Генезис становления ВДЦ «Орленок» как центра творческой гуманистической педагогики Первое упоминание о ВДЦ «Орленок» мы находим в книге А.И. Гусева «Год за годом». В ней говорится, что «недалеко от Туапсе открьшся Всероссийский лагерь «Орленок». Первых орлят было немного - 520 человек» (60). 25 марта 1959 года Постановлением Совета Министров РСФСР и Бюро ЦК ВЛКСМ по РСФСР определило сроки строительства Всероссийского пионерского лагеря. Опыт ВДЦ «Орленок» с первых лет его существования стал предметом научных исследований, посвященных формированию взаимоотношений в кратковременном детском коллективе (54); анализу детского коллектива как объекта и субъекта воспитания (46) формирования активной жизненной позиции старшего школьника в условиях временного коллектива (69). Обобщающим исследованием 20-летнего периода развития ВДЦ «Орленок» (1960-1980 гг.) стала кандидатская диссертация Ю.В. Буракова, посвященная системе воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря. В ней отмечалось, что деятельность пионерского лагеря является продолжением воспитательного процесса общеобразовательной школы при участии комсомола и пионерской организации, семьи и общественности. Ю.В. Бураков вслед за Х.Й. Лийметсом и Л.И. Новиковой установил, что воспитательная система является единством не только общего и особенного, но единичного, - того специфического, что свойственно учреждению с постоянным составом педагогов и школьников, окружающей его средой. Воспитательная система ВДЦ «Орленок» не сводилась только к системе педагогической. С одной стороны, она - система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая. Она влияла на школьника не только как педагогический фактор (через учебный процесс, процесс воспитания, отдельные мероприятия), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду; через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями); через психологический климат в коллективе. Таким образом, воспитательная система ВДЦ «Орленок» изначально имела сложную структуру. Это - цель; деятельность; субъект деятельности; отношения; среда системы, освоенная субъектом; управление. Принципиальными позициями в данном исследовании явилось то, что диссертант показал единство в многообразии. Воспитательная система ВДЦ «Орленок» отвечает признакам системности: целенаправленности, наличием внешних и внутренних связей разнообразных элементов, динамичность. Многообразие - в реальности специфики жизни и условий ВДЦ «Орленок», соответствие типу данного учреждения. Ю.В. Бураков подчеркнул, что к концу 70-х годов ВДЦ «Орленок» стал выполнять три важнейшие функции. 1. Инструктивно-методическую (оказание помощи пионерским дружинам, школьным комсомольским организациям в подготовке детского актива, работе со старшими и отрядными вожатыми; изучение и обобщение педагогического опыта). 2. Образовательно-воспитательную (проведение занятий различных кружков, клубов, подготовка пионеров-инструкторов). 3. Рекреационную (организация и проведение массовых мероприятий с детьми: слетов, смотров, праздников, вечеров, митингов и т.п.). В 1982 году вышла книга О. Газмана и В. Матвеева «Педагогика в пионерском лагере». Из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орленок». В книге рассказывалось о системе воспитательной работы лагеря. Говорилось о том, что созданный в 60-е годы педагогический коллектив представлял собой творческую мастерскую, из которой вышли многие элементы сегодняшней системы деятельности пионерской организации. Так зародился феномен «орлятской педагогики». Авторы подчеркнули, что вожатые и руководители ВДЦ «Орленок» создавали свою воспитательную систему, сумели поставить на службу развитию личности и массовые, и коллективные, и индивидуальные формы воспитания, создать живую творческую атмосферу. Установлено, что ВДЦ «Орленок» - это лаборатория методов коллективного творческого воспитания, школа тренировки общественных навыков, гуманизма, трудолюбия, радости творчества (53). ВДЦ «Орленок» изначально были присущи признаки гуманистической педагогической системы: наличие собственной концепции, принятой детьми и педагогами; здоровый образ жизни коллектива; ориентация на общечеловеческие ценности; событийный характер больших коллективных дел; наличие «зон свободного развития»; разумное разрешение возникающих конфликтов за счет внутренних сил; взаимное доверие, стремление помочь; чувство принадлежности к коллективу учреждения; ощущение защищенности и комфорта. Родившись как лагерь пионерского и комсомольского актива, ВДЦ «Орленок» с первых дней стал вбирать в себя опыт многих воспитательных коллективов страны. Впервые коммунарская методика как методика коллективной организаторской деятельности апробирована И.П.Ивановым в созданном им в 1959 году совместно с Ф.Я.Шапиро и Л.Г.Борисовой коммуне. Разработку методики продолжили преподаватели и студенты ЛГПИ им. А.И.Герцена. В основе коммунарской методики лежат педагогические идеи Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, А.П.Гайдара, В.Н.Терского, работы Т.Е.Конниковой, В.С.Ханчина, С.Л.Соловейчика, опыт школ-коммун 20-30-х гг., романтическое содержание деятельности пионерской организации. Коммунарская методика, как отмечает О.С.Газман, возникла как альтернативная авторитарной командно-бюрократической системе воспитания. Она противостояла негативным сторонам официальной школы и педагогики 40-70-х гг.: «бездетной» педагогики, «педагогике массовых мероприятий». В Российской педагогической энциклопедии (1999) коммунарская методика определяется как система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма (52). Основная цель и результат применения методики - раскрепощение личности воспитателя и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению. Суть методики коллективно-творческого воспитания определяют 4 положения, характеризующие ее основные черты: 1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов в результате участия воспитанников в социально значимых делах, в атмосфере общей, творческой заботы об улучшении окружающей жизни. 2. Организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности. Особую роль в эмоциональном сплочении членов коллектива имеет их участие в изобретении новых (игровых) форм деятельности. 3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность. 4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехе (52). Опыт применения данной методики выявил особую роль коммунар-ского сбора как средства эмоционального сплочения коллектива. В.А.Караковский назвал сбор наиважнейшей концентрацией положительного воспитательного опыта, педагогической лабораторией, в которой идет постоянный поиск и апробация новых форм воспитания (74). Несовместимость коммунарской методики с формальной воспитательной идеологией обусловили трудности ее повсеместного распространения. ВДЦ «Орленок» оставался, по сути, единственным центром ее пропаганды и развития. Это привело к тому, что на начальной (восходящей) фазе своего развития педагогический феномен ВДЦ «Орленок» воспринимался неоднозначно. Так, например, новаторские идеи коллективно-творческого воспитания, пропагандируемые в лагере, воспринимались официальными структурами неоднозначно, что привело к острому конфликту внутри ВДЦ «Орленок», повлекшему уход целой плеяды талантливых педагогов, основателей лагеря. Ссылка на исходный текст: [[https://studexpo.net/827661/pedagogika/genezis_stanovleniya_orlenok_tsentra_tvorcheskoy_gumanisticheskoy_pedagogiki]]