202003 .pdf
Оригинальный файл pdf:Скачать sotext:pdf_0289e93f3d564e72:pdf_0289e93f3d564e72.PDF
Статья 1
8 3 2 О том, что такое /правильное/ кино и какие фильмы стоит посмотреть всей семьёй :) О том, как в “Орлёнке” прошёл тематический день, посвящённый 75-летию Победы! О том, как ребята становятся в “Орлёнке” /спецами/ в разных профессиях :)
Статья 2
№ 3 (281) 17 марта 2020 года
Статья 3
Салют, читатель! Мы с тобой уже не раз на страницах нашей га- зеты говорили о цели и мечтах. Наверное, у тебя теперь есть и то, и другое. Но для того, чтобы тебе всего этого достичь, нужен план. На жизнь. Или - проект твоего будущего. Именно он поможет тебе добиться того, что ты хочешь. Обрести (скорее даже - не терять) смысл и избавиться от ощущения потерянности на своём жизненном пути. Проект твоего будущего не обязан быть жёст- ко детализированным. Он должен представлять набор меток, к которым (или через которые) ты будешь поступательно двигаться к своей цели. Ко- нечно, можно всё это изобразить на бумаге и даже прописать - если тебе так удобнее. Но скорее всего этот план просто будет у тебя в голове - понимани- ем (в общих чертах) того, что тебе нужно делать (и в глобальном, и в частном жизненном смысле). Понимаю, что всё это очень красиво звучит, но совсем не обязательно понятно для тебя. Попробу- ем всё разложить по полочкам на моём примере. Несколько лет назад я чётко осознала, кем я хочу быть в этой жизни. Ну, ты понял, что журна- листом :) До этого мне было очень некомфортно. Девочка я вроде умная (сам себя не похвалишь…) и с хорошим воображением. Поэтому было сложно жить (даже так!) в тревоге, которая появлялась от того, что я не знала, к чему я двигаюсь… Ну да, может, и смешно как-то это звучит. Но в современном мире нельзя просто так учиться в школе (пусть даже если будет несколько классов ещё впереди до выпуска) и не думать о своём буду- щем. Слишком уж надо теперь расстараться, что- бы в этот современный мир, став взрослым, удачно вклиниться. Конкуренция и всё такое… Думаю, ты меня понимаешь :) Вот. Поэтому, поняв, что в своём будущем я хочу стать журналистом и с пути этого уже не сверну, я решила накидать в голове план. То есть, проект осуществления своей цели. Стартап у меня получился что надо. Во-первых, я загрузила /своё желание/ в… родителей. Они же большие, опытные и мудрые. Это делается для того, чтобы мама/папа были с тобой на одной вол- не. И поучаствовали в осуществлении твоей мечты. К тому же, они могут (если для них составить гра- мотный запрос) выдавать очень даже неплохие (и конкретные, что важно) мысли, идеи, советы. Во-вторых, я составила список самых главных вещей, которые мне нужно сделать, пока я учусь в школе. То есть, мой /проект будущего/ обрёл свою первую часть :) В него вошли обязательные поезд- ки на все журналистские слёты, форумы, фестива- ли, участие в разных (даже онлайн) образователь- ных курсах. Например, по этому плану я четыре раза побывала на Всероссийском фестивале юных журналистов «Медиа-Волна» и была участником программы «Детский пресс-отряд» на нескольких / полных/ сменах в ВДЦ «Орлёнок». Ну, а в-третьих, и это уже плавно вытекает из /во-вторых/, стала со- бирать портфолио. А без него во взрослой жизни (в смысле - на первом её этапе) - просто никак. В общем, что касается второй части (и после- дующих) проекта моего будущего, то после оформ- ления цели и первой части плана, с остальным проблем уже не возникает. Одно цепляет другое :) Как-то так. Поэтому, если ты уже определился (хотя бы примерно) с тем, как ты хочешь жить в своём бу- дущем и кем ты там желаешь себя видеть, начи- най работать (это ничуть не сложно) над большим проектом реализации своей цели. И у тебя обяза- тельно, когда придёт время, получится найти своё /правильное/ место во взрослом мире. Удачи :)
Статья 4
Проект твоего будущего
Статья 5
Каждый из нас рано или поздно задумывается о выборе профессии. Так сказать, начинает про- ектировать своё будущее. Мы решили узнать у орлят, определились ли они с профессией и какие ценности для них главные в жизни :) Анна Быстрова, 14 лет, Нижний Тагил: - Я хочу связать свою жизнь с биологией и химией и пойти либо в медицинский университет, либо в сферу экологии. На мой взгляд, это достаточно востребованные профессии, и они всегда будут нуж- ны людям. А ещё - это очень интересно. Сейчас я делаю упор на изучение биологии и химии, хожу на различные курсы и лекции. Мне хочется помогать людям и природе, чтобы в мире царила гармония. Екатерина Кирилина, 11 лет, Ростовская область: - Я хочу стать визажистом. Сейчас я практикуюсь - делаю ма- кияж маме, себе, друзьям. Это интересно, тем более, девочкам всегда нужно выглядеть красиво. Чтобы быстрее освоить буду- щую профессию, я смотрю обучающие видео, читаю тематиче- ские материалы. А когда стану старше, планирую посещать кур- сы, чтобы улучшить свои навыки. Также я бы хотела научиться делать маникюр. Сейчас же хожу в художественную школу и на- бираюсь опыта. Анастасия Нидергвель, 14 лет, Омская область: - На самом деле я ещё не определилась с будущей профессией, но думаю, что она будет связана или с дизайном, или с артистиче- ской деятельностью. Я уже седьмой год занимаюсь в художественной школе и три года - в театральном кружке. Благодаря /театральному/ я открылась по-настоящему (до этого была очень замкнутой). А «Орлё- нок» продолжает развивать мою коммуникабельность. Ведь когда ты сюда приезжаешь, то не знаешь вообще никого. Новые знакомства - это незаменимый опыт. София Герченова, 13 лет, Орловская область: - Побывав в «Орлёнке», мне захотелось стать вожатой. Я приеха- ла на смену «Профессиональные старты» и сейчас пробую себя в этой сфере. В «Орлёнке» я нашла друзей и единомышленников, с которыми мы вместе погружаемся в основы вожатства. Иван Перепелицын, 14 лет, Краснодарский край: - Я уже выбрал будущую профессию - буду инженером в техниче- ской части. К этому решению я пришёл, когда играл… в компьютерную игру Minecraft. Там мне нравилось создавать различные механизмы и решать головоломки. Мне симпатичны инновационные технологии, компьютеры, VR (виртуальная реальность). Я хочу научиться про- граммировать роботов, делать чертежи и схемы. Ирина Паничева, 13 лет, Московская область: - У меня есть мечта - стать учителем русского языка и литературы, потому что я гуманитарий и умею ладить с детьми. О своей будущей профессии я начала задумываться ещё с первого класса. Также я занимаюсь вокалом и актёрской деятельностью. Думаю, эти навыки мне пригодятся в работе с детьми, потому что быть харизматичной и артистичной - это всегда плюс. Кстати, в «Орлёнке» я командир отря- да. И это помогает мне стать более дружелюбной, быстрее находить контакт с людьми. «Орлёнок» - место, где сбываются мечты. Здесь обязательно нужно побывать каждому :)
Статья 6
Дежурный по номеру Анастасия Савиных, Краснодарский край Анастасия Магдалевич, Краснодар
Статья 7
2 Главное событие Сохраняя историческую память… к 75-летию Великой Победы
Статья 8
2020 год в нашей стране объявлен Годом памяти и славы. Памя- ти, которая не должна забываться со временем. Славы, которую нужно пронести свозь года. В «Орлёнке» тоже помнят и гордятся подвигами советских солдат. И каждую смену здесь проводится тематический день, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Такой день памяти под названием «Мы сорвали штандарты фашистских держав» прошёл во Всероссийском детском центре и в третью смену. А о том, как это было, я тебе сейчас расскажу.
Статья 9
- Война - это страшно! - вновь обратил- ся к ребятам Николай Николаевич. - Только представьте… Если расстояние от Москвы до Берлина проложить всеми убитыми, то на каждые два квадратных метра будет 12 погибших солдат. И это только советских. А ведь со стороны немецкой армии тоже по- гибали люди, самые обычные люди. 2020 год в нашей стране объявлен Годом памяти и славы. И именно вам хранить эту память, именно вам нести новую славу. Начните с простого - читайте правильные книги и смо- трите правильные фильмы о войне, о кото- рой нужно знать правду. Чтобы быть достой- ными памяти наших героев - отцов, дедов и прадедов. Именно так в «Орлёнке» стартовал тема- тический день, посвящённый Победе в Ве- ликой Отечественной войне и наполненный разными тематическими мероприятиями. Одним из них стала встреча с сотрудни- ками Следственного комитета Российской Федерации (СК РФ), которые приехали в «Орлёнок», чтобы запустить здесь Всерос- сийскую патриотическую молодёжную Эста- фету добрых дел. Её маршрут проходит от Владивостока до Калининграда, и орлята те- перь тоже могут принять в ней участие. - Мы хотим с помощью этой акции рас- сказать всем и напомнить о подвиге наших дедов и прадедов, - сказала на встрече с ребятами Анна Тарасова, инспектор Управ- ления воспитательной работы СК РФ, лей- тенант юстиции. - Она не зря называется именно так. Ведь каждый из нас может совершить добрый поступок, рядом с каж- дым из вас есть люди, которые нуждаются в вашей помощи. Ветераны это или, на- пример, дети в детских домах. Сотрудники Следственного комитета тоже не остаются в стороне - навещают тех, кто прошёл во- йну, оказывают помощь им, их семьям и вообще всем, кто нуждается в заботе. Мы призываем присоединиться к нам, ведь вы приехали из разных регионов, а значит с помощью вас добрые дела могут «захва- тить» всю нашу страну. Вы - наше будущее, всё в ваших руках. Пока орлята собирались в зале Дворца культуры и спорта, чтобы всем вместе дать старт тематическому дню, и рассаживались по своим местам, из динамиков не лилась привычная задорная музыка с орлятскими мотивами - звучали песни военных лет. Вне- запно наступила тишина, до слуха ребят до- нёсся сигнал «Внимание», погас свет, а на экране, под «Балладу о борьбе» Владимира Высоцкого, начали мелькать чёрно-белые кадры. Когда прозвучали последние ноты мело- дии, перед ребятами появился Николай Зен- цов, главный режиссёр «Орлёнка». - Год памяти и славы. Не зря эти два сло- ва стоят рядом, - обратился он ко всем сидя- щим в зале. - Память должна сохраниться. Её нельзя будет стереть, как обычный файл из компьютера. И вы - носители этой живой памяти. И вам передавать её следующим по- колениям, своим детям. Это самая главная задача. Ведь сегодня мир дошёл до того, что есть люди, которые верят, что Украину, Бело- руссию, Польшу оккупировали когда-то… со- ветские войска вместе с фашистами, что на Украинском фронте воевали украинцы, а на Белорусском - белорусы. Именно поэтому так важно знать и помнить. Именно поэтому мы проводим подобные дни в «Орлёнке». Это самая страшная в истории челове- чества война, которая прекратилась тогда, когда над рейхстагом два советских развед- чика водрузили простое красное полотнище. Именно оно вошло в историю человечества и стало символом того, что наша страна по- бедила. В этот момент зазвучала громкая музы- ка, и в зал ДКиС внесли копию Знамени По- беды. Остальные орлята встретили его стоя. Ведь именно это алое полотнище весной 1945 года возвестило всему миру о разгроме Третьего Рейха и завершило тяжелейшую кровопролитную войну. Легендарное Знамя Победы законодательно объявлено «офи- циальным символом Победы советского на- рода над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне» и «государственной реликвией России».
Статья 10
подачи сигнала самолётам, разбирали и собирали на время автомат Калашникова, определяли азимут, а в конце каждого испы- тания получали информацию о героях-спор- тсменах - участниках Великой Отечествен- ной войны. - Мы узнали много нового и интересно- го о том, как проходили военные действия в горах, - рассказала мне Евгения Яговки- на из Удмуртии про игру-путешествие «Ти- шина гор». - Нам поведали, как проходила подготовка солдат, которые должны были участвовать в военных действиях в горных районах. Увидели, какое снаряжение у них было. Поняли, насколько важна для них была и физическая, и моральная подготов- ка, ведь приходилось вести сражения высо- ко в горах, где низкие температуры, сложные подъёмы и большая отдалённость от людей. А ещё мы учились сами вязать узлы и попро- бовали свои силы в скалолазании. Кроме этого, в течение всего дня орлята отдавали дань памяти сотрудникам центра, которые участвовали в Великой Отечествен- ной войне, организовав пост почётного ка- раула у памятного камня рядом со школой «Орлёнка». - Стоять в почётном карауле - это по- настоящему почётно, - поделились своими впечатлениями Саша Кобяков из Иркутска, Полина Батухтина из Липецка и Ульяна Ней- бергер из Кемеровской области. Эти ребята одни из немногих были удостоены подобной чести. - Ощущаешь внутри невероятный всплеск патриотизма и гордости. И понима- ешь, что это не просто твоя обязанность, ко- торую ты должен выполнить, уйти и забыть об этом. Это наш долг перед теми, кто защи- щал Родину. Вечером для всех орлят состоялся по- каз фильма «Сестрёнка» режиссёра Алек- сандра Галибина. Ребята не просто увидели кинокартину, а погрузились в историю одной семьи периода Великой Отечественной во- йны. Завершился день церемонией спуска венка в воды Чёрного моря в память о по- гибших в годы войны. - Очень важно проводить подобные дни, чтобы сохранять память о тех, кто когда-то защищал нашу страну, кто отдавал свои жизни ради того, чтобы мы родились и жили в мире и спокойствии, - прокомментировал один из участников тематического дня Иван Перепелицын из Краснодарского края. - Это важно и для взрослых, и для детей. А ещё важно помнить об этом не раз в год, а каждый день. И пусть проходит время, происходят яркие и важные события, но ле- гендарный подвиг советского народа, леген- дарная Победа должны оставаться в нашей памяти навсегда. После этого представители Следствен- ного комитета вместе с орлятами приняли участие в акции «Цветы на бруствере». Все вместе они отправились в посёлок Новоми- хайловский (расположен рядом с «Орлён- ком»), на площадь ЦКиД «Юность», чтобы возложить цветы к мемориалу памяти во- инам, погибшим в годы Гражданской и Ве- ликой Отечественной войн, и почтить их па- мять минутой молчания. Для «Орлёнка» 75-летие Великой Побе- ды тоже особенная дата. Ведь он строился в послевоенные годы руками людей, которые прошли через войну. И на протяжении мно- гих лет здесь работали сотрудники, которые когда-то также встали на защиту нашей Ро- дины. Например, это Борис Александрович Блинов и Пётр Павлович Лоншаков. В этот день они не были оставлены без внимания. Представители СК РФ навестили их и, по по- ручению председателя Следственного коми- тета Российской Федерации Александра Ба- стрыкина, вручили им памятные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Стоит сказать, что орлята часто навеща- ют ветеранов. И во время таких встреч не- редко звучат рассказы о военном времени. - На самом деле, очень тяжело говорить о войне, - рассказывает, например, Пётр Павлович. - Помню Победу, которую я встре- тил в Казахстане. Помню, что нас в тот день и накормили лучше обычного, и салют был, мы все обнимали и целовали друг друга, пели, плясали, плакали… Узнать историю войны и Победы орлята смогли не только из рассказов ветеранов, но и с помощью тех мероприятий, что прошли в тематический день. В рамках федерального проекта «Тер- ритория Победы» ребята познакомились с Братиславско-Брновской наступательной операцией по освобождению Братиславы от немецко-фашистских войск, узнали о роли Советской армии в освобождении Европы и завершили акцию флешмобом. А в би- блиотеке «Орлёнка» смогли прикоснуться к письмам-треугольникам с фронта. Узнать о суровых буднях войны с помощью этих се- мейных реликвий сотрудников Всероссий- ского детского центра. Другие в это время собирали информа- цию о технике Великой Отечественной во- йны, знакомились с военным искусством, ратным делом, с военно-техническими сред- ствами обороны. Узнавали о ключевых сра- жениях военных лет, о героических подвигах советского народа. Каждый смог не просто пополнить свои знания, но и продемонстри- ровать своё личное отношение, понимание значения победы в войне. В ходе военно-спортивной игры «Дорога Победы» орлята проходили полосу препят- ствий, на веломобилях обходили муляжи мин, разжигали костёр из трёх спичек для
Статья 11
Анна Воробьёва, Московская область
Статья 12
Главная тема 3 WORLDSKILLS В «ОРЛЁНКЕ» /Версия 2020/ На третьей смене во Всероссийском детском центре програм- ма «Профильные техноотряды: проектирование будущего» объ- единила 100 ребят из разных регионов нашей страны. В детском лагере «Звёздный» орлята погружались в основы строительства, моделирования, дизайна и проектной деятельности. О том, как обычная тумбочка может стать проводником на чемпионат мира, а девочки становятся… сантехниками, читай в моём материале :) Смена+
Статья 13
ПРЕДИСЛОВИЕ Напомню, что WorldSkills - это органи- зация, которая даёт возможность молодо- му поколению освоить рабочие профессии и проявить себя на международных сорев- нованиях по всему миру. А профильные техноотряды в «Орлёнке» - первый этап для юных специалистов на пути к чемпио- натам. Но об этом - чуть позже :) кружковая деятельность помогут вам про- двинуться дальше. «ЕСЛИ МЫ БУДЕМ В «ТЕМЕ», МИР СТАНЕТ ЛУЧШЕ» Николай Голиков уже приезжал во Все- российский детский центр в прошлом году, чтобы поделиться с орлятами своей исто- рией успеха. В этот раз он снова рассказал им о том, как начинался его путь в движе- ние WorldSkills. - Чем больше ты вкладываешься в дело, тем тебе становится интереснее, - отметил Николай. - Это как в случае с компьютерными играми. WorldSkills - то же самое, только в реальной жизни. Перед тем, как стать тренером Нацио- нальной сборной Ворлдскиллс по компе- тенции «Производство мебели», он про- шёл большой путь (сейчас ему 22 года!). На своём первом чемпионате (подго- товка к которому длилась всего три дня!) Николаю нужно было сделать маленькую тумбочку. - Я старался изо всех сил, - признался он. - Тумбочку я делал 8(!) часов, но так и не доделал, в то время как остальные участ- ники уже заканчивали… В итоге я оказался седьмым (из семи) в списке расширенного состава Национальной сборной. Сказать, что моей радости не было предела, значит ничего не сказать! А затем - соревнования в Венгрии (бла- годаря которым Николай оказался в Наци- ональной сборной), чемпионат мира в Абу- Даби и чемпионат Европы в Будапеште, где он стал бронзовым призёром! Тут и до тренера недалеко :) - После чемпионата в Будапеште меня пригласили в Национальную сборную в качестве тренера. Также я устроился пре- подавателем в колледж и сейчас веду не- сколько дисциплин. Самое главное - это делиться своими знаниями с другими. Ведь если мы все будем в «теме», мир ста- нет лучше! - подчеркнул Николай Голиков. После встречи орлята долго не отпуска- ли тренера Национальной сборной - дела- ли памятные фотографии, задавали во- просы. А кому-то удалось пожать ему руку - на удачу! :)
Статья 14
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО В начале марта, в честь открытия сме- ны, орлята вместе с заместителем гене- рального директора - техническим дирек- тором Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Алексеем Тымчи- ковым приняли участие в зарядке и про- бежке на центральном стадионе «Юность» в ВДЦ «Орлёнок». В этот же день во Дворце культуры и спорта ребята пообщались с Алексеем Тымчиковым и тренером Национальной сборной Ворлдскиллс по компетенции «Производство мебели» Николаем Голи- ковым. Технический директор Союза «Моло- дые профессионалы (Ворлдскиллс Рос- сия)» поделился с участниками смены успехами российской команды профессио- налов. Он рассказал о том, что в 2018 году на чемпионате Европы в Будапеште наша сборная заняла 1-е место и в медальном, и в командном зачётах, а в 2019-ом на чем- пионате WorldSkills в Казани стала второй. Алексей отметил, что участие в движе- нии даёт много возможностей - професси- ональных, финансовых, образовательных. - Может быть, многие из вас пополнят нашу Национальную сборную и поедут на чемпионат, - обратился он к орлятам. - А победа в нём гарантирует финансовую поддержку и предложения о работе. Участ- ники WorldSkills не только получают про- фессиональный опыт, но и путешествуют по всему миру, встречаются с известными людьми, изучают иностранные языки и по- лучают уникальное образование. А если пробиться в расширенный со- став Национальной сборной, то движе- ние… оплатит обучение в университете! - WorldSkills - это большая команда, это друзья, внутреннее профессиональное сообщество, в котором можно постоян- но чем-то «подпитываться», - подчеркнул Алексей Тымчиков. - Вы уже стоите на пер- вой ступени к тому, чтобы попасть в Нацио- нальную сборную. А юниорская практика и
Статья 15
НЕМНОГО О /SKILLS DAYS/ И НОВОЙ ТАБЛИЦЕ МЕНДЕЛЕЕВА В рамках смены «Профильные техноо- тряды» в «Орлёнке» состоялся Фестиваль компетенций Skills Days. В нём приняли участие более 400(!) ребят из разных реги- онов нашей страны. Мастер-классы прош- ли под наставничеством экспертов и побе- дителей WorldSkills Russia. Орлята познакомились с основами фармакологии и лабораторно-химического анализа, попробовали себя в роли маля- ров и дизайнеров. Также они учились про- двигать свой бренд в социальных сетях и работать с геодезическими приборами :) - Благодаря Фестивалю компетенций я узнала, как много профессий существу- ет на свете! - призналась Арина Стреб- кова из Орловской области. - Больше всего меня заинтересовала компетенция «Интернет-маркетинг». На мой взгляд, это интересное и перспективное направ- ление. Мне бы хотелось проводить время в социальных сетях с пользой, поэтому я планирую изучать и применять на практи- ке способы продвижения товаров и услуг в интернете. Но это ещё не всё. На смене юные строители и инженеры посетили занятия по фармацевтической химии. Об основах фармакологии им рассказали представи- тели компании «Р-Фарм» (она является одним из лидеров российского фармацев- тического рынка!). К слову, в школе «Орлёнка» появилась ещё одна таблица Менделеева, которая включает в себя новые(!) химические эле- менты. Такой подарок центру сделал пар- тнёр «Орлёнка» - компания «Р-Фарм» :) пионатов WorldSkills Russia. В «Звёздном» собрались юные дизайнеры интерьера, маляры-декораторы и даже… девочки-сан- техники! - Мы делаем расчёты, ставим трубы, чтобы по ним правильно текла вода, - рас- сказала Софья Захаренко из Краснодар- ского края, компетенция «Сантехника и отопление». - На самом деле это очень интересный процесс. Навыки, которые мы здесь получаем, обязательно пригодятся нам в жизни. Мой папа часто улетает в командировки на два месяца, поэтому за него в доме остаюсь я :) Соня призналась, что сфера сантехни- ки требует терпения и кропотливого тру- да, ведь нужно делать точные измерения. Если совершишь ошибку, придётся заново ставить трубы… В общем, девочка-сантех- ник - это что-то новенькое! Ты уже понял, что на смене «Профиль- ные техноотряды» собрались /мастера на все руки/. Они и электросети умеют про- кладывать, и обои клеят, и 3D модели зда- ний создают! - На смене мы проектировали орлят- ский музей авиации и космонавтики (на- ходится в Доме авиации и космонавтики - прим. авт.) и другие подобные помеще- ния в программе Autodesk Revit, - расска- зал мне Степан Игнатов из Москвы, ком- петенция «Технология информационного моделирования». - У себя в городе я учусь основам строительства и эксплуатации зданий и сооружений. А занятия в «Орлён- ке» помогают мне развиваться в этой сфе- ре. В будущем я бы хотел создать проект промышленного отеля, но пока это только в планах…
Статья 16
ДЕВОЧКИ-САНТЕХНИКИ и МАЛЯРЫ-ДЕКОРАТОРЫ… В течение смены подростки проходили обучение по разным компетенциям. Заня- тия проводили международные сертифи- цированные(!) эксперты и победители чем-
Статья 17
P.S. - В «Орлёнке» у нас есть возможность совмещать приятное с полезным - отдых и тренировки, - отметил Салават Нуриев из Казани, компетенция «Промышленный дизайн». - Здесь мы не просто сидим в ма- стерской, но и гуляем на свежем воздухе, находим классных друзей, общаемся и по- лучаем новые знания и опыт. В завершение смены участники про- граммы «Профильные техноотряды» сдадут демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia и получат Skills Passport (паспорт компетенций). Возможно, вскоре мы увидим кого-то из этих ребят в составе национальной сборной юниоров :)
Статья 18
Дарья МАМАЕВА, Краснодарский край
Статья 19
4
Культурная страничка
Камера. Мотор… И прямо
в сердце
Только у нас/тусовка+
Статья 20
Или о том, как в «Орлёнке» проходит культурно- образовательный проект «Свет Лучезарного Ангела»
Статья 21
- В обычной жизни мы все очень устаём от огромного потока ненужной информации, от обилия бессмысленных картинок в интернете и несерьёзных комедий. И иногда просто хочется по- смотреть кино, которое «тронет» душу. Вместе с друзьями. А по- том обсудить, подумать, помечтать, сделать выводы, - делится со мной своими мыслями 15-летняя Соня Седунова из Иркутска. - И как здорово, что здесь, в «Орлёнке», мы всем лагерем(!) не толь- ко смотрим доброе кино, но и учимся создавать его сами. Да-да, представляешь, ребята третьей смены не только успе- вают смотреть интересные фильмы и ходить на творческие встре- чи с актёрами, но и сами делают мультики (самые настоящие!) и снимают очень поучительные видеоролики и скетчи (это такие короткие шутливые видео). В общем, о том, как работает съёмоч- ная группа, зачем нужна раскадровка (и что это такое), сколько нужно сделать фотографий, чтобы получилась мультипликация и как объединить доброе кино и серьёзные темы, читай в моём ма- териале. Камера, мотор… Снимаем! :)
Статья 22
нее продумывать все мелочи: представить, кто где стоит, какие нужны атрибуты, какое будет освещение. В итоге получилось, что весь отснятый ребятами материал для скетча на тему за- грязнения окружающей среды, как говорит- ся, пошёл «в топку»… - А всё потому, что не продумали дета- ли, - продолжает Рома. - Например то, что, когда мы снимали, солнце было в зените. А от этого камера в засвете. А значит нужно искать варианты с тенями. В общем, при- шлось нам заново (и очень быстро!) сни- мать сцены. Да-а-а… И такое бывает. Зато в буду- щем ребята точно не допустят таких недо- чётов :) Кстати, снимают на этой смене не толь- ко забавные скетчи, но и настоящее корот- кометражное кино на серьёзные темы. - «Совесть» - такое рабочее название у нашего будущего видео, - рассказывает мне 16-летний Егор Ладыченко из Влади- востока. - Мы делаем его по мотивам рас- сказа «Экспонат №» русского писателя Бо- риса Васильева. В сюжете рассказывается о том, как в годы Великой Отечественной девушка ждала мужа с войны. От него пришло одно письмо - успел написать. Следом за ним - похоронка… А потом ещё одно письмо от его друга - слова поддержки. Девушка всю жизни хранила и перечитывала эти пись- ма. А в старости, когда уже совсем ослеп- ла, их для неё читали родные. Однажды к бабушке пришли волонтё- ры, которые собирали фронтовые письма для мероприятия, посвящённого юбилею Великой Победы. Та не отдала им бумаги - ведь они стали частью её жизни. - Тогда парни решили украсть письма, - продолжает Егор. - Но по пути от бабушки один из них всё-таки одумался и настоял на том, чтобы ребята вернули всё хозяй- ке и извинились. Поэтому «Совесть», а не «Экспонат №». Ведь в оригинальном рас- сказе была плохая концовка, а у нас - хо- рошая. Так мы объединили 75-летнюю го- довщину со дня Великой Победы и девиз нашей смены - «Доброе кино!». ловой из Липецка придумала мультфильм под названием «МСБ» - то есть «Морская служба безопасности». - У нас будет сказка, построенная на реальной серьёзной проблеме - засорении Мирового океана мусором и пластиком, - говорит Соня. - Это история про рыбку, ко- торая, играя со своими друзьями, случайно попадает в бутылку и застревает там. Её друзья рыбки зовут на помощь краба, ко- торый приезжает на морских коньках, отре- зает своей клешнёй горлышко у бутылки и освобождает главную героиню. Как-то так :) Так ребята решили затронуть тему эко- логии. А вот команда 12-летнего Мазана Цидиева из Республики Калмыкия посвя- тила свой сюжет 60-летию «Орлёнка». - Вчера весь день рисовали фоны, се- годня - героев, - улыбается Мазан. - Рабо- чее название нашего мультика - «Огонёк». Мы расскажем о мальчике, который в дет- стве побывал в «Орлёнке» и у него появил- ся маленький огонёк. Потом он вырос и стал вожатым. А вместе с ним вырос и его огонёк. И теперь он дарит этот огонь дру- гим детям-орлятам. В общем, ты понял, что настроены эти ребята серьёзно. И это только мультики! А как дела в студии игрового кино? Кино по-семейному /или о проекте/ Только представь - полный зритель- ный зал орлят во Дворце культуры и спор- та (ДКиС), ты сидишь в центре вместе со своим отрядом и два часа смотришь какой- нибудь интересный фильм. И всё это с об- суждениями, всеобщим смехом и бурными овациями на самых трогательных момен- тах… - Так мы смотрели мелодраму «Подки- дыш» (2019 года) вместе со всем лагерем, - рассказывает 14-летняя Ульяна Сакулина из Пермского края. - Это забавная история о том, как маленькая девочка потерялась в огромном мегаполисе и попала в другую семью. Но всё в итоге закончилось хорошо, и младший брат, который потерял сестрён- ку, вернул её домой. Какой вывод можно сделать, посмотрев такую картину? Во- первых, что в Москве лучше не теряться :) А во-вторых, что нужно дорожить своими близкими, особенно - младшими брати- ками/сестрёнками, им ведь иногда нужно просто уделять чуточку больше внимания. Такие душевные просмотры в «Орлён- ке» очень отличаются от обычных похо- дов в кинотеатр в твоём городе. Да, здесь в холле ДКиС не продают попкорн… Зато взамен ты получаешь столько(!) классных эмоций и позитива - не передать словами. А где ещё сразу после фильма ты сможешь высказать своё мнение о картине? Да-да, прямо в микрофон. Прямо для всех! Кстати, проект «Свет Лучезарного Ан- гела» проходит в «Орлёнке» уже шестой год подряд. И он является продолжением Международного благотворительного кино- фестиваля «Лучезарный Ангел», который с 2003 года проводится Фондом социально- культурных инициатив под патронатом пре- зидента Фонда Светланы Медведевой. И при духовном попечительстве самого(!) Па- триарха Московского и Всея Руси Кирилла. Так что, мы тут не просто кино смотрим! А участвуем в очень серьёзном проекте, который направлен на приобщение под- растающего поколения к духовному насле- дию Отечества, на возрождение детского, юношеского и семейного кинематографа. Вот как! Кстати, о семейном кинематографе. Помимо общелагерных просмотров та- ких фильмов, как «Сестрёнка» и «Это не навсегда», у ребят из детских лагерей «Солнечный» и «Звёздный» по вечерам проходят, своего рода, семейные показы короткометражных фильмов. Вместе со своим отрядом они смотрят поучитель- ные, документальные или анимационные видео, а потом обсуждают их. Ну разве не здорово? :)
Статья 23
24 кадра в секунду /или о том, как создаётся мультипликация/ А чтобы совсем проникнуться атмос- ферой добрых фильмов (и мультфильмов, конечно!), орлята этой смены пробуют соз- давать их сами. «Это что, детская художественная ма- стерская?» - подумала я, когда заглянула в студию анимации. Куча красок и кисточек, разрисованных листков формата А3, кра- сочных рыбок, крабов, гусениц, бабочек - и всё это тоже нарисованное. - Ребята, не забывайте качать гусеницу на листке! Отлично. Продолжайте снимать, - даёт советы детям куратор мастерской мультипликации Елена Каян, а потом объ- ясняет мне, что здесь происходит. - Все эти рисунки станут мультфильмами. Орлята разделились на несколько групп, придума- ли свои сюжеты, а теперь рисуют героев, вырезают их и снимают на специальную камеру, которая закреплена на штативе. Так создаётся мультипликация. И, если честно, это очень(!) трудный процесс. Ещё бы! Сначала написать сценарий. Потом нарисовать каждый фон, каждого героя, каждый предмет, каждую мелочь… Вырезать всё это, да ещё и так, чтобы глаз- ки, плавнички и губки у рыбки можно было двигать при /съёмках/. Отснять кучу фото на камеру. А потом - смонтировать и подо- брать звуки и музыку. - Только представь, в одной секунде мультфильма - 24 кадра. Значит только для одной минуты нашей истории нужно отснять целых 1440 фотографий! - продол- жает Елена Игоревна. - Это отнимает мно- го времени, но, думаю, ребята справятся! Конечно, справятся! Они ведь придума- ли такие интересные сюжеты, что обидно было бы не воплотить их в жизнь. Так, на- пример, команда 14-летней Сони Шестопа-
Статья 24
Солнце в зените - камера в засвете /или и такое бывает…/ - Выбирай другой план. Тут героиня не должна в камеру смотреть. А здесь она лучше скадрирована, - эти и ещё куча не- понятных для меня фраз звучали из студии кино. Да, именно здесь, среди ноутбуков и видеокамер, орлята создают видеоролики. А точнее - пишут сценарии, делают раска- дровку, подбирают актёров, набирают кучу реквизита, снимают сцены. А потом ещё монтируют, удаляют всё, снова монтируют и озвучивают. - Раньше я считал, что раскадровка (это такая последовательность рисунков, кото- рая помогает при создании фильмов) - со- всем ненужная вещь. Написал сценарий, да пошёл снимать, как получится, - делит- ся впечатлениями 13-летний Роман Хар- ченко из Кемеровской области. - А в итоге оказалось, что в каждом кадре нужно зара-
Статья 25
Юлия Гореликова, Краснодарский край
Статья 26
Лидерская страничка 5 Детский проектный офис в «Орлёнке» /реализация/
Статья 27
Как есть Знаешь, я познакомилась с удиви- тельными ребятами. В третью сме- ну они приехали в «Орлёнок» не как обычные дети, ну, как мы с тобой, на- пример, а как авторы и организаторы своих собственных проектов. Они их придумали ещё в прошлом году, на од- ной из смен во Всероссийском детском центре, в рамках работы Детского про- ектного офиса. Долго искали идеи, развивали их, воплощали в виде про- грамм, защищали, проходили отбор… И вот теперь они снова в «Орлёнке», но уже для того, чтобы их идеи стали реальностью. О том, как у них это получается, чи- тай в моём материале :)
Статья 28
- В ходе работы над проектом выясни- лось, что можно использовать не любую люминесцентную краску, - объяснил Геор- гий. - А только ту, которая не будет вре- дить окружающей среде. В общем, время от времени приходится учитывать такие нюансы. Сейчас я работаю ещё и над по- иском подрядчика, который готов будет реализовать придуманные нами идеи. К концу смену мы планируем точно пред- ставить готовые трафареты, а если не по- лучится найти заказчика, то я буду готов трудиться над проектом и дальше, но уже дистанционно. Какой же всё-таки деловой этот юноша! Мы знаем, что все новшества принимают- ся с трудом и приходится сталкиваться со многими проблемами. Но с такой хваткой, как у Георгия, я уверена, всё в итоге полу- чится. Участники Детского проектного офиса уже начали реализацию своих идей. Но это только часть из них. Например, ещё один проект - «Хранители исторической памяти» - реализуется в течение несколь- ких смен. К маю его результатом должен стать цифровой учебник истории «Побе- да в цифре». Он будет создан совместно детьми и взрослыми. А вот проект «А вы слышали, как звучит «Орлёнок?», авторы которого предложили записать аудиоэкскурсии по «Орлёнку», уже практически готов к своей реализации. Представь, что ты сможешь узнать Всероссийский детский центр, познакомиться с его людьми, тра- дициями, историей в совершенно новом формате - с помощью телефона и на- ушников. С использованием звуковых эффектов погрузиться с помощью слуха и фантазии в атмосферу этого места. Это такой социально полезный проект о том, как можно использовать телефон для собственного развития, а ещё - это возможность вовлечь ребят с ограни- ченными возможностями. Реализация проекта запланирована на 7 смену, что символично, учитывая то, что смена эта - юбилейная. В общем, эти ребята отлично справ- ляются со всеми трудностями - успешно реализуют свои программы, в которых с большим желанием участвуют их свер- стники. А это значит, что у них уже хорошо получается быть частью большого и важ- ного дела. Мы за них очень рады! А я тем временем расскажу тебе ещё об одном проекте - «Познавай новое с «Орлёнком». Его авторы инициировали создание световых панно и светодиодных познавательных дорожек возле детских лагерей, отражающих их тематику. Сначала, когда работа над проектом находилась ещё на стадии поиска идей, была задумка просто обновить изображе- ние солнца на набережной, на территории детского лагеря «Солнечный». Это по ко- торому ходить нельзя, потому что будет дождь. Но в итоге эта маленькая мысль переросла в большую - с более грандиоз- ными планами по обновлению территории нашего центра. Когда они представили свой проект на защите перед всем «Орлёнком», директор Всероссийского детского центра Алек- сандр Джеус встал и сказал следующее: - Я восхищаюсь этими ребятами. Они работают по принципу: «Не надо нас учить жить и не нужно нам помогать ма- териально. Мы всё сделаем сами». Я сни- маю шляпу и кланяюсь. А теперь давай объясню, что заста- вило Александра Васильевича сказать именно такие слова. Оказалось, что один из авторов, Георгий Колесников из Ярос- лавля, не только принял участие в разра- ботке проекта, но даже уже успел найти спонсора для его реализации. В общем, времени зря не терял. Именно он приехал на эту смену в «Орлёнок», чтобы реализовать свой про- ект. Второй автор приехать не смог. И его можно понять - 9 класс, ОГЭ… Ну, ты, на- верное, и сам понимаешь. Поэтому Геор- гий всю ответственность за реализацию проекта взял на себя, при дистанционной поддержке друга. В «Орлёнке» нашлись ребята, которые вызвались помочь юноше, например, в прорисовке трафаретов. Они, кстати, уже придуманы для детского лагеря «Звёзд- ный». В Звёздной роще около каждого ко- стрового места по их задумке должны поя- виться созвездия каких-либо технических изобретений. Ведь это лагерь технической направленности. Вот ты, например, знал, что существуют созвездия микроскопа или циркуля? Вот и я не знала. А они су- ществуют - я проверила. Теперь об этом узнают и орлята, прогуливающиеся по Звёздной роще, даже если это будет про- исходить в тёмное время суток. Ведь все прорисованные элементы должны быть светящимися. И тут не обошлось без про- блем, которые в конце концов всё же ока- зались решаемыми. век целеустремлённый, харизматичный, обладающий навыками ораторского ма- стерства, тот, кто знает и уважает исто- рию, традиции Всероссийского детского центра. Тот, кто личным примером демон- стрирует уважение к его ценностям, зна- комит других ребят с возможностями «Ор- лёнка», рассказывает, как сюда попасть, и поддерживает его имидж. Первым делом авторы проекта, в том числе и девочки, собрали вокруг себя тех, кто пожелал стать послом «Орлёнка». Сначала необходимо было построить ко- манду, чтобы всем комфортно работалось друг с другом, чтобы все друг друга пони- мали. Нужно было разобраться в целом с понятием «посла», определиться, что подразумевает значение этого слова. А уже затем ребята стали ставить задачи и определять план действий - на целый год. Конечно, всё это происходило при помощи и поддержке вожатых и сотрудников цен- тра, например, тех, кто работает в музей- но-выставочном комплексе Всероссийско- го детского центра. Ведь посол «Орлёнка» должен знать историю этого места. Интересно то, что сами авторы проекта наравне с другими орлятами участвуют во всех делах - проходят обучение в так на- зываемой школе подготовки послов. У них двойная задача - и занятия организовать, а значит, всё продумать и проконтролиро- вать, и самим принять в этом участие. Они признаются, что это необходимо им для того, чтобы увидеть свой проект изнутри. Так как ещё многое в нём придётся из- менить, улучшить, сделать эффективнее. Ведь это первый опыт его реализации. В течение смены будущие послы ду- мали над идеями, которые они будут реа- лизовывать в своих регионах. Составляли так называемую план-сетку мероприятий на весь год. Мыслей было много. Прове- дение флешмобов или квестов, затраги- вающих, например, тему истории, тради- ций «Орлёнка», организация спектаклей или тематических дней. Кто-то предложил даже создать книгу с легендами. Совмест- ными усилиями, конечно, то есть - всей страной. Без бурных споров и обсуждений не обходилось. Какие-то идеи приходилось отбрасывать, какие-то объединять в одну, какие-то немного трансформировать. Ра- бота над продумыванием всех предложе- ний продлится до конца смены, и, я увере- на, ты услышишь, узнаешь, прочитаешь, к чему в конце концов придут ребята. А может, и сам примешь в этом участие, но уже у себя в регионе. Перейду сразу к делу. И начну я, по- жалуй, с девочек, которые придумали про- ект не то что общеорлятского масштаба, а даже всероссийского уровня. При этом он спокойно может перерасти в междуна- родный. Вот так. Называется этот проект «Послы «Орлёнка». Суть его заключается в том, чтобы объединить орлят по всей стране и поддержать имидж «Орлёнка» на уровне регионов России (и других стран тоже). Неплохая задумка, согласись? Одна из авторов проекта Антонина Са- раева из Забайкальского края поделилась воспоминаниями, как вообще зарожда- лась эта идея. - Тогда прошла только неделя с того дня, как мы приехали в «Орлёнок», - рас- сказала она мне. - Это было в ноябре 2019 года. Но даже этой недели хватило для того, чтобы… влюбиться в это место и уже захотеть сюда вернуться вновь. Мы говорили о нём как о городе детства. И своими ощущениями нам захотелось по- делиться с остальными людьми. Другой автор проекта, Анастасия Фар- хади из Ростовской области, подхватила рассказ Антонины: - Когда мы обсуждали, что нам больше всего нравится в «Орлёнке», мы поняли, что на самом деле нам нравится здесь практически всё! - призналась Настя. - И нам не хочется здесь что-то менять, а хочется, чтобы об этом узнали как можно больше людей. Вот так появился проект «Послы «Орлёнка», который бы объеди- нил сотни, тысячи орлят. А они представ- ляли бы Всероссийский детский центр в своих регионах, а может даже в странах. Уверена, всё именно так и будет. Хотя для того, чтобы это случилось, порабо- тать придётся немало. Кто такой посол «Орлёнка»? Это чело-
Статья 29
Елена Лобанова, Нижний Новгород
Статья 30
6 Профессиональная страничка Главная роль - в пять лет! Или о том, как прошла встреча орлят с актёром фильма «Сестрёнка» Арсланом Крымчуриным
Статья 31
Наш гость Оказывается, если ты актёр (да ещё и играешь в фильме глав- ную роль!), то, сколько бы тебе ни было лет, работать на съёмоч- ной площадке придётся серьёзно - не меньше взрослых! Да-да, именно о том, как трудно три часа висеть на заборе в /минус 18/, как страшно забираться на скалы несколько дублей подряд, как долго проходят кастинги в кино, а также о невероятной дружбе и забавных ситуациях на съёмочной площадке ребятам детского лагеря «Солнечный» рассказал 8-летний Арслан Крымчурин. Он приехал в «Орлёнок» на показ фильма «Сестрёнка», в котором сыграл роль главного героя и который получил гран-при кинофе- стиваля «Лучезарный Ангел» «За лучшее игровое полнометраж- ное кино», а также стал победителем в номинации «Приз зритель- ских симпатий». В общем, о том, как прошла эта удивительная встреча и почему действительно стоит посмотреть этот фильм, читай скорее в моём материале. Будет интересно :)
Статья 32
и даже был ведущим программы «Спокой- ной ночи, малыши!» на башкирском языке. Представляешь!? - Однажды в студии наша мама увидела объявление о том, что набираются юные актёры для фильма. И мы решили поуча- ствовать, - вспоминает Вагиз. - Конечно, тогда никто не ожидал, что нам достанется главная роль. Родители отправили на первый тур ка- стинга видео, в котором мальчик немного рассказал о себе. Ответа не было несколь- ко месяцев. И только через полгода(!) им позвонили и пригласили Арслана на вто- рой тур. - Мы приехали. Сына отправили в ком- нату с кучей камер. Там его посадили и ста- ли с ним беседовать, - рассказывает папа актёра. - Родителей, к сожалению, туда не пускали. Но он и сам справился. Этот тур Арслан тоже прошёл успеш- но. А дальше был третий этап, на который приехал режиссёр картины Александр Га- либин. - Суть в том, что актёр должен подхо- дить не только потому, что он хорошо смо- трится в кадре, - объясняет папа мальчика. - Нужно ещё, чтобы он был немного похож на киношных маму и папу, чтобы сыгрался с сестрёнкой. Именно на третьем туре ка- стинга Арслан пробовал играть сцены вме- сте с ними. А после этого… мы ждали ответ ещё полгода! - Когда моему папе позвонил Александр Галибин и сказал, что меня утвердили на главную роль, я был так счастлив, - про- Вместо пролога Сразу расскажу, что по сюжету филь- ма маленький мальчик Ямиль (его и играл Арслан) очень ждёт, когда кончится война и его отец вернётся домой. Ведь он знает папу только по фотографиям и письмам. Но однажды мама уезжает в далёкий го- род и возвращается оттуда… нет, не с па- пой, а с молчаливой девочкой Оксаной. И передаёт наказ отца - заботиться о ней, как о родной сестрёнке. - Мы с Мартой Тимофеевой, которая играла мою сестрёнку, так подружились на съёмках, что и правда стали друг другу как родные брат и сестра, - рассказывает Арслан о своей подруге ребятам «Солнеч- ного» в гостиной детского лагеря. - Она не только хороший, добрый человек, но и профессиональная актриса. И, несмотря на то, что это была моя первая роль, мы очень хорошо поладили. Кстати, о первой (и пока единственной) роли юного актёра в «большом» кино. Ока- зывается, туда очень(!) сложно попасть. И это очень долгий процесс. Но об этом дальше :)
Статья 33
профессионалов-взрослых, ничего плохо- го точно не случится. Помнишь сцену, где Ямиль и Марат лезут на гору? Кажется, это так высоко, страшно и опасно… Но на са- мом деле во время съёмок на мальчиках была страховка, под брюками - наколенни- ки. А внизу под горой всё контролировал каскадёр. - Когда нужно было снимать очередной дубль, он нас обоих брал на руки и одним рейсом заносил на гору, - смеётся актёр. - Да, команда на площадке была очень хо- рошая! должает Арслан. - Да мы все обрадова- лись. Всё-таки это ведь самая первая роль, да ещё и главная :) Про слёзы, горы и холодную погоду… Как ты уже догадываешься, самое-са- мое интересное происходило с Арсланом уже во время съёмок. В ответ на вопрос ре- бят о том, каково это, когда перед камерой нужно плакать и что с этим делать, мальчик рассказал о своём первом съёмочном дне. Это была сцена, в которой голова глав- ного героя застревает в решётке между прутьев (когда в фильме двое мальчишек убежали из дома на войну, а попали в ми- лицейский участок). Именно тогда Арслану нужно было плакать. Но вышло так, что Юсуф Рахметов (он играл друга Ямиля - Марата) сильно дёрнул его назад, и маль- чик, который слабо держался за решётку, ударился ухом так больно, что заплакал. - Второй режиссёр кричит: «Текст! Текст! Пока эмоции!». А операторы начи- нают быстро снимать, - с улыбкой вспоми- нает актёр. - А моя бабушка, которая в это время была в соседнем доме и наблюдала за мной через камеры, сказала: «Вот как вжился в роль!». В общем, сцена получи- лась по-настоящему хорошая. А самым сложным для нашего гостя оказался эпизод, в котором хулиганы под- весили его на забор… - Я целых три часа там висел, пока режиссёры говорили: «Ещё дубль! Ещё дубль!», - рассказывает он. - А папа всё ходил да ругался, что на улице холодно, что нужно зайти в дом погреться - было ведь /минус 18/! Да-а-а… Кажется, пятилетний актёр и правда умудрился столкнуться со всеми трудностями съёмочного процесса. Как, например, в сцене, где те же хулиганы за- бросили башмачок его сестрёнки Оксаны на плот, который плыл по реке. - Это был самый запоминающийся мо- мент! - признаётся мальчик. - По сценарию мне нужно было нырять в холодную воду, но при этом мой герой не умел плавать. А я и правда тогда не умел! Но всё было хо- рошо :) Трудности трудностями, но, когда за маленькими актёрами следят столько(!)
Статья 34
А что дальше?.. А ещё Арслан Крымчурин поделился с орлятами своими дальнейшими планами. Оказывается, ему настолько понравилось сниматься в кино, что он планирует стать профессиональным актёром, когда вырас- тет. А может быть, и режиссёром! - Мои любимые актёры - это Александр Петров, Том Холланд, который играет мо- его любимого супергероя человека-паука, Роберт Дауни-младший и, конечно, Марта Тимофеева, которая снялась уже более чем в 50 фильмах! - рассказал Арслан. - А если бы ты был режиссёром, какие бы фильмы снимал? - поинтересовались ребята. - Мне очень нравится жанр фэнте- зи, - признался юный актёр. - Например, как фильм «Вторжение» или «Мстители. Финал». Такое кино я бы снял в первую очередь. А потом обязательно военный фильм, как «Сестрёнка». Знаете, тогда, на съёмках, я настолько проникся той атмос- ферой… Я практически прочувствовал на себе, какого это - жить в военное время. Вот так, в 8 лет, у юного актёра уже столько планов на будущее - такой он ум- ничка :) Кстати, он и сейчас не сидит на месте. Вместе с родителями Арслан подал заявки на участие в ещё нескольких кино- проектах, и теперь вся семья ждёт ответов. Конечно, что именно это будет, мальчик и его папа не рассказали - плохая примета. Но мы точно с нетерпением будем ждать новых ролей нашего гостя. Он ведь так хо- рошо сыграл в «Сестрёнке», правда?
Статья 35
О том, как попасть в кино в пять лет… Папа актёра Вагиз Крымчурин, который тоже был на встрече с орлятами, поделил- ся с ребятами историей о том, как его сына утвердили на главную роль. Оказывается, маленький Арслан с четырёх лет занимался в студии Башкир- ского телевидения (его семья живёт в Уфе)
Статья 36
Регина Зыкова, Санкт-Петербург
Статья 37
Наша /карта памяти/ 7 К 75-летию победы Малая земля
Статья 38
/В памяти, в сердце - навсегда/
Статья 39
На берегу Цемесской бухты Чёрного моря, которая сверху напоминает подкову, раскинулся город-герой Новороссийск (Краснодарский край). Если заглянуть в его историю, то можно увидеть, что за всё время своего существования он пережил множество разных событий. А ещё – он не просто так называет- ся городом-героем. С этим связан значимый исторический факт времён Великой Отечественной войны. И здесь же располага- ется один из самых грандиозных мемориальных комплексов, посвящённых подвигу нашего народа в ВОВ. Об этом всём я тебе и хочу сейчас рассказать. И, возможно, когда будешь с семьёй проездом или на отдыхе в Краснодарском крае, ты по- сетишь это святое для жителей побережья место. Итак…
Статья 40
Бескозырка Не только новороссийцы, но и тысячи других людей помнят подвиг 1943 года. Давай снова ненадолго перенесёмся в прошлое. В 1968 году в ночь с 3 на 4 февра- ля в 1 час 30 минут ночи на новороссийской Площади Героев молча выстроились ребята - члены молодёжной организации «Шхуна ровесников» с самодельными факелами. Они зажгли их от огня Вечной Славы и, в со- провождении нескольких ветеранов, вышли на проспект Ленина. Их путь лежал туда, где на опалённой огнём войны Малой земле стоит памятник - стела. Туда, где глухо и мерно шумит море. Колючий ветер развевал пламя, пронизы- вал насквозь. А в холодные морские воды опустили матросскую бескозырку. И вслед за ней - цветы. В тот момент всех пере- полняли особые чувства, будто ощутили вместе с ледяным ветром грозное дыхание десанта, будто ещё миг, и все увидят несу- щиеся на них катера. Вряд ли участники первой акции дума- ли, что стали зачинателями славной город- ской традиции - акции «Бескозырка», посвя- щённой вышеописанным событиям. Но уже через два года, 3 февраля 1970 года, на неё пришли несколько тысяч новороссийцев. Сегодня же акция стала всероссийской. Каждый год сюда приезжают десятки ты- сяч людей не только с Кубани, но и со всей страны. И из «Орлёнка» в том числе. было настолько велико, что после войны ме- талл отсюда вывозили железнодорожными составами. Представляешь?! Управление войсками, действовавшими на плацдарме, с 19 февраля осуществляла оперативная группа 18-й армии во главе с ге- нерал майором Алексеем Гречкиным. Была проведена большая работа по инженерному оборудованию плацдарма. В течение 7 месяцев советские войска героически обороняли Малую землю, от- ражая атаки крупных сил пехоты и танков немецкой армии и отстояли плацдарм. Он сохранялся до сентября 1943 года и сыграл свою роль в освобождении Ново- российска. 16 сентября 1943 года вместе с наступавшими советскими войсками за- щитники плацдарма полностью освободи- ли Новороссийск. За стойкость, мужество и героизм 21 воин был удостоен звания Героя Советского Союза, тысячи защитников Малой земли на- граждены орденами и медалями СССР. Пролог Для начала давай ненадолго перене- сёмся в прошлое. 1943 год. Великая Отече- ственная война. Идёт ожесточённая борь- ба за город Новороссийск (который занят немцами). Десантные корабли заходят в Цемесскую бухту Чёрного моря сквозь ле- дяное крошево, волны и лютый норд-ост. В отсветах взрывов видно, как люди в чёрных бушлатах и бескозырках под огнём штурму- ют берег, занятый врагом. Они знают - об- ратной дороги нет. Впереди - кусок новорос- сийской земли, в который нужно вгрызаться зубами, чтобы отстоять и удержать… Десантной операции 1943 года предше- ствовала напряжённая боевая учёба. Формировался десант в Геленджике. В нём принимали участие большие силы и даже танки. Основной десант намечалось высадить в районе Южной Озерейки, вспо- могательный - на западном берегу Цемес- ской бухты в предместье Новороссийска - Станичке. Высадку десантов обеспечивали ко- рабли Черноморского флота, а с воздуха их поддерживала авиация ВВС флота. Од- нако плохая погода и несогласованность действий не позволили оказать помощь десанту, и он закончился неудачей. Опе- рация началась в ночь на 4 февраля, но из-за сильного шторма высадить основной десант в полном составе в районе Южной Озерейки не удалось. Более успешно осуществлялась высадка вспомогательного десанта, действия которо- го оказались для противника неожиданными. Под командованием майора Цезаря Куникова, используя дымовую завесу, в районе Станички высадилось 275 бойцов с лёгким вооружением. Первоначально это должен был быть ложный десант, но именно он и стал основным. Стремитель- ной атакой с ходу отряд Куникова занял небольшой плацдарм. За ним последова- тельно высадились две группы. Плацдарм был расширен до 4 км по фронту и 2,5 км в глубину. Позже на него пробились оставши- еся силы основного десанта. За несколько ночей здесь были высажены 255-я и 83-я отдельные бригады морской пехоты, 165-я стрелковая бригада, 31-й отдельный пара- шютно-десантный полк, 29-й истребитель- ный противотанковый полк и другие части - всего до 17 тысяч человек, которые рас- ширили плацдарм до 30 квадратных кило- метров, освободив к 10 февраля несколько населённых пунктов рядом с городом и 14 южных кварталов Новороссийска. 12 февраля командование объединило 83-ю, 255-ю отдельные бригады морской пехоты и 31-й парашютно-десантный полк в 20-й стрелковый корпус. В последующем на плацдарм высадились управление 16-го стрелкового корпуса, 4 стрелковые бригады и 5 партизанских отрядов. Количество во- енных укреплений, оружия на Малой земле
Статья 41
Знаменитый десант Именно так в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года легендарный десант майора Цезаря Куникова начал свой подвиг. 260 бойцов сражались, будто целый полк. Героическая оборона продолжалась 225 дней и ночей и завершилась полным освобождением Но- вороссийска, сегодня уже города-героя. Вот об этом событии я и хочу тебе под- робно рассказать. В начале 1943 года Новороссийск (город с большим портом) был оккупирован немец- кими и румынскими войсками. В феврале в жестоком бою десант солдат и моряков от- воевал у сильно превосходящего по числен- ности врага пятачок площадью около 30 ква- дратных километров. Этот маленький клочок земли, который 225 дней обороняли наши войска, получил название «Малая земля». Да, сегодня это место все называют именно так, но в географическом смысле «Малой Земли» не существует, это название появилось благодаря клятве десантников, защищавших эту территорию: «…Отвоёванный нами от врага клочок земли под городом Новороссийском мы на- звали Малой землей. Она хоть и мала, но это земля наша, советская, она полита на- шим потом, нашей кровью, и мы её никогда и никакому врагу не отдадим… Клянёмся своими боевыми знаменами, именем на- ших жён и детей, именем нашей любимой Родины, клянёмся выстоять в предстоящих схватках с врагом, перемолоть их силы и очистить Тамань от фашистских мерзав- цев. Превратим Малую землю в большую могилу для гитлеровцев».
Статья 42
Малая земля Сейчас на этом месте существует мемо- риальный комплекс. Тысячи орлят уже по- бывали здесь. Если будет возможность, по- бывай и ты. Тем более - теперь ты знаешь историю этого места. Мемориальный комплекс представляет собой памятник. По виду он напоминает но- совую часть боевого корабля, выходящего на полном ходу из моря. Состоит он из двух мощных опор, одна из которых поднимается из бухты, другая - из берега моря, на высо- те 22 метров они соединяются. Выполнен монумент из гранита и бронзы. На правом «борту» конструкции сделан барельеф с героическими лицами бойцов, готовых к бою. На левом «борту корабля» - бронзовая девятиметровая скульптурная композиция из фигур солдат с оружием: моряк, пехотинец, командир, девушка-са- нинструктор, полных решимости сражаться и выстоять любой ценой. На «носу кора- бля» выше написаны слова: «Горела земля, дымились камни. Плавился металл, рушил- ся бетон. Но люди, верные своей клятве, не попятились с этой земли». Внутри монумента «Малая земля» нахо- дится Галерея Боевой славы. Длинные лест- ницы с двух сторон ведут наверх к центру. На стенах размещены барельефы портретов Героев Советского Союза, на гранитных зна- мёнах бронзовыми буквами написаны назва- ния соединений и частей войск, сражавших- ся за освобождение Новороссийска. Наверху расположено панно, выложен- ное мозаикой, с текстом клятвы защитников Малой земли и скульптурная композиция «Сердце». В пробоине от снаряда, по очер- таниям напоминающей плацдарм, находит- ся бронзовое сердце - капсула со списком воинов, павших в боях под Новороссийском. На сердце гравировка: «В памяти, в сердце - навсегда».
Статья 43
Эпилог Более 50 лет стекаются 3 февраля в Новороссийске люди к мемориалу на Ма- лой земле. Никогда в этот день не светит солнце. Норд-ост бьёт в лицо, сбивает с ног, мокрый снег забивается за воротники и холодит руки, держащие свечу памяти. Или идёт проливной дождь… Но из года в год тысячи людей приезжают в Новороссийск со всей страны. Они едут, чтобы присо- единиться к нескончаемой колонне, движу- щейся в сторону Малой земли, чтобы ещё раз вспомнить события 1943 года и почтить память их героев. Кровью советских воинов пропитана каж- дая пядь того места. Благодарные потомки из года в год проводят здесь патриотическую акцию «Бескозырка», сохраняют и приумно- жают её традиции. Более полувека каждый год Новороссийск зажигает огни памяти (за- жигаются свечи на подоконниках всех домов/ квартир), новые поколения приходят на Ма- лую землю, чтобы преклониться перед геро- измом десантников-малоземельцев. Сильно поредели ряды ветеранов, прак- тически не осталось участников тех далёких событий. Но я уверена, сегодня они с нами в одном строю. Низкий вам поклон! Мы чтим и помним героические подвиги защитников Ма- лой земли. Так было, так есть, и так будет!
Статья 44
Александра Темирова, Краснодарский край
Статья 45
Последняя страничка: о важном 8 «СО ДНА ВЕРШИНЫ», «КРИК ТИШИНЫ», «Война Анны»…
Статья 46
Или о том, какие фильмы стоит посмотреть каждому
Статья 47
Наше /правильное/ кино На третьей смене в «Орлёнке» в рамках культурно-образователь- ного проекта «Свет Лучезарного Ангела» проходят показы /правиль- ного/ кино. Именно правильного, ведь оно рассказывает о самых главных жизненных ценностях. Смотреть такие фильмы порой не- просто. Они напрямую говорят о проблемах и вызывают сильные эмоции. Но подобные картины нужно видеть и детям, и взрослым, чтобы лучше понимать окружающий мир и себя в нём. В общем, мы подготовили для тебя специальную киноподборку, которая - о до- бром, сложном, но таком важном.
Статья 48
БЫСТРЕЕ. ВЫШЕ. СИЛЬНЕЕ Наверное, стоит начать с фильма «Это не навсегда» (2019). Его вместе с режис- сёром Евгенией Яцкиной и юным актёром Александром Агашковым орлята посмо- трели во Дворце культуры и спорта со- всем недавно. Драма состоит из четырёх новелл о воспитанниках детского дома, которые мечтают обрести свою семью. Кстати, одна из историй снималась во Всероссийском детском центре (как раз с участием Саши Агашкова)! В общем, как минимум одна причина посмотреть этот фильм у тебя уже есть - увидеть красивый «киношный» «Орлёнок» :) На очереди - драма режиссёра Ми- хаила Расходникова «Временные труд- ности» (2018). Лично я посмотрела её дважды! По сюжету, у маленького Саши врождённая болезнь - ДЦП. Но его отец (бесподобный Иван Охлобыстин!) не хо- тел с этим мириться и относился к сыну как к здоровому человеку. Предупреждаю - будет жёстко, противоречиво, но равно- душным после просмотра ты уж точно не останешься. Ещё один фильм о преодолении труд- ностей - «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (2016). Он основан на реаль- ных событиях и состоит из трёх новелл о легендарных российских спортсменах - борце Александре Карелине, гимнастке Светлане Хоркиной и пловце Алексан- дре Попове. Картина расскажет о том, каким был их путь к званию олимпийских чемпионов, и о том, что осталось /за ка- дром/.
Статья 49
О БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ И МАЛЬЧИКЕ РУССКОМ Теперь поговорим о военном кино. Нач- нём с фильма «Крик тишины» (реж. Вла- димир Потапов, 2019) по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония». Ленин- град, 1942 год, конец самой тяжёлой бло- кадной зимы. Юная Катя, сирота, спасает брошенного трёхлетнего Митю и выдаёт его за своего брата… Слёз при просмотре сдержать не получится - настолько пронзи- тельная и реалистичная вышла история о детях блокадного Ленинграда (к тому же с прекрасной актёрской игрой). Продолжает список фильм Виктории Фанасютиной «Солдатик» (2018), осно- ванный на реальных событиях. Это исто- рия о самом маленьком солдате - шести- летнем(!) герое Великой Отечественной войны. Он потерял всех своих родных и… попал в действующую армию. С ним за- теяли игру в солдатика (чтобы сохранить детство), а он стал примером мужества и патриотизма. Следующая картина - «Война Анны» (реж. Алексей Федорченко, 2018) - снята почти без слов. Чуть больше часа ты бу- дешь наблюдать, как маленькая сирота
Статья 50
гостоящее лечение. В столице он вынуж- ден работать строителем, штукатуром и продавцом на рынке и выбирать - предать свои жизненные ценности или остаться честным человеком. «Звёзды» - драма с элементами комедии и как всегда блестя- щей игрой Виктора Сухорукова. Далее - фильм «Со дна вершины» ре- жиссёров Яны Поляруш, Тамары Цоцория и Константина Кутуева (2018). Он осно- ван на реальных событиях и рассказыва- ет об Алексее Царёве, 17-летнем лидере школы и чемпионе юношеской сборной по горным лыжам. У него есть любимая девушка и друг - соперник и в спорте, и в любви. Алексей уверен в себе и не желает проигрывать. Всё меняется в один миг - по трагической случайности молодой человек лишается обеих ног… Но он не намерен сдаваться. Завершает нашу подборку киноаль- манах «Счастье - это…» (2015). Молодые кинематографисты под руководством мэ- тров отечественного кино, звёзды и начи- нающие актёры встретились в уникальном проекте (кстати, есть и вторая часть!), что- бы создать непохожие истории с добрым финалом, которые доказывают нам, что каждый достоин счастья :) Анна во время Великой Отечественной во- йны учится выживать… внутри нерабочего камина в старой поселковой школе (точнее - в комендатуре, которая охраняется боль- шими собаками). Вместе с единственным своим другом - котом. Я не буду рассказывать подробности, просто очень советую тебе посмотреть этот фильм. А пока достаточно знать, что актриса Марта Козлова, которая исполнила в картине главную роль, была награждена на российском кинофестивале «Кинотавр» (в 2018 году) специальным дипломом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка»… Если ты любитель авторского кино, то рекомендую к просмотру фильм «Маль- чик русский» (реж. Александр Золотухин, 2019). Такого ты точно ещё не видел! Здесь два параллельных фильма в од- ном. Первый - это история о Первой ми- ровой войне и о мальчике, который меч- тает о славе и орденах, но в первом же бою теряет зрение… Второй - реальная репетиция оркестра(!), уместно сопро- вождающая основную сюжетную линию картины. В общем, за музыкой Сергея Рахмани- нова, искусственно состаренной плёнкой и искренностью главного героя вам точно по адресу.
Статья 51
НАПОСЛЕДОК Мой тебе совет - смотри /правильное/ кино, вдумчиво и терпеливо, потому что именно такие картины указывают нам путь к жизненно важным ориентирам и ценно- стям. СЧАСТЬЕ - ЭТО… Сейчас поговорим о фильме «Звёзды» (реж. Александр Новиков-Янгинов, 2018). В главной роли - Виктор Сухоруков. По сюжету, учитель русского языка из Узбеки- стана отправляется на заработки в Москву, потому что его дочери необходимо доро-
Статья 52
Анастасия Савиных, Краснодарский край Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, У. Печеницына, Ю. Марьина. Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 16.03.2020 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.