====== kommunarskaya-legenda-orlenka_1_ .pdf ====== Оригинальный файл pdf:{{newspaperso:sotext:pdf_6e403429d43244e1:pdf_6e403429d43244e1.pdf|Скачать sotext:pdf_6e403429d43244e1:pdf_6e403429d43244e1.PDF}} ===== Статья 1 ===== Вопросы воспитания и обучения DOI: 10.15293/1813-4718.1804.02 УДК 374+379.8 Куприянов Борис Викторович Доктор педагогических наук, профессор, профессор Департамента педагогики институ- та педагогикии и психологии образования, Московский городской педагогический университет, boriskuprianoff2012@yandex.ru, ORCID 0000-0002-1041-6056, Москва КОММУНАРСКАЯ ЛЕГЕНДА «ОРЛЕНКА» 1 Аннотация. Введение. В отечественной практике воспитания роль поворотного момента сыграли 60-е гг. ХХ в., именно с этого времени в лексикон миллионов российских педагогов вошли понятия «коллективно-творческое дело», «вечерний огонек», «школа комсомольского ак- тива» и т. п. Именно в это время возникла символическая культурная практика воспитания и организации летнего отдыха детей, отражающая романтизм оттепели в СССР. Именно эта традиция столкнулась на рубеже ХХ и ХХI вв. с реалиями рыночных отношений, об- наружив ряд ценностных противоречий, поставив на повестку дня вопрос о возможности использования коммунарской педагогики в настоящее время. Материалы и методы. Основания для исторической реконструкции обнаруживаются в диссертационных исследованиях практики ВПЛ – ВДЦ «Орленок», в научных, методиче- ских и мемуарных текстах активных участников социально-педагогического проекта 60-х гг. ХХ в., в источниках личного происхождения: воспоминания, письма, дневники. Для опи- сания активного поиска новых вариантов работы с детьми во Всероссийском пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» 1962–1966 гг. применялся метод историко-педагогической реконструкции. Результаты исследования. Характерными чертами культурной практики Всероссийско- го пионерского лагеря «Орленок» 1962–1966 гг. являлись: реализация в детско-взрослом сообществе гуманистических отношений, особые отношения сотрудничества, основанные на доброжелательности, откровенности, поддержке, демократии и новой культуре диало- га, самоценность оригинальности, импровизации, инициативы, творчества, общественная самоорганизация обогатилась установленными технологическими процедурами и регла- ментами (коллективными процедурами целеполагания, планирования, подготовки и т. д., вечернего огонька как технологического узла). Обсуждение и заключение. Научная новизна и теоретическая значимость статьи заклю- чаются в детализации представлений о коммунарском проекте Всероссийкого пионерского лагеря «Орленок» 1962–1966  гг. как варианте нетоталитарного воспитания, социальном эксперименте по формированию «острова» будущего общества внутри современности, реализованной социально-педагогической утопии, давшей импульс значительному числу социальных, культурных и социально-педагогических явлений. Ключевые слова: загородный детский лагерь, история образования в СССР, демократи- ческие и гуманистические практики воспитания. ===== Статья 2 ===== 1 Исследование осуществляется при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а. 13 Siberian pedagogical journal ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 3 ===== Вопросы воспитания и обучения Не зевай, историк, сочиняй книгу, наблюдай вращенье земли. Каждому столетью, году, дню, мигу, сколько надлежит, удели. М. К. Щербаков Все это из нашей истории строки. В. Б. Гин ===== Статья 4 ===== Введение. В развитии образовательных практик время от времени возникают по- воротные моменты, задающие традиции на многие десятилетия, определяющие культурные образцы решения педагогиче- ских задач. В отечественной практике за- городных детских лагерей роль поворотно- го момента сыграли 60 гг. ХХ в., именно с этого времени в лексикон миллионов рос- сийских педагогов вошли понятия «кол- лективно-творческое дело», «вечерний огонек», «школа комсомольского актива» и т.  п. Именно в это время возникла но- вая массовая культура пионерского лаге- ря со специфическими наименованиями, девизами, «лагерными песнями» и ритуа- лами, отражающими романтизм оттепели в СССР. Именно эта традиция организации летнего отдыха детей столкнулась на ру- беже ХХ и ХХI вв. с реалиями рыночных отношений, обнаружив ряд ценностных противоречий, поставив на повестку дня вопрос о возможности использования ком- мунарской педагогики в настоящее время. В этой связи историческая реконструкция культурной практики воспитания в заго- родных детских лагерях в СССР в 60-е гг. ХХ в. не просто приобретает научно-по- знавательный интерес, но и становится основой разработки концепции развития института летнего отдыха в XXI веке. Материалы и методы. Основания для исторической реконструкции обнаружи- ваются в исследованиях практики ВПЛ  – ВДЦ «Орленок» (Ю. В. Бураков, Б. Б. Гу- сев, С. И. Панченко) [2; 3; 8], в работах С. В. Кульневича, А. В. Мудрика, С. Д. По- лякова [6; 9; 10], в научных, методических и мемуарных текстах активных участни- ков социально-педагогического проекта 60-х гг. ХХ в. Важную роль в восстанов- лении картины тех лет могут сыграть источники личного происхождения: воспоминания, письма, дневники. Ин- терес представляют интервью вожатых (Л. А. Балашкова, А. В. Мудрик, И. Леоно- ва, В. Ф. Хозов) и воспитанников (Л. Са- зонова, Л. Калинина, Н. Безбородов) лаге- ря «Орленок» (1962–1963 гг.), собранные Ю. А. Федотовой в 2013 г. [11]. На основе перечисленных источников можно отметить, что в период оттепе- ли происходило осмысление и активный поиск новых вариантов работы с деть- ми, которые нашли свое выражение в та- ком социальном и культурном явлении, как Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орленок» 1962–1966 гг. В 1962 г. совершен «десант» ленинград- ских школьников и молодых педагогов, ко- торые привезли с собой социально-педаго- гическую практику Фрунзенской коммуны Ленинграда, а в 1966 г. вышло постановле- ние ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостат- ках в воспитательной деятельности лагеря “Орленок”», которое можно считать фина- лом этой культурной практики. Результаты исследования. Для пони- мания сущности коммунарского проекта важными представляются несколько по- ложений. А. В. Мудрик называет культурную практику лагеря «Орленок» этой эпохи  – нетотаталитарной «номинально не противоречащей ортодоксальным посту- латам марксистско-ленинской педагогики, но по сути предлагающей пути создания благоприятных условий для развития лич- ности…» [6, с. 153]. В коллективной моно- графии «Острова  утопии» утверждается, что при разработке и реализации утопиче- ских проектов 60-х гг. ХХ в.: ===== Статья 5 ===== – сложилось понимание «коллектива де- тей и подростков (или коллектива вместе с обучающим его педагогом) как микромо- дели общества, изменение которой оказы- ===== Статья 6 ===== 14 Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 7 ===== Upbringing and training questions вается социальным экспериментом по фор- мированию «острова» будущего общества внутри современности»; – вслед за выдающимися педагогами 1920-х  гг. воспитание в коллективе рас- сматривалось как обеспечение «гармонии интересов общества и личности, подчер- кивалась исключительная важность кол- лектива как средства всестороннего разви- тия личности, …всячески подчеркивалось, что высшей целью воспитания является человек» [7]. Несколько взаимосвязанных социаль- ных и социально-педагогических явлений, названных впоследствии «орлятской ме- тодикой», «Педагогикой общей заботы», коммунарством, методикой (технологией) КТД – коллективно-творческой деятель- ности (коллективной организации деятель- ности) и т. д. сложились вследствие того, что уникальный опыт Фрунзенской комму- ны Ленинграда заинтересовал руководство и педагогический коллектив «Орленка». Ориентиром для авторов этого новшества выступал опыт А. С. Макаренко (в том чис- ле «Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского»), кроме того, даже чисто терминологически, здесь можно зафиксировать много общего с практикой пионерских лагерей – коммун (20-х гг. ХХ в.). Культурная практика «Орленка» этой эпохи может рассматриваться как про- должение традиции детского загородного лагеря как коммуны [4, с. 90], ключевым новообразованием стали гуманистическая идеология (особые ценностно-смысловые ориентиры) и практический гуманизм , ко- торые выражались, прежде всего, в обеспе- чении: – «развития у детей таких качеств, кото- рые помогут реализовать себя и как суще- ство общественное, и как неповторимую индивидуальность, со своими специфиче- скими запросами и индивидуальными спо- собами самореализации»; – «принципа добровольности, определя- ющего и все остальные принципы… вос- питание творческой личности – в условиях принуждения не разрешимо»; – «пробуждения у детей интереса к са- моразвитию, самоопределению… в соот- ветствии с самостоятельным осознанием»; – «пространства взаимопомощи, под- держки, помогающего и облегчающего взаимодействия, отношений «товарище- ской заботы о близких и далеких людях, … любви к человеку» [9]. Яркий пример добровольности приво- дят участники тех событий: «в одну из ла- герных смен 1963 г. в день ее торжествен- ного открытия выяснилось, что дежурный командир, который должен был командо- вать парадом и отдавать рапорт, оказался без галстука (ранее на общем сборе он вы- ступал против ношения галстуков). Однако никому из взрослых даже в голову не при- шло надавить на мальчика, о нем говорили с уважением и любопытством. А через не- сколько дней он по собственному почину стал носить галстук [6]. Идейной основой и технологическим инструментом практического гуманизма являлась так называемая традиция добро- го отношения к людям, смысл которой сво- дится к формуле «нести радость людям». Старшеклассница из Киева Л. Калинина, побывавшая в «Орлёнке» в 1962 г., вспоми- нала об импровизированной ночи поэзии: «Как-то ночью море штормило, по кры- ше шуршал дождь, и не очень-то спалось в брезентовых палатках “Солнечного” на самом берегу. Внезапно к нам пришли наши мальчики и вдруг один за другим стали читать стихи. В темноте, при свете фонарика, звучали стихи Е.  Евтушенко, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, А. Вознесен- ского, Р. Рождественского… И только по- том мы поняли, что таким образом ребята успокаивали и отвлекали нас от штормо- вых неприятностей» [11]. А. В. Мудрик вспоминает, что в лагере «культивирова- ли доброжелательность, откровенность, стремление помогать друг другу, рас- крыть свои лучшие качества» [6, с. 148]. Вот что отмечалось в справке ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках и извращени- ===== Статья 8 ===== 15 Siberian pedagogical journal ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 9 ===== Вопросы воспитания и обучения ях в воспитательной работе во Всерос- сийском пионерском лагере «Орленок»: «В лагере методично отдается предпочте- ние воспитанию у ребят таких качеств, как доброта, откровенность, уравнове- шенность, умение быть ласковыми и мало уделяется внимания воспитанию граж- данственности, патриотизма. …Из девиза «Орленка» выхолощено всякое политиче- ское содержание, …от него смачно отда- ет духом общечеловеческого гуманизма, который безуспешно пытаются внедрять в сознание советских людей наши идеоло- гические враги» [6, с. 149]. О собые отношения сотрудничества, основанные на доброжелательности, от- кровенности, поддержке складывались в лагере и в отношениях между детьми и взрослыми. В «Орленке» возникла прин- ципиально новая позиция педагога , когда в «условиях взаимной поддержки вожатый (воспитатель) занимает новое, непривыч- ное для него место, следуя формуле: «не вместо воспитанников, а вместе с ними и впереди них». Педагоги учат не настав- лениями, требованиями и понуканиями, а в общей с детьми творческой работе …постоянно учатся сами – друг у друга и у своих воспитанников» [9]. Вожатые вместе с ребятами на вечернем огоньке решали: что сделать, как это всем вместе спланировать, провести, а потом коллек- тивно анализировали, отмечали вклад каж- дого в общее дело. С. В. Кульневич таким образом описы- вает особенности взрослого в коммунар- ской практике: «старшие друзья приходят на помощь ребенку… они не воспитыва- ют в ребенке это качество, они помогают создать такие условия, в которых он обя- зательно проявит себя, не может не про- явить, но – только добровольно, без при- нуждения и без педагогических хитростей и уловок» [9]. Подчеркнем, что в это время в лагере сформировался особый педагогический коллектив, «вожатыми были люди не толь- ко педагогических профессий, но и му- зыканты, художники, врачи, спортсмены, инженеры» [6], все они были молоды и ув- лечены процессом создания неповторимой смены. «Все вожатые “варились” в систе- ме педагогических ценностей коммунар- ства. Витал дух жажды познания и творче- ства» [1, с. 48]. В работе вожатых особое значение имело тесное взаимодействие с напарником, умение находить общие под- ходы по отношению к детям, терпимость, внимание и поддержка друг друга. Вожат- ский отряд выступал своеобразным образ- цом межличностных отношений, являлся носителем всего лучшего, что появилось и закрепилось в лагере. Поэтому, по мне- нию вожатой «Орленка» в 1962–1963 гг. И. Леоновой, «в душе осталось это не- обыкновенное чувство единения, внутрен- ней связки, все было очень зажигательно, ярко» [11]. В реализации практического гуманизма особая роль принадлежала так называе- мым законам «Орлёнка», которые высту- пали, прежде всего, как рамки свободы и демократии во временных детских объ- единениях, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья, и только потом как пра- вила оптимальной организации совмест- ной деятельности, нормы морали и нрав- ственности [3; 8]. Основными рамками свободы высту- пали «Закон моря» и «Закон территории». Вожатый дружины «Звездная» 60-х гг. В. Ф. Хозов вспоминал, что очень жёст- ким был «Закон моря», который не позво- лял не только купаться, но и находиться на море без педагогов, так как это чрез- вычайно опасно… был случай, когда до- мой отправили ребёнка за несоблюдение этого требования [11]. Согласно «закону территории» никто из детей без ведома вожатого не вправе был покидать террито- рию лагеря, т. к. ответственность за жизнь и здоровье детей была возложена на взрос- лых. Этот закон предписывал уважительно относится к другим детским объединени- ям (не мешать им шумом или разговорами, когда они заняты своими делами). ===== Статья 10 ===== 16 Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 11 ===== Upbringing and training questions Повседневные этические нормы за- кладывал и так называемый закон зелени, который устанавливал норму бережного отношения к растениям, запрещал нано- сить им вред, поскольку живописный рас- тительный мир «Орлёнка» поддерживался трудом многих людей, да и вообще, счита- лось, что лагерь надо беречь, как собствен- ный дом. Еще одним инструментом практиче- ского гуманизма были девизы, придуман- ные детьми и поддерживаемые вожатыми и руководством лагеря: «Наша цель – сча- стье людей! Мы победим. Иначе быть не может», «Живи для улыбки товарища!» и т. п. [11]. Рассматривая культурную практику ВПЛ «Орленок» 1962–1966 гг. как про- должение социально-педагогической традиции пионерского лагеря-коммуны (20-е гг. ХХ в.), следует определить ха- рактер взаимодействия с окружающей со- циальной средой [7, с. 90]. Если в начале века активное взаимодействие со средой обеспечивало жизнедеятельность участни- ков лагеря-коммуны (получение продуктов питания), общественно-полезная деятель- ность задавалась сущностью пионерской организации, то в «Орленке» активность в значительной мере направлена на преоб- разование внутренней среды сообщества, что предусматривало: – воспитание у подростков активной жизненной позиции (готовность выраба- тывать свое отношение к окружающему миру, отношение к себе, готовность фор- мулировать задачи, чтобы действовать в соответствии с ними, готовность дей- ствовать самостоятельно и творчески); подготовку детей к повседневному, здоро- вому проживанию индивидуальной жизни; – специфический стиль жизни детско- взрослой общности – импровизация, ини- циатива, творчество; – высокую степень общественной само- организации совместной деятельности. Практика пионерских лагерей-коммун 20-х и 30-х гг. обогатилась в «Орленке» установленными технологическими про- цедурами и регламентами – алгоритм методики коллективно-творческой дея- тельности (коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллектив- ная подготовка, коллективное проведение и коллективный анализ). Специфический стиль жизни детско- взрослой общности выражался в следую- щем – каждая лагерная смена отличалась серией интересных, необычных творче- ских дел: «День изобретения колеса», по- литические бои, вечера разгаданных и не- разгаданных тайн, защиты фантастических проектов, «Малые греческие олимпийские игры», «Зарницы» и т.  д. Регулярно про- ходили встречи с интересными людьми, пресс-конференции, трудовые десанты на сельскохозяйственные и строительные ра- боты, походы в горы и ближайшие окрест- ности. Вожатая И. Леонова отмечала, что «вся инициатива в проведении дел исходи- ла от самого отряда. Это в душу отклады- валось. Всё было завязано на смысловой составляющей и на том, как эти дела осу- ществлялись. Отрядное дело охватывало не только людей, которые его проводили, а всех. А если ты в этом деле не участвуешь, значит, участвуешь в следующем деле  – это была вожатская задача: показать ребёнку, что он может быть не только участником, но и организатором. И, конечно же, девизом любого действия в лагере было: «Каждое дело творчески – иначе зачем?» [11]. А. В. Мудрик, характеризуя творческую атмосферу, вспоминал: «В лагере все дела- лось необычно: проводились защиты фан- тастических проектов, пресс-конференции с самыми неожиданными “гостями” (ими были сами же ребята) – космонавтами, инопланетянами и др., трудовые “десан- ты” в ближайшие деревни и дальние ста- ницы и чайные совхозы, вместо спартакиа- ды – Малые греческие олимпийские игры, вместо обязательных тогда политинформа- ций  – политбои, вместо Дня знаний – День изобретения колеса и так все» [6]. Макаренковская традиция почти воен- ===== Статья 12 ===== 17 Siberian pedagogical journal ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 13 ===== Вопросы воспитания и обучения ной четкости и пунктуальности в комму- нарской практике технологически офор- милась в «Закон ноль-ноль» – каждое дело начинать и заканчивать в намеченный срок, эта норма в своем расширительном толковании предъявляла требования к точ- ности не только во времени, но и в словах, обещаниях, делах [3]. Характерной чертой культурной практи- ки «Орленка», соответствующей традиции загородного детского лагеря как коммуны является демократия , которая обогатилась принципом диалогичности (А. В. Мудрик), что предполагало в данном случае: – технологически оформленную прак- тическую демократию на всех этапах осу- ществления совместной деятельности; – открытость для обсуждения всех окру- жающих социальных и культурных реа- лий, без скидки на возраст участников дис- куссии (признание права на обсуждение как признание взрослости); – открытость для обсуждения жизни детско-взрослого сообщества и поступков всех его участников (в режиме нравствен- ной рефлексии). Как отмечали в своих воспоминаниях участники этих событий – вожатые «Ор- ленка», «мы все старались делать так, что- бы жизнью лагеря руководил актив – сами дети. Видимости никакой не было, это было настоящее детское самоуправление. Конечно, вожатые постоянно были рядом с детьми, думали вместе с ними, обсуж- дали, направляли, но никак не навязывали и не заставляли» [1, с. 45]. «Вожатые вме- сте с ребятами решали, что сделать, как это всем вместе спланировать, провести, а потом коллективно проанализировать, отметив вклад каждого в общий успех» [6]. В «Орленке» технологически был оформлен такой элемент традиционной советской практики коллективного вос- питания (А. С. Макаренко), как сменность актива. В коммунарской практике инсти- тут дежурных командиров был дополнен чередованием традиционных поручений (ЧТП), советом дела, что позволяло каждо- му в течение смены пробовать себя в раз- ных социальных ролях, испытывать свои силы, достигать успеха. По воспоминаниям И. Леоновой, данная методика давала воз- можность включать в деятельность всех. Особенно был действенным принцип «Се- годня я подчиняюсь, а завтра руковожу». А. В. Мудрик вспоминал, что именно в «Орленке» «впервые со старшекласс- никами стали говорить». Так, появилась традиция «с уважением, неформально, обмениваться мнениями, обсуждать се- рьёзные темы и проблемы» [11], в ходе которых «рождалось много интересного, и это требовало большего умственного и душевного напряжения» [11]. В поста- новлении ЦК ВЛКСМ, разгромившем практику «Орленка», отмечалось, что дети «только и делают, что спорят, анализиру- ют себя и свои поступки, прожитый день» [1, с. 44]. А в справке ЦК практика откры- того общественного диалога «Орленка» осуждалась в следующих словах: «В по- литических беседах и дискуссиях лагеря широко культивируется постановка вопро- сов, способных вызвать нездоровый ажи- отаж. Чтобы пробудить активность ребят, разговор с ними, как правило, строится на теневых сторонах окружающей действи- тельности, наших осложнений в междуна- родной обстановке. В пионерском отряде… был проведен “Разговор о жизни”. Вожатый поставил два вопроса: “Восприятие окружа- ющей жизни и, в частности, недостатков”, “Последствия культа личности”. В других отрядах для бесед выбирались темы: “Не- капиталистический путь развития”, “Обще- ственные фонды потребления”, “Колхозы в Италии”, “Специалисты в правительствах”, “Политика КПК”, “Фашизм и неофашизм”» [6, с. 150]. Практика нравственной рефлексии, ре- ализуемая в форме вечернего «огонька», способствовала обращению к личности подростков, осмыслению своего места в коллективе, в самооценке дел, поступков и отряда в целом. Н. Безбородов – участ- ник Всесоюзного сбора комсомольцев- ===== Статья 14 ===== 18 Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 15 ===== Upbringing and training questions школьников в «Орленке» в 1963 г. отмечал важность такого мероприятия в жизни ре- бенка: «За три дня до отъезда по вечерам у костра прошли “Откровенные разгово- ры” (“Суды чести”). Особенность их за- ключалась в том, что каждый должен был дать характеристику товарищу, оценить его положительные стороны и назвать не- достатки, которые предстоит изжить. Но давая характеристику товарищу, ты в этот момент характеризовал и себя (свою прин- ципиальность, честность, объективность, доброжелательность). Меня “судили” в по- следний вечер. Никогда в жизни я больше так не волновался и не радовался, когда ус- лышал напутствие товарищей-коммунаров: “К большой жизни готов. Не сломайся!”». Технологическому оформлению в ком- мунарском «Орленке» начала 1960-х гг. подверглись правила участия в дискуссии, это – «Закон поднятой руки» («Прави- ло свободного микрофона). В этой норме устанавливалось право для любого участ- ника общности обратить на себя внимание и быть выслушанным, высказать свою точ- ку зрения в комфортных условиях общей тишины. Культивировались также уваже- ние к мнению собеседника «выслушай, не перебивая», ответственность за свои оцен- ки и предложения: «Критикуешь – предла- гай, предлагаешь – действуй». Очевидно, что по своей форме «Орле- нок» в большей степени был школой обу- чения актива пионерской и комсомольских организаций, осуществляя подготовку подростков к организации общественной деятельности. Так, по воспоминанию С. Д. Полякова, «“орлятская” жизнь по- вернула меня – обычного старшеклассни- ка с весьма индифферентным отношением к комсомольской работе – к активной, наступательной общественной позиции [10, с. 6]. Многие воспитанники тех лет по возвращению в свои школы становились инициаторами создания общественных объединений, клубов старшеклассников- комсомольцев, вдохновляли взрослых и сверстников на «коллективное творче- ство, коллективную организацию деятель- ности и социально-преобразовательную направленность» («чтобы окружающая жизнь в школе и вне школы стала лучше») [10, с. 6]. Яркой чертой «Орленка» как шко- лы комсомольского и пионерского актива являлась миссионерская направленность – участники смен должны были нести идеи и опыт в свои первичные организации. Объясняя краткость существования этой культурной практики, А.  В.  Мудрик указывает, что «Орленок» 1962–1966 гг. «вопиюще не соответствовал… принципу культуросообразности. Он не только не вписывался в советскую культуру и совет- скую систему воспитания, а прямо-таки бросал им вызов» [6, с. 153]. Обсуждение и заключение. Коммунар- ский проект Всероссийкого пионерского лагеря «Орленок» 1962–1966 гг. пред- ставлял собой вариант нетотаталитарного воспитания (А. В. Мудрик) и может по- ниматься социальным экспериментом по формированию «острова будущего обще- ства внутри современности», где в русле идей выдающихся педагогов 1920-х гг. вос- питание в коллективе рассматривалось как обеспечение гармонии интересов обще- ства и личности. Характерными чертами этой практики являются: реализация в детско-взрослом сообществе идеологии и практики гуманиз- ма; направленость активности на преобра- зование внутренней среды сообщества; практическая демократия и новая культу- ра детско-взрослого диалога; обогащение практики общественной самоорганизации и преобразующего взаимодействия с окру- жающей средой установленными техноло- гическими процедурами и регламентами; реализация программы летней школы ак- тива комсомольских и пионерских органи- заций (программа подготовки школьников к организаторской деятельности). Практика «Орленка» стала реализованной социально- педагогической утопией, давшей импульс значительному числу социальных, культур- ных и социально-педагогических явлений. ===== Статья 16 ===== 19 Siberian pedagogical journal ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 17 ===== Вопросы воспитания и обучения Библиографический список циальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е): [коллективная монография]   / Школа актуальных гуманитарных исслед. РАНХиГС при Президенте РФ; [ред. и сост.: И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов]. – М.: Новое лит. обозрение, 2015. – 715 с. 8. Панченко С. И. День за днем в жизни во- жатого: в помощь всем, кто работает или бу- дет работать с подростками в детском лагере  / Всероссийский детский центр «Орленок». – М.: Шк. технологии: Народное образование, 2008. – 348 с. 9. Педагогика: личность в гуманистиче- ских теориях и системах воспитания учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Бондаревской. – М.; Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с. 10. Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 176 с. 11. Федотова Ю. А. Воспоминания вожатых и старшеклассников, участников Всесоюзного сбора комсомольцев-школьников в «Орленке» в 1963 г., записанные в 2013 г. – Краснодар: ВДЦ «Орленок», 2015 – 32с. 1. Балашкова Л. А. Истины ради… // Ориен- тир. – 2011. – № 1. – С. 34–39. 2. Бураков Ю. В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря: на опыте Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1980. – 19 с. 3. Гусев Б. Б. Всероссийский детский центр «Орленок» как педагогический феномен второй половины ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 1999. – 23 с. 4. Куприянов Б. В. Загородный детский ла- герь в исторической ретроспективе // Вестник Московского городского педагогического уни- верситета. – 2018. – № 1 (43). – С. 86–97. 5. Куприянов Б. В. Вариативность социаль- ного воспитания школьников: монография.   – Кострома: Костромской госуниверситет им. Н. А. Некрасова, 2009. – 260 с. 6. Мудрик А. В. Три года, породившие ле- генду // Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / под общ. ред. Т. А. Ромм, Т. Т. Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 147–154. 7. Острова утопии: педагогическое и со- ===== Статья 18 ===== Поступила в редакцию 20.06.2018 Kupriyanov Boris Viktorovich Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Prof. of the Department of Pedagogy of the Institute of pedagogy and psychology of education, Moscow city pedagogical University, boriskuprianoff2012@yandex.ru, ORCID 0000-0002-1041-6056, Moscow THE STORY OF NON-TOTALITARIAN EDUCATION IN THE SUMMER CAMP «ORLENOK» 1 Abstract. Introduction. In the domestic practice of education the role of the turning point was played by the 60s of the twentieth century, from that time in the vocabulary of millions of Russian teachers included the concept of “collective creative work”, “evening light”, “school of Komsomol activists”, etc. it was At this time there was a symbolic cultural practice of education and organization of summer recreation of children, reflecting the romanticism thaw in the USSR. It is this tradition faced at the turn of XX and XXI centuries with the realities of market relations, having found a number of value contradictions, putting on the agenda the question of the possibil- ity of using communal pedagogy at the present time. ===== Статья 19 ===== 1 The study was undertaken with the financial support of RFBR, project No. 18-013-00890а. 20 Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2018 ===== Статья 20 ===== Upbringing and training questions Materials and methods. Basis for historical reconstruction found in dissertation studies the practices of VPL – VDTs “Eaglet”, in scientific, methodological and autobiographical texts, ac- tive participants in socio-pedagogical project of the 60s of the twentieth century, personal docu- ments: memoirs, letters, diaries. To describe the active search for new options of working with children in the all-Russian pioneer camp of Central Committee VLKSM “Eaglet” 1962-1966, he applied the method of historical and pedagogical renovation. Research result. Characteristic features of the cultural practice of the all-Russian pioneer camp “Orlyonok” 1962-1966. they were: the implementation in the children’s and adult com- munity of humanistic relations, special relations of cooperation based on goodwill, frankness, support, democracy and a new culture of dialogue, the self-value of originality, improvisation, initiative, creativity, social self-organization enriched by established technological procedures and regulations (collective procedures of goal setting, planning, training, etc., evening light as a technological node. Discussion and conclusions: the scientific novelty and theoretical significance of the article are in the details of the ideas about the communal project of the all-Russian pioneer camp “Orle- nok” in 1962-66 as a variant of non-Tatar education, social experiment on the formation of the “is- land” of the future society within the present, implemented by the social and pedagogical utopia, which gave impetus to a significant number of social, cultural and socio-pedagogical phenomena. Keywords: summer camp, history of education in the USSR, democratic education. ===== Статья 21 ===== References pp. 147–154. (In Russ.) 7. Kukulin, I., Mayofis, M., Safronov, P., ed. and comp., 2015. Islands of utopia: peda- gogical and social design of the post-war school (1940–1980). Moscow: New lit. review Publ., 715 p. (In Russ.) 8. Panchenko, S. I., 2008. Day after day in the life of the counselor: to help everyone who works or will work with teenagers in a children’s camp. Moscow: SHK. technology: Public education, 348 p. (In Russ.) 9. Bondarevskaya, E. V., ed., 1999. Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education manual. Moscow, Rostov on Don: Crea- tive center “Teacher” Publ., 560 p. (In Russ.) 10. Polyakov, S. D., 2016. Collective creative education: reboot. Moscow: national book center, if “September” Publ., 176 p. (In Russ.) 11. Fedotova, Yu. A., 2015. Memories of coun- selors and high school students, participants of the all-Union collection of Komsomol students in the "Orlenok" in 1963, recorded in 2013. Krasnodar: VDTs "Eaglet", 32 p 1. Balashkova, L. A., 2011. For the sake of Truth... Reference point number, 1, pp. 34–39. (In Russ.) 2. Burakov, Yu. V., 1980. System of education- al activities of the year-round pioneer camp: the experience of the all-Russian pioneer camp of the Komsomol “Orlenok”. Cand. Sci. (Pedag.). Mos- cow, 19 p. (In Russ.) 3. Gusev, B. B., 1999. All-Russian children’s center “Orlyonok” as a pedagogical phenomenon of the second half of the twentieth century. Cand. Sci. (Pedag.). Rostov on Don, 23 p. (In Russ.) 4. Kupriyanov, B. V., 2018. Country chil- dren’s camp in historical retrospect. Bulletin of the Moscow city pedagogical University, 1 (43), pp. 86–97 (In Russ.) 5. Kupriyanov, B. V., 2009. Variability of social education of schoolchildren: Monograph. Kostro- ma: N. Nekrasov Kostroma State University Publ., 260 p. (In Russ.) 6. Mudrik, A. V., 2011. Three years, gave birth to a legend. Social pedagogy: people, ide- as, problems: a collection. Arzamas: AGPI Publ., ===== Статья 22 ===== Submitted 20.06.2018 21 Siberian pedagogical journal ♦ № 4 / 2018