kommunarstvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen .pdf

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.018.7:329.78 ПОЛИЩУК Анна Владимировна , аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

«КОММУНАРСТВО» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Представленная статья раскрывает историю развития и сущность явления «коммунарства» как педагогическо- го феномена, актуализирует принципы и идеи коммунарской системы воспитания с точки зрения их воспитатель- ного потенциала в современных условиях. Воспитательная система, коллективное воспитание, коммунарская методика, коммунарское движение, коммунарская система воспитания, коллективное творческое дело

Особым периодом развития педагогичес- С.А. Коваль дает такую характеристику кой мысли и становления новой практики вос- питания явился XX век. Советское воспитание с четко выраженными идеологическими уста- новками, ориентированное на гармоническое развитие личности, обретало многообразные формы практического воплощения: от первых единых трудовых школ, детских колоний-ком- мун, пионерских отрядов, школьных комсо- мольских организаций до появления различных типов школ, различных воспитательных сис- тем, возникновения коммунарского движе- ния, как поиска возможности преодолеть не- гативные явления в жизни детских и молодеж- ных общественных объединений послевоенно- го периода. обозначенному периоду: «Рубеж 80–90-х ока- зался не просто перестроечным, а нередко от- рицающим тот положительный опыт, что имела советская школа, советская система образова- ния, общественные институты воспитания… Самороспуск комсомола и прекращение дея- тельности пионерских организаций создали ва- куум, который долгое время ничем не был вос- полнен» 1 .

Однако уже в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» было указано, что воспитание есть «пер- востепенный приоритет в образовании», оно должно «стать органичной составляющей пе- дагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития …» 2 .

Глубокий социально-экономический и поли- тический кризис начала 90-х годов ХХ века, который привел к развалу СССР, к исчезнове- нию комсомольской и пионерской организаций, в школах, породил новые проблемы в практи- ческой деятельности школы и необходимость усиления теоретической разработки проблем воспитания и образования. В решении воспитательных задач сегодняш- няя педагогическая практика может опираться не только на те рекомендации, что дает педа- гогическая наука, особенно в области совре- менных воспитательных технологий, но и на опыт прошлого, учитывая, безусловно, те изме- нения, что произошли в идеологической направ-

90

Полищук А.В. «Коммунарство» как педагогический феномен

ленности, в политической и социально-экономи- ческой ситуации. Коммунарство, появившееся на границе 50–60-х годов, являлось закономерным педаго- гическим явлением, знаменующим ситуацию «оттепели». Оно возникло на определенной иде- ологической, социокультурной, общественно пе- дагогической, ценностной базах, свойственных этому времени, когда возникла необходимость перестройки в деятельности пионерских и ком- сомольских организаций. Мы разделяем утверждение Н.В. Бордов- ской в работе «Диалектика педагогического ис- следования», что «проблемы уточнения сущно- сти, содержания и места воспитания среди других категорий педагогики и сегодня акту- альны, поскольку смена приоритетов в образо- вании требует уточнения смыслового наполне- ния этого понятия и ретроспективного анализа существующих подходов в отечественной куль- туре и педагогической науке». 3

Начиная с 1963 года о жизни коммунаров стали публиковаться статьи в центральных (журнал «Комсомольская жизнь», страница для старшеклассников «Алый парус» в «Комсомол- ке»), а также в областных периодических пе- чатных изданиях (газетах «Правда Севера», «Северный комсомолец»). Клуб юных комму- наров, созданный при газете «Комсомольская правда» журналистом С.Л. Соловейчиком, к середине 60-х гг. имел десятки крупных и сот- ни мелких «секций» в разных городах страны. Если обратиться к прошлому педагогичес- кому наследию, то мы убедимся, что ранее уже существовали методики, которые способство- вали обретению школьниками личностного и общественного нравственного опыта, становле- нию жизненного социального самоопределения. Вот почему мы полагаем, что на такое явление советской педагогической практики и теории, как коммунарство, в начале XXI века есть все основания посмотреть как на педагогический феномен.

В 1961 году, в период широкого распростра- нения коммунарского движения, в Архангель- ске был создан городской штаб школьников (АГШШ). В отличие от большинства подоб- ных объединений, которые просуществовали несколько лет, может быть, одно-два десятиле- тия, Архангельский городской штаб школьни- ков имеет уже более чем сорокапятилетнюю историю и продолжает функционировать и се- годня. Коммунарская методика, методика коллек- тивного воспитания, методика коллективного творческого дела, «орлятская» методика, поня- тия, введенные в практику 50–60-х годов ХХ века Игорем Петровичем Ивановым и его сподвижниками и последователями, нашли свое реальное воплощение в коммунарском движе- нии, или коммунарстве.

По мнению В.И. Максаковой, АГШШ Это была методика, которая зарекомендова- «представляет собой феномен, требующий се- рьезного научно-педагогического анализа… Он едва ли не единственный из множества подоб- ных штабов, в обязательном порядке создавав- шихся в шестидесятые годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который не просто живет и действует и сегодня, но и остается значимым социально-педагогическим явлением». 4 ла себя в таких объединениях 50–60-х годов прошлого века, как КЮФ – знаменитая Комму- на юных фрунзенцев в Ленинграде, КИМ – Ком- муна имени Макаренко, организованная в ЛГПИ имени А.И. Герцена, тульский отряд «Искатель», дружины юных культармейцев (ДЮК), многопро- фильный городской клуб «Орион» при Доме куль- туры г. Щелково Московской области. Комму- нарская методика использовалась во Всероссий- ском пионерском лагере «Орлёнок», в работе Архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара и др.

В 2001 году к 40-летию штаба департамен- том образования Архангельской области, По- морским государственным университетом и Архангельским городским штабом школьников была проведена межрегиональная научно-прак- тическая конференция «Коммунарское движе- ние и педагогика сотрудничества: вчера, сегод- Попытаемся осмыслить этот педагогичес- кий феномен, заглянув в историю его становле- ния и развития. 91

ПЕДАГОГИКА

ня, завтра». По итогам конференции был издан сборник научных трудов, в котором представлены статьи таких известных ученых, как В.А Караков- ский, В.И. Максакова, Н.П. Царёва и др. Подроб- ный анализ деятельности штаба будет представ- лен в следующих наших статьях. нар» – это член так называемого «коммунарско- го коллектива», в узком смысле «коммунар» – это звание, которое присваивалось лучшим, наиболее опытным членам «коммунарского кол- лектива». 6

О.С. Газман в «Российской педагогической Мы считаем, что сегодня, в условиях 2000-х энциклопедии» дает определение «коммунарс- кой методики» – «это система условий, мето- дов, приемов и организационных форм воспита- ния, обеспечивающих формирование и творчес- кое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Основная цель и резуль- тат применения коммунарской методики – рас- крепощение личности и воспитателя, и воспи- танника, формирование гуманистического миро- воззрения, гражданского самосознания челове- ка, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению». 7 годов, недальновидно объявлять коммунарство историей, давно прошедшим периодом в дея- тельности комсомольской и пионерской органи- заций. Обращение к этому наследию обогащает каждого собственным восприятием и собствен- ным отношением, формирует личностное отно- шение к коммунарской методике, дает представ- ление об истории развития и становления ком- мунарского движения, помогает понять, что же это за феномен – «коммунарство».

Сам термин «коммунарское движение» впервые появился в печати в 1963 году в ста- тье В. Малова и Л. Балашковой, опубликован- ной журналом «Комсомольская жизнь». По по- воду того, что принято называть «коммунар- ским движением», существует несколько опуб- ликованных версий. Они весьма различны, так как их авторы рассматривают это явление с разных позиций. В частности, Р.В. Соколов пи- шет, что «для обозначения нового типа вне- школьного воспитательного коллектива был взят термин «коммуна» (из-за которого с само- го начала и до сих пор участники движения подвергались разного рода подозрениям, напад- кам и даже, порой, преследованиям). Термин «коммуна» для самих «сэновцев» представлял- ся целесообразным, т.к., по их мнению, должен был указывать на идейно-методическую привер- женность опыту макаренковской коммуны… Есть основание полагать, что на самом деле «сэновцам» был ближе даже не опыт А.С. Ма- каренко, а опыт С.Т. Шацкого. 5 Одна из учениц и активных исследователей идей И.П. Иванова И.Д. Аванесян указывает, что «… в условиях жесткой, регламентирован- ной общественной и педагогической системы И.П. Иванов разрабатывает методику, в кото- рой заложен и успешно действует механизм формирования демократической культуры отно- шений. Воспитательное влияние коллектива на личность во многом обеспечивалось заботой о нем, а развитие индивидуальности – высокой степенью свободы самореализации и ориента- цией на социальное творчество » 8 .

Жизненный путь Игоря Петровича Иванова – это свидетельство величия педагогических идей, методической системы, разработанной им для воспитания коллектива и становления лич- ности. Именно эти идеи вызвали к жизни мас- совое движение, получившее название «комму- нарского движения». Их использование талант- ливыми педагогами, руководителями объедине- ний приводило к превращению возглавляемых ими коллективов в воспитательные системы, где происходило личностное становление участ- ников этих объединений.

Действительно, идеи С.Т. Шацкого – это дальняя предыстория «коммунарства», а также в более поздний период опыт «пионерского дви- жения», деятельность коммуны А.С. Макарен- ко, «тимуровского движения». Многие из них сами становились педагога- ми, а будучи специалистами других областей, навсегда сохраняли «коммунарский дух», ком- мунарскую дружбу, сопричастность к творчес- ким коллективным делам. С конца 50-х годов понятие «коммунар» ста- ло употребляться в педагогическом смысле – в широком и узком: в широком смысле «комму- 92

Полищук А.В. «Коммунарство» как педагогический феномен

История коммунарского движения, прошед- сделать личностно значимой… Специфика ком- мунарства в том, что в нем сливается деловая и межличностные сферы… Многообразие форм коммунарства как социального явления убеж- дает в том, что единая методика организации деятельности для коммунарства не обязатель- на. Методика – это инструмент, но не более того, так же как коллектив – инструмент фор- мирования личности… Вся история коммунар- ства как социального явления свидетельствует о том, что оно не внедряемо, но распространя- емо. Для того чтобы коммунарство возникло как объединение любого вида, нужна личность определенного типа, который всегда был дефи- цитным в истории, и в наше время [статья опубликована в 1988 году – А.П. ] не исключе- ние. Почему коммунарство распространяемо? Потому что оно природосообразно и культуро- сообразно… Коммунарская методика нужна нам сегодня для того, чтобы не только ее ко- пировать, но и думать» 9 . шая несколько периодов в своем развитии, не только остается в памяти учеников, сподвиж- ников, последователей, а что самое важное – способствует использованию элементов или всей методической системы в новых, современ- ных условиях. Сущность коммунарского движе- ния как педагогического явления следует изу- чать.

Мы полагаем, что в начале XXI века начал- ся новый период осмысления коммунарских идей в инновационном аспекте. Не об этом ли размышлял А.В. Мудрик еще в конце 80-х годов, когда он писал: «…суть коммунарства – самостроительство личности в процессе работы на пользу людям. В таком понимании коммунарство – явление многоликое, главным образом, социальное… Реально оно возникло и развивалось тогда, когда появлялась активная личность с идеей, отвечающей соци- альному заказу и возрастным и социально-пси- хологическим особенностям той или иной груп- пы молодежи. Только личность высочайшей нравственной убежденности способна воодуше- вить своей идеей или социально ценную идею

Мы разделяем эту позицию А.В. Мудрика и полагаем, что современная педагогическая действительность должна взять на вооружение этот педагогический феномен.

Примечания 1 Коваль С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Архангельск, 2001. С. 95. 2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. С. 27. 3 Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб, 2001. С. 345. 4 Максакова В.И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Архангельск, 2001. С. 28. 5 Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М, 1993. С. 76. 6 Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб, 2003. С. 302–303. 7 Газман О.С. Коммунарская методика Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 457. 8 Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова – путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб, 2002. С. 9. 9 Мудрик А.В. Коммунарство – социально-педагогическое явление Современная педагогика. 1988. № 5. С. 77. ===== Статья 25 ===== 93 ===== Статья 26 ===== ПЕДАГОГИКА ===== Статья 27 ===== Polischuk Anna COMMUNE EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON The present article discloses the history of development and the essence of commune education as a pedagogical phenomenon. It shows vital topicality of the commune education system principles and ideas under contemporary conditions. Рецензент – Канарская О.В. , доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка и литературы Волховского филиала Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена ===== Статья 28 ===== 94

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_4bdf3ca1fc8a4547.txt
  • Последнее изменение: 31 ч. назад
  • 127.0.0.1