ис- торией молодежного союза, которая началась через год с небольшим после Октябрьской ре- волюции (в ХХ веке ее называли Великой, Ок- тябрьской, социалистической). Когда уже шла Гражданская война и свирепствовала интер- венция, в октябре 1918 года в Москве собрался I Всероссийский съезд союзов рабочей и крес- тьянской молодежи, истоки создания которых уходили корнями к началу ХХ века и связаны с деятельностью Коммунистической партии (в то время – РСДРП(б)). Задачей съезда было объ- единение этих союзов, и съезд принял решение о создании Российского коммунистического союза молодежи [1, с. 126–128]. Через полгода I съезд коммунистов-учащихся принял решение о вступлении своего союза в состав комсомо- ла. В 1922 году родилась детская организация,
Статья 6
169
Статья 7
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1 (191) 2014
Статья 8
выехал в Уфу… Затем семья Ивановых перееха- ла в Горький…» [Там же. С. 7–8]. Когда стало известно, что Ленинградский университет вер- нулся из Саратова в родной город, Игорь «подал заявление на заочное отделение философского факультета и начал готовиться к сдаче экзаме- нов экстерном» [Там же. С. 9]. А между тем война приближалась к концу… И вот День Победы. «Но уволиться с военного завода по собственному желанию было невоз- можно, самовольный уход расценивался как де- зертирство. Уехать можно было только на закон- ных основаниях… Игорю посчастливилось – он получил вызов из университета для сдачи экза- менов за первый курс» [Там же. С. 10]. Послевоенная пятилетка для Игоря оказа- лась наполнена изучением философии, затем увлечение психологией, практическая рабо- та в Военно-морском училище. В 1949 году он окончил университет и поступил в аспирантуру Ленинградского НИИ педагогики. Его науч- ным руководителем становится П.Н. Груздев. «Игорь пришел в аспирантуру с готовым воп- росом – цель и пути воспитания. Несмотря на то что эта проблема была отчасти продумана в дипломной работе, начал опять с «нуля» – со всестороннего обсуждения сущности понятия „воспитание”…» [Там же. С. 14]. Кроме теоре- тического осмысления, он ведет уроки в 10-х классах двух школ, о чем подробно напишет через 30 лет в книге «Воспитывать коллекти- вистов». Кстати, в 1946-м Игорь женился, а в 1949-м в семье родилась дочь Оля. На рубеже 1940–1950-х годов комсомол был в значительной степени обращен к проблемам деятельности школьного комсомола и пионер- ской организации. Как указывается в очерках по истории ВЛКСМ, «к 1949 году число комсо- мольских организаций в школах увеличилось по сравнению, например, с 1936 годом более чем в 3 раза, а число комсомольцев-учащих- ся – в 5,5 раза. Укрепляя связь с учительством, комсомольские организации усилили борьбу за глубокие и прочные знания учащихся, за ук- репление дисциплины и порядка в школе… Од- нако свойственное тому периоду администри- рование не обошло и школьные комсомольские организации…» [1, с. 501–502]. В 1947 году XVI пленум ЦК ВЛКСМ рас- смотрел вопросы деятельности студенческих комсомольских организаций. Главной задачей ставшая Всесоюзной пионерской организацией им. В.И. Ленина. А через полтора года, 5 ноября 1923 года, в Грузии, в Батуми, родился мальчик Игорь. И, как указывает Л.А. Иванова, «судьба его родителей… отражает судьбу нашей страны – трагическую, созидательную, необыкновенную» [2, с. 3]. И судьба комсомола отражает героические и трагические страницы истории страны. Судь- ба молодежного союза и судьбы конкретных людей переплетаются: Гражданская война – и отец Игоря вступает в Красную армию; борьба с разрухой и беспризорностью – и Петр Кон стантинович направлен на работу в органы ВЧК; смерть В.И. Ленина в 1924 году – и, так совпа- ло, в этом году семья переезжает в Ленинград (и Игорь становится на всю жизнь ленинград- цем); шахтинское дело 1928 года – и учеба отца в Ленинградском металлургическом институте, а затем продолжение учебы в Гарвардском уни- верситете; активное участие комсомола в реше- нии вопросов образования, а в 1931-м Игорь поступает в 1-й класс, а потом увлечение чте- нием, театром, музыкой; 1930-е годы – репрес- сии, которые не миновали и семью Ивановых: в 1938 году Петр Константинович арестован по стандартному обвинению – шпионаж в поль- зу империалистических государств. Сегодня известно, что в 1937–1938 годах по ложным доносам были арестованы сотни граждан стра- ны. Потрясающий факт: из 128 членов и кан- дидатов в члены ЦК ВЛКСМ, избранных на Х съезде ВЛКСМ, было арестовано 96 человек. В их числе Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев, расстрелянный 23 февраля 1939 года по приговору Военной коллегии Вер- ховного суда СССР. К счастью для семьи Ива- новых, в начале 1939 года дело отца было пре- кращено за отсутствием состава преступления. В том же году Игорь стал комсомольцем. Возрастала угроза войны, и важнейшей со- ставляющей всей деятельности комсомола ста- новится активизация работы по военно-патрио- тическому и интернациональному воспитанию. Игорь, как и тысячи его ровесников, мечтает о выборе профессии. Но всё изменит война… В первые же дни войны тысячи комсомоль- цев ушли добровольцами на фронт. Игоря из-за его огромной близорукости в армию не взяли. Он пошел работать на военный завод, а в авгу сте 1941 года «с другими сотрудниками завода
Статья 9
170
Статья 10
Актуальные проблемы воспитания
Статья 11
завершения аспирантуры» [Там же. С. 24]. Во- семь месяцев работы в ЦК ВЛКСМ, безуслов- но, вооружили Игоря Петровича новыми идея- ми для диссертации. Знаменательным этапом в жизни страны и комсомола явились 1953–1958 годы, когда были осуществлены крупные политические и хозяйственные мероприятия. В 1954 году состоялся XII съезд ВЛКСМ. С отчетным до- кладом выступил первый секретарь ЦК ВЛКСМ А.Н. Шелепин, был рассмотрен вопрос о ра- боте пионерской организации. В решении отмечалось, что работа пионерской организа- ции должна быть подчинена учебно-воспита- тельным задачам школы. Указывалось, что в практике работы многих пионерских дружин это положение осуществлялось неправильно, а порой дело доходило до извращений. Съезд обратил внимание на необходимость прекра- тить нарушения принципа самодеятельности в работе пионерских дружин и отрядов, когда за них все делают старшие, когда пионерский актив устраняется вожатыми или учителями от участия в руководстве звеньями, отрядами, дружинами, и интерес к пионерской работе у ребят пропадает. Удивительно созвучной оказывается тема диссертации аспиранта Иванова – «Воспита- тельная работа комсомольцев с пионерами». В журналах «Вожатый» и «Советская педаго- гика» появляются его публикации. Выходят методические рекомендации под эгидой Ле- нинградского дворца пионеров. Уже написана первая (теоретическая) глава. Для двух «экс- периментально-подтверждающих» глав был собран значительный материал, но диссертант принимает решение: еще «добрать» материал. Для его сбора он идет в школу № 210, директо- ром которой была Т.Е. Конникова. О сложно стях их взаимоотношений пишет Л.А. Иванова [Там же. С. 28–32]. Игорь приходит к выводу о необходимости «постоянного сочетания практической работы в качестве учителя, воспитателя и теоретического подхода» и с 1 сентября 1954 года начинает ра- ботать в школе № 193. Суть эксперимента – в установлении и развитии ОТНОШЕНИЙ СО- ДРУЖЕСТВА между взрослыми и детьми – уже была изучена, теперь предстояло изучить ус- тановление и развитие этих отношений между самими воспитанниками старшего и среднего их определялась подготовка советских специ- алистов, «которые не только хорошо владели бы своей специальностью, но и были закале- ны идейно, обладали широким политическим кругозором…» [1, с. 503]. В 1949 году состоял- ся XI съезд ВЛКСМ, который обобщил опыт работы комсомола в первые послевоенные годы, а незадолго до этого вся страна отмети- ла 30-летие комсомола. Съезд обсудил отчет ЦК ВЛКСМ, сделанный первым секретарем Н.А. Михайловым, а также вопрос о работе комсомола в школе, внес изменения в Устав ВЛКСМ, в частности касавшиеся задач орга- низации юных пионеров и обязанностей ком- сомола по руководству пионерскими дружина- ми и отрядами. Интересное совпадение: вскоре после этих решений судьба Игоря оказалась связана с ос- вобожденной комсомольской работой. Первый секретарь Ленинградского обкома комсомола Василий Никифорович Зайчиков пригласил Иванова в январе 1951 года на должность за- местителя заведующего отделом школ Ленин градского обкома ВЛКСМ. Два года работы там дали ему возможность активно знакомиться с жизнью ленинградских школ и в то же время думать над вопросами о сущности воспитатель- ного воздействия, о системе идей А.С. Мака- ренко, о развитии творческой инициативы и самодеятельности пионеров. В 1952 году В.Н. Зайчиков становится сек- ретарем ЦК ВЛКСМ по кадрам, и он стал уго- варивать Игоря перейти вместе с ним на работу в ЦК. В начале октября 1952 года Игорь начал работать заведующим сектором педагогиче ских учебных заведений Отдела по работе среди школьной молодежи. Об этом периоде работы достаточно подробно рассказывает Л.А. Ивано- ва [2, с. 19–24]. Здесь Игорь не только активно вникал в проблемы школьного комсомола, но и знакомился «с руководящим звеном педаго- гической науки» – Академией педагогических наук, с руководителями Министерства про- свещения, с издателями детской литературы. И, конечно, были командировки, чтение лек- ций в ЦКШ, возможность обобщать опыт ра- боты школ страны. Здесь застала его и смерть Сталина. «Вместе с другими сотрудниками ЦК комсомола Игорь был включен в группу почет- ного караула у гроба Сталина… В мае 1953 года Игорю разрешили вернуться в Ленинград для
Статья 12
171
Статья 13
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1 (191) 2014
Статья 14
В феврале 1956 года состоялся ХХ съезд партии. Его решения оказали влияние на все стороны жизни страны. В 1956–1957 годах во всех территориальных организациях ВЛКСМ была полностью восстановлена выборность комсомольских органов, расширились права местных комсомольских организаций, прошел первый после войны обмен комсомольских документов, значительно обогащалось содер- жание работы комсомола, существенные из- менения происходили в содержании и формах организации пионерской работы. Казалось, у комсомола появилась прекрасная возможность демократизации внутрисоюзной жизни, раз- вития самодеятельности и инициативы комсо- мольских организаций. В ноябре 1957 года состоялся VIII пленум ЦК ВЛКСМ, рассмотревший вопрос «О ме- роприятиях по улучшению работы пионерской организации им. В.И. Ленина». Пленум принял решение о задачах пионерской организации, важнейшая из которых определялась как более широкое привлечение пионеров в доступной форме к активной общественно-политической работе, и прежде всего к общественно полез- ному труду, к посильному участию и борьбе советского народа за коммунизм… В дека- бре того же года Бюро ЦК ВЛКСМ утвердило Центральный совет Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Были приняты Положение о старшем пионерском вожатом, новый текст Торжественного обещания юного пионера, текст Законов пионеров Советско- го Союза, разработан «Примерный перечень умений и навыков для пионеров» (пионер ские ступени). Фактически можно видеть совпадение требований совершенствования деятельности пионерской и комсомольской организаций с педагогическими идеями, предложенными со- трудником Ленинградского института педаго- гики АПН РСФСР И.П. Ивановым, которые стали воплощаться в создание общественно- педагогического объединения – исследователь- ского коллектива с целью поиска путей решения задач «всемерного развития инициативы, само- стоятельности самих пионеров». Так, в сентябре 1956 года в Ленинграде появилось объединение старших пионервожатых «Союз энтузиастов» (СЭН), а в марте 1959 года – «Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ). поколений (8-классниками и 5-классниками) как создание отношения ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ о школе и окружающей жизни. В марте 1955 года в Ленинградском го- сударственном педагогическом институте им. А.И. Герцена состоялась защита кандидат- ской диссертации И.П. Иванова на тему «Вос- питательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе». Интересно, что в Указателе диссертаций, помещенном в сборнике «По- зывные истории: Ученые записки по истории ВЛКСМ» [3, с. 409–411], приведены назва- ния диссертаций по разделу «Комсомольские организации в средней школе», где время за- щиты диссертации И.П. Иванова указано как 1954 год. А приведенный список показывает тематику защищаемых диссертаций в первой половине 1950-х годов: 1950 – М.Т. Рогожина . «Школьная комсомольская организация как помощник учителя в борьбе за высокое каче ство учебно-воспитательной работы в школе» (МОПИ); 1952 – Г.Ж. Мусина . «Содержание и формы работы комсомольской организации класса» (МГПИ); А.Н. Рык . «Воспитание у уча- щихся коммунистического отношения к уче- нию – важнейшая задача комсомола школы» (МГПИ); 1953 – В.В. Григорьев . «Школьная комсомольская организация – помощник учи- телей по ознакомлению учащихся с передовой советской техникой в связи с политехническим обучением (во внеклассной и внешкольной ра- боте)» (Симферополь); П.П. Костенко . «Роль комитета комсомола средней школы в борьбе за сознательную дисциплину и порядок в школе» (НИИ педагогики); С.М. Левин . «Роль комсо- мольской организации в борьбе ученического коллектива за высокое качество знаний и уме- ний учащихся» (Челябинск); 1954 – Т.К. Ахаян . «Участие комсомольской организации в работе школы по повышению успеваемости учащихся» (ЛГПИ им. А.И. Герцена); И.П. Иванов . «Вос- питательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе» (ЛГПИ); Е.А. Расторгуева . «Комсомольская организация класса – помощ- ник учителя в борьбе за высокую успеваемость и сознательную дисциплину учащихся» (МОПИ); 1955 – И.Ф. Харламов . «Воспитательная работа классных руководителей комсомольских и пионерских организаций по подготовке уча- щихся седьмых классов к вступлению в ком- сомол» (Минск).
Статья 15
172
Статья 16
Актуальные проблемы воспитания
Статья 17
что инициаторами были секретарь ЦК ВЛКСМ Л.К. Балясная и сотрудник «Комсомольской правды» С.Л. Соловейчик). Сюда же пригласи- ли вожатыми трех «старших друзей» (В. Мало- ва, И. Леонову, Л. Балашову) и несколько ребят из КЮФа. (Заметим попутно, что именно в те годы в «Орленке» работали вожатыми О. Газман, А. Мудрик, С. Шмаков, В. Максакова, ставшие учеными-педагогами и принявшие идеи кол- лективного воспитания.) За 40 дней лагерной смены им удавалось «обратить в коммунар скую веру» весь отряд. Именно оттуда комму- нарские идеи широко «разнеслись» по школам страны. Благодаря рассказу о лагерной смене в «Орленке», на всю свою педагогическую жизнь проникся идеями коммунарства и воплотил их в условиях школы Владимир Абрамович Кара- ковский. Идея ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ нашла от- ражение в многообразных коллективных твор- ческих делах челябинской школы № 1, а затем московской школы № 825, директором кото- рых он был. И здесь тоже не было противопо ставления жизни пионерской и комсомольской организаций коммунарам, а была грамотная «педагогическая инструментовка» действитель- но новаторской коммунарской методики. Безусловно, огромна роль журналиста Си- мона Львовича Соловейчика в распростране- нии опыта клубов, коммун, штабов, строящих свою работу на коммунарских идеях. Он начал писать об этом на страницах «Комсомольской правды» в 1960-е годы, создав заочный «Всесо- юзный клуб юных коммунаров» (КЮК), при котором стали возникать секции юных комму- наров (ЮК), затем появилась страничка «Алый парус». Он инициировал создание «книги о не- обычной жизни обыкновенных ребят, написан- ной ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка» – «Фрун- зенская коммуна». Уже в 1980-е годы на стра- ницах «Литературной газеты» С.Л. Соловейчик рассказал о педагогических идеях И.П. Ивано- ва, а в «Учительской газете» – о жизни педагога- новатора И.П. Иванова. Рассказом о «человеке, который сильно повлиял на жизнь тысяч и ты- сяч людей…», завершается книга С.Л. Соловей- чика «Вечная радость», изданная в 1986 году, а в 1989-м вышла его же книга «Воспитание по Иванову». Руководящие комсомольские работники все больше склонялись к тому, чтобы рассмат- Опыт этих двух объединений достаточно подробно представлен и в научной, и в худо- жественной литературе. Нам же хочется под- черкнуть следующее: неудовлетворенность многими формами работы школьного комсо- мола, излишняя опека взрослых, принижение самодеятельных начал в жизни пионерской организации побуждали к поиску творческих начал (сегодня сказали бы «инноваций») мно- гих думающих представителей того времени, названного «оттепелью». Энтузиасты стали по- колением «шестидесятников», а «инновацией» оказались идеи коммунарства. Новые идеи активно распространяла «мол- ва», их подхватывали, интерпретировали, созда- вали свои объединения. Так, в октябре 1961 года по инициативе инженера Владимира Сотруди- нова в Архангельске появился городской штаб пионеров и школьников, знаменитый АГШШ им. А.П. Гайдара, который продолжает свою де- ятельность и сегодня, отметив уже полувековой юбилей. Штаб, опирающийся на коммунар ские идеи, никогда не противопоставлял свою деятельность комсомольским или пионерским организациям, но всегда подчеркивал, что ком- мунар – это лучший комсомолец или пионер и это звание обязывает быть впереди, брать на себя инициативу и ответственность, следовать девизу: «Наша цель – счастье людей, мы побе- дим – иначе быть не может!» В апреле 1962 года XIV съезд ВЛКСМ рас- смотрел вопросы участия молодежи в осу- ществлении новой Программы партии, при- нятой XXII съездом КПСС. Был принят Устав ВЛКСМ в новой редакции, в нем получил развитие принцип самодеятельности и ини- циативы, определялось, что комитеты комсо- мола могут создавать различные обществен- ные объединения – советы и комиссии. Вновь вводился порядок приема в ряды ВЛКСМ с 14 лет. 1962 год был ознаменован подготовкой и празднованием 40-летия пионерской органи- зации. Продолжалось время «оттепели», комсо- мол пытался «оживить» дела и комсомольской, и пионерской организации. После ряда публикаций 1959–1962 го- дов о новых объединениях опытом КЮФа за- интересовался ЦК ВЛКСМ. Летом 1962 года ЦК ВЛКСМ и «Комсомольская правда» во Все- российском лагере «Орленок» собрали 50 стар- шеклассников из различных городов (считается,
Статья 18
173
Статья 19
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1 (191) 2014
Статья 20
как общественно-педагогическое творческое объединение студентов, преподавателей и пе- дагогов-практиков не только состоялся, но и действовал до конца 1980-х годов», – отмечает И.Д. Аванесян [5, с. 28]. Внимание И.П. Иванова к проблемам ком- сомольской и пионерской организации найдет отражение не только в его профессиональной педагогической деятельности при чтении курсов, но и в выступлениях на научных конференциях. В Герценовском институте в 1972 году состоится и защита докторской диссертации И.П. Иванова «Творческое содружество поколений как усло- вие воспитания юных общественников». С 1970-го и по первую половину 1980-х го- дов деятельность комсомола будет все более и более формализоваться и обюрокрачиваться. Стабильность приведет к застою. Но и в таких условиях будет биться творческая мысль, бу- дут рождаться педагогические идеи, которые в середине 1980-х назовут новаторскими. Будет продолжаться жизнь в пионерских и комсо- мольских организациях, а удовлетворенность или разочарование в делах будут зависеть от Человека, Личности, той неповторимой Ин- дивидуальности, которой судьбой будет суж- дено стать пионервожатым, классным ру- ководителем, организатором внеклассной и внешкольной работы, директором конкретно- го коллектива. Не будет массового коммунар- ского движения, но идеи коммунарства будут «прорастать» в отдельных коллективах. Доста- точно широко распространится методика ком- мунарского воспитания, методика коллектив- ных творческих дел, хотя имена ее создателей и последователей нередко будут неизвестны. Продолжат действовать некоторые коммунар- ские объединения, будут проводиться комму- нарские сборы, которые часто станут называть «лагерными сборами». Будут вспоминать о своем коммунарском прошлом люди, которым придется оказаться и в комсомольских, и в партийных органах управления. К сожалению, весьма редкими будут в это время публикации о коммунарстве. А вот 1980-е годы оказались плодотвор- ными для публикаций, в том числе и Игоря Петровича Иванова. В 1982 году выходит его книга «Воспитывать коллективистов», появи- лось несколько статей в журналах «Вожатый», «Семья и школа», «Воспитание школьников», ривать КЮК как «форму работы школьного комсомола», как «школу комсомольского акти- ва». Стали предприниматься попытки объявить весь «школьный комсомол» коммунарским, но организаторы коммунарского движения счи- тали невозможным такую «формальную все- охватность» и пытались сопротивляться этим попыткам. Но, одобрив опыт работы КЮФа и Клуба ЮК города Горловки, руководители отде- ла учащейся молодежи ЦК ВЛКСМ настаивали на унифицировании форм жизнедеятельности коммунарских объединений. На состоявшемся в декабре 1965 года совещании в ЦК ВЛКСМ руководители коммунарских объединений по- пытались отстоять их самостоятельность, но им было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зави- сеть от их взаимоотношений с комсомольски- ми органами «на местах». И хотя официально коммунарское движение не запрещалось, но с тех пор во многих городах отношение к секци- ям клуба ЮК стало крайне неблагоприятным. Появлялись одиозные факты: коммунаров за попытки организовать коммунарское объеди- нение, провести коммунарский сбор могли исключить из института, из комсомола, отстра- нить от работы пионервожатых. В этих условиях многие секции ЮК прекратили существование, некоторые поменяли название. Были случаи и самороспуска коммунарских объединений [4]. Исследователи отмечают, что к концу 1960-х годов желания быть «гвардией комсо- мола» в среде юных коммунаров оставалось все меньше. Для некоторых объединений это ока- залось чем-то вроде «кризиса жанра». Цели и ценности движения, коллективные творческие дела уже не вдохновляли. В коммунарском дви- жении начал ощущаться глубокий кризис. За- канчивалась и эпоха «оттепели». Но для Игоря Петровича реализация идей коммунарства имела большой смысл и вдохно вляла на новые поиски. Однако теперь это было не в пионерской и школьной комсомольской среде, а в студенчестве. В 1961 году он принял предложение стать деканом факультета педаго- гики в Ленинградском государственном педа- гогическом институте им. А.И. Герцена. У него возник замысел «объединить весь факультет в коммуну», но он «не был реальным по мно- гим причинам. А вот КИМ (Коммуна им. Ма- каренко) как коллектив единомышленников,
Статья 21
174
Статья 22
Актуальные проблемы воспитания
Статья 23
ских дел. Этому способствуют и новые публика- ции. В издательстве «Педагогика» вышла книга «Педагогический поиск», где в сокращенном виде была представлена книга И.П. Иванова «Воспитывать коллективистов». Выходят его книги: «Энциклопедия коллективных твор- ческих дел» (1989), «Методика коммунарского воспитания» (1990), «Педагогика коллективных творческих дел» (1992, Киев). В январе 1989 года Игорь Петрович был избран действительным членом Академии пе- дагогических наук СССР. В Ежегоднике АПН появились две его статьи: «Структура целост- ной системы воспитания» и «Воспитывающая деятельность и воспитательное воздействие». Казалось, наступает новый период творческой деятельности. Но… подводило здоровье, огра- ниченным оказалось передвижение. Сказыва- лись и происходящие события: ГКЧП в августе 1991 года, запрет Коммунистической партии, самороспуск комсомола, распад СССР… 9 августа 1992 года Игоря Петровича не стало. Похоронили его на Волковом кладбище. Однофамилец и ученик И.П. Иванова – Нико- лай Иванов в очерке «Звезды дарят надежду» «выразил чувства и мысли сотен и сотен людей, скорбно принявших весть об уходе Учителя», сформулировал сущность идей коммунарства: «Сейчас идут повороты, перевороты, смеща- ются акценты, ориентиры, грядет смена века, смена эпохи, смена знамен. Многие из нас уй- дут в небытие. Иванов останется. Останутся его идеи, они органичны для русской педагогиче ской мысли, они приемлемы для всех народов и государств, они в последних им написанных словах: ЕДИНСТВО, ЗАБОТА, СОЗИДАНИЕ… Нет никаких сомнений, что Игорь Петрович, как звезда первой величины, будет дарить на- дежду всем, кто хочет работать в школе, кто бу- дет воспитывать своих детей и себя как товари- щей других людей…» [5, с. 171]. Друзья, коллеги, последователи заложили традицию: делами отмечать юбилейные даты, сохранять, развивать и распространять идеи И.П. Иванова. В Санкт-Петербурге было со- здано общественное объединение «Педагогика социального творчества», по его инициативе проводятся педагогические чтения, конферен- ции, издаются новые материалы. В 1990-е годы, уже после смерти И.П. Иванова, вышли в свет его книги: «Звено в бесконечной цепи», «Наша «Педагогика». Начавшаяся перестройка поз- волила «открыть» педагогов-новаторов. Это Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гонча- рова, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лы- сенкова, Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и в их числе – Игорь Петрович Иванов, провозгласившие и обосновавшие ПЕДАГОГИКУ СОТРУДНИЧЕСТВА. Педаго- гика сотрудничества – педагогика отношений, в которой ярко действует один из принципов коммунарства: «Все творчески, иначе – зачем?» «Открытие» педагогов-новаторов стало воз- можно благодаря «новаторам журналистики» – редактору «Учительской газеты» В.Ф. Матвееву и уже известному С.Л. Соловейчику. Как отмечает Л.А. Иванова, «к началу 1987 года интерес к коммунарской методике не- обычайно вырос. Педагогические объединения в разных городах страны объявляли себя комму- нарскими, едва познакомившись с азами кол- лективной творческой деятельности. При этом коммунарская методика нередко извращалась, большей частью по неопытности, по незнанию, а иногда и сознательно» [2, с. 87]. В 1987 году в Ленинграде прошел Всесоюзный съезд после- дователей И.П. Иванова и научно-практиче ский семинар на тему «Методика И.П. Ивано- ва – развитие идей и опыта А.С. Макаренко». А в Москве по инициативе Людмилы Иванов- ны Новиковой состоялось заседание Научного совета АПН СССР совместно с НИИ общей педагогики и Костромским государственным педагогическим институтом на тему «Комму- нарская методика как феномен педагогической действительности». На страницах «Учительской газеты» Олег Семенович Газман выдвинул идею о создании единого научно-практического центра по изу- чению и распространению методики КТД. По этому поводу в марте 1988 года в Министерстве просвещения СССР состоялось совещание. От имени ЦК ВЛКСМ идею поддержал его секре- тарь Игорь Никитин. Во многих школьных ор- ганизациях, а особенно в пионерских лагерях и внешкольных учреждениях, вновь стали актив- но использоваться идеи коммунарского воспи- тания. Таким образом, коммунарство как педа- гогическая идея снова становится востребовано и комсомолом. Наблюдается новый всплеск внимания к практике организации коллективных творче
Статья 24
175
Статья 25
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1 (191) 2014
Статья 26
доказала право на существование понятия „коммунарская педагогика”, рассматривая его как «педагогическое течение ХХ века, в основе которого находится ключевая концептуальная идея организации коллективного творческого воспитания в условиях содружества поколе- ний и отношений общей заботы, в стремлении улучшать окружающую жизнь «на радость и пользу людям». Второе положение связано с базовыми по- нятиями коммунарской педагогики: «идеи ком- мунарской педагогики» как ценностно-ориен- тирующее ядро; «коммунарская методика» как система идей-способов организации коммунар- ской деятельности; «коммунарское движение» как сфера практической реализации этих идей; «коммунарство» как социально-общественное явление, отражающее в целом коммунарскую субкультуру. Третье положение рассматривало аксиоло- гические основания коммунарской педагогики, которыми являются: забота», «Педагогика коллективной творческой деятельности». В начале 2000-х годов в журнале «Народное образование» напечатана статья В.А. Караков ского «Коммунарство – технология высокой ро- мантики», вышли работы И.Д. Аванесян: «Освое- ние педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспита- тельного процесса», «Творчество и воспитание», статьи «Коммунарская среда», «Основа – отно- шения содружества». К 80-летию со дня рожде- ния И.П. Иванова был издан сборник «Созида- ние. Теория и методика воспитания». В 2001 году в Архангельске состоялась межрегиональная научно-практическая кон- ференция на тему «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра». В Интернете появился сайт Р.В. Соко- лова «История коммунарства: ретроспектива и перспектива в контексте общественно-педаго- гического движения». Еще через пять лет состоялась презента- ция, а в 2009 году в РГПУ им. А.И. Герцена в серии «Золотые имена» вышла книга «Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь», автором-со- ставителем которой стала ученица и друг Иго- ря Петровича, кандидат педагогических наук И.Д. Аванесян [5]. Не случайно появляются и новые иссле- дования идей И.П. Иванова. В 2010-м году под нашим руководством в Поморском госу- дарственном университете им. М.В. Ломоно- сова Анной Владимировной Полищук была защищена кандидатская диссертация на тему «Становление и развитие идей коммунарской педагогики» [6]. Автором проведен целостный анализ процессов зарождения, становления и развития идей коммунарской педагогики в отечественной теории и практике воспитания; обосновано понятие «коммунарская педаго- гика» как педагогическое течение; рассмот- рены особенности содержательного развития идей коммунарства в историко-педагогиче ском аспекте; обобщен региональный опыт де- ятельности Архангельского городского штаба школьников им. А.П. Гайдара, на примере ко- торого проанализирован опыт практической реализации идей коммунарской педагогики. На защиту были вынесены положения, которые в концентрированном виде отражали суть проведенного исследования. Диссертант
Статья 27
● идеи-ценности: Воспитательные от- ношения; Коллектив; Общая забота; Добро; Борьба; Содружество; Товарищество; Дело; Труд; Творчество;
Статья 28
● идеи-цели: всестороннее гармоничное развитие каждого субъекта коллектива при ус- ловии создания отношений творческого взаимо- действия поколений; организация коллективной деятельности в содружестве старших и младших, направленной на заботу об окружающей жизни на пользу и радость людей, утверждающей това- рищеский (гуманно-демократический) и твор- ческий характер воспитательных отношений; формирование активной жизненной позиции; воспитание чувства ответственности и коллек- тивизма; создание условий для самореализации каждого субъекта деятельности;
Статья 29
● идеи-способы: организация включения субъектов воспитательных отношений в кол- лективную творческую деятельность (КТД) и организаторскую общественно полезную де- ятельность (КОД); реализация единства ме- тодов и приемов товарищеского побуждения, товарищеского приучения, товарищеского убеждения; использование условий самоуправ- ления коллектива;
Статья 30
● идеи-традиции: содружество и преем ственность поколений; общая (гражданская, творческая, практическая) забота; творчество, 176
Статья 31
Актуальные проблемы воспитания
Статья 32
…И вот уже второе 10-летие XXI века. Возвра- щаюсь к вопросу – почему же? Почему же востре- бован опыт ВЛКСМ и опыт И.П. Иванова? В Обращении Международного оргкоми- тета «Комсомолу-95» отмечено, что «важно и необходимо творчески использовать опыт Ле- нинского комсомола в современных услови- ях с целью сохранения исторической памяти, укрепления преемственности поколений, со- вершенствования патриотического, трудового, эстетического, физического и нравственного воспитания юношества, решительного усиле- ния борьбы с детской беспризорностью и без- надзорностью, подростковой и молодежной преступностью, наркоманией и моральной рас- пущенностью…» [7]. Об этом же говорил в своих работах и Игорь Петрович: необходимость сохране- ния преемственности поколений, которое цементирует историческую память; идеи об- щей заботы, единства действия, творческого содружества – это теоретический вклад по совершенствованию всех направлений вос- питания в современном детском и молодеж- ном движении; энциклопедия коллективных творческих дел – это практические рекомен- дации по борьбе с негативными явлениями в молодежной среде и сегодня. Таким образом, название, вынесенное в заголовок статьи, отражает взаимосвязь устремлений учителя, комсомольского работ- ника, молодого исследователя Игоря Петро- вича Иванова осмыслить деятельность комсо- мольских и пионерских организаций, показать развитие практики в создании коммунарских объединений, вызвавших к жизни коммунар- ское движение (коммунарство). А диссерта- ционные исследования и публикации ученого Иванова свидетельствуют о творческом разви- тии советской педагогики, нашедшей отраже- ние в таком векторе (течении), как коммунар- ская педагогика. Перспективой к 95-летнему юбилею Пе- дагога Иванова и 100-летию ВЛКСМ могло бы стать издание «Истории коммунарского движе- ния в СССР и современной России». романтика как ориентация на нравственный идеал; коллективная творческая и организатор- ская деятельность; коммунарские сборы; риту- алы и заповеди, сложившиеся в коммунарских коллективах и др. Следующее положение отразило периоди- зацию идей коммунарской педагогики, кото- рые в своем развитии прошли такие периоды: Первый – эмпирический (середина 1950-х – начало 1960-х годов). Зарождение и становление идей коммунарской педагогики, стадия их пер- воначального научно-теоретического обоснова- ния и опытно-экспериментальной апробации. Второй – практико-аналитический (начало 1960-х – первая половина 1980-х годов). Актив- ное освоение идей коммунарской педагогики в практике коммунарского движения; их осмы сление на научно-методологическом уровне. Третий – интеграционный (вторая полови- на 1980-х – 1990-е годы). Процесс интеграции идей коммунарской педагогики в педагоги- ческие направления (в частности, «педагогика сотрудничества»), авторские концепции в де- ятельность образовательных и воспитательных учреждений. Четвертый – инновационный (первое 10-летие ХХI века). Творческая интерпретация идей коммунарской педагогики в современной образовательной практике, в опыте детских и молодежных объединений и организаций. Последнее положение показало значи- мость изучения и осмысления опыта работы Архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара. Штаб представляет собой типичное и вместе с тем уникальное объеди- нение коммунарского типа, с начала 1960-х годов реализующее на практике идеи-ценно сти, идеи-цели, идеи-способы коммунарской педагогики, которые способствовали формиро- ванию идей-традиций, обеспечивающих пре- емственность поколений. АГШШ – педагоги- ческий феномен, в деятельности которого идеи коммунарской педагогики эволюционируют с учетом меняющихся социокультурных условий, подтверждая процесс их развития в истории отечественного воспитания.
Статья 33
177
Статья 34
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences 1 (191) 2014
Статья 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ленинский комсомол. Очерки по истории ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1963. 816 с. 2. Иванова Л.А. Будущее в настоящем – жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова. Рязань, 1996. 94 с. 3. Позывные истории: Ученые записки по исто- рии ВЛКСМ: сб. статей. Вып. 2. М.: Молодая гвар- дия, 1970. 416 с. 4. Соколов Р.В. История коммунарства: ретро 5. Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь / авт.- сост. И.Д. Аванесян; под общ. ред. Г.А. Бордовского и В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Гер- цена, 2009. 364 с. 6. Полищук А.В. Становление и развитие идей коммунарской педагогики: автореф. дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 2010. 16 с. 7. Обращение Международного оргкомитета «Комсомолу-95». URL: http://komsomol-100.clan.su (дата обращения: 05.08.2013).
Статья 36
спектива и перспектива в контексте обществен- но-педагогического движения. URL: http://www. altruism.ru (дата обращения: 20.10.2013).
Статья 37
S.A. Koval Igor Petrovich Ivanov – the fate of Teacher and Person in the context of XX century Russia Koval Svetlana A. – Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov. Leningradskyi pr., 40, Arkhangelsk, 163002, Russia e-mail: svkov@atknet.ru
Статья 38
Abs t r act The historical events, which has influenced the life of Igor Petrovich Ivanov and his family are described. These events influenced the life of his family and his own as well. The role of komsomol and causes, which determined his attitude to the development of ideas of kommunarstvo, are specially highlighted. Contemporary rethinking of ideas of kommunar pedagogics as a pedagogical stream of the XX century is done. The key concept of this stream is organization of collective creative education in terms of generaions’ fellowship and shared concerns relations.
Статья 39
Key words KOMSOMOL; KOMMUNARS’ UNIONS; PEDAGOGICS OF SHARED CONCERNS; FELLOWSHIP OF GENERATIONS; KOMMUNARSTVO; KOMMUNAR PEDAGOGICS.
Статья 40
References 4. Sokolov R.V. Istoriya kommunarstva: retrospektiva i perspektiva v kontekste obshchestvenno-pedagogicheskogo dvizheniya [History of kommunarstvo: retrospective and perspective in the context of public-pegagogics move- ment]. Available at: http://www.altruism.ru (accessed 20.10.2013). 5. Igor Petrovich Ivanov: nauka i zhizn [Igor Petrovich Ivanov: science and life]. Author-collector I.D. Аvanesyan. St. Petersburg, Herzen State Pedagogi- cal Univ. Publ., 2009. 364 p. (In Russ.) 1. Leninskyi komsomol. Essays on the history of VLKSM . Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1963. 816 p. (In Russ.) 2. Ivanova L.A. Budushcheye v nastoyashchem – zhizn i tvorchestvo Igorya Petrovicha Ivanova [Future in the present – life and work of Igor Petrovich Ivanov]. Ryazan, 1996. 94 p. (In Russ.) 3. Pozyvnyye istorii [The callsign of history] (Col- lection of articles. Ed. 2). Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1970. 416 p. (In Russ.)
Статья 41
178
Статья 42
Актуальные проблемы воспитания
Статья 43
6. Polishchuk A.V. Stanovleniye i razvitiye idey kom- munarskoy pedagogiki . Avtoref. cand. dis. [Creation and development of kommunar pedagogics ideas. Author’s abstr. of Cand. Diss.]. Arkhangelsk, 2010. 16 p. (In Russ.) 7. Obrashcheniye Mezhdunarodnogo orgkomiteta “Komsomolu-95” [Call of international organizing com- mittee “Коmsomol-95”]. Available at: http://komsomol- 100.clan.su (accessed 05.08.2013).
Статья 44
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014
Статья 45
179