202102 .pdf

Оригинальный файл pdf:Скачать sotext:pdf_3f4b385697544f79:pdf_3f4b385697544f79.PDF

Статья 1

4 6 3 О том, О том, как О том, как в “Орлёнке” как орлята изнутри ребята погрузились выглядит создавали книги, в мир науки, профессия а также а также юного о прелестях спасли мир гида жизни писателя от пандемии

Статья 2

№ 2 (290) 20 февраля 2021 года

Статья 3

Салют, читатель! Каждый день человек делает откры­ тия в своей жизни, но часто даже не осознаёт этого. Вот маленький человек прыгает в сугроб и ощущает чувство полёта. Вот я иду по берегу моря и вижу морскую звезду. Яркая, как будто лакированная, она манит меня, и я с радостью хватаю ее в руки. Но вдруг за спиной чей-то го­ лос: «Отпусти её, она тоже хочет жить». И огромный мир открывается передо мной новыми гранями, оказывается, все живые существа, будь то одуванчик или бабочка – все они хотят жить. Разве не открытие?

Статья 4

Мы вырастаем, и наши открытия ра­ стут вместе с нами. И теперь зачастую они бывают не только приятными. Мы узнаём, что и взрослые порой бывают не правы, что в мире наряду с радостью существует много горя. Да, некоторые открытия приносят нам радость, некото­ рые – боль.

Статья 5

Моя жизнь, как и жизнь любого че­ ловека, полна ежедневных открытий. Мы все прожили трудный год пандемии, когда пессимизм и отчаяние витали в воздухе, и, казалось, мы все катимся в пропасть. Но я не из тех, кто предаётся унынию и сдаётся без боя! Вместе с дру­ зьями мы тут же организовали помощь пожилым людям, ходили в магазины за продуктами и лекарствами, помогали выгуливать домашних питомцев, просто рассказывали им при встрече что-нибудь смешное, чтобы они не поддавались гру­ сти. Для меня стало настоящим открыти­ ем, что рядом со мной живёт столько не­ равнодушных молодых людей, готовых пожертвовать своим временем, чтобы помочь тем, кому труднее всего!

Статья 6

ОТКРЫТИЕ ТВОЕЙ ЖИЗНИ

Статья 7

Каждый человек, сколько бы ему ни было лет, продолжает открывать для себя что-то новое. Одни по­ коряют неизведанные страны и города, другие выращивают цветы и наблюдают, как они растут, а третьи учатся говорить на китайском языке. Мы узнали у орлят, какие открытия они уже совершили в своей жизни и что из этого вышло. Ещё одно важное открытие родилось, когда я ехал в автобусе в отдалённый ко­ нец Владивостока. Путь был дальний, я смотрел в окно и думал: «Вот так, в конце 19-го века, такой же мальчик, мой ровес­ ник, ехал по этой же дороге в повозке. И тоже была осень, и маньчжурские тополя также откровенно сбрасывали свою ли­ ству, и также пахло морем. И я впервые осознал, что жизнь – это не только кино­ плёнка, начинающаяся моментом моего рождения, это то, что было задолго до меня, и будет всегда…» я открыл своё пристрастие к рисованию. Благодаря своему хобби я могу делать что-то важное не только для себя, но и для других. София Мовчан, 13 лет: - Недавно я впервые в своей жизни открыла профессиональное ра­ Ульяна Ушакова, 11 лет: - Всё началось с детства. У меня очень сильно болели лёгкие от бега дио. Пусть у себя в школе я частично была знакома с радиоэфирами, но именно здесь, в «Орлёнке», я попала в настоящую студию. Здесь мы не только работаем со специальной аппаратурой, но и общаемся с профес­ сионалами своего дела. Например, сейчас я озвучиваю рубрику «Ново­ сти дня». Надеюсь, что и дальше продолжу этим заниматься. и разных спортивных занятий. Но я не останавливалась и искала тот вид спорта, которым смогу заниматься. Даже пошла на бокс, но и это не по­ могло. Однажды я открыла для себя спортивное ориентирование. Мы изучали местность вокруг набережной, и вдруг я заметила, что моё само­ чувствие стало улучшаться. Я решила продолжать заниматься и вскоре попала на региональные соревнования, где заняла второе место. Дарья Сагындыкова, 16 лет: - Для меня стало открытием исполнение каждый вечер орлятских песен. В других лагерях, где я до этого бывала, такого не встречалось. Именно этим отличается «Орлёнок». Мне нравится то, что дети в орлят­ ском кругу сближаются и общаются, а потом уезжают отсюда друзьями, часто - на долгие годы. Елена Коноплева, 15 лет: - Я очень долго боялась разговаривать с людьми. Считала, что все от­ Вам показались мои открытия слиш­ ком скромными и незначительными? Может, вы и правы. Но каждый человек - это отдельный мир. И я хочу, чтобы мир каждого был наполнен удивительными находками. Главное, надо только разгля­ деть всю красоту вокруг нас и уметь най­ ти то важное, что таится в тебе, в других и в мире, в котором мы живём! носятся ко мне не очень хорошо, поэтому избегала компаний и всё время оставалась одна. И только в 13 лет я поняла, что это неправильно. Стала общаться с одноклассниками и оказалось, что у нас с ними есть много общего. Теперь же не упускаю возможности, чтобы найти новые знаком­ ства и поговорить с кем-нибудь, например, с друзьями, которых у меня за это время стало очень много. Так что хорошо, что я решилась на этот шаг. А то даже боюсь представить, как бы мне было трудно, если бы я этого не сделала. Так что я очень рада, что однажды открыла для себя общение. Андрей Суслин, 14 лет: - Однажды в детстве я нашёл старую гитару дедушки. Эта находка меня очень сильно впечатлила. Я тут же сказал папе, что хочу научиться играть на этом инструменте. Говорят, это почётно и по-мужски. Я пошёл на занятия в музыкальную школу, где успешно отучился и сдал экзамен. Играть на гитаре мне нравится до сих пор, и я рад, что открыл для себя этот музыкальный инструмент.

Статья 8

Александр Щербин, 14 лет: - Я хотел найти то, в чём у меня получается быть самим собой. Про­ Дежурный по номеру Ксения МОЛЧАНОВА, Илья ВЫГОВСКИЙ, Софья ТЕРЕХОВА, бовал себя в танцах, писал стихи. Я искал себя везде. В один прекрас­ ный день я решил выразить свои эмоции через бумагу и краски. Вот так Приморский край Приморский край

Статья 9

2 ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ,

             ГОВОРИТ «ОРЛЁНОК»!

Статья 10

ТУСОВКА+ А ты знаешь, что 13 февраля - это Всемирный день радио? Кстати, достаточно новый праздник, в этом году он отмечает пока своё первое десятилетие. Есть у него одна особенность - еже­ годно он имеет какую-то тему. В этом году, например, основная идея - мир меняется, а вместе с ним меняется и радио, транс­ формируется. На самом деле, это уникальное средство массовой информации, ведь на радио мы слышим только голос. Но так ли просто передавать информацию без картинки? Легко ли быть ра­ диожурналистом? И вообще, что лично ты знаешь об этом виде СМИ? Настало время проверить свои знания, а заодно пополнить их новыми открытиями. Ну что, начнём?..

Статья 11

ЭКСКУРСИЯ В МИР РАДИО Нам, как юным журналистам, повезло - птка, птко, птку, пткы, птке. Звучит, возмож­ но, странно, но, поверь, все радиоведущие знают это упражнение. Может, и тебе при­ годится перед каким-нибудь важным вы­ ступлением на публике. Всякое в жизни бывает. повезло посетить радиостанцию «Орлёнок- FM». Мы побывали там на экскурсии и даже свои голоса попробовали записать. Студия оснащена всем необходимым со­ временным оборудованием для создания качественного радийного контента. Вот комната для записи - здесь находятся ми­ крофоны и должна соблюдаться абсолют­ ная тишина. А вот - комната для обработки того, что записывается в студии. Это место звукорежиссёра, который с помощью не­ скольких передвижений кнопок и рычагов, кликов мышкой на экране создаёт насто­ ящие радиоэфиры. Но это звучит просто. На деле оказывается, что создавать радио - это труд. Не важно, корреспондент ты или звукорежиссёр. - Записывая свой голос на микрофон, я испытывал смешанные чувства, - поделил­ ся впечатлениями Илья Выговский из При­ морского края. - Во-первых, мне по натуре ближе печатные средства массовой ин­ формации, у меня довольно большой опыт сотрудничества с газетами и журналами. Однако, я принял решение попробовать себя в новом направлении, и не пожалел. Мой голос был полной неожиданностью для меня. Услышав незнакомые мне инто­ нации и чужой тембр, я был немало обе­ скуражен. И всё-таки радио на данный мо­ мент - это то, что привлекает меня больше всего. Отчасти мне надоело прятаться за газетными листами, настала пора говорить во весь голос! Сомневаюсь, что я свяжу свою будущую профессию с радио, так как уже давно решил стать врачом. Но опыт работы на радио считаю бесценным.

Статья 12

сами искали как основную информацию, так и интересные факты об этих праздни­ ках. Также мы подобрали тематическую песню, которая завершила ридопередачу. Для того, чтобы ещё раз проверить каждую мелочь и выйти вовремя в эфир, мы даже проснулись в 6 утра. В итоге были уверены в своей работе, поэтому не волновались - и всё прошло успешно! В это же время в рамках мастер-класса «Радио как средство информации» глав­ ный редактор радиостанции «Орлёнок- FM» Николай Житков рассказывал ре­ бятам, чем радио отличается от других СМИ. Вместе они разобрали разные виды радиопередач, основные понятия, которые используются в процессе радиовещания. Например, джингл. Это та самая узнавае­ мая короткая мелодия, в которой можно ус­ лышать название радиостанции, или волну вещания, или слоган. Например, «Дорож­ ное радиооо!» - пропел вместе с нами? В этом убедились и многие ребята из пресс-отряда. В течение смены некоторым из них повезло создавать собственные радиоэфиры. Они сами продумывали их от начала до конца. Юные радиоведущие искали темы, структурировали информа­ цию, писали текст. На самом деле это не­ просто, так как текст для радио имеет свои особенности, которые нужно учитывать. Ведь важно, чтобы информация в итоге была понятной и интересной. Так что про­ сто найти что-то в интернете и сразу ска­ зать это не получится - информацию нужно переработать.

Статья 13

КАК В «ОРЛЁНКЕ» ДЕНЬ РАДИО ПРОШЁЛ А вот во Всемирный день радио с этим Конструировать непосредственно сам радиоэфир ребятам помогала специаль­ ная программа. Она позволяет облегчить работу над выпуском, так как юным жур­ налистам приходилось выполнять работу радиоведущего и звукорежиссёра одно­ временно. Происходило это так: заранее программировались определённые кнопки клавиатуры на мелодии, джинглы и другие звуки, которые можно услышать на радио. И вот представь: перед ведущим лежит сценарий радиоэфира, стоит ноутбук с той самой программой, он читает отрывок, на­ жимает кнопку, звучит нужная мелодия, по­ том она заканчивается и ведущий продол­ жает читать. Эфир готов! направлением СМИ столкнулся каждый орлёнок. Праздничным утром 13 февраля ребята вышли на зарядку под радиоэфир. Ведущие рассказывали про историю соз­ дания радио, интересные факты, познако­ мили с историей праздника, поведали о но­ вых тенденциях в радиовещании, тематике Всемирного дня радио в 2021 году. Кроме того, в течение дня звучали небольшие ра­ диоэтюды, которые напоминали ребятам о расписании. А событий в этот день было много. Расскажем обо всех по порядку. Помимо этого, орлята узнали, что ради­ оведущий должен быть немного и актёром, поэтому они попробовали прочитать один и тот же текст в разных настроениях - весе­ ло, грустно, серьёзно. Ну и конечно, смогли побывать в роли ведущего радиопередачи. Да и читать не так легко, как может пока­ заться. Во-первых, необходимо убедиться, что текст подготовлен для чтения в эфире. Его всегда нужно просматривать заранее, расставлять интонационные и логические ударения, при этом представляя то, о чём говорится. Никто не исключал и волнение и запинки во время прочтения. Для этого и нужно готовиться и разрабатывать голос перед эфиром. Существует даже большое количество специальных упражнений. - Не знала, что в «Орлёнке» есть своё радио - для меня это стало настоящим удивлением! - рассказала Мария Петрова из Краснодарского края. - Так же я впервые узнала, что 13 февраля - Всемирный день радио. Раньше для меня это был самый обычный день. Мне очень понравились проводимые сегодня по случаю праздника радиоэфир, а на мастер-классе мне даже удалось попробовать себя в качестве ра­ диоведущей. Я волновалась, запиналась, но всё равно это было очень интересно.

Статья 14

Сразу после завтрака часть ребят от­ правилась на интеллектуально-развлека­ тельный квиз «Радио - голос мира». Участ­ ников викторины проверили на знание фактов из истории радио. Но на некоторые вопросы можно было ответить, используя логику. Ребята пусть многое и не знали, но усердно старались, чтобы победить. Са­ мое главное, что все участники открыли для себя много интересных фактов, свя­ занных с этой сферой. - Мы работали над программой про День святого Валентина, а также про День книгодарения, - рассказали Даша Коба и Артём Камонин из Приморского края. - Мы Попробуй и ты. Прямо сейчас прочи­ тай следующие сочетания букв: птки, пткэ, А в конце дня прошла увлекательней­ шая игра «Что? Где? Когда?». Вёл её Алек­ сей Блинов - дважды обладатель хрусталь­ ной совы, он стал для орлят путеводной звездой в мир радиознаний. Орлята прове­ рили свои знания как в сфере радио, так и в отстранённых темах. Вот один из них. Радиоспектакль 1938 года по мотивам книги Герберта Уэллса «Война миров» вызвал панику в некоторых городах США. Многие подумали, что слу­ шают реальные новости, где говорилось о том, что на Землю напали марсиане и со­ жгли Белый дом. Как видишь, радио не умерло, как считают некоторые. Даже с появлением интернета. Поскольку появилась возмож­ ность слушать его онлайн без всяких при­ ёмников. Пусть время течёт, меняется мир, но радио продолжает существовать и се­ годня. Меняясь вместе с миром, приспоса­ бливаясь и внедряя новые технологии. Но одно остаётся неизменным - оно всё так же объединяет людей из разных точек страны и мира. Или ещё. Шутка на 1 апреля, рассказан­ ная по радио в 1976 году, вызвала шквал негодования в Великобритании. Радиове­ дущий сообщил, что на нашей планете по­ низится гравитация вследствие прохожде­ ния Плутона рядом с Венерой и что если в 9:47 подпрыгнуть, то можно ощутить неве­ сомость. Позже на телефон радиостанции посыпались гневные звонки от разочаро­ ванных людей.

Статья 15

Сергей КАРПОВ, Даниил АНДРЮЩЕНКО, Приморский край

Статья 16

ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ 3 КАК ОРЛЯТА В «ОРЛЁНКЕ» С НАУКОЙ ЗНАКОМИЛИСЬ

Статья 17

ПОЗНАЁМ МИР ВМЕСТЕ Ничто, кроме как наука, не может стать проводником в будора­ жащий фантазию мир будущего. В этом убедились и орлята. Им ещё предстоит множество разнообразных открытий, но отправ­ ной точкой для этого послужил День науки, проводившийся на 2 смене во Всероссийском детском центре «Орлёнок». В один миг наш центр превратился в исследовательское научное бюро, а ор­ лята - в учёных.

Статья 18

Ну а о том, что новое для себя открыли ребята, узнаешь в моей статье. ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В «ОРЛЁНКЕ» Хотелось бы начать с того, что 2021 услышал крик пациента так отчётливо, словно стоял рядом с ним. После череды экспериментов аме­ год указом президента России объявлен Годом науки и технологий. Более того, 8 февраля состоялся всероссийский праздник - День науки. Он не обошёл и «Орлёнок». Нам посчастливилось стать участниками познавательной программы и открыть для себя много нового. риканский изобретатель шотландского происхождения Александр Белл сумел создать прибор, который позволял пере­ давать человеческую речь при помощи чувствительной мембраны на рассто­ янии. Правда, оно не превышало 500 метров, а речь различалась с трудом. Но это было только начало телефонной революции, которая длилась на про­ тяжении многих лет. И с каждым годом мобильник совершенствовался. Сегодня в это трудно поверить, но первый теле­ фон с сенсорным дисплеем создали ещё в 1993 году в корпорации IBM. Разработ­ ка показалась менеджерам не очень пер­ спективной и о проекте забыли. Но это факт - и он удивляет.

Статья 19

Весь пассаж был наполнен увлека­ тельными играми, а также заниматель­ ными фактами из истории развития технологий (до жути интересно). Нам представилась возможность испытать колай Лобачевский стал «Коперником геометрии» или кто такой Чебышёв и чем прославился? На эти и другие вопросы получили ответ ребята на уроках в школе ВДЦ «Орлёнок». ность поработать с разными подсказками и метками, способствующими организа­ ции целенаправленного поиска решения задачи, а также обратиться к различным источникам информации и знаниям в об­ ласти биологии, медицины, экономики, политики, истории, обществознания. свои знания и интуицию и узнать удиви­ тельные факты о научных изобретениях. Также большое внимание получили Но не только в области математики исторические личности, занимавшиеся наукой и подарившие нам открытия, ко­ торые дали нам современную жизнь, где каждый может реализовать себя. Томас Эдисон, Александр Попов, Антонио Ме­ уччи, Ханс Эрстед и многие другие вели­ кие умы и их истории стали предметами внимания для орлят. орлята улучшили свои и без того глубо­ кие знания. Такой предмет как история День науки тоже не смог обойти сторо­ ной. Ребятам представилась возмож­ ность узнать процесс создания различ­ ных изобретений, который никогда не бывает простым. Но даже это было пода­ но в интересной оболочке. Для того, что­ бы получить хорошую оценку нужно было разгадать ребусы, пройти лабиринты и разгадать шифры. Школа уже не кажется такой скучной, не правда ли? Например, команде фармакологиче­ И вот сегодня мобильник стал чем-то ского направления предстояло составить собственный справочник лекарственных растений, с помощью которого учёные смогли бы запустить в производство не­ обходимые для лечения людей лекар­ ства. Именно это позволило бы не только остановить эпидемию, но и спасти жизни жителей города. гораздо большим, чем просто аппара­ том для общения в удалённом режиме. Появились столь привычный на данный момент вещи, такие как: двойная камера, экран с Full HD, сканер отпечатка паль­ ца, отсутствие рамок и множество других технологий, накопленных годами иссле­ дований и трудом множества людей. От Антонио Меуччи до Стива Джобса, кото­ рый одним из первых придумал совме­ стить в одном гаджете все актуальные функции: от аудиоплеера до фотоаппа­ рата. От низкоуровневого медицинского оборудования до многофункциональной машины в твоём кармане.

Статья 20

Но не только об ученых, но и об их открытиях довелось узнать ребятам. На­ пример, ты знал, почему связь называют сотовой? Кто открыл радиоволны? Как появился телевизор? Эти и другие факты из истории технологий теперь составля­ ют и без того богатую коллекцию юных первооткрывателей. Во время поиска этих растений ребя­ та не только обменивались полученными данными, изучали симптоматику заболе­ вания, но и обнаруживали для себя но­ вые факты, о которых раньше не знали. А это ещё раз доказывает, что важен не столько сам результат, сколько знания и умения, полученные в процессе его до­ стижения. На физике ребята сами превратились в юных учёных и пытались разгадать тай­ ну колебаний пружинного маятника или вычислить силу тока в лампочке. А вот на уроке иностранного языка мальчишки и девчонки, как настоящие лингвисты, за­ нимались английским происхождением русских слов. А таких оказалось немало - свитер, кроссворд, парковка, трамвай. Таким образом орлята не просто узна­ вали, какие слова происходят из другого языка, но и вникали в их истинный смысл, то есть почему, например, свитер назван именно так. Но не только экзотическими знания­ ми оперируют орлята, знания о бытовых, казалось бы, обычных вещах на самом деле имеют очень богатую историю. На­ пример, телефон берёт свои истоки с ла­ тинского языка, и его название более чем оправдано. Обо всём этом ребята узнали в рамках интеллектуально-развлекатель­ ного квиза. ШКОЛА - ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА Также в лагерях центра и на заняти­ - Поиск лекарства - это достаточно трудоёмко, ведь нужно проверить каждое растение, - поделилась своими впечат­ лениями 16-летняя Яна Лозовицкая. - Но всё же этот проект очень интересный. Для себя я открыла новые растения, их свойства и применение в медицине. Уз­ нала и то, что морской огурец, который у нас обитает, тоже может оказывать оз­ доравливающий эффект на организм че­ ловека. ях в орлятской школе происходили те­ матические занятия, посвящённые Дню российской науки. Мальчишки и девчон­ ки погружались в историю открытий и изобретений сквозь призму различных отраслей наук - математика, биология, география и многие другие!.. Вместо скучных для кого-то занятий ребятам довелось пройти викторины, разгадать шифры, создать доклады и коллажи про известных ученых и даже провести инте­ реснейшие опыты. На самом деле история телефона очень интересна, а началась она с того, что в начале 1850-х житель Нью-Йорка Антонио Меуччи обнаруживает якобы положительное влияние электрического тока на здоровье людей. Он конструирует генератор и открывает частную практику. Однажды Меуччи подсоединил провода к губам пациента, а сам перешёл в отда­ лённую комнату, где находился генера­ тор. Когда врач включил устройство, то - Это очень необычно - в первый же день в орлятской школе погрузиться в мир науки, - поделилась впечатлениями Екатерина Хлыстова из Краснодарского края. - Я знаю, что этот год в России как раз объявлен Годом науки и технологий, поэтому такие мероприятия для нас как никогда актуальны. Тем более оказалось, что наука может быть вовсе не скучной, а наоборот, интересной, а главное - по­ лезной. P.S. Наука даёт человеку нечто большее, Например, ты знал, как Софья Кова­ чем просто скучные вычисления. Она даёт волю искусству, творчеству, креа­ тивности, а также возможность раскрыть потенциал своего мозга. Началом пути в бушующий океан знаний и открытий для многих стал именно «Орлёнок». Он в который раз доказал, что способен по­ мочь провести исследования орлятам, а вожатые и учителя всегда способны на­ править ребят в нужное русло и дать им всё для достижения мечты в различных сферах жизнедеятельности. И в науке в том числе. левская получила титул первой в мире женщины - профессора математики, Ни­ НАУЧНЫЙ ХАКАТОН «ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ Ещё в «Орлёнке» совместно с Меж­ дународным детским центром «Артек» прошёл форум для решения проблемы пандемии Covid, или же хакатон. Перед его участниками стояла научная задача - легенда о вымышленных событиях, ко­ торые привели к началу очередной пан­ демии в городе N. Им было предложено разработать собственные проекты, кото­ рые помогли бы социально грамотно и экологично подойти к решению жизненно важных вопросов существования города в рамках эпидемии. У ребят была возмож­

Статья 21

Надеюсь, ты также, как и я, загорелся идеей изменить мир через науку, ведь са­ мое главное - это начать. А теперь - дей­ ствуй! Кирилл КУРАЕВ, Приморский край

Статья 22

4 ГЛАВНАЯ ТЕМА ПИСАТЕЛИ С ЮНЫХ ЛЕТ

Статья 23

О смене «Читающий «Орлёнок» и о своём писательском пути СМЕНА+ Тягу к книгам я ощущал в себе всегда. Мои детские интересы были разнообразны: от стихотворений Агнии Барто и Самуила Маршака до всякого рода сказок. Но вскоре я пошёл в школу, у меня стали появляться любимые писатели и книги, а в мою жизнь ворвалась настоящая литература. И именно поэтому сегодня я хочу поделиться с тобой своим самым главным открытием и рас­ сказать о том, как книги, которые вошли в мою жизнь, повлияли на моё духовное развитие и писательскую деятельность. Наверно, символично, что во Всеросссийский детский центр вместе с дру­ гими ребятами из пресс-отряда я попал именно на смену «Читаю­ щий «Орлёнок». О ней читай после моей истории.

Статья 24

ОТКРЫВАЯ КНИГИ Открытие в жизни человека - это но­ му есть, спать и читать для меня - есте­ ственная человеческая потребность. вое достижение, находка, неизвестный факт или раскрытие какой-то тайны, ра­ нее неведанной человеку. Открытия дви­ гают вперёд, помогают сделать жизнь насыщенней и интереснее. Таким неожи­ данным и бесконечно притягательным от­ крытием для меня стали книги. ЮНЫЙ ПОЭТ С раннего детства я писал стихи. Я точно знаю, что стало отправным момен­ том. Дело в том, что в детском садике, куда я ходил, мне никогда не достава­ лось стихов для выступления на утрен­ нике. Как-то так получалось, что, когда я с надеждой подходил к воспитательнице Ольге Витальевне и протягивал свою руку для листочка с четверостишием, стихи на мне всегда заканчивались. И тогда я стал писать их сам. Конечно, никому они не были интересны, поэтому я стал для себя и автором, и чтецом, и слушателем. Смешно признаться, но я любил сти­ хи собственного сочинения! Я и сейчас, когда их пишу, получаю необыкновенный драйв в процессе своего творчества. Ты может быть сейчас снисходитель­ но улыбнёшься или даже усомнишься в искренности моих слов, ведь в наше вре­ мя так много альтернативных источников для открытий, причём тут книги!? Но я нисколько не скривлю душой, если скажу, что именно литература способна открыть окно в новый яркий и неизведанный мир, дать важный совет и возможность на­ учиться на чужих ошибках, дабы не со­ вершить собственных.

Статья 25

потом рифма за рифмой, и получилось целое стихотворение. Педагог кружка, куда я хожу, эти стихи стала публиковать на сайте. А так как я с 4 лет я участвую в конкурсах чтецов, поэтому там же мы стали размещать и мои видеопрочтения. Яковлевичу Маршаку от Выговского Ильи из Владивостока» веду поэтическую бе­ седу с поэтом С.Я. Маршаком, словно он сидит у меня в гостях. КНИЖНЫЙ ПУТЬ У каждого читателя свой путь к лите­ Как это происходит? Я вынашиваю замысел, ухожу в себя, затем выхожу, и в этот момент словам становится тесно на бумаге, рука не поспевает за мысля­ ми, а я начинаю творить. Я восторгаюсь и негодую, я ропщу и причитаю, взываю и исповедуюсь. Всё происходит помимо моей воли. Остаётся только выбирать. И я выбираю самые яркие слова, самые не­ ожиданные рифмы, самые крутые пово­ роты сюжетных линий. Однако, несмотря на занимательный процесс написания стихов, поэзия в моей жизни последнее время всё чаще уступает место прозе. Рассказы, повести, драматические произ­ ведения - эти литературные жанры, кото­ рые сегодня для меня более интересны. Стоит отметить, что одним из моих ратуре, но я поделюсь своим опытом. любимейших авторов является Анатолий Алексин. Его замечательные повести и рассказы нашли горячий отклик в моей душе. Безумная Евдокия, братья Томил­ кины, Митя - это не просто герои книг, это живые люди, которые стали моими зна­ комыми, соседями, друзьями. Возможно, под впечатлением рассказов Алексина я тоже стал писателем. Свою первую по­ весть «Вторая четверть» (о которой я уже говорил выше) я написал в 12 лет. И я был невероятно счастлив, когда её опубликовали в серьёзном литературном журнале. А что касается первых слуша­ телей, то ими были мои одноклассники, которым я читал свои произведения. В очень юном, можно сказать, детском Кстати, ребята на этой смене поми­ возрасте я как-то раз извлёк из книжно­ го шкафа потрёпанную книжку. Первым делом я обратил внимание на чёрно-бе­ лые фотографии, откуда на меня смо­ трел мужчина. По мере того, как я листал страницы, мужчина становился старше, а с ним происходило что-то страшное. Он явно от чего-то страдал и даже болел. Это было видно по костылям и его обтя­ нутому серой кожей черепу. А вот он уже лежит с закрытыми глазами, практически труп. Страшно. И одновременно инте­ ресно. Читаю название книги «Николай Островский. Письма». Перелистываю мо написания и чтения стихов, создают рукотворную книгу - артбук. Для этого им проводят мастер-классы, где расска­ зывают, как нужно правильно не только оформлять, но и писать произведение. Поэтому орлята наравне с увлекатель­ ным процессом создания книги получают знания из мира филологии и издательско­ го дела. Но ты не подумай, что им читают лекции и проводят семинары! Взрослые максимально просто и доступно рас­ сказывают про этапы создания книги, о жизни русских писателей и особенностях мира литературы. А помимо этого орлята ещё и активно занимаются творчеством.

Статья 26

страницу за страницей и не могу ото­ рваться. Что-то совсем не понимаю, о чём-то лишь догадываюсь, но, наверное, никогда не забуду те эмоции, которые вы­ звала во мне эта старая и совсем непри­ метная на первый взгляд книга. ЛЮБИМЫЕ АВТОРЫ А вот что касается моих читатель­ В прошлом году я написал ещё одну - Мы были на мастер-классе по скрап­ повесть «Римшот для тунца», в которой пытался докричаться до нашего поколе­ ния, напомнив, что есть непреходящие ценности, отказаться от которых в угоду сиюминутной моде - преступно! ских предпочтений, то их круг обширен и многообразен. Сейчас меня всё больше интересуют авторы, чьи книги я читаю, поэтому с особым трепетом знакомлюсь с письмами С. Есенина, Ф. Достоевско­ го, Л. Толстого. Мне интересны личности писателей, чьи герои стали для меня ре­ альными людьми. Я пытаюсь отыскать в тексте произведения следы самого ху­ дожника. Списывал ли Лермонтов своего Печорина с самого себя? Что на самом деле волновало Пушкина при написании «Евгения Онегина»? Для меня авторы книг - это не висящие портреты на стенах школьных классов, а реальные люди со своими достоинствами и недостатками, страхами, пороками. Как только я побли­ же познакомлюсь с каждым из них, тут же лучше начинаю понимать их произведе­ ния и героев. букингу и каллиграфии, - поделилась своими впечатлениями 11-летняя Анна Гопкова. - Оказалось, что есть много шрифтов, которые я раньше не видела. Даже попробовала повторить красивое написание букв. Так что в скором време­ ни применю этот навык при создании сво­ ей книги. У меня есть такая мечта. Да, родители видели, как я несколько Помимо рассказов и повестей, я на­ месяцев не выпускал её из рук, но никто ничего не говорил и ни о чём не спраши­ вал. Не то чтобы игнорировали, просто отнеслись к этому нейтрально. До тех пор, пока я не спросил: «А чем болел Ни­ колай Островский?». «Болезнь Бехтере­ ва», - услышал я в ответ. И всё. Никто и никогда в нашей семье не регламентиро­ вал мои читательские предпочтения. Ни­ кто не выбивал у меня из рук толстенно­ го Декамерона. Не смеялись надо мной и когда в 14 лет я пытался решить для себя, кого же на самом деле любил князь Мышкин - Аглаю или Настасью Филип­ повну. Никто снисходительно не смотрел, когда я был замечен с «несерьёзной» ли­ тературой Шелдона или Чейза. Не устра­ ивая книжных дискуссий и обойдясь без назидательных советов, мои родители сделали для меня главное - они не уда­ рили меня по рукам, не отбили желания - просто стать читателем. Именно поэто­ писал много статей в различные газеты и журналы - о природе, проблемах моих сверстников, жизни своего города. Но особенно горжусь пьесой «Хэй, тиче!», которая идёт во взрослом профессио­ нальном театре города Уссурийск. То, что в скором времени она осуще­ ствится, это точно. Ведь ребята внутри своих центров уже приступили к первым страницам артбука, куда войдут стихи, сказки, рассказы собственного сочине­ ния. Остаётся лишь дождаться заверше­ ния этого процесса, чтобы своими глаза­ ми увидеть детские орлятские книги. «ЧИТАЮЩИЙ «ОРЛЁНОК» Таких же юных писателей и поэтов, как я, можно легко найти среди орлят смены «Читающий «Орлёнок». Ведь каж­ дый, кто приехал в этот раз в ВДЦ, имеет за спиной немало литературных конкур­ сов, фестивалей, наград и собственных произведений. Например, как 12-летняя Арина Ванина из Астрахани. Кстати, и ты не забудь сделать зна­ чимое открытие в своей жизни - впусти в свой мир книгу! «Прекрасное трудно», - говорили древние греки. И я соглашусь, что быть читателем - это непросто, но оно того стоит. Проверено на себе! Нередко писатели и поэты становятся персонажами моих собственных произве­ дений. Так, в моей повести «Вторая чет­ верть» главный герой Ваня Корпич часто разговаривает с поэтом Мандельштамом, ставшим его ближайшим другом. Я и сам в собственном стихотворении «Самуилу - Я пишу стихи с 7 лет, - рассказала мне Арина. - В один прекрасный вечер я сидела дома и делала уроки. И тут в голову мне пришли строчки. Я взяла бу­ магу и ручку, набросала первые слова, а Илья ВЫГОВСКИЙ, Приморский край

Статья 27

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА 5 ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЯЗЫКИ

                               РОССИИ

Статья 28

За долгое существование нашей страны в разных её регио­ нах возникло много языков. Но знаешь ли ты, что некоторые из них находятся на грани исчезновения? А почему это происходит?

Как говорят лингвисты, причин для этого существует много. Напри­ мер, это может быть связано с историческими или с экономиче­ скими событиями в жизни народов. Но самый главный мотив, как оказалось, кроется внутри семьи, где на языке перестают разго­ варивать, а значит, и передавать его из поколения в поколение.

В преддверии Международного дня родного языка (21 февраля), мы предлагаем тебе отправиться в увлекательное путешествие по разным уголкам нашей страны, чтобы познакомиться с исчезаю­ щими языками России и узнать, в чём их особенности. Рюкзаки и карты готовы. Отправляемся в путь! ИНТЕРЕСНО

Статья 29

САХАЛИН Следующий наш пункт пребывания - ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ Наше путешествие начинается с Ле­ нинградской области. Там проживают ижоры - носители ижорского языка, ко­ торый в 2009 году был включён ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира. И если сейчас на нём разговаривает всего 123 человека (бабушки и дедушки), то когда- то ижорским владели около 20 тысяч че­ ловек, почти все из которых любили петь. Именно поэтому про Ижорскую землю говорят, что «песен там было больше, чем камней на маленьких крестьянских полях». Сахалин и его нивхский язык. Некоторые лингвисты из Японии считают, что этот язык - один из предков японского языка, хотя он и не похож ни на один другой язык в мире. Например, для счёта людей, жи­ вотных и предметов в нивхском языке ис­ пользуются разные ряды числительных. Мы с порядковыми и количественными и то иногда путаемся… А тут такое!

Статья 30

Письменность у нивхов появилась только при советской власти (спроси у мамы или папы, они расскажут, когда это было). Помимо творчества этот народ за­ А в течение ХХ века число носителей нимался земледелием, скотоводством, рыболовством и лесным промыслом. А белую посуду, которую изготавливали ижоры, и вовсе часто увозили на ярмарки в Финляндию. стало резко падать. Сейчас же говоря­ щие на нивхском языке - это около сот­ ни пожилых людей на Нижнем Амуре и Сахалине. Но, чтобы это изменить, вла­ сти Сахалинской области и Хабаровско­ го края предпринимают такие меры, как преподавание нивхского языка до 3-го класса в некоторых школах и издание букварей, учебников и художественных произведений на этом языке. А на Саха­ лине даже выходит ежемесячная газета «Нивх диф» («Нивхский язык») тиражом 350 экземпляров. Но и то в последние годы издание стало выходить со значи­ тельными перебоями. риантов. Наверное, и писать, избегая повторов, на арчинском очень легко. Но не тут-то было! Лингвисты только в 2006 году составили письменность для этого языка. До этого её не было совсем. есть - 103 человека. Хотя в России живёт почти полторы тысячи, но понимают род­ ную речь из них всего 5%. Удэгейцы живут в сёлах возле рек Отличался этот народ и любопытным Дальнего Востока, далеко от цивилиза­ ции. Тебе может показаться, что вымира­ ние этого языка - естественный процесс, но это не совсем так. Глобализация и сме­ шение с русскими традициями наложили на удэгейцев свой отпечаток и лишили жителей своей культуры. Согласись, что мало кто захочет жить на отшибе страны или разговаривать в городе на языке, который вообще мало кому может приго­ диться. Не знаем, как тебе, но нам очень грустно от того, что в ближайшее время мы можем стать свидетелями исчезнове­ ния удэгейского языка. свадебным обычаем, при котором все участники обряда обязательно должны были курить табак. От большого количе­ ства дыма у ижор даже возникла поговор­ ка: «Если дым появился над домом, зна­ чит или пожар, или курят на обручении!». Несмотря на уникальность арчинского языка, власти Дагестана не спешат его сохранить. А при переписи населения арчинцев и вовсе игнорируют, приписы­ вая им национальность - аварец. Да и молодёжь стремится уехать жить в круп­ ный город, например, в Махачкалу, где на арчинском не говорят совсем в отличие от родного для них Чародинского райо­ на. Но всё же шанс на выживание у этого языка ваше остальных.

Статья 31

ЧУКОТКА Мы перемещаемся на Дальний Вос­ ток, в Чукотку, где под угрозой исчезно­ вения находится керекский язык. По­ скольку кереки (носители языка) жили в непосредственном контакте с чукчами, в керекском можно обнаружить чукотские черты. ДАГЕСТАН Путешествие продолжается. Сле­ УДМУРТИЯ Мы перемещаемся на восток Восточ­ дующая остановка - Кавказ, а точнее Дагестан. Здесь живёт один из самых странных языков мира - арчинский . Есть предположение, почему? Ладно, расска­ зываем. но-Европейской равнины, в Удмуртию, где жители разговаривают на удмурт­ ском языке. Большинство носителей проживают в Удмуртской республике, где этот язык является государственным язы­ ком наравне с русским. НАПОСЛЕДОК На этом наше путешествие подошло к Но у этого языка никогда не было письменности, поэтому он передавался исключительно в устной форме, как и его фольклор. Именно поэтому его и не удалось сохранить. А число говорящих на этом языке сегодня и вовсе достигло страшной цифры - 10 человек. Что каса­ ется словарного запаса, то сохранилось примерно пять тысяч слов. Хотя и то су­ ществует мнение, что в керекском языке только 25% исконных слов. Всё осталь­ ные пришло из других языков. концу. И пусть оно было небольшим, зато мы с тобой смогли узнать, что в совре­ менном мире есть немало важных язы­ ков, составляющих такую разнообразную и интересную культуру нашей страны. А то, что они вымирают, является огромной проблемой, которую обязательно нужно решать. Иначе вскоре не останется ни одного даже пожилого носителя. Ведь лингвисты уже говорят, что частота выми­ рания языков будет только усиливаться, потому что люди перестают учить свой родной язык и обучать ему своих детей. Всё дело в том, что для использова­ ния этого языка в своей речи необходимо обладать уникальной памятью, потому что этот язык насчитывает 40 падежей, 17 видо-временных форм и 10 наклоне­ ний. Представляешь? А мы и свои шесть падежей с трудом запоминаем да ещё и путаемся. Слово «кушать» и вовсе на­ считывает 1502839 синонимичных ва­ На удмуртском разговаривает больше 320 тысяч человек. Эта цифра может по­ казаться тебе большой, но на самом деле - это очень мало. Каждое десятилетие число говорящих значительно уменьша­ ется. А количество детей, которые изуча­ ют этот язык, существенно сокращается, потому что родители перестают обучать удмуртскому своих дочерей и сыновей. Именно по этой причине этот язык также, как и ижорский, попал в Атлас исчезаю­ щих языков ЮНЕСКО. Кстати, эта органи­ зация и вовсе пришла к выводу, что если сегодня никакие изменения и усилия по сохранению приниматься не будут, то че­ рез 100 лет носителей удмуртского язы­ ка не останется совсем. Согласись, это ужасно…

Статья 32

Нужно всегда помнить, что наш род­ ной язык - это связь между прошлым, настоящим и будущим. А значит, для его сохранения стоит уделять больше вни­ мания, потому что именно он служит ин­ струментом общения и восприятия карти­ ны мира.

Статья 33

Мы надеемся, что все приведённые факты послужат для тебе отличной мо­ тивацией для активного использования и сохранения родного языка на максималь­ но долгий период. Чтобы потом, спустя годы, нам было что передать следующе­ му поколению! ПРИМОРСКИЙ И ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ Конечная станция - Приморский и Ха­ баровский край. Это тебе точно знакомо. В отличие от языка, про который сейчас расскажем. Честно, мы сами до этого не знали, что рядом с нами живут люди, которые разговаривают на удэгейском языке (не путай с адыгейским!). А они Анна ЧИРКОВА, Ульяна КУЛАКОВА, Приморский край

Статья 34

6 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА ПРОФЕССИЯ ЭКСКУРСОВОДА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Статья 35

О том, тяжело ли быть экскурсоводом, и что нужно делать, чтобы им стать ПРИСОЕДИНЯЙСЯ! Думаешь, что музеи - это скучно? Лежат там какие-то экспона­ ты под стеклом. А для чего и зачем - непонятно. Потрогать и хоро­ шенько посмотреть их нельзя. Лучше это время потратить на что-то полезное, а не бесцельно слоняться по музею. Если ты, читая эти строки, утвердительно киваешь, то наверняка у тебя не было эруди­ рованного и грамотного экскурсовода, который бы точно расширил твой кругозор и рассказал множество историй. Да, такая профес­ сия действительно существует. В наше время она очень популярна и востребована, но в то же время сложна и требует подготовки.

Статья 36

В «Орлёнке» во второй смене реализуется проект «Военно-патри­ отическая смена «Школьный Музей Победы», где ребята полностью погружаются в профессию экскурсовода и отрабатывают теоретиче­ ские знания на практике. Мне удалось пообщаться с ними и узнать, какие навыки и личные качества им приходится развивать, чтобы стать первоклассными гидами. Подробности читай в моём матери­ але.

Статья 37

КАК МНЕ ЭКСКУРСОВОДОМ ПРИШЛОСЬ СТАТЬ Прежде чем я перейду к главному, мне №54 Советского района города Волгогра­ да. Приехали эти ребята в «Орлёнок» не с пустыми руками. Они привезли с собой некоторые экспонаты из школьного музея - архивные фотографии, счастливую «пи­ лотку» ветерана Великой Отечественной войны - участника 387-й мотострелковой бригады, макет боевого катера. Когда я пришла к ним, чтобы пообщаться, они уже провели свою первую экскурсию по экспо­ зиции своего школьного музея. бы хотелось поделиться с тобой своим личным опытом. Так получилось, что мне удалось мно­ го раз побывать в Музее истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, который находится в центре Владивостока. Он ос­ нован в 1884 году. В 1945 году музею при­ своили имя В. К. Арсеньева - русского гео­ графа и исследователя Дальнего Востока. Это настоящий культурный центр, который не только хранит около 600  000 подлин­ ников экспонатов, но и является местом встречи с различными деятелями Примор­ ского края. А ещё - там есть мини-музеи для детей и подростков. Например, я была в зале, где можно было узнать интересные факты о физике.

Статья 38

- Без чёткой и поставленной речи невоз­ время не должно быть ярких деталей, ко­ торые будут отвлекать внимание слушате­ лей. Чтобы ничего не упустить, собираясь на экскурсию, можно составить специаль­ ный чек-лист и по нему проверить, все ли внешние атрибуты на месте. - Наша основная цель - рассказать можно провести качественную экскурсию, - думает Артём Киреев. - В этом случае упражнения для развития дикции и ско­ роговорки нам в помощь. Например, есть трудные буквенные сочетания, пробуем их произнести, задействуя мышцы речевого аппарата, множество раз. И не забываем развивать дыхание, что поможет избежать запинок. своим сверстникам о неизвестных им страницах Великой Отечественной войны, - говорит участница проекта Марина Кан­ даурова. - Мы поведали орлятам про саму мотострелковую бригаду, историю её фор­ мирования, а также о том, как сложились судьбы её участников. Нас очень порадо­ вала обратная связь от ребят. Они подхо­ дили в конце экскурсии и благодарили за интересный рассказ. Для них было уди­ вительно, что в качестве гидов выступили такие же дети, как и они, которые отлично справились с этой задачей.

Статья 39

Но это только лишь верхушка айсберга. Помимо того, что нужно хорошо выглядеть, надо уметь преподносить материал в увле­ кательной форме. Самый первый мой поход в этот музей Ребята в один голос рекомендуют всем - Имидж экскурсовода - это не только был без экскурсовода. Я просто смотрела на выставленные экспонаты. Но мне было скучно и ничего непонятно. Ведь некому было мне обо всём рассказать. своим сверстникам познакомиться с арти­ куляционной гимнастикой и регулярно за­ ниматься. Это пригодится не только буду­ щим экскурсоводам, но и в любой другой профессии. его внешность, Важно, как он говорит, как себя преподносит, - делится своим мне­ нием Марина Кандаурова. - От него очень многое зависит. Даже когда у гида за спи­ ной огромное количество редчайших экс­ понатов, но если он абсолютно неинтерес­ но рассказывает о них, то для посетителей музея - это пустая трата времени. В следующий раз мы оплатили отдель­ но экскурсовода. И это стоило потраченных денег. Она настолько интересно повество­ вала историю тех или иных вещей в музее, что после я приходила туда ещё много раз и приводила с собой друзей и родных, уже сама рассказывая им, что узнала до этого. Так мне удалось попробовать себя в роли экскурсовода для близких людей. АЗБУКА ЭКСКУРСОВОДА Но прежде чем выйти к своим сверстни­ Да, развитие всех вышеперечисленных навыков помогает чувствовать себя уве­ реннее. Но экскурсовод тоже человек и мо­ жет что-то в самый ответственный момент забыть. кам и провести для них экскурсию, пусть даже и небольшую, школьники из Волго­ града прошли ускоренный и углублённый курс подготовки юного экскурсовода. Хотя у многих из них был уже аналогичный опыт, но, как мы знаем, нет предела совершен­ ству - учиться можно и нужно всегда. По­ этому в течение недели ребята восполняли пробелы в своих знаниях, оттачивали ком­ муникативные навыки, учились преодоле­ вать волнение и тренировали свой речевой аппарат. После такого обучения и хорошей практики они теперь точно смогут отличить профессионала от дилетанта. Наполнить свою голову знаниями не так уж трудно, хоть и времени это занимает много. Всё же всегда можно почитать книги и справочники, посмотреть документаль­ ные фильмы, изучить архивные докумен­ ты. А вот когда пытаешься обо всём этом рассказать - чувствуешь, что тебя укусила Эллочка-людоедка (героиня сатирическо­ го романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»). Не хватает слов выразить свои впечатления, начинается сплошное косно­ язычие. Такого у профессионального экс­ курсовода быть не должно. - Такое иногда случается, - делится сво­ им опытом Артём. - В первую очередь - не паниковать, иначе это будет полный крах и провал. Можешь задать вопрос по теме экскурсии своим слушателям. Так ты вы­ играешь время и не потеряешь контакт с аудиторией. Это было волнительно и возможно даже любопытно от того, какая реакция будет у моих друзей. Конечно, я переда­ вала им не всю информацию, а только ту, что вспомнила по ходу моей любительской экскурсии. Начало увлечения и изучения психологии мне очень помогло: я знала, как лучше стоять и жестикулировать, побо­ роть панику и волнение, привлекать к себе внимание, чтобы другие не отвлекались.

Статья 40

О нюансах и аспектах профессии экс­ курсовода можно говорить очень долго. Не секрет, чтобы стать настоящим профи в этом деле, нужно всё время учиться и повышать свой уровень. Но первые шаги ты можешь делать уже сейчас - полюбить историю в школе и полностью погрузиться в этот предмет, работать над своей речью и изучить основы ораторского мастерства, продумать свой стиль. А ещё - расскажи своим друзьям о неизведанных уголках своего города или населённого пункта. Так быстрее попробуешь себя на практике и поймёшь, над чем тебе нужно работать. Желаем тебе успехов, на этом нелёгком поприще. Итак, попробуем вместе с нашими юны­ - То, о чём ты будешь рассказывать ми музейщиками составить портрет иде­ ального /по-настоящему профессиональ­ ного / экскурсовода. Читай внимательно, вдруг тебя привлечёт именно эта профес­ сия. участникам экскурсии, лучше заранее про­ думай. И напиши свой рассказ, - советует Никита Шумков. - Это поможет не только избежать различного рода ошибок, но и структурировать всю информацию. Но не привязывайся к этому листку, старайся в него смотреть как можно реже. А главное - не будь занудным лектором, вставляй в свой рассказ занимательные факты, юмор. В конце друзья сказали, что им всё по­ нравилось. Но тогда я поняла, что работа в такой сфере очень трудна и требует много сил и отдачи. Поэтому мне стало любопыт­ но, как в «Орлёнке» осваивают азы этой профессии и проводят свои первые экскур­ сии наверняка на уровень выше, чем я. Все знают мудрую народную послови­ цу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Так вот, с гидом это работает точно также. Поэтому первое, с чего нужно на­ чать - это с внешнего вида. О ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ ПОБЕДЫ Во вторую смену 2021 года участни­ Подготовить интересный материал для - Экскурсовод должен в первую оче­ своей экскурсии - это только половина успеха. Прочитать несколько раз один тот же текст и пересказать его - недостаточно. Познавательную информацию из уст гида должны услышать люди. ками проекта «Школьный музей Победы» стала команда активистов «Сталинград­ ский характер» музея «387-й Гвардейской мотострелковой Сталинградско-Корсунь­ редь выглядеть аккуратно, - считает Арина Русакова. - Опрятная одежда в едином де­ ловом стиле, собранные волосы и неяркий макияж у женщин, чистые ногти - это тот минимум, без которого не обойтись. В тоже Юлия ПИВОВАРОВА, Приморский край ской Красноармейской бригады» школы

Статья 41

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА 7 ЧЕРЕЗ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ К НОВЫМ ОТКРЫТИЯМ

Статья 42

НА ЗАМЕТКУ! Думаю, не стоит тебе лишний раз напоминать, что хорошие кни­ ги являются для нас надёжным источником знаний, а также могут стать нашими друзьями и советчиками. А ещё - узнавать что-то но­ вое можно не только из школьных учебников и специальных спра­ вочников, расширит твои познания о мире и научная фантастика. Если ты устал от бесконечного потока информации в цифровом мире и хочешь спокойно почитать, продолжая при этом развивать­ ся, то лови подборку книг от меня.

Статья 43

Гарантирую, они точно сделают тебя умнее. ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЕ МИРЫ ЖЮЛЬ ВЕРНА Открывает наш книжный гид - писа­ библиотеку и взять дебютный роман Жюль Верна «Пять недель на воздуш­ ном шаре» . Отважный исследователь и учёный Самуэль Фергюссон и двое его спутников отправляются в рискованный и непредсказуемый полёт на воздушном шаре. Путешественники будут парить над необъятными просторами Африки, вступят в столкновения с кровожадными туземцами и дикими животными, окажут­ ся у слона на буксире, подвергнутся на­ падению огромных птиц, перелетят через бушующий водопад и лишь чудом спасут­ ся от гибели. В общем, чтение этой книги обещает быть поистине захватывающим, покруче любого голливудского экшена. тель, романами которого по-любому за­ читывались твои родители, а может даже бабушки и дедушки. Это классик приклю­ ченческой литературы, занимательный рассказчик, способный понятным языком писать о географии, истории, науке и тех­ нологиях, - Жюль Верн .

Статья 44

Будучи ещё ребёнком, он уже мечтал о больших путешествиях и приключени­ ях, наблюдая за проплывающими мимо его окна торговыми кораблями. От своих сверстников его отличала любознатель­ ность, неуёмная тяга к новому и интерес­ ному. Уже во взрослом возрасте писатель свободное время проводил в Националь­ ной библиотеке Франции, где удовлетво­ рял свою жажду знаний, составлял науч­ ную картотеку для будущих сюжетов.

Статья 45

Если ты любишь исследовать новые места, рекомендую тебе к прочтению трёхтомник писателя «Истории великих путешествий» , посвящённый истории географических открытий и путешествий с древнейших времён до начала соро­ ковых годов XIX века. В живой и увлека­ тельной манере Жюль Верн описывает открытие и освоение «белых пятен» Зем­ ли самыми знаменитыми путешественни­ ками и исследователями - Марко Поло, Христофором Колумбом, Куком, Лаперу­ зом, Берингом и другими. На страницах этой книги ты наверняка найдёшь боль­ ше информации о странах и континентах, чем в школьном учебнике географии или в популярной сейчас Википедии. Сальватору умирающего ребёнка. Пони­ мая, что у мальчика слабые лёгкие, врач делает ему пересадку жабр молодой акулы. Так на  свет появляется человек- рыба, которого Сальватор  усыновляет и  называет Ихтиандром. Отныне, чтобы нормально существовать, мальчик дол­ жен часть времени проводить в  воде, а часть - на суше. Но, повзрослев и влю­ бившись в  девушку, Ихтиандр не  очень- то слушает советы своего второго отца. кают внутрь Земли в подземный мир, где встречают ископаемую флору и фауну, а также племя первобытных людей. В этом подземном мире день и ночь светило ме­ ленькое солнце, названное путешествен­ никами Плутоном, а весь подземный мир - Плутонией. Попали они внутрь нашей планеты сквозь огромное отверстие, рас­ положенное далеко на севере, среди льдов Арктики, постепенно спускаясь по его пологому склону. В романе «Путешествие к центру Земли» главный герой, профессор ми­ нералогии из Гамбурга Отто Лиденброк, находит в случайно приобретённой им старинной рукописи зашифрованный манускрипт. Его юный племянник и ас­ систент Аксель помогает ему прочитать зашифрованное сообщение из прошлого, автором которого является исландский алхимик XVI века Арне Сакнуссем. В нём утверждается, что существует возмож­ ность «достигнуть центра Земли» через кратер исландского вулкана Снайфельдс. Профессор, его племянник Аксель и на­ нятый в Исландии проводник Ганс от­ правляются в недра земли, не подозре­ вая, какие приключения ожидают их. Глубоко под землёй они обнаруживают колоссальной величины грибы, низшие растения, живых доисторических живот­ ных, древнего человека, природные ката­ клизмы и, что самое главное, населённое ящерами огромное подземное море, на­ званное Морем Лиденброка. Удалось ли достигнуть центра Земли? Узнаете, когда дочитаете до конца. Романтическая линия немного напо­ Сам роман был написан в 1915 году, минает сказку о Русалочке, но здесь всё намного сложнее и трагичнее. Чем же за­ кончилась история главного героя, узнае­ те в финале романа. а Плутон был открыт учёными в 1930 году. В начале XX века автору довелось работать в геолого-географической экс­ педиции на севере Якутии. От местных жителей Обручев услышал о загадочной тёплой земле, лежащей далеко в Ледо­ витом океане. Говорили, что именно туда каждый год отправляются стаи перелёт­ ных птиц, что именно там нашло себе приют исчезнувшее племя онкилонов. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ЖИТЬ ПОД ВОДОЙ? Над этим вопросом размышляет в РОБОТЫ И АЙЗЕК АЗИМОВ Роботы начинают активно внедряться в нашу повседневность. Возможно, даже за тебя делает часть домашней работы робот-пылесос. Они как раз предназначе­ ны, чтобы сделать нашу жизнь легче. О том, что они - наши друзья и помощники, ещё сказал в своём сборнике рассказов «Я-робот» Айзек Азимов . своём фантастическом романе «Чело­ век-амфибия» Александр Беляев . Дей­ ствительно ли человек способен не про­ сто жить в глубинах океана, но при этом ни в чем не нуждаться? В 1922 году Обручев взялся за науч­ но-фантастический роман о таинствен­ ной суше и закончил его в 1924 году. Произведение было опубликовано в 1926 году под названием «Земля Санникова, или Последние онкилоны» . А начинается всё с того, что аргентин­ ский хирург Сальватор занимается био­ логическими экспериментами, вернее, межвидовой пересадкой органов. Также он  помогает индейцам, которые почита­ ют его как бога и  всякий раз обращают­ ся за  помощью. Однажды они приносят Писатель рассеивает стереотипы, связанные с созданием искусственных разумных существ. В историях о роботах его предшественников эти механические существа бунтовали или убивали своих создателей. А его роботы не механиче­ ские злодеи, замышляющие уничтожить человеческий род, а помощники людей, нередко разумнее и человечнее, чем их хозяева. В качестве главного героя писатель Мечтаешь побывать в Африке? Для использует политического ссыльного Го­ рюнова, который вместе с несколькими спутниками попадает на этот оазис среди льдов, где живёт племя свободных онки­ лонов. Владимир Афанасьевич строит свой сюжет на такой гипотезе, что суще­ ствует тёплый остров во льдах, который мог образоваться в результате вулкани­ ческой деятельности. Вулкан уже потух, но ещё не остыл. И вот вам курорт. Ос­ новное место в этой книге занимает де­ тальное описание окружающей природы, строения почвы и животного мира откры­ той земли. этого необязательно покупать билет на самолёт, можно сходить в ближайшую

Статья 46

Уверена, что после прочтения этих рассказов тебе точно захочется записать­ ся в кружок робототехники. ПЛУТОНИЯ И ЗЕМЛЯ САННИКОВА /путешествие к центру Земли и на край земли/ Роман Владимира Обручева «Плуто­ ния» основан на бытовавшей в прошлом научной гипотезе о полой Земле, которую развил в «Путешествии к центру Земли» Жюль Верн. Только в своём произведе­ нии Владимир Афанасьевич описывает это с профессиональной точки зрения, как геолог и географ. Герои романа, шесть отважных исследователей, прони­ P.S. Список книг получился, конечно, не­ большим. Но возможно именно они ста­ нут для тебя проводником в мир большой науки:) Юлия ПИВОВАРОВА, Приморский край

Статья 47

ПУТЕВОДИТЕЛЬ: ПРИМОРЬЕ 8 ОТКРЫВАЯ ПРИМОРЬЕ

Статья 48

Друзья-китайцы, конфеты, стеклянная бухта и другие особенности Приморского края МАЛАЯ РОДИНА Привет, как часто ты путешествуешь по стране? Поездка в со­ седний город не в счёт :) Наша страна необъятна и необычна. Каждый регион России имеет свои особенности. Ты живёшь в сво­ ём городе и даже не задумываешься о том, что где-то на другом конце России совсем другая экология, совсем другие люди. Мы приехали из очень-очень отдалённого Приморского края, который находится на одной ШИРОТЕ с Краснодарским краем, но регионы абсолютно разные. Раз ты, дорогой читатель, не можешь сейчас посетить далёкий Приморский край, то я познакомлю тебя с ним немного поближе. У многих складывается впечатление, что в При­ морье сплошная тайга и совсем нет ничего интересного, но это ошибочное мнение. Приморье - это вовсе не глушь! Мы хотим по­ знакомить тебя с нашим родным уголком.

Статья 49

altaica». ДРУЗЬЯ ПО ГРАНИЦЕ Ты когда-нибудь задумывался, каково А ты знаешь, что в Приморском крае, есть растение гораздо старше всех предста­ вителей флоры и фауны? Ты не поверишь, но оно является ровесником давно вымер­ ших мамонтов и динозавров. Это растение - лотос Комарова. Этот цветок, занесённый в Красную книгу, является очень красивой, ускользающей жемчужиной Дальнего Вос­ тока. Потрясающее, но хрупкое растение имеет нежно-розовый цвет и живёт исключи­ тельно на воде. это - идти по своему городу и видеть жителей Азии? Приморским ребятам даже и не нужно думать об этом, так и происходит. До пан­ демии в каждом городе Приморья жителей Китая было ОЧЕНЬ много. Они приезжали на экскурсии, а в некоторые города друзья- китайцы ездили за покупками. Но не только китайцы посещают нашу дальневосточную столицу. Нередко жители Приморья и сами бывают в соседнем государстве. А всё пото­ му, что до его границы можно добраться за 30 минут на машине.

Статья 50

отличается от других регионов своими не­ вероятными пейзажами и красотами леса. Если ты окажешься в Приморье, мы совету­ ем тебе увидеть своими глазами несколько мест, которые точно влюбят тебя в наш край. Спустя годы бывший мусор – маленькие кусочки стекла – омылись морем и стали гладкими. Их стало выбрасывать на сушу, и постепенно стёкол стало так много, что они застелили весь берег. В настоящее время бухта Стеклянная стала одним из самых лю­ бимых мест жителей и гостей Владивостока. Каждый, кто посетил это место, старается увезти с собой стеклянный камень. В 2016 году на острове Русский открыл­ Ещё у нас обитает очень красивая птица, ся третий по величине В МИРЕ Приморский океанариум. Внешне он напоминает огром­ ную раковину с жемчужиной, а внутри ты по­ гружаешься в морское царство. Вся терри­ тория океанариума поделена на девять зон, где представлено множество разных обита­ телей морских и пресных вод со всего мира. Мы посещали множество океанариумов, но только этот полностью погрузил нас в мир под водой. с вкусным именем мандаринка. Она извест­ на своим неповторимым видом и верностью своему партнёру. Её изображение украшает в Китае картины многих свадебных салонов, а иногда преподносят в дар в день бракосо­ четания. Поездка в Китай перестала быть чем-то необычным. В некоторых приморских шко­ лах ребята даже учат китайский язык. А если отправиться на прогулку по Владивостоку, то ты точно заметишь иероглифы на вывесках. ПРИМОРСКИЙ КОНДИТЕР У каждого из нас есть свои слабости. Нашей самой большой слабостью является сладкое. Мы очень любим конфеты, шоко­ лад, ирис. А знаешь ли ты, что сладкое мо­ жет быть полезно? О соседях-китайцах можно говорить много, но итог будет один - в Приморском крае очень уважают и ценят жителей «под­ небесной империи». К слову, посмотреть на приморские просторы приезжают не только китайцы. В 2017 году произошла настоящая миграция медведей из Китая, в городе Луче­ горске они ходили по улицам, держа в страхе весь город. Кажется, байки про медведей, ко­ торые ходят по улицам стали реальностью.;) У СИНЕГО МОРЯ… Берега Приморского края омывается водами Японского моря, которое, в свою очередь, является частью Тихого океана. В летнее время множество прибрежных тер­ риторий переполнено туристами. Жители со всего Дальнего Востока съезжаются к нам, чтобы провести незабываемый отдых. Как ценители природы, мы с уверенно­ В 1906 году, в столице Приморского края стью можем заявить, что Бенёвские водо­ пады должен посетить каждый. Журчание воды завораживает, а щебет пролетающих рядом птиц поистине вдохновляет. Точное количество водопадов неизвестно, но при­ мерное их количество 30. Самый высокий из них имеет высоту более 20 метров. Из-за большого количества водопадов образует­ ся каскад, который очаровывает туристов, оставляя после себя воспоминания на дол­ гое время. - Владивостоке, купец Иван Петрович Тка­ ченко основал фабрику. Сначала она произ­ водила макаронные изделия, а в 1907 году начала производство кондитерских изделий. Все технологические процессы на той фа­ брике производились вручную, тридцатью рабочими. В 1913 году был открыт первый магазин изделий Приморского кондитера, в центре города на улице Светланской. На этой фабрике производят шоколад с нео­ бычными морепродуктами, но заслуженную любовь не только жителей Дальнего Восто­ ка, но и многих жителей всей нашей страны получила приморская «Птичка». Морская вода тут тоже разная, на в бухте «Триозёрье» вода небесно-голубая, ты будто попадаешь в рай на земле. В районе посёлка Ливадия вода никогда не бывает спокойной, волны так и стремят­ ся накрыть кого-нибудь своей лавиной. Не­ редко около берега можно заметить плав­ ник, торчащий из-под воды. Это хищные акулы приплывают поглядеть на пловцов.

ФЛОРА И ФАУНА На краешке земли, в далёком Примор­ ском крае очень разнообразная природа. Много удивительных и уникальных живот­ ных, птиц, растений. Главный представитель животного мира ИСТОРИЯ О «СТЕКЛЯШКЕ» Представь, берег из разноцветных, пере­ этого края, который является главным сим­ волом города Владивостока - Амурский тигр. Это самая большая кошка на Земле. Инте­ ресный факт: в древние времена местные жители называли это животное «бобром», а по-латински это звучит «Panthera tigris ливающихся стёкол, море, брызги и солнце. Этот волшебный пейзаж поражает всех, кто впервые приезжает во Владивосток, в бухту Стеклянная. Нежное суфле «Птички», покрытое обо­ КУДА СХОДИТЬ В ПРИМОРЬЕ? Когда кто-то путешествует по России, лочкой из чудесного шоколада, который является одним из лучших в России. Эти конфеты очень лёгкие и имеют меньшую калорийность, по сравнению с другими сла­ достями. Поэтому сладкое не всегда бывает вредным. всегда старается посетить необычные ме­ ста. Столица Дальнего Востока особенно Что ты обычно видишь, когда приходишь на пляж? Наверняка, это песок или камни, но здесь всё по-другому. Придя на пляж Сте­ клянной бухты, ты увидишь берег из стекла. Трудно поверить, но вся эта красота появи­ лась совершенно случайно. P.S. В каждом регионе есть свои «богатства», Вот какая у этой бухты история.

непохожие на другие. Мы познакомили тебя, дорогой читатель, со своим краем. И будем очень рады, если ты примешь нашу эстафету и расскажешь о своём регионе на страницах газеты «Салют, Орлёнок!».

Рядом с обычной морской бухтой распола­ гался завод по переработке фосфора и стек­ ла. К сожалению, как часто это бывает, ра­ ботники завода выкидывали отбросы в море. Ещё одним источником загрязнения была свалка, которая находилась прямо на берегу в бухте Горностай, расположенной непода­ лёку. Сейчас и завод, и свалка закрыты, но их наследие живёт до сих пор.

Статья 51

Анастасия КОЛЕСНИКОВА, Татьяна ЛОПАТНЮК, Приморский край Учредитель, издатель газеты: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Адрес редакции и учредителя: 352842, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок». Главный редактор, вёрстка: Р. Н. Марьин. Фото: Р. Марьин, М. Суворова, М. Шестопалова, Н. Житков, Т. Лагунова, А. Будькина. Телефон: 91-492. E-mail: salutorlyonok@rambler.ru. Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ № ФС77-48031 от 30 декабря 2011 года Номер подписан 19.02.2021 г. Время подписания в печать: по графику - 10.00, фактическое - 10.40. Газета отпечатана в ОАО «Печатный двор Кубани», г. Краснодар, ул. Тополиная, 19. Заказ № 613 Распространяется бесплатно. Тираж: 1000 экземпляров.

Изображения вне статей