201911 .pdf

7 3 2 О том, как орлята придумывали и составляли необычные туры по России :) О том, как в “Орлёнке” работал Детский проектный офис и что из этого вышло :) О том, как орлята сами учились… играть, а затем - научили других :)

№ 12 (277) 26 ноября 2019 года

Салют, читатель! О том, как в «Орлёнке» впервые прошла смена WorldSkills Russia Juniors, читай на 4-5 стр. :) Папа мне часто рассказывает о том, как в их детстве не у всех были компьютеры, а если и были, то очень слабые - на них можно было только играть в самых простых программах. И смартфонов тогда тоже не было. И интернета… Я как-то уже привык к этим историям, но порой всё же удивляюсь, потому что с трудом могу представить мир без всего этого. Но, несмотря ни на что, у папы и его друзей всегда было чем занять- ся. Я это всё к чему? А к тому, что наш мир невероятно разнообразен во всех направ- лениях. Зацикливаться на чём-то одном (или двух) - очень глупо. Конечно, я не всег- да и не всё понимаю из того, чем мой папа предлагает мне заняться, но при должной переделке под современные веяния - впол- не даже прокатывает. К примеру, мы часто ходим в походы и путешествуем. Я предложил ему выбирать/ создавать маршрут с какой-то целью в ин- тернет-картах. Раньше с друзьями они от- правлялись почти всегда куда-то наобум. Теперь у нас путешествия - чуть ли не ре- лигия. И отец часто ходит в дальние походы (в тайгу, по реке сплавляется) уже без меня - планирует всё в мобильном интернете (на- учил на свою голову). Ему это очень нра- вится. Через год-два будет брать уже меня с собой. А ещё мы часто с ним что-то мастерим своими руками. Он считает, что каждый мужчина должен уметь (правильно) заби- вать гвозди и выкручивать/вкручивать лам- почки. Ну, в принципе, я тоже сейчас так считаю :) Правда, когда он впервые мне предложил смастерить кормушку для птиц, я, если честно, «отмазывался» до послед- него. Но потом оказалось, что это… как бы попроще сказать… затягивает. Здорово, когда получается (хоть и не всегда так, как задумывалось). Приятно видеть результат своего труда. В общем, когда папа мне подарил книгу «Сделай сам!» - большую такую, с картин- ками, я был искренне рад. И многое с её по- мощью уже сделал… Понимаешь, до того, как я всем этим начал заниматься самостоятельно (или с отцом), я большую часть, как и все сей- час, проводил в телефоне (в интернете). И ведь никакой пользы от этого, по-честному, не было. Ни капельки КПД. А сейчас я чув- ствую себя… более живым, что ли. Как-то так. Иногда даже немного завидую тому детству, которое было у моего папы - без компов, интернета и мобильников… Хотя нет, уже не завидую, потому что теперь умею что-то делать и сам. И оста- навливаться на достигнутом не собираюсь. Ведь это огромное удовольствие - быть самостоятельным. Даже в мелочах. Напри- мер, уметь правильно и красиво забить тот же гвоздь :) Ты это… попробуй (необязательно с гвоздём), тебе понравится :)

Сделай /это/ сам! :)

Каждый из нас - уникальная личность со своими способностями и стремлениями. И все мы уже успе- ли создать что-то новое - будь то школьный проект или небольшое художественное произведение… Мы узнали у орлят, что они сделали (или могут делать) сами, и как это поможет им в будущем :) Анна Разумная, 12 лет, Сургут: - Я 10 лет занимаюсь вокалом. Как-то мы вместе с двумя едино- мышленниками за три месяца написали песню о любви под названи- ем «Розовая помада». Она о мальчике, который мне очень нравится. Мы даже сняли клип. Затем мама на просторах интернета нашла три конкурса (в Москве, в Дубае и в Китае). И на всех конкурсах я заняла первое место! Участие в них подарило мне возможность путешество- вать и расширять кругозор. Кстати, на смене в «Орлёнке» я дописала новую песню (музыку мне уже прислали). Она про Сургут. Когда я вернусь домой, то продолжу над ней работать… Анна Соболева, 14 лет, Нижний Тагил: - Моя мечта - стать дизайнером. В художественной школе в клас- се декоративно-прикладного творчества я впервые узнала, что такое ткачество. Сначала мы ткали композиции с животными, затем пейза- жи, а потом - сюжеты из народных сказок. Я решила создать гобелен с изображением школы. И затем подарила учителям эту работу в знак благодарности за то, что они вложили в меня. Создание гобелена раз- вивает моторику рук и помогает самовыразиться через творчество. А ещё благодаря этому я научилась вышивать крестиком :) Дарья ДЕДЕНКО, Пермский край Юлия Стругова, 15 лет, Краснодарский край: - У меня дома идёт ремонт. До приезда в «Орлёнок» я активно принимала в нём участие - помогала маме клеить обои, а папе - сте- лить ламинат (подавала нужные инструменты, болтики). И просто на- блюдала за процессом. Кстати, у меня хорошо получается работать со шпателем - им я снимала старые обои перед поклейкой новых. Когда вернусь из «Орлёнка» домой, то продолжу помогать родителям с ремонтом. Вообще, очень важно вносить свой вклад в любое дело, работать на школьных субботниках и всё время учиться чему-то но- вому. Ведь из таких мелочей и складываются большие и значитель- ные вещи. А навыки и умения обязательно пригодятся в будущем :) Тимур Вагапов, 14 лет, Тольятти: - В «Орлёнке» я побывал на мастер-классе по архитектуре. И в специальной программе спроектировал беседку за короткий проме- жуток времени (там уже есть готовые окна, двери, балки, главное - по- ставить их ровно). Я знаю, что мой папа очень давно хочет построить беседку. И у меня появилась идея воссоздать её из своего проекта вместе с ним. Правда, отец пока ещё ничего не знает… Это будет сюрпризом для него! Именно в «Орлёнке» я ближе познакомился с программами по 3D-моделированию и теперь хочу продолжить раз- виваться в этом направлении. Будущее - за новыми технологиями!

Дежурный по номеру Николай Сабынин, Республика Коми

2 Главное событие Детский проектный офис (ДПО) в действии

Сделано в «Орлёнке» Или как /прикоснуться/ к «Орлёнку» Возможность самостоятель- но творить историю Всерос- сийского детского центра, во- плотить мечты в реальность и помочь сделать пребывание тысяч ребят в «Орлёнке» в 2020 году более интересным и насыщенным - всё это стало возможным благодаря работе ДПО. На протяжении всей 12 смены орлята придумывали мероприятия, которые мож- но будет реализовать уже в следующем году. О том, как проходил творческий и интел- лектуальный процесс и какие проекты представили ребята в итоге, я тебе сейчас расскажу.

щим стало стремление объединить людей из всех регионов России и даже из других стран. Самым сложным стала проработка проекта таким образом, чтобы он был ак- туален, реализуем и, самое главное, что- бы его поддержали. ностями. Он как раз проходил в эти дни на базе Всероссийского детского центра. Представить и получить обратную связь от специалистов, вместе оценить перспективу развития и реалистичность этого проекта, понять, сколько усилий должно быть потра- чено, чтобы воплотить его в жизнь. Представляешь, как это здорово! Зна- чит, ребята разработали проект на дей- ствительно очень важную тему. Идея /Версия 2019/ А ты знаешь, что в следующем году «Орлёнок» будет отмечать свой 60-ый день рождения? Так вот, именно этому событию и будут посвящены те мероприя- тия, которые придумывали ребята. А ещё - 75-летию Победы в Великой Отечествен- ной войне, тоже важной - как для «Орлён- ка», который строили фронтовики, так и для всей страны - дате. Участником Детского проектного офи- са мог стать абсолютно каждый. Тут нуж- но было иметь лишь желание. В итоге, в работе ДПО приняли участие порядка 70 ребят, и все вместе они придумали 11 про- ектов! Кстати, Детский проектный офис ре- ализуется в «Орлёнке» не первый раз. В прошлом году орлята, например, сами придумывали содержание образователь- ных программ для детских лагерей, они были посвящены предпринимательству, дипломатии и организации досуга. В этом же году система работы ДПО несколько отличалась от прошлогодней. Во-первых, в каждую группу могли вхо- дить представители не только опреде- лённого лагеря - они объединили ребят из разных детских лагерей. А самое глав- ное - идеи разрабатывались совместно со взрослыми - сотрудниками центра. Среди них были и инструкторы по физи- ческой культуре, и учителя, и методисты, и специалисты разных отделов и служб. В итоге получился конгломерат мыслей де- тей и взрослых, которые на одну и ту же идею смотрят по-разному. И ещё, в этом году орлята предлагали очень разные идеи - начиная от создания специальных мобильных приложений и заканчивая масштабными проектами всероссийского уровня. А началось всё с мозгового штурма. Ребята накидывали идеи, отбрасывали ненужные, обращали внимание на луч- шие, возвращались к старым, соединяли несколько идей в одну. Работы проделано много - это факт. Её результат был пред- ставлен на предварительной защите про- ектов, во время которой были выбраны пять лучших из них. Именно их ребята презентовали на большом педагогиче- ском совете в «Орлёнке», посвящённом теме содружества детей и взрослых, в Амфитеатре. А теперь давай уже расскажем о том, что придумали орлята :) Воплощение. Часть 1 /«Орлёнок» в твоих руках/ Одна из групп ДПО представила свой проект под названием «Орлёнок» в твоих руках». У него есть своя предыстория. Её рассказала Аима Бейсенова из Казахстана. - Я приехала в «Орлёнок» из города Байконур, - поведала девочка. - Там про- живает моя семья - мама, папа, брат и мой «лучик солнца» - младшая сестра. У неё врождённый порок сердца третьей сте- пени. Находясь в «Орлёнке», я стараюсь каждый день поддерживать с ней связь. И вот, после того, как я в очередной раз пообщалась с сестрой, мне в голову при- шла идея о создании проекта для детей с ограниченными возможностями здоро- вья. Мне хочется, чтобы и они смогли по- сетить «Орлёнок», увидеть его, узнать, и чтобы для них тоже состоялся юбилейный праздник. А также показать всем, что это центр без границ. Именно рассказ Аимы вдохновил под- ростков на работу в одном из ключевых направлений ВДЦ - созданию доступной среды для таких ребят. Так родился про- ект «Орлёнок» в твоих руках». Проектная группа предложи- ла каждую смену проводить курсы по 3D-моделированию, на которых участни- ки смен в лагерях будут создавать макет территории «Орлёнка». В итоге юные ар- хитекторы смогут сделать объект, который поможет детям с нарушением зрения по- нять масштаб центра и в прямом смысле слова прикоснуться к нему. Проект поддержали ребята, которые приезжали в «Орлёнок» в прошлом году на смену для одарённых детей с наруше- нием зрения «Импульс творчества». Од- ним из них стал Даниил Хачатуров, участ- ник телевизионного проекта на канале НТВ «Ты супер!». Он тоже был в детском центре. Вот что сказал Даниил: - Я очень люблю «Орлёнок», мне повез- ло найти здесь много друзей. Но я не смог увидеть это место во всех его масштабах. И я буду рад, если «Орлёнок» сможет ре- ализовать этот проект, ведь тогда я и мои друзья /познаем/ Всероссийский детский центр во всей его красе. Давайте сделаем это вместе! В общем, уже на защите поступило предложение от взрослых - представить идею на семинаре-совещании по пробле- мам развития и внедрения программ допол- нительного образования, летнего отдыха и оздоровления детей с особыми потреб-

Воплощение. Часть 4 /Млечный путь и письмо в 1941-й/ Ты по-любому знаешь ту лестницу, ко- торая ведёт от «Звёздного» к астрономи- ческой обсерватории? Так вот, в проекте «Космическая лестница» ребята предло- жили преобразовать её и представить в образе Млечного пути. При этом ступень- ки будут оформлены авторскими керами- ческими изразцами, посвящёнными теме космоса. Это звучит очень… красиво. Но, наверное, самой многочисленной по количеству участников стала проектная группа «Хранители памяти». Ты, конечно же, догадался, что здесь ребята разраба- тывали мероприятия, посвящённые 75-ле- тию Победы. Они предложили несколько проектов: проведение Всероссийского конкурса-эссе «Письмо другу в 41-й год», организация Фестиваля «Храним историю у сердца», создание летописи доблести в виде фронтовых писем, проведение акции «Книга памяти» и проект «Лучезарная муза Победы», рассказывающий о том, как творчество помогало фронтовикам. И это далеко не весь список. - Одна из наших идей - это акция под названием «И голубь мира нас объеди- нил», - рассказала мне Настя Каплунова из Алтайского края. - Её суть заключается в том, что создаётся большой белый го- лубь с расправленными крыльями, орля- там и сотрудникам «Орлёнка» раздаются бумажные перья, на которых они пишут слова благодарности тем, кто принёс нам Победу в далёком 1945 году, и прикрепля- ют эти пёрышки на птицу. Тем самым мы сохраняем память о наших героях. Воплощение. Часть 2 /Орлёнок 6.0/ А орлята из детского лагеря «Штор- мовой» придумали и представили на суд жюри большую квест-игру под названием «60 лет за 60 минут». Уникальность этой игры заключается в том, что в ней могут участвовать орлята разного возраста и из разных регионов нашей страны. Мальчишки и девчонки из «Звёздного» даже разработали мобильное приложе- ние «Орлёнок 6.0». По их задумке, с по- мощью этой программы, которая будет в телефоне каждого орлёнка, можно уз- навать, например, расписание уроков в школе или мероприятий в лагере, учить орлятские песни, знакомиться с истори- ей Всероссийского детского центра. Но самое интересное - отдельная рубрика в приложении будет посвящена юбилейным событиям в «Орлёнке». А это значит, что пользователи будут знать, где, когда и что проходит, как туда добраться и даже на сколько человек рассчитано помещение, в котором проводится мероприятие.

Воплощение. Часть 3 /Дети всех стран - объединяйтесь!/ Необычным оказался и проект «6 руко- пожатий». Он призван познакомить детей всех центров, российских и зарубежных, с «Орлёнком». Связующая идея - создание куклы-символа «Орлёнка», которая будет передана другим детским центрам как знак творческого приглашения на юбилей. - Суть проекта - креативно поздравить «Орлёнок» с 60-летием и пригласить всех на юбилей, - рассказала мне Диана На- лимова, заместитель начальника детско- го лагеря «Олимпийский» по образова- тельной работе. Она помогала ребятам в разработке этой идеи. - Мы сделаем это с помощью куклы, которая будет путеше- ствовать по детским центрам. На самом деле, у нас было много идей - и фести- валь воздушных змеев, и марафоны, и встречи с орлятами прошлых лет. Но об-

P.S. Смотрю на все эти проекты и думаю - вот было бы здорово, если бы все они смогли воплотиться в жизнь - и в «Орлён- ке», и в других регионах. Ведь среди идей есть и те, что охватывают всю нашу стра- ну. И пусть такая масштабность не пугает - совместными усилиями детей и взрослых точно всё получится!

Анна Воробьёва, Московская область

Главное событие 3 Игробум в «Орлёнке» Присоединяйся! Или /игры - они для всех!/ - Привет, ребята! А давайте отправимся в увлекательное путе- шествие и откроем для себя что-то новое? Вы готовы? - спраши- вают участники Фестиваля детских игровых программ «Игробум» (он проходит в рамках 12 смены в детском лагере «Штормовой» ВДЦ «Орлёнок»). - Да-а-а! - хором отвечают малыши из детского сада «Тере- мок» и первоклашки школ № 30 и № 35 (они находятся в пгт. Новомихайловский, рядом со Всероссийским детским центром). - Тогда встречайте наших сказочных героев! Маленький принц, Даша-путешественница, герои мультфиль- ма «Щенячий патруль»… В кого только не /превращаются/ эти ребята, чтобы подарить улыбку и радость детям. И ведь полу- чается! И очень даже весело и интересно. Но быть участником игры - это одно, а вот придумывать и соз- давать её с нуля - это совсем другое! Поэтому - скорей читай наш материал, чтобы узнать все секреты и лайфхаки /игромастеров/! Раз, два, три… Замри!

а ты шагаешь и говоришь: «Карандаш», «Клей» и т.д. Такое вот развитие коорди- нации тела и ума. Есть и командные игры, которым ребят научили в «Орлёнке». - У нас проходили целые вечера игр, - расказывает Кристина Шевцова. - Напри- мер, нужно было разделиться на две ко- манды, установить два флага - каждый на территории своего «лагеря» - и попытать- ся захватить знамя противника. При этом, если ты заходишь на его территорию, тебя могут /запятнать/. И тогда ты «заморажива- ешься»… А ещё можно поиграть в «Молекулы». Это когда все становятся в круг и разбива- ются на группы по 2-3 человека. За несколь- ко секунд командам нужно найти что-то об- щее между собой. Например, вы родились зимой/летом/осенью, или у вас всех в имени есть буква «А», или, может быть, вы все лю- бите рисовать? В общем, главное - быстро и оперативно найти точки /стыковки/. И тог- да всё получится - побеждает та группа, у которой больше всего совпадений! нас игры, сразу же сказали, что наш класс обязательно будет участвовать! Ведь наша задача - воспитать хороший дружный кол- лектив. А такие мероприятия, где важен командный дух, - самое лучшее, что только можно придумать! Так, разбиваясь на команды и делая красивые рисунки, собирая пазлы и отвечая на вопросы, первоклашки помогли Малень- кому принцу пройти через все испытания и найти свою Розу. А вот малыши из детского сада на своём примере доказывали /Зло- дею/, что лениться - нехорошо! А вместо этого нужно чаще заниматься спортом. - Мы придумали для ребят спортивную игру по мотивам известного мультфильма «Щенячий патруль» - его ещё часто показы- вают по «Карусели», - объясняет Кристина Шевцова. - По нашему сценарию, Злодей не любит спорт. И ребята вместе с… геро- ями мультфильма помогают ему выбрать правильный путь. Для этого моя команда придумала костюмы, и мы раскрасили себе лица, чтобы ещё больше походить на раз- ных щенков. Получилось очень здорово, весело и… мило! Дети - они такие отзывчи- вые! хотите им донести. Может, мероприятие бу- дет о том, что дружба - это великая сила, или что добро должно победить зло, или что спортивным и активным должен быть каждый… Азбука игр - В начале смены в «Орлёнке» нас раз- делили на учебные группы и отправили на образовательные площадки - всё как у всех орлят, - рассказывает Кристина Шевцова из Челябинской области. - Каждое утро мы приходили на /урок/ и… Это было очень странно(!) - первое, что нам говорили: «Да- вайте поиграем!». И мы правда вставали в круг и начинали играть. Вот такие необычные занятия проходи- ли на этой смене в «Штормовом»! Кажется, что тут сложного? Приходишь, веселишь- ся с друзьями, а потом отправляешься на обед/полдник/ужин. Но на самом деле… - Ребята не просто играют, они создают новый продукт, - говорит руководитель сме- ны, заместитель директора АНО Центр «Со- Действие» Дмитрий Шилков. - Ведь, чтобы провести мероприятие, нужно грамотно написать сценарий, организовать актёров, собрать реквизит, придумать костюмы… А этому всему тоже нужно учиться. К примеру, как правильно вести себя на сцене? Оказывается, все эти парни и дев- чонки, которые так смело выступают перед большой публикой, сначала /по полочкам/ разбирают каждый(!) аспект игры: от её ви- дов и категорий до азов актёрского мастер- ства. - Выходя на сцену, нужно сначала пра- вильно себя /поставить/, - объясняет 13-лет- няя Дарья Кубратова из Свердловской об- ласти. - Чтобы все зрители видели тебя, а ты видел их. А уже после этого ты должен найти контакт с залом. Это получится, если ты, как говорится, весь(!) - со всем своим по- зитивом/энтузиазмом/творческим подходом - отдашься зрителю. И ещё подкрепишь всё это мимикой и жестами. Тогда все (и взрос- лые, и дети) будут «захвачены» процессом. А ещё нужно учитывать возраст участ- ников игры, их количество, круг интересов… И всё это в сочетании с тем, что именно вы

Добро или зло? /дети - такие дети!/ - Раз! Два! Три! Фонарик, гори! – хором кричат первоклашки, помогая Маленькому принцу починить волшебный фонарь и най- ти свою Розу. Такое представление, в котором глав- ный герой путешествует по разным сказкам, придумали орлята смены «Игробум» и про- вели(!) в новомихайловской школе № 35. - Мы изучали, что малыши проходят по школьной программе, какие произведе- ния читают, и, отталкиваясь от этого, при- думывали свой сценарий, - рассказывает 14-летний Александр Сметляев из Перм- ского края, который и сыграл Маленького принца из одноимённой сказки Антуана де Сент-Экзюпери. - Сложность была в том, что нужно было придумать это мероприятие за очень короткий срок. Но мы справились! С такими маленькими детьми хорошо ра- ботается - они больше, чем все остальные, верят в чудо! И ты тоже начинаешь верить вместе с ними… Но это только малая часть того, что ор- лята /устроили/ в посёлке Новомихайлов- ский! Несколько дней в разных школьных классах и на площадках детского сада «Те- ремок» они развлекали и учили чему-то но- вому местных детей. - Ребятам очень нравятся такие игры, - признаётся учитель начальных классов СОШ № 35 Ирина Михайловна Грибовская. - Подростки из «Орлёнка» уже не первый год приезжают к нам с представлениями (смена «Игробум» проводится в центре уже в четвёртый раз - прим. авт.). И теперь, ког- да мы узнали, что ребята снова готовят для

Вместо эпилога - Играть нужно каждому! - уверяет меня Кристина Шевцова. - Ведь в потоке «учёба- дом-учёба», а у взрослых - «работа-дом- работа» так сложно расслабиться. А ещё нужно дома ужин приготовить, уроки сде- лать, на тренировку съездить… В общем, душа потребует отдыха/развлечений! Вот почему мы все (и наши папы, мамы - тоже) /зависаем/ за играми в телефоне - они по- могают отвлечься. А если ты можешь со- брать своих друзей во дворе (или дома) и устроить настоящий «Игробум» - жизнь становится ярче и легче. P.S. Взрослым тоже играть разрешается! Пополни /копилку/ своих игр! Но и это ещё не всё! Оказывается, каж- дый(!) участник смены «Игробум» приехал в «Орлёнок» со своей /авторской/ игрой. Представляете, 200 разных идей - играть не переиграть! И они с удовольствием подели- лись с нами своими задумками. - Моя игра - дворовая, - рассказывает 14-летняя Дарья Белышева из Пермского края. - Нужно натянуть паутинку (можно из ниток) и лезть через неё, держа в ру- ках мяч, при этом называя термины опре- делённой тематики на выбранную букву. Например, канцелярские товары на бук- ву «К». Ведущий говорит, как ты должен пройти через паутинку - сверху или снизу,

Регина Зыкова, Архангельская область

4 профессиональная страничка WORLDSKILLS - ПРОСТРАНСТВо

Равнение на… 3D-моделирование компью- терных игр, предприниматель- ство, геодезия… или, может быть, электромонтаж? На сме- не «WorldSkills Russia Juniors» (впервые в «Орлёнке») 200 ре- бят из детского лагеря «Звёзд- ный» прошли обучение по этим и другим компетенциям и по- знакомились с современным рынком труда. О том, как Все- российский детский центр вос- питывает… «профессиональ- ный спецназ», читай в моём материале :)

ПРЕДИСЛОВИЕ WorldSkills International - международное движение, цель которого - популяризация рабочих профессий, повышение статуса и стандартов подготовки кадров. Мировой чемпионат WorldSkills - круп- нейшее в мире соревнование профессио- нального мастерства. Россия вступила в это движение в 2012 году. Сегодня союз «Моло- дые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» охватывает всю страну - 3,5 тысячи коллед- жей, 160 вузов и 25 крупнейших компаний!

можностей, - подытожил Алексей Тымчиков. Также гости посоветовали орлятам «ра- ботать, работать и ещё раз работать», не бояться брать на себя ответственность и принимать активное участие в очных и дис- танционных проектах, которые позволят рас- ширить выбор будущей профессии. А ещё - никогда не упускать из виду «информаци- онное поле» и придумать себе мечту, связан- ную с тем, чтобы изменить что-то в мире :) как носитель профессиональных модулей. Даже будучи предпринимателем можно по- лучить знания в области строительства! Я часто организовывал школу огранки алма- зов и изначально не имел к ним никакого отношения. Теперь я… огранщик алмазов второго разряда! Этот /модуль/ был у меня «достроен» благодаря управлению предпри- нимательским проектом. Алексей добавил, что предприниматель- ство - это сквозной навык, который поможет при поиске рабочего места. другие) пообщались с орлятами в формате живого диалога на летней эстраде «Звёзд- ного». - Мы выбрали для проведения смены именно «Орлёнок», потому что сюда при- вносится всё самое лучшее из страны и мира, - подчеркнул заместитель генерально- го директора - технический директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Тымчиков. - К тому же здесь неповторимая атмосфера, которая… «заряжает». А создаётся она благодаря со- вместному обучению, проживанию и отдыху. Алексей рассказал орлятам и о том, ка- ким образом подбирались компетенции на смену. - Мы попытались создать баланс, вы- брав разные направления - от «Кирпичной кладки» до «Мобильной робототехники». В будущем строительные /нетехнологичные на сегодняшний день/ профессии (маляр- декоратор, каменщик) очень сильно пре- образятся. Наша задача - обнаружить это «преображение», понять, в чём же будет их опережающий шаг развития. И, конечно, об- суждать это с вами, - пояснил он. Также подростки узнали, что самыми по- пулярными компетенциями на смене стали «Мобильная робототехника» (это направле- ние сейчас хорошо развито в школах и круж- ках) и «Предпринимательство» (его легко организовать). Гости объяснили ребятам, что WorldSkills - это не рабочие профессии, а профессио- нальная квалификация. И мировые чемпио- наты - не просто конкурсы, а путь к выбору своего дела :) - Рабочих профессий нет, есть конструк- тор компетенций, - продолжил Алексей Тым- чиков. - И каждый из вас может выступить

НОВЫЙ ЭТАП А ты знал, что этим летом Всероссий- ский детский центр стал /талисманом на удачу/ для национальной сборной юниоров WorldSkills Russia? Она готовилась в «Ор- лёнке» к мировому чемпионату по профес- сиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс», который прошёл в августе в Казани. Юниоры выступили наряду со взрос- лыми участниками (национальная сборная заняла второе место после Китая) и заво- евали весь комплект золотых медалей (из 13 возможных)! Также на 6 смене (в июне) в «Орлёнке» проходит программа «Профильные техно- отряды», участники которой создают инже- нерные проекты и сдают демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia. В общем, погружаются в ракетно-космиче- скую, авиационную и вертолётостроитель- ную отрасли промышленности. Теперь, в рамках новой образовательной программы, в «Орлёнке» проходит обучение по 10(!) компетенциям WorldSkills Russia. Пе- дагогами выступают международные серти- фицированные эксперты и даже победители мировых чемпионатов! :)

НЕМНОГО О ГЕОДЕЗИИ, 3D-МОДЕЛИРОВАНИИ И… ФИЗКУЛЬТУРЕ А теперь я расскажу тебе о самих участ- никах смены - юных мастерах своего дела. Все они - призёры и победители региональ- ных, национальных, международных чемпи- онатов и демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills Russia и WorldSkills Russia Juniors. У каждого из ребят своя /история успеха/. 15-летняя Сабина Мирзоева из Москвы за- нимается в компетенции «Геодезия» совсем недавно, но уже пришла к своему первому результату. Да, чуть не забыла, геодезия - это такая наука о земле и о способах её из- мерений. - Год назад моя учительница географии узнала, что в нашем городе будет проводить- ся открытый чемпионат профессионального мастерства «Московские мастера» по стан- дартам WorldSkills Russia. И решила предло- жить мне принять в нём участие, - сказала она. - Перед этим к нам в школу для обуче- ния приехал педагог Московского колледжа архитектуры и градостроительства. В итоге мы с моим напарником (в геодезии работают в парах) заняли на чемпионате (и в 2018, и в 2019 годах) второе место! В «Орлёнке» Сабина вместе с другими орлятами погрузилась в практику. Наверное, ты заметил, что на протяжении смены ребя- та с камерами на штативах (на самом деле это нивелиры - геодезические инструменты) что-то старательно «снимали» на пляже. Нет, они не готовили видеоролик об орлят- ском море, а… проводили измерения/изуча- ли формы рельефа. Вообще, нивелир нужен для того, чтобы при строительстве или ремонте строго со- блюдать определённые параметры. Ведь без ровных стен/пола/потолка здание вы- йдет непрочным. Но измерение - это только полдела. Ока- зывается, кроме полевых работ, которые проводятся на местности, есть камеральные (обработка полученных данных). А для про- ведения сложных расчётов просто необходи- мо(!) хорошо знать математику и геометрию. ШКОЛА WORLDSKILLS На встрече орлятам рассказали, что са- мые популярные направления в WorldSkills - это сервисные компетенции (повара, парик- махеры и другие). Также в движении много сварщиков, ведь они нужны везде. Есть не- распространённые, но очень востребован- ные компетенции. Например, строительство летательных аппаратов и изготовление кос- мических систем. - Участники движения развивают свои навыки, чтобы в будущем найти интересную, крутую работу, - подчеркнула, обращаясь к ребятам, руководитель отдела подготовки ка- дров группы компаний «Р-Фарм» Екатерина Репик. - WorldSkills - это огромная «машина», которая даёт возможность проявить себя и затем получить приглашение на практику или работу. Мы, представители фармацев- тической отрасли, относимся к этому движе- нию как к системе подготовки кадров. Здесь максимум практики. Из школы WorldSkills вы выходите, умея многое делать руками. И лю- бой работодатель, которому это важно, смо- трит на вас уже совсем по-другому. Ещё юные профессионалы узнали, что «Р-Фарм» ведёт профориентационную дея- тельность и организовывает практики и стажи- ровки. Самые активные студенты-участники стипендиального проекта группы компаний, получив высшее профессиональное образо- вание, могут стать её сотрудниками!

КОНСТРУКТОР КОМПЕТЕНЦИЙ /от «Кирпичной кладки» до «Мобиль- ной робототехники»/ В начале смены гости-сотрудники орга- низаций-партнёров программы (ГК «Роскос- мос», АО «Вертолёты России», «Р-Фарм» и

РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ И ЕЩЁ РАЗ РАБОТАТЬ! Конечно, не обошлось и без мотивацион- ных советов :) - Очень важно всегда отвечать на вопрос: «Что и в какой момент времени я делаю и зачем?». Не нужно ставить себе глобаль- ных целей. Достаточно найти маленькие ориентиры, которые позволят в течение 20 дней смены получить результат. Главное - понимать, какой опыт вам хочется извлечь (знания/новые знакомства/круг профессио- нальных интересов) и что именно вы ищете. WorldSkills - это пространство встречных воз-

профессиональная страничка 5 ВСТРЕЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ :)

то он поможет мне в будущем, ведь я плани- рую и дальше развиваться и работать в этом движении. WorldSkills выявляет потенциал в людях и «презентует» их способности миро- вым компаниям. А это даёт участникам дви- жения шанс получить хорошую работу. - Геодезия развивает глазомер, потому что точность должна быть до миллиметра, - считает Сабина Мирзоева. - Ещё она учит работать в команде, ведь в одиночку ниче- го не получится. Камеральные работы по- вышают концентрацию внимания - важна каждая циферка! Чем больше я углубля- юсь в геодезию, тем интереснее мне ста- новится :) А вот 16-летний Еремей Машковцев из Ижевска (компетенция «3D-моделирование компьютерных игр»), рассказал, что в сво- ём городе он посещает детский технопарк «Кванториум» и занимается там промыш- ленным дизайном. - До приезда в «Орлёнок» я уже знал, как работать в программе для 3D-моделирования 3ds Max. Здесь мне хотелось приобрести новый опыт, чтобы в дальнейшем добиться максимальных результатов. Мы выполняли скетчинг (обрисовка объектов по заданию) на графическом планшете, моделировали комнату, оружие и даже машину! Эта компе- тенция интересна тем, что ты можешь соз- давать формы и объекты, которых даже не существует. Возможно, в будущем они пре- вратятся в реальный проект. А твоё вооб- ражение и фантазия принесут пользу миру! - подчеркнул Еремей. Среди юных профессионалов я встрети- ла и будущих… фитнес-тренеров :) - На смене «WorldSkills Russia Juniors» мы не только изучаем что-то новое в области физкультуры, но и учимся составлять трени- ровки для своих /подопечных/ (напарников/ волонтёров) на основе пройденных ими те- стов (например, на подвижность плечевого сустава), - пояснила 14-летняя Анастасия Зюбина из Тольятти (компетенция «Физиче- ская культура и спорт»). - А ещё - учимся да- вать рекомендации по питанию, сну, режиму дня и за короткий промежуток времени соз- давать видеоролик с записью тренировки, которую составляем. Настя призналась, что в будущем хочет развиваться в этом направлении и затем стать врачом по спортивной медицине :)

ОТ МАФФИНОВ ДО… ПЕТРА I Ярким событием программы «WorldSkills Russia Juniors» стал Фестиваль компетен- ций Skills Days. В нём приняли участие бо- лее 700(!) орлят из разных детских лагерей центра. Под наставничеством международных сертифицированных экспертов и победите- лей чемпионатов WorldSkills Russia ребята смогли попробовать себя в 18(!) профессио- нальных направлениях и посетили открытые мастер-классы. Кроме 10 компетенций смены, на Фе- стивале они познакомились с основами кондитерского дела, ресторанного сервиса, разработки виртуальной и дополненной ре- альности… - Skills Days - это возможность узнать больше о востребованных профессиях и по- общаться с профессионалами, - отметила руководитель проекта «WorldSkills Russia Juniors» Анна Узалукова. - Знания, получен- ные на мастер-классах, пригодятся детям в повседневной жизни. Например, девочки уз- нали секреты рецептуры и производства до- машних маффинов, а мальчики научились правильно использовать цемент и раствор при кладке кирпича. В рамках компетенции «Эксплуата- ция беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)» орлята получили навыки програм- мирования и пилотирования, познакомились с технологией аэрофотосъёмки и раскрыли секреты управления полётом БПЛА :) Погрузились они и в сферу маркетинга. - Мы сыграли с детьми в игру по типу «Кто хочет стать интернет-маркетологом?» и поговорили о продвижении в сети, - расска- зала Елена Кораблёва, эксперт по компетен- ции «Интернет-маркетинг». - Ребята узнали, что на чемпионатах WorldSkills участники на- шего направления разрабатывают стратегии продвижения услуг/товаров и контент-пла- ны, создают собственные страницы в интер- нете, набирают подписчиков и пишут «про- дающие» посты. В общем, охватывают всю сферу маркетинга. На занятиях орлята не только учились чему-то новому, но и обращались к истори- ческим фактам. Например, на «Геодезии» им рассказали, что в России это направле- ние зародилось ещё до правления Екатери- ны II. Она издала Манифест о генеральном размежевании земель по всей империи, объявив межевание делом государственной важности. Кстати, в то время измерения про- водились с помощью палки и верёвки, ведь нивелиров ещё не было… Оказывается, первые оптические прибо- ры и специалисты появились в нашей стра-

ление сегодня имеет огромный потенциал. У промышленной робототехники большое будущее! не благодаря Петру I. Так в России началось активное развитие геодезии. - Сейчас мы находимся на одном уровне с мировыми технологиями - на чемпионатах WorldSkills (в заданиях для старшей группы) используется самое современное обору- дование, - подчеркнула Екатерина Гайдак, эксперт по компетенции «Геодезия». - Это направление одинаково интересно как для девочек, так и для мальчиков. Если полевые работы в основном проводят юноши, то де- вушки могут попробовать себя в камераль- ных (обработка готовых результатов на ком- пьютере - прим. авт.). Я уверена, что участие в Skills Days по- могло многим орлятам определить для себя, чем они хотят заниматься в будущем, и даже задуматься о выборе профессии :) - На Фестивале мы узнали много нового для себя, - признался 14-летний Никита Та- ушев из Башкортостана. - Лично мне очень интересна промышленная робототехника. Кстати, на мастер-классе в этой компетен- ции мы увидели, как робот… «подделывает» роспись человека! Я думаю, что это направ- НА ЗАМЕТКУ Ребята из движения WorldSkills - это бу- дущий «профессиональный спецназ», ведь в них столько стремления, уверенности и желания работать и развиваться! И они на- чинают действовать уже сейчас, несмотря на свой юный возраст. Это же так здорово - найти любимое дело и каждый день делать шаг к будущей профессии! На заметку - WorldSkills не только помо- гает профессионально вырасти, но и даёт возможность побывать на чемпионатах в разных городах (и даже странах!), обрести новые знакомства с представителями других национальностей и обменяться с ними опы- том и идеями. Я уже задумалась о том, чтобы попробо- вать свои силы в этом действительно крутом движении! А ты? :) Дарья МАМАЕВА, Краснодарский край SKILLS PASSPORT И ДРУГИЕ «ПЛЮШКИ» На смене все её участники прошли тести- рование в рамках проекта ранней професси- ональной ориентации школьников «Билет в будущее» и активно посещали образова- тельные занятия по направлениям. Они познакомились с проектной деятель- ностью, приобрели практические навыки и даже сдали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia и получили Skills Passport (паспорт компетенций, где в бальной системе отражается уровень подго- товки - хорошее дополнение к диплому при поступлении в университет!). - WorldSkills даёт возможность быстро обучаться - это происходит благодаря со- ревновательному режиму, - сказал Еремей Машковцев. - Если говорить о Skills Passport,

6 Увлекательная страничка Инженерные каникулы-2019

Какие молодцы :) Эти ребята знают, как управ- лять роботами, строить дома и создавать самолёты, а ещё - мечтают покорить космос и сме- ло движутся навстречу своей мечте. Речь идёт об участниках смены естественно-научной и технической направленности «Инженерные каникулы» (ИК), которая проходит в детском лагере «Звёздный» Всероссий- ского детского центра «Орлё- нок». Преподавателями на ИК выступили специалисты Наци- онального исследовательско- го технологического института «МИСиС». И именно они от- крывали в течение трёх недель подросткам мир технического творчества и передовых тех- нологий. О том, как это было, я сейчас тебе расскажу :)

А вот на курсах под названием «Новые материалы» ребята выращивают… кри- сталлы. И вовсе не для красоты. Настя Семенихина из Санкт-Петербурга убедила меня, что за кристаллами стоит будущее. И вот почему. Оказалось, из них делают жизненно необходимые нам сегодня вещи. Например, стекло для телефона, микро- схемы, детали и элементы лазерных и космических установок, оборудование для рентгенографии. Не знаю, как ты, а я тоже выращивала кристаллы. Правда, из соли. Учительница химии научила меня, как. Здесь же у участ- ников смены «Инженерные каникулы» всё намного серьёзнее. Они выращивают кристаллы из специальных материалов. И ими можно не только любоваться, но и для дела использовать. В программу ИК также вошёл цикл лекций «Коротко о науке», который позна- комил ребят с историей научных достиже- ний в современных областях знаний. Квиз «МИСиС: познаём мир технологий» позво- лил им продемонстрировать свои знания и проявить смекалку. - Дополнительно у ребят была воз- можность принять участие в инженерной олимпиаде «МИСиС зажигает звёзды» по трём направлениям - техническое, информационно-технологическое, фи- зико-химическое, - прокомментировал Василий Зотов, доцент, кандидат техни- ческих наук, руководитель смены. - При- зёры и победители олимпиады смогут в дальнейшем заявить до 10 баллов при поступлении в наш университет, а также в ряд других вузов. Вообще, вся програм- ма смены у нас направлена на инженер- ные специальности, и после «Орлёнка» мы продолжаем взаимодействовать с ребятами, помогая им в их проектной де- ятельности. Радует, что им нравится тех- ническое направление и они активно уча- ствуют во всём. Эти подростки настолько активные, что им часто даже 24 часов в сутках не хватает - они готовы работать больше. будут и ещё какие-то фишки. Но я пока ду- маю над этим. На самом деле, 3D-моделирование - это круто. Ведь сотни самых разных ком- паний в мире используют технологии объ- ёмного компьютерного моделирования для проектирования, дизайна и производ- ства объектов любого уровня сложности, начиная от упаковки газированных напит- ков и заканчивая новейшими самолётами. И всё это благодаря специальной компью- терной программе, которая тебе, кстати, тоже может пригодиться в жизни. Например, если ты захочешь сделать перестановку в своей комнате. Прежде чем приступить к делу, сначала смоде- лируй возможные варианты в программе для 3D-моделирования, выбери лучший и только потом приступай к делу :) А может, ты захочешь усовершен- ствовать свой велосипед? Просто попро- буй это сделать сначала на компьютере, а уж потом решай - надо ли тебе это. В общем, возможностей много, а научиться работать в программе Fusion 360, говорят участники смены, очень легко. Я вот уже задумалась над этим :) годаря космическим лифтам, способным доставлять людей и грузы с поверхности Земли на орбиту, человечество смогло бы отказаться от использования эколо- гически вредных ракет. Будет здорово, если решения именно этих ребят помо- гут в реализации такого грандиозного за- мысла. Пролог Программа «Инженерные каникулы» уникальна - в ней объединились образо- вательные занятия, которые знакомили ребят с представлениями о физических и химических свойствах различных матери- алов, инженерными решениями и техно- логическими процессами в современном мире. Тебе, как и мне поначалу, пока всё ка- жется сложным и непонятным. Именно по- этому я решила отправиться к участникам смены, чтобы пообщаться и понять, чему учатся ребята во время своих «инженер- ных каникул» и зачем им всё это надо.

Самолёт своими руками 3D-моделирование - это ещё один из модулей программы «Инженерные канику- лы». Многие считают, что экран кинотеатра или плазменного телевизора - это един- ственное место для 3D в нашей жизни. Но оказывается, все мы сталкиваемся с трёхмерными технологиями каждый день, например, открывая банку газировки или включая ноутбук. Так и на занятиях в рамках смены «Ин- женерные каникулы» фантазиям ребят нет границ. Они создают разные модели в специальной программе, начиная от био- фильтров для воды и воздуха и заканчивая самолётами. - Я разрабатываю модель советского многоцелевого самолёта Т-710, - расска- зал Святослав Слепович из Куйбышева. - Это универсальное воздушное судно. Во-первых, он создавался из материалов, которые, грубо говоря, были под рукой. Во- вторых, самолёт использовался в десант- ном, санитарном, учебном варианте, как разведчик и так далее. А Александр Колосов из Челябин- ской области на этих же занятиях по 3D-моделированию работает над созда- нием пока только виртуальной модели усовершенствованного квадрокоптера. Именно он мне рассказал, как проходит процесс /рождения/ прототипа реального объекта. - Мы делаем всё в специальной про- грамме для 3D-моделирования под на- званием Fusion 360, - сказал мне Саша. - Сначала создаём скетчи, то есть опреде- лённые рисунки в виде чертежей. Потом это изображение подробно структурируем, наполняем деталями. У программы есть куча разных возможностей. Например, мы можем увидеть, как будет выглядеть один и тот же созданный нами объект из разных материалов. Лично я работаю над моде- лью квадрокоптера. Планирую сделать его более лёгким. Он будет на солнечных батареях, это избавит от риска, что аппа- рат вдруг внезапно перестанет работать во время полёта и разобьётся. Возможно,

Построить дом и лифт на орбиту за несколько дней Первым делом я выяснила, что про- грамма обучения делится на несколь- ко модулей: «Лифт на орбиту», «Но- вые материалы», «Робототехника», «3D-моделирование», «BIM-технологии», «Управление бизнесом». - Аббревиатура BIM расшифровывает- ся как Building Information Model. В пере- воде с английского это означает «инфор- мационная модель здания», - объяснил мне Арсений Ларченко из Москвы, один из участников смены. - То есть мы на заняти- ях занимаемся проектированием зданий. Я, например, работаю над сортировочно- перерабатывающим заводом. Суть этого проекта заключается в том, что мусор не хранится на полигонах, а привозится сразу на предприятие, где сортируется и перера- батывается. Тут Арсений достаёт свой телефон и показывает мне фото почти готового предприятия. Вот зона для рабочих, с офисами и столовой, вот непосредствен- но сам цех, где будет проходить произ- водственный процесс. Всё продумано и показано до мелочей - начиная от того, где будут стоять столы, и заканчивая рас- стояниями между ними. Арсений также рассказал, что планирует использовать энергию, вырабатываемую при сжигании пищевых отходов, для получения элек- тричества. И тем самым обеспечить им предприятие, а может, даже и ближайшие сооружения. В это время на других занятиях ре- бята строили… лифт на орбиту. Это не- много фантастическая идея, согласись. Но мальчишки и девчонки тем не менее с полной серьёзностью раздумывали над реальностью её воплощения. Ведь бла-

Как управлять бизнесом и зачем выращивать… кристаллы Но пока отправляюсь к ребятам, кото- рые во время смены знакомились с теори- ей маржинального анализа и принятием управленческих решений на его основе, с внутренними и внешними факторами, вли- яющими на положение компании. Проще говоря, учились управлять бизнесом. Эти знания пригодятся при работе над проек- тами в любом направлении, в том числе и в техническом. Так, например, Алёна Воронина из Хабаровска хочет представить свою за- думку детского центра дополнительно- го образования под названием «Плеяда детской дипломатии». Уже по названию понятно, что здесь будут постигать науку взаимодействия и общения с людьми из разных стран, разных народностей. Также, по задумке девушки, планиру- ется проведение лекций от преподава- телей вузов. Алёна призналась, что уже продумывает текст письма в Российскую академию народного хозяйства и госу- дарственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), в котором хочет предложить сотрудничество, и очень надеется на по- ложительный ответ.

P.S. Вот такие они, ребята со смены «Инже- нерные каникулы». Дети, которые ставят перед собой большие, высокие цели, а са- мое главное - делают всё для того, чтобы воплотить свои задумки в жизнь.

Анастасия Магдалевич, Краснодар

Лидерская страничка 7 Стремительный тур в «Орлёнке»! Или о том, как путешествовать по России с пользой Только у нас! Ты знал, что именно с Воробьёвых гор (в Москве) открывается панорама, которая запечатлена в начале фильма «Москва сле- зам не верит»? А что в Ярославле знаменитый на весь мир хок- кеист Евгений Малкин забил свою первую шайбу? Или что Вол- гоградская область славится развитием такого вида спорта, как армрестлинг (то есть - борьба на руках)? Нет?! А вот ребята из детского лагеря «Стремительный» Всероссий- ского детского центра «Орлёнок» не только знают, но и готовы рассказать тебе о том, в каких уголках нашей страны хранятся самые удивительные тайны и открытия! А всё потому, что на этой смене там развернулось настоящее туристическое агентство под названием «Стремительный тур». В общем, бери фломастер и выделяй те города/места, которые ты захочешь посетить, пока читаешь мой материал. Поехали!

ется председателем ОО «Федерация арм- рестлинга ВО». - Мой отец - первооткрыватель это- го вида спорта в Волгоградской области, - объясняет Валерия. - Он с детства при- вивал мне любовь к армрестлингу, но… я оказалась слишком девочкой. Поэтому стала помогать папе как секретарь и судья соревнований! И, конечно, несу этот спорт в массы. Сегодня мало кто из ребят вооб- ще знает, что такое армрестлинг. Поэтому я решила сделать свой индивидуальный проект и создать тур по Волгоградской об- ласти, в котором покажу людям, что это за спорт, как к нему готовятся и как проходят чемпионаты. И, может быть, в будущем ка- кая-нибудь другая область/край составит нам конкуренцию (улыбается), кто знает! Ну ничего себе, какая молодец! Ну а мы едем дальше - в Магнитогорск! Именно здесь родился и вырос российский хокке- ист Евгений Малкин. А в Ярославле он за- бил свою первую шайбу (ну ты помнишь!). А в Москве развивалась и прогрессирова- ла его спортивная карьера. - Мы составили тур по местам, так ска- зать, «боевой славы» именно Евгения Мал- кина, потому что хоккей - это наш нацио- нальный вид спорта, - объясняет 14-летний Дмитрий Якимов из Байконура. - Россия всегда была первой по числу залетевших шайб в ворота соперника. А, значит, этот спорт нужно продвигать, чтобы как можно больше наших сверстников /заряжались/ любовью к хоккею. Камера. Мотор… - За мной, Буратино, в Страну Дураков! - крикнула летучая мышка и повела героя по мокрой траве… Если ты хоть раз смотрел фильм «Приключения Буратино», то обязатель- но (если будешь в Севастополе!) узнаешь знаменитый горный перевал Байдарские ворота - он «сыграл» городскую стену, где Буратино встречает лису Алису и кота Базилио и выслушивает их историю о фи- нансовом потенциале Страны Дураков. Такой интересный тур придумали ребята направления /культура/ (всего их шесть(!) - ещё спорт, наука, техника, экология и история, но об этом чуть позже). - Мы хотим познакомить наших тури- стов с историей российского кино, - объ- ясняет 15-летняя Анастасия Бжицких из Кемеровской области. - Начнём с Сева- стополя. Потом отправимся в Москву - сначала в бывший доходный дом Алексея Хомякова. Его режиссёр Эльдар Рязанов выбрал для съёмок фильма «Служебный роман». А потом, конечно, на Воробьёвы горы («Москва слезам не верит»). После этого поедем в Санкт-Петербург, где экс- курсовод расскажет, как в фильме «В ожи- дании чуда» Дворцовую площадь удалось снять абсолютно пустой! И ещё много все- го интересного! - Как вы до всего этого додумались? - интересуюсь я. - Просто всегда, когда мы с мамой смо- трели «Служебный роман», мне было ин- тересно, где всё это снимали, - отвечает Настя. - А теперь в «Орлёнке» у меня есть возможность реализовать свою идею!

показать людям красоту Байкала, его уни- кальную экосистему и помочь понять, что природу нужно лишь беречь/наблюдать/ созерцать, а не трогать и портить, - объяс- няет Иван. - Наш тур: Москва - Санкт-Петербург. Да, не такой масштабный, как у других, но зато какой результативный! - уверяет 13-летняя Василиса Завойских из Байкону- ра. - Ведь мы хотим показать людям, что именно изучают в этих вузах, чем они зна- мениты и какие выдающиеся личности в них обучались. Например, в Санкт-Петербургском го- сударственном университете (СПбГУ) учились Дмитрий Менделеев, Иван Турге- нев, Александр Блок, Владимир Путин(!), Дмитрий Медведев… Хотелось бы учиться там, где за партой сидел президент Рос- сии? Вот! А в Московский государственный инсти- тут международных отношений (МГИМО) поступила бы и сама Василиса, потому что там преподают и изучают самое большое количество языков - 53! Именно поэтому МГИМО занесён в «Книгу рекордов Гин- несса». Также девчонки выбрали Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана и, конечно, Москов- ский государственный университет (МГУ).

Это тебе не LEGO собирать! Самый /взрывной/ мозговой штурм про- исходил у ребят направления /техника/. Они решили познакомить туристов с… соз- данием (и, конечно, запуском!) ракеты-но- сителя «Союз»! - В Химках Научно-производственная организация «Энергомаш» делает двигате- ли для ракет, - рассказывает 16-летняя Ма- рия Лоскутникова из Забайкальского края. - В Королёве в Ракетно-космической корпо- рации «Энергия» имени С. П. Королёва ве- лась разработка «Союза». Также мы вклю- чили в наш тур Байконур, где, собственно, и производится запуск ракеты-носителя. Всё это нужно, чтобы познакомить людей с ракетным делом. Это ведь так интересно! Особенно - для юных физиков.

Учиться, учиться и ещё раз… Наверняка ты уже задумывался о том, в какой институт/университет будешь посту- пать после школы? Так вот, чтобы разду- мывать было куда удобней и интересней, орлята направления /наука/ собрали для тебя Топ-4 самых крутых учебных заведе- ний России. Назад в прошлое /или твоя онлайн-карта путешествий/ - Наше поколение также должно хо- рошо знать историю России и помнить о событиях самых страшных лет, - говорит 13-летняя Алина Лаврова из Московской области. - Поэтому в основу нашего тура легли события Северной войны и Великой Отечественной. Санкт-Петербург - Москва - Тула - Курск - Туапсе - по такому маршруту ребята пред- лагают проехаться тем, кто хочет своими ладошками прикоснуться к истории. - Мы придумали тур по городам воин- ской славы, где каждый желающий сможет посетить военные мемориалы, памятники, братские могилы - одна только Поклонная гора в Москве чего стоит! - рассказывает Алина. - И когда мы доработаем все наши проекты (все-все в лагере!), мы соединим эти маршруты на одной большой онлайн- карте! Представляешь, с настоящими гео- локациями и описанием маршрута прямо на карте России! А потом можно будет при- ехать домой и сказать маме: «У меня есть тур, у меня есть карта. Давай поедем?». На старт… Внимание… Поехали! Сначала в Волгоградскую область! Оказывается, именно оттуда к нам на сме- ну приехала 15-летняя Валерия Колесова, папа которой - Владимир Колесов - явля- Созерцать и наблюдать, а не трогать и портить! Под таким /девизом/ ребята из направ- ления /экология/ придумали туристический маршрут «Хрустальное ожерелье Байка- ла». Начинается он в Иркутске, где нуж- но сесть на автобус и доехать до посёлка Листвянка. И уже оттуда начнётся увлека- тельное путешествие вдоль берегов Бай- кала. - Цель нашего маршрута - увидеть всю красоту озера и познакомиться с его уникальной экосистемой, - рассказывает 16-летний Иван Недоливко из Иркутской области. - Дело в том, что в прошлом году я сам был в Листвянке и видел, как на бе- регу скопилось много-много зелёных водо- рослей под названием спирогира. Они об- разуются на дне Байкала. А самая главная /фишка/ этого озера в том, что его должны «чистить» раки бо- коплавы, которые там обитают, и эти во- доросли не должны всплывать на берег в таком количестве… Но сегодня из-за того, что человек загрязняет экологию, эти рачки погибают. - Поэтому, пока не поздно(!), мы хотим

Карина Исаева, Томская область

Бонусная страничка 8 «Волшебник» в гостях у орлят Или о том, кто создаёт музыку для фильмов…

Территория кино - Это ты волшебник! - хором кричат орлята в зрительном зале Дворца культуры и спорта (ДКиС), записывая видеоселфи вместе с композитором нового отечественного фильма 2019 года «Вол- шебник» (и ещё многих картин!) Артёмом Федотовым сразу по- сле кинопросмотра… Показ и встреча ребят с гостем состоялись в рамках медиапроекта «Территория кино и телевидения». О том, как создаётся музыка для художественных фильмов, что будет, если оказаться в нужное время в нужном месте с нуж- ным треком, и как романтика… иногда приводит в /физмат/, читай в моём материале :)

А что, если бы… Интересно, в 1990-х в России существо- вала такая /волшебная/ группа, которая со- ответствовала бы американским Aerosmith, Metallica или Nirvana? Над этим и задумались создатели фильма «Волшебник». - И вот, собственно, и нафантазировали! - рассказал детям Артём на творческой встре- че в гостиной «Звёздного». - Придумали рок- группу «Мэджик» со всеми её атрибутами - со стилем, одеждой, плакатами и, конечно, со своей историей. Но написать сценарий - это одно… А вот с нуля создать все песни для музыкальной группы - это целый процесс! На создание музыки ушло около года. Для одной только финальной композиции (под названи- ем «Кто-то нас ждёт») было записано 200(!) разных голосовых дорожек… - А когда вы написали свою первую пес- ню? И узнают ли вас на улицах? - вдруг спро- сили орлята у композитора. - Я - 20-я строчка в титрах, - улыбнулся он. - Совсем не знаменитость. И, несмотря на то, что песня, которая звучит на заставке сериала «Мажор 2» и «Мажор 3», - это моих рук дело, что моя музыка звучит в 15 полно- метражных фильмах (среди них «Хороший мальчик», «У ангела ангина», «Пятница» и другие) и в 26 - в эпизодах, меня не узнают на улице. Я человек за кадром. Но именно за кадром мы творим такое… что выворачивает душу наизнанку (в хорошем смысле)!

Наша справка го мира. Но я сильно переоценил свою готов- ность к физмату… Это оказалось чудовищно сложно! Я был отчислен за академическую неуспеваемость. Тогда образование будущего композитора (да, он и теперь не хотел признавать музыку как профессию…) ушло в сторону экономики. «Так, «технарём» побыл, осталось освоить бизнес-администрирование. И всё - буду Сти- вом Джобсом!» - думал он. - Так 8 лет своей жизни я посвятил совсем не творческой сфере и долгое время работал в офисе одной крупной компании, где просто зарабатывал деньги, - признаётся герой на- шего материала. - Профессиональные амби- ции - это, конечно, хорошо. Думаешь: «Ого! Можно заниматься масштабными проектами, ездить в Индию, продавать электростанции». Звучит так серьёзно и здорово! Моё мужское самолюбие это тешило, но где-то внутри я по- нимал, что всё равно занимаюсь не тем… Наверное, именно поэтому жизнь Артёма делилась на две части: днём он работал, а по ночам штурмовал «YouTube» в поисках новых музыкальных идей, учился, набирался опыта. И в один прекрасный момент… - Мне позвонили друзья из Киева и спро- сили, нет ли у меня идей для нового клипа одного режиссёра. Я спросил, когда нужна песня? Ответили, что… завтра утром. Завтра утром! Ну что же, вызов принят! - смеясь, рас- сказывает Артём Федотов. - Я умудрился на- писать композицию на английском языке под названием «Hey you». В итоге она понрави- лась не только режиссёру, но и спонсору! А потом эта песня вошла в Топ-5 британ- ского музыкального чарта. Вот что значит оказаться в нужном месте в нужное время с нужным треком! Медиапроект «Территория кино и теле- видения», который реализуется в «Орлёнке» совместно с ООО «Централ партнершип» и ООО «ГПМ КИТ», включает в себя несколько направлений - лекции от специалистов кино- индустрии, показы отечественных фильмов и встречи детей с их создателями, а также интел- лектуальные игры в формате «Что? Где? Ког- да?» по мотивам просмотренных картин. Сотрудничество же «Орлёнка» с киноком- панией «Централ Партнершип» (крупнейшим российским прокатчиком и дистрибутором ки- ноконтента) началось ещё в 2018 году. За этот период орлятам показали (с обязательными творческими встречами с режиссёрами и актё- рами кинокартин) такие отечественные филь- мы, как «Движение вверх», «Т-34», «Легенда о Коловрате» и другие. А совсем недавно ребята посмотрели картину «Дорогой папа» и встрети- лись с актрисой Валентиной Ляпиной!

«Любишь кошек ты очень, но лошадок сильней…» - Она будет моей женой, просто пока об этом не знает, - говорит герой фильма Рома (актёр Семён Трескунов - тот, который играл главную роль в «Хорошем мальчике»), и зал взрывается аплодисментами! По сюжету фильма парень, страдаю- щий ДЦП, стремится завоевать сердце своей одноклассницы Маши, которая яв- ляется фанаткой знаменитой (в прошлом) рок-группы «Мэджик». Для этого он /нани- мает/ себе в учителя музыканта Фиму (ак- тёр Максим Суханов) - бывшего гитариста этого коллектива. Правда… тот уже давно растратил свой талант и влачит жалкое су- ществование. Что из этого вышло? Узнае- те, посмотрев картину. - Это кино о том, как важно верить в себя, в чудо и, когда наступит момент, стать «волшебником» для кого-то другого, - говорит руководитель специальных проек- тов ООО «Централ Партнершип» Евгения Подобреевская. - Это очень важно для ор- лят и для людей любого возраста. Кстати, орлятский зритель - самый открытый и от- зывчивый! Мы очень надеемся, что, благо- даря тем фильмам, которые мы привозим в «Орлёнок», дети смогут найти свой путь в жизни, постараются что-то изменить в этом мире. - Любишь кошек ты очень, но лошадок сильней… - такой текст своей будущей песни для Маши, которую Рома собирается сыграть на вручении аттестатов, парень зачитывает рок-музыканту… Звучит, конечно, так себе. Но это ровно до того момента, пока слова не лягут на музыку. И тогда… - Огромное спасибо за бурю эмоций! За чудесный сюжет! За реально /качающую/ му- зыку! Мы просто наслаждались, - признаются орлята Артёму Федотову сразу после про- смотра. - Интересно, а как вы налаживаете связь с /космосом/, чтобы получилась такая красота? - Всё держится на любви. Исключительно на ней, - отвечает композитор.

уже не сделаю, если займусь музыкой (пусть даже - не преуспею в этом)… И это очень приятная мысль: не питать страхов по пово- ду того, что сейчас ты оступишься, больно упадёшь и что-то себе расшибёшь. Ты уже лежишь плашмя. И прекрасно! Это позволило мне (наконец-то!) осмелиться и начать… Так образовалась музыкальная груп- па «Sheens», а потом и кино/телестудия «Neopoleon», в которой для Артёма откры- лись все возможности для творчества! P.S. «Ребята, вы очень яркие и талантли- вые. Верьте в себя. Любите своё дело. И всё получится. Я узнавал», - написал Артём Фе- дотов в книге пожеланий… «Музыка? Ну нет… Буду Стивом Джобсом» Говорят, твоё от тебя не уйдёт… Так полу- чилось и у Артёма Федотова, который уже с 4 лет любил играть на пианино, вдруг появив- шемся у него дома. Именно поэтому родители отдали мальчика в школу с 6 лет - чтобы поско- рее можно было устроить и в музыкальную… - Но оттуда меня выгнали. Кажется, за плохое поведение, - смеётся композитор. Потом он вернулся к музыке в 10 лет - снова пошёл в музыкальную школу. А когда ему было 15 (начало 2000-х), в это время как раз развивалась компьютерная графика и всё такое… Уже можно было экспериментировать с поиском нового звучания. И Артёма это сильно заинтересовало. - Но и тогда я решил, что музыка будет для меня только хобби, - говорит он. - «Нужно поступить в хороший институт. Найти высо- кооплачиваемую работу» - всегда твердили родители. Я так и сделал. И, когда вырос, по- шёл по абсолютно не(!) музыкальному обра- зованию. Сначала учился на юриста. Но что-то по- шло не так. Артём понял, что эта профессия никак /не клеится/ с его личностью. - Тогда я решил пойти по зову романти- ки… Стал учиться на инженера-физика в Мо- сковском инженерно-техническом институте, - вспоминает композитор. - Думал, буду либо просторы космоса открывать, либо /вкаты- ваться/ в основы нашего земного физическо-

Анастасия Савиных, Краснодарский край

«На дне уже не страшно» Но и тогда музыка ещё не стала делом всей жизни для Артёма… Он продолжал трудиться в офисе, пока в 2014 году компания не обанкроти- лась. - Вот тогда я оказался на самом дне - без работы и без денег, - вспоминает композитор. - В этот мо- мент я подумал, что хуже

Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, Н. Трубина, М. Шестопалова, Н. Житков, У. Печеницына, Ю. Марьина. Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 25.11.2019 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.

Этот сайт использует куки. Находясь здесь, вы соглашаетесь с их хранением на вашем компьютере. Также вы подтверждаете, что прочитали и поняли нашу Политику конфиденциальности. Если вы не согласны - покиньте сайт.Больше информации о куки
  • newspaperso/sotext/pdf_49b6e7455ecc4f96.txt
  • Последнее изменение: 29 ч. назад
  • 127.0.0.1